История одной иконы

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История одной иконы

Падерина  В.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Неволинская основная общеобразовательная школа»
Липина  Л.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Неволинская основная общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я учусь в 4 классе, мне 10 лет, как и многие в этом возрасте: иногда грущу, иногда радуюсь. В выходные и по церковным праздникам я хожу в воскресную школу, часто смотрю на людей в нашем храме и они кажутся мне спокойными, тихими, да мне становится веселее на душе, чувствуется какая- то лёгкость, ведь в храме мы слышим пение церковного хора, чтение слов из Евангелие и молитв, видим иконы и обращаемся то к Спасителю Иисусу Христу, то Святому Николаю Чудотворцу, то к Божьей Матери.

Однажды мне мама рассказала о том, что в нашей семье долгое время находилась икона Божьей Матери «Скоропослушница», а когда в 2007 году началось восстановление храма в с. Неволино, то родители решили передать её в наш храм. Я очень долго думала об этом, а потом решила узнать об этой иконе побольше и представить своё исследование одноклассникам. Поэтому я обратилась с просьбой к учителю начальных классов, Липиной Ларисе Михайловне и мы вместе приняли решение о создании исследовательской работы «История одной иконы».

Цель нашего исследования:сбор материалов по иконе Божией Матери, именуемой «Скоропослушница».

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

- Обучиться методу сбора информации;

- Получить навыки работы с материалами, документами;

- Отобрать нужный материал, систематизировать;

- Создать презентацию, выступить перед учениками в 4 классе на уроке ОПК.

Объектом исследования: стала икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» и Шубинский храм, в котором она находилась до 1962 года. (Приложение 1)

Предмет исследования: история обретения иконы Божьей Матери «Скоропослушница».

Проблема: Я очень мало знаю об иконах Богоматери!

Период исследования: январь - март 2018 года.

Участники исследования: родители, учащиеся 4 класса и жители села Неволино.

Методы исследования – наблюдение, личная беседа, социологический опрос местного населения, интервью, экскурсии, анкетирование, анализ, сравнение результатов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что икона Божьей Матери «Скоропослушница» имеет свою интересную историю и появилась в жизни православных христиан не случайно.

Листая страницы книг, статьи журналов по православию мы поняли, в каком ключе будем собирать материал.

Был составлен план работы: (Приложение 2)

1. Побеседовать с родителями, учителями, библиотекарями, учениками школы, с жителями села, со священнослужителями.

2. Познакомиться с печатными материалами об иконах.

3. Побывать в храмах города Кунгура.

4. Поискать электронные ресурсы.

5. Проанализировать полученные знания

6. Сделать презентацию своего выступления.

Краткий обзор имеющейся по данной теме литературы

В учебнике «Основы православной культуры» автор Кураев А.В мы прочитали, что икона стала возможна потому, что после Ветхого Завета появился Новый Завет. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим во времена Ветхого Завета, затем Сам родился как человек. А то, что видно, можно изобразить! [7, с. 54]

В сельской библиотеке я увидела на выставке книгу«Русская икона». [9] Мне очень понравилось оформление книги, да и сама книга оказалась очень увлекательной. В ней я прочитала материал о великих мастерах- иконописцах, а самое главное - я узнала о самой иконе: её устройстве и предназначении -об этом мы рассказали в первой главе нашей работы.

В городской православной библиотеке Суханова Людмила Григорьевна дала нам ценную книгу «Богородица: Полная энциклопедия жизни» [11], из которой мы узнали о чудотворных иконах Божией Матери и о том, в каких случаях и как ей молиться. В книге мы нашли информацию и о Божией Матери «Скоропослушница», [11, с.334-337], просмотрели материал в сети Интернет. [12, 13, 14]

В библиотеке им. Б.С.Рябинина г. Кунгура библиотекарь Склюева Наталья Валерьевна показала нам книги авторов Аристовой В.В [2] и Барской Н.А [4]. Я прочитала рассказы о жизни Богоматери, её чудесах, нашла некоторые исторические факты.

Во второй главе своей работы мы рассказали историю Шубинского храма по воспоминаниям современников, разместили результаты анкетирования, интервью с прихожанами.

Глава 1. Теоретическое исследование

1.1 Что такое икона?

Нам захотелось узнать, что означает слово «икона»? С этим вопросом мы обратились к Злобиной Вере Павловне, нашему школьному библиотекарю. (Приложения 3, 4)

В толковых словарях В.И.Даля [6] и С.И.Ожегова [8] мынашли определенияи узнали, чтослово «икона» – греческое, в переводе на славянский язык означает «образ». Ико́на (от ср.- греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).

Икона- у православных и католиков: предмет поклонения- живописное изображение Бога, святого или святых образов. [8, с.243]

На иконах обязательно присутствует надпись – кто изображен на иконе. Своим именем и изображением она неразрывно связана с тем, кому она посвящена. Почитая святые иконы, христиане не относят свое почитание к самой иконе, а – к личности, изображенной на иконе. Интересно было узнать, почему иконы так дороги русскому человеку? О чём может рассказать икона?Почему изображения Богородицы на иконах такие различные? Чем икона отличается от картины?

В ходе нашего исследования мы узнали, что икона это: «особо ценная (антикварная) вещь» [9, с.8-12], «произведение древнерусской живописи» [4, с.29], «молитва в красках» [2,с.122], «образ света» »[1, с.198], «окно в мир иной» [5, с.183], «семейная реликвия» [9, с.6], «единство смысла и красоты» [11, с.9], имеет мировую художественную ценность [9, с.12],

В старину относились к иконе с глубоким почтением. Выражение «купить икону» считалось кощунством. Говорили «выменять икону на деньги». Нельзя было по ветхости уничтожать иконы, но разрешалось их закапывать в землю или пускать по воде. Она была лучшим подарком. Их вывешивали на ворота при въезде в город. Об этом мы узнали из книг и журналов в сельской библиотеке им. Ф.Ф.Павленкова. (Приложение 5)

Библиотекарь Олейник Надежда Валерьевна рассказала нам о том, что русские матери испокон веку обращаются за помощью к Божией Матери и Ее чудотворным иконам, получая от них помощь. Однако традиция вовсе не исключает обращения к иконам Богоматери с иными проблемами, когда для человека они неразрешимы! Из изученной литературы мы узнали, что Пресвятая Богородица совсем не напрасно считается покровительницей нашей страны. К помощи Ее чудотворных икон на протяжении всей нашей истории обращались русские цари, и Пресвятая Дева Мария спасала наше государство и в войну, и в голод или в эпидемию.

Мы изучили, чем икона отличается от картины. На иконе есть свет, нимб, нет беспорядка, отсутствует тень, огромное значение имеют лики и глаза. Из учебника Кураева А.В [7, с.52] мы узнали, что картина может показывать борьбу добра и зла, а икона – только победу добра. Перед иконой молятся. [9, с.4].

Иконы писались иногда «по обету», т.е по обещанию, как благодарность за милость и помощь Божию в болезни или каком- либо предприятии. Заказчиками икон нередко выступали люди, которые когда-то получили спасение от неминуемой, казалось, смерти в путешествиях.

Некоторые древнерусские иконы веками пользовались и до нашего времени пользуются особым почитанием, как чудотворные. В честь них строились храмы, совершались церковные праздники, с них делались списки, которые распространились по всей нашей Руси.

Из книги «Катехизис» [1, с.201] мы узнали, что иконы Божьей Матери различаются по месту происхождения и почитания. Известны иконы «Владимирская», «Смоленская», «Костромская», «Иверская» и многие другие.

В книге «Русская икона» мы прочли о Владимирской иконе [9, с.48], о Богоматери «Одигитрия». [9, с.65].

Из источников [5, с.185], [2, с.105] мы узнали, что сюжет иконы пишут строго по определённому правилу- канону, которое сложилось в Х веке.

1.2. Раз дощечка, два дощечка, будет-...

Чтобы ответить на следующий вопрос: из каких слоёв состоит икона? мы обратились к Интернет- источникам. [14, 18]

Оказалось, что каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Первый слой – щит из деревянной доски. Доска для иконы готовится из местных пород дерева: на севере нашей страны- берут липу, сосну, ель, ольху, лиственницу; на юге- пихту, кипарис, бук. Но лучше всего иконописцы используют липу, ольху или кипарис.

Второй слой называется грунт. Его готовят из порошка мела с малярным, столярным или рыбьим клеем, иногда с желатином.

Другим материалом при подготовке иконы является ткань, которая называется поволока. Это название связано с понятием «наволакивания», «поволакивания» доски под левкас тканью.

Мы прочитали, что ткань для поволоки всегда выбиралась очень «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали или выменивали иконописцам, т.к новая материя не годилась – она была слишком грубой и шероховатой для работы. После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовить левкас – специальный грунт, т.к красочный слой не может держаться на деревянном щите без грунтовой основы. Таким образом, наносится не менее 10 слоев и обязательно просушивается.

Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов. Четвертый слой – защищающий живопись от внешних воздействий – защитный, или покрывной, он представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Средневековые иконы славятся своими немеркнущими, словно горящими красками, не подвластными разрушающему воздействию времени. Это одно из их свойств, которое не перестает привлекать к ним всеобщий интерес. В чем секрет этого удивительного свойства? Главным, конечно, является использование специальных темперных красок, которые состоят из особых пигментов и желтковой эмульсии.

Иконописец – человек пишущий иконы. Перед написанием иконы он тщательно готовился. Вначале была молитва к Богу, чтобы он даровал силы и просветлил ум для писания. Иконописец также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти. Он внимательно следил за своими поведением, мыслями и чувствами. Затем наступало время подготовки красок и основы для написания иконы

Одному иконописцу икону не написать! Объясню почему, оказывается и природа наша матушка в этом помогает. Ведь чтобы написать икону нужно будет взять из растительного мира- оливки и коноплю, лён на масло для олифы, из животного мира (белка или колонок – волос для кистей), из внутренностей рыб или шкур животных – делается клей или желатин, куры дают – яйцо, из желтка которого готовится раствор для темперных красок), да ещё нужны натуральные красители из природных минералов и мел для левкаса. [9, с.14]. Более подробно изучить процесс изготовления иконы можно в книге «Русская икона» (с.7-8), а также в справочнике Н.В. Давыдовой на с.184. Там же можно и прочитать о первом известном нам русском иконописце иноке Алипии и найти материалы о великих мастерах иконописи Андрее Рублёве, Данииле Чёрном, Феофане Греке, Дионисии и др. Всего иконописцами написано более 200 образов Божьей Матери. В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты её духовной жизни. [11, с.11]. Свои чувства к «тёплой заступнице мира холодного» люди отразили в именах прославляемых икон Богоматери, таких, как «Благоуханный цвет», «Воспитание», «Милующая», «Избавительница», «Благодатное небо», «Нечаянная радость», «Неувядаемый цвет», «Утоли моя печали», «Целительница», «Умиление», «Скоропослушница».

1.3 История иконы Божьей Матери «Скоропослушница»

Вначале мы решили обратиться к истории возникновения иконы. Данные мы искали в школьной и сельской библиотеках, побывали в библиотеках города Кунгура (Приложение 6, 7), просмотрели материал и на сайтах. [12, 13, 14, 15], побеседовала со своей мамой и записала воспоминания о моей прабабушке (Приложение 8) Нам было интересно узнать, где находится первообраз иконы Божьей Матери и почему так именуется?

Дни празднования: 1 октября (празднование на Афоне), 9 ноября

Древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, шёл ночью в трапезную, а в руках держал зажженную лучину. Неожиданно он услышал голос от образа Богородицы, висевшего над дверью, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Нил подумал, что это шутка какого- то монаха и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. Тогда только бросился монах к иконе, стал каятся в содеянном и молился перед иконой Божьей Матери, умоляя о прощении. И вновь он услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении ему зрения и приказывающий возвестить всей братии: "С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений". [13], [11, с.334]

Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет своё обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы "Скоропослушница". Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования. [12], [11, с.335- 337].

В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери "Скоропослушница". [14].

Мне было интересно узнать, какие существуют типы изображения Богородицы? Почему икона Божией Матери «Скоропослушница» так необычна? Из прочитанных книг мы узнали, что есть три основных типа изображения Богородицы: [2, 4, 9].

1. «Одигитрия» - Путеводительница (указывает рукой на Иисуса Христа, как бы говоря: «Вот Путь, по которому надлежит идти к спасению»), [5, с.312].

2. «Умиление» - Милостивая (Богородица и младенец нежно касаются друг друга), [9, с.312].

3. «Оранта» - Молящаяся (Богоматерь с воздетыми вверх руками).

Лик на иконе свидетельствует о личности святого. [5, с.312].

Если мы обратимся к церковному преданию, то увидим, что первые иконы Божией Матери приписываются святому евангелисту Луке, который написал их 3: «Умиление», «Одигитрия», «Оранта» [2, с.357]

Мы решили выяснить, к какому из типов относится икона Божией Матери «Скоропослушница». Мы отправились в наш храм и обратились за помощью к прихожанам. Они ответили на все наши вопросы, рассказали о первообразе иконы «Скоропослушница», но не смогли сказать к какому типу относится изображение Богородицы. (Приложения 9, 10, 11 )

Далее в своей работе мы узнали, в чем помогает «Скоропослушница»? В книге «Богородица» мы нашли ответы на многие наши вопросы и узнали, какие чудеса творит наша икона? [2, с.86]

Глава 2. Практические исследованиЯ

Спасение иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в деревне Шубино Кунгурского района

Мне очень хотелось узнать: откуда появилась икона у моей прабабушки?

Я думаю, что нужно вначале немного рассказать о своей прабабушке. Её звали Лысанова Анна Филипповна, родилась она в 1896 году в маленькой красивой деревушке Шубино (название село получило по тому роду деятельности, который был важен в те давние времена - шили шубы), рядом протекала речушка Ирень. Бабушку окрестили в Иоанно- Златоустовском храме. (Приложение 12).

Всю жизнь прожила она в Шубино: работала в колхозе, растила своих пятерых детей, ходила в храм, пела в церковном хоре. После революции 1917 года началась гражданская война, а потом - коллективизация. Это были очень трудные и неспокойные времена, ведь каждому человеку нужно было определить свой жизненный путь.

Часто по вечерам бабушка рассказывала моей маме, что на большие церковные праздники собиралось в храм очень много людей из ближних деревень, колокольный звон можно было услышать за несколько километров. Особенно с огромным интересом рассказывала она о праздновании престольного праздника -Святителя Иоанна Златоуста. В этот день все православные христиане совершали церковный крестный ход. Вспоминала бабушка и о священнике Борисе Бартове, который служил в храме с 1951 по 1953 год, рассказывала и про отца Михаила Подосёнова, служившего при храме с 1953 года по 1964 год.

В «письменных воспоминаниях отца Бориса» мы тоже нашли данные, подтверждающие рассказы моей бабушки. Да, действительно, в 1964 году церковь закрыли работники сельсовета, священника М. Подосёнова вывели за штат по старости, а к колоколам привязали трос и трактором его выдернули».

Над нашими святынями по всей стране был учинён произвол: ломали храмы, сбрасывали с церквей колокола, во многих храмах устраивали склады, клубы или другие заведения. Эти трагические события не обошли стороной и нашу деревушку Шубино. Местный храм тоже был разрушен и разграблен. Иконы хотели сжечь, но моя бабушка, когда стемнело, пришла к храму, увидела горящий костёр, а в нём- икону. Не раздумывая, она вытащила старинную, закопчённую и даже немного обгоревшую икону. Так бабушка случайно нашла образ иконы Божьей Матери «Скоропослушница», перенесла на чердак своего дома, обернула в покрывало и засыпала икону толстым слоем земли, так под надёжной защитой пролежал образ более 10 лет. Вот так у бабушки появилась эта икона.

Но остаётся неизвестной судьба и других икон, ведь многие люди боялись нести их себе в дом, но и не могли позволить, чтобы над святыней надругались.

Только в конце 60-х годов ХХ века иконы стали смело вешать на стену в красный угол, а до того времени православная вера была под строгим запретом. Наша прабабушка строго наказывала своей дочери, моей бабушке, отдать икону Богоматери в Свято- Николаевский храм села Неволино, когда тот будет восстановлен и в 2007 году эту икону мои родители принесли в наш храм, они выполнили бабушкину просьбу.

2.2 История Шубинского храма

Из сборника творческих и исследовательских работ «Православный Кунгур глазами детей» [2, с.86] мы узнали, что церковь в д. Шубино была построена в 1910 году. Храм был однопрестольный, деревянный, много окон.

По рассказам очевидцев мы узнали, что на всех стенах в храме висели иконы. Они были привезены из церкви д. Новая (т.к там случился пожар), несколько икон было привезено из Белогорского монастыря (мы предполагаем, может быть, когда монастырь закрыли, то верующие их передали на хранение)

Нас заинтересовала судьба икон Шубинского храма и мы обратились к разным источникам, в работе Сыромятниковой Юлии, ученицы 9 класса, (2006 год) (руководитель Цыплякова Е.И) прочитали интервью с жительницей деревни Шубино, Падериной Ольгой Николаевной, 1927 года рождения. Мы узнали, что некоторые иконы долго лежали в храме, а потом одну из них принесли ей на хранение, да так и не забрали. А другая икона из храма была у жительницы деревни Шубино - Салтыковой Ольги Николаевны. В Шубинском храме, вспоминает Ольга Николаевна, было много икон: и больших и маленьких, размещались они в три яруса, но их дальнейшая судьба никому не известна.

Моя мама, Падерина Наталья Васильевна, уроженка д. Шубино, 1966 г.р.,бережно хранитещё однуобгоревшую икону из храма д. Шубино. Её обнаружили при разборе дома верующей из деревни Шубино Комаровой Домны. Также моя мама, показала мне иконы, которые принадлежали моей прабабушке Тахтуевой Анне Филипповне, 1899 г. р., проживавшей тоже в деревне Шубино. Моя прабабушка долго хранила ризу и книги из Шубинской церкви. Ещё моя мама рассказала мне о том, что житель их деревни - Брезгин Иван, при помощи металлоискателя обнаружил крест, возможно принадлежавший кому - то из батюшек.

Результаты анкетирования и социологического опроса

Мы побеседовали с классным руководителем Наугольных Татьяной Михайловной(Приложение 13), провели анкетирование с одноклассниками (Приложение 14).

Нами был проведён социологический опрос.

Объектом наблюдения стали люди разного возраста от 10 до 82 лет.

В опросе участвовало 30 человек: 17 учащихся Неволинской школы и 13 жителей села.

Были заданы следующие вопросы:

Проанализировав ответы на 1 и 2 вопрос, мы пришли к выводу, что у всех опрошенных жителей 100% (30 человек) в доме есть иконы. Находятся они чаще в красном углу, реже в стенке или на полке.

По 3 вопросу мы узнали, что 15 % жителей- иконы не покупали, т.к они переданы им по наследству, 70 % опрошенных купили иконы сами, 15% - подарили.

На 4 и 5 вопросы 67 % опрошенных считает, что иконы защищают дом и его хозяев от злых духов, от болезней, от пожара, 33 % опрошенных сказали- что иметь их положено по традиции.

В своей работе мы немного рассказали и об истории Шубинского храма и спасении икон от пожара (по воспоминаниям моих родителей).

Нам захотелось узнать, а есть ли в храмах города Кунгура этот образ? Мы побывали в двух православных храмах и увидели, что икона «Скоропослушница» находится в каждом из них. (Приложение 15).

Одна из прихожанок храма сказала нам, когда человеку очень трудно в жизни, он пытается найти поддержку у своей мамы, у родных и близких людей. Но когда какие- то сомнения, обиды, страх, то все православные люди идут в храм к иконе Богородицы- Матери Господа Иисуса Христа, ведь она принимает к сердцу беды всех людей сразу.

Примеров такой помощи множество: от исцеления больных детей до исправления их и приведения к вере в Бога.

Мы побеседовали с Благочинным Первого Кунгурского округа протоиереем Олегом Ширинкиным (Приложение 16)

Он показал наиболее старинные иконы в Тихвинском храме, любезно ответил на вопросы нашего социологического опроса, подарил нам новый православный журнал «Святой источник».

Заключение

В своей работе мы узнали историю возникновения иконы Божией Матери «Скоропослушница». Узнали, почему мир, изображаемый на иконе, отличается от мира реального. Теперь мы знаем, какие существуют типы изображения Богородицы? В своей работе мы изучили существующие источники, обобщили и проанализировали полученные материалы, познакомились с разными изображениями Богородицы, узнали, почему икона Божией Матери «Скоропослушница» так необычна и почитаема христианами.7 апреля я выступила на муниципальном конкурсе НОУ «Первые шаги», получила диплом 2 степени. (Приложение 17).

Я люблю бывать в Свято- Николаевском храме и стоять перед чудесным Образом Божьей Матери. Я гляжу её милые, добрые глаза. Эта икона мне очень дорога, потому что история её обретения тесно связана с историей моей семьи. Я горжусь своей прабабушкой, её смелым поступком. Я очень рада, что икона Божьей Матери служит и помогает всем страждущим людям. И вместе со всеми я постоянно обращаюсь к нашей заступнице: «Матерь Божия, не оставь нас, грешных, без своей милости».

Мы думаем, что нам необходимо продолжить изучение материала по данной теме «История одной иконы», рассказать о чудотворной иконе «Скоропослушница» в древнем городе Муроме, узнать, а как икона Божией Матери попала в Шубинский храм? По материалам исследования написать и представить работу на следующий конкурс научно- исследовательских работ «Старт в науку».

А закончить свою научно- исследовательскую работу хочется словами: «Каждая икона удивительна и прекрасна. Она несёт в себе много смыслов и всё её художественное богатство и богословская глубина могут быть понятны каждому, кто хочет открыть для себя эту «душу русского православия»- русскую икону. [11, с.335].

Список использованных источников

1.Катехизис краткий путеводитель по православной вере (Алфеев) митрополит Илларион, И «Познание» 249 с.

2.В.В.Аристова Икона История искусства для детей / М.: Русь- Олимп, Эксмо, 2013, -155 с.: ил.-

3. Православный Кунгур глазами детей: сборник творческих и исследовательских работ участников городского литературно- творческого конкурса «На пути к православной вере»/ МБУК «ЦБС г. Кунгура», ЦДБ им.Б.С. Рябинина; сост. Бабкина Н.В., Сарапульцева С.П- Пермь: Издательство ИП Богатырёв П.Г., 2014.-86 с.

4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.-223 с.: ил.

5. Н.В. Давыдова Православная культура. Словарь- справочник школьника.- М.: ПРО- ПРЕСС, 2008.-480 с.: ил. с.187- 188.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]

7. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: 4-5 классы: - М,: Просвещение, 2012.

8. Большой толковый словарь / С.И.Ожегов, с.243

9. Русская икона. Книга для семейного чтения/ Светлана Рудзиевская.- М.: Русь- Олимп, Эксмо, 2008.- 144 с.: ил.- (Религия для семейного чтения).

10. Наше наследие: Храмы, монастыри и иконопись России/ В.И.Соколова.- М.: ФАИР- ПРЕСС, 2003.- 344 с.: ил.

11. Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес/ Авт.- сост. М.Тимофеев.- М.: Эксмо, 2009.- 368 с.: ил.- (Мир Православия)

Электронные ресурсы удаленного доступа. Сайты

12. - Книга «Исцеляющие иконы»[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://my-shop.ru/_files/product/2/27/263818.jpg, свободный.

13. - Икона «Скоропослушница»[Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html, свободный.

14. - Всё об иконах[Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4, свободный.

15. -- Мир иконы [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm, свободный.

16.- Икона [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C, свободный.

17.Наше наследие[Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm, свободный.

18. - Русская икона [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm, свободный.

Приложение 1

Объект исследования: икона Божией Матери «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница», находящаяся теперь в Свято-Николаевском храме с.Неволино, передана в 2007 году семьёй Падериных.

Приложение 2

План работы по подготовке к муниципальному конкурсу

научно- исследовательских работ «Первые шаги»

учащейся 4 класса Падериной Василины

Тема работы: «История одной иконы»

Дата выступления: 7 апреля 2018 года

Дата

Название деятельности

Продукт

19 января

Подготовительный этап: выбор темы, беседа с руководителем научно- исследовательской работы Липиной Л.М.

Объект исследования

Составление плана работы

Приложение № 1 (фото)

Приложение № 2 (план)

22 января,

26 января,

31 января,

26 февраля,

30 марта

Аналитический метод: сбор информации об иконе Божией Матери в различных источниках: словарях, энциклопедиях, журналах (в школьной, сельской библиотеке, библиотеке им. Б.С.Рябинина, в городской православной библиотеке духовно- просветительского методического центра), в сети Интернет.

Приложения № 3,4, 5, 6, 7.

(фото)

с 12 марта

по 23 марта

Опросный метод (встречи, интервью, социологический опрос, беседы с родителями, прихожанами, церковнослужителями)

Приложение № 8

(интервью с родителями)

12 марта

Интервью с прихожанами Свято- Никольского храма, сбор материала об иконах Божией Матери в Свято- Николаевском храме

Приложение № 9, 10, 11

(фото)

14 марта

Узнать историю Иоанно- Златоустовского храма в д. Шубино

Приложение № 12 (фото)

20 марта

Интервью с классным руководителем Наугольных Т.М, и анкетирование с одноклассниками.

Приложения № 13, 14

(фото).

22 марта

Поездка в г.Кунгур в Тихвинский храм и в храм Успения Божией Матери.

Приложение № 15

23 марта

Социологический опрос и интервью в Тихвинском храме с Благочинным Первого Кунгурского округа протоиереем Олегом Ширинкиным.

Приложение №16, (фото)

С 5 марта по 2 апреля

Написать краткое выступление к работе, сделать презентацию, отредактировать приложения, выступить на уроке ОПК и на НОУ «Первые шаги»

Приложение 17

Приложение 3

В процессе исследовательской работы: сбор информации в словаре С.И.Ожегова

Приложение 4

На подготовительном этапе научно- исследовательской работы: сбор информации в школьной библиотеке, беседа с библиотекарем Злобиной В.П

Приложение 5

На подготовительном этапе работы: сбор информации в сельской библиотеке им. Ф.Ф. Павленкова

Приложение 6

На подготовительном этапе научно- исследовательской работы: сбор информации в библиотеке им. Б.С.Рябинина

Приложение 7

На подготовительном этапе научно- исследовательской работы: сбор информации в Городской православной библиотеке

Приложение 8

Интервью с мамой

1. Какие иконы особенно почитаемы в нашей семье?

Тихвинская икона Божьей Матери, Николая Чудотворца

2. Как икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» оказалась в нашем доме? Досталась по наследству, была спасена при уничтожении икон в Шубинском храме, когда их сжигали.

3. Почему икону Богоматери решили передать в храм?

Чтобы люди могли поклониться и попросить защиту у Божьей Матери. Раз эта икона была раньше в храме, то она должна быть там, просила прабабушка отдать в любой храм после её смерти.

Воспоминания о моей прабабушке

ФИОЛысанова Анна Филипповна

1. Когда родилась? в 1896 году

2. Сколько лет прожила в Шубино? до 1987 года

3. Где работала? в колхозе до войны и после

4. Ходила ли в Шубинский храм? ходила

5. Какими воспоминаниями о посещении храма делилась? Прабабушка была

очень верующая, у неё было много икон и книг. Она читала эти книги перед иконами, по праздникам она брала в церковь своих внуков. В те времена нельзя было говорить о Боге, поэтому она рассказывала с опаской: о храме, о службах. Церковь для неё была отдушина.

6. Может быть, что- либо известно Вам о том, что было сразу же после закрытия церкви? Шубинский храм закрыли в 1962 году. Купола с церкви хотели скинуть, да не смогли, тогда вырвали их трактором. Долго купола валялись в яме, около храма. Иконы срывали со стен и кидали в костёр. А колокол ещё долго висел на дереве около церкви. Когда в деревне был пожар, то им извещали о беде. Потом колокол исчез. После закрытия храма там было общежитие, туда селили студентов, которые помогали убирать урожай на полях. Вдоль стен колотили нары. затем был и зерносклад. Потом было решено сделать клуб, но не доделали. Так весь храм изуродовали. Полы местные жители разобрали, а дети доломали всё до конца. Сейчас храм в руинах.

Приложение 9

Практический этап работы: интервью с прихожанами в Свято- Николаевском храме с.Неволино: с Герасимовой Клавдией Гавриловной, 1936 года рождения.

Интервью с Ковиной Любовь Васильевной, 1947 года рождения.

Приложение 10

Интервью в храме

Василина: Я готовлю работу на тему «История одной иконы» на научное общество учащихся «Первые шаги»и на международный конкурс «Старт в науку» и хотела бы задать вам несколько вопросов о храме и иконах.

Прихожане: Герасимова Клавдия Гавриловна, 1936 года рождения и Ковина Любовь Васильевна, 1947 года рождения

Много ли в нашем храме икон?

Назовите наиболее старинные иконы нашего храма (названия).

В России существуют сотни наименований икон Богоматери, в любом храме их множество. Какие есть в нашем Свято- Николаевском храме? (отметить в списке. Приложение ).

Слышала, что некоторые иконы были пожертвованы прихожанами храма: например: онкологический центр г. Кунгура преподнёс храму икону Святителя Николая, икону Николай Угодник – (кто?) и т.д

Привезли много икон из Лысьвы, из Кунгура везут православные христиане.

5. Наиболее почитаемые иконы нашего храма? Люди чаще стоят и молятся кому?

Иконы Божьей Матери «Путеводительница», «Утоли моя печали»,

«Казанская», «Всех скорбящих радость», «Неупиваемая чаша».

6. Какие иконы передала семья Падериных храму? (икону Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» и другие

Где находится данная икона в храме?

Войдя в храм, слева можно увидеть деревянную подставку, на ней и стоит икона.

Приложение 11

Список икон Божией Матери в Свято- Николаевском храме с.Неволино

1. Икона Божией Матери «Воспитание» (5/ 18 марта)

2. Икона Божией Матери «Тихвинская» (26 июня/ 09 июля)

3.. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (24 октября/ 06 ноября)

4. Икона Божией Матери «Отрада и утешение» (21 января/ 03 февраля)

5.. Икона Божией Матери «Казанская» (08/ 21 июля – явление иконы в г. Казани; 22 октября/04 ноября- празднование иконе в честь избавления России от поляков 1612 год)

6.. Икона Божией Матери «Не рыдай Мене, Мати».

7.. Икона Божией Матери «Знамение» (27 ноября/ 10 декабря).

8. Икона Божией Матери «Иверская» (13 / 26 октября; 12/ 25 февраля; вторник Светлой седмицы»

9. Икона Божией Матери «Благодатное Небо» (06/ 19 марта)

10. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (05/ 18 мая)

11. Икона Божией Матери «Феодоровская» (14 / 27 марта; 16 / 29 августа)

12. Икона Божией Матери «Владимирская» (21 мая/ 03 июня; 23 июня/ 06 июля; 23 августа /08 сентября).

13. Икона Божией Матери «Утоли моя печали».

14. Икона Божией Матери «Скоропослушница» (09/ 22 ноября)

15. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (08/ 21 сентября).

16. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (21 ноября / 04 декабря).

17. Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (01/ 14 октября).

18. Икона «Похвала Пресвятой Богородицы» (суббота 5-й седмицы Великого поста).

19. Икона Божией Матери «Взыскание погибших».

20. Икона Божией Матери «Смоленская».

21. Икона Божией Матери «Костромская».

22. Икона Божией Матери «Путеводительница».

23. Икона Божией Матери «Владимирская» (21 мая/ 03 июня; 23 июня, 06 июля; 26 августа / 08 сентября)

Приложение 12

Иоанно- Златоустовский храм в д. Шубино

На 1 фото действующий храм в деревне Шубино (1957 год),

на 2 фото разрушенный храм (прошло 60 лет (2017 год).

Фото взяты из семейного архива Падериной Н. В

Приложение 13

Практический этап работы: беседа с классным руководителем Наугольных Т.М

Приложение 14

Опросный метод: анкетирование одноклассников по теме «Икона»

Приложение 15

Экскурсия по православным храмам г. Кунгура

У церкви Святителя Алексия, Митрополита Московского

Практический этап работы: У иконы «Скоропослушница» в храме Успения Божией Матери (г.Кунгур)

У Поклонного креста на Соборной площади «2000 лет христианства»

Приложение 16

Практический этап работы: социальный опрос и интервью в Тихвинском храме (беседа с Благочинным Первого Кунгурского округа протоиереем Олегом Ширинкиным, 1963 года рождения)

Приложение 17

Опечатка в дипломе, читать Василина.

Просмотров работы: 2201