Введение
Актуальность проблемы
Прошлое для каждого поколения – это основа его будущего. Михаил Васильевич Ломоносов в своем научном труде об истории сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Формирование представлений об окружающем мире, и в частности, об истории развития города, в котором мы живем, во многом определяет процесс развития нашей общей культуры.
«Каждый город – свой норов». Народная пословица кратка и красноречива. На огромной территории России 1100 больших и малых городов, есть в них общие, родственные черты, но различия определяют их гораздо сильнее. Существует крылатое выражение в отношении Челябинска, «Екатеринбург – кисейная барышня, Челябинск – провинциальный хулиган». [Челябинск глазами художников. Альбом произведений живописи и графики. Челябинск. «Авто Граф», 2016].
Каждый город имеет свои начало, историю, свой миф, и, конечно, судьбу, которую не понять без истории страны. Историю города можно выразить и проследить в произведениях художников.
Целью моей работы является представление истории моего родного города по картинам художников.
Задачи:
- изучить произведения художников о Челябинске,
- сравнить изменения на улицах города,
- выступить на научно-практической конференции.
Методы исследования:
- описание,
- сравнение,
- анализ,
- обобщение,
- анкетирование учащихся 4-х классов.
Гипотеза исследования: произведения художников позволяют отразить историю города Челябинска на протяжении почти трех столетий.
Практическая значимость данного исследования в том, что я прослежу историю развития родного города по картинам художников.
Основное содержание
История становления Челябинска уходит далеко корнями в XVIII век. Челябинская крепость была заложена полковником Алексеем Ивановичем Тевкелевым в сентябре 1736 года на правом берегу реки Миасс. В 1743 году Челябинск стал центром крупнейшей Исетской провинции. С этого момента стали развиваться торговля и промышленность. В 1766 году возводится первое каменное сооружение Христорождественский собор, около собора на главной соборной площади размещались ряды торговых лавок. В 1781 году Челябинску был присвоен статус уездного города. Одним из первых художников, отразившим в картинах Челябинск того времени был Пясецкий Павел Яковлевич (1845-1919).
1.1. Челябинск на пути Транссиба. Первые видовые пейзажи.
В истории изобразительного искусства есть феноменальный памятник, в котором запечатлены окрестности Великого транссибирского железнодорожного пути – а это 12.5 тысячи километров! Создателем этого феноменального памятника является Павел Яковлевич Пясецкий — русский врач, путешественник, художник, писатель. Его путешествия сопровождались созданием натурных путевых зарисовок и акварельных пейзажей в виде свитков, когда виды располагались непрерывно, один за другим, создавая впечатление непрерывно сменяющейся панорамы, наблюдаемой, словно из окна движущегося поезда. В 1894 году художник представил Николаю II панораму части Великого Сибирского пути, выполненную акварелью. Император предложил продолжить панораму до Владивостока.На рулоне с челябинским фрагментом Великой Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали есть изображение пейзажа равнинных окрестностей Челябинска, панорама с видом монастыря, деревянные дома, широкая улица с собором и колокольней, бывшая железнодорожная станция с паровозом, вагонами и зданием вокзала.(Приложение 1).
На мой взгляд, эти картины преисполнены любовью и добротой к окрестностям российской глубинки, они полны света и тепла. Небольшие фигурки людей и лошадей, небольших строений отвоевывают свое место под солнцем в неоглядном пространстве равнины и небес. Мне они очень нравятся.
1.2. И. Л. Вандышев: «Сижу в Челябинске и много его рисую и пишу, и для потомства останется музейная ценность истории Челябинска».
Игнатий Лукич Вандышев (1891-1964) – коренной уралец, художник-самородок родом из уральских казаков Уйской станицы хутора Вандышево. Художник из самой гущи народа с детства рисовал, мечтал посвятить себя искусству и предпринимал для этого невероятные усилия. Он рано остался сиротой, затем был призыв в армию и Первая мировая война, Гражданская война, отступление с белыми в Монголию, побег и вступление в Красную армию. Затем Игнатий Лукич стал работать в Омской красноармейской студии под руководством профессиональных художников. В 1927 году за участие в выставке самоучек был принят на рабфак, а затем на отделение монументальной живописи Вхутеина. В 1936 году переезжает в Челябинск и принимает участие в создании Челябинского союза советских художников. И. Л. Вандышев стал последовательным живописцем старого, дореволюционного, и современного, советского города. (Приложение 2).
И. Л. Вандышев вел дневники, которые являются свидетельством художественной жизни Челябинска с 30-годов до 60-х годов прошлого столетия. Вот одна из записей в дневнике: «…уж очень утро сегодня хорошее. Радость весны… Эх! Кабы кисти чародейские! Создать бы картину радости, радости искренней, лучезарной, прозрачной. Мы воскресаем с природой. Лучи солнца, светло. Картину, картину такую!» [Челябинск глазами художников. Альбом произведений живописи и графики. Челябинск. «Авто Граф», 2016. Дневник И. Л. Вандышева. Запись от 21.04.1946.]
Глядя на картины И. Л. Вандышева, я понимаю, что этот художник очень любил свой город, свою родину. В его картинах ощущаются сильные человеческие чувства: доброта, любовь, жизнерадостность и оптимизм.
Сегодня люди с благодарностью встпоминают этого искреннего, честного, по настоящему народного уральского живописца. Среди неузнаваемо изменившегося городского ландшафта сквозь легкую дымку проявляются этюды и картины И. Л. Вандышева, запечатлевшие дух старого Челябинска и того, каким он был в 40-50-е годы ушедшего двадцатого века.
1.3. «Я слышу в природе мелодию…»
Хасанов ИлюсХасанович – художник, живописец, график.
Родился в 1949 году. В 1971 году после службы в армии, переехал в Челябинск. Начал заниматься живописью в изостудии Дворца культуры Челябинского металлургического завода у Н. Ф. Богомолова. В 1982 году окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого. Работает в разных жанрах: пишет пейзажи, натюрморты, портреты. (Приложение 3).
Картины Илюса Хасанова отражают современный город, его улицы и достопримечательности. В каждой картине слышна мелодия природы, соответствующее настроение передается художником ярко и эмоционально. Каждая картина пронизана любовью к Челябинску и его жителям. Вот под сильным дождем, под зонтиками люди идут слушать музыку, а на другой картине я вижу, как дети играют в сквере Победы на улице Сталеваров. На переднем плане картины молодая мама с коляской. Картина вызывает положительные эмоции.
Художник И. Л. Вандышев изобразил угол улиц Цвиллинга и Спартака (сейчас проспекта Ленина) в дореволюционном Челябинске, а на другой картине мы видим, какие изменения произошли через 100 лет.
На картине художника П. Я. Пясецкого изображен мост через реку Миасс в 19 веке, мы можем сравнить, как этот вид изменился через много лет. Я сравниваю картину с Белой мечетью художника П. Я. Пясецкого, который жил в 19 веке и картину с Белой мечетью И. Х. Хасанова, нашего современника. Через эти картины я узнаю историю своего родного края, как он изменялся, его прошлое и настоящее.
Самое главное, что я чувствую, глядя на картины художников о Челябинске – это огромная любовь к городу и его людям. Светлое и доброе чувство к Челябинску, позитивное настроение – вот что вызывает каждая картина в моем сердце.
Я провела анкетирование в своем классе. В анкетировании участвовало 23 человека.
Ребятам были показаны произведения художников Павла
Яковлевича Пясецкого, Игнатия Лукича Вандышева, ИлюсаХасановича Хасанова.
Вопросы звучали так:
Картины каких художников, на твой взгляд, можно использовать при изучении истории города Челябинска?
В произведениях каких художников ты чувствуешь лирическое настроение, тепло и любовь в родному городу?
Результаты анкетирования приведены в приложении 4.
Заключение
Моя гипотеза полностью подтвердилась: произведения художников позволяют отразить историю города Челябинска на протяжении почти трех столетий. Эти произведения можно использовать на уроках истории при изучении родного края.
Картины пронизаны любовью к Челябинску и его людям.
Картины вызывают позитивное, оптимистическое настроение, возвышенные чувства гордости и любви к нашей малой родине: городу Челябинску.
Список литературы
Челябинск глазами художников. Альбом произведений живописи и графики. Челябинск. «Авто Граф», 2016.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://yandex.ru/images?parent-reqid=1517111119891250-1073527778194780574141781-sas1-1412&source=wiz
http://www.uralgallery.ru/ .
Приложение 1(картины П.Я.Пясецкого)
Мечеть и Христорожденственский собор.
Вид на город и мост через реку Миасс с севера.
Пожарная каланча и мечеть со стороны улицы Уфимской.
Приложение 2 (картины И.Л.Вандышева)
Улица Большая в дореволюционном Челябинске.[Проезд у женского монастыря]. Ныне угол улиц Цвиллинга и Спартака (сейчас проспект Ленина).
Соборная площадь в дореволюционном Челябинске.
Алое поле теплым осенним днем.
Угол улиц Цвиллинга и Спартака.
Приложение 3 (картины И.Х.Хасанова)
Улицы Челябинска.
Концертный зал имени С. Прокофьева.
Сквер Победы на улице Сталеваров.
Белая мечеть.
Органный зал на улице Кирова.
Приложение 4
Результаты анкетирования учащихся 4 класса.
20 человек из 23 ответили, что при изучении истории города Челябинска можно использовать картины Пясецкого П. Я. (86, 06%).
18 человек выделили произведения Вандышева И. Л. (78, 26%).
15 учащихся ответили, что по произведениям Хасанова И. Х. можно изучать достопримечательности города Челябинска. (65, 21%).
5 человек ответили, что произведения Пясецкого П. Я. выражают тепло и любовь к Челябинску. (21, 74%).
15 ребят выделили произведения советского периода Вандышева И. Л.
(65, 22%).
20 человека почувствовали лирическое настроение, тепло и любовь к родному городу в картинах Хасанова И. Х. (86, 96%).
Современный Челябинск.
Я люблю свой город и горжусь им.