Экскурсионный маршрут по местам пребывания Ф. Шаляпина в Самаре

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экскурсионный маршрут по местам пребывания Ф. Шаляпина в Самаре

Захарченко  Д.А. 1
1МБУ ДО «ДШИ № 8 «Радуга» г.о.Самара
Романова  Т.И. 1
1МБУ ДО «ДШИ № 8 «Радуга» г.о.Самара
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«… в русском искусстве Шаляпин – эпоха, как Пушкин»

М. Горький

Актуальность. Русская культура подарила миру певца вселенского масштаба. Великий артист, национальный гений живет в сознании современного поколения как «человек-легенда», «гражданин мира». Шаляпин стал символом России, её достоянием, его творчество имеет мировое значение, оказало и будет оказывать мощное влияние на развитие культур разных стран. Жизнь и творчество певца были связаны с Самарой. В преддверии 145-летия певца мы обратились к его творческой жизни и создали экскурсионный маршрут по местам его пребывания в городе.

Данная тема включает в себя исследовательскую, элементы поисковой формы работы, и одновременно является проектом, так как представляет собой экскурсионный маршрут. Создание и продвижение на туристический рынок тематической пешеходной экскурсии в рамках городского пространства будет востребована в преддверии ЧМ 2018.

Объект исследования – жизнь и творчество Ф. Шаляпина, предмет – самарский период в жизни Ф. Шаляпина и места пребывания певца в Самаре.

Цель исследования – создать экскурсионный маршрут по местам пребывания Ф. Шаляпина в Самаре. Для достижения цели был решен ряд задач:

исследовать биографию Ф. Шаляпина;

изучить Самарские страницы жизни и творчества Ф. Шаляпина;

создать экскурсионный маршрут по местам пребывания Ф. Шаляпина в Самаре.

При изучении жизненного пути Федора Шаляпина использовались книга В.Н. Дмитриевского, изданная в биографической серии «Жизнь замечательных людей» [9]. Творчеству Ф. Шаляпина посвящены работы и самарского краеведа Л.Л. Рефельсона [10,11]. Концерту Ф. Шаляпина в Самаре посвящены фрагменты книги лектора-языковеда Самарской государственной филармонии Е.М. Цветовой [12]. Самарский период жизни Ф. Шаляпина раскрыт в статье С.Д. Севостьянова [5]. В работе использовались материалы самарской областной газеты «Волжская коммуна» [1-3], воспоминания самарского артиста А. Шебуева [13], статьи в энциклопедиях [6,8], журналы [4], сборник научных статей [7], материалы интернета [14], видеофильм [15].

Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка источников и литературы, приложений.

1. Биография Ф. Шаляпина

Шаляпин Фёдор Иванович (1 (13) февраля 1873 -12 апреля 1938) - русский оперный и камерный певец, мастер перевоплощения и художественного слова, родился в Казани в бедной крестьянской семье. Семья часто меняла место проживания в поисках заработка, а Фёдора с ранних лет обучали различным ремёслам.

От своей матери певец унаследовал любовь к русской песне. Родителям стало понятно, что у ребёнка хороший слух и голос. В 8 лет на выступлении ярмарочного актера Я.Мамонова у него проснулся интерес к театру.

Работа в церковных хорах Казани, Уфы, Астрахани оказала благотворное влияние на формирование его голоса, Шаляпин всю жизнь испытывал любовь к православному церковному хоровому пению. Родители, несмотря на бедность, старались дать сыну образование. Он учился в частной школе Ведерникова, затем приходском и начальном училищах Казани.

В конце XIX века Казань была одним из самых театральных городов на Волге. Посещение спектакля «Русская Свадьба» по пьесе П.Сухонина в городском театре познакомило юношу с профессиональным театральным искусством и решило его судьбу. По его воспоминаниям «театр не только приковал к себе моё внимание, но заполнил целиком всё моё существо» [10] .

Осенью 1885 г. певец услышал оперный спектакль «Жизнь за царя» М. Глинки и уже через год 22 января 1886 г. испробовал свои силы в качестве хориста в опере «Пророк» Дж. Мейербера. В те годы родилась мечта соединить в себе искусство актера и певца.

Началом карьеры Ф. Шаляпин считал 1889г., год поступления статистом в драматическую труппу В. Серебрякова. 29 марта 1890г. в «Евгении Онегине» П.Чайковского состоялось его первое исполнение партии Зарецкого.

Осенью 1890 г. 17-летний Шаляпин переехал в Уфу и дебютировал с опереточной труппой С.Семенова-Самарского, после примкнул к малороссийской труппе Г.Дергача и на гастролях в Тифлисе познакомился с Д.Усатовым, учеником профессора К.Эверарди и бывшим артистом Императорских театров. Он привил Шаляпину навыки голосообразования и внушил необходимость обрисовки звуком характера персонажа. Там же в 1893 г. состоялся дебют Шаляпина в оперном театре. Именно в Тифлисе певец приобрёл славу и признание и стал профессиональным артистом.

В 1894г. в Санкт-Петербурге Ф.Шаляпин пел в «Аркадии», в Панаевском театре, на него обратили внимание представители культурной жизни столицы. В 1895г. Шаляпин был принят в оперную труппу Императорских театров, где познакомился с Н.А.Римским-Корсаковым.

В 1896г. меценат С. Мамонтов пригласил артиста, в труппу московской Русской частной оперы.Новому музыкальному театру нужен был артист-творец. В этой среде Ф. Шаляпин параллельно искал себя в живописи, графике, скульптуре, декламации, драме и перешел на качественно новый уровень художественного самосознания [9]. Большую роль в развитии таланта певца сыграла дружба с выдающимися людьми начала ХХ в.: композитором С.Рахманиновым, писателями М.Горьким, А.Куприным, А.Чеховым, И.Буниным.С 1899г. Шаляпин был солистом двух императорских театров, и с триумфом гастролировал за рубежом.

Через год после Революции Шаляпин первым удостоился звания Народного артиста, но остро ощутил ненужность новой власти, считавшей оперу буржуазным искусством, и оказался почти разорён. В последний раз он выступил на советской сцене в апреле 1922 г. в Петрограде, исполнив партию Бориса Годунова, и эмигрировал с семьей в Париж, где скончался через 15 лет от диагноза лейкоз в 1938г.[4,7,9,14]. Советское правительство лишало Ф.Шаляпина присвоенного звания и права вернуться на Родину постановлением 1927г., которое было отменено только в 1990г., певец был полностью реабилитирован и перезахоронен в Москве [4,7,9,14]..

Шаляпин оставил богатое наследие: в камерно-вокальное исполнительство он привнёс элемент театральности и создал «театр романса»; снялся в главных ролях кинокартинах «Царь Иван Васильевич Грозный», «Приключения Дон Кихота»; режиссировал оперы «Дон Карлос» Дж.Верди и «Русалку» А.Даргомыжского (1917г.); оставил воспоминания: «Страницы из моей жизни» (1917г.), «Маска и душа» (1932г.), писал стихи и прозу; увлекался живописью и скульптурой; владел итальянским, французским и английскими языками.

Для современников Ф. Шаляпин был символом эпохи, воплощением исканий в творчестве и мировоззрении. Он был персонажем живописных полотен, зарисовок, скульптурных изваяний. Его портреты писали С. Сорин, Б. Кустодиев, К. Коровин, В. Серов, А. Головин, Б. Григорьев, Н. Харитонов, Н. Андреев, Н. Кузнецов, В. Мешков, А. Яковлев, Н. Глинский.

Вывод. Шаляпин – человек неповторимой судьбы. Истоки творчества певца – русская народная песня, церковное пение, ярмарочные балаганы, первые театральные впечатления.Очевидно, что его могучее дарование развернулось с полнотой благодаря художественной среде, которая создавалась для творчества в театре С. Мамонтова. Шаляпин благодаря жажде самосовершенствования учился у лучших деятелей культуры, дружба с ними придала вектор его творческим устремлениям и развитию таланта Новатор Ф. Шаляпин – высшее достижение русской вокальной школы, сумел гениально соединить и совершенное выразительное пение, и драматическое мастерство, и пластику. Создавая глубоко характерные образы, он начал новую эпоху в развитии мирового оперного пения. Историческая роль Ф. Шаляпина в том, что он открыл отечественной опере путь на все сцены мира, оставил глубокий след в мировой художественной культуре, оказав огромное влияние на развитие вокального искусства и музыкального театра.

2. Самарские страницы жизни и творчества Ф. Шаляпина

В биографии Ф. Шаляпина есть несколько самарских страниц. Певец в наш город приезжал трижды, с ним связано начало его артистической карьеры, здесь похоронена его мать.

В первый раз в 1890 г., по пути из Астрахани в Казань. Денег у него не было, и команда буксира позволила ему бесплатно плыть за умение петь народные песни. Матросы пели песни волжских бурлаков, которые юноша быстро запоминал и усваивал манеру народного волжского исполнения. Эта «волжская» манера проявилась в напетой Шаляпиным много лет спустя бурлацкой песне «Ты взойди, взойди, солнце красное». Ему пришлось сойти в Самаре, чтобы грузчиком заработать на еду.

Во второй раз Шаляпин попадет в Самару через год, в 1891 г. с украинской опереточной труппой Г. Любимова-Деркача и спектаклем «Ой, не ходи, Грицю, та на вечорницы», выступая в драматическом театре. Шаляпин надеялся заодно повидаться со своей семьёй, которая переехала в Самару и жила очень бедно. Шаляпин прожил тогда в Самаре всего два дня. Уезжал с тяжёлым сердцем, его мучила совесть, что ничем не может помочь семье [10].

В третий раз Шаляпин приехал в наш город в пору расцвета своей мировой славы17 сентября 1909 г. Концерт всемирно известного певца стал уникальным событием в культурной жизни города. Посетить Самару Шаляпина пригласил П. Л. Чулков - владелец одного из музыкальных магазинов нашего города, создатель первого баяна в России.

О предстоящем приезде певца в Самару в прессе было сообщено заранее. В самарской газете «Волжское слово» № 195 от 13 сентября 1909 г. было напечатано аншлаг-объявление: «Скоро! Концерт Фёдора Ивановича Шаляпина». Эта же газета сообщала: «Городской театр, 18 сентября. Концерт Федора Ивановича Шаляпина. Билеты заблаговременно продаются в музыкальном магазине П.Л. Чулкова 712-3-1». [10]. Другая самарская газета «Голос Самары» №196 в тот же день на первой странице даёт объявление о концерте Шаляпина, а в разделе «Театр и музыка. Городской театр» написала: «Впервые самарцам удастся послушать Ф.И. Шаляпина, который даёт в городском театре один только концерт 18 сентября. В концерте принимает участие Н.К. Аверьяно (скрипка) и Ф.Ф. Кёнеман (фортепиано)» [10].

Задолго до начала продажи билетов на спектакль с участием Шаляпина или на его концерт публика занимала место в огромной очереди и неделями выстаивала.

Через несколько дней в заметке «К концерту Шаляпина» газета сообщает о том, что «публика осаждает запросами, интерес к концерту колоссальный», что для выступления предоставляется театр-цирк «Олимп». Причина - после ремонта здание городского театра театральная комиссия его не приняла, а строительная должна была принять в день концерта. Антрепренер самарского театра Н. Кручинин срочно меняет площадку.

С корабля Шаляпин и прибывшие с ним музыканты размещаются в гостинице «Гранд-Отель», певец срочно направляется осматривать место выступления. Потом знакомится с городом, посещает своего друга «красного» купца Н. Мешкова.

На следующий день 18 сентября Шаляпин дал интервью «Волжскому слову»: «Вот я приехал в Самару и не спал всю ночь, потому что волновался! Да, волновался от мысли, как я сегодня спою? Преподнесу ли я самарцам, как в горсточке, великий дар, полученный от Бога, чтобы они могли утолить художественную жажду? Окажусь ли я сегодня на высоте искусства, чтобы с гордостью нести в люди его знамя?» [10].

В то же день Шаляпин отправился на Всесвятское кладбище искать могилу матери. Как удалось выяснить Л. Рафельсону, священником, указавшим место захоронения, оказался священник самарской епархии С. Адриановский - прадед самарского музыковеда Н. Эскиной [2,12].

Вечером Шаляпин с огромным успехом дает выступление. 20 сентября газета «Голос Самары» писала: «Позавчера Самара впервые познакомилась со знаменитым оперным певцом, «самим» Фёдором Ивановичем Шаляпиным, как его называют в столицах. Долгожданный гость встретил в «Олимпе» такой радушный приём, какой вряд ли выпадал на долю какого-либо другого из «звёзд» артистического мира. Съезд на концерт начался, по крайней мере, за час до назначенного времени. Не спуская глаз со сцены, прослушали «Пророка» Римского-Корсакова, и этого было достаточно, чтобы сказать, что в пении Ивана Фёдоровича есть нечто исключительное, не вырабатываемое ни долгими годами, ни выдающейся школой. Здесь дар божий» .[10].

Концерт длился более двух часов. В театре вся Самара: военные, чиновники, богатейшие промышленники и купцы. В райке - учащаяся молодежь, приезжие студенты [3]. [ прил. №2].

До нас дошли воспоминания народного артиста РСФСР Г. Шебуева:« Шаляпин вышел из гостиницы в наглухо застегнутом пальто и, помнится, без шляпы. Лицо его было бледно, озабоченно, почти сурово, губы сжаты. Он молча, не глядя ни на кого, как будто не слыша своей фамилии, произносимой кругом громким шепотом, сел на поджидавшую его пролетку и уехал. Вслед ему неслись крики: «Шаляпин! Ура !» ... все было спето в этот вечер великолепно. Но хочется остановиться на том, что даже почти через полвека, по сей день, живо и незабываемо.... Певец как бы вспоминал давно минувшие сокровенные видения и мысли.»…. « Любопытная деталь. Почти все Шаляпин пел с нотами в руках. При его гениальной памяти вряд ли они были нужны ему как ноты. Вернее всего, протянутые руки давали ему нужную опору для голоса. Кроме того, ноты помогали жестикуляции. Перед нами стоял высокий и статный Шаляпин в шикарном, модном фраке, белом галстуке, лаковых ботинках. Но вот он запел «Семинариста», и все эти эстрадные атрибуты исчезли. И перед нами был уже не Шаляпин, - нет, не он, а наивный, недалекий паренек, семинарист, бурсак, зубрящий ненавистную латынь и в то же время полный любовной мечтой о поповой дочке Стеше...»[1, 13].

Вот что пишет Г. Шебуев о голосе Ф. Шаляпина: Неотразимая сила Шаляпина... в неповторимом тембре, особенно в среднем регистре. Это был звук редкой мягкости для баса, неизъяснимой красоты и какой-то особой русской задушевности» [13].

Утром 19 сентября, перед отъездом из Самары, Ф. Шаляпин сказал, что хочет оставить в этом городе о себе материальную память, решил посадить дуб рядом с театром-цирком «Олимп» - прообразом Самарской филармонии.Это была его третья и последняя встреча с нашим городом. К сожалению тот дуб не сохранился, теперь там растет его потомок. На здании филармонии появилась табличка с бронзовым барельефом. На ней портрет великого певца в концертном фраке на фоне кулис и рояля. Внизу – надпись: «В память концерта Ф.И. Шаляпина на этом месте в театре-цирке «Олимпъ» 18 сентября 1909 года». Авторами композиции стали самарские скульпторы Н. Куклев и К. Цибер [4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 15].

Вывод. Великий певец был в нашем городе три раза, и дал только один концерт, будучи в зените мировой славы, но всю свою жизнь помнил о Самаре. Концерт Шаляпина в Самаре стал крупнейшим событием культурной жизни города, дал толчок для развития самарской культуры. Это была уникальная возможность - неизбалованной гастролями публике Самары приобщиться к музыкальной культуре России и всего мира, услышать и увидеть великого певца воочию, когда не было радио и телевидения, а пластинки были малодоступны. Нет гению забвения, память о Шаляпине жива не только среди оперной публики, но и любителей музыки. Его звукозаписи до сих пор пользуются спросом, а на его примере и литературном наследии учатся сотни оперных певцов.

3. Экскурсионный маршрут

История Самары неразрывно связана с Ф.И.Шаляпиным. Его концерт – крупнейшее событие в культурной жизни Самары, давшее мощный импульс для развития музыкальной, духовной культуры. Экскурсия посвящена жизни и творчеству Ф. Шаляпина и призвана не только раскрыть творческий образ, но и выявить особенности городских достопримечательностей, способствует популяризации искусствоведческой темы среди широких слоёв общества. Маршрут пройдет по улицам старой Самары, которые помнят Шаляпина, познакомит с историей зданий и с легендарным концертом. Экскурсия по местам пребывания великого певца начинается с речного вокзала.

Объект№1 (речной вокзал)

100 лет назад в Самаре не было единого речного вокзала. Множество пристаней, принадлежавших различным пароходствам, тянулись вдоль Волги. 17 сентября 1909 г. к одной из пристаней причалил пароход «Александр Грибоедов», на котором путешествовал певец. Его восторженно приветствовала толпа во главе с «отцами города». В депутации самарцев находился и П.Л. Чулков, пригласивший певца. Сохранился снимок, на котором можно увидеть Шаляпина в окружении встречающей его депутации самарских граждан.[запись песни «Из-за острова на стрежень» в исполнении Ф. Шаляпина].

Объект №2 (Площадь Революции)

Площадь Революции – одна из старейших в Самаре. Каждый, кто прибывал в Самару по Волге, обязательно попадал на эту площадь – конкой, на извозчике или пешком. Первоначальное название площади – Рыночная, затем ее стали называть Панской. До 1918 г. она называлась Алексеевской в честь митрополита Алексия, духовного покровителя Самары.

Алексеевская площадь - сердце Самары с середины XIX века. Здесь размещались редакции самарских газет, резиденция губернатора, рестораны и гостиницы. Здесь работали А.М. Пешков и В. Ульянов, жили С. Иванов, И. Репин. Площадь исполняла административные функции, на ней проводили все гуляния, празднества, торжества и церемонии [запись песни «Эй, ухнем»].

Объект №3 «Гранд-Отель»

(Куйбышева, 111, Дворянская, 125, гостиница «Бристоль-Жигули»)

Здание гостиницы было построено в конце XIX века в стиле «классицизм», принадлежало семье Субботиных и было известно как «Большая Центральная» гостиница с рестораном. В 1908-1909 гг. здание было реконструировано архитектором М. Квятковским, заменившим стиль здания на «модерн». В здании 16 ноября 1908 г. открылась гостиница «Гранд-отель» с рестораном Н. Шемякина, который располагал оркестрионом. В банкетном зале этого ресторана часто проводили благотворительные вечера и концерты, собиралась на свои вечера немецкая община.

Утром 17 сентября 1909 г. Ф. Шаляпин и прибывшие с ним музыканты разместились в гостинице «Гранд-Отель». В номере 16-люкс гостиницы останавливался великий певец. Сейчас его номер называют «Шаляпинский».

Не нашла подтверждения легенда об импровизированном концерте, который он дал с балкона своих апартаментов публике, столпившейся под его окнами на улице. Такое событие было бы освещено прессой. Как и не нашёл подтверждения миф о посещении Шаляпиным кабачка Портнова, где якобы за плохое обслуживание он взял резонансную ноту и разбил всю посуду. Возможно, эта легенда была придумана самим хозяином заведения в рекламных целях.

В наше время бывшая гостиница «Бристоль» является филиалом гостиницы «Жигули», имеет статус памятника архитектуры федерального значения [запись М. Мусоргский «Песня о блохе»].

Объект №4 цирк-театр «Олимп»

(ул. Москательная и ул. Саратовская, совр. ул. М. Фрунзе)

Здание театра-цирка братьев Калининых «Олимп» было построено в стиле «модерн» по проекту местного архитектора П.В.Шаманского и было рассчитано на массовые мероприятия, выполняло функциии было как театраом, так и циркаом. Здание имелобыло известно за пределами города: у него был самый большой зрительный зал на 1100 мест, прекраснуюая акустикуа, и его изображение на открытках было самым привлекательным. Сейчас рядом с этим местом находится здание Самарской государственной Филармонии.

18 октября 1909 г. на концерте Шаляпина публика заполнила не только сидячие и стоячие места, но и все уголки зала. Имя Шаляпина уже тогда было легендарным. Он пел излюбленных «Пророка» и «Старого капрала», русские народные песни. Успех был оглушительным. Свидетельства того незабываемого вечера оставил в воспоминаниях очевидец , артист драмтеатра Г. Шебуев. Событие широко освещалось прессой [10,13]. [прил.№2] [запись Н. Римский-Корсаков «Пророк»]

Объект №5 (Куйбышева, 124, Дворянская, 140).

Здесь располагалась типография газеты «Волжское слово».

В газете давалась реклама афиш, музыкальных магазинов, статьи о выступлениях известных композиторов и музыкантов, объявления об уроках музыки [6].

Объект №6 Драматический театр (совр. площадь Чапаева, д. 1)

Старейший театр Самары построен архитектором М.Чичаговыма в условно-русском стиле, был открыт в 1888 г. За архитектуру горожане стали называть театр «теремком». Он является Визитной карточкой города. Творческий расцвет театра пришелся на XIX век, когда в Самаре выступали различные антрепризы и «смешанные» труппы драмы, оперы, оперетты.

В здании театра Шаляпин выступал хористом малороссийской оперной труппы Г. Семёнова-Дергача в спектакле «Ой, не ходи, Грицю, та на вечорницы» . Это было во второй приезд Шаляпина в Самару в 1891 г. Никто из зрителей тогда не предполагал, что в следующий раз неизвестный тогда хорист вернется в Самару прославленным певцом с мировым именем. [запись А. Даргомыжский «Старый капрал»]

Спецификой музыкальной экскурсии является возможность послушать фрагменты произведений, исполняемых великим певцом, в условиях городского пространства, что дает возможность ощутить, как оживает город в партитурах композиторов, как говорит и поёт в них.

В ходе музыкальной экскурсии многие легко узнаваемые благодаря музыке места Самары, выступают в новом неожиданном образе. Экскурсионный маршрут проводится в пешеходном варианте, так как его протяженность 2,5 км. Время экскурсии – 2 часа (по 10 минут на объект). Отдых в сквере «Три вяза» - 10 минут, где планируют установить скульптуру П.Л.Чулкову. Себестоимость экскурсионных услуг экскурсовода – 500 рублей. Стоимость экскурсии группы из 10 человек составит 1.500 рублей (по 150 рублей с экскурсанта). Понадобится профессиональное аудиоустройство, аудиозаписи.

В портфолио экскурсовода войдут иллюстрации по объектам в виде папки с файлами. Экскурсионный маршрут бесплатен и решает вопрос доступности для всех пользователей информационно-просветительскго ресурса «Виртуальный центр искусств» http://allworldart.ru/lecture/ehkskursionnyjj-marshrut-po-mestam-prebyvaniya-f-shalyapina-v-samare/

Вывод: Разработанный маршрут представляет собой законченную и продуманную с точки зрения культуры и экономики туристическую услугу и может быть предложен в качестве экскурсионного маршрута, как потребителям, так и турфирмам.

Заключение

Шаляпин – высшее достижение русской национальной вокальной школы – сумел соединить в своём искусстве и совершенное выразительное пение, и драматическое мастерство, и пластику. Создавая глубоко характерные образы при помощи гениального соединения всех видов искусства, он создал новую эпоху в развитии мирового оперного пения.

Историческая роль Ф. Шаляпина в том, что он открыл отечественной опере путь на императорские сцены, и на все сцены мира, оставил глубокий след в мировой художественной культуре, оказав огромное влияние на развитие вокального искусства и музыкального театра.

Великий певец был в нашем городе три раза, и дал только один концерт, будучи в зените мировой славы, но всю свою жизнь помнил о Самаре. Концерт Шаляпина в Самаре стал крупнейшим событием культурной жизни города, дал толчок для развития самарской культуры. Это была уникальная возможность - неизбалованной гастролями публике Самары приобщиться к музыкальной культуре России и всего мира, услышать и увидеть великого певца воочию, когда не было радио и телевидения, а пластинки были малодоступны. Нет гению забвения, память о Шаляпине жива не только среди оперной публики, но и любителей музыки. Его звукозаписи до сих пор пользуются спросом, а на его примере и литературном наследии учатся сотни оперных певцов.

Этот экскурсионный маршрут доступен для посещения, значительно расширит представление о музыкальной культуре города, будет интересен как ученикам ДМШ, ДШИ, коренному населению, так и гостям города.

Спецификой экскурсии является возможность послушать фрагменты произведений великого певца. В ходе музыкальной экскурсии многие уголки нашего города, легко узнаваемые благодаря музыке, выступают в новом, часто неожиданном образе. Объекты на данном экскурсионном маршруте знакомят нас с местами пребывания певца в нашем городе.

Данный разработанный маршрут представляет собой законченную и продуманную с точки зрения экономики туристическую услугу и может быть предложен в качестве экскурсионного маршрута, как потребителям, так и турфирмам.

Источники и литература:

Источники:

1. Волжская коммуна 15 апреля, 1956.

2. Волжская коммуна 3 апреля, 1983.

3. Волжская коммуна 10 сентября, 2014.

4. Самарские судьбы журнал №4, 2009.

5. Севастьянов С.Д. Шаляпин в Самаре. Самара и губерния. Областной журнал, 2009 - №5.

Литература:

6.Алексушина Т.Ф., Алексушин Г.В., Буданова А.А. Самара, улица Дворянская. Иллюстрированная энциклопедия. - Самара: «ОФОРТ», 2008. - 240 с.

7. Вестник КРСУ. 2013. Том 13. №4

8. Добрусин В.А., Карасев В.Н., Нохрин А.А.; Самарские судьбы. Биографическая энциклопедия – Самара: Издательский дом «Агни», 2010.

9. Дмитриевский В.Н. Великий артист – Л. изд. Музыка, 1973.

10. Рафельсон Л.Л. Фёдор Иванович Шаляпин – Самара: ООО «Оффорт», 2014.

11. Рафельсон Л. Самарский баян. - Золотая серия самарского культурно-исторического туризма, 2012.

12. Цветова Е.М. Возрожденный «Олимп». - Самара: Самарское книжное издательство, 1991.

13.Шебуев А. Актерское счастье. - Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1964.

Материалы «Интернета»:

14. Интернет-энциклопедия «Википедия» (ru.wikipedia.org).

15. Видеофильм «Фёдор Шаляпин» //«Самарские судьбы», 2009.

Приложение №1 Репертуар Ф.И. Шаляпина

1890. Стольник — «Галька» С. Монюшко.

1891. Феррандо — «Трубадур» Дж. Верди. Неизвестный — «Аскольдова могила» А. Верстовского. Петро — «Наталка Полтавка» Н. Лысенко.

1892. Валентин — «Фауст» Ш. Гуно. Оровезо — «Норма» Д. Беллини. Кардинал, Альберто — «Дочь кардинала» («Жидовка») Ф. Галеви. Сват — «Русалка» А. Даргомыжского.

1893. Рамфис — «Аида» Дж. Верди. Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно. Гудал — «Демон» А. Рубинштейна. Тонио — «Паяцы» Р. Леонкавалло. Монтероне — «Риголетто» Дж. Верди. Гремин — «Евгений Онегин» П. Чайковского. Сен-Бри — «Гугеноты» Д. Верди. Лотарио — «Миньон» А. Тома.

1894. Лорд Кокбург — «Фра-Дьяволо» Д. Обера. Мельник — «Русалка» А. Даргомыжского. Томский — «Пиковая дама» П. Чайковского. Дон Базилио — «Севильский цирюльник» Д. Россини. Миракль — «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха. Торе — «Набережная Санта-Лючия» Н. Таски. Бертрам — «Роберт-Дьявол» Д. Мейербера. Цунига — «Кармен» Ж. Бизе. Дон Педро — «Африканка» Д. Мейербера. Старый еврей — «Самсон и Далила» К. Сен-Санса.

1895. Иван Сусанин — «Жизнь за царя». Руслан — «Руслан и Людмила» М. Глинки. Граф Робинзон — «Тайный брак» Д. Чимарозы. Панас — «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова.

1896. Князь Верейский — «Дубровский» Э. Направника. Судья — «Вертер» Ж. Массне. Владимир Галицкий — «Князь Игорь» А. Бородина. Князь Владимир, Странник — «Рогнеда» А. Серова. Нилаканта — «Лакме» Л. Делиба. Иван Грозный — «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова.

1897. Коллен — «Богема» Д. Пуччини. Князь Вязьминский — «Опричник» П. Чайковского. Досифей — «Хованщина» М. Мусоргского. Варяжский гость — «Садко» Н. Римского-Корсакова.

1898. Голова — «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Олоферн — «Юдифь» А. Серова. Сальери — «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова. Царь Борис — «Борис Годунов» М. Мусоргского.

1899. Варлаам — «Борис Годунов» М. Мусоргского. Илья — «Илья Муромец» В. Серовой. Алеко — «Алеко» С. Рахманинова. Андрей Дубровский — «Дубровский» Э. Направника.

1900. Бирон — «Ледяной дом» А. Корещенко.

1901. Галеофа — «Анджело» Ц. Кюи. Фарлаф — «Руслан и Людмила» М. Глинки. Мефистофель — «Мефистофель» А. Бойто. Священник — «Пир во время чумы» Ц. Кюи.

1902. Ерёмка — «Вражья сила» А. Серова.

1903. Добрыня — «Добрыня Никитич» А. Гречанинова.

1904. Демон — «Демон» А. Рубинштейна. Гаспар — «Корневильские колокола» Р. Планкетта. Онегин — «Евгений Онегин» П. Чайковского.

1906. Князь Игорь — «Князь Игорь» А. Бородина.

1907. Филипп II — «Дон Карлос» Д. Верди.

1908. Лепорелло — «Дон Жуан» В. Моцарта.

1909. Хан Асваб — «Старый Орел» Р. Гинсбурга.

1910. Дон Кихот — «Дон Кихот» Ж. Массне.

1911. Иван Грозный — «Иван Грозный» Р. Гинсбурга.

1914. Кончак — «Князь Игорь» А. Бородина.

Приложение №2 Репертуар Ф.И. Шаляпина, включая произведения, входившие в программу самарского концерта, составленные Л.Рафельсоном

Приложение №3 Экскурсионный маршрут

Просмотров работы: 375