Введение
Вступление.
Для исследовательской работы мы выбрали тему «Оружие Победы - бронепоезда», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются историей своего края в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования – город Солнечногорск
Предмет исследования – история героического бронепоезда №53
Цель исследования –узнать о бронепоезде №53 и его роли в защите города Солнечногорска
Задачи исследования:
Обобщить сведения о бронепоездах.
Изучить технические особенности бронепоезда№53.
Рассмотреть исторический факт обороны г.Солнечногорска экипажем 53 бронепоезда.
Оформить результаты исследования в виде презентации и изготовить макеты бронепоезда.
Ознакомить ребят школы с историческими фактами защиты родного города.
Методы исследования:
1. Социологический опрос.
2. Изучение литературы по данной теме.
3. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
3. Изготовление макетов бронепоезда.
Этапы выполнения работы:
1 этап – 1.Ознакомление.
2. Определение темы и цели проекта.
2 этап – самостоятельная работа над поставленной проблемой, в ходе которой осуществляется поиск, отбор, систематизация, оформление отобранного материала.
3 этап – 1. Сравнительный анализ результатов исследования.
2. Создание презентации.
Глава1. Общие сведения о бронепоездах
Давно отгремели последние бои на фронтах Великой Отечественной войны, самой жестокой и кровопролитной из всех войн, которые знало человечество. Наш народ принял на себя главный удар военной машины гитлеровского фашизма, выстоял, и вышел победителем в смертельной схватке с врагом. Эта историческая победа — результат героических усилий миллионов солдат и офицеров Красной Армии, народных ополченцев, партизан, тружеников тыла.
В этом немалая заслуга и советских железнодорожников. Более 500 бронепоездов — стальных крепостей на колесах — действовали на фронтовых магистралях. Из них 230 зенитных, защищавших небо над станциями, разъездами, перегонами от налетов вражеской авиации.
С первых дней войны начали создавать это грозное оружие на собственные средства рабочие и служащие железных дорог — в паровозных цехах и вагонных депо, на ремонтных заводах. Построенные на личные сбережения железнодорожников, имели на своих бортах надписи, отражавшие чувства и адреса их строителей, имена любимых народных героев: «За Родину!», «Смерть фашизму!», «Москвич!», «Кузьма Минин», «Илья Муромец» и много других.
В формирующиеся экипажи уходили машинисты, их помощники, кочегары, главные и старшие кондукторы, поездные вагонные мастера, связисты, путевые рабочие. Рядом с артиллеристами, зенитчиками, пулеметчиками суровую боевую вахту несли железнодорожники-добровольцы в черных шинелях.
Бронепоезд — это железнодорожный состав с артиллерийским и пулеметным вооружением, укрытый броней. Предназначен он для боевой поддержки пехоты и других родов войск, а также для ведения самостоятельных боевых действий в полосе железной дороги.
Глава 2. Исторический факт обороны г.Солнечногорска экипажем 53 бронепоезда.
При обороне столицы самоотверженно действовал 53-й отдельный бронепоезд.
Бронепоезд №53 был построен на Брянском заводе еще до войны — в середине тридцатых годов. Он состоял из бронированного паровоза и двух бронеплощадок. Каждая из них имела по две башни с трехдюймовыми морскими орудиями Путиловского завода и по четыре пулемета «Максим» с каждого борта. На паровозе была установлена счетверенная зенитная установка из тех же «Максимов».
Вначале этот бронепоезд базировался в Грузии, в районе Тбилиси. На четвертый день войны под командованием капитана Джахиева и политрука Полюсука его направили на Западный фронт. Последовали пять месяцев непрерывных боев.
22-23 ноября экипаж бронепоезда выдержал тяжелейший поединок с немецкими танками на станции Подсолнечная.Мощная танковая группировка гитлеровцев, встретив упорное сопротивление советских войск под Клином, стала обходить его с юго-запада и двигаться на Солнечногорск с целью перерезать железную и шоссейную дороги.Для поддержки оборонявшихся здесь соединений 16-й армии бронепоезду № 53 была поставлена задача отражать атаки немецких войск на участке Клин – ст. Подсолнечная.
22 ноября в 16.00 часов бронепоезд находился на ст. Покровка. Связавшись по селектору со ст. Подсолнечная, Джахиев узнаёт, что станция и Ленинградское шоссе, по которому двигались наши войска, находятся под обстрелом немецкой артиллерии. Поезд на полной скорости двинулся к ст. Подсолнечная. Когда поезд подошёл к Солнечногорску, Джахиев увидел, что с юго-запада к железной дороге движутся немецкие танки и, ведя огонь с хода, держат под обстрелом дорогу.Бронепоезд № 53 вступает в бой.
Как это было, рассказывает член экипажа бронепоезда Н. Дзэнеладзе:«Мы увидели колонну из 10 танков. Они разделились на две
группы и открыли огонь по бронепоезду. Командир, капитан Джохиев, подпустил танки на близкое расстояние. Все четыре орудия бронепоезда открыли огонь. Первыми снарядами были подбиты два танка. Немцы, не ожидавшие такого отпора, отошли. Используя естественные укрытия, немецкие танки пытались перекрыть путь бронепоезду, разворотить гусеницами рельсы. Но мы своим огнем не допустили их к полотну железной дороги и подбили еще три танка. Выскочившие из горящих танков экипажи были уничтожены пулеметным огнем.»Умело маневрируя, бронепоезд около двух часов вел артиллерийскую дуэль с танками и прикрывал отход своих войск на новые позиции.
Несколько снарядов врага пробили броню бронепоезда. Был пробит паровозный тендер. Произошла большая утечка воды. В 18 часов бронепоезд отходит к станции. На путях — составы, много составов. В них боеприпасы, военное имущество. Нужно все это спасти, вывезти из-под огня противника. Бронепоезд ведет заградительный огонь.
К 19 часам 22 ноября бой затих, немцы остались на ночь в районе нынешней туббольницы. Захватить с ходу Солнечногорск фашистам не удалось.И вот свободные паровозные бригады бронепоезда заняли места на стоявших паровозах. Состав за составом выкатываются со станции. Все заняты своим делом: кто работает за машиниста и кочегара, кто за сцепщика и стрелочника. Личному составу бронепоезда с ремонтом помогают железнодорожники.
Расчистив пути, в полночь бронепоезд отходит к станции Поварово. Приняв там десант – пулемётный батальон, поезд снова держит путь на Подсолнечную. Здесь пулеметчики с ходу занимают огневые позиции. Им предстоит трудная схватка с противником.Ночь прошла относительно спокойно.
Наступило утро 23 ноября, воскресенье.В городе было тихо. Горожане по карточкам получали хлеб и другие продукты. Со станции ушел последний эшелон эвакуируемого завода имени Лепсе.
Около 12 часов дня снова послышались орудийные залпы, свист мин, стрельба из пулеметов и автоматов. Немецкие танки, ведя непрерывный огонь, от туббольницы двинулись к железной дороге, туда, где насыпь сравнивается с обочинами (ныне район СЭМЗ). Бронепоезд № 53 пытался преградить им путь, но вновь получил серьёзные повреждения и отошел к станции. Около 15 часов фашистские танки перешли через полотно железной дороги и вышли на Ленинградское шоссе.После этого боя поезд отходит в тыл. На перегоне Подсолнечная – Поварово состоялась вторая артиллерийская дуэль бронепоезда с большой группой танков. Танки пытаются обогнать бронепоезд, выйти на железнодорожное полотно, разрушить путь. Но бронепоезд, пробивая себе путь огнём, выходит из зоны огня танков и прорывается к Москве.Так произошёл редчайший случай, когда бронепоезд вступил в единоборство с наседавшей на него громадой фашистских танков и вышел победителем. В результате бойцы бронепоезда не дали противнику перерезать Ленинградское шоссе, по которому отходили массы наших войск. Сам бронепоезд получил три десятка крупных и более сотни небольших пробоин.Командующий Московским военным округом и Московской зоной обороны генерал Артемьев П.А. дал высокую оценку действиям бронепоезда. Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены: командир бронепоезда Джахиев А.Д., комиссар Полюсук В.П., его заместитель Кривошеев Г.Н., секретарь парторганизации Смирнов Н.М. и другие.
После ремонта бронепоезд № 53 участвовал в советском контрнаступлении под Москвой, а затем получил направление на Кубань.
Бронепоезд №53, по воспоминаниям оставшихся в живых членов его экипажа, беспрестанно отбивал воздушные атаки. На станции Кущевской он отразил два немецких массированных налета. Это повторялось затем и на других станциях.
Заключение
Благодаря нашей работе мы узнали, что бронепоезда участвовали практически во всех фронтовых операциях Великой Отечественной войны, отважно защищали железнодорожные узлы, прикрывали сосредоточение и развертывание советских войск, отличались смелыми, внезапными налетами на позиции врага.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий по краеведению. Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута.
Приложение