Зачем мыть руки

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зачем мыть руки

Торопина А.М. 1
1СОШ № 45 г. Калуги
Гутник Ж.В. 1
1СОШ № 45 г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Наши руки…. Мы делаем ими всё – пишем, рисуем, лепим, возимся в земле, умываемся, принимаем пищу. Мама своими руками делает нам завтраки, печёт ароматные булочки, учитель пишет мелом на доске, хирурги своими руками спасают жизнь людям. Много полезных вещей мы делаем своими руками.

С самого маленького возраста нам постоянно твердят и родители, и воспитатели, и учителя: «Мойте руки!». Но зачем? Что опасного есть на руках? Зачем нужно мыть руки? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, так появилась тема моей исследовательской работы.

Цель проекта: выяснить, что может произойти с человеком, если он не будет мыть руки.

Задачи проекта:

-изучить литературу и материалы о гигиене, о различных заболеваниях, которые возникают от грязных рук.

-познакомиться с историей различных заболеваний.

-уточнить, как от грязных рук можно заболеть и зачем нужно соблюдать правила гигиены.

-узнать и доказать экспериментальным путем наличие на руках живых микробов

-провести анкетирование и обработать полученные результаты о том, что знают дети о болезнях грязных рук.

Методы исследования:

1.изучение литературы;

2.исследование микробов в лаборатории;

3.анкетирование учащихся;

4.анализ полученных данных;

5.обобщение.

Проблема:

1.Действительно ли нужно мыть руки и соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть.

2.Содержатся ли на грязных руках живые микроорганизмы, которые могут привести к болезням.

Порядок проведения: Работа рассчитана на 2 этапа. На первом этапе ведётся исследование в бактериологической лаборатории. На втором этапе идёт анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

Проектным продуктом являются:

- Плакат «Моем руки правильно»;

-Презентация работы.

2.Теоретическая часть

2.1.Руки-переносчики инфекции

С самого момента рождения человек соприкасается с микробами. Они живут в большинстве органов человеческого тела. У взрослого человека в организме находится около 2-х килограммов микробов. И большинство из них не вредят, а приносят человеку пользу.

Изучением микробов занимается наука микробиология. Именно благодаря ее достижениям, мы сегодня гораздо меньше болеем, чем наши предки! Но в человеке живут и вредные (болезнетворные) бактерии. Вредных бактерий всегда меньше. Если организм человека здоров, то вредные микробы, попавшие в него, сразу же уничтожаются полезными микробами.

Микробы часто передаются через предметы общего пользования – телефоны, ручки двери, мобильные телефоны, клавиатуры компьютера, ручки крана и другие предметы. Но самый большой центр транспортировки микробов – руки. Именно поэтому так важно придерживаться правил личной гигиены.

Большинство людей знают, что чистые руки — залог хорошего самочувствия и крепкого здоровья. На наших руках в течение дня скапливается огромное количество болезнетворных бактерий, которые оказывают вредное воздействие на организм, вызывая многие заболевания, называемые «болезнями грязных рук». К ним относятся более 30 инфекционных заболеваний.

Инфекционное заболевание это болезнь вызываемая

бактериями;

вирусами;

гельминтами или, как их называют в народе, глистами.

Через грязные руки человек чаще всего заражается бактериями вызывающими кишечные инфекции. К кишечным инфекциям относятся: дизентерия, сальмонеллёз, холера и другие тяжёлые болезни. При всех кишечных заболеваниях болит живот, чаще всего появляется слабость, температура, рвота и диарея (понос).

Вирусывызывают тяжёлую кишечную инфекцию гепатит А в народе называемую «желтухой». При желтухе больного тошнит, рвёт, болят мышцы и кости и, самое главное, поражается печень - очень важный орган человека. Тело и глаза становятся жёлто-коричневыми.

Гельминты или глистымогут проникнуть в организм человека, если тот забыл помыть руки с мылом после общения с животными. У зараженного наблюдается нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, слабость, рвота и тошнота, боли в мышцах и суставах. Наиболее часто люди заражаются аскаридами, острицами.

Нарушение правил гигиены опасно не только для «грязнули». Помимо его желания он может распространить тяжёлые заболевания в семье, классе, в кругу друзей и близких. Кишечные инфекции способны поразить сразу все семейство, а не одного человека.

2.2.Как происходит заражение

Чаще всего бактерии сначала попадают на руки самого больного, если он при посещении туалета не соблюдает правил личной гигиены, неаккуратно пользуется туалетной бумагой, не моет тщательно руки с мылом после посещения туалета. Затем с его рук микробы попадают на бельё, постельные принадлежности, посуду, пищевые продукты, игрушки, дверные ручки, электрические выключатели, лестничные перила и т.д. – на всё, чего он касался грязными руками, а с них – на руки здорового человека, если он берётся за эти ручки и пользуется этими вещами и предметами.

Микробы могут быть занесены в рот непосредственно грязными руками, если, например, у вас есть привычка облизывать пальцы, грызть ногти, ручки или через пищу, которой касались грязными руками. Возможно заражение при рукопожатии.

Болезни грязных рук – это болезни, которые всегда можно предотвратить. Существует много способов предотвращения, но вот один из самых доступных – правильно мыть руки перед едой.

Для многих людей, особенно для детей мытье рук — дело скучное и неинтересное, поэтому нужно помочь им изменить свое мнение об этой процедуре.

Детский фонд Организации Объединенных Наций объявили 15 октября Всемирным днем мытья рук. Эксперты ООН не раз заявляли, что привычка мыть руки, которая считается очень простой, может спасать тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность из-за ”грязных рук” в странах Азии и Африки. Именно поэтому ООН призвали выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей мыть руки. По данным представителя ООН ежедневно от диареи, заболевания, которое еще называют ”болезнью грязных рук”, умирают 5 тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать, если бы больные мыли с мылом руки перед едой и после посещения туалета.

2.3.Как и когда надо мыть руки

Некоторые люди привыкли мыть руки только перед едой. Это неправильно.

Обязательно мыть руки нужно

перед едой;

перед приготовлением пищи;

после посещения туалета;

после городского транспорта и посещения магазина;

после обращения с деньгами;

по возвращении домой откуда-либо;

после уборки в квартире;

после контакта с животными и их отходами;

после того как вы чихнули, покашляли (прикрывая рот рукой) или высморкались;

перед и после обработки ран или проведения медицинских и гигиенических процедур (например, перед проведением массажа ребенку или после смены подгузника)

оказания помощи больному родственнику;

перед постановкой контактных линз, зубных протезов;

после контакта с отходами;

при очевидном загрязнении рук.

Мало знать, когда нужно мыть руки, нужно еще понимать, как правильно это делать. Ученые определили, что из 100 человек взрослого населения планеты правильно мыть руки умеют только 5 человек.

Чтобы тщательно вымыть руки, предварительно нужно снять с них все украшения: кольца, часы, браслеты и закатать рукава. Намыливая руки, уделите особое внимание кончиками пальцев, межпальцевым промежуткам и пространству под ногтями – это места наибольшего скопления микробов, не забудьте и про запястья.

Смочите руки водой из-под крана.

Намыльте руки. Тщательно потрите руки друг об друга в течение 20 секунд. При этом трите не только ладони, но и каждый палец, и межпальцевой промежуток, под ногтями. Будет особенно хорошо, если заодно вы вымоете и запястья.

Ополосните руки, смойте пену

Высушите руки с помощью полотенца.

Если это возможно, то для того, чтобы закрыть кран, воспользуйтесь локтем или полотенцем. Ведь открывали вы его немытыми руками, а значит, на кране находятся все те микробы, которых вы только что удачно смыли в канализацию.

Для мытья рук не нужно включать слишком горячую воду. Хотя кажется, что она лучше избавляет от микробов, это не так. Горячая вода смывает жировой слой, что высушивает кожу рук и открывает доступ бактериям. Мыть руки нужно водой комфортной температуры.

Не стоит использовать антибактериальное мыло при мытье рук – оно убивает не только болезнетворные, но и полезные бактерии, постоянно присутствующие на коже рук.

Для ежедневного мытья рук достаточно обычного туалетного мыла. Причем предпочтение лучше отдавать жидкому мылу. Если мыло твердое, нужно следить, чтобы оно лежало в сухой мыльнице.

Вытирать руки нужно чистым свежим полотенцем. Желательно, чтобы у взрослых и детей были разные полотенца для рук. Менять их нужно каждый день.

3.Исследовательская часть

3.1.Анкетирование учеников (приложение I)

Вместе со своей учительницей я провела анкетирование среди учащихся 2-3 классов нашей школы. Опросила 62 ученика. Предложила ответить им на следующие вопросы:

Приложение I.Результаты опроса и наблюдения

1.Знаете ли вы правила гигиены рук?2.Какой водой вы чаще моете руки?

3.Как часто за день вы моете руки? 4.Сколько человек помыли руки перед обедом без напоминания учителя

Вывод: проблема «грязных рук» является актуальной среди школьников, и многие дети не уделяют должного внимания этому вопросу.

3.2.Лабораторное исследование

Для подтверждения необходимости мытья рук я проделала исследовательскую работу. Моя бабушка врач микробиолог, работает в больнице. Это исследование мы выполнили вместе.

С помощью лабораторного исследования мы проверили: как влияет мытьё рук с мылом на количество микробов на них. (приложение II)

Отбор проб производили в школе, выращивали микробов в микробиологической лаборатории.

Для исследования нам понадобились:

стерильный ватный тампон (стерильный -это значит на нём нет микробов)

стерильный раствор для смачивания тампона

чашки Петри с питательной средой

Чашка Петри - это предмет лабораторной посуды, она бывает стеклянной или пластиковой.

Питательная среда - это вещество, используемое для выращивания микробов

Мы взяли ватный тампон, смочили его в стерильном растворе и сделали смыв с моих рук. Затем тампоном сделали посев на питательную среду.

После этого я помыла руки с мылом, вытерла полотенцем, и мы повторно сделали смыв с моих рук и посев в чашку Петри.

После этого бабушка отнесла чашки Петри в лабораторию. Мне в лабораторию нельзя, поэтому дальнейший учёт результатов я делала по фотографиям . (приложение III)

Для выращивания микробов бабушка поместила чашки Петри в термостат.

Термостат это лабораторный шкаф, в котором установлена нужная температура. Для выращивания микробов нужна температура 37 градусов.

Микробы очень мелкие, но они очень быстро размножаются. За сутки на поверхности питательной среды из невидимого микроба вырастает скопление («кучка»), которая называется колония.

Через сутки (24 часа) чашки Петри достали из термостата.

На фотографии видно(приложение IV), что в смывах с грязных рук выросло очень большое количество колоний микробов. На фото они разного цвета и размера.

В смывах с вымытых рук тоже выросли колонии микробов, но их во много раз меньше.

Выводы:

Я выяснила что, пользуясь водой и мылом, мы смываем с рук не только грязь и пыль, но и большую часть микробов, однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Среди микробов есть много полезных, которые защищают наш организм от различных болезней.

Приложение II.Отбор проб для проведения анализа

Приложение III.Выращивание культуры в условиях лаборатории

Приложение 4.Результат исследования

Рис.1 До мытья рук Рис. 2 После мытья рук

4. Заключение

Таким образом, проведя исследовательскую работу, я могу сделать следующие выводы:

Причиной инфекционных заболеваний являются микробы;

Необходимо обязательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прихода с улицы, после общения с животными, так как на них скапливается множество микробов;

Необходимо соблюдать личную гигиену, так как грязные руки – один из легких способов попадания микробов в наш организм;

Даже на чисто вымытых руках присутствуют микробы, но противостоит им наш иммунитет;

Благодаря проведенной исследовательской работе, я всегда мою руки и призываю к этому своих одноклассников.

Очень важное средство от всех болезней – хорошее здоровье. Как говорил древнегреческий философ Сократ:

« Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто »

5.Список литературы

Источники информации. Интернет – ресурсы.

1. Болезни «грязных рук» http://myangelok.ru/konsultaciyavrachei/boleznilgrjaznyh-rukr.html

2. Гаврилов Даниил. Болезни грязных рук. http://onua.com.ua/4540-omikrobax-5-foto.html

3. Горностай Анна. Зачем мыть руки, или как спастись от бактерий http://sobesednik.ru/health/zachem-myt-ruki-ili-kak-spastis-ot-bakterii

4. Микробы под микроскопом.

5. Ковери Александра Эмилия МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕННЫХ РУК. http://sibac.info/index.php/2009Чем опасны грязные руки? http://natur-mag.ru/maria/2010/07/chemopasny-gryaznye-ruki.html Автор проекта Салимова Арина, ученица 5 класса. МОУ «Каракокшинская СОШ» Чойского района 12 Республики Алтай.

Просмотров работы: 7137