Нарты и география

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нарты и география

Кайтуков Д.Э. 1
1МБОУ СОШ№5
Хацаева Л.Х. 1
1МБОУ СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На уроке географии учитель нам предложила провести исследовательскую работу на тему «Нарты и География». Я с радостью откликнулся, потому что, мне эта тема показалась интересной. В своей работе я постараюсь проанализировать природу, как органическую часть эстетической системы Нартского эпоса.

Цели и задачи исследования:

- выяснить какая тесная связь прослеживается между нартами и природы;

- определить какие природные факторы характеризуют нартов, их происхождение, их подвиги;

- доказать актуальность и значение природы во всех сказаниях о Нартах.

Гипотеза: география и концепция красоты природы являются практической необходимостью и целесообразностью для Нартского эпоса.

Методы исследования:

- прочтение сказаний о нартах

- изучение литературы по теме;

- сравнительный анализ сказаний о нартах;

- описательный метод;

- выявление природных образов, сюжетов, мотивов в нартских сказаниях, тесно связанных с географией, с природой.

Моя работа, я надеюсь, пробудит и в других исследователях инициативу более глубоко изучить отношение к природе наших великих и талантливых предков.

Народы как люди. Подобно тому, как у каждого человека своя собственная биография, любой этнос обладает историей, географией, присущей только ему.

Нартовский эпос хранит множество сказаний и сюжетов, связанных тесно с физической и экономической географией, а так же названия многих стран и народов, с которыми историческая сводила их судьба.

Нарты и природа – это, я считаю, два неразделимых понятия. Хочется проследить эту связь при прочтении осетинских нартских сказаний.

«Южно - русские и северо - кавказские степи… Родина нартского эпоса. Кого и чего только не видели они на своих необъятных просторах. Не эти ли привольные степи питали тот дух презрения и ненависти по всякому гнету, иерархии и алдарству.

В нартовском эпосе природе уделяется не так уж много места, но это чрезвычайно прекрасный мир, котором плещутся синие моря и озера, простираются бесконечные степи, высятся пики заснеженных гор и скал, тянутся возделанные поля». [3; 240]

Нарты – это миф, насыщенный жизнью, географией, историей. А мы – осетины, их потомки и наследники.

Мировое пространство нарты представляли в трех зонах:

земля (на которой живут нарты и другие народы);

небо – местожительство богов и небесных сил;

водное пространство и подземелье - обиталище демонических существ.

Данная работа позволяет лишь подойти к этой интересной теме: «связь Нартских сказаний с природой и географией», поэтому, я попытался, выявить роль природы посредством анализа многих эпизодов, сюжетов Нартского эпоса.

В ходе своей работы я прочитал книгу «Осетинские нартские сказания», использовал материалы из книг «Нартовский эпос осетин» В.И. Абаева, «Нарты и их соседи» Ю.А. Дзиццойты и сайты «Осетия и осетины», сайт Антона Агаркова «Бродячий сказочник».

Основная часть.

Глава1. Где начинается география нартов?

Любое описание географического объекта начинается с географического положения. Географическое положение – это отношение объекта к другим территориям, странам, имеет ли выход к морю, к океану.

Страна Нартовэто раздольные степи, высокие горы, морские берега. Многообразие ландшафтов и особенности природной среды характерны для её территорий, евразийских степей и Кавказа, побережья Черного и Азовского, Каспийского и Аральского морей.

В нартовских сказаниях Земля - центр Вселенной - нарты проникают во все ее части, поднимаются в небеса, трапезничают с богами, путешествуют в подземный мир. [4; 39](рис.1)

Мировое пространство нарты представляли в четырех зонах, которые можно сравнить с географическими оболочками:

Атмосфера – место обитания Богов, зǽдǽв, дауджытов, гда нарты сидели с ними и трапезничали;

Гидросфера – место обитания Донбеттыров;

Литосфера –подземный мир, где правит Барастыр;

Биосфера – мир, где нарты понимают язык зверей, птиц и растений.

Страна Нартов делилась на три квартала, расположенных в вертикальной последовательности на склоне горы. «Верхние нарты» - квартал рода Ахсартаггата, «Средние нарты» - квартал рода Алагата, «Нижние нарты» - квартал Бората.

Земле нартов принадлежит: игорное поле, поле дележа, место для общественных собраний, родовые башни, холм, на котором молятся, «нартовское поле», «нартовская река» (родник), «нартовская гора».

Праздничные торжества и молодежные игрища проходили на лоне природы, на поле Зилахар. Это поле – реальный географический объект, находится в Алагирском районе, юго – западнее

с.Црау. (рис.2)

На сайте Антона Агаркова «Бродячий сказочник» вот так описывается поездка в Зилахарское ущелье:«Ехали мы туда на УАЗ 469, потому что сейчас туда дорога открыта только таким машинам. Тряска по горной реке сменялась тенистыми лесными тоннелями. Под колесами машины то бурлила вода, то хлюпала практически непролазная грязь размятой вездеходами колеи. Но потому в одно мгновение всё прекратилось. Река осталась позади, деревья расступились, и перед нами открылась большая поляна Зилахара. Это одновременно и простор, и свобода и рай. Огромное, густо заросшее разнотравием поле тянется до самого горизонта. И где-то там, в дали, виднеется густой лес. А за этой поляной есть ещё одна, поменьше. Но у Зилахара есть грустная тайна. Когда-то здесь жили люди, была деревня и фермы, Сейчас от этого поселка осталось только кладбище да пара фундаментов самых крупных домов. Природа забрала своё».

Сахъола-дон - еще один вариант названия поля для игрищ («Нарт æрæмбырдсты Сахъола-донмæ æмæуымхъазыдыстыæмæкафыдысты. - Нарты собрались на Сахъола-дон и там играли и танцевали» В эпосе также встречается топоним Сахъандоныныхас (ныхасСхъандона) и, очевидно, его вариант Лахъондоныныхас. Интересно, что жители Куртатинского ущелья указывают точное расположение местности с таким названием близ селения Лац.

Для нартов самые священные места - это горные вершины.Шатана со своими медовыми пирогами поднимается для молитвы на Уазайыкуыпп. Афсати пребывает на вершине горы Адай–хох, Уацилла- на вершине Тбау-Уацилла и т.д..( рис. 3 и 4)

В сказаниях упоминается одна из самых высоких гор Осетии – Уазайы-куыпп. Уазайы-хох горная вершина в Северной Осетии, в системе Скалистого хребта (рис.5). Расположена в междуречье рек Хазнидон и Урух. На вершине этой горы происходят действия многих сказаний. С вершины Уазайы-хохнарты бросали камни. На вершине этой горы произошел бой между Тотрадзом и Барсаговым колесом, являющимся символом солнца. Согласно одному сказанию, нарты погибли под этой горой.

Вместе с тем нарты были первооткрывателями. Нередко они совершают походы с единственной целью - дойти до неизведанных земель, « где еще не ступала нога человека». Пределы нартовской страны обозначались границами. Край нартовской земли воспринимался нартами и как край земли вообще.

Герои попадают то в пещеры, где живут людоеды - великаны, пасущие коз, то в замки знатных владык, то во дворцы царей, то кошары бедных пастухов. Их всегда подстерегает опасность, но это не только не останавливает, а наоборот, разжигает в их жажду приключений. «Сперва Урызмаг вел нартов по берегу Белого моря, потом поднялись они по берегу Чёрного моря… и только один Урызмаг дошёл до Чёрной горы…»(сказание «Урызмаг и кривой уаиг»). Окружающий мир интересен нартам тем, что он не познан, что в нем таится множество неожиданностей.

В сказаниях события разворачиваются и на степных просторах: безлесная равнина, заросшая колючими кустарниками. Для разведения костра пользовались костями животных. Степной ветер веет в сказаниях, в них слышится дыхание бескрайних степей, необозримых равнин, стада оленей, неисчислимые табуны лошадей.

Степные просторы - арена подвигов и приключений нартов.

Нартовские бесконечные земли граничат с морем. Нарты не только связанны с морем, но находятся в родстве с Донбеттром, а его дочь Дзерасса – стала родоначальницей нартов. Нарты жили на берегу моря и естественно занимались мореходством.

Нарты полны жизненной силы, и потому не признают никаких преград, и в них одно стремление - идти от победы к победе.

Климат в стране нартов был суровый. Часто упоминаются необычные холода и обильные снегопады. Необычный снегопад носит в языке эпоса название залтымит, происхождение которого неясно. Холод и стужа имеют своих покровителей Кар и Караф. И нарты на себе испытывают холодное время года. Самый холодный месяц у них сǽлǽнмǽй(декабрь)- месяц замерзания. Частые климатические аномалии.(рис.6)

В сказании «Сослан и сыновья Тара» описывается: «Суровую зиму переживала Страна Нартов. Глубокие снега скрыли все пастбища, и скот голодал. Но особенно боялись нарты за своих коней. «Что будем делать мы, если падут наши кони? Ведь человек без коня всё равно, что птица без крыльев» - говорили нарты. Стали думать, как бы спасти им своих коней и свой скот. И спросили они Урузмага: «Ты всюду бывал, знаешь все страны. Нет ли такой страны, где зимой не бывает снега? – Знаю я такую страну, ответил Урызмаг. Это страна Тара. На берегу моря находится она. Круглый год колышутся там густые шелковистые травы, и даже зимой бывают они не ниже колен. Хорошо бы попасти на тех пастбищах свой скот».

Вот отрывок из сказания «Чем небожители одарили Сослана»:

«Сослан обращается к Уацила: - У тебя, повелитель громов, прошу я сегодня для земных людей только одного дара. Слышал я, что хлебные зерна хранишь ты в сумке своей. Не пожалей их для людей, живущих на земле, и навек они будут тебе благодарны. – Пусть будет так, сказал Уацилла. – Вы получите эти зерна. Весной, как только станет согреваться земля, вы будете их сеять на южных склонах гор и холмов. И теми зернами, которые вы соберете осенью, будете кормиться целый год».

Почему именно южные склоны? Южные склоны освещаются лучше и быстрее прогреваются, почва раньше созревает.

Обычно, мы пользуемся, географическими названиями не задумываясь. Они нам привычны. Названия возникают и живут по своим законам. Это — память народная о событиях давнего и недавнего прошлого, о победах и поражениях, о культурных связях.

Легенды прошлого имеют определенное значение и для современной географической науки, потому что помогают расшифровать и понять географические названия, проследить изменения ландшафтов, климата, растительного и животного мира Северного Кавказа.

Глава 2.Природа в нартском эпосе.

В. Абаев в своей работе «Нартовский эпос осетин» писал: Мир богов, мир людей и мир природы – три мира между которыми со временем воздвигнутся китайские стены, во времена Нартов дышат еще одной жизнью и понимают язык друг друга.

Мы помним, какое чудное действие оказывала на всю природу игра Ацамаза: звери пускались пляс, птицы пели, травы и цветы являлись во всей пышной красе, ледники таяли, реки выходили из берегов. Преследуя колесо Балсага, Сослан ведет разговор со всеми деревьями и благословляет березу и хмель за оказанную услугу. К умирающему Сослану сбегаются звери и слетаются птицы, и он дружески беседует с ними, предлагает отведать его мяса. С трогательным благородством даже такие хищники, как ворон и волк, орёл и коршун отказываются от предложения Сослана.

Нарты жили в тесном соседстве и общении с миром Богов и хранителей природы:

Уацилла – повелитель громов;

Афсати – властитель благородных зверей;

Курдалагон – небесный кузнец;

Галагон – повелитель ветров;

Донбеттыр – владыка вод.

Если с одной стороны, нарты дружат с богами, то с другой, они являются также большими друзьями природы, зверей, птиц растений. Гармония человека и природы перешла в реальное поклонение – нарты чтят животных, птиц, рощи, деревья, камни и т.д.

Конь – неразлучный друг любого нартского героя. Он для нарта больше, чем конь. Конь наделён неимоверными силами и возможностями. Конь как аристократ среди всех животных. Конь Уастырджи, чей полёт в небесах сопровождают раскаты грома. Три ноги коня символизирует три зоны мироздания: небеса, землю и подводный мир (атмосфера, литосфера, гидросфера). Этот чудесный конь переносит своего всадника между всеми тремя космическими зонами. Благодаря своим крыльям, он взмывает в небеса с помощью двух передних ног – скачет по земле, а вместо задних ног у него - рыбий хвост, позволяющий погружаться в пучину мирового океана.

Змею нарты связывали с аграрным культом – плодородием, а также змея оказывала целебные свойства, имела силы возвращать жизнь, например в сказании «Как Сослан женился на Бедохе».

Нужно отметить, что ближе всех к нартам стоит ласточка. Она часто помогает им, с радостью выполняет их задания; она считается вестником добра и счастья, даром божьим. Она становится посредником между небожителями и нартами. Несколько раз она подлетает к нартам, чтобы передать послание божеств, и она же относит обратно ответы. Когда Шатана, мать нартов, попадает в беду, она обращается то к ястребу, то к сороке, то к другим птицам, и только ласточка прислушивается к её голосу и летит к Сослану с вестью от неё, она же и приносит Нартам весть о смерти Сослана.

Ласточка никогда не изменила нартам, в осетинских сказаниях мы нигде не встречаем более верной птицы, чем она, даже самый безобидный голубь обижает Нартов, но ласточка - никогда. Поэтому и считается она особенным пернатым в осетинской мифологии.

Растения так же упоминаются в нартских сказаниях. В «Сказании о смерти Сослана» описываются такие растения как: бук, граб, чинар, дуб, осина, хмель, ольха, но особое почетное место занимают берёза и хмель. И, сейчас, именно эти растения характерны для Северной Осетии.

Но самое значимое дерево в сказаниях – это яблоня «Яблоко Нартов». Люди всегда стремились найти панацею от всех болезней. Об этом рассказывает сюжет о чудесной яблоне, которая росла в саду нартов. Ахсар и Ахсартаг отдали жизни за ее сохранение.

Много и других черточек, рисующих близость и взаимопонимание между Нартами и природой, рассыпано в нартовских сказаниях.

Нартам присуще была не только воинственность, но и чувство прекрасного. Ацамаз божественно воздействует на окружающий нартов мир. Даже природа не может оставаться безразличной к задушевному напеву и его игре на свирели.Он играет на ней так умело, что вокруг «все оживает и радуется».[2; 65]

Глава 3.Нартовский эпос с точки зрения экономической географии.

В основе хозяйственной жизни нартов лежит коллективное производство и потребление.

В эпосе прославляется богатырский труд человека в частности, труд земледельца, работа нартского кузнеца, мастерство матери нартов, в частности, в ткацком деле.

Нарты занимаются пашенным земледелием, разводят просо, лен,хмель, осваивают культуру винограда. И на самом деле, Нарты занимаются земледелием –постоянно упоминаются возделанные поля, говорится о небывалых урожаях пшеницы и ячменя.

Например, в сказании «Чем небожители одарили Сослана» Курдалагон говорит: «В кузнице своей я изготовлю соху для нартов, и каждой весной они будут ею вспахивать свои пашни», а суровый Галагон обещает: «Когда осенью будете вы веять зерно на току, то нашлю я ветер, унесет он мякину, и останется вам чистое, тяжелое зерно».

Охота и скотоводство составляют главное хозяйственное занятие мужчин. У них водятся табуны диких лошадей, стада коров и овец, причем о скотоводстве говорится как о само собой разумеющейся отрасли хозяйства.

Но в хозяйстве нартов не было рациональности, рационального подхода к использованию любого ресурса. Нарты ничего не откладывали на черный день. Весь добытый скот немедленно шел на всенародное угощение. Неумение и нежелание делать запасы, приводило к тому, что нарты переходили от одной крайности к другой.

Кузнечное дело было так же развито у нартов. Небесный кузнец Курдалагон в НартовскихКадагах является одной из центральных фигур эпоса. Он не только куёт Нартовским героям Уархагу, Урузмагу, Хамыцу, Сослану, Батразу и другим булатное оружие, он даже закаляет самих героев. Нарты очень уважали Курдалагона. Виднейшие нарты подолгу гостят у него, а Курдалагон, как бог – кузнец, частый участник Нартовских пиршеств.[2; 93]

В сказаниях находит яркое отражение начало освоения металла, когда человек научился плавить руду, обрабатывать ее, и делать такие орудия как молот, наковальня. Железо и сталь встречаются в сказаниях на каждом шагу. Железными оказываются не только оружие и орудия. Мы встречаем железнокрылых волков и ястребов с железными клювами. Железные ворота обычны, но есть даже целый замок из железа, построенный Сосланом для дочери Солнца.

Нередко упоминаются медные мосты, железные ворота; куски железа и стали служат пищей великанов и даже некоторых новорожденных нартов; у Созырыко одно колено – железное, а другое – стальное; у Хамыцазубы и даже усы стальные, не говоря о его железных стрелах и т.д.

«Недалеко отъехал Сослан, как поднялся перед ним, весь выкованный из серебра, красивый замок. И в большие открытые окна этого замка видно, что сидят там на золотых скамьях почтенные старые люди…» (из сказания «Сослан в стране мёртвых»)

Весьма популярно золото. Оно фигурирует и как украшающий эпитет (золотые волосы, золотое солнце), и как материальный (золотое яблоко, золотые чаши, золотой «кумбул», то есть шишак).

Медь шла на котлы, а также служила, по уверению некоторых сказаний, материалом для починки разбитых в бою черепов в небесной кузнице. Неоднократно упоминаются слоновая кость, перламутр, стекло.[2; 94]

У нартов так же было развито мукомольное производство, это подтверждает отрывок из сказания «Чем небожители одарили Сослана»: Донбеттыр произносит: «Отныне пусть нарты строят мельницы на бегущих водах, а я поручу моим дочерям, чтобы они днем и ночью вертели в воде колеса».

Конечно, неплохо было бы и нам вернуться к водяным и ветряным мельницам, ведь эти сооружения являются экологически чистыми. И в процессе своего движения не загрязняют окружающую среду, не выбрасывают вредных веществ. Их можно использовать для получения дешевой электроэнергии (неисчерпаемой) и мукомольного производства.

Описание хлебав сказаниях я не нашёл. Упоминаются только традиционные три медовые лепешки, которые Шатана приносит в жертву богам на священном холме Уазкупп, когда обращается к ним с молитвой. Но так как нарты — большие любители пива, то они, надо полагать, должны были (хотя бы с этой целью) доставать ячмень. Другой любимый напиток нартов — «ронг» изготовлялся из меда.

Но описание материальных условий жизни нартов было бы неполным, если бы мы не упомянули о том, какое высокое развитие у них получило садоводство, строительство чудных оригинальных башен-домов, изготовление музыкального инструмента.

О торговле и товарообороте я ничего не нашёл.

Глава 4. Образ воды в нартском эпосе.

Очевидно, что основной образ для нартов в природе – это вода, как первоэлемент природы и жизни: образы земных вод и образы небесных вод.

К небесным водам можно отнести дождевую воду, которая после сильного дождя скапливается в оврагах, затапливает равнины. Заловский снег и вечный ледник опускаются с неба на землю, следовательно, целесообразно отнести их к небесным водам.

Залтымит — Это словосочетание в осетинском фольклоре обозначает необычайно много выпавшего снега. «Залты митæ мææнусты цъити — иттæг бирæ митæ руарыд» (снег Залтов и вечные льды — значит, выпало невероятно большое количество снега).

В современном осетинском языке значения «вода» и «река» совпадают в одной лексеме — дон, что, согласно В.И. Абаеву[2, 19], не носит исконный характер. Обозначения моря в осетинском языке денджыз и фурд употребляются в нартовских текстах. Но фурд, согласно комментариям к Нартовскому эпосу, служит преимущественно обозначением нижнего течения рек Терек и Малка, потом уже — большой и тихо текущей реки.

Помимо указанных в качестве примеров, в эпосе встречается слово чъылыхдон — грязная, непригодная для питья вода, а также название ещё одного места в стране Нартов — Борæты дондæттæн: «Борæты дондæттæн мæкуы бахæццæис, уæд фехъуыста топпы гæрæхтæ».

В сказаниях река вблизи селения нартов называется Нарты - дон : «Уæд иубон Дзерассæ дыууæ къæртайы райста ‘мæрараст и Нартыдонмæ, цалынмæсыгъдæг у, уæдмæ дзысда вон, зæгъгæ. Нарты донхæссæн та Сырдты доны цур уыди, æмæ Гæтæг уым февзæрд — Дæттыбардуаг».

Гатаг, повелевает реками, может закрыть нартовским женщинам доступ к воде, а владыкой морей, океанов является Донбеттыр.

Названия реки Терек — Терк / Терчы дон — также встречается в Нартских сказаниях: «Ных хастоййæ Терчы былмæ…».

Ледники, ледниковая вода, реки, озёра, болота, водопады относятся к земным водам, водам суши. ( рис. 7)

Образование ледников объясняется следующим образом: «Всемером еугуыппары помчались на вершину Уалийы барзондма, но там опустился на них туман и они замёрзли». С тех пор вершины наших гор покрыты ледниками. Ледник охлаждает раскаленного в бою Батрадза. «Ушёл он оттуда, оторвал половину ледника и положил её себе на голову, иначе горел он. Когда же возвращался, по обеим сторонам его головы ручьями текла вода».

Вода, охлаждающая раскаленного в бою героя, встречается довольно часто, Батрадз окунается во время боя в море.

Лёд и ледник рассматриваются как твердое состояние воды. «На землю опустились заловский снег и вечный ледник, всё виднеется белым. И из-подводы не понятно, где земля, а где небо». « С выпадением заловского снега и вечного ледника нартовский скот остается без травы, и нартам приходится искать новые пастбища.

К области земных вод относится и междуречье, низкое болотистое место, поросшее камышом и кустарниками: «Собрал он всё стадо, и пригнал на болота. И стадо начало пастись, а трава там росла по пояс». «Ступили они на берег Чёрного озера. Там тысячи людей работали на каменоломне».

Открыл дверь к Золотому озеру.

Подошли они к берегу Черного озера.

К берегу Черного озера. Чтобы увидеть чудо.

Словно небесная искра, горящая звезда…

А Молочное озеро способствует обновлению героя: «Там, в расщелине скалы, есть молочное озеро, тот, кто искупается в нём, станет таким, как в молодости».

Белые водопады начали петь,

Лес и ветер вместе пели…

«Вернулся он, на нём надета шуба Хамыца, вывернутая наизнанку. Встал он под водопад у верхнего водоёма».

Болота также отнесено к водам суши. «Открыл глаза Сослан, стоит он посреди болотистой местности, перед ним – большой горячий круглый камень».

Заключение

Между двух морей, Черного и Каспийского, на Кавказе находится страна Осетия - земля талантливых людей и прекрасной природы. Земля славная своим прошлым и настоящим. Известная всему миру своим культурным достоянием, жемчужиной которого является нартский эпос.

Нартовские сказания демонстрируют многочисленные и детальные параллели с природой, географические грани четко пересекаются с каждым героем эпоса.

Таким образом, из моей работы следуют выводы:

Из известных легенд, сказаний собранных с помощью литературных источников, мною отобраны, те, которые имеют географическое значение.

Как легенда служит ключом к чтению карты, раскрывает ее содержание, так и легенды, являющиеся плодом устного народного творчества, открывают нам представления минувшей жизни, быта и природы. Безусловно, они не строились на научной основе, но как явления народной географии имеют в настоящее время определенный интерес.

Легенды прошлого имеют определенное значение и для современной географической науки, потому что помогают расшифровать и понять географические названия и явления.

Географические легенды могут многое сказать и историкам, и географам, и биологам.

Моя работа может оказать помощь школьным педагогам в качестве вспомогательного пособия при изложении разделов географии Северной Осетии, и даже, Северного Кавказа.

Во что же верили Нарты? Они обожествляли в природе все и считали, что в каждой области жизни людей есть свой «ответственный» за нее дух. Окружающий мир кишит сверхъестественными существами — часто невидимыми. Эти духи действуют либо независимо, либо подчиняясь главным богам на правах их родичей и домочадцев. Главные же боги обычно ведут себя почти так же, как и сами Нарты. И обожествленные небесные светила — Солнце, Месяц, и дух тучи со своим сыном, и Повелитель вод, и другие олицетворенные божества живут каждое своим домом по обычаям Нартов — тот на небе, тот под водой, тот на земле, тот под землей

Нартовский эпос следует рассматривать не только как своеобразный свод нравственных правил древних осетин, но и как энциклопедию их воззрения на природу и общество. Он отражает представление человека о природе и мировом пространстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Осетинские нартские сказания./ Владикавказ, 2017

В.И. Абаев. Нартовский эпос. /Ирыстон. Цхинвали, 1982

Ю.А.Дзиццойты. Нарты и их соседи. /Алания. Владикавказ, 1992

Г.Б. Романова. Нартский эпос и история осетинского народа. /Проект- Пресс. Владикавказ, 2014

В.И. Абаев. Религия Фольклор Литература./Ир. Владикавказ, 1990

Сборник научных трудов. Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. / ИПО СОИГСИ. Владикавказ, 2012

Всеволод Миллер. Осетинские этюды. / Сев. Осет. ИГИ, Владикавказ, 1992

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Рис. 1.В нартских сказаниях Земля - центр Вселенной - нарты проникают во все ее части, поднимаются в небеса, трапезничают с богами, путешествуют в подземный мир.

Рис. 2. Дорога в Зилахар. Фото 2017 год

Рис.3 Адай–хох. Фото 2017 год

Рис.4 Тбау-Уациллахох. Фото 2016 год

 

Рис. 5 Уазайы-куыпп. Фото 2016 год

 

Рис. 6 Зима на Северном Кавказе – залты мит. Фото 2016 год

 

Рис.7 Мидаграбинские водопады. Фото 2017 год

Рис. 8 СТЫР ХУЫЦАУ

Просмотров работы: 352