Десять тысяч шагов к здоровью

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Десять тысяч шагов к здоровью

Репина  С.А. 1
1АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТНАЯ ШКОЛА «ПРЕМЬЕР»
Машковцев  А.И. 1
1АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТНАЯ ШКОЛА «ПРЕМЬЕР»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Когда я выбирала тему своего проекта, мой руководитель Машковцев Алексей Иванович, наш учитель физической культуры, познакомил меня с интересными данными. Согласно проведенным исследованиям современные дети проживут на пять лет меньше, чем их родители, если не изменят свой образ жизни – и не начнут больше двигаться. Прогноз на будущее еще более пессимистичен.

Проблема. Мы решили затронуть в проекте проблему гиподинамии школьников и исследовать их двигательную активность, чтобы определить: связана ли она со здоровьем или нет.

Гипотеза. Мы предположили, что дети, регулярно занимающиеся физическими упражнениями и спортом, болеют реже, чем их сверстники, ведущие не активный образ жизни.

Цель: исследовать двигательную активность учеников школы «Премьер» с 5 класса по 10-ый и определить, как она влияет на частоту заболеваний.

Задачи.

1. Выбор руководителя и формулирование темы проекта

1.1. Выбор руководителя

1.2. Выбор темы

2. Сбор информации

2.1. Обзор литературы по теме

2.2. Проведение опроса учащихся 5-11 классов школы «Премьер»

2.3. Анализ результатов опроса

3. Предварительная защита

3.1. Подготовка к предварительной защите

3.2. Предварительная защита

3.3. Внесение корректив

4. Проведение эксперимента

4.1. Проведение эксперимента в 6 классе

4.2. Проведение эксперимента в 5 классе

4.3. Проведение эксперимента в 7 классе

4.4. Проведение эксперимента в 8 классе

4.5. Проведение эксперимента в 9 классе

4.6. Проведение эксперимента в 10 классе

4.7. Анализ полученных данных

6. Создание проектного продукта

7. Работа над описательной частью

8. Подготовка к защите проекта

8.1. Подготовка выступления

8.2. Подготовка презентации

9. Защита проекта

10. Школьный конкурс проектов

10.1. Подготовка выступления с учетом результатов защиты

10.2. Подготовка презентации с учетом результатов защиты

Проектный продукт: статья в школьной газете «Премьер-экспресс» и на сайте школы, в которой я поделилась результатами своего исследования и выводами.

Основная часть

Свою работу над проектом я начала с того, что обратилась к школьной медицинской сестре Морозовой Елене Борисовне с вопросом: можно ли проанализировать то, как часто болеют учащиеся нашей школы. К сожалению, точного ответа я не смогла получить, потому что родители не всегда приносят в школу справки о перенесенной болезни, а по количеству пропущенных дней нельзя делать достоверных выводов о том, болел ребенок или нет.

Тогда мы решили опросить учащихся 5-11 классов школы с помощью анкет (см. анкеты, стр. 17), в которые внесли следующие вопросы:

    1.  

Фамилия, имя

 

Делаешь ли ты регулярно утреннюю гимнастику?

 

Какую спортивную секцию ты посещаешь?

 

Как часто ты занимаешься спортом/фитнесом помимо школы?

 

Как часто ты болеешь?

 

Какие физические качества у тебя хорошо развиты?

 

Какими психическим качествами ты обладаешь?

В анкетировании приняли участие 97% учащихся. Мы выяснили, что только 3% опрошенных регулярно делают утреннюю зарядку. Остальные либо не делают, либо делают крайне редко (см. рис. 1, стр. 14).

По результатам анкетирования мы распределили респондентов на две группы. В первую (экспериментальную) вошли 54,5 % опрошенных, регулярно занимающиеся физическими упражнениями и спортом (2-3 раза в неделю и чаще). Во вторую (контрольную) вошли 45,5 % респондентов, которые не занимаются никакими физическими упражнениями.

По результатам опроса больше половины участников экспериментальной группы (55,5 %) отмечают, что они редко болеют – 1-2 раза в году. Удивительно, но 44,5 % регулярно занимающихся физическими упражнениями все равно часто болеют, некоторые даже ежемесячно.

В контрольной группе мы обнаружили другую тенденцию. Лишь 33,3% не занимающихся физическими упражнениями, болеют редко (1-2 раза в год). Остальные (66,7%) болеют часто (каждую четверть, а то и ежемесячно).

Проведенный опрос частично подтвердил мою гипотезу, что дети, не занимающиеся физическими упражнениями и спортом, часто болеют. Я выяснила, что занятия спортом не гарантируют полной защиты от болезней. Мы предположили, что многое зависит еще и от того, каким видом спорта ты занимаешься, и как усердно тренируешься, а также от того, какой образ жизни ты ведешь.

Затем мы решили провести эксперимент, в котором исследовали двигательную активность учащихся школы «Премьер» в течение суток. С этой целью папа помог мне купить шагомеры фирмы Torneo (см. рис. 6, стр. 15) с помощью которых можно легко измерить количество шагов, преодолеваемых участником эксперимента за сутки.

Мы составили график проведения эксперимента и поочередно предлагали учащимся измерять их двигательную активность.

Эффект оказался неожиданным. Особенно тогда, когда в эксперименте участвовали ребята 5-6-ых классов. Те ребята, которые получили шагомер, старались увеличить свою двигательную активность: стали бегать и прыгать на переменах, активнее заниматься на уроках физической культуры, выходить на прогулку, больше двигаться по дому, гулять и т.п., чтобы их количество шагов стало большим. Мы поначалу испугались, что это навредит эксперименту, но решили не ограничивать ребят в их желании, ибо проконтролировать всех мы все равно не сможем, а в том, что школьники стали больше двигаться, – ничего плохого нет. К тому же мы обратили внимание и на другой факт: те ребята, которые не ведут активный образ жизни, и здесь не стали вести себя подвижно.

Первый вывод, которая я сделала в результате эксперимента это то, что от класса к классу двигательная активность школьников снижается. Если пятиклассник школы «Премьер» в среднем делает 21 600 шагов в сутки, то десятиклассники не делают и 6 300 шагов, то есть в 3 раза меньше (см. рис. 1, в Приложении).

Второй вывод меня немного разочаровал, так как изначальная моя гипотеза не подтвердилась. И в контрольной, и в экспериментальной группе среднее количество шагов оказалось примерно одинаковым – чуть менее 12 000.

Мы с Алексеем Ивановичем задумались, почему это произошло. Мы предположили, что опираться только на результаты опроса школьников не совсем корректно. Тогда я обратилась к Елене Борисовне, и мы по журналу амбулаторных наблюдений проанализировали статистику обращений в медицинский кабинет за помощью.

В результате мы получили другие выводы. Прежде всего, мы обнаружили практически прямо пропорциональную зависимость увеличения количества обращений за медицинской помощью от 5-го класса к 10-му. Оказывается, в среднем наши 10-классники испытывают недомогания в пять (!) раз чаще, чем пятиклассники (см. рис. 2 в Приложении).

Затем мы проанализировали имеющиеся у нас данные суточной двигательной активности с количеством обращений в медицинский кабинет. У нас получились новые две группы: первую составили те, кто с начала этого года не обращались за помощью ни разу или сделали это единожды. Вторую составили постоянные посетители медицинского кабинета школы. В результате мы получили следующие данные. Участники первой группы в среднем за сутки преодолевают 15 000 шагов и более, а участники второй преодолевают чуть более 11 000 (см. рис. 3 в Приложении).

Заключение

Я считаю, гиподинамия – очень серьезная проблема. Нужно не только как можно больше обращать внимание современных детей на нее, проводя такие эксперименты, как наш, но и предлагать ребятам пути для повышения двигательной активности. Как мы выяснили, даже наличие шагомера может активизировать школьников. Именно поэтому в своей работе мы разработали рекомендации по увеличению двигательной активности школьников.

Теперь, когда работа над проектом позади, я могу сказать, что он многому меня научил. Я поняла, что не всегда даже самые очевидные гипотезы могут быть подтверждены. Несколько раз по ходу проекта я была удивлена и даже разочарована результатами эксперимента. Однако Алексей Иванович заставил меня не опускать руки, и научил анализировать данные, делать выводы и искать новые пути исследования.

Меня очень расстроило то, что не все школьники «Премьера» серьезно отнеслись к моей просьбе: некоторые из них забывали шагомер дома, забывали носить его в течение всех суток, поэтому приходилось предлагать им провести эксперимент повторно.

Зато проводить вычисления, анализировать полученные данные, оказалось совсем не сложным, благодаря электронным таблицам Microsoft Excel.

Несмотря на то, что моя гипотеза подтвердилась, я осталась не очень довольна полученными результатами эксперимента. Я ожидала увидеть значительное превосходство количества шагов у детей, занимающихся спортом, по сравнению с не занимающимися, а оно оказалось небольшим. Может быть, на результат повлияло и то, что эксперимент проводился в маленькой школе. Для того чтобы сделать более точные выводы его следует провести и в других школах.

По ходу эксперимента ко мне приходили разные новые идеи. Например, можно было бы сравнить двигательную активность современных детей и их родителей, учителей и учеников, спортсменов высокой квалификации и начинающих. Оказывается, такой простой прибор как шагомер может быть отличным приспособлением для многих исследований. А можно обойтись и вообще без шагомера. Во многих современных смартфонах автоматически установлено приложение, с помощью которого можно исследовать двигательную активность. И данные не потеряются! Мы сравнивали данные нашего шагомера и результаты мобильного приложения. Они оказались практически одинаковыми. Почему же мой проект называется «Десять тысяч шагов к здоровью»? Известный физиолог, академик Александр Григорьевич Сухарев еще в 1972 году проводил подобные исследования и пришел к выводу, что показатель в 10 000 ежедневных шагов является крайне низким для школьников, то есть минимальным, который должен осуществлять каждый школьник. Мои данные практически подтвердили это. Дети, которые меньше болеют, проходят в среднем 15 000 шагов ежедневно. Не хотите болеть? Двигайтесь!

В результате проведенного эксперимента мы сделали следующие выводы:

    1.  

Двигательная активность школьников «Премьера» неуклонно снижается от 5-го класса к 10-ому;

    1.  

Ученики школы «Премьер», которые чаще других обращаются за медицинской помощью, меньше двигаются чем, те, кто практически не болеет;

Не хочешь болеть, – двигайся, ибо движение – это жизнь.

На этом работу можно было бы считать законченной. Однако мы решили с Алексеем Ивановичем составить список рекомендаций для учащихся школы «Премьер» (и не только!) для повышения двигательной активности. Ими могут воспользоваться все, кто следит за своим здоровьем и не хочет болеть .

Рекомендации

 

Заняться спортом или фитнесом;

 

Не пропускать уроки физической культуры;

 

Регулярно выходить на прогулку;

 

Идти в школу и обратно длинным путем;

 

На переменах больше ходить по коридорам;

 

Чаще гулять;

 

Помогать родителям (например: ходить в магазин за продуктами);

 

Выносить мусор в уличные контейнеры, а не пользоваться мусоропроводом;

 

Отказаться от лифта;

 

Ходить по эскалаторам.

Если кто-нибудь захочет продолжить изучение проблемы, затронутой в моем проекте, я рекомендую воспользоваться материалами моего Приложения.

Источники

 

Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] /В.К. Бальсевич. – Москва: Физкультура и спорт, 1999 – 144 с.

 

Елисейкин, А.Г. Спорт. Характер. Честь [Текст] /А.Г. Елисейкин. – Москва: Просвещение, 1994 – 144 с.

 

Здоровье на «отлично»! [Текст]: самоучитель по укреплению здоровья для детей. – Москва: Рипол-классик, 2002. – 320 с.

 

Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни [Текст] /Г.И. Куценко. – Москва: Профиздат, 1997 – 256 с.

 

Пятнадцать тысяч шагов (гигиенические нормы двигательной активности) [Электронный ресурс]: информ. сайт о ЗОЖ «Детское здоровье».- Режим доступа: http://dzdorov.ru/zdorovyj-obraz-zhizni/45-pjatnadcat-tysjach-shagov-gigienicheskie-normy.html, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 15.12.17)

Приложение

Рис. 1. Результаты анкетирования учеников школы «Премьер»

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Шагомер

Torneo

Рис. 6

Просмотров работы: 161