ВВЕДЕНИЕ
Настоящий танец – это истинный праздник для души и тела. Таких праздников существует огромное многообразие – это балет и бальные танцы, рок-н-ролл и сальса, румба и танго, белли-данс и классический вальс.
Также искусство танца – великолепное средство воспитания и развития детей. Оно обобщает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности.
В связи с этим нельзя усомниться в актуальности эффективной организации свободного времени школьника.
Цель данного исследования заключается в формулировании основных рекомендаций родителям для выбора соответствующего танцевального направления, с учётом особенностей ребёнка.
Объект исследования – досуг ребёнка.
Предмет исследования – танец как форма организации свободного времени школьника.
Задачи исследования:
охарактеризовать роль танца в жизни человека;
провести анкетирование одноклассников для выявления отношения к танцам;
выявить взаимосвязь между типом темперамента и выбором танцевального направления.
Методы исследования:
наблюдение;
сравнительный метод;
анкетирование.
Гипотеза исследования – выбор танцевального направления зависит от темперамента ребёнка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 ГЛАВА ДРЕВНИЕ ИСТОКИ ТАНЦА
Различные виды искусств (архитектура, живопись, скульптура и т.п.) являются результатом деятельности человека. А рождение танца произошло вместе с миром, так как в Древности все движения назывались не иначе как танцами.
В древние времена любой танец воспринимался как соединение человека с могущественными силами природы, благодаря которым можно привлечь победу в войне, удачную охоту, хороший урожай. Танцевальные обряды сопровождали свадьбы, похороны, рождения. Через грациозные телодвижения, согласованные с настроением человека и подчиненных музыкальному ритму танец отражает духовную жизнь каждого народа.
Например, египтяне танцами изображали движение небесных светил, римляне плясали в честь богов. Отображением языческого танца и культа Солнца является хоровод, участники которого движутся в том же направлении, что и Солнце. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски, сочетающиеся с катанием по росе, прыганьем через костры, которые были приурочены к определенным временам года. Древние греки не сомневались, что человек от пляски становится совершеннее. В Африке до сих пор в некоторых племенах сохранился обычай вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек, спрашивают, какой танец он танцует.
С течением времени, танец приобрёл целый ряд функций, охарактеризуем основные:
Ритуальная – первый символический язык человечества;
Коммуникативная – способ для передачи знаний, средство общения между людьми;
Идентификационная – танец демонстрировал, к какой группе принадлежит человек, с помощью движений танец «рассказывает» истории народа;
Экспрессивная – разновидность игры, а также форма свободного самовыражения (воплощает весь спектр человеческих чувств);
Катарсическая – танец обеспечивает снятие эмоционального и физического напряжения.
2 ГЛАВА ТАНЕЦ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКА
Под формированием личности ребёнка, прежде всего, это формирование его характера. Нельзя не согласиться, что важным фактором физического и нравственного развития ребёнка играет то, как организован его досуг. Мной были подобраны вопросы и проведено анкетирование своих одноклассников, с целью изучить:
в какой степени школьники проявляют интерес к учебе;
какими хобби предпочитают заниматься в свободное от учёбы время;
отношение к танцам (Приложение 1).
Было выяснено, что большинству моих одноклассников нравится учиться, так как это позволяет общаться с друзьями и это «пригодиться в жизни».
В свободное время мои ровесники увлекаются: хоккеем; рисованием (графикой); футболом, теннисом, лего; плетением фенечек; ухаживают за животными; собирают коллекции; играют на планшете и т.п.
Анкетирование подтвердило, что самыми популярными являются танцы стиля хип-хоп и индийские танцы. Мой класс разделился на две большие группы: одним нравятся танцы стиля хип-хоп, другим – индийские танцы. Сравнительная характеристика популярных танцев стиля хип-хоп и индийских танцев продемонстрировала уникальность и непохожесть каждого танцевального направления (Приложение 2). Стало понятно, что тем, кому очень нравится «хип-хоп», также же сильно понравятся индийские танцы не смогут.
3 ГЛАВА ВЫБОР ТАНЦЕВАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
Большинство моих одноклассников любят танцевать, имеют много друзей, которые занимаются танцами, но сами не посещают танцевальные кружки, потому что до сих пор не могут определиться с танцевальным направлением.
Для изменения сложившейся ситуации был проведён опрос родителей с целью определения типа темперамента ребёнка (приложение 2). Кто, если не родители знают своих детей?
Одни дети непоседливы, стремительны и не способны долго сидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая кубики и картинки. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка. Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Анализ анкетирования продемонстрировал, что в моём классе холериков– 47% (13 человек), сангвиников–33% (9 человек), флегматиков–18% (4 человек), меланхоликов–2% (1 человек) (Приложение 3).
Каждому типу темперамента психологи рекомендуют определённое танцевальное направление.
Так как холерики нетерпеливые, вспыльчивые и весьма переменчивые им следует заниматься клубными танцами (хип-хоп, фристайл, джаз модерн, брэйкданс и т.п.)
Веселым, жизнерадостным и невероятно позитивным сангвиникам подходит латина (самба, румба, ча-ча-ча, бачата, сальса, пасадобль и джайф.)
Флегматики обычно неторопливы, спокойны и весьма обстоятельны, поэтому им рекомендуют заниматься народными танцами.
Многие ошибочно полагают, что танцы не для меланхоликов, так как они застенчивые, скрытные, необщительные. И, действительно, многие танцы им не подходят, но зато классический балет станет для них наилучшим вариантом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, практические рекомендации для родителей с целью выбора соответствующего танцевального направления, с учётом особенностей ребёнка, формулируем следующим образом:
1) Следует узнать, нравятся ли Вашему ребёнку танцы (Приложение 1);
2) На основе наблюдений за ребёнком с самого рождения определяем его темперамент (Приложение 4);
3) С учётом знаний об особенностях каждого темперамента, выбираем танцевальное направление (3 глава).
В таком случае, в процессе занятия ребёнка танцами будет происходить развитие и формирование:
творческого потенциала,
активных мыслительных процессов благодаря физическим упражнениям,
крепкого здоровья, положительных эмоций.
таких качеств, как организованность, трудолюбие, коммуникабельность.
Также гипотеза исследования оправдывается на примере своей семьи: моё увлечение танцами типа «хип-хоп» связано с тем, что я имею ярко выраженный темперамент холерика. А моя двоюродная сестра Ульяна имеет темперамент флегматика и занимается в танцевальном коллективе индийского танца «Лакшми».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. " Все мы родом из детства".- Е. Мурашова.- "Самокат", 2015
2. " Общаться с ребенком. Как?" Гиппенрейтер Ю.- " АСТ", "Апрель", 2010
3. . "О психологии воспитания детей" Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф.- ОДО " образовательная компания "содействие"- 2009г.
Электронные ресурсы
4. [Электронный ресурс]. http://www.belozer.com/content/коммуникативные-особенности-танца
5. [Электронный ресурс] http://prokursy.ru/article/tancuyut-vse-ot-halerika-do-melanholika/
Приложение 1 Анкета для обучающихся 2 «В» класса
По результатам анкетирования узнаем:
• в какой степени школьники проявляют интерес к учебе, кроме этого какими хобби предпочитают занимается в свободное от учёбы время.
• отношение к танцам
1. Я учусь потому, что:
• этого требуют мои родители; • мне интересно;
• нужно для поступления в ВУЗ; • потому что учиться необходимо;
• пригодится в жизни; • другое.
2. Мне нравится учиться:
• всегда; |
• иногда; |
• иногда; |
• никогда. |
3. Я хожу в школу (выбери 2-3 утверждения):
• общаться с друзьями; |
• учиться; |
• там интересно; |
• потому что весело; |
• люблю школу; |
• нравятся учителя; |
• близко от дома. |
4. Сколько времени у Вас занимают домашние задания?
5. Что мешает хорошо выполнять домашние задания? Выберите одну или несколько причин.
• лень; |
• телефон; |
• телевизор; |
• друзья; |
• музыка; |
• усталость; |
• неинтересность заданий; |
• всё равно не спросят; |
• плохие учебники; |
7. Любишь ты гулять?
• люблю • не люблю
• только в хорошую погоду • не хватает времени для прогулок
8. Сколько времени ты гуляешь?
9. Помогаешь ли ты родителям по дому
• всегда • редко • только когда попросят
10. Что входит в круг твоих обязанностей по дому?
11. Чем ты увлекаешься? Твои хобби?
12. Почему Вы выбрали именно это увлечение/хобби?
13. Ты любишь танцевать?
• да • нет
14. Хотелось ли тебе посещать кружок по танцам?
• да • нет
14. Какие танцы ты знаешь?
15. Какой танец ты выберешь?
16. А ты знаешь такой танец, как «хип-хоп»?
17. А знаком с индийскими танцами?
18. Какой танец тебе больше нравится: хип-хоп или индийский танец и почему?
19. Кто-нибудь из твоих друзей танцует?
Приложение 2
Сравнительная характеристика танцев стиля хип-хоп и индийских танцев
Сравнительная характеристика танцев стиля хип-хоп и индийских танцев. |
|||
№ п-п |
Критерии сравнения |
Хип-хоп |
Индийские танцы |
1 |
История появления |
недавно – в 1970-х годах. |
Возникли задолго до появления европейских танцевальных стилей (более 5000 лет назад) |
2 |
Родина танца |
Соединённые Штаты Америки (США) |
Индия |
3. |
Значение танца |
Уличная молодёжная культура |
Это больше, чем просто танец: он всегда был и есть средством общения людей друг с другом и Богом. |
4. |
Распространение танца |
Мировое распространение |
Мировое распространение |
5. |
Ритм |
Энергичный, чёткий и даже агрессивный. |
Ритм от спокойного, расслабляющего, исцеляющего до зажигательного |
6. |
Движения |
Самые разные движения: мягкие и расслабленные, игривые и весёлые, резкие и эффектные, волнообразные и т.д. |
Любое движение тела, глаз имеет свое смысловое значение. Язык индийского классического танца гораздо богаче и выразительней, чем обыкновенная речь. |
7. |
Костюм |
Очень свободная, мешковатая одежда (широкие бриджи, штаны и майки на размер, а то и два больше, чем нужно). Обувь должна быть удобной, легкой и стильной ( кроссовки или кеды) |
Особые грим и украшения. Индийские танцы исполняются босиком. |
Приложение 3 Анкета для определения темперамента ребёнка
Каждый вопрос этой анкеты имеет 4 варианта ответов. Вы из четырех ответов выбираете один - тот ответ, что более всего характеризует Вашего ребёнка.
Вопросы:
1.Какие игры любит ребенок
а) тихие, спокойные. Может долго играть в одиночестве;
б) предпочитает тихие игры, но все время отвлекается и быстро устает;
в) очень любознателен и любит подвижные игры;
г) Выбирает подвижные, шумные игры, нуждается в новых впечатлениях и зрителях.
2) Реакция ребенка на критику взрослых
а) Молча, спокойно соглашается с тем, что виноват;
б) Обеспокоен, обижается, плачет;
в) Обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но тут же забывает свое обещание и делает тоже самое;
г) Кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и все равно поступит по-своему.
3 Общение со сверстниками
а) Говорит спокойно без лишних эмоций, неспешно, но отчетливо;
б) Очень нерешительный - предпочитает оставаться в тени;
в) Четко, внятно, быстро. Но при этом слушает, что говорят другие и прислушивается к их мнению;
г) Громко, быстро, возбужденно, иногда с раздражением. При этом не учитывает мнение окружающих.
4 Принятие решений
а) спокойно, сосредоточенно, даже хладнокровно;
б) очень робко, нерешительно;
в) Действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно;
г) Начинает с азартом, энергично, инициативно. Но потом так же быстро может «угаснуть».
5 Место в обществе
а) Спокойно присматривается к непривычной обстановке, интерес проявляет очень сдержанно;
б) нерешителен скован, смущен;
в) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему;
г) активно, быстро возбуждается, нервничает.
Результаты теста:
Теперь, подсчитав варианты ответов, можно определить, тип темперамента ребенка:
Если преобладают ответы "а", ваш ребенок относится к флегматическому типу.
Если "б" - к меланхолическому типу .
Если "в", к сангвиническому типу.
Если "г" – ваш малыш – холерик.
Приложение 4 Диаграмма типов темперамента по классу