Влияние компьютера на психику и здоровье детей

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние компьютера на психику и здоровье детей

Карамышев  Ю.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Галактионова  Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Совсем ещё недавно многие дети усаживались за компьютер только лишь в школьном компьютерном классе «Прил.1». Сегодня компьютер есть практически в каждой семье. И надо признаться, что все мы проводим за компьютером немало часов. А с появлением множества увлекательных компьютерных игр и взрослым, и детям теперь всё труднее оторваться от заветного экрана «Прил.2».

Наверное, каждый из детей слышит в день по нескольку раз:

- Хватит сидеть за компьютером!

- Иди, погуляй, не порти зрение за компьютером!

- Ты от своего компьютера оторвешься, или нет?!

- Ты стал очень агрессивный из-за своего компьютера!

И родители в ответ слышат от детей практически одно и тоже:

- Ну, ещё немножечко!

- Да я, только сел!

- Да что я на улице не видел, там все равно никого нет!

- Я не агрессивный, просто устал в школе!

А задумывался ли кто-нибудь из нас: так ли не правы наши родители, когда контролируют наше время, проведённое за компьютером? Так ли безобидны компьютерные игры? И сколько времени можно проводить за этим занятием? И что будет, если будешь находиться за компьютером больше положенного времени? Уверен, что задумывались над этим многие, но не многие решались потратить своё свободное время на раскрытие этого вопроса. Я решил, чтобы поставить все точки над и, и прекратить спорить с родителями о влиянии компьютера на детей, ответить наконец-то на этот спорный вопрос: влияние компьютера на психику и здоровье детей.

Чтобы это выяснить, нужно определить основные причины, по которым дети проводят своё время за компьютером. Узнать сказывается ли на их психике, здоровье долгое время препровождение за компьютером. А еще нужно провести опрос среди младших классов на эту тему.

У меня есть гипотеза, что компьютер положительно влияет на психику и здоровье детей, если знать меру. Так ли это? Попытаюсь разобраться в этом.

На самом деле выявить причины, по которым дети проводят своё время за компьютером не так уж сложно. Достаточно просто поговорить об этом со своими одноклассниками на перемене, что я собственно и сделал. Разговор с моими одноклассниками также определил мои вопросы в опросе учеников младших классов. Но об этом чуть позже.

Итак, какие причины определились при разговоре с одноклассниками:

Первая самая распространенная причина – это компьютерные игры.

Вторая причина – виртуальное общение.

Третья причина – учеба.

Разберём каждую из причин более подробно.

Глава 1 Компьютерные игры.

Я просмотрел разные статьи в интернете на тему влияние компьютерных игр на психику и здоровье детей и вот, что получается.

Во-первых, влияние компьютерных игр на здоровье детского организма гораздо негативнее, чем мы думаем. За компьютером дети подолгу сидят в одной и той же позе с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая «Прил.3». А ведь длительное сидение в неправильной позе даёт нагрузку на позвоночник и неокрепший еще мышечный корсет, ускоряет развитие сколиоза. Сколиоз – это искривление позвоночника.

Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.

Детские глазки, неотрывно, не моргая, следящие за происходящем на экране, получают большую нагрузку. Вспомните – ведь даже у вас после целого дня сидения за монитором в глаза, будто песку насыпали. Происходит утомляемость глаз, их покраснение. В результате близорукость (это когда человек хорошо видит вблизи и с трудом вдаль), головные боли. А прибавьте к этому дополнительную нагрузку в течение учебного года, когда дети еще больше времени проводят сидя и напрягая глаза «Прил.4».

Если с влиянием компьютерных игр на неокрепший детский организм все более-менее понятно, потому что появляются жалобы на самочувствие, то психика – материя тонкая. Тут все может быть не настолько очевидно, но и последствия для нервно-психического здоровья ребенка могут быть гораздо тяжелее.

Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: дети, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам «Прил.5».

Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.

Хочется сказать про влияние компьютерных игр, связанных с насилием, на психику детей, особенно мальчиков 8-15 лет, так как они традиционно являются целевой аудиторией игр, связанных с военными кампаниями, спецоперациями, битвами с монстрами и т.д.

Взрослые: медики, учителя, родители, и даже телевидение и газеты бьют тревогу по поводу обострившейся проблемы детской жестокости «Прил.6». Случаи, когда дети и подростки убивают своих сверстников, уже настолько часты, что даже перестали шокировать. А причина этой «звериной» жестокости во многом оттуда, из компьютерных «игрушек», где в почёте только сила. У детей долго и часто играющих в «стрелялки», искажается восприятие мира:

- ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;

- ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;

- за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!

При этом не стоит думать, дети, не играющие в кровопролитные игры, а увлеченные, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще одна причина негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.

Эта неправильная модель поведения переносится потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, что то сделать.

Существует также многообразие развивающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры. Которые учат детей читать, считать, рисовать, дают полезные знания в разных областях, учат внимательности и логике. Однако под видом развивающих игр можно встретить и обычных убийц свободного времени, которые только расходуют ценные ресурсы времени и не приносят ребенку совершенно никакой пользы.

Некоторые дети так увлекаются виртуальным общением в Интернете и различными играми, что часто не замечают времени и, забывая о еде и сне, проводят за компьютером сутки напролёт. Появился даже новый термин в нашем языке — «компьютерная зависимость», а врачи-психиатры разрабатывают специальные методики избавления от новой болезни «Прил.7». Специалисты утверждают, что пристрастие к компьютеру лечится очень трудно.

Глава 2 Виртуальное общение.

Виртуальное общение – это общение через Интернет посредством компьютера. В последнее время одной из основных форм проведения досуга школьников стало времяпрепровождение в социальных сетях. В данное время проблема увлечения школьников Интернет – общение является глобальной. В наше время существуют такие социальные сети как: «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Мой круг», «Мир тесен», и многие другие. В основном, социальные сети вызывают особый интерес у подростков. Некоторые люди перестают осознавать, что виртуальное общение является лишь дополнением к полноценному живому общению и это ведет к тому, что у посетителей социальных сетей происходит потеря индивидуальности «Прил.8».

Виртуальное общение представляет собой особый мир, в котором человек может быть самим собой или кем-то другим, не боясь выражать свои эмоции, чувства, совершая самые невероятные поступки, не боясь пожалеть об этом.

Первое, на что следует обратить внимание, так это на формирование психологической зависимости от интернет - общения в целом и от социальных сетей в частности. В психологии под зависимостью понимают особое поведение человека, когда его потребность в настоящей реальности сводится к нулю. То, есть заставляет его искать некую другую реальность, где бы духовные потребности личности (потребность в общении, в самоуважении, в реализации своего «Я» и т. д.) могли получить удовлетворение «Прил.9».

Это важно понять по той причине, что не всякое виртуальное общение можно назвать зависимостью.

Вот ряд признаков, которые говорят о возникновении виртуальной зависимости:

- обсуждение каждого своего поступка с друзьями,

- важность количества людей посетивших вашу страничку,

- общение с друзьями преимущественно с помощью интернета,

- чувства разочарования и пустоты, при отсутствии возможности просмотреть свою страничку в социальных сетях.

Вообще, говорить о психологической зависимости от общения в сети интернет, да и от любого другого виртуального общения, неуместно в тех случаях, когда оно сопровождает деятельность человека, выступает своего рода инструментом. Это учёба, работа и т.д. «Прил.10».

Глава 3 Учёба.

Информационные технологии уже так крепко вошли в наш мир, что мы, пожалуй, и не представим себе жизнь свою без компьютеров, мобильных телефонов, бытовой техники, автоматизирующей практически все наши рутинные обязанности и т.д. Вот добрались технологии и до той сферы жизнедеятельности, которые многие из нас считают если не главной в жизни, то уж очень важной, это точно – до обучения детей. Многим от этого страшно становится, другие же, напротив, – несказанно этому рады. Сколько уж споров на эту тему было открыто и в интернете, и при реальном общении – не счесть! И в каждом из них две противоположные стороны: «За» и «Против». Эти споры, чуть ли не «с пеной у рта» возникали, возникают и будут возникать, потому как по-своему правы обе стороны «Прил.11».

Итак, давайте разбираться, нужен ли компьютер для учёбы?

Учёба с помощью компьютера это: написание текстов и упражнений. Составление таблиц и диаграмм. Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков. Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора. Использование компьютерного лексикона и словарей для вы­полнения домашних заданий. Возможность эстетичного оформления сочинений, научных ра­бот, докладов, рефератов. Возможность поиска информации по определенной учебной теме. Возможность участия в олимпиадах различного уровня.

То есть, компьютер даёт школьнику возможность: находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах и поселках; бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетво­рения собственных знаний и интересов; посылать и получать электронные письма, развивать в себе уме­ния писать письма и т.д.

Из всего вышесказанного, я делаю вывод, что учеба с помощью компьютера открывает нам практически безграничные возможности. Но, это всё плюсы. А теперь про минусы учёбы с помощью компьютера.

А минусы, как оказались всё теми же:

- проблемы со зрением,

- проблемы с осанкой,

- нехватка времени на другие полезные дела,

- однобокое личностное развитие,

- нервное состояние личности из-за высокой привязанности к виртуальному миру.

Глава 4 Опрос.

Я с помощью моей учительницы провёл опрос среди учеников младших классов и вот, что получилось.

Во 2-ом классе за компьютером проводят больше часа 15 из 22 учеников. Больше двух часов за компьютером проводят 3 ученика. И наконец, когда как, но не меньше двух часов за компьютером проводят 4 ученика «Прил.12».

На вопрос: для чего вам нужен компьютер? - ученики 2-го класса ответили следующее «Прил.13»:

- для учёбы – 15 учеников;

- для игр – 10 учеников;

- для общения – 10 учеников;

- компьютер это моё всё – 2 ученика.

На вопрос: на что вы больше тратите времени за компьютером? - были даны следующие ответы «Прил.14»:

- учёба – 16 учеников;

- игры – 10 учеников;

- общение - 6 учеников.

На вопрос: что или кто может вас отвлечь от компьютера? - ученики ответили так «Прил.15»:

- мама, папа, сёстры, братья, дедушка, бабушка - 17 учеников;

- друзья, гости – 4 ученика;

- кошка, улица – 2 ученика;

и 3 ученика не назвали ни кого и нечего.

Из этого следует, что за компьютером большинство учеников 2-го класса проводят больше часа. На мой взгляд, не критично. Остальные два часа и более. Тут есть над, чем задуматься их родителям. Что касается вопросов: для чего вам нужен компьютер? – и: на что вы тратите больше всего времени за компьютером? – то ответы на них практически одинаковы. Здесь как раз тот случай, когда желания совпали с возможностями. Учёба и игры на первом месте, не считая небольшого отрыва в пользу игр. А вот общение на втором месте. Тоже не плохо, ведь каждый знает, что общаться лучше не посредством компьютера. Надеюсь, так оно будет всегда. Ну и наконец, отвлечь от компьютера большинство могут только родители, и то не всех. Настораживает другое. Улица, друзья, учёба, животные – мало кого могут отвлечь от компьютера. Это не может не печалить наших родителей, а также педагогов и, как не странно, медиков.

Теперь подойдём к опросу 3-го класса. В 3-ем классе из 13 учеников за компьютером проводят больше часа 7 человек. А остальных получилось поровну, то есть больше двух часов – 3 ученика. Когда как, но не меньше двух часов тоже 3 ученика «Прил.16». Также как и во втором классе, ученики 3-го класса в своём большинстве проводят за компьютером больше часа. Это нормально. Не нормально то, что показатели меньшинства растут. Ведь большинство это только на одного человека. Чуть меньше половины уже тратят на компьютер два часа и более.

На вопрос: для чего вам нужен компьютер? - ученики 3-го класса ответили следующее «Прил.17»:

- для учёбы – 5 учеников;

- для игр – 7 учеников;

- для общения – 6 учеников;

- компьютер это моё всё – 1 ученик.

Тут результат на лицо, всё больше учеников склоняется к играм. Хотя, на то мы и дети, чтобы играть. Было бы более странно, если бы мы склонялись к учёбе в таком возрасте. Ну, а отвлечь от компьютера учеников 3 класса могут:

- мама, папа, сёстры, братья, дедушка, бабушка - 9 учеников;

- друзья, гости – 1 ученик;

- животные, улица – 2 ученика;

- учёба – 3 ученика;

и у одного ученика определённое время для занятия за компьютером, а ещё один ученик удивил, сказав, что ему вообще компьютер не нужен. Здесь как мне кажется больше положительного, нежели отрицательного «Прил.18».

Ну и закончим наш опрос 4-ым классом. В 4-ом классе ученики поделились поровну по времени, затраченному на компьютер «Прил.19»:

- больше часа – 6 учеников;

- больше двух часов – 6 учеников;

- когда как, но не меньше двух часов – 6 учеников.

Получается, чем старше ученики становятся, тем больше тратят время на компьютер, ничего не поделаешь, это видно при сравнении с двумя предыдущими классами. А вот ответив на второй и третий вопрос, получается интересный вывод. То есть большинство ответило, что нужен им компьютер для учёбы, а вот используют они его в основном для игр. И ещё, выросло количество учеников, для которых компьютер – это их всё. Этот момент, конечно, настораживает «Прил.20,21». Отвлечь от компьютера могут:

- мама, папа, сёстры, братья, дедушка, бабушка - 8 учеников;

- друзья, гости – 1 ученик;

- животные, улица – 7 учеников;

- учёба – 5 учеников;

- фиксированное время – 1 ученик;

- я сам – 1 ученик.

Здесь мы видим, что уже на меньшее количество учеников могут повлиять их родители. Но дети становятся более взрослыми и самостоятельными, так как многих от компьютера может отвлечь учёба, а один ученик, не прибегая к помощи взрослых, а также других причин, сам может отказаться от компьютера.

Заключение

Заключение пишут обычно своими словами, но мне очень понравилась беседа с доктором педагогических наук, профессором МГПУ Воропаевым М.В. «Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики» «Прил.23». Он доступным языком излагает то, о чём я, собственно говоря, и хотел написать в заключении.

Итак, каково же влияние компьютера на психику и здоровье детей?

Вот, что об этом думает доктор педагогических наук, профессор МГПУ Воропаев Михаил Владимирович.

Во первых, по сути своей, виртуальная реальность – это родная сестра других реальностей: реальности фантазии, реальности театрального сценического действия, реальности игры. Человеку свойственно пытаться уходить от основной физической, базовой реальности и стремиться создавать какие-то свои, особые реальности. Читая книгу, смотря фильм, человек отрывается от базовой реальности и уходит (кто глубоко, а кто поверхностно) в особый мир. Так что ничего нового, что изменяло бы закономерности человеческой психики, виртуальная реальность не приносит. Да, несомненно, она особенна, она связана с компьютерными интерфейсами, программные среды влияют на ее характеристики, но она была, есть и будет неотъемлемо человеческой. И все нынешние проблемы виртуальной реальности – это старые как мир проблемы человека.

Во вторых, обсуждение этих проблем оставляет за границами ту реальность, которую нельзя отнести к чистой виртуальности, поскольку она лишь частично является виртуальной. Эта так называемая «смешанная реальность» представляет собой огромный пласт повседневной жизни, связанный с взаимодействием человека с компьютерными устройствами. Водитель пользующийся GPS-навигатором, пользователь, размещающий на карте google фотографии реальных объектов, подросток, идущий по улице и одновременно набирающий SMS-сообщения как раз и являются субъектами такой реальности. Ведущие мировые корпорации (например, известная Nokia) многие годы тратят колоссальные бюджеты на исследование и разработку специальных сервисов, предназначенных именно для смешанных реальностей «Прил.24».

Говоря проще – многое в виртуальной реальности рассчитано на то, чтобы безвольный, апатичный, бескультурный человек чувствовал там себя комфортно и ни разу за часы пребывания не ощутил бы свою недостаточность.

В психиатрических лечебницах для обозначения больных с разрушенной личностью используют слово «овощ». Так вот, очень многие «поля» киберпространства созданы для произрастания психически нормальных «овощей». Добавлю еще – массовое их произрастание.

Итак, Вам страшно? Мне страшно. Чтобы не было так страшно, я добавлю к вышесказанному заключительные слова профессора Воропаева М.В..

Сами по себе компьютерные технологии не есть что-то изначально злое. Как всегда и было в человеческой истории, превратить нечто во зло или в добро может только человек. Информационное общество дает человеку огромные возможности, но и ставит его перед многими искушениями и угрозами. Поэтому, пока мы не выросли, решать, сколько находиться за компьютером нашим родителям «Прил.25». Делая выводы из вышесказанного, я думаю: не так уж они не правы, когда контролируют наше время проведённой за компьютером. Ведь именно от продолжительности времени и конкретного занятия зависит влияние компьютера на наше детское не окрепшее здоровье и психику.

Список используемых источников

Википедия

Статья «Влияние компьютерных игр на детей: опаснее, чем вы думаете» автор Пушистая, сайт www.sympaty.net.

Исследовательская работа «Влияние Интернет – общения на формирование личности школьников» авторы Иминов Руслан и Семенов Руслан, педагог Касенова С.М., г. Талдыкорган 2015г.

Сайт Православие.ru беседа с доктором педагогических наук, профессором МГПУ Воропаевым М.В. «Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики» от 16.06.2011г.

Сайт psytheater.com, статья Павлова П. «Виртуальное общение».

Сайт Воспитание.net статья «Дети и компьютерные игры».

Статья «Влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребёнка» автор Петрова И.Н.

Просмотров работы: 550