Яркие страницы истории пионерской организации нашей школы

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Яркие страницы истории пионерской организации нашей школы

Анохова  Д.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Тимофеева  Е.Е. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пионерия! Пионерия!

Чуть заслышу твой дружный шаг,

Открываю окна и двери я,

Чтобы ветер звенел в ушах,

Чтобы сердце затрепетало

И рванулось через года…

Пионерия! Ты начало самых дальних

наших дорог!

(С. Гребенников, Н. Добронравов)

В недалёком прошлом ежегодно 19 мая вся наша страна отмечала День рождения Пионерии. В школьных актовых залах, на центральных площадях городов и сёл становилось светлее от белоснежных рубашек и алых галстуков. Начищенные до блеска горны выводили сигнал: «Слушайте все!» Под призывную дробь барабана раздавалась команда: «Равнение на знамя!» Замирали ребячьи ряды, застывали поднятые в салюте руки, наступала торжественная минута – октябрят принимали в пионеры.

19 мая 2017 года Пионерии исполняется 95 лет. У кого-то воспоминание о красных галстуках и «синих кострах» вызывает ностальгическую улыбку, у кого-то скептические комментарии.

Люди старшего поколения, наши дедушки и бабушки, вспоминая годы своего школьного детства, с упоением рассказывают о работе в пионерских отрядах, о пионерской дружбе, песнях, кострах. И нам захотелось больше узнать, чем занимались пионеры, какой была жизнь пионерской организации нашей школы.

Для исследовательской работы нас привлекла тема «История пионерской организации родной школы», биографии, интересные факты жизни и деятельности пионеров прошлых лет. Эта тема наиболее близка всем нам, ведь школьная жизнь проходит ежедневно, ежегодно. Мы считаем, что были в нашей школе пионеры-активисты, о которых нужно рассказывать, писать исследовательские работы и сохранить этот материал для будущих поколений учащихся.

Актуальность работы в том, что каждый учащийся нашей школы должен знать её славную историю.

Гипотеза: 1) мы предполагаем, что учащиеся не знают, что в школе существовала пионерская организация;

2) мы предполагаем, что через изучение истории пионерской организации школы, мы пополним свои знания и об истории родной школы.

Научная новизна работы определяется изучением истории пионерской организации школы, её традиций.

Цель: собрать и изучить информацию об истории пионерской организации школы, расширить знания об истории родного школы.

Задачи:

1.Собрать сведения об истории пионерской организации школы, используя различные источники информации.

2.Записать воспоминания бывших пионеров.

3.Взять интервью у педагогов, работавших старшими пионервожатыми в школе.

4.Просмотреть фотодокументы.

Объектом исследования является пионерская дружина школы № 4.

Предмет исследования – печатные, публицистические, рукописные, архивные материалы, фотографии пионерских лет.

Сроки исследования:

- ноябрь - декабрь 2016 г.

– январь – апрель 2017 г.

Этапы:

1.Изучение истории пионерской организации.

2.Знакомство с историей пионерской дружины школы.

3.Беседы с бывшими пионерами.

4.Интервью со старшими пионервожатыми разных лет.

5.Отчёт о проделанной работе.

Методы исследования:

1.Чтение различных источников.

2.Посещение библиотеки по ул. Пушкина для знакомства с газетными статьями и книгами прошлых лет.

3.Посещение городского краеведческого музея.

4.Встречи с бывшими пионерами и старшими пионервожатыми.

Источники исследования:

Исследовательская работа базируется на архивных источниках, исторической литературе, воспоминаниях, газетных материалах.

Область практического применения работы:

Материалы, показанные в работе, могут быть отправной точкой для дальнейших исследований, докладов, статей. Работа может быть использована при изучении истории пионерского движения в городе Петровске-Забайкальском, на уроках истории и в рамках внеклассной работы.

Свою работу мы начали с проведения анкетирования учащихся МОУ СОШ №4 (6,7, 9 классы). В опросе приняли участие 65 человек. Были предложены следующие вопросы:

1.Знаете ли вы кто такие пионеры?

2. Какие вы знаете атрибуты пионерской организации?

3. Каким должен был быть пионер?

4.19 мая… Что за дата для пионеров?

5. Хотели бы вы, чтобы пионерская организация была возрождена в наше время?

Результаты опроса (Приложение 1)показали, что необходимо познакомить учащихся школы с историей Пионерии.

    1.  

Основная часть

В процессе поиска материалов мы встречалась с ветеранами педагогического труда Шангиной (Митрофановой) Валентиной Никитичной, Вокиной Евгенией Захаровной, Бережновой Оксаной Фёдоровной (работавшими старшими пионервожатыми в нашей школе), беседовали с педагогами- бывшими учениками школы: Мельниковой Еленой Николаевной, Бурдуковской (Харыкиной) Оксаной Владимировной, Ярыгиной (Овчинниковой) Ольгой Степановной и др. Из этих встреч и бесед мы узнали много интересного о жизни пионерской дружины школы.(Приложение 2)

Начались поиски литературы, документов, фотографий, атрибутов пионерской организации и пионеров.

Мы узнали историю пионерской организации страны, школы, как проходила жизнь по законам пионеров, какую роль играла пионерская организация в школьной жизни.

2.1.Истоки пионерского движения

В России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов. Основой для пионерской организации стал имевшийся ранее богатый опыт русского скаутского движения. Ещё во время Гражданской войны скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Однако, скаутское движение при новой власти было обречено на уход с исторической сцены, так как в России скаутские структуры зарождались и функционировали как монархические детские организации. В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Распустив скаутские организации, новая власть, всё же положительно оценила опыт скаутского движения и решила поставить его на службу интересам как партии, так и страны в целом. В год запрета скаутинга в России в Москве появились первые отряды юных пионеров. Идея была сформулирована Н.К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».

19мая 1922 года - 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

Октябрь 1922 года - 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака".

21 января 1924 года - решением комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина.

Март 1926 года - Пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.

2.2.Создание пионерской организации

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская коммунистическая организация в СССР. Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!».От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). В мае зажёгся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Позже, всё дальше отходя от колыбели скаутинга, пионерская организация обогатилась своей историей, своими традициями и характерными только для неё чертами. Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по территориальному принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров). Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины. В школах достойных ребят стали принимать в ряды пионеров.

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.6 марта 1925 года вышла газета московских пионеров «Пионерская правда», которая через два года, в 1927 году, стала всесоюзной пионерской газетой. Первым пионерским журналом стал московский «Барабан начавший свою жизнь в апреле 1923 года. В марте 1924 года стал выходить «Пионер». С июня этого же года выходит журнал пионерских руководителей «Вожатый». В 1929 году ЦК комсомола приступил к выпуску журнала «Юный натуралист».Пионеры знакомились с жизнью и деятельностью В. И Ленина и его соратников, изучали героическое прошлое своей Родины, узнавали о её защитниках. Отряды носили имена пионеров-героев Лизы Чайкиной, Марата Казея, Володи Дубинина, Лёни Голикова, Вали Котика, комсомолки Ульяны Громовой.

Большую популярность завоевала пионерская военно-спортивная игра "Зарница", участвуя в которой пионеры приобретали специальные умения и навыки, изучали историю Советских Вооружённых Сил, создавали музеи боевой славы, встречались с воинами. В юнармейский отряд на районный финал «Зарницы» попадали самые лучшие и ловкие ребята.

Лучшие пионеры-активисты награждались путёвками в пионерские лагеря. Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» (Крым) и «Океан» (Дальневосточное побережье Тихого океана), всероссийский лагерь «Орлёнок» (Кавказское побережье) и республиканский лагерь «Молодая гвардия» (Одесская область).В 1990 г. на последнем Всесоюзном пионерском слёте в Артеке было учреждено общественная организация "СПО-ФДО- Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций, выступая его приемником, на деле получился Союз детских организаций (без символики и позже без упоминания Пионерии), Союз объединяющий детские организации.

История пионерской организации школы

Школа, в которой я учусь, была построена в июне 1941 года. В сентябре этого года она распахнула двери для своих первых учеников. Наступило тяжёлое военное время. «Всё для фронта, всё для победы!» - руководящий лозунг пионеров тех лет. Помощь фронту и тылу стала главной заботой детей. Многие подростки ушли работать в литейный цех металлургического завода. Кто-то участвовал в тимуровском движении, сборе вещей, лекарственных трав, уборке урожая.

После Великой Отечественной войны страна встала на мирные рельсы. Закипела жизнь пионерской дружины имени Олега Кошевого(Приложение 3)

В «Дневнике-эстафете средней школы № 4» (Приложение 4) замечательно описаны славные дела пионеров 50-х годов: сбор-встреча с бывшим партизаном П.П. Дульяниновым, традиционные костры «Отцы о свободе и счастье мечтали», пионерский сбор на тему «Советский спорт», дружинная игра «Первомайская маёвка», сбор в лесу, посвящённый весне, воскресник по распиловке школьных дров. А сколько увлекательных турпоходов и экскурсий совершили пионеры 50-ых! Это однодневный поход в район реки Кундулун, экскурсии в пошивочный цех артели имени Калинина, на кирпичный и известковый заводы, поездки в Улан-Удэ и Читу. Впечатления ребят бережно хранятся в этом дневнике.

В школе работал кружок «Театра кукол», проводились санитарные дни, действовали тимуровские команды. Круглянская Люда, Аксёнов Володя, Сутурин Витя, Нелли Аллелуева, Кипенко Валера, Чикичева Люба, Свинкина Таня, Мошкарев Саша, Миронова Люда, Бойко Юрий, Коркунова Галина являлись застрельщиками дружинных дел.

В истории пионерской организации нашей школы найдётся ещё немало ярких и интересных страниц.

19 мая 1972–ого… Вся страна отмечает 50-летие пионерской организации. Два года шагали пионерские отряды и дружина маршем «Всегда готов!» по семи маршрутам: «В страну знаний», «Пионерстрой», «Равнение на пионерское знамя», «Звёздочка», «Зарница», «Моё отечество СССР». И вот финиш, подводятся итоги работы. В школе проводится торжественная линейка. Дружине присвоено звание правофланговой. Представитель горкома комсомола, член совета городской пионерской организации, директор Дома пионеров Стовбур Михаил Фёдорович вручает Дружине красное знамя с лентой «Правофланговой дружине».(Приложение 5) Его приняла председатель дружины Калашникова Ира. В дружине 5 отрядов правофланговых: 8 «а» ( по первому году Марша), 6 «а», 7 «б», 4 «а», 5»а». Все эти отряды получили памятные ленты на отрядные флажки. В 70-ых пионеры на Марше под лозунгом «Тебе, родная партия, тебе, Советская Родина, наши отличные знания, трудовые подарки, верность и любовь». Обо всём этом рапортовали ребята на торжественной линейке первым пионерам нашего города, нашего микрорайона Таисии Николаевне Болотовой и Марии Фёдоровне Максимовой, которые в свою очередь рассказали ребятам о своей пионерской юности. Одними из первых они вступили в пионеры. Каждый вступавший в пионеры давал торжественное обещание и знал законы пионеров. (Приложение 6)

Пионерскому отряду вручали красное знамя как символ верности нового поколения делу Великого Октября, революционным традициям рабочего класса. Пионеры отдавали салют, отвечая на призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!», «Всегда готов!». Поднятая над головой ладонь правой руки символизировала единство пионерских рядов и означала, что для пионера общий интерес трудящихся выше личных. Пионеры маршировали по улицам города часто под дробь барабана, а затем и горна, с песней и речёвками. Красный галстук стал символом единства трёх поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров. (Приложение 7)

На празднование 50-летия Пионерии в Москву выпало счастье поехать председателю совета правофлангового отряда «Гайдаровец» 7 «б» класса Толе Свинкину. (Приложение 8)

Традиционными стали слёты отличников учёбы, смотры художественной самодеятельности, коммунистические субботники. (Приложение 9)

Начало 90-х…В дружине 8 пионерских отрядов. Всего 182 пионера, 48 из них учится на «хорошо» и «отлично». В 1990-1991 учебном году работа в дружине началась уже в первые дни. 1 сентября прошли уроки мужества, встречи с интересными людьми. Прошли уроки Мира. В октябре по всем классам была объявлена операция «Гиппократ». Ребята всех отрядов приняли в этой операции активное участие. Было собрано много бутылочек для аптеки. Особенно отличился 5 «б» класс. 7 ноября, в годовщину революции, состоялась торжественная линейка, посвящённая этому событию. Каждый пионерский отряд получил конверт с заданием собрать материал к краеведческой конференции «Красногалстучное Забайкалье»

В дружине активно работают вожатые, и в конце ноября проходил конкурс вожатых. Девочки показали отличные умения в работе с октябрятами и стали лучшими. Это Колобова Ольга, Будникова Лена, Шумкова Света (8 кл.), Добрынина Нина (7 кл.).

В декабре проходил сбор «Итоги Х слёта». Перед сбором на совете дружины была выработана программа «Действие» и утверждена на сборе делегатами, выбранными из каждого пионерского отряда в количестве 5 человек. Ребята много говорили, обсуждали, обменивались мнениями. Был также затронут вопрос: «Быть или не быть пионерской организации?» Мнения ребят сошлись на одном: пионерская организация должна существовать.

На декабрьской городской экологической конференции ребята заняли 1 место.

На совете дружины было выработано «Новогоднее КТД». Каждому отряду дано задание для проведения новогодней ёлки.

22 января в дружине прошёл сбор, который подготовил 7 «а» класс совместно с советом дружины, посвящённый дню рождения А.П.Гайдара. Каждый отряд получил задание по тимуровской работе.

С 1 по 8 февраля прошла Интернациональная неделя.

В конкурсе рисунков к 23 февраля 1 место занял Маркин Карим из 5 «а, 2 – Матвеева Марина (5 «б»), 3 – Василенко Света (6 «б»).

Интересной получилась линейка к 8 Марта.

Насыщенным был и апрель этого учебного года: КВН между пионерскими активами школ города, операция «Милосердие», сбор макулатуры и металлолома. 1 место по сбору металла занял: 6 «а» класс (300 кг), 2 – 5 «а» и 5 «б» – 270 и 275 кг соответственно. По сбору макулатуры 1 место у Сибагатулиной Лены и Демяхиной (25 кг), 2 – у Кузнецова Алёши (11 кг), 3 – у Линейцева Алёши и Тумановой Иры ( 6 кг). Все эти ребята из 3 «б» класса.

17 апреля в городском Доме пионеров ко дню рождения В.И. Ленина октябрят 3-их принимали в пионеры. К вступлению в пионеры третьеклашек готовили методист Дома пионеров Толстихина Нина Алексеевна и вожатая.

22 апреля наши пионеры возложили венок к памятнику В.И. Ленина.

1 мая на праздничной демонстрации пионеры нашей школы открывали колонну шествия. Они несли цветы, сделанные своими руками, лозунги.

18 мая на стадионе «Труд» проходил праздник Детства. Дружина взяла направление «Друзья искусства». Было весело и интересно.

Пионерской работой руководил совет дружины во главе со старшей пионерской вожатой. Сюда входили представители от каждого отряда. Пионерскими вожатыми в разное время были Озорнина Ольга Ильинична, Куршева Вера Александровна, Иванова Нина Николаевна, Конова Татьяна, Гукова (Сенникова) Светлана Викторовна, Митрофанова (Шангина) Валентина Никитична, Герасимова (Болотова) Наталья Николаевна, Бережнова Оксана Фёдоровна, Рыбакова Светлана Викторовна. (Приложение 10)

Воспоминания старших пионервожатых прошлых лет

Интересные дела делают интересные люди.

Из воспоминаний В.Н. Митрофановой (Шангиной):

«Я работала старшей пионервожатой в конце 70-х, сразу после окончания средней школы. Пионерские отряды строили свою работу по плану, который принимался коллективно на совете дружины. Много было дел у пионерских отрядов. Проводились пионерские сборы. Ребята занимались в кружках художественной самодеятельности, а потом выступали перед гостями школы. В праздники мы выходили на улицу и шли колонной с барабаном». Огромный интерес был у ребят к практическим делам (сбор металлолома, макулатуры)»

Из беседы с Валентиной Никитичной мы узнали, что она много лет проработала учителем русского языка и литературы в школе № 5 и школе № 1 и пионерской вожатой в нашей школе. Пионерские сборы, линейки, пионерские костры, тимуровская работа. Инициативной, ответственной, талантливой пионерской вожатой была Валентина Никитична. Ей до всего было дело: она заботилась об организации интересных мероприятий, но главным увлечением было краеведение, воспитание любви к родному краю. В те далёкие теперь годы ученики нашей школы вместе с Валентиной Никитичной отправлялись в походы. Она могла им очень много рассказать о природе, истории родного края, могла научить разводить костёр, ставить палатку, готовить обед. Возвращались из похода совсем другие дети. Они становились похожими на свою пионерскую вожатую. Хочется с гордостью отметить, что Валентину Никитичну неоднократно награждали на городском слёте пионеров за активную работу по коммунистическому воспитанию учащихся.Очевидно, сам Бог наградил её способностями к творчеству. Именно это слово – творчество - подходило к её стилю работы. Каким бы делом не занимались её пионеры, во всем бурлила неиссякаемая творческая инициатива.

Из воспоминаний Н.Н. Герасимовой (Болотовой):

«В пионерском отряде, дружине, каждый пионер имел поручение, определённую нагрузку, и он должен отчитываться перед товарищами за выполнение поручения. Поручения давались по интересам пионеров. Всё было продумано до мелочей. Вот потому пионерская жизнь была не скучной, а интересной. Не только подобрать, но и заинтересовать их этой работой, многому научить: как подготовить и провести пионерские сборы, всё знать о пионерской символике, пионерских ритуалах и как их выполнять. Для этого регулярно проводились практические занятия с отрядными вожатыми».

Заключение

Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией.

Не одно поколение прошло через пионерское детство, с увлечением погружаясь в атмосферу игры, песни, романтики костров, военные годы, выполняя общественно-полезные дела для людей, для себя, для Отечества.

Прошло много лет. Пионеры стали взрослыми, но беседуя с ними, мы видела, как горят их глаза от воспоминаний о пионерской жизни. Они до сих пор благодарят своих пионервожатых за подаренную им когда-то радость.

Собрав информацию, мы вместе с классным руководителем провели:

1.Классный час «История пионерского движения в нашей стране».

2.Подготовили инсценировку по повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

3.Классом посетили городской краеведческий музей.

4. Выступили на родительском собрании.

5.Совершили экскурсионную поездку в Улан-Удэ на празднование 95-летия Пионерии, где всем классом вступили в пионеры. (Приложение 11)

6.Провели пионерский сбор «Путешествие в пионерское детство советской школьницы». (Приложение 12).

Подводя итог своей работы, мы можем сделать выводы что наша гипотеза подтвердилась.

    •  

Пионерия нашей страны имеет многолетнюю славную историю, своих героев. Это история нашей любимой Родины.

    •  

Если каждый учащийся нашей школы с детских лет будет интересоваться и знать историю пионерского движения, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своей страны, своего родного края.

Теперь я могу сказать своим бабушкам и дедушкам, всем бывшим пионерам, что горжусь ими!

Список литературы

 

Книга вожатого под ред. Шашериной Н., М. «Молодая гвардия», 1972 г.

 

Книга вожатого. Составитель Деркач А., М. «Молодая гвардия», 1982 г.

 

Личный архив Стовбур В. В.

 

Материалы архива городского краеведческого музея.

 

Материалы архива детской организации школы.

 

Дневник эстафеты средней школы № 4 (50-е годы)

 

Альбом «Жизнь школы с 1958 по 1967 г.г.»

 

Рапорт средней школы № 4 о поисковой работе

 

Рапорт о проделанной работе дружины им. Олега Кошевого.

Интернет- ресурс

 

http://ru.wikipedia.org

Приложение1

Анкетирование

1.Знаете ли вы кто такие пионеры?

 

2. Какие вы знаете атрибуты пионерской организации?

 

3. Каким должен был быть пионер?

Добрым, честным, справедливым, креативным, вежливым,

порядочным, трудолюбивым,

целеустремлённым, отличником

4.19 мая… Что за дата для пионеров?

 

5. Хотели бы вы, чтобы пионерская организация была возрождена в наше время?

 

Приложение 2

Пионерская дружина имени Олега Кошевого

Приложение 3

Из воспоминаний пионеров прошлых лет

Из воспоминаний Колобовой Ольги:

«Я была пионеркой с 1987 по 1991 год и с гордостью носила красный галстук. Перед вступлением в пионерскую организацию мы учили клятву, законы пионеров, символы и атрибуты пионерской организации. Приём в пионеры был 22 апреля, это был торжественный день, который запомнился на всю жизнь. Мы вели шефскую работу над октябрятами, помогали престарелым людям, оказывали помощь ветеранам Великой Отечественной войны. Мы собирали металлолом, макулатуру. Все пионеры выписывали и читали газету «Пионерская правда».Ежегодно 19 мая проводился районный слёт пионеров, на него приглашались лучшие пионеры со всех школ района. Я тоже, неоднократно, принимала в нём участие.А ещё мне запомнились пионерские сборы, как проходила линейка со сдачей рапортов, выносом знамени, пионерским гимном».

Из воспоминаний Харыкиной (Бурдуковской) Оксаны:

«В пионеры меня приняли в 3 классе. 22 апреля стал незабываемым для меня днем. В спортивном зале школы в торжественной обстановке старшие пионеры повязали нам пионерские галстуки. Мы – пионеры! Несмотря на холодную погоду, домой я шла в пальто нараспашку, чтобы все прохожие видели мой галстук, видели, что я пионерка.

Председателем совета дружины у нас была Заболоцкая Марина»

Из воспоминаний Ярыгиной (Овчинниковой) Ольги:

«А меня принимали в пионеры в Доме культуры, здание которого располагалось у пруда. Это был торжественный день в моей жизни. Помню, что галстук держала навытянутой руке. Никогда не забуду пионерские сборы, субботники по сбору металлолома. Школьные годы были очень насыщенными»

Приложение 4

Дневник эстафеты средней школы №4

50-е годы

В отряде № 5 имени Лизы Чайкиной

В нашем отряде организована тимуровская команда. В октябре мы сделали два выхода. Первый – к инвалиду Цырянову, проживающему по Верхней улице в доме № 52.Мы помогли распилить и переколоть дрова. Сторожу Горчакову наносили воды. Нашей помощью остались очень довольны и благодарили нас. В скором времени мы ещё окажем помощь инвалидам и престарелым жителям нашего города, которые нуждаются в ней.

Пионеры отряда № 5

Хороший сбор

1ноября. В празднично убранном зале собрались пионеры пятых классов. Президиум открыл сбор. Приглашённый на сбор старейший партизан П.П.Дульянинов рассказал нам о завоеваниях советской власти в Забайкалье. Он призвал нас хорошо учиться и быть готовыми к творению завоеваний Октября. После рассказа все пионеры исполнили песню «Смело, товарищи, в ногу!» Затем партизану П.П.Дульянинову пионеры подарили скромный подарок книгу «Джек Лондон», Потом посмотрели самодеятельность одного из отрядов. На этом пионерский сбор закончился.

Совет отряда 5 «а» класса

Экскурсия пионеров отряда № 6 в пошивочный цех артели имени Калинина

Всем отрядом мы ходили на экскурсию в пошивочный цех артели имени Калинина. Там нам очень понравилось. Особенно понравились машины, которые работают при помощи электричества. Мы внимательно осмотрели петельную машину, на которой быстро метают петли к рубашкам. А в покройном цехе нас удивили ножницы, которые работают при помощи электричества. При раскрое они могут прорезать пятьдесят слоёв материи. Мы теперь будем чаще ходить на экскурсии в другие предприятия нашего города, потому что такие экскурсии помогают нам накапливать знания о новых машинах и о том, какое значение в жизни людей имеет электричество.

Пионеры 5 «б» класса

Отрядный сбор на тему: «Два мира, два детства» (Отряд № 9)

3 марта в нашем отряде был проведён сбор на тему «Два мира, два детства». Мы с интересом прослушали и просмотрели картины, как жили дети в царской России. Затем рассказали стихотворения. Показали гостям(3 «б» классу) физкультурные номера. Всем очень понравились выступления Бори Шиленкова и его брата, семилетнего Лёни, нашего гостя.

Пионеры 3 «б» класса

От Совета дружины

Совет дружины вынес благодарность отрядам № 2 – 6 «а» класса отрядам № 8 и № 7, 4 «б» и 4 «а» классов за хорошее исполнение номеров художественной самодеятельности на сборе дружины на тему: «Труд – дело чести».

Совет дружины

Проведение отрядных сборов на тему: «Пионеры, учитесь вкусно готовить обед»

15 декабря. Мы проводили сбор отряда на тему: «Учись вкусно готовить обед». Сбор проводился следующим образом. Что надо было для сбора отряда, ребята готовили дома. Готовили жаркое и кисель. Стряпали печенье. Всё приготовленное получилось очень вкусно. Все ребята были заинтересованы сбором. Когда обед кончился, Иванов, Головешко и Захаров мыли посуду. Пионерский сбор прошёл очень хорошо.

Пионеры 4-го отряда

22 декабря. Мы проводили сбор отряда на тему: «Учись вкусно готовить обед». Предварительно подготовились дома: постряпали пирожки и сделали пельмени. В школе сварили пельмени и кисель, Когда обед кончился, мы перемыли посуду и пошли кататься. После катания разошлись по домам. Пионерский сбор ребятам понравился.

Пионеры 6 «б» класс

Работа кружка «Театра кукол»

Со второй четверти учебного года начал свою работу дружинный кукольный кружок. Слепили головки кукол, сшили им платья, оформили сцену кукольного театра. Первый спектакль назывался «Колобок». Он имел мало успеха, но ребята не отчаивались. Они стали готовить сказку Маршака «Теремок». Артисты добросовестно выучили свои роли, хорошо работали руками. Художник Вова Мальцев красиво оформил декорации. Всё было готово. Наступил Новый год. В зале стоит ёлка. Здесь ребята выступили хорошо. Малыши были в восторге от проказ лисы. Им было жаль петуха, и как они радовались, когда звери теремка собрались вместе и остались жить в нём. С этим спектаклем ребята выступили в детском саду № 1 и на смотре художественной самодеятельности. В летнее время кружок продолжит свою работу.

Звеньевой сбор на тему: «Кто писатель этой книги?»

Звеном мы проводили сбор на тему «Кто писатель этой книги?» Один называл название книги, а другие отгадывали, кто автор. Кто отгадал больше писателей, тому давали премию: цветные карандаши или тетрадь. Потом играли в разные игры. Сбор ребятам понравился. А на следующий день звено активно включилось в работу по сбору металлолома.

Звеньевая 3 звена отряда № 5,Ольга Вьюкова

Санитарный день в дружине

В среду, 19 февраля, проходил санитарный день среди пионерских отрядов нашей дружины. Надо сказать, что пионеры отрядов 7 класса, 6 «а», 6 «б», 6 «в» классов, 5 «а» и 5 «б» классов очень хорошо вымыли полы, протёрли панели, парты, полили цветы. Особенно хорошо работали девочки 6 «в» класса, но мальчики участия не принимали. А вот мальчики 5 «а» класса хорошо мыли пол: Пестов, Фёдоров, Пнёв. Надо отметить, что семиклассников было очень мало. Работу всех отрядов комиссия Совета дружины признала хорошей и оценила оценкой «5».

Проведение в дружине IV традиционного костра на тему: «Отцы о свободе и счастье мечтали»

Уже четвёртый год мы в своей дружине проводим традиционный костёр на тему: «Отцы о свободе и счастье мечтали». К этому костру готовится вся дружина, каждый отряд, звено и каждый пионер. К этому дню каждый пионер имеет поручение. Одни оформляют газету, другие делают монтажи, третьи готовят самодеятельность, четвёртые приглашают на костёр старых большевиков. И вот настаёт долгожданный день. Вся дружина строится на линейку. Пионеры рапортуют о своих успехах; затем все заходят в актовый зал, где будет проходить костёр. На этом костре большую радость получают третьеклассники, которых мы принимаем в пионеры. В актовом зале гаснет свет, все ждут, когда зажжётся костёр. Лучшие ученики зажигают его. Третьеклассники хором читают торжественное обещание. Их поздравляют учителя и директор. Семиклассники повязывают галстуки, с радостными лицами ребята рассаживаются вокруг костра. Затем предоставляется слово нашим гостям, которые рассказывают о завоевании советской власти в Забайкалье. А костёр всё горит, ребята с большим вниманием слушают выступление наших гостей. После их выступления пионеры приподносят им подарки. Торжественная часть окончена. Пионеры показывают свою самодеятельность. Костёр ребята помнят весь год и часто о нём вспоминают. 6 ноября 1957 г. Пионеры отряда № 1

Работа тимуровской команды отряда № 5

Девочки нашего отряда организовали тимуровскую команду. Сделали знаки отличия. У Тимура и его заместителя значки со звёздочками, у всех остальных – с буквами Т.К.(тимуровская команда).Тимуровская команда помогла Стервятову Владимиру Ильичу 47 лет и его матери Марфе Салимовне 72 лет. Крыловой Федосье Ильиничне подмели снег во дворе и вывезли его.

Пионеры 6 «б» класса

От имени Совета отряда № 1

Пионеры нашего отряда вынесли благодарность Инжелевскому Леониду за хорошее оформление стенной газеты. Ему приподнесли подарок – красивую вазочку.

Совет отряда

Пионерский сбор на тему: «Советский спорт»

В нашем отряде был проведён сбор на тему: «Советский спорт». Мы все стали на лыжи и пошли лес. В лесу, на горе, мы прослушали беседу о спорте, которую подготовил пионер нашего отряда Ершов Владимир. После этого мы стали кататься с горы. Было очень весело. Накатались, нападались и остались все довольными.

Пионеры отряда № 1

От Совета дружины

Совет дружины выносит благодарность пионеру Бухарову Георгию за красивое оформление пионерских газет.

1 января 1958г.Совет дружины

Как мы отметили праздник – день 8 Марта

На одном из классных часов наш отряд решил отметить Международный Женский день. 7 марта к 8 часам вечера были приглашены родители учащихся нашего класса. К этому вечеру мы подготовили художественную самодеятельность, выпустили красивую газету, организовали выставку лучших тетрадей, а также изделий, сделанных пионерами. Когда все были в сборе, мы начали наш вечер. Вначале нами был прослушан доклад о Международном Женском дне, который сделала пионерка нашего отряда Арсентьева Людмила. Хорошо рассказали стихотворения: Смолянская Маша, Киреева Галя, Васильева Наташа, Ершов и другие пионеры.

Пионеры отряда №1

Я буду работать вожатой

Как-то раз на Совете дружины наша старшая пионервожатая сказала, что надо желающим классам взять шефство над младшими товарищами, которые учатся в 1–2 классах. «Сначала, - сказала пионервожатая, - нужно принять их в октябрята. Сделать это нужно торжественно. Надо прочитать им статью в «Пионерской правде» об октябрятах». Девочки из нашего класса взяли себе звёздочки. Вначале они хорошо с ними работали, но потом им это надоело. Тогда решила взять 1 звёздочку, а в остальных пока были вожатые. Но потом мне пришлось взять весь 2 «б» класс. Девочки совсем перестали ходить к октябрятам. И вот я начала работу. Я приходила к октябрятам после 4-х уроков. Мы с ними читали рассказы, например, «Радист танкера Туапсе». Читали сказки, которые любят малыши. Проводили сборы. Провели сбор ко дню рождения Ленина. К этому сбору я дала ребятам стихотворения и песни. На сборе прочитала им книгу «Детские и школьные годы Ильича». Потом эту книгу с ребятами обсудили. Проводили также и другие сборы. Ходила я с октябрятами в лес. В лесу мы хорошо отдохнули и поиграли. Ребятам очень понравился поход в лес. После окончания 2 класса октябрята решили сфотографироваться и пригласили меня. В 3 классе я, наверное, тоже буду у них вожатой. Мне очень нравится работа с малышами.

Круглянская Людмила

Проведение дружинной игры «Первомайская маёвка»

11 мая наша дружина провела игру, которая называлась «Первомайская маёвка». В 10 часов утра ребята с рюкзаками за плечами собрались во дворе школы. Все отряды должны были следовать до места назначения «Черёмушки». Дружина построилась, под звуки горна и барабана пошли к памятнику борцам революции. От памятника расходились пионерские отряды по своим маршрутам. Дорога оказалась нелёгкой. На место назначения, где должен был проходить костёр, первыми пришли ребята 3-их классов. Когда на поляне собрались все пионеры, комсомолка Лида Мурзаева провела беседу о праздновании первомайских маёвок в Забайкалье. Ребята под слова стихотворения:

Партии наш пионерский привет

Над всею землёй пронесись.

Во имя былых и грядущих побед,

Костёр пионерский, зажгись,

Зажгись,

Зажгись! -

разожгли костёр. Право разжечь костёр предоставлялось лучшим в учёбе пионерам. Володя Аксёнов прочно укрепил знамя. Не подвёл и горнист Сутурин Витя. Приготовленный обед удался на славу. Хорошо отдохнули пионеры. Домой возвращались в 4 часа дня. Игра прошла активно и весело.

Воскресник в дружине на распиловке дров

Весь двор школы был завален толстыми кряжами. Школа начала заготовку дров с зимы. Каждый день машины подвозили всё новые и новые партии дров. Их было необходимо распилить и сложить в поленницы. Эту работу взял на себя совет дружины. Провели заседание Совета дружины, где решили оказать помощь школе в распиловке дров. Один из членов Совета дружины выступил перед пионерами на линейке. Он призвал их принять активное участие в этом мероприятии. Договорились устроить воскресник.

В воскресенье в 9 часов утра был слышен визг пил и глухой гул топоров. Вся дружина трудилась на школьном дворе. Слышался смех, крики со всех сторон двора. Ребят можно было сравнить с муравьями, которые с большим старанием несут соломинку к муравейнику, а эти несут поленья к поленнице, а она растёт и растёт. Конец работы показал следующие результаты: всего распилили 212 кубических метров. На первое место вышел отряд № 1, на второе – отряд № 4, на третье – отряд № 2, на четвёртое – отряд № 5. Дирекция школы эти отряды наградила денежными премиями.

18 февраля 1958г.

Здравствуй, пионерское лето!

Солнце, жарче свети!

Лето, ярче цвети!

Нам в поход уходить пора,

Наша песня, лети!

Пионеры, физкульт – ура!

Однодневный поход пионеров 4-ых классов в район Кундулуна

Закончился учебный год у ребят 1-7 классов. Многие ребята пионерской дружины школы № 4 закончили его хорошими и отличными отметками. Теперь ребята отдыхают. Некоторые уедут отдыхать в пионерские лагеря, другие поедут отдыхать в города и сёла нашей области к родным, а есть такие, которые любят путешествовать. Они весь год мечтали об увлекательных походах и экскурсиях. Сразу же после окончания учебного года пионеры 4-ых классов собрались в однодневный поход. Правда, поход короткий, но во время этого похода было много интересного. Вот что мы узнали из их путевого дневника. В поход идти собрался 31 пионер. Ребята назначили встречу во дворе школы в полном снаряжении. В 11 часов утра тронулись в путь. Маршрут похода был следующий: шли по дороге к посёлку Большие Пески, затем направились по направлению района Кундулун. Привал устроили на берегу неглубокой речки, хорошо покушали, отдохнули и двинулись в путь. В три часа были на месте назначения. В лесу разожгли костёр. Варили суп, кипятили чай, а остальное время до вечера провели очень весело: играли, пели песни. Ночевали в школе. Утром в 6 часов были все на ногах, позавтракали и отправились на известковый карьер. Работники известковой встретили ребят дружелюбно и рассказали, как обжигают известковый камень. Ребята собрали коллекцию камней. Потом они отправились в обратный путь, было очень весело. Пели песни. По дороге домой они ещё побывали и на кирпичном заводе. Здесь им показали, как делают кирпичи. Домой возвратились в 12 часов. Поход ребятам очень понравился. Другие ребята уже побывали в однодневных походах, а вот наши пятиклассники поехали на экскурсию в г. Улан-Удэ. К этой экскурсии они готовились давно. Решили ехать на поезде 3 июня. Поехали 18 человек. Ребятам очень хотелось ехать, и они с большим нетерпением ждали, когда придёт поезд. В Улан-Удэ приехали в 4 часа дня. На вокзале ребят встретили комсомольцы, которые помогли устроиться. Вечером ребята пошли осматривать город. Город, хотя и небольшой, произвёл на ребят огромное впечатление. Особенно им понравилось то, что в городе много зелени. После осмотра города составили план экскурсий на следующий день.

Первая экскурсия состоялась во Дворец пионеров. Директор Анна Семёновна гостеприимно встретила ребят и рассказала им о работе Дома пионеров. Когда она сообщила, что у них Дворец посещают 1600 пионеров, ребята очень удивились. Она рассказала и о том, что за 22 года своего существования Дворец пионеров выпустил много своих воспитанников, которые теперь являются артистами, учителями, музыкантами, а некоторые даже работают во Дворце пионеров руководителями кружков, назвала фамилии бывших пионеров. А потом добавила, что в прошлом году, в августе, все те, кто посещал Дворец пионеров, собрались на юбилейный праздник. Она подробно остановилась на работе каждого кружка. Ребята слушали с большим вниманием, и каково же было их удивление, когда директор Дома пионеров стала говорить о работе шахматного кружка, в котором занимаются 140 пионеров, и, что среди них много девочек, и три девочки стали победителями среди взрослых и поехали на соревнования в город Владимир.

После беседы Анна Семёновна повела ребят по комнатам, где занимаются кружковцы. Одна из них просто приковала внимание ребят. Здесь работал кружок кройки и шитья. Они увидели очень много хорошо пошитой одежды, вышивки, национальные костюмы. На каждом изделии прикреплен паспорт, в котором указано, кто шил, сколько лет занимается в кружке. Уходить не хотелось. В библиотеке и читальном, совсем небольшом, зале царил уют. Пришли в теплицу, построенную руками ребят. Здесь было много разных растений и огурцы, которые росли круглый год. Каждый год 9 июня проводится день юного цветовода, когда ребята сажают цветы в скверах, парках, школах и дома. А лозунг у них такой: «Пусть всюду растут цветы!» В здании, где занимаются юные столяры, много интересного показали ребятам. Шло занятие авиамодельного кружка, когда ребята пришли туда. Руководитель кружка многое рассказал и показал разные авиамодели и те, которые у них рекордисты. Из Дворца пионеров отправились в пионерский сквер. Здесь ребята отдохнули, покачались на качелях, поблагодарили Анну Семёновну за тёплый приём.

В филиале краеведческого музея им рассказали о природных богатствах Бурят-монголии, познакомили с картой. Затем переходили от одного раздела к другому. Ребята увидели когти мамонта, найденные недавно на территории Бурятмонголии. С большим вниманием рассматривали они обитателей сибирской тайги, много задавали вопросов экскурсоводу. Понравился отдел лесостепи, где они увидели дрофу, которая им была знакома по картинкам. С большим интересом слушали рассказ экскурсовода о яках и оленях. Далее они отправились в аэропорт, где было тоже очень интересно. А вечером пошли в театр оперы и балета, там начался республиканский смотр художественной самодеятельности коллективов города.

На следующий день побывали в краеведческом музее. В этом музее ребятам понравились разделы: «Дореволюционный период жизни бурятского народа», «Декабристы в Забайкалье», «Завоевание советской власти в Забайкалье». Особо ребят заинтересовало управление бурятами при царизме, быт бурят и новостройки Бурятмонголии. Побывали они и на суконной фабрике. Вечерним поездом благополучно возвратились домой. Теперь ребята собираются в поход по родному краю, который состоится в последних числах июня.

Пионеры отряда № 5

1958-1959 учебный год

Проведение в дружине Vтрадиционного костра на тему:

«Отцы о свободе и счастье мечтали»

К костру мы готовились очень долго. Каждый пионер дружины имел какое-нибудь задание. У Гоши Бухарова было ответственное поручение: он оформлял газету. Пионеры каждого отряда готовили художественную самодеятельность.

6 ноября к 7 часам вечера в школе стали собираться пионеры. Горнист подал сигнал. Пионеры, выстроившись по отрядам, стали подниматься на второй этаж для проведения линейки. Председатели отрядов отдали рапорта. Затем все заходят в актовый зал, где будет проходить костёр. В зале гаснет свет, зажигают костёр. Учеников 3 класса принимают в пионеры. Приглашённые на сбор бывшие партизаны рассказали ребятам о партизанском движении в нашем городе. После их выступления, которое ребята слушали с большим интересом, началась художественная часть. Очень весело прошёл костёр!

6 ноября 1958 г.

С Новым Годом!

Встреча нового, 1959 года, прошла очень хорошо. 31 декабря 1958 года к 6 часам вечера в школе собрались пионеры пятых классов. Все пришли в парадной форме, галстуках и принесли с собой новогодние костюмы. А сам зал был очень красив!

В зале были повешены самодельные снежинки. Ёлка была очень нарядной: на ней горели разноцветные огни, на макушке была звезда, а сама ёлка крутилась. На сцене стояли маленькие ёлочки со сказочным домиком. И всё это выглядело красиво. Ещё бы! Ведь немало потрудились и пионеры для того, чтобы ёлка прошла весело.

Все ребята с нетерпением ждали, когда же начнётся ёлка. И вот пришло долгожданное. Почти все пионеры были в костюмах. Здесь были и Баба Яга, и Дед Мороз, и Снегурочка. Но особенно привлекли внимание два клоуна. Это Таня Макеева и Тома Кацура. Затем начали давать премии за хорошие костюмы. Ёлка прошла. Ребята разошлись по домам очень возбуждённые.

январь 1960 г.

Экскурсия в Читу

Группа учащихся пятых классов на весенних каникулах совершила экскурсию в Читу. За три дня пребывания в городе ребята побывали в областном Доме пионеров на занятиях кукольного кружка и духового оркестра. Много впечатлений осталось у них от посещения занятий кукольного кружка. Ребята посмотрели куклы и декорации, сделанные руками читинских пионеров. Дети были в восторге от всего, что показала им руководительница кружка. В её руках мишка был, как живой, он открывал рот и «нападал» на ребят, от чего они громко смеялись. Тут же «прыгали» зайчики, появилась и рыжая лиса. Ребят так увлекли куклы, что они решили заниматься в кукольном кружке своей школы.

В Доме пионеров экскурсанты посмотрели работы авиамодельного кружка, комнату, в которой помещены подарки китайских пионеров – красивые картины, сделанные из обыкновенной коры, школьная мебель и многое другое. Очень понравился ребятам октябрятский уголок. Также юные экскурсанты познакомились с читальным залом Дома пионеров, библиотекой.

Довольные, покидали ребята Читинский Дом пионеров. На станции юных натуралистов экскурсанты увидели богатый животный и растительный мир: рыб, птиц, земноводных, домашних животных, зверей, пасеку пчёл, теплицу. Внимание детей привлёк бурый медведь. А какое здесь разнообразие растений, особенно комнатных цветов: финиковая пальма, гортензии, фуксии, аспарагусы, цикламены и многие другие.

На другой день автобусом экскурсанты были доставлены на вокзал аэропорта. Незабываемое впечатление произвело на наших пятиклассников знакомство с самолётом «ИЛ-14». С захватывающим любопытством ребята сидели внутри воздушного пассажирского корабля и слушали рассказ пилота.

Затем экскурсанты посетили школу-интернат Черновского района. Бывший директор нашей школы Г.А.Юшикун познакомил ребят со школой, побеседовал с ними, а в память о посещении школы записал на плёнку магнитофона песню «Я первый ученик», которую хором исполнили наши пятиклассники.

Утром следующего дня мы отправились в краеведческий музей, где познакомились с экспонатами. Богат и разнообразен животный мир Читинской области. Сколько здесь разных птиц, животных, как богата природа Забайкалья! В историческом отделе учащиеся познакомились с фотографиями, картинами, картами, вещами партизан, боровшихся за установление Советской власти в Забайкалье. На стенде, где помещены передовики производства Читинской области, экскурсанты увидели портрет лучшего сталевара нашего завода Героя Социалистического Труда В.Д.Лоскутникова.

За время пребывания в Чите мы с ребятами посмотрели два детских кинофильма «Сашко» и «Голубая стрела».

Прибыв домой, ребята поделились своими впечатлениями об экскурсии с родными и знакомыми.

Л.Свинкина, О.Озорнина, преподаватели средней школы № 4 (Из газеты «Петровск-Забайкальская правда» № 44)

Впечатления ребят

Большая радость и много впечатлений осталось у меня от экскурсии в Читу. Наравне с другими посещёнными местами мне очень понравилось на станции юных натуралистов. Когда на улице ещё лежал снег, и было холодно, здесь в теплице под хорошим уходом читинских школьников цветут всякие разные растения. Их целое море. Не знаешь, на какие растения устремить свой взор. Всё очень красиво, хорошо. Уже большая рассада овощей: огурцов, моркови, редиски, репки, петрушки и других. А сколько комнатных цветов! Там и финиковые пальмы, и гортензии, и аспарагусы, и фуксии, и многие другие. Просто чувствуется лето и забывается, что ещё ранняя весна. Нам хотелось обо всём расспросить, всё узнать, и обо всём с удовольствием нам рассказывали. Дали нам различных семян, которые нужно сейчас высевать и так же, как на станции юных натуралистов любовно выращивать.

Нелли Аллелуева

Мне тоже очень понравилось на станции юных натуралистов. Как только мы вошли, моё внимание привлекли распевающие попугаи. Сразу стало радостно и весело. Нам очень хотелось услышать их разговор, но методист станции объяснила, что это не говорящие, а поющие попугаи. На окнах расставлены аквариумы, в которых живёт много разнообразных рыб. Ухаживают за аквариумами сами кружковцы-юннаты. В месяц один раз они меняют воду, а ежедневно добавляют воду комнатной температуры. Чтобы рыбы чувствовали уют и приволье, ребята в аквариумы поместили множество растений. Когда мы пошли смотреть животных, то наше внимание привлёк бурый медведь. Ему уже год. Нам рассказали, что сначала он был сердитым и рычал на ребят, подходивших к клетке, а теперь стал дружить с ними и любит, когда они его угощают. На наше счастье у Володи Чулкова было несколько пряников в кармане. Мы медведя угостили, он развеселился, шире открыл глаза, забрался на лесенку. А когда лакомство закончилось, он взобрался на самый верх своего логова и развалился, не обращая на нас никакого внимания. Там же мы видели рыжих лисиц, зайцев, кроликов, диких коз, морских свинок, сову, орла, кур и многое другое.

Всем нам очень понравилось на станции юных натуралистов. Больше всего мне понравилось в аэропорту. Туда приехали в полдень на автобусе. Мы увидели здание аэропорта, большое и красивое, окрашенное в белый цвет. Когда вошли в само здание, нас поразила необыкновенная чистота. Через несколько минут пришёл экскурсовод, он повёл нас по зданию. Сначала мы вошли в правительственную комнату. В этой комнате были красивые ковры, красивая мебель. Затем посетили детскую комнату. Сходили в комнату, где хранятся вещи пассажиров. Там нас взвесили на весах. Потом нам сказали, что скоро прилетит московский самолёт «ИЛ-14». Через несколько минут прибыл самолёт. Мы вошли в него. Пилот нам показал разные приборы, рассказал о работе бортмеханика, бортпроводницы. Эта экскурсия понравилась всем нашим ребятам. А экскурсовод похвалила нас за дисциплинированность.

Кипенко Валерий

Из аэропорта мы поехали на Черновские в школу-интернат. Здание интерната большое, четырёхэтажное. В интернате учатся 260 учеников. Классы просторные и чистые. Директор этой школы встретил нас очень гостеприимно. В интернате два струнных оркестра, магнитофон, пианино. У директора в кабинете мы спели песню «Я первый ученик». Директор записал её на плёнку магнитофона. В то время, когда мы были в школе, воспитанников распустили на каникулы. Нам всё показывала и рассказывала завуч школы. В школе занимаются кружки, есть спортзал. Директор показал нам план школы, мастерских, столовой, стадиона и огорода. Вся площадь занимает 6 га. Школа нам понравилась.

Чикичева Люба

Мы ходили на экскурсию и в Дом пионеров. Это одноэтажное, но большое здание. В Доме пионеров много кружков. В пионерской комнате стоит маленькая парта и маленькая школьная доска. Их делали и красили сами ребята. Дом пионеров переписывается с китайскими пионерами. Есть в Доме пионеров большая библиотека с читальным залом. Есть и другие комнаты, занятые под кружки. Моё внимание привлёк экскаватор, который казался настоящим, только сделан из дерева. Дом пионеров нам очень понравился.

Мошкарев Саша

А мне в Чите понравился магазин «Детский мир». В этом магазине очень много красивых игрушек. А ещё в Чите есть магазин, где без продавца можно освежиться одеколоном. В магазине стоит автоматический прибор, в щель которого спускают монету в 15 копеек, встают на подставку, и струйки одеколона освежают лицо и всего тебя, также получаешь и карандаш.

Свинкина Таня

А мне понравился сам город Чита с его широкими асфальтированными улицами, большими красивыми домами. На улицах очень много машин и автобусов. Есть такие, каких нет у нас в городе: у этих автобусов окна даже на потолке. Там очень чисто и красиво.

Ребята, обязательно побывайте в этом городе, вы узнаете о многом!

Миронова Люда

Сбор в лесу

Наш отряд решил провести сбор, посвящённый весне. Началом этого весеннего мероприятия был сбор металлического лома и макулатуры. Хорошо потрудились пионеры. После сбора металлического лома мы пошли в лес. На наш сбор были приглашены комсомольцы: Пинзар Михаил, Ткачёв Валерий, Водорацкий Вениамин. Шли мы с песнями, так как Ушаков взял с собой гармонь. Пели все, но особенно мальчики. Спустились в широкую падь и на подъёме увидели дикую козу. Это тонконогое животное, гордо подняв голову, большими прыжками пронеслось по пади, и исчезло на другой её стороне. Затем мы провели подготовку по тушению пожара. Трава была очень сухая, и стоило только поднести к ней спичку, как большая территория мгновенно была охвачена огнём. Тушили мы горящую траву еловыми ветками. Когда трава была полностью потушена, мы отправились к леднику. Выйдя на поляну, мы играли в лапту, в третий лишний и другие. Затем несколько человек пошли готовить чай, а остальные остались играть на поляне. Бойко Юрий быстро разжёг костёр и сварил. В золе костра он же испёк картофель. Мальчики Ушаков и Головешко пели песни. Между двумя деревьями сделали качели. Мы пробыли в лесу до 8 часов вечера и затем также весело пошли домой. Мы встретили ещё не распустившиеся подснежники. Это первые признаки весны. На лужайках уже появилась маленькая зелёная травка. На ветвях деревьев и багульника уже появились почки. Наш весенний сбор всем очень понравился, и мы решили провести Первомайский сбор в лесу.

Пионеры отряда 7 «в» класса

Переписка с пионерами зарубежных стран

Ещё в феврале прошлого года я узнала адрес одной из болгарских девочек по имени Виолешка Панчева. Я написала ей письмо. Через месяц мне пришёл ответ. В письме Виолешки была болгарская пионерская газета, которая называется «Септембрийче» и болгарская монетка. Я завела с ней переписку. Через некоторое время из Болгарии мне пришло письмо от другой девочки по имени Росица Пенёва. Она прислала мне открытку и болгарскую газету. Я тоже послала ей открытки, монету и «Пионерскую правду». В своих следующих письмах Росица прислала салфетку, вышитую ею самой, зеркальце, ещё одну болгарскую газету и карандаш.

В ноябре 1958 года я послала письмо в Чехословакию, в одну из школ Праги. Через месяц мне пришло письмо из Пустой Поломы. Мне писала девочка по имени Яна Машурова. Она написала о себе, о семье, в которой живёт, о школе, о классе. Яна учится в 7 «в» классе школы № 2. У неё есть брат Володя и сестра Ирина. Она катается на коньках, ходит на лыжах. Я послала ей «Пионерскую правду». Через полмесяца пришло письмо от Яны. Она прислала своё фото и просила написать ей о каком-нибудь советском писателе. Я написала ей о Фадееве. Переписку с девочками Чехословакии и Болгарии я продолжаю.

Галина Коркунова

Они стали пионерами

22 апреля – день рождения Владимира Ильича Ленина. В этот день третьеклассники вступили в пионеры. На сбор, посвящённый этому дню, который проводили пятиклассники, были приглашены октябрята 3-их классов. Знаменательный день! Ещё бы! Ведь сегодня день рождения Ленина! И это они, октябрята 3-их классов, стали юными пионерами – ленинцами, готовыми учиться и работать так, как завещал Ленин.

Приложение5

Приложение 6

Приём в пионеры

Приложение 7

Приложение 8

На празднование 50-летия Пионерии в Москву выпало счастье поехать

председателю совета правофлангового отряда «Гайдаровец» 7 «б» класса

Толе Свинкину

Приложение 9

Смотры художественной самодеятельности

Приложение 10

Старшие пионерские вожатые

Митрофанова (Шангина) Гукова Валентина Никитична (Сенникова) Светлана Викторовна

Бережнова

Оксана Фёдоровна

Приложение 11

19 мая 2017 года. Приём в пионеры

Приложение 12

Пионерский сбор

Просмотров работы: 8247