ВВЕДЕНИЕ.
Лес – источник энергии, лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья.
Актуальность работы:
Наша страна богата лесами. Чтобы сберечь это богатство, нужны специально обученные люди, которые знают и любят лес.
Поэтому профессия лесника очень актуальна и нужна в наши дни.Предмет исследования: лес и профессия лесника.Объект исследования: семья Тугушевых- династия лесников.Цель исследования: узнать о профессии лесника, как возникла династия лесников в нашем селе.
Задачи исследования:
Выяснитькто такой лесник?
Чем он занимается?
Как возникла профессия лесника?
Собрать документы из семейного архива лесниковТугушевых.
Гипотеза исследования.
Лес- это жизнь. Лесник – это работник лесного хозяйства.
О том, кто такой лесник, многие из нас знают только примерно. А о том, что это реальная и очень важная профессия – редко кто задумывается.
Трудность работников леса всегда одна: неуважительное отношение к лесу со стороны тех, кто выезжает на природу. Наверное, из-за того, что лесник совсем не сказочная профессия, выбирают её немногие, но довольно часто эту профессию называют династической – передается любовь к лесу от отца к сыну.Приложение 1.
Глава I. Особенности профессии лесника.
1.1.История возникновения профессии лесника.
Лес – это природное богатство, которое нужно беречь, защищать, охранять от огня и злоумышленников. Эти функции включает профессия лесника.
У многих народов лес считается священным местом. Испокон веков он давал людям пищу, строительный материал и прибежище. Уже в начале VIII века на территории Европы появляются люди, которые охраняют лесные угодья от вырубки и охоты без разрешения помещика. Так же они охраняли водоемы и пастбища землевладельца.
Царь Петр I (1672 - 1725) был первым русским государем, постоянно занимавшимся природоохранной деятельностью. При царствовании Петра I появилось более 200 указов, связанных с рациональным использованием, охраной и воспроизводством лесов, переработкой древесины, подготовкой специальных кадров.Приложение 2
В 1798 году указом Павла I был основан Лесной департамент, в обязанности которого входило беречь, охранять и вести лесовосстановительные работы.Тем самым положил начало стройной системе государственного управления лесами на всей территории России.
Первый учебник по лесоводству был написан преподавателем училища корабельной архитектуры, ставшим позднее профессором географии и статистики Петербургского университета Евдокимом Филипповичем Зябловским в 1804 г. и назывался «Начальные основания лесоводства». Для того времени это была энциклопедия знаний о лесе. В книге имеются сведения о свойствах древесных пород, способах их возобновления и выращивания, возможного использования, освещаются вопросы охраны лесов. Рассматриваются взаимоотношения организмов в лесу и значение их для лесоводства.
К середине XIX века имелись учебники и учебные пособия уже по всем лесохозяйственным дисциплинам, вышел четырехтомный «Лесной словарь», начал выходить «Лесной журнал».Появились специалисты лесного профиля. Вначале изучение различных вопросов лесной науки сосредоточивалось в учебных заведениях, в нескольких опытных лесничествах и опытных станциях и только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда все леса стали собственностью государства, наступил новый этап в развитии лесной науки.
В настоящее время подготовка лесных специалистов с высшим образованием осуществляется в специальных институтах и на факультетах других институтов, лесных техникумах всех регионов нашей страны.
В толковом словаре:лесник- лесной сторож; работник лесного хозяйства,лесничий - заведующий лесничеством.
Лесничий – должностное лицо государственного органа управления лесным хозяйством, осуществляющее руководство ведением лесного хозяйства в лесах лесничества, являющегося основным структурным подразделением лесхоза.
1.2. Сохранение лесного богатства- обязанность лесника.
Сегодня площадь лесов неумолимо уменьшается. В первую очередь, это связано с огромными темпами вырубки и увеличением населения планеты. Именно поэтому во многих развитых странах сохранение лесного богатства выходит на первый план.
Чем занимается лесник?Профессия лесника в современном обществе играет важнейшую роль. Специалист не только следит за сохранением угодий, он так же принимает активное участие в восстановлении леса и посадке новых деревьев.
Когда в лес приходят браконьеры, незаконные лесорубы и все те, кто желает получить больше, чем свежий воздух и природные богатства, лесник вправе проверить их документы и разрешения.
Так же лесник следит за тем, что бы летом отдыхающие не разводили огонь. Он может выписать штраф или ограничится устным предупреждением. Иногда достаточно просто объяснить, какой вред природе оказывает выброшенная пластиковая бутылка или сорванный цветок из Красной книги.
Лесник – это мужественный и смелый человек. Без чувства ответственности и принципиальности невозможно бороться с лесорубами и браконьерами. Немаловажную роль играет физическая сила, так как львиную долю рабочего времени лесник проводит на ногах. Проблемы со зрением и слухом, аллергия на растения несовместимы с профессией.
В обязанности лесника входит охрана угодий от насекомых и пресечение болезней у деревьев. Периодически вместе с лесничим организовывается санитарная вырубка пораженных деревьев.
Лес надо постоянно обновлять. Этим занимаются лесоводы. Они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Вместе с лесоводами заботятся о лесных жителях и лесники. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной развешивают искусственные гнёзда для птиц.
Самое страшное бедствие для леса – это пожар. Огонь не жалеет ни деревьев, ни зверей. Но, как известно, проблему легче предупредить, нежели бороться с ее последствиями. Именно поэтому лесник следит за пожарной безопасностью, собирает и вывозит сухостой.
Для предотвращения стихийных бедствий предусмотрены профилактические мероприятия в виде вспахивания земли между участками леса. Это позволяет избежать распространению травы и сорняков, которые мгновенно увеличивают площадь пожара.
1.3. Плюсы и минусы профессии лесника
Преимущества:
социально важная профессия. Без таких людей наша планета рискует остаться без природного богатства;
знания ботаники и зоологии можно применить в других сферах.
Недостатки:
многим кажется, что работа лесника похожа на курорт: целый день гуляешь на природе, дышишь свежим воздухом. Однако не забывайте, что обход участка нужно осуществлять в любую погоду и в снег, и в дождь;
опасность связная с дикими животными и вооруженными браконьерами.
Где учат профессии лесника?
Профессию лесника можно получить, окончив лесохозяйственный техникум или колледж по специальности «лесное и лесопарковое хозяйство». Также можно пройти обучение на специальныхкурсах. Леснику нужны знания в области ботаники, зоологии, экологии, природопользования. Он должен хорошо ориентироваться на местности, уметь читать и составлять карты, владеть методами ведения лесного хозяйства.
Глава II. Династия лесников Тугушевых.
2.1. Представители династии.
ТугушевРауфАбдулович
родился 15 августа 1938 года в большой семье в селе Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. После окончания школыс1957-1960 год служил в армии.
В 1962 году он приступил к своей службе лесником Чаадаевского лесничестваГородищенского района. В этом жегоду женился, и у него родились 6 детей.Это было сложное время . Мало было техники, поэтому самым надежным транспортом у него была лошадь. Он вместе с семьей жил в лесничестве… РауфАбдулловичрешил, что он будет возрождать леса, с его помощью было посажено очень много разных деревьев: сосна, ель, осина, дуб… Он работал в лесном хозяйстве до 2000 года. Стаж его работы – 38 лет.
Награжден значком «За сбережение и приумножение лесных богатств РСФСР» в 1979,1980,1986 годах и медалью Ветеран труда за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации.Приложение 3.
СыновьяТугушеваРауфа Абдуловича
Тугушев Рашид Рауфович
После школы в 1983 году поступил в Сосноборский лесной техникум. В 1988 году устроился работать в Чаадаевский лесозавод мастером. С 1996 годастал работать лесником в Чаадаевскомлесничестве.С 2000 года работал мастером 3-его участка Чаадаевского лесничества.
Тугушев Рафик Рауфович
Он с раннего детства познакомился с профессией лесника. Отец часто брал его с собой на обход «своих владений». Необъятность лесных просторов, красота окружающей природы и необходимость в защите всех этих богатств – стали определяющими в выборе специальности. Он, как и его отец, решил связать свою жизнь с лесом. В 2000 году он устроился работать в Чаадаевское лесничество- лесником.Приложение 4
Племянник ТугушеваРауфаАбдуловича
ТугушевВильданРавильевич после школы в 1982 году поступил в Сосновоборский лесной техникум. После окончания техникума работал мастером 2 -ого участка, мастером леса и до сих пор работает инспектором леса. К нему приезжают школьники, с которыми он проводит беседы.
Главные цели беседы — рассказать детям об опасности лесных пожаров, научить безопасному поведению с огнем. Работники лесничества также назвали ребятам основные причины возгорания, виды лесных пожаров, охарактеризовали основные способы тушения и напомнили правила безопасности в лесу.
«В процессе работы с детьми были показаны два комплекта ранцевых огнетушителя, мастер леса ВильданТугушев рассказал об их устройстве, где и как их применяют», — сообщили в пресс-службе министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
Дети попробовали ранцевые огнетушители на практике и провели тушение импровизированного пожара. Многие из них сказали, что хотели бы работать лесными пожарными. Так ВильданРавильевичучит детей охранять природу.Приложение 5
2.2. Интервью с лесником
С группой ребят мы встретились с самым старшим лесником из династии Тугушевых с РауфомАбдулловичем и задали ему несколько вопросов.
- РауфАбдуллович, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили посвятить свою жизнь лесному хозяйству?
– Я родился и вырос в селе, рядом с лесом. У меня есть родственники, которые занимались лесным хозяйством. В школе я неоднократно принимал участие в лесопосадках и сборе хвойной шишки. Можно сказать, что труд лесничего заинтересовал меня еще в детстве.
Человек живет для того, чтобы оставить что-то хорошее после себя. А работа в лесном хозяйстве как раз подразумевает сохранение и приумножение лесных богатств России, это профессия будущего, профессия жизни. Именно этими мыслями я руководствовался при выборе своего трудового пути. Сейчас понимаю, что не ошибся, нашел свое настоящее призвание. Как мне кажется, профессия определяет человека в будущем. И если профессию человек выбрал по призванию, то со временем он обязательно станет мастером своего дела.
– Оправдались ли Ваши ожидания от работы в лесном хозяйстве?
– Да, мои ожидания оправдались. Понимаю, что работаю не зря. Здесь я осознал, что человек способен влиять на природу положительным образом. Если не только те, кто работает в лесном хозяйстве, будут так же бережно относиться к природе, то мы сможем сделать мир лучше, оставить его пригодным для жизни будущих поколений. К сожалению, все негативные изменения, которые происходят в природе, – это следствие человеческого влияния. Так что все зависит только от нас с вами.
– Вы сами хотели, чтобы дети продолжили династию работников лесного хозяйства?
– Я по натуре человек демократичный. Никогда и никого не заставляю делать что-то против воли. Да, я им предлагал последовать моему примеру. Конечно, я рад, что мое дело было продолжено, и мои дети занялись лесным хозяйством.
2.3.Правила безопасного поведения в лесу.
После беседы с лесником в нашем классе было проведено мероприятие, посвященное профессии лесника и игра «Я – лесничий». От каждой группы был выбран один представитель – лесничий. Им было дано задание: разработать правила безопасного поведения в лесу. Посовещавшись и обсудив данную проблему, совет лесничих предложил следующие правила поведения в лесу:
Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву.
Не шуми в лесу, не тревожь лесных жителей.
Не ломай ветки деревьев, не повреждай кору.
Не рви зря в большом количестве цветы, собирай грибы, сохраняя грибницу.
Не разоряй птичьи гнёзда.
Не уничтожай мелких животных, не бери их в руки.
Не разводи костров в лесу. Не поджигай тополиный пух.
Не мусори в лесу. Мусор забери с собой.Приложение 6
Вместе с одноклассниками второй год подряд участвуем в акциях «Чистый лес» и «Чистые дороги», где мы убираем мусор и вывозим на свалку.Так мы оказываем посильную помощь нашим лесникам и стараемся придерживаться составленных правил. Мы расклеиваем правила поведения в лесу по селу и призываем наших односельчан следовать этим правилам, охранять окружающую природу. Приложение 7
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Лес –это легкие нашей планеты. Именно поэтому сохранение лесного богатства выходит на первый план. И 2017 год был годом экологии. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья.
Наша страна богата лесами. Чтобы сберечь это богатство, нужны специально обученные люди, которые знают и любят лес. Поэтому профессия лесника очень важна и нужна в наши дни.Лесники – это лесные заступники. И бескрайняя тайга, и малые перелески, и городские лесопарки, и глухие леса, где до ближайшего города сотни километров – все они нуждаются в помощи этих людей.
Лесники, работая в лесничестве, лесхозе, лесном питомнике, знают, что работают для будущих поколений, а сами не увидят плодов своего труда. Радуются, что выращенные им деревья украсят город внуков и правнуков, очистят воздух и воду и пойдут на изготовление новых, еще не открытых продуктов и изделий.
Поэтому я думаю связать свою будущую профессию с лесом.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
1.Лесная энциклопедия.-В двух книгах. Издательство «Советская энциклопедия».1986 г.
2. Личный архив Тугушевых.
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка, Москва, «Русский язык», 1989г.
4. Справочник лесничего. Н.Д.Новосельцева,1994 г.
5. Справочная книга лесника. Л.Е. Стерин, 1989г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Лесники на отдыхе.
Приложение2.При царствовании Петра I появилось более 200 указов, связанных с рациональным использованием, охраной и воспроизводством лесов.
Приложение 3. Тугушев Рауф Абдулович
Приложение 4.Тугушевы: Рашид Рауфович и Рафик Рауфович
Приложение 5. Тугушев Вильдан Равилевич с лесниками.
ВильданРавилевич проводит мастер-классы для детей : тушение импровизированного пожара.
Приложение7. Классный час о профессии лесника
Игра «Я - лесничий»
Правила поведения в лесу.
Приложение 7.Акция « Чистый лес».