Введение
В Великом Новгороде немало памятников архитектуры. Один из самых интересных памятников истории и культуры Антониев монастырь. Один из наиболее важных новгородских монастырей в Средние века. Расположен на правом берегу реки Волхов к северу от центра города. Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин. В 1740 году, во многом стараниями архиепископа Новгородского и Великолуцкого Амвросия, при монастыре была основана духовная семинария. Интересно, что и через много лет после открытия в 21 веке в его стенах продолжает функционировать образовательное учреждение Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.
Новгородская духовная семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII – начале XX вв. и цитаделью культурной жизни Великого Новгорода. Среди её выпускников есть много известных имен в частности, викария Евгения (Евфимия) Болховитинова, известного ученого-историка и члена Академии наук. По инициативе одного из руководителей, архимандрита Арсения (Стадницкого) в 1913 году было учреждено Новгородское церковно-археологическое общество. А с 1911 по 1913 года ректором Новгородской духовной семинарии был архимандрит Алексий (Симанский Сергей Владимирович), будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
За несколько прошедших столетий данное учебное заведение несколько раз меняло и свой внешний облик, и направление в обучении. Первично это была Духовная семинария, затем Практический институт народного образования и педагогический техникум, потом Новгородский государственный учительский институт, Новгородский государственный педагогический институт и сейчас Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Здание Новгородской Духовной семинарии может привлечь внимание тем, что оно было построено, как образовательное учреждение и за весь период своего существования не поменяла этой роли.
Объект исследования:
-история образовательного учреждения Новгородская духовная семинария
Предмет исследования: сохранение преемственности педагогического образования в разные периоды его развития.
Цель: выявить основу сохранения преемственности педагогического образования в разные годы его развития.
Данная цель обусловила задачи исследования, которые сводятся к следующему:
-собрать информацию о функционировании образовательных учреждений в стенах бывшей Новгородской Духовной семинарии;
-проанализировать изменение образовательных систем
при смене учебного заведения, сохранение образовательной функции в них;
-выявить способы сохранения преемственности педагогического образования в различные периоды.
Основные методы исследования:
-поисково-исследовательский, реализуемый через изучение различных источников
-аналитический, реализуемый как анализ полученной информации по содержанию исследования.
Практическая значимость исследования:
-информирование общественности об уникальности объекта на территории Антониева монастыря
Основная часть
1.Новгородская Духовная семинария (1740-1918г.)
Основой для открытия в Великом Новгороде духовной семинарии послужил указ императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 года.
«…30-го Октября 1890 года истекло ровно 150 лћтъ съ того времени, какъ Новгородская Духовная Семинарiя, обезпеченная въ своемъ существованiи дарованнымъ по указу блаженныя и вћчнодостойныя памяти Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Анны Iоановны штатомъ, существуетъ въ Антонiевскомъ монастырћ…Въ 1740 году 24 мая состоялся Высочайшiй указъ объ открытiи Новгородской Духовной Семинарiи, и она получила … штатное жалованье. Въ штатћ о содержанiи ясно указана цћль учрежденiя семинарiи вообще и Новгородской въ частности… На подлинномъ штатћ и регламентћ собственною Ея Императорскаго Величества рукою подписано1:
«Опробуется. Анна.
Контросигнировали господа кабинетъ-министры: Андрей Остерманъ. Князь Андрей Черкасскiй.
Маiя 24 дня 1740 года»2
Таким образом, по указу от 24 мая 1740 года была учреждена Новгородская семинария. Торжественное открытие нового учебного заведения состоялось 30 октября 1740 года, а первыми его учениками стали ученики Лихудовской школы, которая оставалась еще некоторое время подготовительной для семинарии.
Огромную роль в создании столь значительного духовного учебного заведения в Великом Новгороде сыграл архиепископ Амвросий (Юшкевич), вступивший на новгородскую кафедру в 1740 году. Амвросий хотел создать для севера России в Новгороде такой же центр духовного просвещения, каким была для юга – Киевская, а для центра России – Московская академии. Свое намерение он изложил в «Доношении» на имя императрицы Анны Иоановны, где объявлял, что «по довольному усмотрению угодного места к строению не уже семинарии, но большой академии по примеру школ Киевских избрал угодное к тому место монастырь Антония Римлянина; намерен я строить каменную академию, в которой кроме других изб и покоев учредительских и ученических надлежит быть по штату 10 школам, тако ж и библиотеке каменной для содержания книг».
Первоначально было открыто только 4 класса: аналогии, инфимы, грамматики, синтаксимы. Но уже в 1741 году появляется класс пиитики (поэтический), а в 1742 году – риторики (ораторского искусства) и рисования. В 1746 году открылся класс философии, а через год – класс богословия. Архиепископ Амвросий составил устав семинарии и штат, состоявший из 12 преподавателей. Поступление учеников осуществлялось в течение всего года. Принимали детей от 12 до 15 лет, обученных читать и писать. В их числе были и представители дворянского сословия, и мещане, и крестьянские дети:
«Двери духовной Семинарiи открыты для всћхъ, кто желаетъ посвятить себя на служенiе Церкви… Кћ этому служенiю нынћ призываются не только дћти духовенства, а и всћхъ другихъ сословiй… Немногiе еще изъ иносословнаго юношества стучатся въ эти двери, но тћмъ не менће въ настоящемъ напримћръ учебномъ году Семинарiя считаетъ въ числћ своихъ учениковъ: 2 изъ дћтей потомственныхъ дворянъ, 3 землевладћльевъ, 11 чиновниковъ разныхъ вћдомствъ, 8 мћщанъ, 5 крестьянъ, 2 нижнихъ военныхъ чиновъ, всего иносословныхъ дћтей 31 из общаго числа учащихся въ Семинарiи…»3
Управляли делами в семинарии ректор, он же архимандрит монастыря, и префект. Ректору надлежало главное наблюдение за семинарией во всех отношениях: учебном, нравственно-воспитательном и экономическом. В первые годы семинарии ректор являлся скорее почетным блюстителем заведения, деятельная же роль по управлению принадлежала префекту. Первым ректором Новгородской духовной семинарии стал архимандрит Юрьева Монастыря Маркелл Радышевский, видный церковный деятель, выпускник и преподаватель Киевской академии, префектом был назначен выпускник Киевской академии, иеромонах Иннокентий Одровонж-Мигалевич.
В 1741 году по проекту Петербургского архитектора Ивана Филиппова в Антониевом монастыре построили два каменных корпуса. В одном из них размещались классы, в другом жили учителя. Для семинаристов построили деревянные избы, каменный амбар в южной части монастыря переделали для пекарни. Позже, в 1840 году, здание надстроили и приспособили для семинарской больницы. Семинарскую трапезу устроили при церкви Сретения Господня, где существовала изначально монастырская трапеза. «На посаде» за монастырскими стенами построили лазарет, в монастыре посадили две рощи – липовую и березовую, для прогулок семинаристов.
В 1754 году состоялся первый выпуск окончивших полный курс новгородской семинарии – 28 человек. Среди них Стефан Лаговский (впоследствии архиепископ Рязанский). Он стал первым преподавателем семинарии из ее выпускников, в 1754 году был назначен учителем пиитики, позже преподавал философию и древнееврейский язык. Выпускником семинарии был и Тимофей Савельев, принявший при вступлении в монашество имя Тихона, в будущем ректор Тверской духовной семинарии, архиепископ Воронежский, философ и просветитель, канонизированный русской православной церковью в 1861 году и известный более как Тихон Задонский. До наших дней дошли его многотомные труды: сочинения в 6-ти томах «Об истинном христианстве» и в 4-х томах «Сокровище духовное от мира собираемое»4. В 1765 г. было велено семинариям выбирать для посылки в заграничные университеты более способных воспитанников для изучения высших наук и восточных языков. В их числе были и новгородские семинаристы.
В 1880-ые годы старые учебные корпуса, построенные при Амвросии Юшкевиче, были разобраны и на их месте, по проекту губернского архитектора А.И Борщова сооружен новый великолепный корпус, сохранившийся до настоящего времени. В актовом зале нового здания 30 октября 1890 года состоялись торжества, посвященные 150-летию этого учебного заведения, где перед собравшимися выступали: митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор, ректор Е.И. Мегорский, преподаватели, выпускники. Они подчеркивали огромную роль семинарии как одного из старейших учебных заведений России в деле образования и воспитания «множества умных и честных тружеников» для церковной и государственной деятельности. В 90-е годы XIX века преподаватели Новгородской семинарии оказались и среди членов новгородского общества любителей древностей, созданного в 1894 г. ученым, краеведом, археологом В.С. Передольским.
Среди выпускников Новгородской духовной семинарии известные просветители и священнослужители. Несколько поколений мужчин семьи Бриллиантовых – семьи с глубокими историческими корнями, члены которой известные священнослужители, педагоги, историки – были выпускниками Новгородской семинарии. Семья Терциевых имела также не одно поколение церковных деятелей и талантливых педагогов, в разное время окончивших Новгородскую семинарию. В 1913 году семьи Терциевых и Бриллиантовых породнились. Дети, внуки и правнуки продолжили педагогические традиции этих семей. Общий педагогический стаж семей Терциевых и Бриллиантовых к настоящему времени насчитывает более 1500 лет и увеличивается с каждым годом. Учились в Новгородской духовной семинарии и будущие писатели Заболотский И. и Зарницын И.
Таким образом, можно говорить о Новгородской духовной семинарии как о центре духовного образования северо-запада России и как об одном из центров культурной жизни Новгорода XVШ-н.ХХ вв.
2.Практический институт народного образования и педагогический техникум (1919-1934).
Созданное в 1917 году новое Советское государство меняло, в том числе и образовательную систему. В 1918 году семинария была закрыта, а через два года упразднен Антониев монастырь. 9 июля 1919 года вышло Постановление Народного комиссариата по просвещению «О преобразовании учительских семинарий», обязавшее к началу будущего учебного года реорганизовать эти учебные заведения в педагогические курсы или институты народного образования. Так был создан Новгородский институт народного образования, который начал работать с 1 октября 1919 года в Антоново, в здании бывшей духовной семинарии. Задачей института являлась подготовка работников внешкольного образования для ликвидации всеобщей неграмотности. Преподавали в новом вузе 26 педагогов, многие из которых ранее работали в столичных высших учебных заведениях. Педагогические дисциплины вел В.И. Покровский (он же ректор), историю и теорию искусств – академик А.А. Карелин, биологию и географию – В.В. Передольский, литературу – В, А. Самсонов, математику – Е.А. Заседателева, физику – В.И. Лапин, психологию – Д.П. Соболев. Из личной коллекции академика А.А. Карелина был оборудован кабинет по истории искусств, из коллекции В.В. Передольского создан музей антропологии и этнографии.
С 1922 года основное внимание уделялось практической направленности подготовки учителей, что привело к изменению названия института – Практический институт народного образования. Декретом совнаркома РСФСР от 10 июля 1923 года практические институты народного образования, в том числе и Новгородский, были преобразованы в педагогические техникумы. Это было связано как с острой нехваткой средств, так и с большой потребностью в кадрах для начальной школы и культурно-просветительной работы на селе. Новгородский педагогический техникум возглавил К.Д. Митропольский, выпускник Новгородской духовной семинарии, окончивший впоследствии историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и Психоневрологический институт. В техникуме он вел курсы педагогики и диалектического материализма. Новгородский педагогический техникум внес свою лепту в подготовку учительских кадров.
Большой вклад в работу школы и развитие культуры тех и последующих лет внесли выпускники техникума, Заслуженные учителя школы РСФСР Н. П. Иванов, З.Ф. Добровидова, В.В. Селезнева, Д.В. Обухова, писатель Г. В. Алехин.
3.Новгородский государственный учительский институт (1934-1953).
В связи с введением всеобщего начального образования возникла необходимость в подготовке квалифицированных кадров для начальной, семилетней и средней школы. Следствием этого стало открытие в 1932 году на базе педтехникума Новгородского Государственного педагогического института имени М.Н. Покровского с факультетами: историческим, русского языка и литературы, физико-математическим и естественно-географическим. Однако такой статус учебное заведение сохраняло всего два года. 1 сентября 1934 года своих питомцев встретил уже учительский институт с двумя факультетами – историческим и русского языка, и литературы. Физико-математический факультет перевели во Псков, естественно-географический – в Ленинград.
В институте работал 21 преподаватель, из них два профессора – ленинградец С. Фарфоровский преподавал историю древнего мира и А.П. Георгиевский читал курс истории русского языка; два доцента, 13 исполняющих обязанности доцента. Четверо преподавателей приезжали из Ленинграда. В программу институтского курса входили педагогика, психология, военное дело, история древнего мира, история средних веков, методика преподавания истории, языкознание, фольклор, древняя литература, русская литература XVIII века. Сотрудниками института велась активная научно-исследовательская работа. Так, на кафедре истории В. А. Фигаровский под руководством академика Б. Д. Грекова работал над кандидатской диссертацией по теме «Борьба со шведской интервенцией в XVII веке», а преподаватель Н. С. Масленников трудился над темой «Роль испанских городов в эпоху Реконкисты».
С началом Великой Отечественной войны институт прервал свою деятельность. Многие преподаватели и студенты ушли на фронт и выполнили свой долг, сражаясь на фронтах. Здание института сильно пострадало во время военных действий. 19 августа 1945 года вышел приказ Совета Народных комиссаров РСФСР о восстановлении Новгородского государственного учительского института с пребыванием его в городе Боровичи (Новгородская область). Выбор был не случайным. Город на Мсте с прилегающими восточными районами области не подвергался оккупации, сохранил весь школьный фонд.
4.Новгородский государственный педагогический институт (1953-1993г.)
Летом 1953 года работы по реставрации и ремонту учительского института были завершены, и осенью в обновленных аудиториях начались занятия. Новгородский государственный учительский институт был переведен обратно в Новгород и реорганизован в Новгородский государственный педагогический институт, дававший высшее педагогическое образование.
После войны стала насущной необходимость подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для средней школы. Весной 1956 года НГПИ в числе других педагогических вузов страны перевели на пятилетний срок обучения и подготовку учителей широкого профиля. Факультет русского языка и литературы и исторический объединили в историко-филологический. Студенты-историки совмещали учебную археологическую практику с изучением далекого прошлого новгородской земли в экспедициях, руководимых кандидатом исторических наук Сергеем Николаевичем Орловым. Экспедиция, которой руководили преподаватели А.Г. Черкасова, Г.Н. Аверьянова, А.В. Никитин и Л.П. Казакевич, собирала материалы для «Атласа русских говоров», начала сбор данных для «Словаря новгородского диалекта». Также с 1956 года в институте ежегодно стали проходить внутривузовские научно-теоретические конференции, результаты конференции публиковались в «Ученых записках».
Среди преподавательского состава были доктора наук, кандидаты наук. Заслуженным авторитетом пользовались преподаватели института: В.Д. Васильев, Е.Г. Гандкина, А.П. Микулич, З.П. Басманова, Г.А. Ключников, Я.А. Гандкин, С.Н. Орлов, И.С. Соминский и другие.
За большие заслуги в деле подготовки педагогических кадров и в связи с 60-летием Новгородский государственный педагогический институт был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, а в 1982 году года институту было присуждено Переходящее Красное Знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. К этому же юбилею был построен новый учебный корпус.
За все годы существования институт подготовил более двадцати пяти тысяч учителей. Более ста из них удостоены почетного звания «заслуженный учитель школы РСФСР».
В 1990 году был осуществлен первый набор в открывшуюся в институте аспирантуру. Педагогический коллектив к началу 1992 года составлял 254 человека, в том числе семь докторов и сто двадцать семь кандидатов наук. Выпускники НГПИ занимали руководящие посты в институте. Проректором по учебной работе стал Ю.А. Прокофьев, по научной работе – В.С. Худницкий, по заочному отделению – И.П. Коваленко.
5.Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (1993г. – настоящее время).
Новгородский университет был создан в 1993 году на базе нескольких отраслевых высших и средних учебных заведений. В настоящее время в состав НовГУ в качестве учебных подразделений входят: Институт электронных и информационных систем, Гуманитарный институт, Институт медицинского образования, Институт непрерывного педагогического образования, Институт сельского хозяйства и природных ресурсов, Институт экономики и управления, Политехнический институт, кроме того средние профессиональные учреждения. Ректором НовГУ был назначен Владимир Васильевич Сорока. Накануне празднования первой университетской годовщины на Троицком раскопе была найдена свинцовая печать князя Ярослава Мудрого, свидетельствовавшая о том, что он, будучи киевским князем, сохранял за собой прямое влияние на развитие Новгорода. По предложению руководителя Новгородской археологической экспедиции, академика В.Л. Янина, которого поддержали члены Ученого Совета НовГУ и областная администрация, молодому университету было присвоено имя Ярослава Мудрого в знак признания заслуг этого выдающегося государственного деятеля и просветителя Древней Руси.
В НовГУ действуют более 70 исследовательских лабораторий и научных центров, в которых проводятся исследования по приоритетным направлениям науки и техники.
Здание Новгородской Духовной семинарии в настоящее время занимает Гуманитарный институт. Среди корпусов института находится здание библиотеки Новгородской Духовной семинарии, не изменившее с течением времени своей функции.
Заключение
В своей работе мы поставили цель выявить основу сохранения преемственности педагогического образования в истории его развития. Выяснили, что:
- Новгородская духовная семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII – начале XX вв. и цитаделью культурной жизни Великого Новгорода.
- проследили эволюцию образовательных систем при смене учебного заведения, сохранение образовательной функции в них. Первоначально это была Духовная семинария, затем Практический институт народного образования и педагогический техникум, потом Новгородский государственный учительский институт, Новгородский государственный педагогический институт и сейчас Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.
-выявили способы сохранения преемственности педагогического образования в различные периоды. Духовная семинария, преобразовавшись в соответствии с государственными требованиями в институт, не перестала осуществлять подготовку педагогических кадров, так как потребность в них всегда оставалась высокой. С упразднением семинарии не прекратила деятельности её библиотека, фонд которой постоянно пополнялся.
Список использованных источников и литературы
Светлов Г.И. Краткий очерк ИСТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ДУХОВНОЙ семинарии. Выпуск 1. Петроград. 1917г.
Секретарь Л.А. Новгородская духовная семинария: наставники и ученики; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2010.
Спасский Л.Н. «150-летие Новгородской Духовной Семинарии. Юбилейный сборник». Новгород, 1891 г.
Указ о бытии семинарии в Антониевом монастыре дан 30 Октября 1740 года.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородская_духовная_семинария
http://museum.novsu.ac.ru/body.php?chap=events&sub=6 Новгородский Государственный Университет
http://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородская_духовная_семинария
http://drevo-info.ru/articles/471.html
http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=12510
1 150-лћтiе Новгородской Духовной Семинарiи. Юбилейный сборникъ. Л.Н. Спасскiй, 1891 г.
2 Указъ о бытiи семинарiи въ Антонiевћ монастырћ данъ 30 Октября 1740 года.
3 150-лћтiе Новгородской Духовной Семинарiи. Юбилейный сборникъ. Л.Н. Спасскiй, 1891 г.
4 Новгородская духовная семинария: наставники и ученики / Л. А.Секретарь; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет, 2010.