Автомобильная загруженность городских жилых кварталов: проблемы и пути их решений

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Автомобильная загруженность городских жилых кварталов: проблемы и пути их решений

Кошкарева  К.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 53»
Киселева  С.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 53»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В настоящее время права граждан нашей страны на благоприятную для жизни окружающую среду повсеместно вступают в противоречия с экологическими проблемами, которые обусловлены резко возросшей антропогенной нагрузкой на среду, в наиболее ярком виде проявляющуюся в крупных городах. Среди всего перечня негативных факторов, на одном из первых мест стоят проблемы, связанные с автотранспортом. В силу не предусмотренности в планировочных схемах большинства городов мест для парковки такого числа машин, они становятся фактором прямого негативного воздействия на среду проживания и длительного пребывания наших граждан, занимая места имеющихся зелёных насаждений, ухудшая их состояние и превращая наши дворы в безжизненные парковочные пространства.

Мы уверены, что данная проблема является одной из насущных и требующих неотлагательного решения и в нашем городе, что послужило побудительной причиной к нашей исследовательской работе.

Объект и предмет исследования:

Объектом исследования является автотранспорт расположенный на территории жилого квартала, предметом исследования выступает количество автотранспорта и проблемы связанные с ним.

Цель

Выявление и оценка всего круга проблем, существующих в жилых кварталах многоэтажной жилой застройки в связи с размещением в них личного автотранспорта на примере одного из кварталов микрорайона Старый Аэропорт Устиновского района г. Ижевска и рассмотрения путей их решения.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.

2. Установить общее количество автотранспорта находящегося на внутриквартальной территории и сравнить их с данными за 2014 год исследований.

3. Выявить и закартировать ситуации связанные с негативным воздействием хранящегося личного автотранспорта в отношении зелёных насаждений, условий работы аварийных и экстренных служб, условий, обеспечивающих возможность полноценного и безопасного отдыха населения и игр детей.

4. Выявить условия и предложить рекомендации для более оптимального размещения автотранспорта в кварталах и дворах.

Актуальность работы

Количество автотранспорта в нашем городе неуклонно растёт, что обуславливает возникновение и обострение большого круга экологических и социально-экологических проблем, одной из которых является неприспособленность кварталов городской жилой застройки к размещению на своей территории такого количества личного автотранспорта.

Гипотеза

В связи с тем, что Устиновский район относится к районам города с плотной многоэтажной застройкой проблемы связанные с неорганизованным размещением личного автотранспорта на территории его жилых кварталов имеют насущный характер и тенденции к обострению.

Литературный обзор

Из истории проблемы автотранспортной загруженности жилых кварталов г. Ижевска

Проблема хранения личного автотранспорта изначально решалась в Ижевске, как и в большинстве городов России, путем размещения индивидуальных гаражей за городом. Это было очень неудобно, ведь чтобы воспользоваться автомобилем, необходимо было добираться до гаража на общественном транспорте порой целый час, а то и больше, потом, поставив машину на место, столько же надо было ехать в обратном направлении. Индивидуальные гаражи к 90-м годам практически окружили весь город, уродуя большую часть подъездов к нему. Кроме того, они занимали очень большие территории, которых в результате все равно стало не хватать и власти, не придумав ничего лучше, стали вырубать под автокооперативы пригородные леса и размещать их в поймах и даже в руслах рек. Уже через несколько лет город лишился, пожалуй, самых лучших участков своего зеленого пояса. Особенно жалко многолетние липовые рощи в Ленинском районе, юго-восточную окраину города (Ярушкинский лес), застроенную большим количеством автокооперативов и несколько рощ в водоохраной зоне Ижевского пруда. Резкое увеличение количества личного автотранспорта, обозначившееся с начала 90-х – 2000-х годов сделало необходимостью решать задачу хранения частного транспорта. Но как это ни странно, проблему решали все время однобоко, рассматривая только задачу пропускной способности городских дорог. Когда же заходил разговор о содержании автотранспорта, то принимали дикие и абсолютно противозаконные решения. То отводили участки под автокооперативы на окраинах города и вырубали для этого пригодные леса, когда же люди перестали покупать гаражи «за тридевять земель», то стали размещать их в поймах (река Позимь на выезде из города в сторону Завьялово) и даже в руслах рек (Карлутка, Подборенка, Октябринка, Чемошурка). Когда и эти территории исчерпали свои возможности проблему перестали решать вообще.

Впервые данную проблему публично обсуждали в редакции газеты "Удмуртская Правда" еще в 1988 году. Уже тогда один ее читатель пожаловался на то, что пройдя по улице расстояние в две автобусные остановки он насчитал пять автомобилей припаркованных на газонах. Уже тогда органы МВД, по сути, не справлялись со своими обязанностями. Были единичные случаи хранения автомобилей во дворах, но их, как правило, прекращали сами жильцы. Особенно эта проблема начала обостряться после 2005-2006 года. [1]

2. Положение дел с объёмом автопарка и парковками машин в. г. Ижевске в настоящее время

В Ижевске в 2013 г. было зарегистрировано более 180 тысяч единиц личного автотранспорта. Каждый год количество автомобилей в городе, начиная с 1992 года, увеличивается, в среднем, на 5500–7000 машин в год. Количество автотранспорта, по данным МВД, в 1993 году составляло 77650 единиц, в 2003 году — 163891, в 2011 году — 173499. Средний годичный прирост автомобилей в Ижевске с 1992 года — 5500 машин. Рекордные цифры: в 1993 году — количество автомобилей выросло на 12511 единиц, в 2003 году — на 18825. В 2013 году темп роста количества автомобилей в столице Удмуртии достиг 4,5% и составил 9 тысяч автомобилей в год [2].

За период с декабря 2012 года по декабрь 2014 количество доля семей, владеющих автомобилем, выросла на 4,5%. Если же в качестве отправной точки брать 2000 год, то показатели роста превышают 100%. 15 лет назад только 11,2% жителей являлись собственниками автомобиля. Через 10 лет показатель увеличился до 20%. На 1 января 2014 в регионе на 1000 человек приходилось уже 243 личных автомобиля. Если же учесть коммерческий транспорт, цифру можно увеличивать как минимум на 20%. 243 или даже 300 автомобилей на 1000 жителей. Всё это существенно обостряет круг проблем, связанных с загруженностью автотранспортом городских улиц и жилых кварталов.

Между тем в городе все еще реализуется «уплотнительный» вариант Генплана, в котором на местах старых автостоянок находятся социальные объекты, а строительство новых не предусмотрено. Законодатели и градостроители разводят руками: автомобилей слишком много и единственно-верного решения проблемы попросту не существует.

Администрация города уже много лет отражает атаки общественности, требующей так или иначе начать решать проблему с парковками автомобилей во дворах. И вот в этом году городские власти объявили о старте сразу нескольких проектов этом направлении. Первый из них — многоуровневые паркинги. Еще в 2007 году Администрация города по программе стимулирования инвестиционной активности разработала проект, предусматривающий строительство сети надземных многоуровневых парковок автотранспортных средств на принципах муниципально-частного партнерства, однако дело застопорилось — инвесторы не готовы были вкладываться на предлагаемых условиях.

Но вот 27 июня 2013 года глава администрации Ижевска Денис Агашин , выступая на сессии Гордумы с докладом по итогам работы в 2012 году, рассказал о том, что с 2015 по 2019 годы на месте нынешних плоскостных стоянок в Ижевске будут построены восемь наземных многоуровневых паркингов на 3760 машиномест. Четыре из них будут расположены в Устиновском районе, два — в Первомайском, по одному — в Ленинском и Октябрьском. Условия конкурса уже опубликованы и до середины ноября 2013 года станет известно, какие компании будут реализовывать этот проект, который, кстати, является первым опытом муниципально-частного партнерства в республике.

По словам Дмитрия Космина , заместителя главы администрации Ижевска по экономическому и инвестиционному развитию, механизм партнерства в данном случае довольно прост: город на конкурсной основе предоставит им земельные участки, которые сейчас находятся под плоскостными стоянками, в аренду на 49 лет: «В течение этих лет они будут платить концессионную плату, и доходов город не потеряет. Как минимум, это будет та же сумма, что поступает сейчас в бюджет от тех, кто арендует стоянки. Инвестор получит платежи от клиентов парковки. По истечению срока соглашения парковки перейдут в собственность города. По условиям конкурса плата не должна быть меньше чем сейчас, кто предложит больше тот и станет его победителем. Так эти муниципальные земли будут использоваться более рационально».

По мнению Дмитрия Космина, подземные парковки пока не могут составлять реальную альтернативу придомовой территории, формально запретной для ночной стоянки автомобилей. Стоимость одного машиноместа на них может доходить до 1 миллиона рублей, тогда как на санкционированной стоянке можно хранить машину за 1 тысячу рублей в месяц, или за 12 тысяч рублей в год.

Довольно действенной мерой, которой уже 2 года прибегает городская администрация для борьбы с пробками, возникающими из-за неправильно припаркованных автомобилей, стала эвакуация автомобилей нарушителей на штрафстоянки и регулярные рейды ГИБДД по тем местам, где такие нарушения уже стали нормой и создают проблемы с трафиком — только с начала года по итогам этих рейдов было выписано свыше 1,3 тысячи штрафов.

Второй проект администрация города, касающийся парковок, проблему «автомобилей во дворах» не решит, а может кое-где и усугубит. Уже в этом году Администрация Ижевска собирается сделать платной парковку на ижевских улицах —прежде всего в центральной исторической части города. В настоящее время Администрация готовит положение, определяющее порядок создания и использования платных парковок, а также разрабатывает систему централизованного автоматизированного контроля за их использованием. В нем будет утвержден перечень размещения платных парковок и парковочных мест. Возможно, уже в этом году плату с водителей будут взимать на ул. ул. Красноармейская на участке, где расположены цирк, автовокзал и Центральный рынок.

По словам Николая Швецова, начальника УМВД России по г. Ижевску, даже проект постройки многоуровневых паркингов будет реализован в полном объеме, озвученного количества машиномест будет все равно недостаточно. По его мнению, нужно еще больше увеличивать число парковочных мест в городе, строить охраняемые автостоянки около жилого сектора. Заниматься этим муниципальные власти должны вместе с управляющими организациями, которые будут оборудовать дворы многоэтажных домов шлагбаумами и средствами видеонаблюдения.

Ответственность за неправильную парковку лежит на управляющих компаниях и товариществах собственников жилья, подчеркнул Николай Шингаркин, начальник муниципальной милиции : «Если автомобили стоят на газонах, жители многоквартирных домов могут обращаться в свои управляющие организации с требованием навести порядок. Именно УК и ТСЖ должны содержать газоны в надлежащем состоянии и не допускать нахождения на них транспортных средств. Мы будем привлекать управляющие компании за то, что они допускают такие нарушения, как парковка в неположенных местах».

Николай Шингаркин добавил, что законом в настоящее время не установлена ответственность самих граждан, паркующихся в неположенных местах: «Назрела необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство. Этот вопрос уже обсуждался на Общественном совете при МВД, который прошел в июне. Когда ответственность граждан будет установлена законодательно, нарушения будут фиксироваться, скорее всего, в соответствии со ст.2.6.1 КоАП РФ, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме», — сказал эксперт.

«Навести порядок с парковками на придомовой территории могут только сами жители. По их желанию во дворах могут быть установлены ограждения. Администрация не имеет права тратить на это бюджетные средства, — категоричен Дмитрий Космин. —Нехватка стоянок — общая проблема для всех больших городов. Помочь сможет только законодательно установленный запрет на ночную стоянку во дворах и очень большие штрафы, но то что они будут установлены в ближайшее время, маловероятно».

Еще одна мера, к которой прибегла администрация города, чтобы решить вопрос придомовыми стоянками и парковки в неположенных местах во дворах — это установление нормативов по количеству парковочных мест на гостевых стоянках для многоквартирных жилых домов. Денис Агашин подписал Постановление от 13 марта 2012 года № 231, которым предписано, что для вновь проектируемых многоквартирных жилых домов, финансируемых за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов, количество парковочных мест должно составлять 50% от количества квартир. Для МКД бизнес-класса, проектируемых без привлечения бюджетных средств, норматив — 70%.

Эти нормативы обязательны к исполнению для застройщиков, инвесторов, проектировщиков, а также для Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска которые будут проектировать и строить многоквартирные жилые дома после выхода постановления. «Если не будет нужного количества парковок, дом просто не будет принят», — утверждает Труфанов Константин , советник Главы Администрации города Ижевска.

По мнению Екатерины Кабановой, члена совета региональной общественной организации «Автомобилисты Удмуртии», лучшим решением проблемы было бы не увеличение высотности домов Ижевска и строительство вокруг них больших автостоянок, а развитие пригорода, создание «одноэтажной Удмуртии»: «Для этого надо, чтобы администрации муниципалитетов делали пригородные территории привлекательными для горожан. На них не будет проблем с парковками, так как места там предостаточно, — рассуждает эксперт. — Но это в отдаленной перспективе. Если же двор — это всего лишь небольшая придомовая территория, как в домах старой застройки, то, конечно, въезд и парковку автомобилей там надо ограничивать, а площадку для парковки обустраивать в другом месте, при этом делать ее общей для нескольких домов», — уверена она.

Очевидно, что возможности выделить место для автомобиля каждого жителя дома в ижевских дворах нет. Между тем, Жилищный кодекс РФ гласит, что собственники придомовых земельных участков вправе распоряжаться ими, но только в рамках разрешенного целевого использования, и, согласно ст. 36, п. 2 Конституции РФ, при условии соблюдения прав и законных интересов иных лиц [2].

3. Проблема транспорта в городах в свете достижений современной урбанистики

Исследования показывают, что ни один город мира, не сможет удовлетворить желание всех его жителей иметь свой автомобиль (а то и два). В мире существуют градостроительные концепции, в которых задача создания удобного для жизни города решается именно через призму решения транспортной проблемы. В первую очередь это относится к работам Вукана Р. Вучика. Вукан Р. Вучик – один из самых авторитетных в мире ученых-урбанистов разрабатывающих и осуществляющих градостроительные проекты через решение транспортных проблем города. Он не только известный теоретик в этой сфере, но и является практикующим консультантом многих городских администраций, в частности Белграда, Каракаса, Эдмонтона, Лимы, Манчестера, Мехико, Неаполя, Нью-Йорка, Перта, Феникса, Рима и Торонто. Автор целого ряда крупных проектов транспортного планирования. Профессор, читает лекции по урбанистике и транспортному проектированию во многих университетах мира.

Вучик отмечает, что ключевой информацией для оценки транспортной ситуации являются сведения о количестве автомобилей для городов с различной численностью населения. Для городов с 400-600 тыс. жителей, в которых не решались задачи пропускной способности транспорта и проблемы его хранения, кризисным количеством машин является 300 автомобилей на 1000 человек. В Ижевске по официальной статистике на начало 2013 года население составляло 632.913 чел., а количество автомобилей - 180999 единиц. То есть, на 1000 человек в городе Ижевске приходится примерно 285 автомобилей. Если учесть что за год парк автомобилей увеличивается на 7-7,5 тыс. единиц, то можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время этот порог будет преодолен. Это значит, что явление больших пробок и отсутствия территорий для хранения машин вступит в хроническую фазу.

Однако есть города, где количество автомобилей на 1000 человек достигает 500-600 единиц, при этом соблюдение принципов управления транспортной системой и осуществление разработанных с учетом этих принципов проектов планировки этой системы позволило избежать кризисных явлений при дальнейшем росте городов.В мировой практике решения такой задачи наработки Вучика принято называть «руководством пользователя». Наиболее наглядные и действенные элементы этого руководства связаны, как показывает опыт, вовсе не с движением автомобилей, а с их хранением и парковкой. Оно и понятно: 90% и более времени основная масса автомобилей не едет, а стоит.

Вот основные принципы этого «руководства» [3]:

Принцип № 1. Пешеход важнее автомобиля. Велосипедист важнее автомобиля. Маршрутный автобус или трамвай важнее автомобиля. Все автомобилисты равны. Едущий автомобиль важнее припаркованного: первый выполняет полезную транспортную работу, второй – нет. Соответственно, парковка немыслима на тротуаре, во дворе (если этот двор не находится в вашей частной собственности) и, разумеется, везде, где вы можете хоть чем-то помешать движению автомобилей и пешеходов, а также работе общественного транспорта.

Принцип № 2. Единственный кусок городского пространства, где автомобилист не является угнетенным существом и где он не увидит ни пешеходов, ни велосипедистов, ни остановок общественного транспорта, это сеть городских скоростных магистралей (фривэев), трассированных вне пятна застройки. Ни один продвинутый мегаполис мира не обходится без четкой функциональной стратификации улично-дорожной сети. Первый, базовый контур—это улицы. Здесь хозяин – пешеход, которому надо спускаться под землю только для входа в метро, но не для перехода проезжей части. Здесь скорости движения автомобилей строго лимитированы и светофоры на каждом шагу. Второй контур – фривэи, исключительными пользователями которых являются автомобилисты. Скорости здесь высокие (по различным национальным и местным нормам до 100 миль в час, а иногда и вовсе без ограничений); примыкания – редкие и правильно обустроенные; пешеходов и светофоров нет вовсе. Характерные для Москвы многополосные проспекты и шоссе, представляющие собой гибриды улиц и фривэев, встречаются также и за пределами России, но во всех случаях считаются вынужденным скверным решением.

Принцип № 3. Каждый кусок городского пространства - улицы, проезда, тротуара, двора – имеет собственника. Собственником является либо муниципалитет, либо владелец дома, либо владельцы квартир, объединенные в кондоминиум. Парковка, несанкционированная собственником, считается правонарушением. В частности, на муниципальной земле можно припарковаться только там, где это обозначено соответствующими знаками и указателями, да к тому же указан парковочный тариф и форма оплаты.

Принцип № 4. Парковка за немногими исключениями платная. Плата за парковку прогрессивно растет по мере приближения к городскому центру.

Исследование GlobalParkingSurvey

Корпорация IBM провела глобальное исследование автомобильных парковок (IBM Global Parking Survey). Исследование показало, что водители как в развитых, так и в развивающихся странах сталкиваются с одной и той же неудовлетворительной ситуацией и проблемами парковки. Опрошены были 8042 автомобилиста в 20 городах мира на шести континентах. Результаты опроса указывают, что водители ежедневно прилагают большие усилия для поиска свободного парковочного места. В прошлом году почти 6 из 10 опрошенных водителей, по крайней мере, один раз были вынуждены отказаться от поиска места для временной стоянки своего автомобиля и поехать в другое место, и свыше четверти респондентов вступали в спор с другими водителями за парковочное место.

Совершенно очевидно, что у автомобилистов во всем мире вызывают стрессовое состояние и чувство раздражения не только ежедневные поездки по городу, но также и поиск места для парковки. Несложно понять, что проблемы, связанные с парковками, могут влиять на работоспособность горожан и бизнес-возможности в городе. Способность сочетать полученные из разных источников данные о дорожно-транспортной ситуации в городе с более глубоким пониманием проблем парковок может помочь городским администрациям не только лучше соотносить число парковочных мест с потребностями автомобилистов, но и лучше прогнозировать и устранять потенциальные транспортные пробки, снижая перегруженность дорог.

Во многих исследованиях также отмечается, что наряду с обычными пробками более 30-40% из них возникают из-за того, что водители создают препятствия на дороге в процессе поиска парковочного места. Неэффективные системы организации автостоянок приводят к перегруженности на дорогах и увеличению выбросов выхлопных газов, из-за них также тратится впустую время водителей и пассажиров, снижается эффективность труда и теряются экономические возможности.

Например, в Москве 29% опрошенных водителей отметили, что самое долгое время, которое они проводили в поисках парковки за последний год, – от 11 до 20 минут, и 20% назвали цифру от 21 до 30 минут. К тому же Москва находится на втором месте по количеству полученных водителями штрафов за парковку в неположенном месте (среднее количество полученных штрафов за год – 8,5) и на четвертом месте среди мировых мегаполисов.

Более половины водителей в 16 из 20 городов, участвовавших в опросе, сообщили, что по меньшей мере один раз за год, отчаявшись найти свободную парковку там, где им нужно, они отказывались от дальнейших поисков и просто уезжали куда-нибудь в другое место. Так, например, по словам 80% опрошенных водителей в Шэньчжэне, 74% в Пекине, 76% в Найроби, 73% в Сингапуре и Мехико и 69% в Мадриде, они не доезжали до своего места назначения, поскольку оставили попытки найти там свободное парковочное место. С другой стороны, многие респонденты в Чикаго (63%), Стокгольме (62%), Монреале (58%) и Торонто (57%) относительно редко сталкиваются с этой проблемой.

IBM обобщила результаты опроса в виде своего первого «Индекса Парковок» (Parking Index), который присваивается каждому городу в соответствии с психологическими и экономическими потерями от проблем автомобильных парковок. Максимальное значение индекса, рассчитанного для 20 городов по всему миру, соответствует самому худшему результату. Данный рейтинг отражает различия между городами по степени серьезности проблем, связанных с парковками. При составлении рейтинга учитывались следующие ключевые показатели: 1) максимальная продолжительность времени поиска места для парковки; 2) невозможность найти место для парковки; 3) разногласия между водителями по поводу парковочных мест; 4) получение штрафа за парковку в неположенном месте; и 5) количество полученных штрафов за парковку в неположенном месте. Городам присвоены следующие баллы: Нью-Дели – 140; Бангалор – 138; Пекин – 124; Москва – 122; Шэньжень – 122, Париж – 122; Милан – 117; Найроби – 111; Мадрид – 104; Сингапур – 97; Мехико – 97; Стокгольм – 90; Йоханнесбург – 87; Лондон – 86; Нью-Йорк – 85; Монреаль – 85; Буэнос-Айрес – 80; Торонто – 77; Лос-Анджелес – 61; и Чикаго – 51.

Наилучшая ситуация с парковками среди опрошенных городов – в Чикаго, за ним следуют Лос-Анджелес и Торонто.

Во всем мире, приблизительно один из четырех опрошенных автомобилистов (27%) сообщил, что в прошлом году ввязывался в спор с другими водителями из-за свободного парковочного места. Больше всего спорили из-за конкретного места парковки водители в Нью-Дели (58%), Бангалоре (44%), Найроби (43%), Милане (37%). В Москве и Пекине в спор вступали по 34% опрошенных водителей. Опрос показал, что самыми уравновешенными и неконфликтными людьми – по крайней мере, когда речь идет о способности избегать споров за парковочные места – являются водители Чикаго (там спорили из-за парковки лишь 11% респондентов), Лос-Анджелеса и Стокгольма (по 13%), Монреаля (15%) и Сингапура (17%).

Большинство водителей в Бангалоре (70%), Москве (69%) и Париже (62%) заявили, что не получали штрафов за парковку в неположенном месте за прошедший год. При этом среднее количество штрафов в этих же городах среди автомобилистов, которые их получали, достаточно высоко: в Бангалоре – 9; в Москве – 8,5, в Париже – 7.

Тринадцать процентов водителей в Найроби сообщили, что в прошлом году им приходилось более часа кружить по улицам в поисках свободного места для парковки своего автомобиля. Для сравнения: в Москве таких оказалось 3%, в Париже – 6%, в Мадриде – 5% На другом конце шкалы этого рейтинга – города, где водителям многим водителям никогда не требовалось более 5 минут, чтобы найти свободное место для временной стоянки: в Чикаго таких оказалось 28%, в Монреале — 24%, в и Стокгольме — 24% [4].

5. Новый урбанизм в свете решения проблем транспортной загруженности городов.

Новый урбанизм представляет собой градостроительную концепцию, подразумевающую возрождение небольшого компактного пешеходного города (или района), в противоположность автомобильным пригородам. Движение возникло в начале восьмидесятых годов в США, первым примером нового урбанизма считается городок Сисайд, построенный во Флориде [5].

Основные принципы нового урбанизма — отказ от пригородного стиля жизни. Города и районы, построенные в соответствии с принципами нового урбанизма — небольшие, компактные, здесь все необходимые жителям службы (магазины, бытовые услуги и т. п.) находятся на пешеходном расстоянии от жилья. Новый урбанизм отдает предпочтение велосипеду и пешему хождению, а не автомобилю.

Цели, которые ставит перед собой это направление — снижение зависимости человека от автомобиля и понижение негативных аспектов разрастающихся городов за счет сельской местности, системы, где существует монофункциональное зонирование территории, в результате чего жилье размещено на окраине города, далеко от необходимых магазинов и индустрии.

В середине 1990-х архитекторами, проектировщиками и научными сотрудниками, работающими в этой области, был написан устав движения Нового Урбанизма. С тех пор число новоурбанистских объектов превысило несколько сотен, а география нового урбанизма расширилась по всему миру. В некоторых штатах США, в частности Нью-Джерси (местонахождение Принстонского университета, где зародился новый урбанизм) и Калифорнии новый урбанизм принят как официальная идеология градостроения.

Принципы нового урбанизма:

- большинство объектов находится в пределах 10-минутной ходьбы от дома и работы; улицы, удобные для пешеходов.

- сеть взаимосвязанных улиц обеспечивает перераспределение транспорта и облегчает передвижение пешком; высокое качество пешеходной сети и общественных пространств делает прогулки привлекательными, узкие улицы, бульвары, аллеи;

- смешение магазинов, офисов, индивидуального жилья апартаментов в одном месте; смешанное использование в пределах микрорайона (соседства), в пределах квартала и в пределах здания; смешение людей разного возраста, уровня доходов, культур и рас;

- многообразие типов, размеров, ценового уровня домов, расположенных рядом;

- акцент на красоту, эстетику, комфортность городской среды, создание «чувства места»; размещение мест общественного использования в пределах сообщества; человеческий масштаб архитектуры и прекрасное окружение, поддерживающее гуманистический дух;

- различие между центром и периферией; общественные пространства в центре;— качество общественных пространств;

- здания, жилые дома, магазины и учреждения обслуживания располагаются ближе друг к другу для облегчения пешеходной доступности, более эффективного использования ресурсов и услуг и создания более удобной и приятной для жизни среды;

- сеть высококачественного транспорта, соединяющая вместе города, поселки и соседства;

- минимальное воздействие на окружающую среду застройки и ее использования; энергоэффективность; уменьшение использования невозобновляемых источников энергии; увеличение местного производства

Соединенные вместе эти принципы приращивают высокое качество жизни и позволяют создавать места, которые обогащают, поднимают и вдохновляют человеческий дух.

6. Опыт зарубежных стран и городов по решению проблемы хранения и парковок личного автотранспорта

Опыт Будапешта

Спальные многоэтажные районы. Автостоянки в основном расположены в междворовом пространстве с торцевых сторон домов. Видимо санитарные нормы у нас с ними одинаковые, только у них, в отличие от нас, они соблюдаются. Одна большая ровная площадка (вдалеке), правильно размеченная, позволяет припарковать триста машин. Такие стоянки расположены примерно через каждые 2-3 многоэтажки. На этом месте мог бы быть торговый центр или ещё один дом. А венгры построили парковку. Зато во дворах и у подъездов — никаких машин.

Опыт Франции

Город Гавр является третьим по величине портом в Европе. Город был полностью разрушен во время Второй мировой войны в силу своего положения на побережье. После войны отстроен заново. Каждый дом уникален, нет типовой застройки, а от количества бульваров и парков вообще голова идет кругом. Дворов, как водится в Европе, у домов нет. Вернее там есть какое-то пространство не со стороны улицы, но оно не похоже на российские дворы. Въезд автомобилей туда не предусмотрен вообще. Автомобили хранят вдоль проезжей части, в "карманах". Что же касается общественного транспорта, то выглядит он куда лучше, чем большинство купейных вагонов в российских поездах дальнего следования. На каждой остановке общественного транспорта предусмотрена навигация в виде карты города.

Стоит отметить, что в Европе любая застройка предполагает под строением подземный паркинг.

Опыт Испании

В 1995 году в Испании, в Барселоне, я припарковался в центре города около старинного особняка. Вдруг раскрылась часть стены и из подземного паркинга прямо на меня стал выезжать автомобиль. Современные строительные технологии позволяют даже под старой застройкой делать паркинги.

Опыт Арабских Эмиратов

В Объединенных Арабских эмиратах в жилых небоскребах этажи со второго по десятый отводятся под автомобильный паркинг. Первый этаж - это магазины, детские клубы, салоны красоты и рестораны. Там, где нет сверхвысотной застройки, в спальных районах, рядом с домом строят многоэтажный паркинг, который по размерам только раза в два-три меньше самого дома. Функционально и экономично.

Опыт Финляндии

В Финляндии законодательство, касающееся правил дорожного движения, распространено по всей территории государства. Дорожное движение и контроль за ним регулируются двумя законами: "Правилами дорожного движения" и "Законом о штрафах за неправильную парковку" (с его помощью контролируется соблюдение ограничений и запретов, касающихся остановки, стоянки и парковки, порядок обжалования и размеры штрафов за неправильную парковку).

Парковки в Финляндии есть платные и бесплатные. Платные бывают наземными (оплачиваются через парковочные автоматы) и подземными (оплачиваются через автомат на выезде с парковки). Бесплатные также подразделяются на две категории: обычные и с обязательным использованием парковочных часов.

За правильностью парковки в трех десятках городов Финляндии следят специальная муниципальная служба и полиция, на остальной территории - только полиция.

Штрафовать водителя может только муниципалитет, то есть городские власти, или полиция - как власть государственная. Частник штрафовать не имеет права, однако может обратиться в органы власти за возмещением ущерба.

Чуть более 15 лет назад в Финляндии появились так называемые "парковочные часы". Это панель синего цвета размером 10х15 сантиметров с вращающимся диском. На одной стороне часов написано "Начало парковки" на финском или шведском или на обоих языках. Поставив машину, надо выставить время прибытия, округленное до следующего ровного часа или получаса.

О том, что вам нужны парковочные часы, указывает специальный щит под знаком парковки. Важно то, что подходить и менять установленное время прибытия нельзя - это может быть зафиксировано камерами наружного наблюдения. Во время парковки за лобовым стеклом могут находиться всего одни парковочные часы.

Опыт Великобритании

В Великобритании правила парковки транспортных средств имеют свои особенности. Если вдоль края проезжей части нанесена двойная сплошная линия дорожной разметки - значит, парковка в данном месте запрещена круглосуточно. Такое же значение имеет одинарная желтая линия разметки, но в этом месте парковка может быть разрешена в соответствии со специальными уведомлениями. Если вдоль края проезжей части нанесена одинарная красная линия - имеются ограничения на парковку в определенное время. При двойной красной линии - парковка запрещена в любое время, нельзя даже останавливаться, чтобы высадить пассажира.

Если при парковке необходимо соблюдать какие-то особые правила (способ постановки транспортного средства и т.п.), то на это укажут соответствующие дорожные знаки.

В Лондоне в районах, где действует ограничение скорости 30 километров в час, в ночное время можно парковаться не дальше чем в 23 метрах от работающего уличного фонаря, но не ближе 14 метров к перекрестку. Днем в Лондоне нельзя парковаться нигде, кроме как на платных стоянках или там, где нет никаких линий и запрещающих знаков.

Оплата за парковку во многих местах производится с помощью паркоматов, выдающих водителю талон с отметкой о времени стоянки. Также в Великобритании имеются парковки по системе "оплатить и отобразить". Т.е. покупается талон на определенный промежуток времени и кладется под лобовое стекло.

С 2007 года в английском городке Истбурн, графство Сассекс, заработали первые мобильные парковки. Город оснастил парковки "умными" парковочными счетчиками, которые автоматически отправляют текстовое сообщение, если кто-то пытается их сломать или без оплаты занять место на парковке. 150 новых счетчиков типа "pay-and-display", оснащенных сим-картами, также автоматически отправят сообщение, если случится поломка или отсек для сбора денег заполнится до отказа.5

Опыт Франции

Во Франции парковка более 24 часов на одном и том же месте запрещена (если это не долгосрочная автостоянка). Во многих городах зоны парковки обозначаются как "голубая зона" - для кратковременной парковки (1-1,5 часа), как "зеленая зона" - для более длительной парковки и "красная зона" - где парковка запрещена. Отметка "Payant" или "P" означает место (очерчено белыми полосами) для платной парковки.

В некоторых городах используются счетчики оплачиваемого времени стоянки автомобилей.

В стране широко распространены парковочные автоматы (horodateurs).

Парковочные стоянки работают со специальными кредитными картами, которые можно купить в киосках с вывеской на французском языке "tabacs" (специально лицензированные табачные киоски, отмеченные красным знаком).

Если не указано иное, парковка бесплатна с 7 вечера до 9 утра и в выходные и праздничные дни, а также в течение всего августа. В небольших городах часто предоставляется бесплатная парковка с 12:00 до 13:30. Тарифы и время стоянки написаны на автомате.

Подземные паркинги, коих множество в Париже, открыты 24 часа в день, 7 дней в неделю для машин. Некоторые парковки позволяют парковать и мотоциклы. Парковки охраняются, имеется видеонаблюдение. Стоимость паркинга зависит от его местоположения.

В Париже можно предварительно забронировать парковку на сайте Parkings de Paris (на английском языке). Парковка подбирается по высоте транспортного средства. Услуга бронирования бесплатна.

Опыт США

Место, которое занимают парковки в США, превышает 9 тысяч квадратных километров. Всего в США примерно 800 миллионов парковочных мест. Территория, которую занимают парковки, составляет от трети до четверти городского пространства. На каждый автомобиль в стране имеется, как минимум, три парковочных места, которые удобны для автовладельца, находятся неподалеку и даже свободны, но могут быть так и никогда не заняты той самой, конкретной машиной (например, парковки на некоторых стадионах разрешается использовать только 10 раз в год).

Самые распространенные паркинги в Америке - это многоэтажные здания без стен и крыш, похожие на многоярусные этажерки. Многоярусные парковочные места располагаются по обе стороны от проезжей части, а наверх и вниз ведут пандусы; различаются они только количеством этажей. Стоимость стоянки ‑ в пределах 2‑5 долларов в час, что гораздо ниже платы за стоянку в подземных гаражах ‑ от 12 долларов в Вашингтоне и от 25‑40 долларов в Нью‑Йорке.

В первой половине 1970-х годов в США начали строить перехватывающие парковки. Например, в Бостоне только одна станция метро Alewife имеет парковку на 2595 машиномест и еще на 174 велосипеда, а всего при бостонском метро имеется около 46 тысяч парковочных мест. Таким образом, 75% бостонских автовладельцев оставляют машины на таких парковках, продолжая дальнейший свой путь на работу в центральные районы города в метро или пользуясь другими видами общественного транспорта.

Опыт Японии

В Японии, прежде чем зарегистрировать автомобиль в автоинспекции, человеку необходимо предоставить свидетельство о наличии места в стационарном паркинге.

Согласно закону о дорожном движении, парковка автомобиля в неположенном месте даже на короткое время считается правонарушением. Многочисленные видеокамеры фиксируют происходящее и передают сигнал в полицейские участки, а специальные патрульные группы расклеивают на автомобили штрафные квитанции.

Неуплата штрафа карается лишением прав или описыванием имущества нарушителя. Штраф может быть наложен не только на водителя, но и на официального владельца автомашины.

Во многих странах широко распространены так называемые перехватывающие паркинги. Они располагаются на окраинах города, рядом со станциями метро, для того, чтобы утром и днем оставлять автомобиль в надежном, охраняемом месте и ехать по своим городским делам на метро. Ночью перехватывающая парковка используется для хранения машин автовладельцев, которые проживают на прилегающей территории. В англоязычных странах этому понятию соответствует термин Park and ride - "паркуй и скачи дальше" - и обозначается специальным знаком "P+R" [1; 6]

7. Нормативные и законодательные требования к местам хранения и размещения автотранспорта в пределах жилых кварталов.

В последние десятилетия у горожан уко­ренилась привычка хранить автомобили во дворах. Раньше за это автовладельцев лиша­ли номеров и предъявляли им штрафы. По новому Жилищному кодексу РФ земельный участок около многоквартирного дома при­надлежит собственникам жилых и нежилых помещений в доме, и они вправе решать, как они будут его использовать. Они могут опре­делять схему транспортного движения по придомовой территории, в том числе устанав­ливать шлагбаумы и дорожные знаки, огра­ничивающие или запрещающие присутствие автотранспорта.

Двор это общее имущество собствен­ников, которое нужно использовать раз­умно, принимая во внимание потребности всех жильцов. Решение общего собрания о том, где будет размещаться детская площад­ка, а где парковка для машин, может быть принято при наличии не менее 66,7 % от числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Таково требование Жилищного кодекса РФ. Если идет речь об уменьшение размера общего имущества, то для этого необходимо согласие всех его вла­дельцев.

В целях обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске Правилами благоустройства города Ижевска (п.3.2.) запрещается самовольно использовать территории под строительство, земляные работы, уста­новку лотков, павильонов, строений, соору­жений, различных устройств и механизмов, устройство автостоянок, временных постро­ек и навесов.

К сожалению, жители абсолютного боль­шинства дворов большую часть своей дворо­вой территории позволяют занимать маши­нам, и не пользуются ею для игр и занятий спортом, цветоводства, отдыха на лужайках и под тенью деревьев. Принимая такие реше­ния, горожане сами лишают себя комфорта, а также могут нарушить установленные Строительные и Санитарные нормы и правила (СНиПы, СанПиНы).

При обсуждении вопросов о размещении мест для хранения автотранспорта следует использовать термины и понятия, установленные нормативными актами, регулирующими процессы проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и устройств для постоянного или временного хранения автотранспорта (сокращённо – автостоянки). Так в Строительных нормах и правилах (СНиП 2.07.01-89) установлены понятия наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей (сокращенно автостоянки). Согласно положениям Жилищного кодекса РФ, на которые обычно ссылаются чиновники и некоторые работники управляющих компаний, граждане, являющиеся долевыми собственниками придомовых земельных участков, вправе распоряжаться ими, но только в рамках разрешенного целевого использования этих земельных участков, при условии соблюдения прав и законных интересов иных лиц (Конституция РФ ст. 36, п. 2). Нормы земельного, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства не допускают размещение объектов хранения транспорта без выполнения условий безопасности и при нарушении материальных и экологических прав хотя бы одного человека.

Так требованиями строительных правил (СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89) [7] установлено расстояние от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях (см. Табл.).

Таблица

Расстояние от сооружений для хранения

легкового автотранспорта до объектов застройки

Здания, до которых определяется расстояние

Расстояние, м

от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей

от станций технического обслуживания при числе постов

10 и менее

11-50

51-100

101-300

10 и менее

11-30

Жилые дома

10

15

25

35

15

25

Торцы жилых домов без окон

10

10

15

25

15

25

Школы, детские учреждения, ПТУ, техникумы, площадки отдыха, игр и спорта

25

50

50

50

50

50

Лечебные учреждения стационарного типа, открытые спортивные сооружения общего пользования, места отдыха населения (сады, скверы, парки)

25

50

50

50

50

50

Этим же нормативным актом предусмотрен состав элементов дворовых территорий, в который обязательно должны входить площадки для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой. Для этих площадок также требуется соблюдать расстояние от окон жилых зданий не менее 10 метров.В свою очередь Санитарные правила и нормы устанавливают требования по соблюдению расстояний от границ автостоянок до детских, спортивных площадок и площадок для отдыха.

В соответствии с требованиями уже названных Строительных правил (СП 42.13330.2011) и Санитарных правил и норм (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), автостоянки можно размещать только «при условии соблюдения нормативных требований обеспеченности придомовых территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям». Такие требования не могут быть реализованы на практике в связи с тем, что в нашей стране нет таких дворов, в которых бы можно было соблюсти указанные условия.

Кроме того, любые объекты для хранения автотранспорта должны иметь санитарно-защитную зону (СЗЗ). Санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для автостоянки численностью более 50-ти машино-мест СЗЗ должна быть не менее 25 метров, с обязательным озеленением древесно-кустарниковыми насаждениями полосой не менее 20 метров.

Средняя площадь дворов г. Ижевска (тех, что пока еще не затронуты «уплотнением») примерно 6000 м² (75х75), включая все элементы, в том числе и тротуары. Площадь для стоянки одного автомобиля 12,5-15 м² (согласно существующим нормам проектирования автостоянок).

Если же соблюдать все требования по составу и площади обязательных элементов придомовой территории, по площади озеленения, по расстояниям площадок от жилых зданий, если учитывать необходимость тротуаров и подъездных путей, мест для размещения мусоросборников, то останется не более 3000 м². Этой площади не хватит даже на санитарно-защитную зону для автостоянки на 51 машину.При средней по городу потребности в местах для хранения автомобилей в 100- 150 машино-мест законодательство требует создание 35-50 метровой санитарно-защитной зоны (по всему периметру автостоянки), а это значит, что площадь для СЗЗ должна быть больше площади двора.

В марте 2015 года в Ижевске было, на­конец, запрещено ставить машины там, где им совсем не место.

Правилами благоустрой­ства города Ижевска Раздел 8. [8] устанавлива­ются общие требования по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка, связанные с содержанием и эксплуатацией транспорт­ных средств.

Запрещается физическим и юридиче­ским лицам, независимо от форм собственности, в целях обеспечения чистоты и по­рядка на территории города:

8.1.1. Нахождение транспортных средств на территориях общего пользования - га­зонах, цветниках, пешеходных дорожках, а также нахождение механических транспорт­ных средств на территориях парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок.

8.1.2. Самовольная установка ограж­дений на проезжей части автомобильной дороги местного значения в целях резер­вирования места для остановки, стоянки транспортного средства, закрытия и (или) сужения части автомобильной дороги.

8.1.7. Оставлять непригодные к эксплу­атации транспортные средства и механизмы на территории города Ижевска вне специ­ально отведенных для этого мест.

Также можно надеяться, что водители поостерегутся нарушать Правила, и в городе станет чище, так как теперь запрещены:

8.1.3. Выезд транспортных средств с пло­щадок, на которых проводятся строительные работы, без предварительной мойки (очист­ки) колес и кузова, создающих угрозу загряз­нения территории города Ижевска.

8.1.4. Передвижение по территории го­рода транспортных средств, осуществля­ющих перевозку сыпучих, жидких, иных аморфных грузов, твердых бытовых отходов при отсутствии пологов или обеспечения иных мер, предотвращающих загрязнение улиц и территорий города Ижевска. В целях перевозки грузов лица обязаны укрепить и укрыть груз так, чтобы предотвратить попа­дание материалов, мусора и пыли на улицу. Перевозчик должен немедленно устранить упавшие при погрузке, выгрузке или транс­портировке мусор, предметы, материалы.

8.1.5. Передвижение машин и механиз­мов на гусеничном ходу по искусственным покрытиям города Ижевска.

8.1.6. Повреждать ограждения автомо­бильных дорог.

8.1.8. Мойка транспортных средств воз­ле водоразборных колонок, водных объектов и в их охранных зонах, а также в местах, не предназначенных для этих целей.

8. Требования ПДД к парковке автотранспорта

Правила дорожного движения (основной закон для владельца машины) должны применяться автомобилистами не только непосредственно на дороге: они обязательны к соблюдению также в дворовой территории и жилой зоне. На основании этого закона, водителям категорически запрещены следующие парковочные действия [9]:1. Стоянка около жилых домов автотранспорта, признаваемого законом грузовым, имеющего массу более трех с половиной тонн. Исключение: особые места для такой стоянки. В 2017 году штраф, предусмотренный законом за нарушение этого правила, составляет 1500 рублей; для жителей Москвы и Санкт-Петербурга (городов федерального значения) – 3000 рублей.

2. Стоянка машин во дворах жилых домов с работающим двигателем. Согласно тексту ПДД, стоянка – это временная остановка транспорта более пяти минут с включенным двигателем. Однако подобные действия не являются нарушением, если в это время осуществлялась посадка или высадка пассажиров, а также производились какие-либо действия с грузом. Чаще всего это правило нарушается автолюбителями в холодные сезоны. В 2017 году штраф, предусмотренный законом за такую стоянку, установлен в размере 1500 рублей; для жителей самых крупных городов: Москвы и Санкт-Петербурга – целых 3000 рублей.

3. Парковка в жилых дворах на пешеходной зоне – тротуарах. Зоны, обозначенные специальными дорожными знаками, являются исключением из этого правила. Закон предусматривает штраф за это нарушение, которое в 2017 году составляет 2000 рублей.

4. Заграждение проезда, поскольку это может вызвать невозможность выезда/въезда других автомобилей и транспорта экстренных служб. Размер штрафа в 2017 году имеет прямую зависимость от статьи КоАп, применяемой сотрудником ГИБДД в конкретной ситуации.5. Собственноручное создание и оборудование парковочного места. Специальные заграждения для машин имеют право устанавливать только специальные службы. Нарушение данного требования влечет для граждан в 2017 году штраф до 5000 рублей.

6. Оставление транспорта рядом с мусорными контейнерами (ближе пяти метров).

Кроме этого, когда машины, которые припаркованы в неположенном месте, мешают уборке придомовой территории, аварийным или дорожным работам, работники управляющих компаний вправе вызвать эвакуатор, если уведомление владельца о необходимости убрать машину, не возымело действия.

9. Парковочные городские системы

Во дворах многоквартирных домов выше 5 этажей пока действует норматив, по которому одно парковочное место отводится на две квартиры (минимальное количество машино-мест для постоянного хранения легковых автомобилей для многоквартирных домов в отдельно стоящих гаражах, гаражных сооружениях, встроенных в жилые дома гаражах, на открытых стоянках — одно машино-место на две жилые единицы).

Возьмём обычную девятиэтажку на 180—200 квартир. По этому нормативу получается, что в её дворе как бы должны поместиться 90—100 машин на площади около 2500 м² (25×100). Строители должны спроектировать и построить эту парковку, чтобы сдать дом. Даже, если этот огромный кусок асфальта появится на бумаге, его всё равно не хватит для реальной жизни: в новых домах машина есть почти в каждой квартире, а то и по две. Поэтому по факту дворы фаршируются автомобилями, в ущерб детским и спортивным площадкам, местам отдыха и развлечений.

Кардинально решить проблему могли бы парковки во дворах под землёй и многоуровневые наземные парковки на небольшом расстоянии от дома. Дворы в Европе давно отданы жильцам, а не автомобилям.

Виды парковок и их характеристика

Существует четыре основных фактора, определяющих, какой будет парковка: наземной или подземной, одноуровневой или многоуровневой. Это стоимость создания парковки, стоимость земли, разница в размере дохода от объекта, в зависимости от того, каким видом парковки он располагает, наконец – градостроительные и технические ограничения.

Преимущества подземных гаражей и стоянок очевидны. Прежде всего, подземные парковки экономят территорию, поскольку могут быть размещены под существующими зданиями, дорогами и озеленением. В экологическом отношении паркингов также имеют преимущества перед наземными: выброс выхлопных газов автомашин производится лишь через вентиляцию, и в приземном слое концентрация их получается ниже. Поэтому санитарно-гигиенические требования к размещению подземных парковок значительно мягче. Особо важен энергетический аспект: дело в том, что температура воздуха под землёй круглый год остаётся постоянной и может составлять 8-13°С (в зависимости от породы), что позволяет существенно уменьшить потребление энергии. Разумеется, для реализации этого преимущества необходима хорошая теплоизоляция сооружения.

Подземные парковки

При проектировании подземных парковок необходимо обеспечить выполнение ряда общих требований. Это безопасность, технологичность, удобство въезда и выезда (они располагаются отдельно), хорошая гидроизоляция, наличие ряда инженерных систем, обеспечивающих микроклимат (вентиляции и контроля загазованности, отопления), а также пожаротушения и дымоудаления, связи, освещения, и наконец – достаточная для всех типов автомобилей высота потолков и ширина въездов-выездов и парковочных мест. В реальных условиях городской застройки обеспечить многие из этих требований – задача нетривиальная.

В России подземные парковки строятся достаточно давно, и в этой области накоплен богатый опыт. В целом наша нормативная база в сфере строительства зачастую даже жёстче, чем западная, однако она имеет ряд пробелов, связанных с применением современных строительных технологий, которые не успевают включать в нормативы. Существует и ряд юридических сложностей, связанных с тем, что в российских нормативных документах недостаточно чётко определён статус подземного пространства. Устройство подземных парковок под участками, не находящимися в собственности владельца такой парковки, создаёт сложности при согласовании и базу для конфликтов в процессе эксплуатации.

Строительство паркингов в Европе ведётся с шестидесятых годов. Среди подземных парковок середины прошлого века имеются весьма сложные в техническом плане сооружения, которые и сегодня представляют интерес для архитекторов. Так, в Женеве был создан подземный гараж, построенный методом опускного колодца. Этот колодец с наружным диаметром 57 м под действием собственной массы и специальных ножей опущен на 28 м ниже уровня земли. На внутренней стороне железобетонной стены колодца установлена направляющая шириной 21,5 м, придающая жёсткость стенке колодца. Эта направляющая за восемь витков достигает в длину около 1000 м, две её полосы шириной по 9,5 м позволяют одновременное движение автомобилей в обоих направлениях. Места для стоянки автомобилей расположены с двух сторон полосы движения перпендикулярно к ней и разделены на 500 боксов.

Следующим этапом освоения подземного пространства стало строительство районных и городских систем подземных парковок, создаваемых по единому плану.

Позднее для многих крупных городов были разработаны проекты единой общегородской сети подземных гаражей и автостоянок. Один из наиболее крупных градостроительных проектов – схема организации и использования подземного пространства Москвы, впервые разработанная ещё в 1971-73 годах. Сегодня действует одобренная столичным правительством концепция освоения подземного пространства и основных направлений развития подземной урбанизации в городе. Сейчас в Москве доля подземных объектов составляет 8% от общей площади застройки, что существенно ниже, чем на Западе – там она достигает 20-25%, однако предполагается, что в дальнейшем под землёй будет размещено до 70% всех московских гаражей. При строительстве применяются лучшие мировые технологии. В частности, совместно с французскими компаниями осваиваются уникальные технологии возведения подземных гаражных комплексов закрытым проходческим методом, что особенно актуально для сохранения исторического ландшафта. К тому же при таком строительстве не нужно перекрывать движение транспорта.

Наземные паркинги

Обустройство открытых наземных парковок не требует особых затрат и усилий, и этим объясняется их повсеместное распространение. Есть стоянки для транспорта, территория которых ограничена только знаками и разметкой. Другие обнесены ограждением, оборудованы системой охраны, учета проведенного времени и прочими удобствами.

Достоинство крытых парковок – наличие навеса, защищающего автомобили от осадков и открытого солнечного света. Наземные стоянки характерны для домов эконом-класса. Стоимость их организации минимальна и не требует больших финансовых вложений. Однако они занимают много места, отнимая территорию у дворов и детских площадок.

Многоярусные наземные паркинги используют городское пространство гораздо эффективней. При одинаковой площади они могут принять в разы больше машин, чем плоскостные парковки. Их можно встретить в микрорайонах с комплексной застройкой. Это могут быть отдельно стоящие или пристроенные к глухим стенам домов сооружения.

Одна такая парковка может вмещать сотни и даже тысячи машин. Насчитывается большое количество вариаций многоуровневых стоянок – с прямолинейными и криволинейными рампами, наклонными полами, полурампами, механизированными и автоматизированными подъемниками и манипуляторами, лифтовыми подъемниками. Многие из них оборудованы электронными системами, ведущими учет свободных парковочных мест. Для подъема и спуска могут использоваться разные съезды, что повышает безопасность передвижения автомобилей по территории паркинга.

Лифтовые парковочные системы

Лифтовые парковочные системы – решение проблемы нехватки парковок в мегаполисах.

Преимущества автоматизированных парковочных систем:

• Отсутствие необходимости в проведении дополнительных строительных работ;

• Увеличение общего количества парковочных мест до 50% за счет рационального использования высоты помещения;

• Низкая стоимость монтажа, возможность установки систем на металло-каркасном и бетонном основаниях;

• Автоматический режим работы;

• Значительная экономия времени водителей (всего полторы минуты на осуществление полного цикла «парковка + выдача»;

• Экологичность – бережное отношение к окружающей среде, отсутствие вредных выбросов в атмосферу;

• Бесшумность действия;

• Возможность подземного и надземного исполнения как на вновь построенных, так и на существующих парковочных площадях [10].

10. Экологические или «зелёные» парковки

Автомобильные парковки, по сути, представляют собой серьёзные неточечные источники загрязнения поверхностных вод. Дождевая вода, содержащая широкий спектр поллютантов поступает в ливневую канализацию и требует доочистки.

Традиционные парковки являются источником поступления в окружающую среду оксидов азота, ПАУ (полициклических ароматических углеводородов), которые обладают чётко выраженными канцерогенными, мутагенными и тератогенными свойствами, представляя угрозу для всего живого.

Традиционные парковки также способствуют беспрепятственному поступлению в водные объекты антифриза, топлива и всевозможных продуктов его сгорания, машинного масла, металла тормозных колодок, частиц резины с автомобильных покрышек.

Традиционное покрытие парковок препятствует инфильтрации дождевой воды вглубь почвы, нарушая её естественный гидрологический режим. Уровень грунтовых вод падает, что представляет угрозу для растительности в сухой период времени. Это необходимо учитывать при проектировании зелёных насаждений вокруг парковок.

Не стоит сбрасывать со счетов и отрицательное воздействие ливневого стока. Согласно ряду исследований заковывая поверхность земли в асфальто-бетон мы увеличиваем поверхностных сток в 2-6 раза. Это значит, что нагрузка на ливневую канализацию значительно увеличивается, растёт вероятность появления аварийных ситуаций, а вода, имеющая более высокую температуру и высокое содержание биогенных веществ, попадая в природные водоёмы, способствует развитию эвтрофикационных процессов, вызывая коренную перестройку водных экосистем.

Традиционные парковки способствуют проявлению «Эффекта теплового острова». Асфальтовое покрытие имеет низкое альбедо (отражающую способность солнечных лучей). Именно поэтому температура летом в городах на 2-8 градусов выше, чем в сельской местности. Парковки вносят существенный вклад в тепловой баланс городов. Дождевая вода при помощи ливневой канализации быстро удаляется с поверхности парковок, что способствует иссушению воздуха. Это ещё одна угроза для окружающей растительности. Впрочем, не только для растительности. «Эффект теплового острова» может привести к образованию смога, провоцируя развитие лёгочных и сердечных заболеваний у человека.

Традиционная парковка - это мёртвая среда обитания, которая влечёт за собой уменьшение площади зелёных насаждений города. Зелёные насаждения являются ограниченным ресурсом города, которого не бывает много и заменять его асфальто-бетоном не совсем правильно.

Кроме того, следует учитывать и косвенное негативное воздействие на окружающую среду, особенно если мы проводим Олимпийские игры под лозунгом «Игры без климатических изменений». Функционирование заводов по производству асфальта, цемента связано с выбросами оксидов азота, серы, углекислого газа, угарного газа, ПАУ, пыли и т.д.

Зелёные парковки если не сводят эти недостатки не «нет», то, по крайней мере, уменьшают.

Реализация идеи зелёной парковки включает несколько аспектов.

1. Планирование

- уменьшение количества парковочных мест

(строительство объектов вблизи транспортных артерий, что позволяет работникам добираться до места работы на общественном или корпоративном транспорте).

- уменьшение размеров парковочных мест, (не 25м2, а 18м2) для большинства автомобилей это будет вполне достаточно. Можно сделать парковочные места для компактных автомобилей, чтобы побуждать людей пересаживаться со своих внедорожников-монстров.

- использование парковки несколькими учреждениями. Например, днём парковка используются сотрудниками организации, а вечером посетителями ресторана.

- изменение места и формы парковки (размещение автостоянки за зданием, разделение её на части)

Кстати, разделение парковок на фрагменты благотворно сказывается на тепловом режиме, уменьшается «эффект теплового острова», уменьшается поверхностный сток, так как зелёные островки способствуют инфильтрации воды в почву.

2. Управление ливневыми стоками

В ряде западных стран к зелёным парковкам предъявляют очень высокие требования. В частности, в систему ливневой канализации должно поступать не более 10% от всего количества выпавших осадков, т. е. большее количество дождевой воды должно оставаться на месте. Нарушение естественного цикла воды должно быть минимальным. Это происходит за счёт инфильтрации дождевой воды в почву, испарения и абсорбции растениями.

Таким образом, зелёная парковка и прилегающие территории должны эффективно задерживать излишки воды, удалять поллютанты и способствовать инфильтрации воды в почву.

Это возможно за счёт создания инфильтрационных систем, которые задерживают, фильтруют и инфильтруют в почву дождевые воды. Это и неглубокие канальца и низины, заполненные камнями или другим пористым материалом или засаженные густой растительностью, замедляющей скорость потоков дождевой воды. Возможно создание более глубоких понижений, задерживающих излишки воды во время проливных дождей (на сутки или менее), частично удаляя поллютанты. Допустимо создание «зелёных островков», куда стекала бы дождевая вода.

3. Применение вместо традиционного асфальта более светлых материалов, как проницаемых, так и полупроницаемых: гравий, природный камень, бетонных и пластиковых газонных решёток, ячейки которых засеваются газонной травой. В результате чего парковка становится одним сплошным газоном.

На семинаре, проходившем в экологическом центре, выступал представитель немецкой фирмы Пауль Баудер, которая занимается озеленением крыш. Докладчик приводил цифры, красочно характеризующие влияние зелёных крыш на содержание в воздушной среде поллютантов, а именно снижение над зелёными кровлями оксида азота и диоксида серы на 5-10% в Торонто (2003), снижение диоксида серы на 37% и угарного газа на 21% в Сингапуре. То же самое применимо и к зелёным парковкам.

4. Улучшение эстетики парковки за счёт применения зелёных насаждений, с помощью которых можно скрыть автомобильную парковку, соорудить живой барьер между паркующимися автомобилями и зданием, разделить парковку на островки и т.д [11].

Методика и материалы

Объектом исследования был выбран жилой квартал А-6, располагающийся в микрорайоне Старый Аэропорт Устиновского района г. Ижевска (см. Приложение 1). С востока и юга ограничен автодорогами общегородского значения – улицами Союзная и Ленина, с запада и севера - автодорогами межквартального назначения – улицами писателя Н. Самсонова и Молодёжная. На территории квартала расположено 32 жилых дома 5, 9 и 16-ти этажной застройки, общеобразовательная школа № 54, детские сады № 262 и 276, два магазина – супермаркета торговых сетей «Ижтрейдинг» и «Магнит». Время основной застройки квартала – 90-е года 20 века. Часть застройки микрорайона производилась в начале 21 века.

Для выполнения задач поставленных в работе в течение осени и первой половины зимы 2016-2017 гг. было проведено обследование данного квартала с целью получения объективной информации о количестве хранящегося на его территории автотранспорта и круга проблем, которые возникают при отсутствии организации в его хранении на придомовых и внутридворовых территориях. В частности устанавливались и картировались ситуации с отрицательным воздействием несанкционированных стоянок на зелёные насаждения, ситуации приводящие или потенциально способствующие затруднению работы экстренных служб и служб ЖКХ, ситуации когда парковки приводили к существенному снижению внутридворового пространства, занятого детскими площадками.

Результаты работы

1. Количество машин на территории изученного жилого квартала и характер их размещения.

Всего на территории квартала было установлено присутствие около 950 машин. Подсчёт проводился в выходные дни, когда большинство автовладельцев находятся дома. Карта с планом размещения автомобилей приводится в Приложении 2.

Были установлены следующие типы размещения машин (см. Приложение)

1. Места, специально отведённые для парковки большого количества машин:

- на специально оборудованных открытых одноуровневых стоянках с пропускным режимом (см. карта в Приложении 3)

- на специально отведённых для парковки машин местах без пропускного режима (см. карта в Приложении 4)

2. Места, специально отведённые для парковки небольшого количества машин (см. карта в Приложении 5).

3. Места, оборудованные автовладельцами для парковок машин путём отчуждения части внутридворовой или внутриквартальной территории (оборудованные несанкционированные стоянки) (см. карта в Приложении 6)

4. Необорудованные места парковки, возникшие в результате отчуждения внутридворовой или внутриквартальной территории (необорудованные несанкционированные стоянки) (см. карта в Приложении 7)

5. Места стоянок машин на частях пешеходных дорожек (см. карта в Приложении 8)

6. Места стоянок машин на внутриквартальных и межквартальных автомобильных проездах (см. карта в Приложении 9)

7. Места стоянок машин на территориях, отведённых для складирования и вывоза твёрдых бытовых отходов (см. карта в Приложении 10)

Примерное соотношение количества машин и площади занимаемой стоянками различного типа на территории квартала отражено в табл. 2.

Таблица 2

Соотношение площади и доли машин, расположенных на различных типах автостоянок на территории жилого квартала

Типы стоянок автотранспорта

Доля машин и площадей, занятых стоянками от общего количества, %

Специальные стоянки для большого количества машин с регулируемым въездом

2-4

Специальные стоянки для большого количества машин с нерегулируемым въездом

7-10

Специально оборудованные стоянки для небольшого количества машин

7-10

Несанкционированные оборудованные стоянки

30

Несанкционированные необорудованные стоянки

20

На частях пешеходных дорожек

3-5

На внутридворовых и внутриквартальных проездах

20

На местах складирование и вывоза ТБО

1-2

Таким образом, основное количество машин, находящихся в квартале расположено на несанкционированных оборудованных стоянках, представляющих из себя участки внутридворовых и внутриквартальных зелёных насаждений на которых удалена растительность и произведена отсыпка шлаком, крошкой или другими материалами. Кроме того, нередко данные участки самовольно ограждены автовладельцами для ограничения парковки. Несколько меньшее, но тоже значительное количество машин располагается на несенкционированных необорудованных стоянках и на проездах. Существенно меньшее количество машин располагается на специально оборудованных стоянках различного типа для большого и небольшого количества машин. Наблюдаемая картина очевидно является следствием нехватки стоянок в квартале и самовольного увеличения площадей парковочных мест.

2. Перечень проблем, возникающих в связи с размещением автотранспорта на территории жилого квартала

При изучении стоянок большого количества автотранспорта на территории жилого квартала были установлены (и территориально локализированные закартированые) следующие проблемы:

- увеличение загазованности воздуха жилых кварталов (особенно в летный период) (по всему кварталу)

- нарушение тишины в вечернее и ночное время (по всему кварталу)

- снижение площади и нарушение целостности зелёных насаждений (см. карта в Приложении 11)

- загрязнение и нарушение почв (по всему кварталу)

- загрязнение поверхностных (ливневых и снеговых) вод (по всему кварталу)

- снижение эстетических характеристик дворовых и внутриквартальных территорий (по всему кварталу)

- ухудшение условий отдыха населения и детей за счёт снижения площади детских площадок и зелёных насаждений (см. карта в Приложении 12)

- увеличение риска движения пешеходов (см. карта в Приложении 13)

- затруднение работы экстренных и коммунальных служб (см. карта в Приложении 14)

Сравнительная степень остроты данных проблем отражена в табл. 3.

Таблица 3

Степень остроты проблем, связанных с хранением и движением автотранспорта на территории жилого квартала

Типы проблем, связанных с размещением и движением автотранспорта на территории жилого квартала

Примерная степень остроты проблем, %

Увеличение загазованности воздуха жилых кварталов

Средняя с тенденцией к росту

Нарушение тишины в вечернее и ночное время

Невысокая с тенденцией к росту

Загрязнение и нарушение почв

Средняя

Загрязнение поверхностных вод

Средняя

Снижение эстетических характеристик дворовых и внутриквартальных территорий

Высокая

Снижение площади и нарушение целостности зелёных насаждений

Очень высокая

Снижения площади детских площадок

Средняя

Увеличение риска движения пешеходов

Средняя, с тенденцией к росту

Затруднение работы экстренных и коммунальных служб

Невысокая, с тенденцией к росту

Таким образом, круг проблем, связанным с загруженностью квартала машинами довольно широк. Среди них наибольшую степень остроты имеют проблемы, связанные со снижением площади, нарушением структуры и целостности зелёных насаждений и общим снижением эстетических характеристик дворовых и внутриквартальных территорий. Это в первую очередь определяется тем, что проблема нехватки парковочных мест решается за счёт зелёных насаждений, охрана которых практически отсутствует. Средняя степень остроты связана с увеличением риска движения пешеходов, снижением площади детских площадок и зелёных насаждений, увеличением загазованности воздуха жилых кварталов, загрязнением и нарушением почв, загрязнением поверхностных вод. Характерным является то, что большинство проблем имеют выраженную тенденцию к росту.

3. Пути и рекомендации по снижения остроты транспортной загруженности квартала

Работа показала, что изученном квартале осталось очень мало свободных от машин и парковок мест. К ним относится три относительно крупных по площади участка: придомовой минисквер у д. Союзная 17, придомовой минисквер у д. Союзная 39, внутриквартальный минисквер у дд. Союзная 37 и Союзная 27 (см. карта в Приложении 15). Очевидно, совершенно недопустимо потерять эти территории для размещение новых парковочных мест.

В связи с этим, можно утверждать, что решить проблему автотранспортной загруженности квартала за счёт его площадей невозможно. Все свободные участки заняты или вскоре будут заняты. Поэтому, на наш взгляд городским властям следует рассмотреть вопрос о строительстве паркингов какого-либо типа за пределами квартала, на рядом расположенной территории за улицей Союзная. Другое дело, что платность данных услуг не гарантирует разгрузку квартала. Поэтому необходимо ждать изменений в законодательстве, направленных на закрепление парковочных мест за конкретными жителями, что с одной стороны влечёт финансовую нагрузку, с другой – позволяет регулировать эту проблему.

Выводы

1. Анализ литературы и прочих источников показывает, что проблема с парковочными местами в нашем городе присутствует и носит острый, наболевший характер.

2. В ходе изучения 1 жилого квартала микрорайона Старый Аэропорт Устиновского района г. Ижевска было установлено присутствие на его территории около 950 машин. Количество машин по сравнению с 2014 годом выросло почти в 2 раза

3. Установленно 8 типов размещения машин на территории жилого квартала.

4. Нами были установленные следующие основные проблемы связанные с размещением машин на территории жилого квартала: увеличение загазованности воздуха жилых кварталов, нарушение тишины в вечернее и ночное время, снижение площади и нарушение целостности зелёных насаждений, загрязнение и нарушение почв, загрязнение поверхностных вод ,снижение эстетических характеристик дворовых и внутриквартальных территорий, ухудшение условий отдыха населения и детей за счёт снижения площади детских площадок и зелёных насаждений, увеличение риска движения пешеходов, затруднение работы экстренных и коммунальных служб

5. Большинство указанных проблем имеют тенденцию к обострению, что определяется активным увеличением машин.

Резюме

Неуклонное увеличение личного автотранспорта, острая нехватка парковочных мест и невозможность в настоящие время создания паркингов вне кварталов оставляет решение данных проблем во многом на совести автовладельцев. Ниже приведены рекомендации по улучшению внутри дворовых ситуаций с хранением автотранспорта и соблюдением прав жителей домов на благоприятную для здоровья и отдыха ситуацию.

Быть неравнодушным гражданином и ответственным автовладельцем, то есть думать не только о себе, но и о других.

Повышать свой уровень экологической и правовой культуры и грамотности.

Знать существующие законы и свои права, в частности в том, что они имеют законное право влиять на благоустройство дворов тех домов, где они живут и требовать улучшения экологической ситуации. По новому Жилищному кодексу РФ земельный участок около многоквартирного дома при­надлежит собственникам жилых и нежилых помещений в доме, и они вправе решать, как они будут его использовать. Они могут опре­делять схему транспортного движения по придомовой территории, в том числе устанав­ливать шлагбаумы и дорожные знаки, огра­ничивающие или запрещающие присутствие автотранспорта.

Способствовать поддержанию и развитию элементов озеленения во дворах.

Всем интересующимся данной проблематикой хочется порекомендовать методическое пособие авторов Харевского А.А., Яковицкой Л. Р., Исмагилова М. Р. «Городские дворы как отражение экологической культуры граждан», подготовленное региональной экологиче­ской общественной организацией Уд­муртской Республики «Город-сад – Яруш­ки».

Литература

Открытая группа ВКонтакте «Двор без автомобилей» https://vk.com/club51610985

Сайт «Без формата» http://ijevsk.bezformata.ru/listnews/stop-mashina/13092288/

Вукан Р. Вучик Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А. Калинина под научн. ред. М. Блинкина. Территория будущего; Москва: Территория будущего. 2011. 576 с. http://fictionbook.ru/static/trials/02/87/41/02874155.a4.pdf

Сайт «Newsdesk@pcmag.ru» https://newsdesk.pcmag.ru/

Новый урбанизм. Сайт «Википедия» https://ru.wikipedia.org/

Сайт «Индикатор рынка недвижимости» http://www.irn.ru/articles/36899.html

Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. docs.cntd.ru/document/464665018

Правила благоустройства г. Ижевска. www.izh.ru/i/info/16953.html

Требования ПДД к парковке автотранспорта. http://realty-konsult.ru/dom/pravila-parkovki-vo-dvorax-zhilyx-domov.html

Типы парковок. http://www.neo-park.ru/stati/publikatsii/stroitelstvo-parkovok/

Экологические парковки http://www.know-house.ru/avtor/ecological_park.html

Приложение 1.

Карта изученного жилого квартала

Приложение 2.

Общая схема расположения стоянок машин на территории жилого квартала

Приложение 3. Размещение открытых оборудованных стоянок с пропускным режимом для большого количества машин

Приложение 4. Размещение открытых оборудованных стоянок без пропускного режима для большого количества машин

Приложение 5. Размещение оборудованных стоянок для размещения небольшого количества машин

Приложение 6. Размещение оборудованных несанкционированных автостоянок

Приложение 7. Размещение необорудованных несанкционированных автостоянок

Приложение 8. Размещение мест стоянок автомобилей на частях пешеходных дорожек

Приложение 9. Места размещения машин на внутриквартальных и межквартальных автомобильных проездах

Приложение 10. Расположения стоянок на местах складирования и вывоза ТБО

Приложение 11. Снижение площади и нарушение целостности зелёных насаждений

Приложение 12. Ухудшение условий отдыха населения и детей за счёт снижения площади детских площадок

Приложение 13. Увеличение риска движения пешеходов за счёт стоянок и активности движения машин

Приложение 14. Затруднение работы экстренных и коммунальных служб за счёт стоянок машин

Приложение 15. Карта свободных от машин, зелёных участков квартала

Просмотров работы: 282