1.Введение
Актуальность
5января 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом экологии.
Цель этого решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Волгоградская область активно включилась в мероприятия Года экологии, которые были проведены в следующих главных областях:
Не осталось в стороне от указанных проблем и наше школьное лесничество «Берендеи», которое в 2017 году реализовало ряд интересных экологических мероприятий и программ в таких направлениях, как «особо охраняемые территории», «охрана водных ресурсов», «охрана лесных ресурсов и лесовосстановление», «экологическое просвещение».
Кроме того, учреждением, обучающимися и педагогами в Год экологии было завоевано более 30 призовых мест в конкурсах, акциях и проектах экологической направленности.
Цель исследовательской работы: систематизировать творческую и исследовательскую деятельность школьного лесничества «Берендеи» в Год Экологии.
Задачи:
Выявить историю появления школьных лесничеств в России и Волгоградской области.
Дать характеристику основным направлениям деятельности школьного лесничества «Берендеи».
Разработать и реализовать комплекс мероприятий, посвященных Году Экологии.
Представить разные формы творческой и исследовательской деятельности школьного лесничества «Берендеи» в Год Экологии.
Практическая значимость: совершенствование творческих отчетов школьного лесничества «Берендеи», создание летописи детского объединения, повышение престижа учреждения на муниципальном и региональном уровнях.
2.Этапы выполнения исследовательской работы
Название этапа |
Сроки |
Содержание |
Партнеры |
1.Подготовительный |
Декабрь 2016 года |
1) выбор темы работы и обоснование ее актуальности; 2) постановка цели, задач исследовательской работы; 3) разработка и утверждение плана работы МБОУ ГСШ № 3 в Год Экологии; 4) создание на официальном сайте учреждения раздела «Год Экологии». |
ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» |
2. Содержательный |
Январь – декабрь 2017 года |
1) организация и проведения мероприятий в соответствии с планом; 2) оформление введения и теоретической части исследовательской работы; 3) оформление практической части исследовательской работы; 4) подготовка материалов для СМИ; 5) подготовка публикаций в научно-методических сборниках; 6) формулирование выводов. |
ГКУ ВО «Волгоградское лесничество», газета «Междуречье», Международный благотворительный фонд «Интеркультура», ТОС № 7 р.п. Городище |
3.Диагностический |
Май и август 2017 года |
1) подбор методов диагностики: -активные (беседы, интервью); -пассивные: анализ научной литературы; сопоставление, сравнительный анализ; 2) проведение исследования среди обучающихся; 3) обработка диагностического материала; 4) оформление результатов. |
|
4.Оформительско-аналитический |
Январь-февраль
года |
1) подведение итогов Года Экологии; 2) оформление творческих отчетов экологической направленности; 3) подготовка защиты и мультимедийной презентации. |
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области |
3. Школьное лесничество – объединение взрослых и детей,
созданное для решения экологических проблем
3.1. История создания школьных лесничеств в Волгоградской области
Прообразом первого школьного лесничества был ученический отряд «Лесной патруль», организованный в 1952 году в Жуковском лесхозе Брянской области учителем И.С. Артюховым, лесничим П.П. Мартыновым и директором лесхоза В.А. Николаюком. Под руководством работников лесной охраны ребята сначала помогали выявлять лесонарушения и вести пропаганду по охране лесов от пожаров, знакомились с жизнью леса, слушали беседы ученых Брянского лесохозяйственного института.
С 60-х годов стали появляться в других регионах нашей страны. За школьниками были закреплены отдельные близлежащие участки леса, где учащиеся могли заниматься всем комплексом лесохозяйственных работ. Как в настоящем лесничестве здесь появились из числа ребят – лесники, участковые техники - лесоводы, помощники лесничих, лесничие.
Школьные лесничества со своим «штатом» и «лесным фондом» появились в Брянской, Свердловской, Рязанской областях, Удмуртии и Карелии. Организаторами их были работники лесного хозяйства и учителя местных школ. В 1967 году, Министерством просвещения и Всероссийским обществом охраны природы было утверждено Положение о школьных лесничествах, в Российской Федерации их было уже 75, объединивших около 1000 учащихся восьмилетних и средних школ.
Школьные лесничества зародились в Волгоградской области в 1967 году. Через год их было уже около 80. В школьные лесничества чаще всего входили старшеклассники, которых привлекали к прополке лесных полос, для ребят проводили экскурсии на лесомелиоративную станцию. После распада Советского союза школьных лесничеств по Волгоградской области практически не осталось. Возрождение началось в начале 21 века. А в 2012 году по инициативе ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» школьное лесничество «Берендеи» появилось в МБОУ ГСШ № 3.
Деятельность школьного лесничества осуществляется в соответствии с Положением о школьном лесничестве «Берендеи» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» в сотрудничестве с администрацией и работниками ГКУ ВО «Волгоградское лесничество».
Цель школьного лесничества «Берендеи» - оказание помощи ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» в проведении мероприятий по охране леса (посадка и посев леса, выращивание посадочного материала, сбор лекарственного сырья).
Задачи школьного лесничества «Берендеи»:
расширять и углублять знания обучающихся в области биологии, географии и экологии;
воспитывать бережное и ответственное отношение к природе;
способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся;
сформировать первоначальные сведения о профессиях и специальностях по направлению «лесное хозяйство».
В настоящее время школьные лесничества Волгоградской области – активные участники всероссийских и региональных акций по восстановлению лесов после пожаров, сбору семян, конкурса «Лучшее школьное лесничество».
3.2. Направления деятельности школьного лесничества «Берендеи»
Школьное лесничество «Берендеи» в учреждении организуется из числа обучающихся 3-5-х и 6-10-х классов в возрасте от 8 лет 17 лет по совместному решению администрации учреждения и администрации ГКУ ВО «Волгоградское лесничество». Юные натуралисты, достигшие возраста 10 лет, принимаются в школьное лесничество по личному заявлению. Обучающиеся в возрасте до 10 лет принимаются по согласованию с родителями (законными представителями).
Школьное лесничество «Берендеи» работает на территории лесничества, выделенной и закрепленной за ним в установленном порядке. Размер площади – 24 га.
Школьное лесничество работает в течение круглого года в соответствии с учебно-производственным планом, рассмотренном на собрании школьного лесничества «Берендеи» и утвержденным директором учреждения и руководителем ГКУ ВО «Волгоградское лесничество». В план включаются следующие основные направления:
социально-педагогическое;
экологическое;
трудовое;
гражданское;
оздоровительное;
научно-исследовательское.
Члены школьного лесничества «Берендеи» могут привлекаться к выполнению следующих мероприятий:
посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями, выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов и т.д.;
участие в проведении мероприятий по охране лесов, выявлении очагов повреждения леса насекомыми, вредителями и болезнями;
охрана полезных насекомых, птиц, зверей, сбор кормов для зимней подкормки; изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек и др.;
сбор лекарственного сырья, семян древесных и кустарниковых пород;
восстановление хозяйственно-ценных, лекарственных, редких и исчезающих растений;
выявление и охрана памятников природы;
изучение природы, проведение оздоровительных мероприятий, включая тематические экскурсии, походы;
проведение фенологических наблюдений опытнической и исследовательской работы;
организация музеев и уголков природы;
пропаганда идей охраны природы, участие в смотрах, конкурсах, слетах и других мероприятиях экологической направленности.
На первом этапе сотрудничества с ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» (2011-2013 годы) школьное лесничество участвовало в акциях по сбору семян вяза территории городского парка Волгограда и семян дуба на территории Городищенского муниципального района. Позднее собранные семена высаживались на месте пожаров в поселке Каменный буерак.
С 2014 по 2016 годы направления деятельности школьного лесничества били расширены: обучающиеся активно были включены в проектную и исследовательскую деятельность, конкурсы экологической направленности, участие в семинарских занятий для активистов детского объединения «Берендеи».
Приоритетным направлением школьного лесничества в указанный период являлось участие в экологических акциях, среди которых самыми яркими стали: «Собери семена вяза», «Посадим лес вместе», «Эко-Урок» и другие.
Юные лесничие вместе со своими наставниками инициировали и проводили ряд мероприятий: собирали семена растений, сажали деревья и кустарники на месте лесных пожаров, изучали проблему защиты и восстановления лесов, работали на пришкольном участке и в микрорайоне по благоустройству территории.
Нельзя забывать о том, что участие в экологических акциях носит сезонный характер. Наиболее активно эта работа ведется с апреля по ноябрь, особенно в апреле-мае, когда проводятся мероприятия по очистке рекреационных зон от мусора, озеленению территории, сбору семян вяза, которые в Волгоградской области созревают очень быстро и т.д.
Возрождение леса – одна из главных задач лесников – реализуется годами, и результат можно получить не сразу. До сегодняшнего дня на отдельных площадях видны омертвевшие деревья, напоминающие о трагедии 2011 и 2012 годов.
Отдельные саженцы уже подросли, и своей зеленой листвой радуют местных жителей.
В реализации экологических проектов активно помогает местное население, представители власти, родители обучающихся, а также сотрудники средств массовой информации, которые регулярно информируют общественность о работе школьного лесничества «Берендеи» нашей школы.
С 2012 года о результатах деятельности школьного лесничества «Берендеи» сообщалось на волгоградском областном телевидении: было снято два видеосюжета с участием школьников МБОУ ГСШ № 3; появились статьи в газете «Междуречье»; в 2016 и 2017 годах – научные публикации обучающихся и педагогов учреждения об организации и проведении мероприятий экологической направленности.
Значимыми мероприятиями в период с 2013 по 2016 годы стали:
результативное участие в международных и всероссийских экологических акциях и конкурсах;
участие во всероссийском смотре-конкурсе «Лучшее школьное лесничество»;
участие в ежегодном районном детском экологическом парламенте;
организация и проведение экологических недель в учреждении;
инициирование школьных конкурсов для обучающихся разных возрастных категорий: фото-кросс «Мой поселок в опасности»; конкурс поделок «Забери мусор с собой!», конкурс рисунков «Прекрасное рядом», конкурс рисунков и плакатов «Берегите лес от пожара!», «Мой лесной край!» и другие;
разработка и реализация социально-экологического проекта «Аллея Памяти» к 75-летию победы под Сталинградом;
разработка символики школьного лесничества «Берендеи».
Деятельность школьного лесничества «Берендеи» в Год Экологии
Исследовательская деятельность школьного лесничества
Исследовательская деятельность – одно из любимых направлений школьного лесничества «Берендеи», в ходе которого школьники максимально могут проявить свои творческие и интеллектуальные способности.
По итогам участия в исследовательской деятельности обучающиеся умеют:
самостоятельно или под руководством учителя формулировать экологическую проблему, определять тему, цель и задачи проекта;
работать в малых группах, распределяя роли;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
разрабатывать этапы реализации экологического проекта;
работая по плану, при необходимости, исправлять ошибки, предлагать нетрадиционные пути решения экологических проблем;
проводить мониторинговые исследования и обрабатывать полученные результаты;
давать самооценку и оценку деятельности группы или класса.
Исследовательская деятельность проводится не только в рамках конкурсной работы, но и среди обучающихся с целью выявления их уровня познавательной активности, экологической культуры и т.п.
Более подробно на результатах диагностики по выявлению уровня экологической культуры среди школьников.
В ходе проведения диагностики выявлено 26.7% обучающихся с устойчиво-позитивным отношением к природе: у подростка вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. Часто – не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет. Являются яркими лидерами по организации экологических акций.
56% респондентов имеют ситуативно-позитивное отношение к природе (максимальные показатели – в 9 классе): подросток заботится о лесе (животных, цветах, т.д.), но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему или самым близким людям. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, разводить костры, разорять птичьи гнезда, если этого не делают другие. Вместе с одноклассниками примет самое активное участие в субботнике, но ярким лидером в данной ситуации не будет.
17.3% опрошенных имеют ситуативно-негативное отношение к природе. Собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от окружающих. Он предпочитает не обращать внимание на такие мелочи, как брошенный мусор, сломанные деревья. Пугая и гоняя животных, он не задумывается о том, что делает. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение. У данной категории подростков при целенаправленном воспитании постепенно формируется ситуативно-позитивное отношение к природе.
Подростки с устойчиво-негативным отношением к природе не выявлены.
Отношение подростков к природе (экологическое сознание)
Класс |
Количество обучающихся (всего / количество респондентов) |
Уровень (отношение) |
|||
Высокий (устойчиво-позитивное) |
Выше среднего (ситуативно-позитивное) |
Ниже среднего (ситуативно-негативное) |
Низкий (устойчиво-негативное) |
||
7 а |
25/21 (84%) |
6 (28.5%) |
10 (47.7%) |
5 (23.8%) |
- |
7 б |
25/22 (88%) |
6 (27.2%) |
12 (54.7%) |
4 (18.1%) |
- |
8 а |
28/24 (85.7%) |
4 (16.6%) |
14 (58.4%) |
6 (25%) |
- |
8 б |
28/26 (92.8%) |
7 (27%) |
15 (57.7%) |
4 (15.3%) |
- |
7-8 кл. |
106/93 (88%) |
23 (24.7%) |
51 (54.8%) |
19 (20.5%) |
- |
9 |
26/23 (88.4%) |
8 (34.7%) |
14 (60.8%) |
1 (4.5%) |
- |
7-9 |
132/116 (88%) |
31 (26.7%) |
65 (56%) |
20 (17.3%) |
- |
Вывод: в учреждении преобладают подростки с ситуативно-позитивным отношением к природе (56%).
Ниже приведены результаты других направлений диагностик.
Какие из данных качеств вы цените в себе больше всего?
В ходе проведения экологических акций мне больше всего нравится:
Ценностные ориентации обучающихся
Участие в экологических акциях
Акция– это социально значимые, деятельностные, комплексные, событийные и социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у обучающихся и взрослых экологической культуры. Экологическая акция может проходить под своим девизом, иметь наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки, рекламные проспекты и т.п.).
Каждая акция имеет свой алгоритм проведения:
цель;
задачи (выполняются общие и конкретные);
объект (на что направлено);
участники (дети + родители, работники + дети + родители, работники + дети + родители + привлеченные специалисты заинтересованных структур);
этапы:
подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
организационно-практический (то есть деятельностный, выполнение плана деятельности);
Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок, создания мультимедийных презентаций и т.д.).
В Год экологии обучающиеся 1-11-х классов приняли активное участие в следующих экологических акциях:
международной акции «Дорогу саженцам», в рамках которой обучающимися совместно с сотрудниками ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» и Волгофлора проведена эколого-патриотическая акция «День посадки леса». Цель акции: сохранение и приумножение лесов и зеленых насаждений в сельских населенных пунктах;
всероссийской экологической акции «Хранители воды», результаты которой отражены на официальном сайте Зеленого движения «ЭКА». Победителями акции стали команды обучающихся 1 б и 3 а классов, а также обучающиеся 6 а, 8 а и 11 б классов;
всероссийской экологической акции «Сделаем вместе!», в ходе которой обучающиеся учреждения принимали участие в решении экологических проблем своего поселка;
всероссийской молодежной экологической акции «Чистое село» в период с 20 апреля по 10 мая 2017 года (очистка территории Разгуляевки от мусора, благоустройство памятных мест, организация и проведение субботника на территории пришкольного участка). По итогам акции подготовлен фотоотчет и мультимедийные презентации, которые размещены на официальном сайте учреждения в сети «Интернет» (ссылка на сайт: http://gor3.volgogradschool.ru/info/2104);
школьной акции «Память жива» по благоустройству памятных мест (у памятника в Разгуляевке и у памятного знака М. Пассара).
Результаты творческой деятельности участников школьного лесничества
Результатами деятельности школьного лесничества «Берендеи» в Год экологии являются не только высокая активность обучающихся в мероприятиях разного уровня, но и высокие достижения обучающихся 5-9-х классов в конкурсах экологической направленности. Так по итогам 2017 года МБОУ ГСШ № 3:
победитель Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в номинации «Инновации в дополнительном образовании детей» (г.о. Отрадный самарской области);
призер Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науку» (г. Москва);
победитель Всероссийского конкурса «Это чудо – планета Земля» в номинациях «Социально-экологический проект» и конкурсе фотографий «Экофото»;
победитель и призер региональных и всероссийских дистанционных экологических конкурсов в номинациях «География и экология» и «Фотография» (Свердловская область);
победитель очного Межрегионального фестиваля «Мир вокруг нас» (Белгородская область);
победитель регионального открытого очно-заочного конкурса-фестиваля учебно-исследовательских и творческих работ учащихся «Экопоколение – 2017» в номинации «Фотоискусство»;
призер (2 место) регионального конкурса «Лучшее школьное лесничество»;
победитель районного фестиваля «Детские и педагогические фантазии» «Как этот мир хорош!» в номинациях «Выставка художественного творчества», «Юные вокалисты, хоровое и вокальное пение», «Творческая педагогическая группа» и др.;
призер (3 место) районного экологического праздника «Земля - наш дом» в номинациях «Защита проекта» и «Конкурс визиток»;
призер (2 место) районного детского экологического парламента;
призер (3 место) областного конкурса «Садам цвести!» в номинации «Росток в будущее» и многих других.
В целом, творческая и исследовательская деятельность экологической направленности среди школьников имеет широкое поле применения разносторонних интересов и возможностей обучающихся, способствует повышению уровня экологической культуры, сформированию ценностного отношения к природе и навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде; созданию условий для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Формы творческих отчетов школьного лесничества «Берендеи»
В Год экологии участниками школьного лесничества «Берендеи» был подготовлен ряд отчетов, среди которых наиболее яркими являются:
фотоотчеты, размещенные на официальном сайте учреждения в сети «Интернет» (Приложение № 1);
календарь школьного лесничества «Берендеи» в Год экологии (Приложение № 2 (в сокращении));
мультимедийные презентации;
экологические проекты: «Аллея Памяти», «Красная книга в рисунках и фотографиях», «Росток в будущее», другие.
Обучающимися 9-х классов была иллюстрирована Красная книга Волгоградской области, собраны рисунки и плакаты школьников, оформлены мультимедийные презентации, которые активно используются при проведении классных часов, конкурсов, встреч с интересными людьми.
Разнообразные формы творческих отчетов позволяют включить максимальное количество школьников в организацию и проведение экологических мероприятий, сделать жизнь школы яркой и привлекательной.
Фотоотчеты, размещенные на официальном сайте учреждения в сети «Интернет»
Формы творческих отчетовшкольного лесничества «Берендеи»
Календарь школьного лесничества «Берендеи»
в Год экологии
Формы творческих отчетов
Мультимедийные презентации
Экологические проекты
«Аллея Памяти», «Красная книга в рисунках и фотографиях», «Росток в будущее», другие
5.Заключение
Школьное лесничество «Берендеи» - одно из детских объединений учреждения, которое принимает активное участие в экологических акциях и конкурсах разного уровня.
В год экологии мероприятия были направлены на решение ключевых экологических проблем – сохранение и увеличение площади зеленых насаждений, очищение водоемов и исторических территорий, расширение партнерских отношений.
Каждый месяц 2017 года был насыщенным и продуктивным.
Охрана окружающей среды и забота о сохранности экологии – это долг каждого человека. Уважение к природе нужно воспитывать в себе, независимо от возраста и социального статуса. Только личный вклад каждого поможет сохранить окружающий мир красочным.
6. Литература
Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. - М.: Изд. центр Академия, 2006. - 256 с.
Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2002. – С. 109-124.
Красная книга Волгоградской области. Книга в двух томах. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 2. Растения и другие организмы / под ред. д.б.н., проф. О. Г. Барановой, д.б.н., проф. В. А. Сагалаева. – Воронеж: ООО «Издат-Принт», 2017. – 268 с.: цв. ил.
Кретинин В. М., Брагин В. В., Кулик К. Н., Шишкунов В. М. Редкие и исчезающие почвы природных парков Волгоградской области / под ред. Т. А. Кретининой. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. — 144 с.
Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеринбург: Аверс, 1996. – 412 с.
Экологическое краеведение и туризм: учебно-методическое пособие / сост. А.А. Хохлов, И.М. Зарубина. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. – 95 с.
Ясвин В.А. Формирование экологической культуры не сводится к экологическому образованию // Бюллетень Центра экологической политики России «На пути к устойчивому развитию России». – М.: издательская группа «Реформ-пресс. - № 34, 2006. – С. 6-9.
Ресурсы сети «Интернет»
Официальный сайт ГКУ ВО «Волгоградское Лесничество»: http://www.rusprofile.ru.
Официальный сайт комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области: http://oblkompriroda.volgograd.ru.
История создания школьных лесничеств: http://www.edu21.cap.ru.
Приложение № 1.
Скриншоты с официального сайта учреждения в сети «Интернет»