Применение информационных технологий в воспитании и развитии экологической культуры

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Применение информационных технологий в воспитании и развитии экологической культуры

Ивершинь  И.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Большая Джалга Ипатовского района Ставропольского края
Ромах  А.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Большая Джалга Ипатовского района Ставропольского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Природа не храм, а мастерская» - утверждал герой знаменитого романа

И.С. Тургенева « Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха, экологически безопасной среды обитания человека. Опасности, происходящие в природе изменений, заставляют нас задумываться над тем, что необходимо сделать, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным. Одной из важнейших проблем современности является изучение и сохранение биоразнообразия в целом. Человек не должен бесконечно и односторонне собирать дары природы, он обязан возвращать ей свои долги, занимаясь восстановлением и обогащением биологических ресурсов, как объектов, представляющих всенародное достояние.

Ставропольский край отличается разнообразием природных условий и богатством животного и растительного мира. На территории Ставропольского края располагаются 44 государственных природных заказника, в их числе и заказник «Бурукшунский», который находится в 15 км от села Большая Джалга. Он создан на основании приказа № 664 от 10 ноября 1999г., подписанного Черногоровым А.Л. Площадь – 3600 га.. На территории заказника есть лиманы, водная гладь которых – 560 га. Заказник – зоологический(Приложение 1. Постановление губернатора Ставропольского края № 664 и паспорт заказника) Заказник регионального значения, является объектом природного наследия, территорией, имеющей особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов.

В течение нескольких лет учащиеся нашей школы проводят исследования по разным направлениям на территории заказника «Бурукшунский» Ипатовского района Ставропольского края.

(Приложение 2.Итоги исследовательских работ, проведенные учащимися нашей школы)

При проведении исследований: дана оценка экологическому состоянию, определена экологическая проницаемость границ, рассчитана буферная зона, произведён расчёт индекса ценности территории как заказника,. Установлено: территория заказника с её богатым биоразнообразием флоры и фауны уникальна для степных ландшафтов, а значит, она требует её сохранения. Создание и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – эффективный метод сохранения и восстановления природной среды, так как ООПТ позволяют поддерживать экологический баланс территории, сохранять биологическое и ландшафтное разнообразие, способствуют восстановлению экосистем. Донести до подрастающих поколений сведений об удивительном природном уголке нашей Малой Родины, вызвать интерес, углубить знания в области экологии, проявить заботу, для этого воспользоваться современными информационными технологиями - в этом мы видим актуальность, выбранной темы проекта.

Перед всем цивилизованным миром стоит первоочередная задача – сохранение нашего общего дома – Земля. А чтобы знать, что сохранять, нужно хорошо понимать как это важно и нужно для нас. Поэтому очень важно воспитывать и прививать экологическую культуру. Перед нами стала проблема: «Как и каким образом воспитать и решить её ?»

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Особенностью природоохранной деятельности в повседневной жизни является то, что в ней на первое место выходит экологическое обучение и воспитание, [11] так как без знаний о влиянии человека на среду своего обитания и на самого себя не возникает необходимость выполнения действий по охране своего здоровья и создания обстановки, способствующей этому, т.е. в охране среды обитания. [11] В Красную книгу Ставропольского края, которая является официальным документом, опирающийся на краевой Закон «Об особо охраняемых природных территориях в Ставропольском крае», краевой Закон «О Красной книге Ставропольского края», Постановление администрации края «О перечне животных, заносимых в Красную книгу Ставропольского края» занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры и фауны.

Для формирования экологической культуры используют различные средства и методы, [14] применяя их как эпизодически (раздача букетов, календарей, листовок, проведение разовых акций (уборка территории, очистка родников и водоёмов и т.д.) так и в системе – например, занятия спецкурсов ««Природа и экология Ставропольского края (краеведение)», участие в работе экологических конференций, проводимых краевым экологическим центром экологии и туризма Ставропольского края, участие в работе экологических конференций, по этой же проблеме, проводимой Малой Академии наук (г.Ставропаоль), и др. Однако, как правило, там участвуют не все учащиеся, а только те, которых уже интересуют вопросы экологии, следовательно, экологическая культура формируется и развивается у небольшой группы школьников. Более массовыми являются экологические уроки в школе, но они ведутся традиционно, ученики получают готовую информацию, это не вызывает интереса у большинства детей к решению этой проблемы. Мы пришли к выводу, что, необходимо сделать более эффективной и массовой работу по экологическому просвещению детей, для того, что бы сформировать систему выводных экологических понятий [10] необходимо не только привлекать внимание к экологическим проблемам, но и учить эти проблемы анализировать, моделировать их решение.

Цель: формирование личностного отношения учащихся к проблемам состояния экосистемы и сокращения биоразнообразия заказника «Бурукшунски» Ставропольского края.

Из постановки цели работы вытекают следующие задачи:

Собрать, систематизировать и проанализировать литературу по данному вопросу, выявить позитивные и негативные аспекты этого метода развития экологической культуры.

Сконструировать теоретическую модель цели исследования для последующей практической проверки.

Научить разрабатывать продукты ИКТ в разных программах, с учётом экологических проблем заказника «Бурукшунский»;

Провести практическую проверку теоретической модели.

а) выбрать объекты для освещения в буклете.

б) разработать модели буклетов, календарей, листовок, (программа

Mikrosoft Office Publisher)

Распространить продукт среди учащихся и жителей села;

Применить программу Movie Maker для создания видеофильмов, Mikrosoft Office Pover Point – для разработки презентаций

Использовать продукт на уроках географии, биологии, классных часах и внеклассных мероприятиях, способствующих воспитанию нравственности, духовности и экологической культуры.

Нами выдвинута гипотеза: заинтересовать учащихся экологическим проблемами можно, если использовать не готовые буклеты и другие продукты информационных технологий, а привлечь к их созданию, то есть ученик должен увлечься самим содержанием, что и определит структуру сценария буклетов, календарей, листовок, видеофильма. Кроме того, придуманные разными учащимися буклеты будут отличаться многообразием.

Новизна: интегрирование экологии с компьютерными технологиями, опирающиеся на данные, проведенными нашими учащимися в заказнике «Бурукшунский»

Поставленные задачи определили основной метод исследования - теоретический анализ литературы по данному вопросу, анкетирование, анализ работ школьников, моделирование и проектирование.[1]

2. Обзор литературы.

2.1.Роль особо охраняемых природных территорий

При изучении данной проблемы, нас заинтересовало интервью (журнал «Наука и жизнь», 1993 г.), с ведущим специалистом страны в области экологии Ю.П. Коршуновым. В нем отмечается, что « …конечно, она [природа] зря ничего не создает, и все проходит по своим законам. В связи с этим обращено большое внимание на охрану природы. В результате неправильной деятельности, особенно хозяйственной, мы сталкиваемся с фактом, когда те или иные виды выпадают. Именно самая главная, основная причина — это неправильное отношение человека к природе. Каждый может приносить определенный вред». [8]

В соответствии с действующим законодательством и международными обязательствами Российской Федерации, особо охраняемые природные территории (ООПТ) являются объектами общенационального достояния. Одним из основных направлений экологической политики России является создание и развитие ООПТ, играющих большую роль в обеспечении экологической безопасности в любом регионе России. Система ООПТ является комплексом функционально и территориально взаимосвязанных охраняемых территорий, организованных с учетом природных и социально-экономических особенностей региона в целях сохранения, восстановления и поддержания природного баланса окружающей среды, биологического и ландшафтного разнообразия (http://do2.gendocs.ru/docs/index-425304.html?page=7).

В настоящее время в Российской Федерации создана сеть ООПТ, занимающих площадь 190 тыс. га, что составляет 10,5% от площади территории нашего государства. В том числе территория ООПТ федерального значения составляет около 3%, а регионального и местного – 7,5% от площади страны. Среди округов РФ ведущее положение занимает Южный Федеральный округ, где особо охраняемые территории занимают 11,5% от площади округа.

В Ставропольском крае заповедные территории представлены заказниками краевого значения (их 45), занимающими площадь 90,1 тыс. га (1,36% от площади края), и памятниками природы (их 66) общей площадью 11,2 тыс. га (0,17%). Национальных парков, заповедников и заказников федерального значения в крае нет. В связи с этим повышается роль особо охраняемых природных территорий краевого значения (http://oopt.aari.ru/ref/583). Так что, этот злободневный вопрос касается и заказника «Бурукшунский», находящийся недалеко от нашего села.

2.2. Информация об особо охраняемой природной территории заказнике «Бурукшунский»

Государственный природный заказник краевого значения расположен в границах муниципальных образований посёлков Красочный, Большевик и Первомайский, сёл Бурукшун, Кевсала и Большая Джалга. Кроме того, его территория граничит с территорией Республики Калмыкия. Заказник находится на территории охотоведческого хозяйства «Бурукшунские зори»

Общая площадь существующих особо охраняемой природной территории 3600 га. в том числе водная поверхность составляет 543,2 га. Заказник имеет землеустроительное дело – 2001 г. (см. Приложение 1)

Цель создания ООПТ и её значимость: заказник предназначен для сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира, подлежащих охране. Перед нами стал вопрос: «Как можно принести пользу или, хотя бы, ослабить вред «населению» заказника?

Сделав анализ литературы по данному вопросу, мы выяснили, что под экологической культурой понимается совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. [4]. Экологическая культура делится на: личную (личного бытового поведения), производственную (поведения человека на производстве) и культуру принятия государственных управленческих решений. [16]

Процесс формирования экологической культуры состоит из создания экологических альтернатив, обучения процессу выбора и оценки общей, суммарной эффективности, создаваемой миллионами актов выбора. Cчитается, что семейное воспитание, этические аспекты отношения к природе, экологические ценности – практически невозможно изменить.[17]

В Красной книге Ставропольского края указывается на отсутствие и необходимость разработки мер по охране и пропаганде охраны редких животных и растений. Чтобы сохранить их, нельзя ждать, когда они ста­нут совсем редкими. Именно поэтому очень у подрастающих поколений формировать и воспитывать бережное отношение к проблемам окружающей среды. Для этого надо как можно объективнее и всесторонне информировать о состоянии флоры и фауны таких объектов как заказники, национальные парки, заповедные зоны. Выделение таких участков позволяет увидеть мир другими глазами и вырабатывать бережное отношение к природной среде.

3.Теоретическая модель цели исследования

3.1. Место, объект и предмет исследования

Основными причинами сокращения численности растительного и животного мира является ухудшение мест произрастания и обитания в результате интенсивной хозяйственной деятельности - вырубки леса и лесных насаждений, чрезмерного выпаса скота, весенние и осенние палы на распаханных землях.

Место исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Большая Джалга Ипатовского района Ставропольского края

Объект исследования: процесс формирования этических взглядов отношения учащихся к природе

Предмет исследования: организация образовательного процесса по формированию личностного отношения к проблемам сокращения биоразнообразия заказника «Бурукшунский» Ставропольского края

Считаем, что данная работа имеет теоретическую и практическую значимость - может использоваться на уроках «Природа и экология» в начальной и основной школе, «Биология. 7 класс», география, технология, на вне классных мероприятиях, к тому же мы имеем результаты, проведенных исследовательских, работ в заказнике в течение 3 лет.

3.2. Методики, применяемые в решении поставленных задач

Для формирования личностного отношения к проблемам сокращения биоразнообразия заказника необходимы два условия:

1. Заинтересованность детей изучением экологических проблем

2. Формирование у учащихся систему основных экологических понятий [10].

Было выдвинуто предположение: для того, чтобы увлечь детей решением этой проблемы, нужно разработать творческие формы работы, с применением информационных технологий (ИКТ) например, созданием буклетов, календарей, листовок, видеофильмов, мультфильмов природоохранной тематики. В этом случае, подбирая информацию, школьники систематизируют, анализируют и, перерабатывая её, стараются сделать доступной и привлекательной для своих сверстников, учатся видеть положительные и отрицательные стороны деятельности человека в природе, тем самым, воспитывается активная жизненная позиция экологического воспитания и формируется экологическая культура. При такой форме работы, основной причиной изучения экологических проблем будет являться не принуждение, а появление мотивации (самопринуждение) в решении этой очень важной природной проблемы.

Для этого учащимся предлагается самостоятельно выбрать интересное для них задание.

Например:

    1.  

Сделать рисунки животных, которых они видели в дикой природе, и

которые вызвали у них интерес (строение, цвет, условия жизни)

    1.  

Прочитать доступную информацию о Красной книге Ставропольского края и животных, занесенных в неё, а затем сделать устное или письменное сообщение.

3. Полученную информацию о Красной книге Ставропольского края

и живых организмов, занесенных в неё, оформить в таком виде,

чтобы заинтересовать других детей, например, младших школьников.

4. Познакомиться с тематикой и результатами исследований наших

учеников (2010-15 г.г.) (см. Приложение 2)

Так будет происходить формирование личностной экологической культуры, проявление интереса к проблемам сокращения биоразнообразия заказника.

Для формирования системы выводных экологических понятий [10] необходимо на примерах конкретных экологических ситуаций научить детей работать по следующему алгоритму:

выделять проблему - задавать проблемный вопрос

находить противоположные понятия(стороны) в данной проблеме

выявлять противоречия

выдвигать гипотезы по решению противоречия

Это, в свою очередь, приводит:

    •  

во-первых, к способности видеть, понимать и объяснять сущность природных процессов,

    •  

во-вторых, развивает способность моделировать различные варианты развития систем, стимулированные как естественным путем, так и человеком,

    •  

в-третьих, развивает способность выбирать из многочисленных вариантов разрешения противоречий наиболее оптимальный, то есть не нарушающий её устойчивого равновесия.[10]

Следовательно, для формирования у детей системы выводных экологических понятий [10] необходимо не только привлекать внимание к экологическим проблемам, но и учить эти проблемы анализировать и моделировать их решение.

4.Практическая проверка теоретической модели.

4.1. Выбор объекта для освещения в продуктах ИКТ.

Изучив научно – популярную литературу, мы попытались установить наиболее значимые для жизни на Земле растений и животных. Определить это сложно. Дело в том, что все организмы живые, они связаны между собой в общем круговороте природы. В этом смысле насекомые, которые составляют огромное количество видов на Земле, их больше, чем растений и животных вместе взятых, они проникают буквально во все экологические ниши. Если их убрать, то просто остановится жизнь. И в этом кругу немаловажную роль играют бабочки. Они имеют большое значение как опылители, это не только дневные бабочки, которых можно увидеть на растениях, но и ночные, совки, например; опыляют цветы и днем и ночью. А ведь известно, что без опыления не происходит созревание плодов, из которых получаются семена, способные к распространению, а значит, и к распространению растений самоподсевом. Но прежде чем появятся такие насекомые, происходит целая цепь превращений. Что мы знаем о гусеницах?

Первое что приходит – гусеницы – вредители полей и садов, кроме того, гусеницы бабочек, совсем не похожи на бабочек, они перерабатывают зеленую массу растений, а если мы посмотрим с другой стороны, то гусеницами питаются многие птицы и насекомоядные млекопитающие, землеройки, ежи. Все это очень тесно связано, и очень возможно, что многообразие растительного и животного мира во многом зависит от этих неутомимых тружениц .[8]

На территории заказника «Бурукшунский» живут разные насекомые – INSECTA, есть среди них занесённые в Красную книгу Ставропольского края. Они представлены бабочками, шмелями, пчёлами(Приложение 3. Представители насекомых, выявленные в результате исследования фауны заказника «Бурукшунский» Ставропрольского края)

Несмотря на очевидность необходимости природоохранной работы, для создания буклетов хотелось подобрать факты, которые будут занимательны людям разных интересов. Было выдвинуто предположение, что этому способствует новый взгляд на известных животных. При изучении на уроках физики такого явления как интерференция, и проведении опытов: «Фокусы со светом», «Загадки мыльных пузырей», нам приходилось изучалать радугу в неживой природе (интерференция). [6] Для нас стал интересен вопрос: «А есть ли явление интерференции у живых организмов?». Из источников научной литературы, мы узнали, что можно эти явления наблюдать у бабочек. Зачастую, издалека крылья некоторых бабочек кажутся почти черными, но вблизи отливают выраженным металлическим блеском – от ярко-синего до фиолетового. Даже у обычных крапивницы и павлиньего глаза обитающих, в Ставропольском крае, окраска за счёт и пигментных и оптических чешуек, поэтому они переливаются как радуга. [12]

Это очень красиво, но проблема в том, что: во – первых их отлавливают; во- вторых, в наш технический век не все люди воспринимают красоту, а вот практическое применение может быть для них важным аргументом для охраны. Бабочки играют очень важную роль, в основном как наши друзья — опылители растений. Но есть среди них и враги — злостные вредители (кстати, бабочки вредят в стадии гусеницы). Какие из них полезны, а какие вредны, каким образом можно «улучшить» условия жизни для первых и бороться со вторыми — все это знать необходимо. Но даже, если бы бабочки и не играли никакой практической роли, все равно было бы необходимо изучать их. [8] Ведь исследуя этот пестрый порхающий мир, мы расширяем наши знания о природе вообще, глубже проникаем в ее многочисленные и очень тщательно оберегаемые тайны.

Следовательно, при подборе материала для информационно-компьютерного продукта, необходимо учитывать разницу интересов разных людей. При подготовке к выполнению работы проведено анкетирование на определение уровня знаний и выявление интересов. (Приложение 4.Анкета: «Определение уровня знаний учащихся о бабочках. Приложение 5. Анкета: «Динамика интереса детей»)

      1.  

Разработка сценария буклета

Для развития интереса к экологическим проблемам, учащимся было предложено найти интересный материал из исторического прошлого всех живых организмов заказника «Бурукшунский», это могут быть растения, древесные породы, животные. Такую работу надо было провести, чтобы определить структуру сценариев - буклета, календаря, листовок, видеоролика, мультфильма. Придуманные разными учащимися, продукты ИКТ будут многообразны.

Существенным, разделом буклета могут быть достижения науки в области новых технологий. Новым направлением в науке является моделирование определённых морфофизиологических адаптаций. Это применяется в бионике, биотехнологии, экологической инженерии.[7]

Например, природа очень экономно разместила в каждой чешуйке бабочки Морфо три прибора хорошего качества: решетку, фильтр и волновод. Нам только сейчас понадобилось для нужд оптики совмещать функции нескольких приборов, в природе - это сделано миллионы лет назад. Техника трехмерного «копирования» природных наноструктур позволяет получать эффективные искусственные компоненты самых разных свойств, например при создании нового поколения интегрированных фотонных схем.

Коконы тутового шелкопряда, это не только сырьё для получения натурального шёлка, американские учёные нашли прочному и натуральному волокну нестандартное применение. После несложной обработки его можно использовать в качестве оптических устройств, применение которых поможет медицине безопасно контролировать многие процессы в живом организме.

Многим современным школьникам интересны новые технологии, следовательно, приводя такие примеры, можно объяснить необходимость охраны живой природы. Чтобы работа была успешной, учащиеся должны были ответить на вопросы теста. (Приложение 6 Тесты для оценки уровня развития экологического мышления учащихся)

4.3.Создание буклетов, календарей, листовок природоохранной тематики

В создании буклетов были выделены следующие этапы:

1.Разработка тематики направления буклетов (общая осведомленность, предметная информированность, экологическая);

2. Сбор информации (случайный, направленный, научно-популярный, художественный);

3. Оформление буклетов (выдержанность тематики, эстетика оформления).

4. На следующем этапе учащиеся сами определяли область своих интересов, сами подбирали материал и оформляли его.

5. Для создания буклетов, календарей, листовок была использована стандартная программа OfficePublisher.

На первом этапе подбора информации предлагалось выбрать любую экологическую тему по материалам заказника «Бурукшунский». Большинство учащихся принесли информацию о разных животных и растений, занесенных в Красную книгу России и Ставропольского края. В основном это были фотографии, так как дети часто с родителями выезжают «на природу», к фотографиям дополнялись сообщения - копии из печатных изданий, в электронном виде - из сети Интернет, материалы из Красной книги Ставропольского края, которая есть в школьной и сельской библиотеках. Отдельные учащиеся получали данные от учащихся, которые проводили исследования на территории заказника «Бурукшунский»

Второй этап по сбору информации был нами отмечен, как умение использовать научно-популярную литературу и умение художественно её оформить. (Даже научно-популярная литература должна иметь оригинальное, художественное оформление)

Просматривая материал, мы пришли к выводу, что учащиеся не умеют или не хотят анализировать сведения, не заинтересованы в экологической тематике. Для повышения уровня мотивации, нами было предложено ученикам представить собранный материал в нестандартном виде, например в виде буклета, календарей, листовок. Информационная образовательная программа содержит программу Office Publisher, с ней учащиеся знакомятся на уроках информатики, но очень немногие знают о возможности применения её на практике, а ведь с её помощью можно сделать многое, особенно в области распространения знаний любого направления. Чтобы разработать продукт деятельности, надо выбрать макет. Современные макеты и классические, у них есть названия. Закладки,модули, парча, перфорация, рикошет и др., это названия современных буклетов. У классических – волны, выноски, геометрия, горизонт, горошины, движение…

Для практической реализации задуманного нами были выбраны как классические макеты, так и современные. Учащимся были предложено ознакомление с макетами, набор которых есть в программе. Для учащихся 7 класса было предложено разработать буклет о жесткокрылых, которые можно встретить не только в заказнике, а и дома (сад, огород, палисадник).

Участники проекта разработали буклеты, календари с изображением декоративных растений, красно-книжных растений др., познавательного характера с названием: «Бабочки в легендах и мифах», «Из истории образования заказника «Бурукшунский» и др. (Приложение 7. Буклеты, листовки, календари)

4.4.Разработка презентаций в программе PowerPoint

Чаще всего в разработке презентаций познавательного материала пользуются программой Microsoft Office Power Point. Нами был проделан эксперимент составления презентации на тему: «Заказник «Бурукшунский» - интересное место твоей Малой Родины». (Приложение 8. Алгоритм разработки презентации в программе Power Point). В ходе проведения такой работы выяснилось, что многие учащиеся разработать презентацию самостоятельно, пользуясь алгоритмом, затрудняются. Для развития интереса были представлены презентации по материалам исследований в заказнике (2014г) (Приложение 9. Образец распечатанных слайдов по работе в заказнике)

4.5.Создание видеофильма природоохранной тематики

Основой сценария видеофильма стала идея школьного проекта ландшафтного дизайна: «Мы любим двор, где любят нас», так как в его реализации принимают активное участие многие учащиеся нашей школы.

Для создания видеофильма были собраны фотографии и распределены в папки:

    •  

Вступление – введение в тему проекта

    •  

Методы, место и объекты исследования

    •  

Эскизное проектирование, выбор альтернативы;

    •  

Практическая часть – работа на объекте

    •  

Эколого-экономическое обоснование

    •  

Итог работы – заключение, выводы

Для создания видеофильма учащимся было предложен алгоритм его создания. (Приложение 10. Алгоритм создания видео в программе MovieMaker и видео на электронном носителе «Мы любим двор, где любят нас»)

Учащимся было предложено создать фильм по видовому составу растений, произрастающих на территории заказника «Бурукшунский»

В своем видеофильме ученики отразили состав: декоративных, лекарственных растений, имеющих пищевое значение, кормовые и медоносные растения, растения, занесенные в Красную книгу России и Ставропольского края. (Приложение 11. Видеофильм о заказнике «Бурукшунский»)

5. Проверка гипотезы проекта

Для проверки гипотезы было проведено тестирование двух групп учащихся. Одной из групп после традиционной формы работы (урока) и второй, той, что занималась созданием буклетов, видео, календарей, презентаций. После интенсивной школы проведено повторное анкетирование учащихся интенсивной школы. Результаты анкеты приведены в таблице

п/п

Имя учащегося

количество баллов

этап 1

этап 2

этап 3

  1.  

Яна

5

4

1,9

  1.  

Валя

5

2

2,6

  1.  

Таня

3,5

0

0,6

  1.  

Алина

5

3,5

3,6

  1.  

Ира

4

2,3

4,3

  1.  

Дима

4,5

0

2,5

  1.  

Слава

4

2

4,2

  1.  

Костя

4

4

4

Итоги тестирования группы учащихся, 7 класса. «Оценка уровня развития экологического мышления»

На основе полученных данных выстроены диаграммы

Диаграммы данных на традиционных занятиях (урок) и работа в проекте (Приложение 12 Диаграммы эффективности)

Из построенных диаграмм видно, что при изучении экологических тем на уроках интерес значительно ниже, чем работа с использованием информационно-компьютерных технологий. Кроме того у учащихся развивается интерес не только урокам естественнонаучного цикла, а и к прикладной информатике.

Цель, поставленная в проекте, достигнута, задачи решены, настало время сделать заключение и выводы

Заключение

За последние годы на территории заказника «Бурукшунский» Ипатовского района Ставропольского края начали исчезать некоторые виды растений и животных. Нарушенный экологический комплекс перестал восстанавливаться, деградировали почвенные и растительные системы.

Наши учащиеся на протяжении нескольких лет, занимались изучением экосистемы, но распространением полученных данных занимались традиционно, на уроках географии, биологии, природоведения, технологии, где был включён региональный компонент. Не останавливаясь на полученных данных, было принято решение активизировать работу. С этой целью заинтересовать школьников решением экологических проблем, применяя современные компьютерные технологии: работу распространяя полученные данные. Для этого были задействованы программы: Microsoft Office Power Point, Mikrosoft Office Publisher, Movie Maker. Именно эти программы позволили более подробно изучить экосистему заказника, закрепить и расширить представление о заказнике как ООПТ. Кроме того, работа в проекте показала перспективы современных программ ИКТ в решении проблем экологии.

Есть ли недостатки работы и в чём они проявляются?

- Да, есть

Был сделан вывод, что буклет, календарь, листовка оказывают большее влияние не на читателей, а на создателей, так как даже по разработанному сценариювместимость информации в продуктах ИКТ минимальная, она носит информационный характер, что затрудняет применение в широкой практике, и только подготовка к выполнению проекта давала информацию о знаниях учащихся в области экологических проблем..

Однако есть и положительный момент. К нему отнесена культура распространения знаний о самом заказнике, его обитателях и если надо будет принять участие в экологических акциях, учащиеся смогут создать коллажи, используя материалы по заказнику «Бурукшунский».

Мы также отмечаем, что работа по созданию видеофильма, требует много времени, большого количества фотографий, но для учащихся она более интересна.

Умение работать в этой программе, даёт ученикам возможность её применения для создания фильма любой направленности

Выводы

Собран, систематизирован и проанализирован теоретический материал, в результате чего выявлены позитивные и негативные аспекты такого метода развития экологической культуры

Была сконструирована теоретическая модель , которая проверена на практике

Ребята приобрели умения в разработке продуктов ИКТ, с учётом экологических проблем заказника «Бурукшунский». Были созданы: буклеты, листовки, календари, создан видеофильм

Полученные продукты распространены среди учащихся и жителей села.

При использовании традиционной формы работы (урок) результаты стабильные и предсказуемые, занятия вызвали интерес у 28% учащихся, уровень знаний по данному вопросу повысился у 32% учащихся, желание заниматься экологическими проблемами высказало - 12% школьников

При проведении занятий по созданию буклетов, календарей, листовок, видеофильма занятия вызвали интерес у 86% учащихся, уровень знаний по данному вопросу повысился у 45% учащихся, желание заниматься экологическими проблемами высказало 47%

Работа по теме проекта в перспективе

Продолжить работу в этом направлении для чего:

    •  

Вовлечь большее количество учеников школы в работу по созданию серии экологических буклетов

    •  

Провести работу по созданию flash мультфильма экологической направленности на основе рисунков учеников начальной школы

    •  

Провести экскурсию для активных участников проекта на территорию заказника «Бурукшунский», где организовать встречу с егерем и провести акцию по уборке прибрежной зоны «Бурукшунских лиманов»

Литература

Бабенко В.Г, Богомолов В.Г., Шаталова С.П., Шубин А.О.Экология животных. 7 класс. М: Вентана-Граф, 2001.

Жизнь животных, «Просвещение»,т.2 1985 г.

Зверев А. Т., Зверева Е.Г. «Экология: учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ» Москва, Оникс 21 век, Дом педагогики, 2002г

Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Учимся решать экологические проблемы, М :, Школьная пресса, 2002 г.

Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии, Москва, «Просвещение»,1986г

Коршунов Ю., Горбунов П.. Дневные бабочки азиатской части России. Справочник. - Екатеринбург: изд-во Уральского государственного университета, 1995,202 с.

Красная книга Ставропольского края под общей редакцией авторского состава 2003,2012

Материалы исследований в заказнике «Бурукшунский», 2012-2014 г.г.

Поляруш А.А. «Организация учебного процесса по формированию экологического мышления школьников на основе диалектического подхода» Новосибирск 2000г

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности, М., Академия, 2007 г

«Я иду на урок биологии», Беспозвоночные, общая редакция Н.И. Ивановой

Фотографии личного архива по работе в заказнике ученицы МКОУ СОШ №2 с. Большая Джалга Загорулько Ирины, 2012-2015 г.г.

Яхонтов А.А. «Зоология для учителя», т.1 Москва «Просвещение»1968г.

Интернет - ресурсы

http://www.ecosystema.ru/Экологический центр «Экосистема»

http://www.admkrsk.ru/citytoday/ecology/Pages/org.aspx Общественная экологическая организация «Красноярский Краевой Экологический Союз»

http://www.seu.ru/ Международный Социально-экологический союз

http://www.ecom-info.spb.ru Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей

Приложение 3

Представители насекомых, выявленных в результате исследования фауны заказника «Бурукшунский» Ставропольского края

Из всех насекомых бабочки пользуются наибольшей известностью,[13] есть любители, коллекционирующие бабочек. Красота бабочки в ее крыльях, в их разнообразных расцветках. [2] Крылья бабочек покрыты чешуйками, поэтому и называются - Чешуекрылые. Чешуйки - андроконии, пигментные и оптические, при которых крылья отличаются переливающимся металлическим блеском с тем или иным оттенком, который возникает вследствие преломления солнечных лучей. В оптических чешуйках возникает тонкослойная интерференция, оптический эффект которой можно наблюдать (в виде радужных переливов) на поверхности мыльных пузырей или в луже, куда попали капли бензина или масла. Рекордсменами по самой яркой в мире окраске являются представители южноамериканского рода Morho и австралийский парусник улисс (Papilio ulysses), мечта всех коллекционеров. Однако неоновой чудо-окраской обладают и другие бабочки, например, некоторые виды нимфалид (Nymphalidae), голубянок (семейство Lycaenidae), белянок (Pieridae) и некоторых других.

Эти факты вызвали интерес и нашими учащимися на территории заказника были выявлены следующие представители: бабочки, шмели, дикие пчёлы. Все они относятся к типу членистоногие – ARTHROPODA, класс - насекомые –INSECTA. Основные представители - сетчатокрылые NEUROPTERA семейство Аскалафы ASKALAPIDAE - аскалаф пестрый – ASCALAPHUS MACARONIUS; перепончатокрылые- HYMENOPTERA- шмель армянский – BOMBUS ARMENICUS, соколия–гигант – SKOLIA MACULATA Dr., ксилокопа фиолетовая – XYLOCOPA VIOLACEAL., мелиттурга булавоусая – MELITTURGA CLAVCORNIS, шмель степной - BOMBUS FRAGRANIIS P., рофитоидес серый – ROPHITOIDES CANUS L., чешуекрылые – LEPIDOPTERA: бражник «Мёртвая голова» - ACHERONTIA ATROPOS L .; совка шпорниковая – CHARICLEA DELPHINII L, павлиноглазка грушёвая - SATURNAIAPURIDen.etSchiff., махаон – PAPILIO MACHAON L.

Эти неутомимые труженицы играют большую роль в опылении растений, которые размножаются не только корневой системой, а и семенам. Без опыления ни одно растение не даёт полноценные семена, а значит, не появятся новые ростки.

Приложение 4

Анкета: «Определение уровня знаний учащихся 5 класса о бабочках»

1. Что такое бабочка?

2.Какие функции выполняют бабочки в природе?

3.Ловил ли ты бабочек?

4.Зачем отлавливают редкие виды бабочек?

5.Нужно ли эти редкие виды отлавливать? Почему?

6.Есть ли у тебя желание заниматься экологическими проблемами?

7.Какие действия ты можешь предложить по охране окружающей

среды?

Приложение 5

Анкета:«Динамика интереса учащихся к информационным технологиям, которые можно применить в природоохранной деятельности»

1.Участвовали ли вы в создании буклетов природоохранной тематики? (да, нет, свой вариант)

2. Участвовали ли вы в создании мультфильмов, видеофильмов природоохранной тематики? (да, нет, свой вариант)

3. Как Вы думаете, Есть ли преимущества у буклетов, мультфильмов природоохранной тематики перед традиционными учебниками экологии? (да, нет, свой вариант)

4.Хотели бы Вы поучаствовать в создании буклетов, мультфильмов природоохранной тематики? (да, нет, свой вариант)

Приложение 6

Тесты для оценки уровня развития экологического мышления учащихся

Этап 1

Цель: установить исходный уровень сформированности экологического мышления учащихся (тестирование проводится на начало исследования)

Задание 1. Выделить существенный признак понятия (слева) из

предложенных (справа).

а) лягушка: земноводное, кожное дыхание, головастик, конечности;

б) бабочка: крылья, усики, гусеница, чешуйки;

в) осень: снег, дождь, отлёт птиц, листопад;

г) земля: шар, жизнь, вращение, Луна;

(За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимум – 2 балла).

Задание 2. Выделить пятое лишнее понятие.

а) снег, град, землетрясение, роса, дождь.

б) тундра, трава, степь, тайга, болото.

в) зоопарк, зверинец, зоосад, тайга, заповедник.

г) каменный уголь, нефть, железная руда, природный газ, дрова.

(Задание оценивается по прежней шкале)

Задание 3. Выполнить по аналогии:

наука – открытия

природа –

животные –

сосна –

река –

(Задание оценивается максимум 2 баллами).

Задание 4. Выделить пары противоположных понятий в тексте.

Приводится статья «Об опылении цветков» («Тайны природы», пособие для учащихся, Москва, Вентана – Граф,2001 г).

(Задание оценивается максимум 3 баллами).

Максимум количество баллов за весь тест – 9.

Этап 2

Цель: Определить уровень сформированности экологического

мышления учащихся школы, создававших видеофильм и букеты Задания 1,2,3 остаются по форме прежними, меняется содержание,

оцениваются 1 баллом каждое.

Задание 4. . Выделить пары противоположных понятий в тексте.

Приводится статья «Об опылении цветков» («Тайны природы», пособие для учащихся, Москва, Вентана – Граф,2001 г). (максимальная оценка – 2).

Задание 5. Обобщить и ограничить понятия по аналогии:

Насекомые – бабочка – переливница

- гидросфера –

- песок –

- озеро –

(Максимальная оценка 2 балла).

Задание 6. Ответить на вопрос.

Почему в Красноярском крае сокращается численность бабочек?

(Максимальная оценка – 2 балла)

Максимальная оценка за весь тест – 9 баллов.

Этап 3

Цель: определить динамику развития экологического мышления

учащихся.

Задание 1. Выделить один, наиболее существенный, признак понятия

(слева) из предложенных справа

а) Растение: корень, садовник, цветок, фотосинтез.

б) Бактерии: гниение, болезнетворность, безъядерность,

спорообразование.

в) Грибы: споры, грибница, шляпка, дождь.

(Максимальная оценка 1 балл).

Задание 2. Найти ближайшее родовое понятие по отношению к

указанному видовому:

боярышница – бабочка

степь –

дождь–

река–

испарение–

ветер–

(Максимальная оценка 1 балл).

Задание 3. Сгруппировать понятия:

биосфера, град, гидросфера, озоновый слой, магнитное поле Земли,

растения, бактерии,

атмосфера.

(Максимальная оценка 1 балл).

Задание 4. Обобщить и ограничить понятия:

метод – эксперимент – химический

–роща–

–жертва–

– вода –

– биосфера –

(Максимальная оценка 2 балла).

Задание 5. Выявить противоречия в тексте.

(Используется небольшая статья экологического содержания, доступная

исследуемого возрасту детей, например, «Крошечные санитары»

(Максимальная оценка 2 балла).

Максимальное количество балов за весь тест – 9.

Подведение итогов тестирования

п/п

Имя учащегося

количество баллов

этап 1

этап 2

этап 3

  1.  

Яна

5

4

1,9

  1.  

Валя

5

2

2,6

  1.  

Таня

3,5

0

0,6

  1.  

Алина

5

3,5

3,6

  1.  

Ира

4

2,3

4,3

  1.  

Дима

4,5

0

2,5

  1.  

Слава

4

2

4,2

Приложение 7

В создании видео были выделены следующие этапы:

 

Открыть программу Movie Maker

 

Создать титр вначале видео, это титульный лист, на нём написать данные, которые автор хочет сообщить, его надо проверить на предмет ошибок, дальше нажать на слово «Готово» и начало готово.

 

Как и в слайдовой презентации, должно быть введение, состоящее из 3-4 кадров

 

Работа со сборниками информации и переходами

 

Осуществить импорт фотографий, рисунков, сканированных документов и др.

 

Правой кнопкой мышки найти команду: «Добавить кадр на раскадровку», проводить этот процесс до тех пор, пока не будет раскрыта тема (Кадры можно переставлять, удалять, или добавлять)

 

Создать титр в конце фильма

 

Просмотреть раскадровку, создать переходы, выбрав из сборника переходов и просмотреть ещё раз

 

Произвести регулировку показа кадров по времени (его можно увеличить или уменьшить)

 

Воспроизвести созданный продукт

 

Наложить титры на любой кадр

 

Наложить музыку на звуковую дорожку

 

Воспроизвести для просмотра ещё раз, и если всё устраивает, сохранить как проект или файл фильма

 

Озаглавить фильм, этот процесс занимает несколько минут.

 

При появлении «!Готово», фильм просматривается

Примечание: Проверка содержания титров обязательна!

Традиционная форма - урок

Проект

36

Просмотров работы: 413