Введение
Существование любого государства немыслимо без наличия непременных знаковых атрибутов - государственных символов, так как она олицетворяет систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражает особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившиеся в нём обычаи и традиции. Государственная символика нашей страны утверждена Указами Президента Российской Федерации (приложение1).
Знать символы своего государства, ее историю мы обязаны.
Однажды на выставке детей Центра детского творчества я увидела вышивку с изображением герба района: на бело-зелёном фоне белочка, а внизу - марийский орнамент. С каким тонким вкусом и щедрой фантазией была выполнена эта вышивка. От этой красоты просто невозможно было отвести глаз. Вышивка была аналогично гербу при въезде в посёлок Морки (приложение 2). Я заинтересовалась не только мастерством вышивальщицы, умением дизайнеров ландшафта, но историей триады символов.
Цель: изучение творчества людей, воплощающих символические образы в своих работах и передача своего мастерства юному поколению.
Задачи:
Вызвать у школьников уважительное отношение к государственным символам России;
Найти и познакомиться с людьми края, изображающими символику в свом творчестве;
С целью сравнения провести социологический опрос и анкетирование «Отношение жителей посёлка к символике»;
Составить атлас «Люди края - символика - искусство».
Форма работы:
Работа с документами архива Администрации муниципального образования «Городское поселение Морки»;
Работа с литературой муниципального учреждения культуры «Моркинская районная библиотека», сектор краеведческой и национальной литературы;
Встреча с людьми посёлка и сбор информации;
Беседа с учителями изобразительного искусства школ №1, №2, №6» поселка;
Социологический опрос жителей посёлка;
Анкетирование обучающихся школы, их родителей;
Для изучения государственных символов, я использовала литературу Кушера Ю.Л. «Государственные символы и награды Российской Федерации», где раскрывается роль символов в жизни народа, изложены причины замены государственной символики в стране, предлагаются вниманию Указы Президента Российской Федерации о Государственных символиках. В работе Головановой М.П. и Шергина В.С. «Государственные символы России» обращено внимание на отношение людей к государственным символам. В монографии П. И. Ефимова, аспиранта института истории Академии наук Татарстана «Пчела, белка и крылатый конь» дана проблема выбора идеи и символики герба Моркинского района». В учебном пособии Горяевой Н.А. и Островской О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» даны сведения о составных частях классического герба, цветовой символике в геральдике.
Тема «Государственные символы» актуальна сегодня, так как мы живем в стране, где конституция играет важную роль в жизни.
Объект исследования - Государственные символы страны, предмет-творчество людей.
Я считаю, новизной моего исследования: знакомство с людьми, которые отображали государственные символы в своем творчестве через декоративно-прикладное искусство.
Как нам следует относиться к государственным символам
В суете будней мы мало обращаем внимания на государственную символику или быстро скользим взглядом по гербу или флагу. То же можно сказать и о гимне. Гимн для нас часто является моментом отсчёта времени, обозначением начала или завершения какого-то события. На мой взгляд, это неправильно.
Знать символы своего государства, ее историю мы обязаны, так как это часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. Символы связаны с нашей судьбой.
Проводя исследование, выяснила, что в нашей школе существуют традиции патриотического воспитания. Это прослеживается на уроках, внеклассных мероприятиях, в работе с родителями и с общественностью.
И я решила проследить эти традиции через изучение государственной символики и творчества людей, изображающих символы в декоративно-прикладном искусстве. И постараюсь показать на примере то, как происходит передача культурного наследия юному поколению, как развиваются патриотические чувства любви к Родине, чувства гордости за свое Отечество.
Во время беседы с учителем изобразительного искусства Емельяновой Татьяной Геннадьевной узнала, что она работает над темой «О чем рассказывают гербы и эмблемы» (приложение 3). Татьяна Геннадьевна разработала наглядные пособия демонстрации составных герба и цветовой символики. Для себя я выяснила, что составные герба это щит, по сторонам - фигуры - щитодержатели (люди, птицы, звери), геральдические фигуры, девизная лента, навет и корона (приложение 4). Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. На уроках школьники не только рисуют, но совместно с их родителями создают свой семейный герб «Герб моей семьи» (приложение 5). Такие занятия всегда проходят интересно, обучающиеся знакомятся с историей государственных символов. Учитель прививает любовь к родине, людям, уважение к государственной символике. Они изучают свою родословную, увлечение своей семьи. Радует, что в стране стали появляться родовые эмблемы и гербы. Хотелось бы надеяться, что эти семейные гербы стали бы тоже родовыми. И всегда Татьяна Геннадьевна поясняет, что герб должен сочетать в себе декоративность, оригинальность и отмечает, чтонельзя быть равнодушным к ее многовековой истории.
Но вышивать или вырезать символику гораздо сложнее и труднее, это кропотливый труд. При встрече с Яковлевой Риммой Валентиновной (учитель изобразительного искусства школы №2), узнала об удивительных людях – художниках края, это Кожина Елена Аркадьевна и Ефимов Измаил Варсонофьевич, оба Члены Союза художников России.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Одна из них Елена Аркадьевна Кожина (приложение 6). Удивительная судьба Елены Аркадьевны.Она была художником декоративно-прикладного искусства, вышивальщица. Кожина Е. А. преподавала предмет «Марийская вышивка» в Президентской школе искусств и центре образования №18 г. Йошкар-Олы. В художественном училище руководила подготовкой дипломных работ по вышивке, также вела курсы вышивки в Марийском институте образования. После окончания Московского художественно-промышленного училища им. М.И Калинина, она работала на Йошкар-Олинской фабрике «Труженица» художником по вышивке в экспериментальной лаборатории. Пришлось самым серьезным образом изучать марийскую вышивку. Глубокие знания и несомненный талант позволили Елене Аркадьевне найти в марийской вышивке свою нишу, выработать свой художественный стиль. Но в восьмидесятые годы, не имея мастерской и заказов, Елена Аркадьевна была вынуждена покинуть родной город. Она оказалась в Подольске. Из рассказа Риммы Валентиновны я узнала, что для подольских казаков Елена Аркадьевна вышила «Знамя полка», панно с конями и храмами, и стяг, украшенный шапкой Мономаха. Кожина восстановила оригинал Российского державного флага. В вышивке использованы золотые и серебряные нити (парча и золото), и была выполнена «гладью». И в том она применила свое мастерство и умение. Елена Аркадьевна - Лауреат Государственной премии Республики Марий Эл имени А.В.Григорьева. Ее работы закуплены Государственным музеем этнографии народов России, Центром художественных выставок Министерства культуры России. Есть люди, которые пытаются принизить значимость вышивки. Это неверно, несправедливо. Исполненные с мастерством добрыми руками и чутким сердцем художницы, они несут цветовую феерию, дают ощущение соприкосновения с доброй красивой сказкой.
Еще один замечательный человек, это Ефимов Измаил Варсонофьевич (приложение 7).
Его творчество олицетворяет собой изобразительное искусство переломного времени. В живописи Ефимова в конце 20-начало21 в.в. старое и новое расположились во взаимном пересечении, охватывая глобальное пространство и историческое время. Он- человек исканий. Очередной период его творчества связан с обращением к новой для художника сфере символического искусства - геральдике: с 1997 года он является Главным герольдмейстером при Президенте Республики Марий Эл, с 2006 года он действительный член Гильдии геральдических художников. Изучая его книгу «Живопись. Рисунок. Геральдика» выяснила, что он автор Государственного герба, Государственного флага Республики Марий Эл, Штандарта и знака Президента РМЭ, большинства гербов муниципальных образований республики, в том числе нашего района.
Исследуя работу П. И. Ефимова «Пчела, белка и крылатый конь» наконец я узнала причину замены старого герба: моркинская эмблема, высеченная на стеле при въезде в Морки, никогда не являлась полноценным гербом, так как герб не отражал все стороны жизни района (приложение 8).
Также узнала и историю белочки. С давних времен человек украшал себя, предметы, которыми пользовался. Украсить - значит напомнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы, мотивы, цветовые сочетания. Изображения и цветовые части имеют символическое значение. Композиция герба района оригинальна ввиду наличия в гербах серповидного деления и орнаментального решения. Символика герба такова: белка-символ лесных богатств. Образ белки означает такие качества, как запасливость и терпеливость. Серповидное деление щита указывает на сельскохозяйственную специфику производственного потенциала района. Орнамент отражает принадлежность Моркинского района к Республике Марий Эл (приложение 9).
Хочется отметить, природные мотивы в декоративно-прикладном искусстве выглядят иначе, чем в реальности.
Таким образом, люди свою любовь к Родине выражают через творчество, в том числе и в государственной символике. Можно отметить, что люди, изображавшие символику страны на полотне, бумаге, дереве, это творческие люди. Их творчество - это настоящее произведение искусства и играет огромную и наглядную воспитательную роль в жизни детей (приложение 10).
III.Заключение
Обращение к теме «Символы» имеет громадное воспитательное значение, ведь через накопление знаний о государственной символике, о значении ее важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.
Проводя социологическое исследование среди населения (120 человек), составленное на занятиях кружка «Музей и дети», я выяснила, что многие испытывают чувство гордости за символику страны, так как в ней наша жизнь (приложение 11). А так же узнала о людях республики, изображающие символику в своих трудах, то есть о людях искусства.
Порадовали меня результаты анкетирования обучающихся 7«а», 9«б»,10 и 11классов, и их родителей (приложение 12. Все результаты выразила в сравнительной таблице в процентном отношении (приложение 13). Выяснила, что в теоретических вопросах школьники знают больше, чем их родители и взрослое население поселка. Не мудрено, в школе этот вопрос рассматривается постоянно, на уроках и внеклассных мероприятиях. Но в практических вопросах дети уступают взрослым, у них за плечами жизненный опыт.
Для себя сделала вывод, что большую роль в воспитании бережного отношения детей к символам страны, чувства гордости за свою Родину играют родители, а в получении знаний - наши учителя.
К сожалению, из опрошенных людей, многие не знают о людях края, изображающих символику в прикладном искусстве.
Вопросам государственных символов в нашей школе уделяется большое внимание. Собранный материал и атлас «Люди марийского края - символика искусство», находящийся в стадии оформления, уже является идеальным пособием для классных руководителей на внеклассных мероприятиях и дает возможность им разнообразить методику проведения мероприятий. Для учителей истории, истории и культуры народов, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, технологии - дополнительный краеведческий материал на своих уроках.
Моё желание: узнать о людях, занимающихся резьбой по дереву, создавая государственную символику.
Пожелание моим сверстникам: всем знать символику своей страны, это важно. По ней можно узнать многое. К месту слова Конфуции «Знаки и символы управляют миром».
А для меня, когда слышу Государственный гимн, не важно: страны или моей республики, сердце начинает так трепетать, что хочется крикнуть: «Это моя Родина и в ней я живу»!
Список используемой литературы и источников
Винклер П.П.Русская геральдика. История и описание русских гербов, внесенный в общий гербовник Всероссийской империи.Санкт-Петербург,!982-1984.Вып.1-3.
Голованова М.П., Шергин В.С. Государственные символы России.Москва,2005.
Горяева Н.А. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Москва, 2000.
Ефимов П.И.Пчела, белка и крылатый конь. Казань, 2000.
Ефимов И.В. Живопись. Рисунок. Графика. Йошкар-Ола, 2007.
Кушер Ю.Л.Государственные символы и награды. Москва,1999.
Прокушев Г.И.Этюды о художниках Марий Эл. Йошкар-Ола,2003.
Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учебное пособие. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002.-136с.:ил.
Романовский В.К.Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя-М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002.-96с., ил.
Воспоминания:
Емельянова Татьяна Геннадьевна,1970 года рождения, учитель изобразительного искусства МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №1», житель п.Морки.
Яковлева Римма Валентиновна,1973года рождения, учитель изобразительного искусства МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2», житель п.Морки.
Раздаточный материал для урока Емельяновой Татьяны Геннадьевны,1970 года рождения, учитель изобразительного искусства МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №1», житель п.Морки.
Таблица «Результаты социологического исследования населения поселка и анкетирования обучающихся школы», 12.10.2009.
Указы Президента Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 30ноября 1993г.№2050. О государственном гербе Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993г.№2126. О государственном флаге Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 30ноября 1993г.№2127. О государственном гимне Российской Федерации.
Фотографии:
из семейного архива Яковлевой Риммы Валентиновны,1973года рождения, учитель изобразительного искусства МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2», житель п.Морки.
из семейного архива Афанасьевой Валентины Георгиевны,1956года рождения, учитель истории МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №1», житель п.Морки.
из школьного архива.
Приложение
Приложение 1
Государственная символика Российской Федерации
Отсканировано Гилимовой Гузалией, обучающейся 10класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Морки Республики Марий Эл в январе 2018г.
Приложение 2
Фото 1. Герб Моркинского района
Фото сделано Гилимовой Гузалией,
обучающейся 10» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п.Морки Республики Марий Эл 20 мая 2017г.
Фото находится в семье Гилимовых
Приложение 3
Фото3.Емельянова Татьяна Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Фотография сделана Афанасьевой Валентиной Георгиевной,
учителем истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
в 2017г.
Фото находится в музее истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п.Морки Республики Марий Эл
Приложение 4
Составные герба
Методическая разработка Емельяновой Татьяны Геннадьевны,
учителя изобразительного искусства
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Композиция сфотографирована и отсканирована
Гилимовой Гузалией, обучающейся 10 класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
в феврале 2018г.
Приложение 5
Рисунки «Герб моей семьи»
Работа обучающихся 5 «а» класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Отсканировано Гилимовой Гузалией, обучающейся 10класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
в январе 2018г.
Фото находится в музее истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п.Морки Республики Марий Эл
Приложение 6
Кожина Елена Аркадьевна /1957-2005/
Отсканировано Гилимовой Гузалией, обучающейся 10класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
в январе 2018г.
Фотография хранится в семейном архиве
Яковлевой Риммы Витальевны,
учителя изобразительного искусства
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2»
Приложение 7
Ефимов Измаил Варсонофьевич
Отсканировано Гилимовой Гузалией, обучающейся 10класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
в январе 2018г.
Приложение 8
Герб Моркинского района до 2005г.
Герб был установлен перед въездом в поселок Морки /юго-запад/
Отсканировано Афанасьевой Валентиной Георгиевной, учителем истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
в 2017г.
Приложение 9
Отсканировано Гилимовой Гузалией, обучающейся 10класса
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
в январе 2018г.
Приложение 10
Герб района на газоне перед зданием районной администрацией
Фото сделано Афанасьевой Валентиной Георгиевной,
учителем истории
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Фото находится в музее истории школы
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п.Морки Республики Марий Эл в 2017г.
Приложение 11
Вопросы составлены членами кружка «Музей и дети»
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п.Морки Республики Марий Эл в декабре 2017г.
Приложение 12
Вопросы составлены членами кружка «Музей и дети»
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п.Морки Республики Марий Эл в декабре 2017г.
Приложение 13
Вопросы составлены членами кружка «Музей и дети»
МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
п.Морки Республики Марий Эл в феврале 2018г.