Я не такая, как большинство…

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я не такая, как большинство…

Краснобаева  Ю.К. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»МО «Котлас» Архангельской области
Липатова  Е.Ю. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»МО «Котлас» Архангельской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На Руси ребенок, зачерпнувший щи из общей миски левой рукой, тут же получал по лбу огромной отцовской ложкой. Богохульниками считали тех, кто перекрещивался левой рукой. Однако в конце 20-го века леворукость стала рассматриваться как признак гениальности. Сегодня левшество и леворукость – одна из интенсивно обсуждаемых проблем. Я обратила внимание на то, что в школе и в нашем классе есть ученики, которые пишут левой рукой. Мне стало интересно, почему же я не такая как большинство людей? Каковы причины леворукости? Как определить ведущую руку? Может ли леворукость влиять на успехи в учебе? Нужно ли переучивать леворуких? Все это в совокупности, а также факт, что я и сама являюсь леворуким ребенком, определило актуальность выбранной мной темы научно-исследовательской работы. На все поставленные вопросы я попыталась найти ответ.

Цель работы — изучение связи леворукости и учебных способностей школьников.

Задачи:

- изучить литературные источники,

- провести анкетирование учащихся школы и учителей

- обобщить материал по теме исследования,

- проанализировать полученные результаты,

Методы моего исследования:

- наблюдение

- опрос

- анкетирование

- сравнение

- эксперимент

- анализ текста

Предмет исследования: леворукость и левшество.

Объект исследования: учащиеся школы.

Практическое применение

Практическая значимость заключается в возможности сформировать отношение к леворукости как к одному из вариантов нормального развития ребенка, а также узнать, влияет ли леворукость на успехи в учебе.

В работе использовались учебные пособия, художественная литература и ресурсы интернета.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Понятие «леворукость» и её причины.

Ключевые понятия для моего исследования стали: левша, леворукость, левшество. Из свободной энциклопедии «Википедия» я узнала, что левша́ (леворукий) — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. По научным данным, сегодня в мире живёт более 600 млн. левшей, а по прогнозам к 2020 г. их число превысит 1 млрд.

При изучении литературы я выяснила, что исследованием феномена левой руки занимаются сейчас учёные в разных странах мира. Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. Мною были выделены самые интересные теории:

  • генетическая (или наследственная) теория: левшество обусловлено генетическими механизмами. Ген под кодовым названием LRRTM1 играет ключевую роль в распределении таких функций как речь и эмоция между полушариями.
  • средовая теория объясняет появление на свет левши неблагоприятными экологическими факторами. Загрязненный выхлопными газами воздух, далеко не чистая вода, искусственная еда, употребление лекарств и другие «достижения» цивилизации, несомненно влияют на человека, а, следовательно, определенным образом влияют на его физиологию.
  • теория ультразвука: популярная теория, касающаяся того, что обследования с применением ультразвука могут затронуть мозг будущих детей.
  • вынужденная теория, когда человек в результате травмы не может манипулировать правой рукой и приспосабливается производить все действия или их часть левой, но может быть и как результат подражания родным или друзьям.
  • самая невероятная теория современных российских ученых о том, что когда-то на нашей планете побывала экспедиция из "параллельной Вселенной", а левши это потомки инопланетян, прилетевших когда-то на Землю и по ошибки зеркально отобразивших внешний вид землянина.

Но вот что интересно, оказывается термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным. Так, среди кошек большинство – правши. Зато все белые медведи – левши. Таким образом, на сегодняшний день остается загадкой, что играет главную роль в процессе формирования левши – генетическая предрасположенность, социальные факторы или что-то ещё.

Глава 2. Мои исследования.

Я решила провести свое исследование и узнать, каковы же причины моей леворукости? Почему же в нашей семье все правши, а я левша? Возможно, маленькому ребенку все равно, какой рукой брать предметы, и поэтому его учат пользоваться правой рукой по традиции. Так может, меня попросту не научили работать нужной рукой?

У своей мамы я узнала, что с раннего детства я одинаково ловко пользовалась обеими руками. Но уже к полутора годам левой рукой я начала пользоваться чуть чаще, чем правой, более уверенно. Потом постепенно, к 3-4 годам моим родителям стало очевидно, какую руку я предпочитаю: держала карандаш, ложку или лопатку крепче и правильнее левой рукой. Но предметы, которые мне подавали, я еще брала той рукой, которая окажется ближе к предмету.А с 4 - 5 лет уже было понятно, что я больше всего пользуюсь левой рукой. Держала ручку, книгу и карандаш левой рукой.

В настоящее время я учусь уже в четвертом классе. Родители меня не переучивали владеть правой рукой вместо левой. Я не чувствую ни каких затруднений не в быту, ни в учебе. Так почему же изначально я хотела делать всё левой рукой? А вот мой младший брат, к примеру, (ему 5 лет) всё делает правой рукой с рождения. А ведь его никто не учил этому. Я думаю, что человек уже рождается левшой или правшой.

Очевидно, причина кроется в анатомии человека, а точнее в строении его головного мозга. В Детской энциклопедии я прочитала, что головной мозг делится глубокой бороздой на две части. Эти половины называются левым и правым полушариями. Они занимают самую большую часть головного мозга. Левое полушарие отвечает за математику, речь, письмо, чтение, науки. Правое полушарие отвечает за способности к музыке, живописи, к образному восприятию предметов, а также за наши чувства. Левое полушарие мозга управляет движениями правой половины, то есть правой руки, правой ноги. У большинства людей левое полушарие немного больше, чем правое. Поэтому правая рука их работает лучше, чем левая. Правое же полушарие мозга управляет движениями левой половины тела, то есть левой ноги и левой руки. У леворуких наоборот преобладает правое полушарие, поэтому левая половина работает лучше.

Теперь, я понимаю, я – левша, так как у меня господствующим является правое полушарие головного мозга. Каковы же причины этого?

Я обратилась к специалисту (участковому педиатру), и выяснила, что действительно, бывает леворукость, связанная с какой-либо травмой или болезнью на раннем этапе развития ребенка. Например, если при рождении пострадало левое полушарие, то правое берёт на себя часть его функций, и ребёнок становится «вынужденным левшой». Вместе с педиатром я изучила свою медицинскую (амбулаторную) карту. Оказалось, что никаких травм при рождении и в раннем детстве у меня не было.

Установлено, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Из интернета я узнала, что существует интересная статистика: в семьях, где оба родителя – левши, 50% детей тоже рождаются левшами. 16% появляются в семьях с одним «леворуким» родителем, и 6,3% левшей – в семьях, где оба родителя – правши. В то же время ученые утверждают, что если проследить историю каждого рода хотя бы на протяжении трех поколений, в нем обязательно будет выявлен хоть один левша, если не явный, то скрытый или переученный, но его потомки далеко не всегда будут наследовать этот признак.

Я решила сравнить эти данные и провела опрос среди моих близких родственников на наличие в моей родословной левшей. В результате опроса выяснилось, что родной брат моего прадедушки был левшой. Все остальные родственники утверждают, что они правши. Я пришла к выводу, что мое левшество, скорее всего результат наследственности в четвертом поколении.

В научной литературе я нашла интересную информацию, что деление людей на правшей и левшей условно. Чистых правшей, то есть людей, у которых ведущей является вся правая сторона тела, т. е.: рука, нога, ухо, глаз и даже ноздря – около 40 % населения Земли, и только 1% обладает всеми левыми признаками, остальные 59% даже если и используют правую руку в жизнедеятельности, то у них ещё может быть ведущей левая нога или, например, – левое ухо. Ещё есть амбидекстры – люди, у которых одинаково хорошо работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, то есть парными органами. Таких людей очень мало.

Я решила определить, есть ли в нашем классе скрытые левши, леворукие дети, амбидекстеры и предложила одноклассникам выполнить тесты на определение ведущей руки, ноги, уха и глаза (Приложение 1). По результатом проведенного исследования я увидела, что в нашем 4 «В» классе из 25 присутствовавших человек: «абсолютные правши» – 11 учеников, «частичные левши» – 12 учеников, «абсолютные левши» – 2 ученика, амбидекстры – нет (Приложение 2).

Но только ли в нашем классе есть левши? Для ответа на этот вопрос, я обратилась за помощью к классным руководителям начальных классов нашей школы. В результате данного исследования было установлено: практически в каждом классе нашей начальной школы учатся левши, от 1-2 до 7-8 человек! (Приложение 3). Из таблицы видно, что на 407 учеников начальных классов нашей школы приходится 43 левши, это составляет 10% от общего числа учеников. Из них мальчиков-30 левшей, а девочек – 13. Полученные результаты совпадают с данными статистики: леворуких мальчиков рождается намного больше, чем девочек.

Мне стало интересно исследовать, влияет ли леворукость на успехи учащихся. В нашей науке нет конкретных и точных данных, свидетельствующих о том, какой процент левшей является отличниками, а какие показывают удовлетворительные знания.

С помощью классного руководителя я провела анализ успеваемости леворуких учеников из начальных классов нашей школы за 2017-2018 года (Приложение 4). Анализ показал, что на 30 исследуемых левшей начальных классов нашей школы приходится: 7%-отличников, 47% - хорошистов и 46% - имеют удовлетворительные отметки.

Считается так же, что точные науки, к которым склонны правши, левшам, как правило, даются с трудом, кроме того они часто путают буквы, плохо читают, медленно пишут и у них плохой подчерк. Для того, чтобы выяснить легко ли леворуким школьникам учиться, был проведен опрос среди учеников и учителей. В нем приняли участие 15 человек.

Проанализировав ответы, я выяснила, что трудней всего левшам дается изучение русского языка, им сложно научиться грамотно и красиво писать. К любимым предметам почти все отнесли математику, рисование, музыку, физкультуру. Неудобно леворуким ученикам бывает, когда они сталкиваются локтями со своим соседом по парте. В школе они привыкли ко всем правым предметам, кроме ножниц. Кроме того, опрос показал, что только один леворукий ребенок из 10 имеет трудности в общении со сверстниками, остальные имеют много друзей.

В ходе анкетирования леворуких учеников я решила узнать и их творческие способности. Считается, что левши более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому среди людей искусства (актёров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких (Приложение 5).

Мое исследование подтвердило, что многие левши нашей начальной школы занимаются в организациях дополнительного образования. Из 15 опрошенных леворуких детей: 3 – занимаются спортом, 3 – поют, 2 – занимаются техническим моделированием, 4 – хорошо рисуют, 1 – посещает театральный кружок.

Сама я учусь отлично. Я старюсь аккуратно выполнять все задания в тетрадях, у меня хороший почерк и я люблю читать. Кроме того я занимаюсь в Котласской школе искусств №7 «Гамма» на отделении «сольного пения», играю на фортепьяно, выступаю на сцене, имею звание «юного артиста», принимаю активное участие в общественной жизни нашей школы, участвую в олимпиадах, награждена бронзовым знаком отличия ГТО. А так же посещаю подготовительный класс художественной школы, изучаю живопись и учусь красиво рисовать. Моя леворукость не является препятствием для всех этих занятий. Среди детей у меня также много друзей. Мало кто обращает внимание на то, какой рукой я держу ручку или книгу.

Так стоит ли переучивать левшей?

Я думаю, что долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире правшей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что леворукость принесет им много проблем. До сих пор многие придерживаются такого мнения. Моей маме некоторые родственники настоятельно рекомендовали переучить меня. И у нас в школе есть переученные левши.

Проработав много источников я узнала, что большое число обследований и научных разработок по проблемам левшей было выполнено Российской академией образования. В результате стало очевидно, что почти каждый четвертый российский школьник – левша, и попытки переучивания их часто приводят к тяжелым неврозам и заиканию. Родился даже призыв к школьным учителям – внимательно относится к леворуким детям.

Я задумалась, что может помочь леворуким чувствовать себя комфортнее в мире правшей? Многие не замечают, но левшам часто неудобно выполнять самые простые действия с использованием предметов, рассчитанных на правшей. А техники и простых предметов обихода для людей, предпочитающих левую руку, практически нет. Для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, ежегодно 13 августа отмечается Всемирный день левшей.

Я узнала, что в некоторых странах (в Америке, Японии) есть специальные магазины для леворуких. В них можно приобрести мебель, бытовую технику (мясорубку, швейную машину,), музыкальные инструменты (гитару, пианино), инструменты для работы в саду и медицинские приборы, часы, фотоаппараты, компьютерные клавиатуры, приспособленные специально для левшей. Я нашла несколько интернет-сайтов (https://levoruchka.ru/, https://my-shop.ru/, https://market.yandex.ru/) через которые эти товары доставляют в Россию. Но и в магазинах нашего города («Школьник», «Лазурь», «Максимум») я смогла найти некоторые товары для левшей: ручки, линейки, точилки, ножницы, которыми я сама пользуюсь в школе и дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы, опирающиеся на изученный теоретический материал, факты статистики по начальным классам нашей школы и собственный опыт:

1. Я - левша, так как правое полушарие моего головного мозга преобладает над левым, а оно отвечает за левую сторону моего тела.

2. Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма.

3. Леворукость не может быть препятствием для достижения успехов в учебе и творческой жизни ребенка. Развитие умственных способностей и успеваемость в школе может сдерживаться разными причинами: трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем самоорганизации, а также желанием человека развивать себя и работать над собой.

4. Леворуких детей не стоит переучивать, так как любое вмешательство в работу мозга, тем более в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям.

5. Внимание общества к нуждам леворукого ребенка снизит проблемы адаптации левши в мире, где все создано для правшей.

К сожалению, на некоторые вопросы о леворукости пока нет четкого и однозначного ответа, поэтому я буду продолжать свои исследования в этой области. Особенно меня заинтересовали данные дерматоглифических исследований. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, особенности дерматоглифики можно использовать при изучении мозга.

Ещё древние философы говорили: «Познай себя!». Значит написав эту работу, я сделала шаг по дороге познания себя.

Материал данной исследовательской работы, может быть интересен ученикам (леворуким), а также учителям и классным руководителям, чтобы помочь левшам в период адаптации в школе.

«Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим» (М. Безруких).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома./Учебное издание – М.: Эксмо - 2010 г. -156 с.

2. Леокум А. «Скажи мне почему?»/ Детская энциклопедия - М.: Джулия, 1992 г. – 334 с.

3. Майская А. Ребенок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром. – Спб.: Питер, 2005 г. - 96 с.

Электронные ресурсы:

1. «Википендия». Свободная энциклопедия, - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. .Шохор - Троицкая М. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь. - 2002 г. - № 8. режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/4625/

Приложение 1

Тесты для определения ведущей руки:

Переплетение пальцев рук. Ребятам необходимо сложить руки в замок, тест должен выполнятся быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху кладется большой палец правой руки, а у левшей-левой.

Скрещивание рук (Поза Наполеона). При выполнении задания у ребят кисть ведущей руки первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху.

Аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, она совершает ударные движения о ладонь неведущей руки. Считается, что этот тест имеет большую информативную ценность, чем другие.

Тесты для определения ведущего уха.

Телефонный звонок. Я предложила ребятам поднести к уху телефон и послушать. Как правило, ребенок подносит телефон к ведущему уху, при этом возможен перекрест рук (в случае если ведущей рукой является правая, а ухом - левое, или наоборот.)

Тест для определения ведущего глаза.

Подзорная труба. Я предложила одноклассникам поднести к глазу воображаемую подзорную трубу скатанную из листа бумаги или газеты, и, прищурив один глаз, другим посмотреть в эту трубу. Рассматривание обычно делается ведущим глазом, неведущий глаз прищуривается.

Тесты для определения ведущей ноги.

Посмотреть, накакой ноге испытуемый будет прыгать. Как правило, прыгают на ведущей ноге. Я попросила одноклассников как можно выше подпрыгнуть на одной ноге несколько раз.

Закидывание ноги на ногу- ведущая нога сверху. Я предложила ребятам сесть и положить ногу на ногу — ведущая оказывается сверху.

Приложение 2

Результаты тестов на определение ведущей части тела

№ п/п

Фамилия, имя

Ведущая рука

Ведущее ухо

Ведущий глаз

Ведущая нога

Общий результат

Действие

Переплести пальцы рук

Скрестить руки на груди

Поаплодировать

Поднести к уху телефон и послушать

Посмотреть в «подзорную» трубу

Попрыгать на одной ноге

Закинуть ногу на ногу

Л, П, Частично

1

Бачурин М.

Лев

Лев

Лев

Прав

Лев

Лев

Лев

Частично

2

Быкова П.

Лев

Прав

Лев

Лев

Прав

Лев

Прав

Частично

3

Василенко В.

Прав

Лев

Лев

Лев

Прав

Лев

Лев

Частично

4

Волков В.

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

5

Гусакова С.

Прав

Прав

Лев

Лев

Лев

Лев

Лев

Частично

6

Домрачева А.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

7

Елсаков Г.

Прав

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

8

Елсакова З.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

9

Ермакова К.

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

10

Зеленин Д.

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

11

Земцовская А.

Лев

Прав

Лев

Лев

Прав

Лев

Прав

Частично

12

Изосин В.

Прав

Лев

Прав

Лев

Лев

Прав

Лев

Частично

13

КраснобаеваЮ.

Лев

Прав

Лев

Прав

Лев

Лев

Лев

Левша

14

Курляк В.

Лев

Лев

Лев

Прав

Прав

Лев

Лев

Частично

15

Лахтионова У.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

16

Леготина М.

Лев

Прав

Лев

Прав

Лев

Прав

Прав

Частично

17

Лещёв А.

Лев

Лев

Лев

Лев

Лев

Прав

Прав

Левша

18

Луговской Н.

Прав

Лев

Лев

Лев

Лев

Прав

Лев

Частично

19

Мальцева Э.

Лев

Лев

Прав

Прав

Прав

Лев

Прав

Частично

20

Михайлов М.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Лев

Лев

Частично

21

Мордовский Н.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

22

Неманова Л.

Прав

Лев

Прав

Прав

Лев

Прав

Прав

Частично

23

Паламодов Я.

Прав

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Лев

Правша

28

.Пантелеев А.

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Лев

Правша

24

.Пермитина Л.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

25

Чеснокова З.

Лев

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Частично

Приложение 3

Результаты исследования количества левшей

Класс

Количество учащихся

Из них левши

27

3

30

3

28

8

28

7

34

2

27

3

32

1

30

3

26

1

33

3

32

3

27

2

27

2

26

2

Всего

407

43

Приложениие 4

Успеваемость 30 левшей в начальных классах нашей школы

Творческие способности 15 левшей

Приложение 5.

Знаменитые левши

История сохранила множество имён великих людей разных времён и народов, которые были левшами, — английская королева Елизавета, Наполеон, Юлий Цезарь…

Художники: Микеланджело, Пабло Пикассо, Альбрехт Дюрер, Огюст Роден, Питер Пауль Рубенс, Анри Тулуз-Лотрек, Леонардо да Винчи.

Музыканты: Моцарт, Паганини, Бетховен, Роберт Шуман, Прокофьев, Рахманинов, Дэвид Боуи, Энрике Карузо, Маккартни, Курт Кобэйн, Фил Коллинс, Селин Дион, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Рики Мартин, Роберт Плант, Стинг, Эминем, Джорж Майклс.

Писатели: Аристотель, Фридрих Ницше, Владимир Даль, Ганс Христиан Андерсен, Льюис Кэролл, Николай Лесков, Марк Твен, Герберт Уэллс, Франц Кафка, Джеймс

Актеры: Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Грета Гарбо, Антон Камолов, Брюс Бокслейтнер, Джим Керри, Том Круз, Роберт Де Ниро, Дэвид Духовны, Анжелина Джоли, Мила Йовович, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Дрю Берримор, Вупи Голдберг, Лиза Кудроу, Деми Мур.

Из наших современников самый, известный левша — основатель корпорации Мicrosoft Билл Гейтс.

Просмотров работы: 80