Прошлое и настоящее исчезающего народа

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Прошлое и настоящее исчезающего народа

Кононова  Е.Р. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 377 Кировского района Санкт - Петербурга
Алексеева  Н.В. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 377 Кировского района Санкт - Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одним из народов, которые в древности заселяли территорию нашего края, были ингерманландские финны. Они пришли сюда в XVII веке, в шведский период. Идея данного исследования у меня появилась несколько лет назад. Семь поколений моих предков Риллуккка по материнской линии - ингерманландские финны. Проводя каникулы в деревне Выбье (Кингисеппский район Ленинградской области), я узнала, что коренные народы нашего края крайне малочисленны, но бережно сохраняют свой язык, историю и культуру, а Кургальский полуостров в южной части Финского залива является одним из мест их компактного проживания.

Цель работы: обобщить и систематизировать материал по истории и культуре ингерманландских финнов.

Задачи:

1. Изучить историю и культуру ингерманландских финнов;

2. Выяснить их современное состояние;

3. Собрать и систематизировать материал о моих предках Риллукка - ингерманланских финнах.

Объект исследования: история Северо - Запада России

Предмет исследования: коренные финноязычные народы Северо-Запада России.

Актуальность – данная тема актуальна, так как в настоящее время несмотря на прилагаемые усилия идет сокращение численности малых народов, постепенное исчезновение их культуры и самобытности, традиций.

Методы исследования – анализ, синтез, наблюдение, сравнение

Наибольшую помощь мне оказали работа историка и этнографа, директора Центра коренных народов Ленинградской области, ведущего специалиста в области истории малых народов Северо - Запада России О. И. Коньковой «Ингерманландские финны». Также О.И. Конькова является автором сценария научно - популярного фильма: «Ингерманландские финны. Выбор судьбы?»(2007). Я смотрела этот фильм и частично использовала материалы сюжета в своей работе.

Также я посетила музей коренных народов Ленинградской области в деревне Лужицы Кингисеппского района, работала с документами и фотографиями семейного архива, изучала старинные предметы быта, орудия труда, которые бережно сохраняются в доме моих предков в деревне Выбье.

1.Ингерманландские финны (с древнейших времен до 1917 года)

1.1. Районы расселения, исторические сведения

Начало самостоятельной истории ингерманландских финнов (Приложение 1) связано с событиями Смутного времени конца XVI - начала XVII века, с захватом Швецией территории, названной Ингерманландией (Ингрией). Именно на эту территорию двумя мощными волнами в течение XVII века из западных приходов Карельского перешейка и из восточных районов Финляндии переселилось около 20 тысяч финнов-лютеран. Здесь они встретили водь и ижору. На протяжении последующих веков финны ассимилировали некоторую часть ижор и води, создав новый самостоятельный народ – ингерманландских финнов [2,с.7].

Законы Швеции того времени были суровы, полноценными гражданами считали только лютеран, остальные должны были платить социальный налог. В отношении финноязычных вожан, ижор и карел проводилась политика принудительной лютеранизации. К концу XVII века примерно из 50 тысяч жителей Ингерманландии 72% были финны-лютеряне, остальные православные, среди которых примерно половину составляли ижоры и водь. Больше всего финнов обосновалось в восточных ингерманландских землях, лишь на западе православные жители остались в большинстве – 54%.

В 1704 г. после захвата Россией крепости Нарва шведский период в истории Ингерманландии завершился. В 1712 г. Санкт-Петербург стал российской столицей.

После окончания Северной войны в 1721 г. Ингерманландия перешла под власть России, и окружавшая Санкт-Петербург Ингерманландская губерния вошла в состав России и была переименована в Санкт-Петербургскую. Основание Петербурга и включение Ингерманландии в состав Российской Империи – переломный момент в истории ее финского населения [2,с.9]. Стали появляться школы с финским языком обучения, ингерманландская учительская семинария, пасторами лютеранских приходов велась большая просветительская работа среди крестьян. В конце 19 – начале 20 века стала появляться финская периодическая печать и литература, и уже насчитывались десятки общественных объединений ингерманландских финнов. Но после 1917 года по мере обострения кризиса в России положение ингерманландских финнов изменилось. Около 8200 ингерманландских финнов, преимущественно крестьян, бежали от революции и ужасов Гражданской войны в Финляндию [1].

1.2. Внешний облик, характер ингерманландских финнов

У ингерманландсих финнов есть свои особенности характера: с одной стороны они -исключительно трудоспособны и невероятно упорны, с другой - медлительны и излишне аккуратны. Они бережливы, верны и преданны своей земле.

Ингерманландские финны до начала ХХ века сохраняли подразделение на две группы: эурямёйсет и савакот. Финны-эурямёйсет по происхождению – карелы и являются выходцами из старинного финского прихода Эуряпяя, который находился в западной части Карельского перешейка (Приложение 2). Вторая группа, финны-савакот, получила свое название от восточно-финской земли Саво (Приложение 3). Савакот - было понятие собирательное, которым называли всех переселенцев, перебравшихся в Ингерманландию из более отдаленных частей страны, чем приход Эуряпяя. Различия между этими двумя группами ингерманландских финнов были значительны. Эурямёйсет, как переселенцы из ближайших местностей Финляндии, полагали себя коренными местными жителями, а савакот - пришлыми. У них были разные территории расселения, диалекты, одежда, традиции и обряды. Особо выделяется самая западная группа финнов, живущая на Кургальском полуострове и южнее, между реками Лугой и Россонью в приходе Кузёмкино. Это нижнелужские финны, считающие себя самыми смелыми, сильными, независимыми и всегда имеющими собственное мнение. Их диалект схож с местными ижорскими и водскими говорами. Раньше это население причислялось к финнам-савакот [3].

1.3. Поселения, хозяйство и занятия ингерманландских финнов

С самого начала переселения финнов в Ингерманландию стали возникать однодворные финские поселения. Так, в Ореховском погосте во второй половине XVII века однодворные деревни составляли примерно треть всех деревень. В дальнейшем такие поселения стали небольшими деревнями из нескольких дворов. Селились финны и в более крупных поселениях, где уже жили ижоры, русские, водь. Тогда иногда в деревне возникали разные «концы» – «русский конец», «ижорский конец» и т.д.

Финские и русские деревни резко отличались по внешнему виду. Наиболее характерной чертой финской деревни являлась «свободная застройка», отражавшая индивидуализм финского крестьянина. Дома при этом были расположены не единообразно, как у русских (фасадом к дороге или вдоль дороги), а совершенно произвольно.

В XIX в. в центральной и западной Ингерманландии основным вариантом финского жилища был так называемый «западно-русский комплекс» (длинный дом и соединенный с ним крытый двор), а в северной Ингерманландии сохранялась старинная традиция, когда большие каменные или деревянные дворы ставились отдельно от дома.

Еще до середины XIX в. дома финнов были по большей части курными (топившимися по-черному, также было и у води, и у ижор), с низкими потолками и высокими порогами. Вместо окон прорубались световые отверстия, закрывающиеся деревянными задвижками, лишь у богатых крестьян в избах были слюдяные окна. Особенно долго, вплоть до начала ХХ в. такие избы бытовали у финнов-эурямёйсет. В конце XIX – начале ХХ вв. финские дома изменились: их строили уже на фундаменте, прорубали большие окна. Во многих деревнях окна снаружи стали украшать красивыми резными наличниками. Только в северной Ингерманландии резьба не получила распространения [3].

Основным занятием ингерманландских финнов было земледелие, причем издавна отмечалось, что «чем больше финнов в данной местности, тем больше и пашни». Почвы в Петербургской губернии в целом невысокого качества, их приходилось постоянно удобрять: в некоторых деревнях крестьяне привозили на свои пашни навоз даже из петербургских конных казарм и из Кронштадта. Но все равно урожай обычно был втрое и очень редко вчетверо больше посеянного. Финны выращивали и зерно, и овощи, и ягоды.

На песчаных почвах некоторых северо-восточных районов, а также в округе Волосова хорошо родился картофель, и к середине XIX в. он стал истинно «финским» овощем. Картофель финны стали возить на петербургские рынки, а в районах к северу от Невы

(в Колтушах, Токсово) его поставляли его на местные винокуренные заводы, где из него гнали спирт, делали картофельную муку и патоку, и именно из-за этого местные финны были самыми состоятельными в Ингерманландии. Важным был для ингерманландских финнов молочный промысел. Хотя он приносил немалые деньги, но доставка молока в город создавала немало трудностей. Поэтому финны из пригородных деревень возили в столицу цельное молоко, а те, кто жил далее 50 верст от Петербурга, доставляли лишь сливки, сметану и творог. Развитие молочного животноводства вызвало изменения и в хозяйстве. Финны начали создавать крестьянские товарищества, сельскохозяйственные общества, хозяйственные снабженческие и сбытовые кооперативы. Эти объединения покупали совместно сельскохозяйственные машины, проводили консультации, организовывали выставки и учебные курсы. Был грибной и ягодный промысел (сбыт грибов и ягод). Значительно больший заработок приносил и питомнический промысел, которым в губернии занимались, главным образом, именно финны. Крестьяне брали на воспитание детей из Воспитательного дома и от частных лиц в Петербурге, получая за это определенную сумму денег [3].

Рыболовством финские крестьяне занимались во всех уездах. Финны Курголовского и Сойкинского полуостровов ловили морскую рыбу, а жители ладожского побережья – озерную и речную рыбу для продажи в городе. Самый значительный лов шел зимой подледными неводами. В реке Луге отлавливали миногу, которая очень охотно раскупалась и в Нарве, и в Петербурге. В реках и озерах ловили раков. В прибрежных районах был развит и судовой промысел (владение судном и работа на нем, работа на судне по найму, конная тяга судов по каналу).

Ингерманландские финны привозили на продажу также и мясо, а осенью - домашнюю птицу. Занимались ингерманландские финны и перевозкой грузов на телегах и санях, а летом рыбаки, имевшие парусники, доставляли в С.-Петербург лес, камень, гравий и песок для нужд столичного строительства. Многие ингерманландские финны занимались извозом, уезжая порой на долгое время в Петербург работать городскими извозчиками.

Собственно ремесел и кустарных производств в Ингерманландии насчитывалось более 100 видов. Но все же ремесленные занятия, даже в собственном хозяйстве, у ингерманландских финнов были развиты незначительно, хотя во многих деревнях были хорошие кузнецы, которые могли изготовить все. В низовьях реки Луги работали финны-плотники, изготавливавшие лодки и парусники. Во многих деревнях драли ивовую кору, обычно весной или летом в течение 2-3 недель перед сенокосом, затем ее сушили и толкли, и уже в измельченном виде доставляли в Петербург на кожевенные заводы.

В целом, уровень жизни многих ингерманландских финнов в конце XIX – начале ХХ вв. был столь высок, что для работы в хозяйстве привлекали даже наемных работников [1].

1.4. Одежда ингерманландских финнов

Народная одежда ингерманландских финнов – одна из самых ярких и разнообразных черт их культуры. Мужской костюм у всех ингерманландских финнов был схож. Они носили суконные штаны «хоусут», холщевую рубаху «пайта», белый, серый, коричневый или синий кафтан «виитта», поддёвку «поттиэкка», овчинную шубу «туркки», шляпу «лаяппя», фуражку или кепку. Кожаные самосшитые или покупные сапоги.

Женская одежда финок невероятно красива, красочна и разнообразна. Кроме главного разделения женского костюма на одежду финнов-эурямёйсет и финнов-савакот почти в каждом приходе были свои отличия, цветовые предпочтения, орнаменты вышивок.

Одежда финнов-эурямёйсет сохранила многие древние черты костюма Карельского перешейка. Она состояла из рубахи «пайта», сарафана хартиусхамэ» или юбки «хамэ», передника «полле» и головного убора. Юбку-сарафан по праздникам опоясывали поясом «вирон» и носили белые узорчатые льняные перчатки. Головным убором девушек был очень красивый венец – «сяппяли» из красного сукна, украшенный металлическими «шипами», бисером и перламутром. Замужние женщины носили белые полотняные чепцы с кружевом по краю, присборенные и стянутые сзади лентой, или белые головные уборы, похожие на русскую «кичку» без жесткого каркаса.

В прохладную погоду и в праздники финки-эурямёйсет носили короткий белый льняной полукафтан «костоли», а в холодные дни носили короткие или длинные расклешенные от талии суконные кафтаны «виитта». Зимой надевали овчинные шубы, вязанные иглой рукавицы или узорчатые шерстяные перчатки, теплые головные платки. На ноги натягивали чулки, а поверх - ноговицы «кальсут». Летом поверх крепили на ноге оборами кожаные туфли домашнего изготовления, лапти, зимой – кожаные сапоги или валенки. Эурямёйсет очень долго сохраняли свой особый костюм, но в конце XIX в. он стал исчезать, и во многих деревнях девушки стали ходить одетыми, как савакот.

Одежда финок-савакот была более простой - они носили рубахи и длинные широкие юбки. Рубахи шили из белого льняного полотна с разрезом на посредине груди, застегивающимся на пуговицу, и с широкими рукавами. Юбки в сборку шили из однотонной, полосатой или клетчатой шерстяной или полушерстяной ткани. Иногда в праздники надевали по две юбки, и тогда верхняя могла быть ситцевой. Поверх рубахи надевали безрукавный лиф или кофту из сукна или покупной ткани. Передники чаще всего шили из белого полотна или ткани с красными полосами, низ украшали белым или черным кружевом, сложной многоцветной вышивкой, а по краю часто пускали вязаную бахрому.

Девушки заплетали волосы в косу, на голову повязывали широкую шелковую ленту. Замужние женщины носили мягкие чепцы «лакки», отделанные по краю тонким льняным кружевом.

Иной выглядела одежда женщин-савакот из числа так называемых «настоящих государственных». Они считали себя более высокими по положению, чем окружающее население, и их одежда выделялась своей расцветкой. В праздники и женщины, и девушки надевали по несколько лифов, так, чтобы край нижнего лифа был виден из-под верхнего, и было ясно, сколько их надето и как богата их хозяйка. Наплечные платки были также красных тонов. В праздники надевали «господскую обувь» - хорошие покупные башмаки на высоком каблуке.

В западных частях Ингерманландии, по берегам реки Луги и на Кургальском полуострове, финки так же, как водь и ижора из этих мест, надевали «ижорскую» одежду [4].

2. Ингермандандские финны в XX веке

Но после 1917 года по мере обострения кризиса в России положение коренных финноязычных народов изменилось. Многие из представителей этих народов, преимущественно крестьян, бежали от революции и ужасов Гражданской войны в Финляндию.

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. были открыты национальные школы, созданы учебники на национальных языках, в Ленинграде даже появились национальные театры.

После подписания мирного договора с Эстонией в 1920 г., часть лютеранского прихода Кузёмкино, где проживали 1500 человек на 20 лет перешло Эстонии. Но в 1921- 1925 г.г. после политических изменений в России, из Финляндии в родные деревни вернулось 3000 ингерманландцев, поверив в возможность лучшего будущего на родине.

В Ингерманландии началось национальное строительство, было возобновлено образование на финском языке, появились национальные литературные издания. Численность финнов-ингерманландцев в 1926 году была около 115 тысяч человек. Сложнее складывалась судьба финских лютеранских приходов. Начались репрессии против лютеранских священников, закрывали церкви. Репрессии продолжились в период коллективизации в 1930- 1931 г.г. – 18000 ингерманландцев были раскулачены и высланы на Кольский полуостров. Следующая волна гонений и депортаций обрушилась на ингерманландских финнов в 1935- 1936 г.г. – было выселено 26-27 тысяч финнов – в Южный Казахстан и Среднюю Азию. В период кровавого террора 1937 - 1938 г.г. было репрессировано не менее 5 тысяч ингерманландских финнов, уничтожены все очаги национальной культуры.

С началом Второй мировой войны из Ингерманландии было депортировано все местное население - около 60 тысяч человек. После войны вернувшихся на родину финнов, как и ижор, в родные деревни не пустили, и они были отправлены в другие области России. И только в 1950-е – начале 60-х годов в Ленинградскую область возвратилось около 20 тысяч финнов. По переписи населения 2010 года в пределах исторической Ингерманландии насчитывается 11256 финнов, что составляет менее

0,5% населения этого региона, всего в России их около 20000, в мире - около 6000 [5].

3. Ингерманландские финны - мои предки. О семье Риллукка.

На сегодняшний день немногочисленные представители коренных народов Ленинградской области проживают в Кингисеппском районе, в частности Усть-Луге, Кургальском и Сойкинском полуострове на побережье Финского залива. С деревней Выбье, в которой родились мои прабабушка и прадедушка - ингерманландские финны - тесно связана жизнь моих предков (Приложение 4). Когда - то это была деревня, в которой большинство жителей были ингерманландскими финнами (Приложение 5).Они говорили на ингерманландском языке, а по-русски, по воспоминаниям моей мамы, общались мало даже не так давно (лет двадцать-тридцать назад).

История семьи Риллукки Ольги Матвеевны (04.10.1903 – 24.11.1999) - моей прабабушки по материнской линии (Приложение 6) - когда - то началась на острове Пенисаари (Малый) в Финском заливе (Приложение 7).

Рассказывает Муттонен Антонина Викторовна (троюродная сестра дедушки, мамина тётя, сейчас проживает в Финляндии, в детстве проживала в деревне Выбье): «Наш предок - Риллукка (для автора работы - предок в восьмом поколении) жил с семьей на острове Пенисаари. Он был на промысле в море, когда морские разбойники разорили остров и убили всех жителей. И он перебрался на соседний крупный остров Лавансаари. Там была деревня, кирха, школа. В 1860 - х годах его внук Семен Риллукка перебрался в деревню Выбье, там женился, у него родились сыновья, один из которых Риллукка Матвей Семенович (1871 - 1946)»

Риллукка Матвей Семенович(RillukanMatti) - отец моей прабабушки с женой Риллуккой Еленой Матвеевной (Rillukan Helena) (? – 1916) поселились в деревне Выбье (Приложение 10). В семье было 8 детей: 3 брата и 5 сестер. Прапрабабушка очень рано умерла от тифа. Две старшие сестры - Анна и Мария - к этому времени уже были замужем. Одного из братьев - инвалида Александра (? - 1926) - пришлось поместить в интернат, так как ухаживать за ним возможности не было. Забота об остальных братьях и сестрах легла на плечи тринадцатилетней Ольги, так как отцу надо было работать и содержать семью.

Некоторое время Матвей Семенович служил матросом на паруснике, а позже по состоянию здоровья стал работать пастухом.

У прабабушки Ольги Матвеевны не было возможности учиться (она окончила только 3 класса), но несмотря на это она, как говорят, была очень умной и рукодельной.

В 1930-е годы прабабушка устроилась работать уборщицей на рыболовецкий тральщик. Там она познакомилась с кочегаром Богдановым Павлом Богдановичем (1908 - 1944) - моим прадедушкой. Они поженились 21 мая 1938 года, в Ленинграде. Некоторое время Ольга Матвеевна продолжала работать на тральщике, но уже в качестве повара, которого волею случая ей пришлось однажды заменить, а команде очень понравилась ее стряпня.

Затем прабабушка вернулась в деревню и стала работать в колхозе, так как у нее родились дети - Владимир (1940 г.р., мой дедушка) и Виктор (1944 г.р.). В феврале 1944 ушел на фронт прадедушка Павел, а уже в мае 1944 погиб в бою под Нарвой (Приложение 8). Пропал без вести на фронте брат прабабушки Андрей Матвеевич Риллукка (1916 - 1944) (Приложение 9).

Ольга Матвеевна осталась с детьми и престарелым отцом на руках. С ней почти постоянно проживала младшая сестра Екатерина Матвеевна Риллукка (1906 - 1993).

Гонения на представителей коренных народов Ленинградской области не обошли стороной и моих предков. Один из братьев прабабушки - Иван Матвеевич Риллукка (? - ?) был репрессирован, его имя есть на памятнике безвинно погибшим в деревне Конново (Приложения 11,12).

В 1943 году немцы начали принудительно вывозить ингерманландских финнов в Финляндию. Ольга с семьей, ее отец и сестра Екатерина скрывались в лесу.

А сестры Анна, Мария и Ульяна были вывезены в Финляндию, затем по возвращении на родину были отправлены в другие области России. Оттуда они уехали жить в Эстонию.

В 1947 году поступил приказ вывезти всех ингерманландских финнов из пограничной зоны в дальние регионы России в связи с ужесточением паспортного режима. Чтобы избежать этой участи, Екатерина Матвеевна перебралась в Эстонию. А Ольге Матвеевне с семьей было предписано выехать в Сыктывкар Коми СССР. Как вдове фронтовика и матери ребенка - инвалида ей удалось добиться отмены высылки. В деревне тогда осталось всего пять семей (Приложение 13).

После изменения политической обстановки в стране финнам было разрешено вернуться в свои деревни. В 1956 году в родную деревню вернулась Екатерина, и они с прабабушкой снова стали жить вместе. Екатерина Матвеевна работала в колхозе имени Кирова - ловила рыбу на мотоботе, а затем работала на рыбокомбинате (Приложение 14).

Прабабушка все также продолжала работать в колхозе, занималась земледелием, скотоводством и вела домашнее хозяйство. Сестры также были искусными рукодельницами – пряли пряжу, вязали, вышивали, шили, ткали полотна и половики и др.

Анна Матвеевна, Мария Матвеевна и Ульяна Матвеевна так и остались жить в Эстонии, у них были семьи, дети (Приложение 15). Все прабабушки умерли в старости. Младшая из дочерей Анны Матвеевны - Алина Михайловна Сыпулина (1936 г.р.) - проживает в Нарве.

Мой дедушка - Владимир Павлович Богданов - после окончания техникума работал бухгалтером, заведовал магазином в Сланцевском районе, потом в совхозе «Кингисеппский» проверял качество молока, в последние годы обслуживал Дом культуры в пос. Кингисеппский, в котором проживает, выполнял слесарные, сантехнические, плотницкие работы. Сейчас он пенсионер (Приложение 16).

Его родной брат Виктор Павлович Богданов - подполковник в отставке, пенсионер, прошёл Афганистан, сейчас также проживает в поселке Кингисеппский.

Родовую фамилию сейчас носит только Риллукка Лилия Андреевна (1942 г.р.)– двоюродная сестра Ольги Матвеевны, проживает в деревне Выбье.

Лилия Андреевна Риллукка (Приложение 17) - младшая дочь Андрея Семеновича, родного брата моего прапрадедушки. О нем нам почти ничего не известно, кроме того, что он умер от голода в 45 лет, возвращаясь из лагерей.

В нашем доме в Выбье сохранились старинные орудия труда и предметы быта: прялка, сани и подсани, большая толкушка, старинные комод и сундук (Приложения 18 - 22). Это практически музейные экспонаты, и я очень горжусь тем, что их бережно сохраняли несколько поколений моей семьи.

4. Сохранение традиционной культуры

В настоящее время на территории Санкт-Петербурга и области функционирует ряд общественных национальных объединений, которые занимаются научно-просветительской, образовательной и культурной деятельностью. Старейшим из них является Санкт-Петербургская общественная организация «Санкт-Петербургское добровольное общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто».

В 2002 году образован Центр коренных народов. У этих обществ одна общая цель – сохранение и развитие культуры коренных финноязычных народов Северо-Запада России. В Ленинградской области поддержка этнокультурного многообразия коренных малочисленных народов с 2013 года ведется в рамках отдельной государственной программы.

На территории Кингисеппского района ежегодно проводят праздники, посвященные малым народностям и их культуре и коренным народам Ленинградской области, которые я по возможности посещаю вместе с дедушкой и мамой.

Грандиозный праздник культуры коренных народов Северо - Запада проводят в деревне Вистино ежегодно в середине июля. Сюда съезжаются водь, ижора, ингерманландские финны, корелы, вепсы.

В Вистино находится Ижорский музей, который я посетила (Приложение 24). Неделей позже в деревне Лужицы традиционно проходит праздник водской культуры «Лужицкая складчина», который также является очень впечатляющим мероприятием. В 2013 году в деревне Лужицы Кингисеппского района был открыт Водский музей (Приложения 23,25). Посещение ижорского и водского музеев было для меня очень полезным, так как культура и быт этих народов очень близки культуре и быту ингерманландских финнов (Приложение 26,27).

К сожалению, до сих пор не определен статус ингерманландских финнов как коренного малочисленного народа Российской Федерации. На территории Ленинградской области нет ни одного национального образования, финский язык преподаётся в 13 школах Петербурга, но только в 5 как один из основных иностранных языков, а в остальных школах – факультативно (в виде платных курсов). Примерно такая же ситуация наблюдается и в Ленинградской области. Статус финского языка как языка коренного народа России, отсутствует.

Заключение

В заключение я хочу сказать, что данная работа оказалась для меня очень полезной.

Во - первых, я изучила историю, культуру и быт ингерманландских финнов, что помогло мне лучше представить моих предков: их внешний облик, характер, занятия.

Во - вторых, мне удалось систематизировать, собрать воедино материал о моих предках Риллукка по материнской линии. Я узнала, каким трудным был жизненный путь моих предков на фоне непростой истории ХХ века. Я горжусь тем, что это были и есть - мужественные люди, которые любили и защищали свою Родину, не сдавались обстоятельствам, имели твердый и мужественный характер.

Я пришла к выводу, что ингерманландские финны и другие коренные народы Северо - Запада, проживающие на территории нижнего течения Луги, Кургальском и Сойкинском полуостровах имели сходную культуру. У них были однотипные виды построек, они занимались одинаковыми видами деятельности и промыслами, а основным промыслом было рыболовство. А главными качествами их характера были трудолюбие, упорство, аккуратность и смелость.

Я буду продолжать заниматься изучением истории и культуры коренных финноязычных народов Ленинградской области и истории моей семьи.

Список используемых источников

1. Историческая справка. Информационный центр Финноугория – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/

2. Кокко В.А., Конькова О.И. Ингерманландские финны. Очерки истории и культуры.− СПб: МАЭ РАН, 2009 - 164с.; илл

3. Конькова О.И. Ингерманландские финны. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kmn-lo.ru/

4. Конькова О.И.Коренные народы Ленинградской области. История и современность. − СПб: ООО «Издательский дом «Инкери» ,2014

5. Коренные малочисленные народы в лицах– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uzan2.wordpress.com

6. Сыров А.А. Забытые достопримечательности Южного берега Финского залива. От Санкт-Петербурга до Кургальского полуострова. Путеводитель. Москва. – СПб: Центрполиграф, 2011 - 320 с.; илл.

Приложения

Приложение 1 Приложение 2

http://kmn-lo.ru/

Приложение 3 Приложение 4

http://kmn-lo.ru/ https://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение 5

Рисованная схема исторической финской деревни Выбье, дом 34,

(домовладельцы Риллукка Матвей, Риллукка Ольга)

(Сыров А.А. Забытые достопримечательности Южного берега Финского залива.

От Санкт-Петербурга до Кургальского полуострова. Путеводитель. Москва. – СПб,2011, с.298)

Приложение 6 Приложение 7

О.М. Риллукка https://ria.ru/

(Фото из семейного архива,

80-е годы ХХ в.)

Приложение 8 Приложение 9

Богданов Павел Богданович Риллукка Андрей Матвеевич

Донесения о безвозвратных потерях (фрагменты)

https://www.obd-memorial.ru/html/index.html

Приложение 10 Приложение 11

«Родовое гнездо» в д. Выбье У памятника в д. Конново

(фото из семейного архива, (фото из семейного архива, ок.1992 г)

80-е годы ХХ в.)

Приложение 12

У памятника в д. Конново, 2013 г (фото их семейного архива)

Приложение 13 Приложение 14

Риллукка О.М. с сыновьями Риллукка О.М. и Риллукка Е.М.

у своего дома ( 50 -е гг XX века) (80 -е гг XX века)

(фото из семейного архива)

Приложение 15 Приложение 16

Сестры Риллукка (70 -е гг XX века) Богданов В.П. (2015 год)

(фото из семейного архива)

Приложение 17 Приложение 18

Риллукка Л.А. Прялка (2017 г.)

(фото из семейного архива)

Приложение 19 Приложение 20

Толокушка (2017 г.) Большие и малые сани (2017)

Приложение 21 Приложение 22

Старинный сундук (2016 г.) Старинный комод (2016)

Приложение 23 Приложение 24

С дедушкой в водском музее (2013) С мамой Татьяной Владимировной (справа)

на ижорском празднике в д. Вистино (2015 год)

(фото из семейного архива)

Приложение 25 Приложение 26 Музей Водской культуры

http://a-121.ru

Приложение 27

Деревня Выбье. Один из сохранившихся старинных домов (2017)

(фото из семейного архива)

Просмотров работы: 488