ПРОШЛОЕ ОДИНЦОВСКОЙ ЗЕМЛИ В ВЕЩЕСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОШЛОЕ ОДИНЦОВСКОЙ ЗЕМЛИ В ВЕЩЕСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ

Трофимова В.Д. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №9 им.М.И.Неделина
Тихонова Е.В. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №9 им.М.И.Неделина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История родного края - часть истории страны. На уроках истории нам рассказывают о самых значимых исторических событиях, которые повлияли на весь ход истории страны. Краеведческий материал же подается в обобщенном виде в контексте государственных событий. Но ведь именно эти мельчайшие крупицы позволяют познакомиться с жизнью людей, которые в далеком прошлом населяли нашу малую Родину.

Как они жили? Какие занятия преобладали в хозяйственной жизни? Как это все перекликается с современной жизнью родного края? Эти вопросы остаются и порождают желание познакомиться с историей своего города, села, района.

Для знакомства с прошлым существует много путей: изучение исторических источников, архивных материалов, посещение историко-краеведческих музеев, знакомство со статьями в старых газетах и журналах и культурным наследием, разговоры со старожилами - все это позволяет постепенно узнать историю родного края. Но на мой взгляд, самый красноречивый свидетель минувших событий - вещественный источник - находки археологов, которые могут поведать о том, как жили наши предки, что ценили, за что боролись и что защищали. Именно они могут помочь нашему воображению воссоздать картину жизни в те далекие годы, фрагмент за фрагментом восстановить цепь событий, хронику прошлых лет.

Посещая музеи Одинцовского района, более всего привлекают внимание археологические находки, потому что каждый предмет способен рассказать свою историю, освятить ту сферу жизни, в которой он использовался.

Цель моей работы - воссоздать картину жизни и быта жителей Одинцовской земли в период славянской колонизации и на ранних этапах становления Древнерусского государства на основании изучения вещественных источников.

История Одинцовской земли насчитывает семь столетий с момента ее упоминания в документах. Но ведь и до этого упоминания земли не пустовали. К тем временам и восходит мой интерес. Проблему своего исследования я могу сформулировать так: чего я еще не знаю об истории родного края до XVI века? Кто населял эти земли? Чем занимались местные жители? Поскольку мой интерес направлен на деревню Хотяжи (интерес возник из-за статьи в газете «Комсомольская правда»), на этом примере я и попробую разрешить поставленную проблему.

На эти вопросы я и хочу найти ответы в своем исследовании. Эта проблема может иметь и практическую значимость - собранный мною материал можно использовать на уроках истории, классных часах, в работе школьного музея. Также мое исследование через распространение знаний среди учеников моей школы может способствовать развитию интереса к истории родной земли и уважению к традициям своего народа, его труду и быту.

Актуальность работы состоит в необходимости внушать подрастающему поколению бережное отношение к археологическим памятникам родного края, как носителям истории и культуры и не позволять рассматривать эти территории как недвижимость, тем более, что ученые отмечают тот факт, что работа по охране археологических памятников в Одинцовском районе ведется неудовлетворительно.

Задачи исследования:

- познакомиться с вещественными источниками, на основании которых можно изучить историческое прошлое Одинцовской земли;

- изучить археологические исследования родного края;

- воссоздать картину жизни и быта древних жителей Одинцовского района;

- создать презентацию, обобщающую результаты работы.

Методы исследования:

- накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в археологии; консультация; наблюдение.

- осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.

- проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов.

Место проведения работы: деревня Хотяжи, сельское поселение Ершовское Одинцовского района, историко-краеведческие музеи г. Одинцово и г. Звенигорода.

Сроки исследования:сентябрь - ноябрь 2015 г.

Среди источников по выбранной теме основными стали материалы научных семинаров из сборника «Археология Подмосковья», также использовались материалы русских летописей, сочинения отечественных историков. Также для изучения темы были привлечены материалы газет, журналов, материалы из сети Интернет.

Глава 1. Археологические памятники Одинцовского района

В Одинцовском районе было найдено большое количество селищ и курганов, сохранивших множество вещественных источников, с помощью которых можно многое узнать об истории родного края. Хранителями истории района являются многочисленные памятники археологии, находящиеся практически в каждом уголке, их число достигает более ста. Наиболее ранними являются городища Барвихинское, Луцинское и Мозжинское. Во время проводимых раскопок в Одинцовском районе были найдены глиняные грузики, костяные стрелы, керамические предметы, остатки скелета мамонта и древние украшения.

За последние десятилетия в районе проводились археологические раскопки, которые подарили интереснейшие сведения о далеком прошлом. Среди них можно выделить раскопки вблизи деревни Игнатьево сотрудниками Института археологии РАН, в ходе которых были обнаружены фрагменты изразцов, ремесленные и хозяйственные предметы, мелкая металлопластика и подборка керамики, которые указывают на высокий статус владельцев деревни. Уникальность данной экспедиции состоит в том, что было найдено два шлема, один из которых покрыт кожей, подобные находки для Московской области не характерны. Предварительно шлемы датируются серединой 16 века, что, в совокупности с дошедшими до сегодняшнего дня владельческими документами, позволяет связать эти находки с боярским родом Елизаровых, владевших селом в 16 - начале 17 века. [12, с.14]

В окрестностях села Чигасово археологами Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина найдена таинственная обитель - Введенский монастырь, исчезнувший в далеком XVI веке. [2, с. 8]

Археологические раскопки проводились в деревне Дунино, где исследовалось селище железного века. [9]

Сотрудниками Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина в окрестностях поселка Голицыно найден клад высокохудожественных предметов XIII-XVI веков. Клад был обнаружен при обследовании древнего поселения, которое ученым посчастливилось найти. Здесь с XIV по первую половину XVI веков располагалось крупное и богатое село, где жили числяки - сборщики княжеских налогов. В те времена здесь стоял храм, было кладбище, небольшой ручей перегораживала мельничная плотина. [3]

Но меня более всего заинтересовала находка загадочного древнего поселения близ деревни Хотяжи, который окрестили древней столицей Подмосковья. Найденные здесь вещественные источники, их анализ и отчеты археологов помогут мне раскрыть тайну этих земель, узнать о жизни и быте его жителей.

Глава 2. Археологические находки в Хотяжах и их анализ

В результате широкомасштабных разведочных работ в Одинцовском районе был выявлен уникальный археологический комплекс, расположенный близ современной деревни Хотяжи (приложение 1). Комплекс включает в себя два обширных поселения, расположенных на берегу реки Москвы. Здесь находится около 300 могильных курганов (приложение 2). Самое удивительное в том, что часть селища находится в лесу, часть в самой деревне, а часть занимает поле, которое постоянно распахивается. Остатки керамики хорошо просматривались по свежей распашке. На противоположном берегу реки было найдено еще одно древнерусское селище. Здесь было собрано большое количество разнообразных находок, фрагменты древнерусской керамики и разрозненные человеческие кости.

Кто же населял эти территории? Чем занимались местные жители? Какие религиозные верования здесь бытовали?

Разобраться в этих вопросах мне помогли находки археологов, хотя учеными до конца не выяснено где проходили границы расселения восточнославянских племен. В курганах были найдены семилопастные и браслетообразные височные кольца (приложение 3). Эти находки свидетельствуют о том, что на этих территориях проживали представители кривичей и вятичей. О жизни на этих территориях вятичей свидетельствуют также найденные при раскопках сердоликовые бусины.

Исторические источники повествуют о племени вятичей, летописец характеризует их как грубое племя, «яко звери, ядуще все нечисто». В действительности раскопки говорят об обратном, в том числе и находки близ деревни Хотяжи. Большое количество ювелирных украшений, найденных здесь свидетельствует о высоком уровне развития ювелирного дела. Мастера-ювелиры изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты (приложение 4). Одних перстней (приложение 5) вятичами производилось около 60 видов, а знаменитые семилопастные височные подвески носили только вятичские женщины.[1]

О кривичах имеется упоминание в «Повести временных лет»: «кривичи, которые сидят в верховье Волги, и в верховье Двины, и в верховье Днепра, их город - Смоленск...» [11]. По всей видимости по раскопкам в интересующей меня местности можно судить о продвижении сюда кривичских колонистов к бассейну реки Москвы из Смоленских земель. Найденные украшения и другие предметы свидетельствуют о том, что кривичи занимались ремеслами, земледелием и скотоводством.

Находки остатков керамики незначительны, но можно сделать вывод о том, что жители изготавливали керамическую посуду из красной глины, украшая ее отогнутыми венчиками и вдавливаниями пальцев (приложение 6).

Но это не единственные жители Одинцовских земель.Ромбощитковые и овальнощитковые височные кольца, валунные обкладки основания курганов говорят о том, что здесь могли проживать новгородские словене. В исторических источниках имеется упоминание о дружбе вятичей с новгородцами, их связывала торговля зерном, поэтому данная находка их подтверждает. А также есть находки, принадлежащие племени радимичей.

В селище также был найден бронзовый луженый овальнощитковый усатый перстень с продольновыпуклым ребром и орнаментом «волчий зуб» (приложение 7). Такие украшения характерны для финно-угров и балтов, поэтому можно сделать вывод о том, что эти земли населяли представители указанных племен, что подтверждается историческими источниками. Подобные украшения можно найти в древностях Финляндии. Так же здесь были найдены украшения, которые изготавливались в скандинавских странах. Подобная находка может свидетельствовать о том, что вятичи вели активную торговую деятельность, либо викинг попал сюда в составе воинской дружины. Об этом говорят и другие находки, например, различные монеты, которые могут рассказать о торговых партнерах вятичей. Находки в курганах подтверждают информацию о торговых отношениях с хазарами.

О расселение жителей, принадлежащих к балтским и финно-угорским племенам, рассказывает находка погребения с конем, который уложен на левый бок с подогнутыми к корпусу ногами, задняя левая нога перерублена под скаковым суставом. Возможно, что данное захоронение рассказывает о проживание в этой местности балтского племени голядь.

Найденные в Хотяжах предметы импорта и нумизматический материал свидетельствуют о разносторонних внешних связях местного населения. Культурные контакты, в свою очередь, создавали благоприятные возможности для религиозного миссионерства и распространения христианства среди жителей Подмосковья. Находки свидетельствуют об этом процессе в XI веке, что подтверждается историческими источниками с христианизацией земель вятичей и проникновением сюда княжеской власти. Хотя данные археологических раскопок говорят о распространении язычества среди местного населения. Отдельные захоронения в местных курганных могильниках совершены по обряду кремации, который исчез к XII веку. Подобное захоронение говорит о языческих обрядах. Эту мысль подтверждают находки языческих амулетов (приложение 8) - привеска-конек с циркульным орнаментом относится к XI - XIII векам. Единственными христианами в этой местности могли быть миссионеры, которых привел в эти места монах Киево-Печерской лавры Кукша, заезжие купцы и княжеские дружинники, видимо им и принадлежали найденные здесь нательные кресты «скандинавского типа» и кресты с грубым распятием(приложение 9), керамическое яичко-писанка, книжная застежка.

Об общественных отношениях на данной территории судить сложно, но я могу предположить, что вятичи, балты и финно-угры создали что-то вроде княжества, которое защищала дружина (в Хотяжах были найдены миниатюрные бронзовые топорики, характерные для дружинников). Среди рядового населения можно выделить купцов, ремесленников, пахарей.

Глава 3. Хотяжи - древняя столица вятичей?

В газете «Комсомольская правда» была написана статья про раскопки в деревне Хотяжи. Она произвела большой резонанс, так как автор статьи А. Макухо назвал данный археологический памятник загадочным городом, который был старше Москвы. Также в статье говорилось о том, что «возможно это легендарный город - Корьдно - столица древних вятичей». Также приводится предположение о том, что Хотяж это Китеж.

История повествует: «Вятичи расселились на территории нынешней Калужской области. Столицей у них был город Горьдно, превратившийся из-за ошибки переписчика Владимира Мономаха в Корьдно. Горьдно стоял на пересечении двух древних торговых путей: по Угре -из Прибалтики и по верхней Оке - к Киеву...Лишь во второй половине XI века Владимир Мономах после двух походов вновь утвердил свою власть над вятичами. В своем «Поучении» сыновьям он писал: «А в вятичи ходихом по две зимы да Ходоту я сына его». Походы Мономаха были направлены против вятического князя Ходоты, столицу которого Корьдно археологи до сих пор не установили» [1].

Неужели археологический памятник в Хотяжах и есть город Корьдно?Обращает на себя внимание название, под которым селение упоминается в документах времен царя Алексея Михайловича - "Хотеш" или "Хотеж" - села так не называли, это название славянского корня (от слова "хотеть", то, что хочешь) могло принадлежать только городу. [10] Поэтому можно сделать вывод, что здесь располагался древний город, который по каким-то причинам не был обнесен укреплениями и валом. Как полагают археологи, мы можем никогда не узнать чей центр это был. К сожалению, информация в «Комсомолке» всего лишь смелое предположение, а результаты раскопок не дают никаких фактов, которые бы могли это подтвердить. Несмотря на достаточно большую площадь, к столице вятичей Хотяжи не имеют никакого отношения, тем более, что исторические источники повествуют о том, что на территории Московской области вятичи создавали небольшие поселения, в которых проживало от 1 до 3 тысяч жителей, археологами найдено 1621 такое поселение на территории нашего региона, из которых 30 городищ. [1]Ни одно из поселений не свидетельствует о своей принадлежности к столице. Скорее всего исчезнувший город стоит поискать в Калужской области.

Пусть даже это не столичный некрополь, крупные размеры курганов, их органичное присутствие в ландшафте и живописные склоны этих сооружений, возвышающиеся над чистой рекой, свидетельствуют о значительности заслуг похороненных там людей и о глубоком чувстве уважения тех, кто воздвиг в старину эти памятники.

Выводы:

- знакомство с вещественными источниками происходило в звенигородском историко-архитектурном и художественном музее, был совершен выезд в деревню Хотяжи и исследована территория архитектурного комплекса;

- были изучены материалы археологических экспедиций в районе деревни Хотяжи, летописные данные, работы отечественных источников, публикации в СМИ;

- на основе изученных вещественных источников была восстановлена картина жизни и быта славянских, балтских, финно-угорских племен, проживавших на этой территории в X-XIII веках;

- создана презентация, обобщающая результаты исследования.

Заключение

Исследование архитектурного комплекса деревни Хотяжи позволило мне узнать новые сведения об истории моей малой Родины. Хронологически этот архитектурный комплекс по датировкам исследователей не самый ранний, поэтому мне бы хотелось более детально изучить информацию об археологических памятниках Одинцовского района, подготовить тексты экскурсий для учеников моей школы и рассказать им историю того места, где они живут. Возможно у меня получится создать путеводитель по наиболее значимым археологическим комплексам нашего района.

Если обратиться к актуальности моей работы, то я считаю просто необходимым рассказывать своим сверстникам о том, что нужно относится бережно к культурному наследию нашей страны. Поскольку у нас в стране позиционируют наличие гражданского общества, то через его институты нужно обращаться к властям нашего района, чтобы они создали концепцию сохранения археологических памятников, позволяли археологам исследовать земли, изменили свое отношение к землям, имеющим культурную и историческую ценность, не позволяя достоянию страны становиться частной собственностью. Проделанная мною работа - это первый шаг на пути к изучению прошлого Одинцовской земли и охране археологических памятников.

Список источников и использованной литературы:

1. Аимин А. Вятичи. Кто они? [Электронный ресурс] // URL:http://www.proza.ru/2011/10/29/1244 (дата обращения: 20.10.2015).

2. Алексеев А. Забытая обитель / Алексеев А. // Новые рубежи. - 2006. - 22 марта. - с. 8-9

3. Алексеев А. Подробности о голицынском кладе/ Алексеев А. // Новые рубежи. - 2004. -4 июня.

4. Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Вып.1. - М.: Институт археологии РАН, 2004. - 398 с.

5. Археология Подмосковья: Материалы научного семинара.Вып. 2. - М.: Институт археологии РАН, 2005. - 348 с., ил.

6. Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 3. - М.: Институт археологии РАН, Министерство культуры Правительства Московской области, 2007. - 392 с.

7. Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 4. - М.: Институт археологии РАН, 2008. - 400 с.

8. Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 6. - М.: Институт археологии РАН, 2010. - 432 с.

9. Бондарева Н. Дунино. Археологический и природный комплекс [Электронный ресурс]// URL: http://www.bio.spbu.ru/science/scienceinfo/el_resourse.php (дата обращения: 10.10.2015).

10. Лычагин А. Хотяжи: правда и вымысел / Лычагин А. // Новые рубежи. - 2003. - 18 мая.

11. Повесть временных лет. Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А. Г. Кузьмина / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. - 544 с.

12. Шабля В. Игнатьевский клад / Шабля В. // Одинцовская неделя. - 2015 г. - 13 нояб. - с. 14-15

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Археологический комплекс Хотяжи. Карта

Приложение 2. Могильные курганы в деревне Хотяжи

Приложение 3. Семилопастные и браслетообразные височные кольца

Приложение 4. Ювелирные изделия вятичей. Рисунок

Приложение 5. Перстень вятичей

Приложение 6. Осколки керамики в Хотяжах. Рисунок

Приложение 7. Бронзовый луженый овальнощитковый усатый перстень с продольновыпуклым ребром и орнаментом «волчий зуб». Рисунок

Приложение 8. Языческие амулеты

Приложение 9. Крест с грубым распятием. Рисунок

20

Просмотров работы: 256