Введение
Территория Южного Урала и Зауралья характеризуется смешением разных народов. При этом, с одной стороны, народы сохраняли свои культурные традиции, а с другой, совместное проживание способствовало взаимопроникновению традиций. Именно поэтому всегда большая удача найти предметы, которые не только по своему внешнему виду и технике исполнения позволяют отнести их к той или иной этнической и территориальной принадлежности, но и соотнести с ними, по данным авторов или владельцев.
Ожидаемо, что наибольшее количество памятников материальной культуры на территории региона должно принадлежать коренным народам, одним из которых являются казахи в районах, расположенных южнее р. Уй и восточнее р. Урал.
В моей работе рассматривается яркое материальное проявление одной из интереснейших традиций казахского искусства, пример казахского домашнего текстильного производства - безворсовые тканые ковры (такыр килимы), обнаруженные нами в поселке Цвиллингский Чесменского района Челябинской области, а также техника их изготовления, функциональное назначение, историческое и современное значение в быту.
Килим - это тканый ковёр, популярный у кочевых народов. Именно такие ковры издавна использовались для оформления стен юрты изнутри, для покрытия пола, как покрывало для постели. Широкое применение свидетельствует о востребованности этих изделий в жизни кочевых народов. Создание ковра требует навыка, знания традиций и творческого подхода. Каждый подобный ковер самобытен, в нём заложено одновременно следование многовековым традициям и художественное видение мастера. К преимуществам безворсового ковра перед привычными нам ворсовыми можно отнести как технологию изготовления, не требующую сложного оборудования, так и само отсутствие ворса, что позволяет легко чистить их в условиях маловодия степи. Килимы не так массивны, как привычные нам ковры, при этом очень ярки и неповторимы, именно эти качества и принесли такому виду ковра внимание со стороны коллекционеров, декораторов и поклонников этнических мотивов.
При этом, килимы редки на территории региона – так, до обнаружения нами 8 безворсовых ковров, изготовленных в Чесменском районе, были известны всего 2 ковра из Брединского района, причем сделанных за пределами региона.
Такая же тенденция наблюдается и в других регионах России с коренным казахским населением, например, лишь два экземпляра безворсовых цельных ковров были встречены в процессе экспедиционных работ, проведенных среди казахов Западной Сибири (2., С. 68), что, возможно, связано с тем, что в прилегающих к нашей области регионах Казахстана, подобные изделия встречаются крайне редко (11., С.12), тем не менее безворсовые ковры представляют собой неотъемлемую часть культуры казахов (3., С.1).
Стоит отметить, что мастера, способные ткать узорные ковры, были не во всех населенных пунктах Казахстана даже в начале 20 века (12., С. 139).
Целью данной работы является описание обнаруженных ковров, реконструкция процесса их изготовления и выяснение предназначения.
Задачи:
Поиск и подробное описание сохранившихся килимов;
Описание особенностей процесса изготовление тканных безворсовых ковров, как путём реконструкции, так и методом интервьюирования;
Анализ цветового решения килимов и композиционного состава их узоров, семиотика;
Включение места локального распространения ковров (посёлок Цвиллингский) в экскурсионные маршруты Музея-мастерской древних и традиционных технологий на время хранения;
Использование орнаментов в изделиях, а также рассмотрение килимов в качестве объекта этнокультурного туризма и источника материала для сувенирной продукции.
Актуальность работы
Наше обращение к теме безворсовых цельнотканых ковров вызвано необходимостью привлечения внимания к этому пласту казахской культуры.
Социальные функции казахского ковроткачества исчезли практически повсеместно, не сохранилось даже изготовление сшивных дорожек «алаша» горизонтального ткацкого стана и на данный момент мы можем констатировать прекращение развития традиции изготовления цельных безворсовых ковров среди казахов Зауралья, при той же ситуации в Западной Сибири (3., С. 153).
К сожалению, в нашем регионе данная область традиционного ремесленного производства не музеефицирована, что создает проблемы, связанные с сохранением этой части культурного наследия указанного населения.
Поэтому, изучение ткацкой казахской традиции в целом, опрос доступных информаторов, прямо или косвенно участвовавших в изготовлении килимов, документация орнаментов и цветовых решений, как одной из наиболее показательных областей традиционной культуры в плане выявления специфических черт требует дальнейшего исследования (3., С. 154).
Кроме того, занимаясь описанием предметов народного быта, изучая их функциональное значение в жизни народов и идентифицируя их культурное происхождение, мы вносим свой вклад в сохранение многообразия традиций, существующих и существовавших в регионе.
Объект исследования: традиция изготовления килимов как часть ремесленного и средообразующего наследия казахов.
Предметом исследования стали казахские цельнотканые безворсовые ковры из посёлка Цвиллингский Челябинской области.
Методика работы и материал
Полученные материалы были собраны в ходе общеэтнографических и специализированных экспедиций Музея-мастерской древних и традиционных технологий Научно-образовательного центра по южным районам Челябинской области (Чесменскому, Троицкому, Верхнеуральскому, Брединскому, Карталинскому, Агаповскому, Кизильскому и Нагайбакскому).
Информацию о наличии тканых безворсовых ковров мы также получали из ОГБУК «Челябинский областной центр народного творчества», Государственного исторического музея Южного Урала, муниципальных домов культуры и т.п.
Первая информация о килимах собрана в ходе экспедиции Музея-мастерской в пос. Цвиллингский в октябре 2011 года, но она осталась без должного внимания, так как целью поездки являлись текеметы – войлочные валяные изделия. Именно фотографии чесменских килимов, сделанные во время этой экспедиции, привлекли мое внимание и положили начало данной исследовательской работе.
Основная часть данных собрана в месте выявленного нами локального распространения килимов - Цвиллингском сельском поселении Чесменского района Челябинской области в экспедициях 2017 года при моем непосредственном участии – общеэтнографической 13-18 августа и специализированной с 29 сентября по 1 октября.
В ходе первой экспедиции мы познакомились с элементами культуры и быта казахского населения и обнаружили сразу 8 тканых изделий, в том числе 7 безворсовых ковров (приложение 1). Произвели первичные замеры и фотосъемку ковров, провели интервьюирование владельцев и членов семей изготовителей.
Повторная поездка, была посвящена исключительно килимам, изучены нити, использованные при их изготовлении, замерена плотность уточной нити и нити заправки, увеличено количество информаторов, обнаружен еще один килим и одна тканая дорожка (алаша).
Аудиозаписи интервью производились на цифровые диктофоны, также осуществлялась видеосъемка и фотосъемка. Выполнена фотосъемка как тканых изделий в целом, так и их отдельных фрагментов – элементов орнаментов, следов использования, краев и т.д., а также современного использования изделий в интерьере, пересняты фотографии из семейных архивов. Замеры линейных размеров сделаны при помощи стандартных рулеток, измерения толщины нитей основы и утка при помощи цифрового штангенциркуля. С ноября 2017 килимы находятся на временном хранении в Музее-мастерской. В целях популяризации килимов снято несколько телевизионных сюжетов (например - https://youtu.be/WKt-roLPWs8).
За помощь в проведении исследований выражаю искреннюю признательность директору студии дизайна «Капитан» (с. Чесма) Овчинниковой Марине Сергеевне, директору МУК «Цвиллингская централизованная клубная система» Тургуновой Гульсаре Нагашибаевне, Главе Администрации Цвиллингского сельского поселения Нурумову Жадгеру Жакуповичу, всем нашим информаторам, сотрудникам Управлений культуры и образования Чесменского района, за помощь в описании килимов Артюшкиной Елене Ивановне, заведующей Центром НХП и ремесел ГУК ОЦНТ.
Работа прошла апробацию на городской конференции активов школьных музеев «История одного экспоната» (12.01.2018), конференции «Этнический туризм в Чесменском районе Челябинской области» (9.02.2018) и др.
Основная часть
Название
Принципиально важным для дальнейшей работы нам представлялась четкая идентификация традиционного казахского названия изучаемого предмета, так как в разговоре с информаторами использовалось в основном «ковер», даже «панно», а уже с нашей подачи «килим».
Очевидно, что изучаемые нами предметы это безворсовые цельные тканые ковры – такыр килем (такыр – голая земля, бритый, лысый; кiлем – ковер) (1., С. 56).
Также одно из изделий относится к другому типу - тестме алаша, так как не цельное, а сшито из 2 полотен со сложным рисунком и изготовлено на узконавойном (горизонтальном) ткацком стане.
Для удобства работы мы дали килимам из наших временных фондов названия, отражающие их особенности.
Описание килимов
«Геометрический»
Автор Тургунова Жемаш Дюсаевна. Изготовлен в 1977 году. Размер 334 см на 188 см. Нить основы – неокрашенная растительная (грубый лён или конопляная). Уточная нить – натуральная шерсть. Плотность нитей основы – 25 на 10 см, уточной – 45 на 10 см. Преобладающими цветами являются красный, желтый и голубой цвет. На килиме использован космогонический орнамент –звезда, замкнутый между двумя полосами «Зигзага». Орнаментация этого ковра в основном относится к геометрической группе. Килим имеет крепления на стену по длинной стороне.
«Цитрусовый»
Автор Томашева Р.Т. Размер 296см на 133 см. Плотность основы- 20 нити на 10 см, уточной – 35 на 10 см, преобладающими цветами являются оттенки малинового. В середине располагается 11 маленьких черных растительных розеток. По левую и правую сторону от них лежат розовые розетки большего размера, заключенные в «цитрусовый» орнамент. Центральную части по краям заканчивает чередование цветных розеток (розовых и мятных). Центральную часть выделяет кайма черного цвета, на которой располагаются орнаменты «ботакоз», что в переводе с казахского означает «верблюжий глаз». Судя по следам использования, лежал на полу.
«Рогатый»
Автор Тургунова Жемаш Дюсаевна. Изготовлен в 1966 году. Размер 288 см на 174 см. Плотность нитей основы – 35 нити на 10 см, уточных нитей- 45 нити на 10 см, преобладающим цветом является малиновый. На ковре выткана надпись «Айдан ок», что в переводе с казахского означает «Белее луны». В центральной части идет чередование орнаментов. В 2 ряда соткан «Кошкар муйиз», что в переводе с казахского значит «Бараньи рога», который разделяют небольшие ромбы. Выше располагаются космогонические орнаменты типа «Звезда» синего, зеленого и желтого цвета. Затем идет небольшая полоса 8-лучовых розеток разных цветов. В центре ковра располагаются «Кошкар муйиз», между которыми 8-лучовые розетки. Остальная часть ковра отражена зеркально. На кайме коричневого цвета, вытканы группы ромбов, разных цветов. Судя по следам использования – висел на стене.
«Акхан»
Автор Дангальбаева Мариям Шайкеновна. Ковер изготовлен в 1977 году. Размеры 345 см на 170 см. Плотность: основа 25 нити на 10 см, уток 35 нити на 10 см. Выткана надпись: «Акхан», которая является именем собственным. Орнаменты в основном геометрические. Весь ковер состоит из повторения геометрических звезд, в разных цветах.
«Алаша»
Ковер, или правильнее его назвать дорожка - тестме алаша, была изготовлена Каншаем Катериной Ниомировной. Это не цельное изделие, так как представляет собой 2 сшитых полотна. Длина – 307 см, ширина одного полотна 92 см, всего изделия 184 см. плотность: основа 25 на 10 см, уток 45 на 10 см. В центральной части располагаются 3 геометрических рисунка, вытканные из белого и желтого цветов. Самую значительную часть ковра занимаю простые горизонтальные полосы зеленых, розовых, синих, жёлтых, коричневых цветов. Кайма выполнена с помощью орнамента «Зигзаг» белым цветом. Все орнаменты относятся к геометрической группе.
«Кызыл килем» (приложение 2).
На этом килиме, собравшем на себе много типов орнаментов, остановимся подробнее.
Он выделяется из серии изученных безворсовых ковров яркими цветами, нарочитой несимметричностью и разнообразием сюжетов.
Судя по вытканной дате, изготовлен он в 1972 году, автор – Дангельбаева Мариям Шайкеновна.
Длинная сторона ковра – 372 см. Короткая сторона - 188 см. Площадь ковра почти 7м2.
Нити основы проложены по длинной стороне, плотность 20 нити на 10 см, у кромок добавлена еще 1 нить на сантиметр, вероятно для того, чтобы края были плотнее.
Уточная нить - 50 нитей на 10 см.
Ковер цельный, выполнен простым полотняным переплетением, орнаменты – многоуточным ткачеством.
Нити и основы, и утка спрядены из овечьей шерсти, окрашены химическими красителями. По данным опрошенных и по характеру нити ясно, что нити спрядены и ссучены вручную, что еще больше увеличивает трудоемкость изготовления килима.
Нити основы использованы бледно-розового и бледно-голубого цвета, при этом окрашены они не так ярко, как уточные нити и создается впечатление, что на основу краситель на нити основы расходовался более экономно или просто пошли плохо (некрасиво) прокрашенные нити из-за того, что их все равно не видно под нитью утка.
Преобладающим цветом килима является красный и его оттенки, лишь на бордюре фоновый цвет черный. Красный цвет вообще является предпочтительным в казахских изделиях, так как он усиливает их магические функции, так как именно красный издавна считался у тюрков сильным оберегом (8., С. 3-4)
Цвета рисунка – жёлтый, зелёный, голубой, синий, розовый, чёрный, оранжевый.
Исходя из цветовых предпочтений, можно отметить что сочетание цветов и их соотношение находится в рамках устойчивого цветового сочетания казахских предметов декоративно-прикладного искусства (8., С. 3), что еще более подчеркивает его традиционность, сохранение идеалов, обретших классическую форму много веков назад. Примечательно, что устойчивые колористические особенности изделия говорят нам и о регионе изготовления при определении контрастов (синих, средних, слабых). Так как для севера и запада Казахстана характерно большое количество сильных контрастов при минимуме слабых– большинство контрастных, затем сильных и минимум слабых (5., С. 68)
В килиме использовано 68 орнаментов и 57 групп орнаментов, 29 разных видов всех четырех основных групп (6., С. 217) - космогонические, зооморфные, растительные, геометрические и их производные.
В глаза сразу бросается, то что многие элементы выполнены очень небрежно, некоторые не вписываются в традицию. Вообще, для казахских ковров принято допускать умышленные помарки, что свидетельствует о набожности исполнителя. Но, как выяснилось из бесед с информаторами, странные орнаменты могут возникать не только по этой причине. Так, один из них указал, что в изготовлении килима участвовали все члены семьи, в том числе и дети, которые нередко вносили свои коррективы в сюжетную линию.
Одними из главенствующих орнаментов на килиме является «Кошкар муйиз» («Бараньи рога»). При том что это один из самых распространенных и «каноничных» элементов, в его трактовке есть различия. По словам информатора Тургуновой Г.Н., он символизирует гостеприимство дома где находится килим, ведь мусульмане колют барана и встречают его головой гостей, именно поэтому килим находился на стене в трапезной, где принимались гости
Важное место занимают растительные орнаменты, символизирующие мировое древо и райские сады.
Так же несколько раз повторяются ромбы. Казахское их название – «ботакоз», что в переводе означает «верблюжий глаз». Так как верблюды для казахов играли большую роль в их жизни, именно ромб они сравнивали с их глазами.
Некоторые орнаменты повторяются в разных, в том числе довольно неожиданных, местах. Интересно, что тут слова информатора Тургуновой Г.Н. звучат в унисон с мнением академика Моргулана (4., С. 48), что орнаменты повторяются как элементы в танце.
У некоторых ромбов по углам расположен «балак», что в переводе с казахского означает «костыль». Обычно его присоединяют к более сложным рисункам, как в данном случае. Непонятными для нас являются антропоморфные фигуры, они не вписываются в общую систему традиционных казахских орнаментов и больше всего напоминают славянских берегинь. Достаточно большую площадь занимают растительные орнаменты, символизирующие как мировое древо, так и цветы.
Использование
Одним из интереснейших направлений в этнографической науке является семиотический анализ материальной культуры, связанный с обычаями, обрядами, ритуалами, так как в использовании отдельных предметов традиционного быта казахов прослеживаются разнообразные этикетные нюансы.
Постоянно работая в Музее-мастерской именно с предметами, мы разделяем мнение, что для этнографической науки представляют интерес, прежде всего, взаимосвязи предметного мира с человеком, а также социальные взаимоотношения людей, опосредованные материальными вещами (7., С. 3), и именно поэтому стараемся связать предмет или аналог с рассказами людей, или литературными источниками.
Из-за трудоёмкости технологии изготовления килимов можно судить о том, что в домашнем быту казахов не было частой смены изделий, ведь каждая, даже утилитарная вещь художественно оформлялась, нередко, как в случае с описываемыми нами килимами, в течение большого срока – около года, и тем самым она окультуривалась, эмоционально прочувствованно принималась мастером, семьей или одариваемым. Считалось, в этих предметах начинала присутствовать частица домашнего благополучия, поэтому существовали запреты на неправильные действия людей по отношению к тем или иным предметам.
Предназначение каждого из тканых предметов, описанных нами в экспедиции – отличалось. Самые простые – полосатые паласы (алаша) укладывались у порога – не только потому что делать их быстрее, чем килим, но и потому, что у казахов устойчиво мнение, что пестрый палас, как и пестрая веревка, являются мощным оберегом от сглаза (10., С. 35).
Килимы, подобные описанным нами, включались в убранство сначала юрты, а затем дома как магические талисманы благодаря символике орнамента. В одном помещении было несколько ковров, которые украшали стены и пол. По красоте ковра судили об умениях будущей хозяйки. Это изделие, расцениваемое как сакральное, согласно этикету, являлось обязательным в составе приданого. Помимо того, что само ткачество и вышивание пронизываются системой магических приемов, сам процесс размещения на стене ковра непременно оформлялся торжественно, для чего приглашались подруги, родственницы, соседки – плодовитые счастливые женщины. Этот праздник сопровождался застольем и подарками хозяйке за смотрины. Она же в свою очередь, согласно этикету, одаривала всех тех, кто вешал ковер. Такая обрядность проводилась с целью стимулирования благополучия в семье (10., С. 35, информаторы).
Ковер, который в нашей работе мы называем «кызыл килем», использовался в качестве настенного ковра в трапезной, на его фоне делались фотографии, он показывался гостям. Изначально, как нам кажется, он предназначался для напольного использования, об этого говорит ориентация даты и орнаментов, нарушаемая при настенном применении.
Технология изготовления
По данным информаторов, перед ткачеством вручную изготавливались нити, как основы, так и уточная. Обе нити вручную прялись из шерсти, по сохранившемуся инструментарию на подвесном веретене, без использования прялок. В ряде случаев нить дополнительно ссучивалась из нескольких, окрашивалась химическими красителями, в больших емкостях.
Ткали килим на довольно примитивном вертикальном стане, который представлял собой железные трубы, связанные между собой, на них и наматывались нити, на определённом расстоянии. В поселке Цвиллингском нами такой станок обнаружен не был, но попал в пос. Беловский, тоже Чесменского района – в разобранном виде на чердаке сарая.
Очевидно, что размер будущего ковра зависит от размера рамы, а толщина деталей должна была обеспечивать достаточную жёсткость конструкции при работе. Работы производились в нежилом помещении (пристройке, сарае). Такой станок прислонялся к стене здания.
В статьях, посвященных изготовлению килимов, описывается несколько другой вариант станка, материалом для которого служит дерево.
По литературным источникам, за станками работала хозяйка и приглашенные (наёмные) работники (3., C. 150), при этом на одно изделия уходило несколько недель. По данным информаторов в поселке Цвиллингский за станком работала либо одна мастерица, либо вся семья, включая мужчин, но от случая к случаю, помимо основной работы. При этом один килим мог изготавливаться целый год, что в общем соотносится и с датами на них.
Выводы
Изученные изделия являются казахскими цельноткаными безворсовыми коврами (такыр-килимами), изготовленными вручную в поселке Цвиллингском Чесменского района Челябинской области в середине-второй половине XX века.
Все ковры изготовлены в полном соответствии с традиционными материалами и технологиями (ручное прядение, окрашивание, использование вертикального ткацкого стана), использованием традиционных орнаментов.
Домашнее производство подобных ковров в посёлке Цвиллингском является уникальным явлением, поскольку ковры ткали именно на территории Челябинской области, связано, вероятно с переездом в посёлок мастеров, обладающих необходимыми навыками с посёлка Джанбул Казахстана.
Заключение
Традиции народной художественной культуры сегодня вызывают повышенный интерес не только в среде специалистов и профессионалов. Причина возрождения интереса к традиционным предметам и их орнаментике кроется как в потребности культурной самоидентификации в условиях глобализации, так и широком применении орнаментов и цветовых схем с килимов в современном ручном ткачестве, дизайне вещей и интерьеров.
Достаточно показательным является, например, то, что размещенный нами предварительный отчет об экспедиции с фотографиями килимов уже в первый день собрал сотни репостов и «лайков» в социальных сетях, особенно в англоязычных сообществах Facebook, где выражалось восхищение, удивление предметами, просьбы дать крупные фрагменты орнаментов для повторения.
Рассмотренная подборка килимов пос. Цвиллингский Чесменского района, в целом, несмотря на свой относительно молодой возраст, является частью культурного наследия региона, выполнена в традиционной технике, с использованием подобающих орнаментов и цветовых решений.
В настоящее время нами запланирована выставка коллекции килимов в Чесменском районе и на базе выставочного зала в Челябинске.
Первая выставка килимов организована 9 февраля 2018 в Центральном Доме Культуры в рамках конференции "Этнический туризм в Чесменском районе Челябинской области. Ресурсы, перспективы", на которой мною также сделан доклад и проведены мастер-классы по изготовлению орнаментов килимов для возможного изготовления сувенирной продукции по их мотивам.
Список литературы
Бектаев К. Большой казахско-русский, русско-казахский словарь. Алматы, 1995
Дайрабаева, А.А. Традиционное ткачество казахов юга степной зоны Западной Сибири (к вопросу о сохранности традиций) // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2010. – № 3. – С. 67-71.
Дайрабаева А. А. Безворсовые цельные ковры казахов степной зоны Западной Сибири второй половины XX века (к проблеме сохранности ремесленной традиции) // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 3: Археология и этнография. С. 149-156.
Моргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. – Альбом-Алма-Ата: Онер. – т.2. 1987.-288с.
Сардыбаева, С.К. Колорит в народном искусстве казахов: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.05. - Москва, 1990
Таженова А. П. Истоки казахского народного орнамента //Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012, 6
Токарев С.А. К методике этнографического изучения культуры // Советская этнография, 1970. № 4
Турганбаева Ш.С. Преемственность в ковроткачестве: колорит, принципы и методы художественного проектирования ковровых изделий // Простор., 2010
Турганбаева Ш.С. Эстетико-художественные особенности цветового решения в современном искусстве Казахстана. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Барнаул, 2011
Тохтабаева Ш. Символика предметов традиционного быта казахов// Серия «Культура и история Казахстана». iPub, 2017
Шевцова А.А. Казахский народный орнамент: истоки и традиция. М., 2007
Шнейдер Е. Р. Казахская орнаментика//Казаки. Антропологические очерки. Л.: Изд-во АН СССР, 1927. С. 135-171.
Исмагулова Б., Ережепова Э. Казахско-русский, русско-казахский словарь: Аруна 2002
Приложение 1.
Таблица 1.
Характеристики такыр килимов.
№ |
Название |
Автор |
год |
Размеры, см |
Плотность нитей на 1 см |
Цвета (в порядке убывания) |
Кол-во видов; всего |
Типы орнаментов |
Где использовался |
1. |
Кызыл килем |
Дангальбаева Мариям Шайкеновна |
1972 |
372 Х 188 |
Основа: 2
Уток: 5 |
Красный, синий, жёлтый, чёрный, голубой, оранжевый, розовый |
24; 68 |
Космогонический, зооморфный, растительный, геометрический |
Висел на стене или лежал на полу |
2. |
Геометрический |
Тургунова Жемаш Дюсаевна |
1977 |
334 Х 188 |
Основа: 2,5
Уток: 4,5 |
Красный, жёлтый, голубой, мятный, коричневый, розовый, белый, оранжевый, зелёный, синий |
6; 53 |
Геометрический, космогонический |
Висел на стене или лежал на полу |
3. |
Цитрусовой |
Томашева Р.Т. |
- |
296 Х 133 |
Основа: 2
Уток: 3,5 |
Красный, розовый, оранжевый, синий, мятный |
4; 122 |
зооморфный |
Лежал на полу |
4. |
Рогатый |
Тургунова Жемаш Дюсаевна |
1966 |
288 Х 174 |
Основа: 3,5
Уток: 4,5 |
Малиновый, жёлтый, зелёный, синий, серый, коричневый, фиолетовый, белый, оранжевый. |
12; 153 |
Зооморфный, космогонический, растительный, геометрический |
Висел на стене или лежал на полу |
5. |
Акхан |
Дангальбаева Мариям Шайкеновна |
1977 |
345 Х 170 |
Основа: 2,5 Уток: 3,5 |
Красный,
Розовый, чёрный, синий, жёлтый, белый, оранжевый |
6; 59 |
Геометрический, космогонический |
Лежал на полу |
6. |
Алаша |
Каншаэм Катерина Ниомирова |
- |
307 Х 184
(2 полотна 92 см) |
Основа: 2,5
Уток: 4,5 |
Синий, белый, зелёный, голубой, розовый, бардовый, жёлтый, серый, |
2; 5 |
геометрический |
Лежал на полу |
Приложение 2.
Один из килимов - «Кызыл килим»