ВВЕДЕНИЕ
Не секрет, что проблема охраны здоровья детского населения является актуальной и в наши дни. Здоровье детей подвергается воздействию множества факторов - условия обучения, питания, двигательная активность, правильность чередование нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.
Одним из важнейших факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьников, является образовательная среда. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают: интенсивность учебного процесса, несоответствие учебных программ, функциональным и возрастным возможностям детей, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Цель работы:
изучить и сравнить состояние здоровья учащихся сельских школ и городских школ для определения достоверных факторов, влияющих на здоровье школьников.
Задачи:
Изучить данные об уровне здоровья сельских и городских школьников.
Дать сравнительную оценку уровня здоровья и структуры заболеваемости.
Определить основные факторы, влияющие на здоровье учеников
Разработать предложения направленные на снижения влияние вредных факторов
Для исследования были выбраны две школы в сельской местности Нытвенского и Ильинского районов с общей численностью учеников 320 и две школы в городе Перми, где общая численность составляет 1280 учеников.
Информация получена по результатам медицинских осмотров.
Сравнения групп уровня здоровья учащихся городских и сельских школ:
Сравнение уровня здоровья проводилось на основании распределения детей по группам здоровья.
Существуют 4 группы состояния здоровья.
I группа это здоровые дети;
II группа это дети практически здоровы, у них отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные нарушения (информация на слайде),
III группа это дети, страдающие хроническими заболеваниями с редкими обострениями,
IV группа это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии с частыми обострениями
Итак, что же у нас получилось?
Мы видим, что в сельских школах (за исключением старших классов) преобладают I-я и II-я группа здоровья, а в городских школах I-я группа здоровья практически отсутствует, и преобладает II-я и III-я группа здоровья.
Результаты анкетирования учащихся городских и сельских школьников:
Мы предположили, что одними из основных факторов, влияющих на здоровье это условия питания учащихся и уровень их двигательной активности в свободное время.
Для получения данной информации было проведено анкетирование 30 учащихся с 7 по 9 класс в городской школе и 31 ученика из сельской школы.
В итоге получилось, что сельские школьники питаются правильнее, чем их городские сверстники.
Также, анкетирование выявило следующие предпочтения времяпрепровождения школьников: в целом, сельские школьники ведут более подвижный образ жизни, больше бывают на свежем воздухе, однако городские школьники больше времени уделяют занятиям спортом.
Анализ заболеваемости учащихся городских и сельских школ:
Установлено, что у сельских школьников на первом месте - нарушения осанки, на втором месте – болезни сердечно-сосудистой системы, на третьем месте – нарушения зрения.
У городских школьников также на первом месте - нарушения осанки, на втором месте – нарушения зрения, на третьем месте – болезни сердечно-сосудистой системы.
Чаще всего учащиеся сельских школ страдают нарушениями зрения, болезнями сердечно-сосудистой системы и заболеваниями ЛОР-органов.
У учеников городских школ чаще отмечаются нарушения осанки, болезни сердечно-сосудистой системы и нарушения зрения.
Основные факторы, влияющие на здоровье учеников:
Таким образом, основными факторами, влияющими на здоровье учеников являются:
условия обучения
условия питания
двигательная активность
правильное чередование нагрузки и отдыха
условия семейного воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В целом, по результатам наших наблюдений не выявлено какой-либо значимой разницы в здоровье городских и сельских школьников. И те и другие школьники ведут практически одинаковый образ жизни, подвержены воздействию одних и тех же вредных факторов, испытывают те же проблемы со здоровьем.
Предложения, направленные на снижение влияния вредных факторов:
Мною сформулированы следующие предложения по снижению воздействия неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье ученика во время обучения.
Для сохранения правильной осанки:
- ученик должен сидеть за партой, которая соответствует его росту;
- ученик должен контролировать свою рабочую позу и позу соседа по парте;
- необходимо проводить физкультминутки на уроках.
Для профилактики нарушений зрения:
- контроль за достаточностью освещения рабочих мест;
- контроль за временем использования гаджетов;
- регулярное выполнение комплекса упражнений для предупреждения зрительного утомления.
Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний:
- регулярные физические упражнения;
- соблюдение режима дня.
- правильный рацион питания.
Считаю, данные предложения позволят Вам сохранить здоровье на долгие, долгие годы.
ЛИТЕРАТУРА:
Результаты ежегодных медицинских осмотров учащихся МАОУ «Гимназия № 6» г. Перми, МАОУ «СОШ № 87» г. Перми, МБОУ «Васильевская СОШ», МБОУ «Шериьинскя базовая СОШ».
Болшаков А.М., Маймулов В.Г. Общая гигиена — М., 2006.
Демина Э.М. Проблема сколеоза у детей. — М., 1980.
Иванов М.И. Гиподинамия и состояние осанки у школьников. — М., 1981.
Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков – М. «Медицина» 1983.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков – М., 1991.
Журнал «Здоровье» - 2001 г.
Журнал «Гигиена и санитария» - 2011 г.