ПЕТРОГЛИФЫ В ЖИВОПИСИ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПЕТРОГЛИФЫ В ЖИВОПИСИ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Кудрявцева  А.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением истории и обществознания»
Яхно  Ю.Б. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением истории и обществознания»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Этим летом я побывала с родителями на Алтае вместе с группой художников. Мы посетили много интересных мест и одно из них Калбак-Таш – археологический комплекс Республики Алтай. Я увидела великолепные горы и множество петроглифов, что для меня стало открытием. Это настоящий музей под открытым небом, рассказывающий о жизни первобытных людей. Более детально о наскальных рисунках нам рассказала экскурсовод. Мне показалось это очень интересным и захотелось исследовать использование петроглифов в современной жизни: в повседневности и быту, в искусстве.

Авторы наскальных рисунков - это первые художники. Их техника кажется примитивной, но благодаря их творчеству мы узнаем о жизни и быте древних людей. Я занимаюсь в художественной студии и думаю, что более глубокое знакомство с этим материалом поможет мне в творчестве, вдохновит и обогатит меня на новые работы, жанры, техники и сюжеты.

Цель исследования: установить связь петроглифов с повседневной жизнью современного человека.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу о петроглифах и коллекцию петроглифов Национального музея республики Алтай имени А.В. Анохина (г. Горно-Алтайск);

2. Организовать фото и видеофиксацию объектов археологического комплекса Республики Алтай - Калбак-Таш;

3. Описать формы использования петроглифов в творчестве современных художников Алтая и г. Новосибирска;

4. Найти и зафиксировать примеры использования петроглифов в повседневной жизни современного человека.

Методы исследования:

Изучение специальной литературы

Фото- и видеофиксация;

Интервьюирование;

Сравнительный анализ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ

«Обычай сохраняется и добивается новой силы путем соединения культур, над пропастями пространства и времени». Дж. Хокинс

1.1. Что такое петроглифы

Петроглифы (от греч. petros – камень и glyphe – резьба), изображения, высеченные, вырезанные или нанесенные краской на каменной поверхности. Считается, что петроглифы многозначны по своему смыслу, нередко связаны с магическими ритуалами, выступают как произведения искусства и как исторический источник для изучения духовной и материальной культуры. В первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Древнее наскальное искусство территориально охватывает все континенты.

1.2. История развития петроглифов

История первобытного искусства включает проблему происхождения искусства и рассматривает этапы его развития на протяжении нескольких десятков тысячелетий, начиная от самых древних из известных художественных произведений эпохи палеолита.

Рис.1 Раненый бизон. Живопись в Альтамирской пещере. Верхний палеолит.

Альтамира была первой из многих десятков подобных пещер, обнаруженных позднее на территории Франции и Испании. В 1879 году здесь была впервые в Европе обнаружена живопись эпохи палеолита. Изображения начинаются неподалеку от входа. Особенно многочисленны полихромные фигуры бизонов, написанные в натуральную величину на потолке пещеры. Животные нарисованы смелыми, уверенными штрихами, большими пятнами краски, с поразительной точностью анатомии и пропорций. Но отсутствие чувства общей композиции, согласованности выдает примитивность первобытного рисунка. На потолке Альтамирской пещеры обнаружено множество фигур бизонов, лошадей и кабанов. Они расположены хаотично, нарисованы вверх ногами, изображения накладываются друг на друга. Первобытный человек видит отдельные явления, но не видит взаимосвязи между ними, изображает только то, что видит постоянно в повседневной жизни.

В эпоху неолита искусство стало более условным, исчезает разрозненность изображений. Человек изображает целые сцены из своей жизни. Множество таких бытовых эпизодов среди наскальных росписей в Испании, в Африке. Охотники с луками настигают бегущего оленя, сражения, танцующие фигуры, ритуальные обряды.

Прослеживается схематичность в неолитических произведениях. Встречаются изображение-значок, изображение-орнамент, изображение-иероглиф, которые лишь отдаленно напоминают силуэт человека или животного. Человек увидел в изображении возможность сообщать некоторую информацию на расстоянии, возможность рассказать о событии. Для этого достаточно показать предмет схематично в общих чертах. Так зарождалась пиктография – рисуночное письмо.

Рис.2 Охота на оленей. Неолит.

1.3. Изучение петроглифов

Благодаря развитию научной археологии с середины XIX в. был сделан ряд открытий. Сенсационные находки большого числа археологических памятников буквально потрясли ученых всего мира. Были обнаружены стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, палицы, рубила, иглы, скребки.

В пещерах, порой труднодоступных, ученые обнаружили выполненные минеральными красками или вырезанные на стенах изображения животных: оленей, бизонов, кабанов, среди них были и такие, которых сейчас уже нет в природе: саблезубые тигры, длинношерстные мамонты. Порой встречались силуэты человеческих фигур и ритуальные маски. Все это было создано приблизительно 40-20 тысяч лет тому назад и относится к эпохе верхнего палеолита.

Такие открытия были сделаны в разных местах. Это знаменитые пещеры Альтамиры в Испании, пещеры фон де Гом, Монтеспан во Франции, в Италии, Германии, в Южной Африке и Сахаре, а также в Сибири.

В своих исследованиях археологи основное внимание уделяют выяснению времени создания петроглифов. Их интересует вопрос – люди какого древнего этноса, какой неведомой культуры являются создателями этих изображений. По научным данным человеком верхнего палеолита был homo sapiens. С появлением человека современного вида связано бурное развитие производительных сил и общественных отношений. Он уже владел членораздельной речью. Homo sapiens совершенствует технику обработки камня, расширяет применение новых материалов – кости и рога.

Возникает вопрос, как человек, который не умел еще возделывать землю и не приручил животных, создавал произведения искусства. Но однако это было так, подлинность палеотической пещерной живописи была неопровержимо доказана.

1.4. Петроглифы Алтая

«Древние петроглифы Алтая чудом уцелевшие для нас, графикой невольно поражают – о давно минувшем их рассказ. На рисунках сказочные кони скачут из неведомых веков»

В. Куницын

Алтай – один из богатейших регионов мира по количеству петроглифов. К настоящему времени открыто более 200 их местонахождений. Крупные скопления петроглифов находятся в Кош-Агачском, Онгудайском, Усть-Коксинском, Шебалинском, Турочакском, Улаганском районах. Время появления первых наскальных рисунков исследователи (В.И. Молодин, Д.В. Черемисин) относят к концу верхнего палеолита, ранней и развитой бронзы.

Круг образов петроглифов: дикие промысловые звери – лоси, маралы, быки, а также матери-прародительницы, антропоморфные божества и шаманы, фантастические зооморфные существа, колесницы, «хвостатые» воины. В эпоху раннего железа в наскальном искусстве проявился скифо-сибирский звериный стиль. В реалистичных и фантастических изображениях животных и даже в орнаменте многие исследователи видят мифических существ, представлявшихся древним кочевникам в образе какого-либо зверя.

В этих первобытных представлениях отразилась система понятий человека об окружающем животном мире, где каждому виду было отведено свое место. С небесной сферой и верхним миром были связаны птицы, с землей, т.е. средним миром – парнокопытные, а змеи, рыбы и хтонические существа с водной стихией и поземным миром.

Рис.3 Хищники и птицы в петроглифах ранних кочевников Алтая

В древнетюркское время доминируют резные гравированные изображения, например граффити. Они повествуют об охоте на зверей, о сражениях, перекочевках. Содержание и мотивы многих из них связаны с шаманскими воззрениями, в гравюрах на камнях иллюстрированы моменты конкретных ритуальных действий алтайских шаманов.

Рис.4 Стела с шаманскими сюжетами

Самая многочисленная группа петроглифов относится к периоду бронзы. Это стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), мужские фигуры, изображения колесниц и вьючных быков. Часто встречаются фигуры оленей, погонщиков и воинов, вооружённых палицами и копьями, фантастических хищников, руки человека, а также чашечные углубления. К числу уникальных относятся рисунки медведя, змеи и знаков-символов.

Фото автора: олени в петроглифах Калбак-Таша

Петроглифы железного века и раннего средневековья включают сцены охоты на оленей, диких быков, медведей и изображения главных персонажей скифо-сибирского звериного стиля (козлы, волки-собаки, кошачьи хищники, олени, лошади и др.). В композициях прослеживаются сюжеты мифологического характера.

1.5. Современные открытия петроглифов на Алтае

В 2017 году ученые обнаружили в 2 км от села Бельтир Кош-Агачского района на правом берегу реки Талдура композицию из 28 петроглифов, нанесенных на огромный валун. Общая длина валуна - 3,1 м и ширину 1,7 м.1

Среди фигур выделяется изображение оленя длиной 170 сантиметров. «Олень имеет клювовидную морду, горб, намеченный глаз. Он изображен стоящим, с двумя ветвистыми рогами. На шею оленя налегает выбитая раннесредневековая тамга, напоминающая перевернутую букву «М» с длинным отростком посередине. В некотором отдалении справа, на другой грани камня, в таком же стиле выбита фигура оленухи. В отличие от оленя у оленухи выбит лишь контур тела, ноги, небольшие рога.

Рис.5 Процесс копирования наскальных изображений.

По мнению исследователей, изображение оленя является одним из самых крупных в подобном стиле в наскальном искусстве Алтая и сопредельных территорий.

Рис.6 Прорисовка петроглифов на талдуринском валуне

Ученые считают, что талдуринские петроглифы на валуне сделаны в монголо-забайкальском стиле, который был распространен в эпоху бронзы, то есть во второй половине II тыс. до нашей эры.

Рис.6 Процесс копирования петроглифов на талдуринском валуне

Древнего художника привлекли приметность огромного валуна, мимо которого было сложно пройти, а также, вероятно, та панорама на долину реки Талдура, которая открывается с этого места. В наше время рядом с валуном проходит дорога, которая, вполне возможно, была проложена по древней горной тропе. Если это предположение верно, то фигура оленя могла играть роль ориентира (наряду с самим валуном).

1.6. Что такое писаница?

Писаница – наскальные изображения, выполненные минеральными красками, главным образом охрой, на поверхности скал и на отдельных камнях. Писаницами обычно называют древние росписи на скалах Сибири.

Сибирские писаницы представляют собой наиболее древние по стилю и содержанию наскальные изображения, предшествующие вторжению в регион тюркских племен, большинство из них относятся к неолиту и эпохе бронзы. Здесь наиболее полно представлено лесное, таежное искусство с характерными для него сюжетами и образами, с реализмом в стиле.

Чаще всего использовалась охра - минеральный краситель, основу которого составляют окислы железа, замешанный на жирах с добавлением других органических компонентов животного и растительного происхождения. Нередко древний человек использовал различные техники. Как правило, в подобных случаях первоначальный процарапанный эскиз рисунка усиливался путем выбивки и промазывался охрой. Мелкие детали изображения часто дополнялись гравированными линиями. Спектр технических приемов у предшественников современных графиков, живописцев и скульпторов уже в каменном веке был довольно широк. Первые русские поселенцы в Сибири скалы с рисунками называли писаными камнями. Сами рисунки – письменами, писанцами или писаницами. Последнее название в качестве термина позже прочно обосновалось в научных трудах, посвященных искусству Сибири.

1.7. Писаницы Алтая

На Алтае расположена Турачакская писаница - петроглифический памятник II тыс. до н.э., на которой рисунки животных выполнены охрой.

Первая писаница расположена на двух скальных обнажениях левого берега реки Бия в пяти км от с. Турочак. Она открыта Б.Х. Кадиковым в 1975 году. Исследована экспедицией А.П. Окладникова в 1976 году. Выявлены изображения лосей, бегущих слева направо. Рисунки крупные, длина одного из них достигает 225 см.

В 1985 году Е.П. Маточкиным на правом берегу реки Бия, в 2 км выше, обнаружена вторая писаница с изображениями быка, бегущей влево лосихи с тремя крестообразными фигурами над ней, а также личины в форме головы человека.

Рис.7 Изображение лося. Турачакская писаница

ГЛАВА 2. ПЕТРОГЛИФЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ И В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

2.1. Ход исследования

1-й этап: полевой

В июне 2017 года в составе группы новосибирских художников автор побывал на археологическом комплексе Калбак-Таш, расположенном на правом берегу р. Чуя, между сёлами Иня и Иодро Онгудайского района.

Цель посещения: фотофиксация петроглифов.

На фото: автор исследования на фоне петроглифов, Республика Алтай, Калбак-Таш, июнь 2017 г.

В январе 2018 года автор посетил Национальный музей имени А.В. Анохина, который находится в столице Республики Алтай, в городе Горно-Алтайск.

Цель посещения: изучение петроглифов, хранящихся в фондах музея, интервьюирование специалистов – сотрудников музея.

Фото автора: здание Национального музея имени А.В. Анохина, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

На фото: автор исследования перед экспозицией петроглифов в здании Национального музея имени А.В. Анохина, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, январь 2018 г.

В январе 2018 года автором при посещении художественной мастерской Горно-Алтайского драматического театра было проведено, дословно записано, а затем расшифровано интервью с главным художником Горно-Алтайского драматического театра, Заслуженным художником России Тебековым Валерием Герасимовичем (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Цель интервью: выяснить факт использования художником мотивов петроглифов; организовать фотофиксацию.

На фото: автор исследования в мастерской художника Тебекова В.Г.

Рис.8 Худ. Тебеков В.Г. Вечный круг., 1995 г.

Затем автор побывал в мастерской новосибирской художницы Солодкой Инны Сергеевны, которая использует в творчестве петроглифы.

На фото: автор исследования в салоне у художницы Солодкой И.С.

2 этап: теоретический

Автором исследования была прочитана специальная литература об истории открытия и изучения петроглифов. Специальные термины были занесены в словарь (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Автором была найдена информация об истории создания Национального музея республики Алтай, в котором собрана коллекция петроглифов.

2.2. Сокровища Национального музея республики Алтай имени А.В. Анохина

История Национального музея имени А.В. Анохина начинается с приобретения в октябре 1918 г. Каракорум-Алтайской окружной управой ее председателя – художника Г.И. Чорос-Гуркина у известного сибирского краеведа, одного из учредителей Общества любителей исследования Алтая Н.С. Гуляева палеонтологической, археологической, минералогической коллекций, научной библиотеки и архива, которые начал собирать его отец С.И. Гуляев. Также основу будущего исторического собрания составили этнографические материалы, собранные известным исследователем этнографии народов Южной Сибири А. В. Анохиным. Годом официального основания музея является 1920-й год.

В настоящее время Национальный музей имени А. В. Анохина – основной хранитель предметов государственного Музейного фонда на территории республики. В фондах музея хранятся предметы материальной и духовной культуры народов Республики Алтай, всего более 60 тысяч единиц хранения. Археологические коллекции насчитывают 15126 экспонатов.

Археологические экспозиции размещены в семи залах «Древняя история Горного Алтая».

На фото: автор исследования на фоне диорамы в виде освоенной человеком пещеры в эпоху палеолита. Она изображает небольшой сюжет из жизни людей каменного века.

2.3. Некоторые образцы петроглифов, хранящихся в фондах Национального музея имени А.В. Анохина

Долгое время человечество ничего не знало о наскальном искусстве. И только в XIX веке была обнаружена живопись древнего человека. Но в творчестве различных народов на протяжении многих веков можно проследить присутствие наскальной живописи. Так алтайский народ использовал силуэты животных и людей в своем традиционном искусстве. Это видно на одеждах и атрибутике шамана, на домашней утвари и в орнаментах алтайцев.

В музее хранятся интересные памятники афанасьевской культуры – культуры первых сибирских скотоводов. Крупные каменные песты, некоторые из которых сохранили на себе остатки древней красной краски – охры, также представлены в витринах.

На фото: слева - петроглифы афанасьевской культуры; справа – автор на фоне экспонатов музея

В настоящее время на территории Горного Алтая открыто более 80 памятников эпохи бронзы. Курганы каракольской археологической культуры дали очень яркий, необычный материал. В ряде погребений, которые были совершены в каменных ящиках, стенки плит были покрыты различными рисунками, выполненными гравировкой, выбивкой, краской.

Фото автора: ящик-саркофаг каракольской культуры

2.4. Петроглифы в творчестве сибирских художников

2.4.1. Неоархаика

Неоархаика – направление в современном искусстве Сибири, ориентированное на художественный опыт древности, на реконструкцию архаического миропонимания. Термин объединил творческие поиски мастеров разных возрастов, традиций, этнокультурной принадлежности. Источником творческих поисков для художников служат публикации археологов и этнологов, участие в процессе научного сбора материала и его изучения.

На сегодняшний день археоарт Сибири занял важное место в образовательном и научном процессе (авторские курсы, дипломные проекты, диссертационные исследования), встречается в салонном искусстве и используется в дизайне. Многие галереи и творческие центры пытаются запустить сувенирный продукт (картины, керамика, войлочные изделия, ковры и т.д.).

2.4.2. Петроглифы в творчестве художников Горного Алтая

В Национальном музее имени А.В. Анохина на третьем этаже находится постоянная экспозиция алтайских художников. Чевалков Н.И., Ортонулов И.И., Чепоков Н.А., Дыков С.В., Тебеков В.Г. – известные художники Горного Алтая использовали петроглифы в своих картинах. Прослеживается связь с историей своего родного края, видно глубокое их погружение в тему наскальных рисунков, что написанию картины предшествовало тщательное изучение материала.

Рис.9 Худ. Дыков С.В. Зверь. 2011г.

Рис.10 Худ. Чевалков Н.И., Кошмовалы. Литогравюра. 1927г.

Рис.11 Худ. Тебеков В.Г., Камлание. 1995г.

2.4.3. Петроглифы в творчестве новосибирской художницы И.С. Солодкой

Солодкая Инна Сергеевна родилась в Новосибирске в 1968 году, окончила художественную школу и училище, сейчас работает в студии «Бачетта» г. Новосибирска.

Фото автора: картины художницы Солодкой И.С.

При встрече с автором, Солодкая И.С. рассказала об истории создания серии этих картин. Это был заказ, тему предложил сам заказчик. Работа оказалась увлекательной и интересной. Художница прорисовывала неровную поверхность скалы, стараясь передать текстуру камня, на которую наносила наскальный рисунок.

Фото автора: худ. Солодкая И.С., Верблюды и люди. 2007г.

После этого заказа художница написала еще серию таких работ. Она отметила, что у зрителя есть интерес к подобным работам и возможно в будущем она еще не раз обратится к теме петроглифов.

2.4.4.Петроглифы в повседневной жизни современного человека

Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что символы, окружающие нас, очень похожи на рисунки древнего человека. Возможно, это неслучайно. Ведь порой знаки, несущие важную информацию, должны быть доступны и понятны любому человеку.

Например, знак пешеходного перехода мы понимаем, еще будучи детьми, не изучая правил дорожного движения. А ведь этот знак является петроглифом.

Фото автора: знаки «пешеходный переход» и «осторожно дети»

Символ, обозначающий выход из помещения, также разработан на основе петроглифа.

Фото автора: указатель запасного выхода в супермаркете

Рис.12 Автомобильные знаки Пежо и Ягуар

Часто зооморфные символы использованы в гербах отдельных районов, особенно это характерно для городов и республик Сибири.

Рис.13 Гербы Новосибирской области и Республики Алтай.

Широкое использование петроглифов в различных сферах жизни современного человека можно объяснить простотой и ясностью изображения. При помощи петроглифа можно без помощи слов донести до человека сигнал, или создать запоминающийся образ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование позволило мне сделать следующие выводы:

Авторы петроглифов - наскальных рисунков - это первые художники. Их техника кажется примитивной, но благодаря их творчеству мы узнаем о жизни, быте и верованиях древних людей. Петроглифы – универсальная, упрощенная форма выражения представлений человека об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды петроглифов: сцены охоты, рисунчатое письмо (пиктограмма), космические явления, изображения символических знаков, изображения животных, изображения фантастических животных и др.

Современная наука продолжает изучение петроглифов. Ученые открывают неизвестные ранее писаницы, исследуют наскальные рисунки.

Петроглифы составляют экспозиции музеев. Так музей республики Алтай включен в Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России».

В современном искусстве Сибири развивается направление – неоархаика. Это направление ориентировано на художественный опыт петроглифов. Источником творческих поисков для художников служат публикации археологов и этнологов, участие в процессе научного сбора материала и его изучения.

Петроглифы используются в повседневной жизни современного человека, т.к. они лаконичны, выразительны и понятны. Простота и условность изображения позволяет использовать их для предупреждения об опасности, для указания направления движения, на запрещающих знаках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. «Искусство Древнего мира». – Москва «Детская литература», 1986г.

2. Кубарев В. «Наскальное искусство Алтая (из экспедиционных заметок археолога)». - Новосибирск – Горно-Алтайск, 2003г.

3. Мириманов В.Б. «Первобытное и традиционное искусство». – Москва «Форум», 2009г.

4. «Наскальное искусство в современном обществе». Материалы международной научной конференции. Том 2. Выпуск VIII. Научное издание. 2011г.

3. «Республика Алтай. Краткая энциклопедия.» – Новосибирск: Издательство Арта, 2010г.

4. Тебеков В.Г. «По дорогам Алтая». – «Ак Чечек», Горно-Алтайск, 2009г.

Ресурсы Интернет

Официальный сайт Национального музея имени А.В. Анохина - http://www.musey-anohina.ru/index.php?lang=ru

Официальный сайт Новости Горного Алтая - http://www.gorno-altaisk.info

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ГЛОССАРИЙ

Граффи́ти — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

Личины — это наскальные рисунки, изображающие «лицо». Личина в наскальной живописи характеризуется как изображение только лица, которое, скорее всего, является человеческим. При этом тело человека никогда не изображается, однако на личине присутствуют почти все черты лица, а также иногда и украшения в виде точек, пунктиров или линий.

Оленные камни — массивные отёсанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности, или нанесён охрой.

Песты – каменные изваяния, в оформлении которых использовались зоо- и антропоморфные сюжеты.

Петроглифы (греч. – камень и резьба) – изображения и знаки, выбитые или процарапанные на камне, на поверхности скал, на потолках и стенах пещер. Составляют значительную часть наскальных изображений, с которыми их нередко отождествляют.

Пещерное искусство – комплекс древнейших памятников, созданных в период, когда пещеры использовались человеком в качестве жилья или святилища. Главный изобразительный персонаж пещеры – животные. Их фигуры переданы со скрупулёзной реалистичностью, следуют одна за другой, находят друг на друга, образуя скопления, или, и наоборот, разрежаются вплоть до одного силуэта на всей поверхности стены. Фигуры все профильны, почти нет изображений в фас. Наряду с рисунками, ставшими эталоном первобытного реализма, можно встретить простейшие насечки, треугольники, сетки. Изображения животных писались охрой с добавлением крови и мозга животных, а в глине для рельефа использовались кости самого животного.

Писаницы – наскальные изображения, выполненные минеральными красками, главным образом охрой, на поверхности скал и на отдельных камнях. Писаницами обычно называют древние росписи на скалах Сибири.

Скифо-сибирский звериный стиль — особая манера исполнения изображений животных, широко представленная в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Южной Сибири.

Тамга́ – (Temģa с тюркских языков) — родовой фамильный знак, печать. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её.

Хтонические Существа - (от греч. khthonios – подземный), мифологические персонажи и животные, связанные с преисподней и с производительной силой земли (воды).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Интервью с главным художников Горно-Алтайского драматического театра, Заслуженным художником России Тебековым Валерием Герасимовичем

Вопрос: В Национальном музее имени А.В. Анохина я видела немало ваших работ. Они мне показались очень интересными, самобытными, в них много истории. Хотелось бы с вами познакомиться поближе. Расскажите немного о себе.

Ответ: Я родом с Горного Алтая, родился в 1952 году в селе Чемал. Любовь к живописи мне привил мой школьный учитель по математике, он сам писал этюды. После армии я поступил в Алма-Атинское художественное училище. После окончил Алма-Атинский институт искусств, в котором в дальнейшем преподавал несколько лет.

Вопрос: Как случилось, что вернулись в Горный Алтай?

Ответ: Я очень скучал по дому вдали от Родины. Очень люблю свой край, народ Алтая. Здесь я черпаю вдохновение, Алтай обогащает меня.

Вопрос: Как давно вы работаете в театре

Ответ: С 1978 года, когда вернулся в Горно-Алтайск. Театр помог мне по-новому взглянуть на вещи. Оказывается неживые предметы удивительно ведут себя на сцене, ведь они обладают метафорическим языком, могут говорить за актера.

Вопрос: По вашим работам я поняла, что вы часто используете петроглифы в своих произведениях. Хотелось бы узнать об этом побольше.

Ответ: Материал пазырыкско-скифской культуры, наскальные рисунки послужили мне для оформления алтайских спектаклей…Я очень много и долго изучал петроглифы. Наскальные рисунки есть у каждого народа. Как человек начал постигать мир, он стал красной глиной чертить на скалах, а она земляная краска, очень прочная, может долго сохраняться. Это первоисточник, человек наверное думал бессознательно, но рисовал очень интересно, ему хотелось задобрить духов животных, показать точно как охотиться, совершал какие-то ритуальные действия. На Алтае много наскальных рисунков. Они служат для меня первоисточником. Но так как я человек современный, театральный, я могу соединять некоторые вещи, которые несовместимы, использовать вневременной космический подход, то есть взгляд у меня немного свободный. Главное уйти от иллюстративности, абстрагироваться, и всё начинает жить.

Вопрос: На ваших картинах очень часто можно увидеть шамана. Почему Вам так интересна эта тема?

Ответ: Шаманы загадочные люди, их тайна еще не разгадана, они меня очень привлекают. Хочу показать, что они незримо присутствуют в жизни алтайцев, поскольку много веков шаман сопровождает жизнь алтайцев. Шаман у меня актер. На картине «Шаман на ходулях» один узор многократно повторяется, если присмотреться, это рога и копыта. Одежда вся расписная, будто это каменная писаница: архары, маралы, лики каменные выглядывают.

Рис. 1 Худ. Тебеков В.Г., Шаман на ходулях. 2005г.

Вопрос: В какой из ваших работ, вы считаете, петроглифы особенно ярко помогали вам выразить замысел картины?

Ответ: Это конечно «Алтайская рапсодия». Три фигуры стоят, словно древнетюркские изваяния, но держат в руках не чаши, а кисти. Их облачения сплошь испещрены свидетельствами ушедших времен – изображениями с оленных камней и наскальных петроглифов.

1 Г. Кубарев «Оленный камень» из долины реки Талдура», журнал «Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий», издание Института археологии и этнографии СО РАН, 2017 г.

Просмотров работы: 306