Забытые дворовые игры

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Забытые дворовые игры

Лапшин  Ф.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов»
Бушуева  Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Моя мама работает в библиотеке. Я часто принимаю участие в мероприятиях, которые проходят у мамы на работе. В сентябре я помогал ей на книжном фестивале «Читай, Ижевск!» - играл в забытые дворовые игры. На фестивале я узнал много игр, а еще задумался над тем, почему сейчас ребята в них не играют.

Современные дети свободное время проводят за компьютером. Они все больше погружаются в виртуальный мир. Но разве заменит компьютер общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться?

Я считаю, что многие игры были незаслуженно забыты. Дворовые игры учат нас не сдаваться, не скисать от неудач. Игры помогают стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми и способствуют общению. Всего этого не получишь, сидя дома за компьютером. А еще в эти игры можно играть и на перемене. Я думаю, что дворовые игры наших родителей могут быть интересными и полезными и для современных детей. Поэтому в своей исследовательской работе я решил больше узнать о дворовых играх.

Цель работы: изучение дворовых игр наших родителей.

Задачи работы:

Изучить историю народных и дворовых игр;

С помощью анкетирования узнать, в какие игры играли наши родители и во что играют современные дети;

Научить позабытым дворовым играм своих одноклассников;

При помощи анкетирования выяснить, насколько одноклассникам понравились предлагаемые игры.

Моя гипотеза: дворовые игры наших родителей будут интересны современным мальчикам и девочкам.

Теоретическая часть

Из истории развития подвижных игр

Игра — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс.

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Конечно, не все эти игры сохранились до нашего времени. [4]

Археологические раскопки говорят о высоком уровне развития русских игр еще 1000 лет назад. На территории древнего Новгорода (10-13в.) обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов. [5]

В жизни древней Руси различные игры и игрища, как элементы народных праздников, занимали видное место. Например, игры на Масленицу – «Стенка на стенку», «Горелки», «Царь горы»1. В празднествах участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками. [1]

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Эти игры разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу физических навыков и умений, а значит, они отлично закаляют тело и душу. [4]

Наиболее элементарные игры зародились еще в древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня). Игры служили выражением человеческих взаимоотношений («Ящур», «Война», «Городки», «Казаки-разбойники»). Многие игры воспроизводили различные трудовые процессы, включая земледелие – главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Капуста»). [5]

Создавая игры, русский народ вкладывал в них глубокий смысл – это и учеба, и труд, и воспитание. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, воспитывают богатырский дух, к тому же заставляют думать. Народные игры вызывают чувство единения, товарищества. Русские народные игры очень многообразны: детские подвижные игры, хороводные игры для взрослых и детей с народными песнями, прибаутками, плясками («Каравай»). [5]

Интересна история происхождения некоторых игр:

«Лапта» Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Более тысячи лет эта игра живет в народе. При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.

«Казаки́-разбо́йники» Название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

«Классики» Оказывается, во что-то вроде классиков играли еще в Древнем Риме. Тогда это развлечение было доступно исключительно мальчикам. Таким образом, будущие воины тренировали устойчивость, ловкость движений, выдержку, умение держать равновесие. Протяженность линий древнеримских классиков составляла 30 метров

В средневековье игра стала популярной и в Европе и из серьезного обучающего занятия превратилась в детское развлечение. Классики перешли в Россию в XIX веке.

«Я садовником родился» Игра пришла в Россию в XVIII в., когда пошла мода на галантность, «светские» отношения.

«Горелки» - старинная народная славянская игра. Слово горелки восходит к глаголу «гореть», причем изначально, в значении «любить, страдать от любви». Горелки изначально не были детской игрой: в неё играли девушки и холостые молодые мужчины [см. Приложение 4]. [6]

Дворовые игры

Одной из разновидностей народных игр с правилами являются дворовые игры. Весёлые подвижные дворовые игры – это детство наших родителей, бабушек и дедушек.

Дворовые игры – это игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры, не требующие участия взрослого. Дети старшего возраста являются хранителями и носителями знаний о дворовых играх. Они учат младших играм и контролируют выполнение правил. При этом младшие играют наравне со старшими. [3]

Дворовые игры имеют большое значение для развития детей и подростков – это интеллектуальное развитие, испытание себя и своих возможностей, понимание другого человека, сострадание и сопереживание ему. Игры способствуют развитию навыков общения, дети учатся договариваться (ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.), разрешать конфликтные ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Игры учат достойно проигрывать, развивают физические качества: ловкость, силу, быстроту реакции. Существуют игры, развивающие память, мышление, внимание, воображение: «Я знаю пять имён», «Да и нет», «Города», «Море волнуется раз». [3]

Виды дворовых игр

Дворовые игры различают по следующим признакам:

По содержанию и воспитательным задачам, т. е. по тому, что они развивают, воспитывают и формируют в ребенке, например игры «Море волнуется раз», «Колечко-колечко» развивают реакцию;

По количеству игроков (1,2,3 человека, группа, команда);

По периоду времени (сезонные игры, например, «Игра в снежки»);

По половому признаку – игры мальчиков («Ножички») и игры девочек («Резиночка» [см. Приложение 4]);

По интенсивности движения: малоподвижные («Водяной»), подвижные («Казаки-разбойники», «Выше ноги от земли» [см. Приложение 4]), сидячие («Колечко-колечко»).

По наличию атрибутов (мячи, скакалки, и так далее). Например, игры с мячом: «Хали-хало» и «Вышибалы» [см. Приложение 4], «Съедобное-несъедобное», игра со скакалкой: «Рыбаки и рыбки».

Таким образом, изучив литературу и интернет, можно сделать следующие выводы:

«Дворовые игры» являются разновидностью народных подвижных игр, история которых уходит в глубокое прошлое.

«Дворовые игры» игры воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе, развивают его физически. [2]

Практическая часть

Анкетирование одноклассников и их родителей по теме исследования

Изучив историю, виды и значение дворовых игр, я приступил к практической части моего исследования.

Сначала я провел анкетирование среди своих одноклассников и их родителей. Всего я опросил 26 одноклассников (16 девочек и 10 мальчиков) и 24 родителя (20 мам и 4 папы). Они заполнили вот такие анкеты:

Анкета для детей

Часто ли вы гуляете во дворе?

Часто Б. Редко В. Совсем не гуляю

Чем вы занимаетесь во время прогулки?_____________________________

Назовите вашу любимую дворовую игру (игры) ______________________

Знаете ли вы, во что играли ваши родители в детстве? Назовите игры.

Я не знаю, во что играли родители

Знаю, это____________________________________________________

Анкета для родителей

Укажите ваш пол:

мужской б) женский

Часто ли в детстве Вы играли во дворе с друзьями?

Часто б) Не очень часто в) Редко г) Вообще не играл(а)

Какие дворовые игры были популярны во времена Вашего детства? Назовите их ____________________________________________________

Назовите Вашу любимую игру (игры) ______________________________

5. Знаете ли Вы, во что играют Ваши дети во дворе? _____________________

Я обработал анкеты, проанализировал данные, и вот что у меня получилось.

На первый вопрос «Часто ли вы гуляете во дворе?» мои одноклассники ответили так:

Как видно из диаграмм, не все современные дети часто гуляют.

Еще одноклассникам я задал такой вопрос: «Чем вы занимаетесь во время прогулки?». Вот какие ответы я получил:

Ответы получились неконкретные, поэтому я предположил, что часто многие ребята не знают, чем себя занять на улице.

Дальше я попросил одноклассников назвать свою любимую дворовую игру. Всего ребята вспомнили 10 игр. Самые популярные среди них – это «Догонялки», «Прятки» и футбол. Остальные игры назвали по одному разу – «Акула», «Выше ноги от земли», «Слепые обезьянки», «Снежки», «Классики», «Чай-чай, выручай». Список получился небольшим. Поэтому я могу сделать вывод, что мои одноклассники знают мало дворовых игр.

На последний вопрос анкеты «Знаете ли вы, во что играли ваши родители в детстве?» ребята ответили так:

Среди любимых игр родителей ребята назвали «Чехарду», «Прятки», «Догонялки», «Казаки-разбойники», «Резиночку» [см. Приложение 4] и катание с горки. По ответам детей можно предположить, что родители редко рассказывают им о своем детстве и любимых играх.

Затем я перешел к анкетам родителей.

На вопрос: «Часто ли в детстве Вы играли во дворе с друзьями?» родители моих одноклассников ответили так:

Таким образом, мы видим, что почти все наши мамы и папы много времени проводили во дворе на свежем воздухе.

Для того чтобы выяснить, во что играли родители в детстве, я задал такой вопрос: «Какие дворовые игры были популярны во времена Вашего детства?». Наши родители перечислили 43 игры. Самые популярные я представил в таблице, расположив игры в порядке убывания по популярности:

№ п/п

Название игры

Кол-во упоминаний

игры в анкете

1

«Прятки»

15

2

«Резиночка»

15

3

«Вышибалы»

14

4

«Казаки-разбойники»

11

5

«Снайпер»

9

6

«Классики»

8

7

«Ляпки», «Догонялки»

7

8

«Пионербол»

6

9

«12 палочек»

5

10

«Квадрат»

5

11

«Футбол»

4

12

«Хоккей»

4

13

«Сифа»

3

14

«Секретики»

3

15

«Колечко-колечко»

3

16

«Дочки-матери»

3

17

«Войнушки-стрелялки»

3

18

«Выше ноги от земли»

3

19

«Бадминтон»

3

20

«Съедобнон-несъедобное»

3

Когда я попросил родителей назвать их любимые дворовые игры, список получился гораздо больше, чем у детей. Самые популярные игры родителей представлены в диаграмме:

Также родители назвали игры: «Квадрат», «Казаки-разбойники», «Пионербол», «Колечко-колечко», «12 палочек», «9 камушков», «Классики», «Пожарники», «Краски», «Выше ноги от земли», «Светофор», «Ляпки», «Бемби», «Царь горы» [см. Приложение 4] и др.

Из этого следует, что во времена детства наших родителей, основным занятием в свободное время были дворовые игры. Наши родители много гуляли и много двигались, так как большая часть названных игр – это подвижные игры.

Последний вопрос анкеты для родителей: «Знаете ли Вы, во что играют Ваши дети во дворе?» Большинство родителей назвали те же игры, что и сами дети: «Догонялки», «Прятки», «Слепые обезьянки», «Чай, чай, выручай», футбол. Еще были названы «Вышибалы», «Камень-ножницы-бумага», «Квадрат», «Съедобное-несъедобное», «Рыбаки-рыбки», «Лягушка», «Бабочки-шмели», «Стрелялки-войнушки», «Бемби».

Таким образом, изучив и сопоставив результаты анкет родителей и детей, можно сделать следующие выводы:

современные дети гуляют реже, чем их родители в детстве

мои одноклассники знают меньше дворовых игр, чем их родители

самая популярная игра современных детей – «Догонялки» – одна из наиболее элементарных игр с бегом и ловлей друг друга.

игры родителей разнообразны и имеют сложные и развернутые правила.

Знакомство с дворовыми играми

Я решил познакомить с забытыми дворовыми играми своих одноклассников. Для первого знакомства я отобрал несколько игр. При выборе игр я учитывал то, что играть мы будем в школе во время перемены и то, что участников будет много (весь класс). Поэтому я выбрал в меру подвижные игры, рассчитанные на большое количество игроков и не требующие большого пространства. Вот эти игры:

«Колечко-колечко»

Выбирается водящий, остальные игроки садятся (или встают) в ряд и складывают руки лодочкой. Водящий берет любой мелкий предмет (колечко, камушек и др.). Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой. Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно. Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил. После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит:

Колечко, колечко, выйди на крылечко!

Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему. Задача остальных игроков не дать ему убежать и постараться удержать. Если у получившего колечко получилось выбежать, водящим становится он, но, если его удержали, водящий остается прежним. [Приложение 1]

«Путаница»

Выбирают водящего. Он отворачивается от остальных игроков. Они становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться, переступая через руки друг друга или пролезая под руками. Потом говорят водящему:

- Мама, ниточку распутай, папа узел завязал!

Его задача — распутать получившийся узел так, чтобы игроки вновь стояли в кругу и правильно держались за руки.

Условия: 1. Игроки не имеют права размыкать руки или перехватывать по-другому. 2. Водящий не может размыкать руки игроков. [Приложение 2]

«Водяной»

По считалке выбирается водяной. Он закрывает (или ему завязывают) глаза и садится на корточки. Игроки ходят по кругу и приговаривают:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди к нам сейчас

Рассказать, который час.

Водяной выходит, дети замирают. Кого водяной поймал, того он должен узнать с закрытыми глазами. Если узнал, то водяной и игрок, которого узнали, меняются местами. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Главное правило: когда водяной пытается определить, кто стоит перед ним, ему нельзя мешать. [Приложение 3]

Знакомство с играми проходило в несколько этапов:

Знакомство с правилами игр

Игра в эти игры всем классом

Небольшой опрос одноклассников, чтобы определить понравились ли им игры.

Всего в играх участвовало 28 человек. После игр все они заполнили анкету:

Анкета

Понравилось ли тебе играть в забытые игры? А). Да Б). Нет

2. Какая игра тебе больше всего понравилась?_____________________________

3. Хотел (а) ли бы ты продолжить знакомство с забытыми играми?

А). Да Б). Нет

Вот результаты опроса:

Понравилось ли тебе играть в забытые игры?

Какая игра тебе больше всего понравилась?

Название игры

Кол-во человек

Все игры понравились

8

«Водяной»

8

«Колечко-колечко»

14

«Путаница»

3

Никакая

1

Хотел (а) ли бы ты продолжить знакомство с забытыми играми?

Таким образом, большинству моих одноклассников забытые дворовые игры понравились, и ребята готовы продолжить знакомство с ними. А значит, моя гипотеза подтвердилась.

Заключение

Изучив и обработав большой объем информации (книги, интернет, рассказ родителей), я еще больше узнал о дворовых играх, об их истории, о пользе игр в развитии ребенка, в формировании важных умений и навыков. Кроме того, я провел анкетирование одноклассников и их родителей и выяснил, какие игры были популярны раньше и во что играют современные дети. Еще я познакомился с новыми, не известными мне играми и научил этим играм своих одноклассников.

Таким образом, цель моей работы – изучить дворовые игры наших родителей и научить этим играм своих одноклассников – достигнута, а задачи выполнены.

Результаты исследования подтвердили мою гипотезу о том, что дворовые игры наших родителей будут интересны современным мальчикам и девочкам.

В дальнейшем я планирую продолжить знакомство с забытыми дворовыми играми, чтобы играть в них со своими друзьями.

Список литературы

Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А. В. Канеман. – М.,1989

Исполатов А. И. 1000 лучших игр, конкурсов, забав для детской компании. – М., 2009

Энциклопедия досуга: Книга для детей и взрослых. – М., 1999

Якуб С. К. Вспомним забытые игры. – М., 1990

Бакулина Т. А. Из истории русских народных подвижных игр / https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/02/10/iz-istorii-russkikh-narodnykh-podvizhnykh-igr

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/03/19/podvizhnye-igry-proshlyh-let

Приложения

Приложение 1: «Колечко-колечко»

Приложение 2: «Путаница»

Приложение 3: «Водяной»

Приложение 4: Правила некоторых игр

«Вышибалы»

Выбираются «вышибалы» (2 человека – по одному на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков. Если игрока коснулся мяч, он уходит с поля. Задача «вышибаемых»: быть ловкими и быстрыми, суметь увернуться от мяча.

«Вышибаемые» могут ловить «ловушки». Для этого нужно поймать мяч на лету и ни в коем случае не выпустить из рук. Если мяч коснулся земли, игрок считается «выбитым». «Ловушка» дает дополнительную «жизнь», которую можно оставить себе или поделиться ей с товарищем.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.

«Горелки»

Количество игроков: от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Выбирается водящий — он будет «гореть».

Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо:Птички летят,Колокольчики звенят!»

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.

Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».

Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны. Играть можно, пока не устанете!

«Горячая картошка»

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

«Резиночка»

Для игры нужно 3-4 метра резинки. Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает. Резинка натягивается на разных уровнях:

на уровне щиколоток держащих;

на уровне колен;

на уровне бедер;

на талии;

на уровне груди;

на уровне шеи.

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко.

«Салки/Догонялки»

Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. У этой игры порядка 40 названий. Количество игроков: от 3 и больше.

Считалкой выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Вариации салок:

Салки с «домиком». Выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.

«Выше ноги от земли» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх, правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.

«Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.

«Сифа» – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

«Хали-хало»

Выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово, которое они должны отгадать. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше, а сам убегает. Игрок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать, сколько до водящего шагов. Виды шагов в игре:

Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину.

Нормальные - обычный детский шаг.

Лилипутские - очень маленькие шажочки.

Лягушачьи - в прыжках на корточках.

Кирпичи - шаг пятку к носку.

Верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть) и т. д.

Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.

«Царь горы»

Необходимо найти гору, которую будут штурмовать игроки. Это может быть склон, пригорок или просто большой сугроб.

После этого дается команда НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! МАРШ! и все дружно лезут на горку. Каждый пытается залезть первым, обогнав соперников и занять вершину. ВАЖНО! Нельзя сталкивать соперников ногами!

Как только кому-то удалось достичь вершины, он встает во весь рост и кричит «Я царь горы!».

Далее царь горы пытается удержать свою власть, сталкивая соперников, которые, в свою очередь, пытаются его свергнуть и занять его пост.

Если кому-то из игроков удалось побороть «царя» и столкнуть его с горы, он становится новым «царем» и т.д.

1 Правила некоторых игр, встречающихся в работе см. в Приложении 4

Просмотров работы: 7236