Велосипед: двухколесный друг или опасность для окружающих?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Велосипед: двухколесный друг или опасность для окружающих?

Разаманова К.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22»
Якубжанов Б.Х. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На сегодняшний день для современного человека существует необходимость в транспортном средстве. В самых прогрессивных странах автомобили уже уходят на второй план и заменяются велосипедами. Это обусловлено большими пробками, особенно в крупных городах, и загрязнением окружающей среды. Но при управлении велосипедом, водителю также должны быть известны правила дорожного движения и основные рекомендации по использованию транспортного средства. Это в первую очередь необходимо для безопасности велосипедиста.

Актуальность. За окном конец марта, снег постепенно начинает таять и на улицах появляются первые велосипедисты. Уже через несколько недель потеплеет окончательно, а количество велосипедистов на дорогах возрастет многократно, что приведет к увеличению случаев ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов. И основная масса происшествий происходит по вине велосипедистов, которые не знают элементарных правил дорожного движения и поведения на дороге.

Цель. Формирование правил безопасного поведения водителя велосипеда (мопеда) на дорогах.

Гипотеза – предполагаю, что велосипед может быть другом, если соблюдать правила дорожного движения при езде на велосипеде, или может оказаться источником угрозы, если их не знать и не соблюдать.

Задачи:

сформировать у подростков осознанное и ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения;

воспитать у подростков навыки безопасного вождения велосипеда;

предупреждать случаи детских дорожно-транспортных происшествий, детского транспортного травматизма.

Объект: транспортное средство – велосипед.

Предмет: Конкурс исследовательских проектов по безопасности дорожного движения «Безопасная дорога».

При выполнении данной работы я использовала следующие методы:

сбор и анализ информации в библиотеке (фото 1, далее фотографии приведены в приложении 1), в сети интернет (фото 2), в отделе ГИБДД Управления МВД России по ЗАТО город Озерск (фото 3);

наблюдение за движением пешеходов и работой светофоров на крупных перекрестках (фото 4);

опрос учащихся 13-15 лет (фото 5);

анализ и оценка полученных результатов;

визуализация информации.

Глава 1. Общие сведения

1.1. История велосипеда

Велосипед (стар. фр. vélocipède, от лат. Vēlōx «быстрый» и pēs «нога») – колёсное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (крайне редко) через ручные рычаги. Наиболее распространены велосипеды с двумя колёсами, но бывают и трёхколёсные велосипеды. В современном мире также используют электропривод для усиления мускульной силы человека.

Правила дорожного движения России [3] определяют велосипед как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём».

Современный велосипед начал свою историю [6] уже относительно давно, с деревянного самоката, который был сделан почти 500 лет назад. Но если не заглядывать так далеко, а взглянуть, скажем, на 19 век, то там мы увидим рождение на свет «машины для бега», созданной немецким изобретателем Драйзом. Его изобретение было очень похоже на велосипед, за исключением лишь способа передвижения (рисунок 1, далее рисунки приведены в приложении 2). Для того чтобы ехать нужно было отталкиваться ногами от земли (рисунок 2).

Позже, другой изобретатель придумал педали. Благодаря ним приводилось в движение переднее колесо. Оно было очень большим, и мелькающие спицы напоминали лапки паука. Благодаря чему изобретение и называли «паук» (рисунок 3).

Потом был создан детский трехколесный велосипед, мало похожий на современный. Поскольку стоимость металла была высока, велосипед был с деревянными колесами (рисунок 4). И по размерам был примерно вдвое больше современного. Привычный для нас вид велосипед принял примерно в 90-е годы 19 века.

1.2. Первый велосипед в России

Создателем велосипеда в России является крепостной мастер Ефим Михеевич Артамонов. Свое творение он изобрел на одном из заводов Нижнего Тагила. Исторические записи свидетельствует, что в 1800 году, в день Ильи Пророка, Ефим Михеевич передвигался вдоль улиц Екатеринбурга на чудном велосипеде. В 1801 году Артамонов на изобретенном самокате смог добраться по разбитой дороге до столицы, которая находилась от его родного города в 5 тыс. км. В Москве на коронации царя в Сокольническом поле, создатель продемонстрировал изобретение (рисунок 5). За это Ефима Михеевича освободили от крепостного права.

Новое изобретение Артамонова весило порядка 40 кг. На переднем, ведущем колесе были установлены шатуны и педали. Ведущее колесо достигало свыше одного метра в своем диаметре. Величина заднего колеса была в два раза меньше. Величина велосипеда в высоту достигала полтора метра (рисунок 6).

В настоящее время велосипед хранится в краеведческом музее города Нижнего Тагила Свердловской области.

1.3. Применение

В основном велосипед применяют для следующих целей:

Транспорт – во многих странах велосипед используют для перевозки людей и грузов.

Спорт – есть множество различных спортивных дисциплин с использованием велосипеда.

Развлечение, досуг – сейчас процветает велотуризм, катание в рекреационных зонах. Детские, подростковые, цирковые велосипеды и т. д.

Примерно с конца 19 века велосипед используют почтовые службы многих стран. К примеру, британская почта использует велосипеды с 1880-х годов. Многие государственные службы так же активно используют велосипеды. Например, полиция многих стран при патрулировании пользуется велосипедами. В 1896 году полиция английского графства Кент закупила около двадцати велосипедов, а к 1904 году их количество уже насчитывало порядка 129.

Основное достоинство патрулей на велосипедах - это свобода от пробок, и бесшумное передвижение.

В Великобритании велосипеды традиционно используются для доставки газет. Благодаря этому становится возможным брать на работу подростков, у которых ещё нет водительских прав. В бедных странах велосипеды иногда используются для доставки обедов.

Скорая помощь многих городов так же пользуется в работе велосипедами. Например, Лондон, Таллинн и многие другие города (рисунок 7), что позволяет медикам быстрее добираться до пациентов по городским пробкам. Крупные компании, такие как «Мерседес-Бенц» активно используют велосипеды для передвижения по своим заводам. Для разных отделов предусмотрены велосипеды разного цвета.

1.4. Велосипед и здоровье

Велосипед – это не только экономичное средство передвижения, но и способ укрепления здоровья.

Двухколесное средство передвижения положительно действует на системы органов человека. При езде на нем приходят в движение 600 мышц человека и 206 костей его скелета.

Во время велосипедных прогулок человеческий организм получает воздействие (рисунок 8):

на мышцы и суставы – напрягаясь и расслабляясь, они получают физическую нагрузку;

на сердечнососудистую систему – перекачивание крови при движении способствует оздоровлению сосудов и улучшению состояния сердца;

на легкие – усиленная аэрация легочной ткани способствует снабжению кислородом мозга, мышц и других органов;

на глаза – постоянная нагрузка и фокусировка взгляда усиливают глазную мышцу, тренируют зрение и помогают сохранить здоровье глаз;

на нервную систему – поездки на свежем воздухе влияют на общий эмоциональный настрой человека, успокаивают и отвлекают от повседневности.

Таким образом, велосипед – составляющая здорового образа жизни, изобретение, которое помогает поддерживать и укреплять физическое и психическое здоровье человека.

А велосипедисты являются участниками общего дорожного движения. Перед началом езды велосипедисту необходимо очень хорошо изучить правила дорожного движения, чтобы безопасно перемещаться по городу и за его пределами.

Глава 2. Основные правила безопасности

2.1. Правила управления велосипедом

Велосипед – любимый вид транспорта, как взрослых, так и детей. Для одних он – развлечение, для других – средство передвижения.

Чтобы езда на велосипеде была безопасной, нужно знать и выполнять следующие правила [5]:

передвигаться на велосипеде по проезжей части дороги разрешается детям, достигшим 14 лет.

если ребенок еще не достиг 14 лет, то кататься на велосипеде ему можно во дворе, на спортплощадках, стадионах, в парках и других безопасных местах, где нет движения транспорта.

велосипед должен быть оборудован светоотражателями: спереди – белого цвета, по бокам – оранжевого, сзади – красного (рисунок 9).

перед поездкой надо проверить, работает ли руль, тормоза, звонок, хорошо ли прикреплено сиденье, и накачаны ли шины (рисунок 10).

нужно воздерживаться от езды на велосипеде, когда на улице темно, или в неблагоприятную погоду – туман, ливень, снег, гололедица и др.

нужно специально подбирать одежду для езды на велосипеде. Она должна быть удобной – спортивный костюм, кеды или кроссовки.

2.2. Ограничения и дорожные знаки

Как и любой другой транспорт, велосипед и его водитель должны соблюдать определенные правила и ограничения, связанные с передвижением.

Водителям велосипедов запрещается:

передвигаться по проезжей части, если рядом есть велосипедная дорожка;

передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам;

передвигаясь держаться за другое транспортное средство;

ездить, игнорируя элементарные правила безопасности, например, не держась за руль;

перевозить пассажиров старше 7 лет.

К велосипедистам относятся следующие дорожные знаки:

предписывающий 4.4 «Велосипедная дорожка» [1, с. 90]. Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено (кроме случаев, описанных выше);

запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено» [1, с. 58].

Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще. В частности, он должен обратить внимание на: информационно-указательные и знаки - 5.1 «Автомагистраль» [1, с. 98]; 5.3 «Дорога для автомобилей» [1, с. 99]; 5.33 «Пешеходная зона» [1, с. 127]; запрещающие знаки - 3.1 «Въезд запрещён» [1, с. 53]; 3.2 «Движение запрещено» [1, с. 54]; предписывающий знак - 4.5.1 «Пешеходная дорожка» [1, с. 91], которые запрещают движение велосипедов (кроме исключений для 5.33 и 4.5.1, описанных выше).

Все знаки, касающиеся велосипедистов, приведены в приложении 3.

Выделенные полосы для велосипедистов

Относительно недавно, с 2014 года, на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов [7]. Они обозначаются специальными знаками [1, с. 107, 109. 111], которые приведены в приложении 4. Это специальные полосы, которые предназначены только для велосипедов и мопедов. Так же, с 2015 года велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Они обозначаются специальными знаками [1, с. 106], которые приведены в приложении 5.

Если речь идет про пешеходные переходы, то велосипедисты обязаны пропускать пешеходов. Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

2.3. Правила дорожного движения для велосипедов

Для велосипедистов предусмотрены отдельные правила дорожного движения, поэтому давайте рассмотрим их. Если просматривать ПДД не очень внимательно, то может показаться что все правила сосредоточены в одном разделе – «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов» [3, с. 30]. Но это не так.

Конкретный пункт правил может относиться к нескольким участникам дорожного движения. К примеру, может относиться к механическому транспортному средству, водителю, транспортному средству. Механическим транспортным средством велосипед не является, так как у него нет двигателя. Но все пункты применимые к водителям и к транспортным средствам должны быть применены и к велосипедистам.

Но надо взять во внимание, что пункты, касающиеся пешеходов, не относятся к велосипедистам. Подобные пункты применимы лишь к тем, кто ведет велосипед.

Техническое состояние велосипеда

Руководствуясь ПДД, велосипедист обязан перед началом движения проверить техническую исправность своего транспортного средства [5]. И в пути периодически следить за этим. Если велосипед неисправен, а в частности есть проблемы с работой тормозной системы, рулевого управления, проблемы с фарами, задними габаритными огнями, то движение на таком транспортном средстве запрещается.

Согласно правилам дорожного движения запрещается движение на велосипеде, который находится в неисправном состоянии. Поэтому если вы специально удалили какой-то элемент велосипеда для уменьшения его веса, к примеру, тормозную систему, то вы автоматически становитесь нарушителями правил дорожного движения. За это в уголовном кодексе предусмотрены административные наказания.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Согласно правилам дорожного движения, велосипедом запрещается управлять в состоянии алкогольного опьянения. А так же запрещается передавать управление нетрезвым лицам. Об этом нужно помнить и соблюдать данные правила. Это для вашей же безопасности.

Сигналы поворота

Есть условные сигналы для поворотов (рисунок 11). Левый поворот соответствует вытянутой в сторону левой руки. Либо правая рука вытянута и согнута в локте под прямым углом. Для поворота вправо, аналогичные действия проводятся c правой или левой рукой. А если нужно затормозить, то для этого поднимают вертикально вверх левую или правую руки.

Такие сигналы водитель велосипеда должен подавать перед началом движения, поворотом, остановкой и перестроением. Так как световые сигналы установить на велосипед нет возможности, то это приходится делать при помощи рук.

В теории все понятно, но что касается практики, то там при поворотах лучше использовать руку, вытянутую в сторону необходимого поворота. Потому что этот сигнал наиболее универсален и понятен всем водителям. А вытянутая рука и согнутая в локте, может дезинформировать многих водителей. Руководствуясь ПДД сигналы поворота необходимо подавать заранее.

Некоторым могут показаться подобные сигналы поворотов сложными, но это не так. Достаточно лишь немного практики, и велосипедист будет делать это без проблем. Но стоит запомнить, что во время проведения таких сигналов не надо нажимать на тормоз, и следует избегать ям и кочек. Так велосипедист сможет избежать падения.

Глава 3. Экипировка и езда в ночное время

3.1. Оснащение велосипедов в ночное время

Световые приборы для велосипедов. Нередко велосипедистам приходится ездить в ночное время суток. В таком случае велосипед должен быть оснащен фарами или фонарями. В недостаточной освещенности или плохой видимости дороги, а также в тоннелях, на транспортном средстве должны быть включены приборы освещения. Что касается механических транспортных средств и мопедов, то у них должны быть включены фары ближнего или дальнего освещения. Велосипед должен быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой белого цвета [5]. Фонарь должен быть включен в тёмное время суток и при недостаточной видимости. Сзади велосипед должен быть оборудован световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны – световозвращателем оранжевого или красного цвета (рисунок 12). В дневное время суток на всех транспортных средствах должны быть включены фары ближнего света, либо ходовые огни. Это необходимо для лучшего обозначения движущегося объекта [9].

3.2. Основная экипировка велосипедиста

Если рассматривать дорожное движение, то велосипедисты относятся к категории малозащищенных участников. Водители автомобилей защищены от аварий системами безопасности, в отличие от велосипедистов. А за безопасность велосипедиста отвечает только его экипировка [4].

Велошлем. Для того чтобы защитить свою голову от возможных травм и ушибов, следует использовать шлем (рисунок 13).

Как правильно носить шлем? Носить шлем следует «под прямым углом». Велосипедисту должно быть в нём удобно, обязательно правильно фиксируйте застёжки ремней. Также велосипедный шлем не должен мешать обзору (рисунок 14).

Велоочки. При катании на велосипеде очень важно внимательно следить за дорогой. Но бывают ситуации, когда в глаза попадает пыль, мелкий мусор, песок или еще что-то. Из-за этого можно потерять контроль над велосипедом и упасть с него. Особенно опасно, когда вы передвигаетесь вблизи автомобильной дороги. Защитить свои глаза можно при помощи специальных очков для велосипедистов (рисунок 15). Такие очки изготовлены без применения стекла, способны защитить от ультрафиолетовых лучей, и имеют эргономичный дизайн.

Велозащита. Если вы планируете серьезно заняться велоспортом, или экстремальной ездой, то непременно понадобится велозащита (рисунок 16).

Такая экипировка сможет защитить велосипедиста от различных травм и повреждений. Как правило, для такой одежды используются прочные материалы и специальные вставки из особо прочных материалов. Это серьезная защита для позвоночника, грудной клетки, коленей и локтей.

Велоодежда. На выбор одежды влияет стиль вашего катания, а так же погодные условия при которых вы планируете ее использовать.

Велоодежда специально создана для езды на велосипеде, поэтому материалы там используются более качественные и технологичные. Как правило, поверхность такой одежды получается очень гладкой. В целом одежда более «дышащая», и позволяет быстро выводить пот на поверхность.

Велоперчатки. При управлении велосипедом, одну из ключевых ролей играют руки. Непосредственно ими и производится управление велосипедом. И чтобы лучше держать руль, избежать скольжения и мозолей, необходимо надевать специальные перчатки (рисунок 17). Бывают ситуации, когда приходится ездить по неровной местности, в таком случае вибрации и удары будут передаваться в ладони. Так же руки будут защищены от физического повреждения. Перчатки помогут избежать серьезных травм при падении, и смогут защитить от веток и кустарников.

Глава 4. Велосипедист и закон

4.1. Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание к статье 12.1:

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право [2, с. 135].

В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.

Тем не менее, для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил [2, с. 151]:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения.

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), -

влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение - нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1000 - 1500 рублей.

Однако есть в КоАП и ещё одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов [2, с. 152]:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

Ну а самое суровое наказание для велосипедиста - это штраф в размере 1000 - 1500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

Кроме того, любой штраф велосипедист может оплатить со скидкой 50% если оплатить наложенный штраф не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа .

Глава 5. Озерский городской округ и велосипед

5.1. Велосипед в наши дни

В настоящее время велосипеды наиболее популярны в странах Северной и Западной Европы. Самая «велосипедная» страна Европы - Дания, средний житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра [6]. Следом идут Нидерланды (853 км) (фото 7). В Бельгии и Германии средний житель проезжает за год на велосипеде около 300 километров (фото 8).

В Финляндии велосипеды повсеместно используются, несмотря на суровый климат. На них принято ездить и зимой.

Во многих странах восточной и юго-восточной Азии, таких как Китай, Индия и Индонезия, велосипед является одним из основных средств передвижения благодаря своей дешевизне.

В России велосипед распространён слабо, за исключением особых мест, таких как Академгородок в Новосибирске, где их численность напоминает места Амстердама. Например, в Москве этот вид транспорта не пользуется такой популярностью, как в Европе, даже летом. Причин этому несколько: неразвитость велосипедной инфраструктуры (велодорожки, велостоянки и др.), перегруженность улиц мегаполиса автомобильным транспортом, неудобство хранения велосипеда в многоквартирных домах, а также отношение большей части населения к велосипеду как к «несерьёзному» виду транспорта.

5.2. Озерский городской округ и велосипед

В ходе выполнения данной работы, я изучила возможности Озерска и поселка на наличие велосипедных дорожек (инфраструктуры) для поездки на велосипеде. Оказалось, что жизнь и быт велосипедистов в Озерском городском округе совсем не так прост, как и по всей России.

Первая проблема – это бордюры (фото 9), так как не получится просто набрать скорость, потому что очень часто приходится слезать с велосипеда.

Вторая проблема – это стекла на дороге (фото 10), то есть разбитые стеклянные бутылки. Опять же скорость не развить, потому что смотреть надо, как говорится, в оба, чтобы не проколоть колёса.

Поскольку во время прогулок или просто после работы, велосипедисты, как и все другие, любят заехать в магазин за продуктами, появляется третья проблема – проблема парковок. Их для велосипеда катастрофически мало, не у всех продуктовых магазинов и аптек они есть, что уж говорить о других предприятиях (фото 11-12)! Правда, некоторые крупные магазины и учреждения идут в ногу со временем, и установили специальные сооружения для парковки железного друга (фото 13-16).

Ну, а самое главное – места для катания на велосипеде. Единственная велодорожка есть на набережной Гайдара (фото 17-18), да только там те же стекла, бесконечные бродячие собаки. Можно покататься и в парке, что многие озерчане и делают. Это гарантированный свежий воздух, отсутствие автомобилей, озеро и гладкие дорожки. Только далековато находится.

Таким образом, в Озерском городском округе, как во многих городах России, нет возможности для полноценной езды на велосипеде.

5.3. Озерский городской округ и безопасность дорожного движения

Пешеходы и велосипедисты – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией – как правило, пешеход или велосипедист получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью.

В последние годы в Озерском городском округе проведена большая работа по обеспечению безопасности движения пешеходов и велосипедистов. Оборудованы новые пешеходные переходы (например, на круговом движении в центре поселка Новогорный) (фото 19), установлены новые оборудования для освещения и дополнительного обозначения пешеходных переходов на солнечной энергии, в комплект которого входят светофор с миганием желтого света и светодиодный светильник направленного света, оснащенный датчиком движения и датчиком освещенности, то есть светильник включается в темное время суток при появлении пешехода в зоне пешеходного перехода и выключается через несколько минут после того, как пешеход покинул переход (фото 20). Такие оборудования появились возле двух зданий школы №41, расположенных в разных частях посёлка Новогорный (фото 21-22). Также появилось на перекрестке возле школы №22 в посёлке Татыш (фото 23).

За безопасность пешеходов борьба развернулась и на больших перекрестках города.

На перекрестках крупных транспортных узлов, например, на пересечении проспекта Карла Маркса с улицей Октябрьской (фото 24), выделили отдельную фазу светофора, когда все автомобили стоят, и дорога абсолютно свободна для пешеходов. Изучая движения на данных перекрестках, я заметила, что время, выделенное для перехода пешком, настолько мало, что людям пожилого возраста приходится заканчивать движение, когда уже стартуют автомобили. То есть, перейти такой большой перекресток за одну фазу просто невозможно. Слишком длинное расстояние надо пройти всего за 19 секунд. По моим наблюдениям, столько секунд горит разрешающий сигнал светофора для пешеходов.

В связи с этим, хочу обратиться к сотрудникам ГИБДД рассмотреть вопрос о нанесении разметки «Пешеходный переход» по диагонали на данных перекрестках для удобства пешеходов, как показано на рисунке 18.

5.4. Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей за 2016-2017 годы в Озерском городском округе

В ходе проведения данной работы, я провела анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей за 2016 и 2017 годы в Озерском городском округе [8] (приложение 6, таблица 1).

По итогам 2017 года количество ДТП по сравнению с 2016 годом на территории округа значительно снизилось с 57 до 54 ДТП, т.е. 5,3%. При этом число раненых при ДТП людей снизилось на 4,8% (с 63 до 60 человек). В том же периоде при ДТП погибли 2 человека, это ниже показателя 2016 года на 33,3% (3).

Состояние детского дорожно-транспортного происшествия не изменилось. С участием детей в возрасте до 16 лет зарегистрировано по 4 ДТП в отчетном 2017 году и сравниваемом 2016 году. При этом в 2017 году по собственной неосторожности ранен 1 ребенок, в 2016 году таких ДТП не регистрировалось.

Самой актуальной проблемой остается обеспечение безопасности пешеходов. Число ДТП с их участием снизилась на 16,7% (с 18 до 15 ДТП), сократилось число ДТП, совершенных на пешеходных переходах с 8 до 6, т.е. на 25%. Однако сохранилось на уровне 2016 года количество погибших пешеходов (по 1 человеку). Не снизилось число наездов, причиной которых стало нарушение ПДД самими пешеходами. Рост ДТП данного вида составил 80%, в абсолютном значении – с 5 до 9 наездов. Число ДТП с участием велосипедистов осталось на прежнем уровне – по 2 случая, из них в 2016 году пострадала девочка 2003 года рождения и в 2017 году также пострадала девочка 2000 года рождения.

Выводы. Снижения числа ДТП с участием пешеходов, и ДТП, зарегистрированных на пешеходных переходах, свидетельствуют о положительном влияние мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях, Управлением образования в лице Дворца творчества детей и молодёжи и отделом ГИБДД Управления МВД России по ЗАТО город Озерск. Данный конкурс исследовательских проектов по безопасности дорожного движения «Безопасная дорога» тоже является одним из таких мероприятий.

Глава 6. Анкетирование учащихся на знание правил дорожного движения

Скоро на Урале установится достаточно теплая погода, которая приведет к значительному увеличению количества двухколесных транспортных средств на дорогах. Сотни водителей велосипедов и мопедов появятся на городских улицах и вольются в плотный транспортный поток.

По наблюдениям многие водители двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Проверить, насколько хорошо велосипедисты знают свои права и обязанности, я провела анкетирование среди учащихся нашей школы в возрасте 13-15 лет. В опросе участвовали 25 учащихся. Анкета состояла из 10 вопросов (приложение 7).

По результатам анкетирования учащихся 7-8 классов на знание правил дорожного движения при езде на велосипеде можно сделать вывод, есть пробелы в знаниях по поведению велосипедистов. Это объясняется тем, что не все они являются велосипедистами, а те, кто имеет велосипед, невнимательно изучают правила езды на велосипеде. Об этом свидетельствуют данные ответы респондентов. На диаграммах показаны, в каких вопросах есть большие пробелы (приложение 7, таблица 2 и диаграммы 1, 2, 3, 4).

Но в целом дети понимают необходимость соблюдения правил дорожного движения. Об этом свидетельствует отсутствие нарушений правил дорожного движения в течение 2016 и 2017 годов со стороны учащихся нашей школы.

Заключение

В работе были рассмотрены основные правила дорожного движения, касающиеся велосипедистов. Все основные рекомендации и правила для безопасной езды были рассмотрены. Следуя элементарным правилам и рекомендациям, каждый велосипедист сможет обезопасить себя от возможных негативных последствий, таких как ДТП, штрафы, или падения.

Была рассмотрена инфраструктура для полноценной езды на велосипеде и проведён анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей за 2016 и 2017 годы в Озерском городском округе. По итогам 2017 года количество ДТП по сравнению с 2016 годом на территории округа значительно снизилось. Состояние детского дорожно-транспортного происшествия не изменилось. С участием детей в возрасте до 16 лет зарегистрировано по 4 ДТП в отчетном 2017 году и сравниваемом 2016 году. Число ДТП с участием велосипедистов осталось на прежнем уровне.

Так же был произведен опрос учащихся с целью выявления общей грамотности в вопросах дорожного движения и ПДД при езде на велосипеде. Как вы смогли заметить, число велосипедистов имеющих пробелы в знании данной области превышает число подкованных детей. Что ещё раз подтверждает актуальность выполненной работы.

Таким образом, отвечая на вопрос, поставленный в названии моей исследовательской работы, "Велосипед: двухколесный друг или опасность для окружающих?", отвечу: при соблюдении правил дорожного движения велосипед является другом человека!

Список использованной литературы

Все о дорожных знаках и разметке на 2017 год / Под ред. А. Барбакадзе. – М. АСТ, 2017. – 90-93, 106-111 с.

Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях / М. Омега-Л, 2016.

Правила дорожного движения / М. Третий Рим, 2017. – 30 с.

Велофорум [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://velosipedinfo.ru/velosipednaya-ekipirovka

Велосипед. ПДД РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: / https://ru.wikibooks.org/wiki/Велосипед/Правила_дорожного_движения/РФ

История велосипеда [Электронный ресурс]. Режим доступа: / https://ru.wikipedia.org/wiki/История_велосипеда

ПДДМастер [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://pddmaster.ru/pdd/pdd-dlya-velosipedistov.html#14

Озерский городской округ. Справка к комиссии по безопасности дорожного движения о состоянии аварийности за 2017 год в Озерском городском округе [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://ozerskadm.ru/about/info/news/34709/

forwardvelo [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://forwardvelo.ru/helpful/safe-driving/

po-miry.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://www.po-miry.ru/POHOD/TURIZM_STATJA/VELO/bezopasnost.htm

Provelo [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://www.provelo.ru/models-odezhda/

velosreda [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://velosreda.ru/pravila-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-velosipedistov

Приложение 1

Фотографии

Фото 1. Поиск информации в библиотеке.

Фото 2. Поиск информации в сети Интернет.

Фото 3. Поиск информации в отделе ГИБДД Управления МВД России по ЗАТО город Озерск.

Фото 4. Наблюдение за движением пешеходов и работой светофоров на крупных перекрестках в городе.

Фото 5. Опрос учащихся 13-15 лет.

Фото 6. Велосипедист, нарушивший ПДД при переходе пешеходного перехода.

Фото 7. Трёхэтажная велостоянка у Центрального вокзала в Амстердаме

Фото 8. Велосипедная парковка в Лондоне

Фото 9. Первая проблема – это бордюры.

Фото 10. Вторая проблема – это стекла на дороге, то есть разбитые стеклянные бутылки.

Фото 11-12. Отсутствуют велопарковки.

Фото 13-14. Некоторые крупные магазины и учреждения установили специальные сооружения для парковки двухколесного друга.

Фото 15-16. Некоторые крупные магазины и учреждения установили специальные сооружения для парковки двухколесного друга.

Фото 17-18. Велосипедная дорожка на набережной Гайдара.

Фото 19. Обновленный пешеходный переход в центре Новогорного.

Фото 20. Новые оборудования для освещения и дополнительного обозначения пешеходных переходов на солнечной энергии.

Фото 21. Новое оборудование на перекрёстке возле здания

начальной школы №41 в Новогорном.

Фото 22. Новое оборудование на перекрёстке возле здания

средней школы №41 в Новогорном.

Фото 23. Новое оборудование на перекрёстке возле средней школы №22 в Татыше.

Фото 24. На перекрестке проспекта Карла Маркса с улицей Октябрьской.

Приложение 2

Рисунки

Рисунок 1. Велосипед, созданный немецким изобретателем Драйзом.

Рисунок 2. Велосипед Драйза в движении

Рисунок 3. Велосипед - "паук" Рисунок 4. Детский трехколесный велосипед.

Рисунок 5. Ефим Михеевич Артамонов на коронации царя

в Сокольническом поле в Москве.

Рисунок 6. Велосипед Артамонова.

Рисунок 7. Велосипед «Скорой помощи» в Лондоне

Рисунок 8. Влияние езды на велосипеде на организм человека.

Рисунок 9. Велосипед, оборудованный светоотражателями.

Рисунок 10. Проверка состояние велосипеда перед поездкой.

Рисунок 11. Сигналы, подаваемые велосипедистом.

Рисунок 12. Световые приборы для велосипедов

Рисунок 13. Велошлем

Рисунок 14. Порядок правильного ношения велошлема.

Рисунок 15. Велоочки.

Рисунок 16. Велозащита.

Рисунок 17. Велоперчатки.

Рисунок 18. Дорожная разметка "пешеходный переход" по диагонали.

Приложение 3

Дорожные знаки для велосипедистов

3.9

Движение на велосипедах запрещено

4.4.1

Велосипедная дорожка

4.4.2

Конец велосипедной дорожки

5.1

Автомагистраль

5.3

Дорога для автомобилей

5.33

«Пешеходная зона

3. 1

Въезд запрещён

3.2

Движение запрещено

4.5.1

Пешеходная дорожка

4.5.2

Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещённым движением (велопешеходная дорожка с совмещённым движением)

4.5.3

Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещённым движением (велопешеходная дорожка с совмещённым движением)

4.5.4

Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения

4.5.5

Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения

4.5.6

Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения (конец велопешеходной дорожки с разделением движения)

4.5.7

Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения (конец велопешеходной дорожки с разделением движения)

Приложение 4

Дорожные знаки, обозначающие выделенные полосы для велосипедистов

5.14.2

Полоса для велосипедистов

5.14.3

Конец полосы для велосипедистов

Действие знаков распространяется на полосу, над которой они расположены.Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.

5.11.2

Дорога с полосой для велосипедистов

Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

5.12.2

Конец дороги с полосой для велосипедистов

5.13.3

Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

5.13.4

Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

Приложение 5

Дорожные знаки, обозначающие выделенные полосы для маршрутных транспортных средств

5.14

Полоса для маршрутных транспортных средств

5.14.1

Конец полосы для маршрутных транспортных средств

Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Отменяет действие знака 5.14. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

5.11.1

Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств

5.12.1

Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств

Дорога, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся по специально выделенной полосе навстречу потоку транспортных средств.

Отменяет действие знака 5.11.1

5.13.1

5.13.2

Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Приложение 6

Таблица 1

Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей

за 2016-2017 годы в Озерском городском округе

Показатели

2016

2017

Всего ДТП

В том числе: общее число раненых при ДТП

общее число погибших

57

63

3

54

60

2

В том числе, с участием пешеходов

Из них:

пострадали

погибли

по вине пешеходов

число ДТП, совершенных на пешеходном переходе

число ДТП с участием детей до 16 лет

18

17

1

5

8

4

15

14

1

9

6

4

В том числе, с участием велосипедистов

из них пострадали

2

1

2

1

Приложение 7

Анкета. Самые сложные вопросы ПДД для велосипедистов

1. Должен ли велосипед быть оснащен звуковым сигналом?

А. По желанию водителя. Б. Нет.

В. Да. Г. По требованию сотрудника ГИБДД

2. Кто из велосипедистов не нарушает правила?

 

А. Велосипедист слева.

Б. Велосипедист справа.

В. Оба нарушают.

Г. Никто не нарушает.

3. Какая дистанция должна быть между группами велосипедистов, движущихся в колонне?

 

А. 40 - 60 м.

Б. 60 - 80 м.

В. 80 - 100 м.

Г. 100 - 120 м.

4. Можно ли управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой?

 

А. Да.

Б. Только при перемещении по велосипедной дорожке.

В. Нет.

Г. Только при переходе на зеленый сигнал светофора.

5. Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров?

 

А. Первый.

Б. Второй.

В. Оба нарушают.

Г. Оба не нарушают.

6. Можно ли велосипедисту в указанной ситуации повернуть налево?

 

А. Нет.

Б. Да.

В. По желанию.

Г. Да, пропустив трамвай.

7. Нарушаются ли Правила в изображенных ситуациях?

 

А. Только на первом рисунке.

Б. Только на втором рисунке.

В. На обоих рисунках нарушают.

Г. На обоих рисунках не нарушают.

8. Какие грузы разрешается перевозить велосипедисту?

 

А. Только такие, которые не мешают управлять велосипедом.

Б. Только такие, которые не создают препятствий другим участникам дорожного движения.

В. Только такие, которые выступают не более на 0,5 м по длине или ширине за габариты.

Г. Все перечисленные выше грузы.

9. Что это за знак?

 

А. Движение велосипедов запрещено.

Б. Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой.

В. Велосипедная дорожка для красных велосипедов.

Г. Движение велосипедов в колонну.

10. Разрешается ли велосипедистам перемещаться по автомагистралям?

 

А. Нет.

Б. Разрешается при условии, что велосипедист будет вести велосипед рядом с собой.

В. Да.

Г. Разрешается при условии, что велосипедист будет ехать по обочине.

Зелёным цветом выделен правильный вариант ответа.

Таблица 2

Результаты анкетирования

пп

Вопросы

Варианты ответов

Ответили, %

А

Б

В

Г

верно

не верно

1

Должен ли велосипед быть оснащен звуковым сигналом?

9

3

13

 

52

48

2

Кто из велосипедистов не нарушает правила?

12

5

 

8

48

52

3

Какая дистанция должна быть между группами велосипедистов, движущихся в колонне?

18

3

3

1

12

88

4

Можно ли управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой?

8

4

13

 

52

48

5

Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров?

18

 

5

2

72

28

6

Можно ли велосипедисту в указанной ситуации повернуть налево?

8

1

 

16

32

68

7

Нарушаются ли Правила в изображенных ситуациях?

18

 

6

1

76

24

8

Какие грузы разрешается перевозить велосипедисту?

9

5

2

9

8

92

9

Что это за знак?

13

11

 

1

44

56

10

Разрешается ли велосипедистам перемещаться по автомагистралям?

6

6

1

12

24

76

В выделенных жёлтых клетках указан правильный вариант ответа.

В выделенных красных клетках указаны в каких вопросах есть большие пробелы.

Диаграммы

Диаграмма 1 к вопросу №3

Диаграмма 2 к вопросу №6

Диаграмма 3 к вопросу №8

Диаграмма 4 к вопросу №10

Просмотров работы: 242