1.Введение
С давних времен, на Руси одним из главных украшений девушек считались косы. Согласно древним легендам в косах хранилась вся мудрость и сила женщины. В современном мире всё меньше женщин и девушек решаются отращивать длинные волосы из-за отсутствия времени на их уход. Но не смотря на сложности, в последнее время мода на косы возвращается. Я тоже являюсь обладательницей длинного волоса. Часто от знакомых слышу приятные слова в адрес моей косы.Правда, меня это не всегда радует. Часто прошу маму отрезать волосы. Но мама не соглашается, говорит, что коса – это не только красиво, но стильно и практично. Я стала присматриваться к причёскам других девочек и поняла, что большинство имеют длинные волосы, которые заплетают в косу. Значит, мама права? Мне захотелось убедиться в этом.
Гипотеза: коса – самая распространённая, удобная, красивая и практичная прическа для школьниц в наши дни.Возможно, это поможет мне точно решить:отрезать или не отрезать свои длинные волосы. Ответ на этот вопрос и стал целью моей работы.
Задачи: - познакомиться с историей причёски «русская коса»;
-изучить способы плетения современных кос;
- провести наблюдение за прическами среди учащихся школы;
- провести анкетирование среди учащихся школы и родителей 3»А» класса;
-обобщить собранный материал и определить качества причёски.
Объект исследования: девочки - учащиеся некоторых классов школы.
Предмет исследования: причёски учениц.
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, опрос,наблюдение, эксперимент.
Практическая значимость:рассказать одноклассникам и родителям о красоте и практичности косы;помочь себе и другим девочкам найти верный ответ на вопрос «Отрезать или не отрезать волосы?»
2. Основная часть.
2.1. Из истории причёски «русская коса».
Прежде чем говорить об истории причёски «русская коса», я выяснила в толковом словаре, а что такое причёска?«Причёска – это форма, придаваемая волосам стрижкой, расчёсыванием, плетением, завивкой и укладкой»1.От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета.«Длинные волосы – это признак красоты и женственности.»2 Шикарные волосы как визитная карточка для каждой женщины. В красивых длинных волосах вся женская сила. Женская прическа всегда имела большое значение. Неважно, крестьянка, богатая дама или королева: если волосы красивые, блестящие и ухоженные, восприятие женщины неизбежно менялось в лучшую сторону. Одна из самых известных женских причесок в истории, конечно, – коса.Из толкового словаря Ожегова я выяснила, что «коса - сплетенные в виде жгута несколько длинных прядей волос, а также вообще несколько нитей, прядей, сплетенных таким образом.»1 (описание простой косы в разделе «простая коса»)Косы как таковые издревле имеют глубокий смысл. С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы служили охранным талисманом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы. Например, на Руси считалось, что чем крепче, толще и длиннее коса у девушки, тем лучшей она станет женой.
2.2. Традиции, связанные с девичьей косой.
- На Руси девочки носили одну косу.В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы.
- Женщины плели две косы и скрывали прическу под головным убором.
- Коса располагалась по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков,
служила для наполнения человека жизненными силами.
- Коса-символ чести.(Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку)
- Широкая и длинная коса –эталон женской красоты. Коса, толщиной с руку, считалась образцом красоты.
-Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более – распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые праздники.
2.3. Коса в устном народном творчестве.
В старину, расчесывая волосы своей любимой дочке, мама приговаривала:
«Расти, коса, до пояса не вырони ни волоса,
Расти косынька до пят, все волосоньки в ряд.»
Пословицы. Коса - девичья краса. В добром житье сами кудри вьются, в худом секутся. Не время волос белит, а кручина. Девичья коса – на все село краса. Красная коса – русая коса.
Существует много известных русских народных песен. В моём репертуаре тоже есть песня «Русская коса». В ней звучат такие строчки:
Эх, русская коса, косонька пшеничная.
Это девичья краса – русская коса.
Есть и другие песни. Например, русская народная песня «Пчёлка златая».
А у моей у Любы русая коса, А у моей у Любы русая коса-коса.Жаль, жаль, жалко мне, русая коса, Жаль, жаль, жалко мне, русая коса.
Немало и сказок, в которых главные героини – красавицы с длинными и красивыми косами: в «Сказке о Снегурочке», «Крошечка-ховрошечка», «Василиса премудрая», «Варвара краса-длинная коса», «Марья-краса, долгая коса», «Иван Царевич и Серый волк» и другие. Вероятно, причёска «русская коса» пришлась по душе народу, если он прославлял её красоту.
2.4. Исследование 1. Коса сегодня.
В 20 веке многие традиции, связанные с косой, были утрачены. Среди взрослых основной прической стала короткая стрижка. Но всё равно коса оставалась основной причёской советских школьниц. Потеряла она популярность к концу 20 столетия. У поколения наших мам основная причёска – короткие или средней длины волосы, завязанные в хвост.Как стильная прическа для девочек и женщин косы вернулись только в последнее время. Существует много видов плетения, благодаря которым можно создавать разные образы. Описания и видеоролики техники изготовления различных причесок сейчас быстро и в большом количестве можно найти в сети Интернет. Поэтому я не буду описывать технологию изготовления различных причесок, а остановлюсь только на тех, которые являются самыми распространёнными в моей школе. Это помогли выявить следующие исследования.
2.4.1. Исследование популярности причесок с косами
1 «А» класс |
3 «А» класс |
5 «А» класс |
7 «А» класс |
9«А,Б» класс |
11 класс |
|
Всего девочек в классе |
14 |
14 |
13 |
11 |
17 |
10 |
Имеют длинные или средней длины волосы |
12 |
12 |
11 |
7 |
14 |
7 |
Используют прически с косами |
11 |
9 |
8 |
6 |
13 |
6 |
Вывод: Большинство девочек нашей школы имеют длинные или средней длины волосы. Косы заплетают не все, больше всего девочек скосами в 1 классе, так ещё заплетают мамы, а также в старших классах, потомучто уже умеют сами.
2.4.2. Социальный опрос. Анкета для девочек
В опросе участвовали 10 девочек начальных классов и 10 девочек 10-11-х классов.
Вопрос |
Начальные классы |
Старшие классы |
Умеешь ли ты плести себе косу? |
Да – 3; Нет – 7. |
Да - 10 |
Кто чаще заплетает тебе волосы? |
Мама – 6; Папа – 1; Бабушка – 3. |
Сама – 8; Иногда мама – 2. |
Какой способ плетения используете? |
Не знаю – 2; простая коса-3; разные– 2; колосок -1; «рыбий хвост» - 2. |
Простая коса-1; «колосок» -4; «рыбий хвост» -5. |
Данные исследования подтверждают часть моей гипотезы. Коса действительно является самой распространённой причёской среди школьниц.Из данных ответов и по другим моим наблюдениям делаю вывод, что в числе наиболее популярных можно назвать простую или русскую косу, «колосок», косу «Рыбий хвост». Далее я изучила эти разновидности кос.
2.4.3. Виды и техники исполнения современных кос.
2.4.3.а. Простая коса. Для плетения этой косы волосы разделяются на 3 одинаковых пряди, затем правая прядь берется в правую руку, левая — в левую, а центральная — остается посередине. Чтобы начать плести косу, нужно правую прядь набросить на центральную, беря ее левой рукой, но не соединяя при этом с левой прядью; центральную прядь нужно взять в освободившуюся правую руку. Далее следует набросить левую прядь на ставшую теперь центральной правую прядь; теперь левая и правая пряди оказываются в правой руке, а центральная — в левой. Повторять перебрасывание прядей необходимо до достижения желаемой длины косы, после чего косу остается зафиксировать резинкой для волос.
2.4.3.б. Колосок.Самой популярной прической среди старшеклассниц нашей школы является коса под названием «колосок» за свою некоторую схожесть с колосьями злаков. Считается, что французская коса и колосок - это разные названия одной и той же прически. Но у них, оказывается, есть различия. Колосок плетут, накладывая пряди одну поверх другой. Французскую косу создают, наоборот, вплетая каждую прядь вовнутрь, что делает внешний вид плетения намного затейливее и изысканнее. Вариантов её очень много.
Плетение "колоска" выполняется довольно просто. Нужно взять как можно ближе ко лбу небольшую прядь волос и разделить ее на три части. И затем каждый раз к боковым частям прибавлять с боков небольшие пряди волос. И так до тех пор, пока все волосы не войдут в косу. Концовка выполняется в виде плетения обычной, так называемой, русской косы. На конце закрепляется либо резинкой, либо заколкой. С таким плетением можно выполнить множество вариантов вечерних причесок. Часто можно услышать другое название этой косы – «дракончик».
2.4.3.в. Коса «Рыбий хвост». Как можно легко догадаться, коса «Рыбий хвост» получила свое название за сходство с расположением чешуи на рыбьем хвосте, а также за подобный блеску рыбьей чешуи блеск волос, получаемый из-за особого плетения. Такая коса популярна и в качестве повседневной, и в качестве вечерней прически.Принцип плетения «Рыбьего хвоста» отличается простотой. Так, чтобы сплести эту косу, сначала волосы следует разделить вертикальным пробором на две равных части. Затем левую и правую части нужно взять, соответственно, в левую и правую руки. С внешней стороны правой части волос далее требуется отделить тонкую прядь, подвести ее к пробору и подхватить рукой, в которой находится левая часть. Теперь необходимо с внешней стороны левой части волос выделить такую же прядь, подвести ее к пробору и подхватить правой рукой. Получилось перекрестное плетение.Продолжая отделять все новые и новые пряди с каждой стороны и перекрещивать их, следует заплести косу на всю длину волос. Готовую косу остается зафиксировать резинкой и при желании немного растянуть — так она будет казаться шире и толще. Если отдельные прядки косы растянуть больше других, то можно получить нарочито небрежное плетение, что очень модно и популярно в последнее время.
2.5. Мои косички.
К сожалению, я ещё не очень хорошо умею плести красивые косы, поэтому это делает мне мама: и в школу, и для прогулки, и на концерты. Иногда ей помогает моя старшая подружка. Среди моих причёсок: русская коса,
различные виды «колоска», комбинации колоска и русской косы, французская коса,
«рыбий хвост». Эти причёски не только модны, потому что красивы, но и практичны. Это доказывает вторая часть моих исследований.
2.6. Исследование 2.
2.6.1. Социологический опрос. Цель: изучение мнения учащихся и родителей о прическах, отвечающих школьным требованиям.В опросе участвовали учащиеся 2-4 классов, родители обучающихся младших классов.Количество опрошенных 57 человек: 39 девочек и 18 мам.
2.6.1.а. Анкета для девочек. (Приложение 1)
1. Для чего нужны косы?
Чтобы выглядеть опрятно; чтобы волосы не мешали;
это модно; для красоты.
2. Продолжи фразу: «Косы у девушки это…»
красиво, модно; несовременно; затрудняюсь ответить.
3.Хотите научиться плести косы?
4.Какая прическа, по вашему мнению, практичнее на учебных занятиях? Почему?
Я выяснила следующее: 93% респондентов считают, что косы нужны, так как внешний вид девочек выглядит аккуратным – 42%, волосы не мешают (практичность) –25%, модно – 12%, красиво – 16%. (Приложение)
79% продолжили, что косы – это красиво, модно; 12,5% -несовременно; 12,5% затруднились ответить. (Приложение)
При этом 80% хотели бы научиться плести разные виды кос, так как не умеют этого делать.
84% считают практичнее на учебных занятиях косу потому, что: красиво и опрятно, волосы не лезут в глаза, не мешают на уроках, привлекают к себе внимание.
79% считают практичнее на учебных различные варианты кос.
4% считают практичнее на учебных занятиях короткую стрижку.
16% считают практичнее на учебных занятиях распущенные волосы.
2.6.1.б. Анкета для родителей. (Приложение 2)
Цель: провести исследование среди родителей девочек класса с целью выявления причин выбора причёски.
Для этого мною было проведено анкетирование среди мам девочек нашего класса.
Были опрошены родители (мамы) 18 девочек нашего класса (100%). По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы(графическое изображение результатов отображено в Приложении 2):большинство мам при ежедневном выборе прически руководствуются такими причинами, как: желание дочери (11 из 18) и наличием свободного времени (7 из 18), а так же были отмечены такие варианты, как: собственное умение (3 из 18) и расписание уроков (2 из 18).Следует также отметить то, что большинство мам дали ответ о возможности влияния аккуратной прически на успеваемость дочери, поскольку половина ответов (9 из 18) отмечена, как «возможно, моя дочь становится сосредоточеннее при аккуратной прическе», а 3 мамы дали положительный ответ.
Вывод: вторая часть гипотезы подтвердилась - большинство опрошенных учащихся и родителей считают косыкрасивой, модной и удобной причёской.
2.6.2.Эксперименты. ( Приложение 3)
Цель: проверить предположение о практичности косы .(приложение)
1.Мама сделала прическу: два боковых колоска, переходящих в простые косы. Я включила фен и направила на себя. В результате прическа не изменилась.
2. Сделала искусственный дождь. В результате прическа также не изменилась. А после просушки волосы стали даже красивее. ( Приложение 3) Вывод: благодаря проделанным опытам, влияющим на прическу, выявила, что прическу в школу нужно делать монолитную, чтобы она не зависела от капризов природы.
2.6.3. Праздник русской косы в классе.
В нашем классе прошел праздник «Коса – девичья краса», на котором я выполняла роль ведущей (Приложение 4) Для детей была подготовлена презентация.. Ребята узнали об истории косы, о поверьях, о магической её силе, о том, как плели косу русские девушки.Среди девочек прошел конкурс современных детских причесок, сделанных из косичек. Жюри оценивало красоту и естественность сотворенной прически. Непросто было судить этот конкурс. Все девочки были обаятельны, активны, у каждой своя творческая находка.Все участницы конкурса были награждены дипломами и аплодисментами.В качестве отдельного конкурса прошел мастер-класс по плетению косы, который провели сёстры Александровы Маша и Даша.С тех пор девочки со своими мамами стараются творчески подходить к плетению своих кос. Наибольшее количество причёсок демонстрирует Лупанова Алиса. Они вместе с мамой придумывают причёски сами, находят интересные варианты в различных журналах, используют Интернет. (Приложение 5)
3. Заключение
Подводя итоги работы, можно отметить, что еще с давних времен люди придавали большое значение своим волосам. Косоплетение как некий вид искусства, переходит из поколения в поколение уже очень и очень давно! И неспроста, ведь причёска из косы имеет целый перечень плюсов, таких как:
долгое время сохранения формы прически, в отличие от других видов укладки;
огромный выбор вариантов плетения и укладки, как для взрослых, так и для детей;
не мешают волосы при занятии спортом, на уроках чтения, письма, вовремя дождя, и при сильном ветре (при тугом плетении);
возможность выбрать вариант, как на каждый день, так и на любой праздник;
Практичность, удобство, красота – и все это коса! Гипотеза доказана.Коса заняла свое почетное место не только на страницах глянцевых журналов, но и в моем сердце. Для меня коса ещё и аксессуар к моим костюмам для выступлений. Теперь я точно знаю, что свои волосы я не отрежу.
«Девушка с косичкою — это же мечта. Девушка с косичкою — настоящая! Нет прически лучше девичьей косы! Ведь века России в косы вплетены!»4.6.
Я узнала много нового и интересного о возникновении и происхождении косы, рассмотрела и проанализировала способы плетения и разновидности косы. Прическа остается символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды, и является прической на все случаи жизни.
4. Источники.
1.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».
2.Землянская М. «Новейшая энциклопедия для девочек» стр. 45
3.Сборник русских народных песен.
4.Интернет-ресурсы:
4.1.Сайт http://www.epochtimes.ru/content/view/51693/51/
4.2.Источник: http://jvolosy.com/pricheski/povsednevnye/kosa-drakonchik.html
4.3.Источник: http://anydaylife.com/post/3215 © Anydaylife.com
4.4.https://ru.wikipedia.org;
4.5.Сайт. Виды кос. Схемы плетения кос. Свободный доступ. http://fammeo.ru/articles.php?article_id=663
4.6.Infourok.ru Сценарий «Русская красавица»
Приложение 1.
Результаты анкетирования девочек.
Для чего нужны косы?
Продолжи фразу: «Косы у девушки это…»
Какая прическа, по вашему мнению, практичнее на учебных занятиях?
Приложение 2.
Результаты анкетирования родителей.
Какими причинами Вы руководствуетесь, заплетая дочь в школу? (свободный вопрос, возможен выбор нескольких вариантов ответа):
2.Влияет ли выбор прически на внимание и, соответственно, успеваемость Вашей дочери?
Приложение3.
Приложение4.
Лучшие причёски.
Приложение 5.