География и живопись

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

География и живопись

Петрова  Д.Э. 1
1Муниципальное бюджетное Образовательное учреждение «Лицей №9 имени К. Э. Циолковского» города Калуги
Мишина  Ю.М. 1
1Муниципальное бюджетное Образовательное учреждение «Лицей №9 имени К. Э. Циолковского» города Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«…Пейзаж – это состояние души…».Рамю.«Увидевший прекрасное – соучастник его создания».Боуви.«Природа – творец всех творцов».Гетте.

В работе рассматривается проблема взаимосвязи географической науки с живописью.

В истории географической науки неоднократно высказывалась мысль о близости географии к искусству, а некоторые авторы даже склонялись к тому, чтобы считать географию скорее искусством, нежели наукой. Долгое время географы составляли яркие красочные описания стран, что в какой-то степени сближало географию с художественной литературой. Н.В. Гоголь в «Мыслях о географии» (1829г.) призывал географов более умело извлекать материал из описания путешествий так, чтобы он не обременял память читателя, а представлялся ему светло нарисованной картиной.

Влияние природы, ландшафта находит наиболее полное вы­ражение в живописи.

Современные требования к географической науке заставляют по-новому подходить к проблеме «география и искусство». В ней необходимо выделить два аспекта - научный и приклад­ной. Если для описательного метода элементы искусства и художественные приемы играют важную роль, то для научно-теоретического метода они не подходят. В прошлом изобразительное искусство имело более существенное значение для географиче­ской науки, чем сейчас. Когда не существовало фотографии, те­левидения, спутниковой связи, многообразных измерительных приборов и полевые исследования сводились в основном к визу­альным наблюдениям, в экспедициях участвовали художники или же сами географы должны были владеть приемами изобразитель­ного искусства.

Однако нельзя исключать важность для развития географии, её изучения в образовательных учреждениях произведений искусства. Но при этом необходимо использовать исключительно реалистические, высокопрофессиональные произведения, которые отличаются географической достоверностью.

При написании работы мной использовались следующие методы: поиск и анализ необходимой информации в библиотеке, в информационно-коммуникационной сети «Интернет», изучение русской пейзаж­ной живописи, в том числе в Калужском музее изобразительных искусств, с использованием официального сайта Русского музея в Санкт-Петербурге (коллекция живописи), методической помощи преподавателя изобразительных искусств «Детская школа искусств № 3 (художественная)» г. Калуга.

Как связана география с живописью

География - это наука, изучающая поверхность земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

В обычных представлениях мы считаем науку и искусство разными сферами жизни, из которых первая обращена в сторону разума, а вторая — в сторону чувства.

На самом деле наука очень часто обращается к чувству, например, к зрительным впечатлениям (красочные изображения) или к слуховым (описание).

В то же время искусство столь же часто обращается к разуму, например, в вопросах перспективы в живописи, то есть к научной теории.

География есть наука изобразительная, наука зрительных представлений, зрительной памяти. Географ должен обладать способностью представления предметов в пространстве с соблюдением относительной величины расстояний между ними - представить себе их природные сочетания в линиях, формах и красках, т.е. всущности, проделать в голове ту же самую работу, которую производит на полотне или бумаге художник, рисующий с натуры пейзаж.

Изображая пейзаж, живописец, однако, физически не в состоянии вырисовывать каждый листик, каждую веточку, каждую травинку и передавать точную окраску каждой из них. Он выбирает из них только некоторые главные формы, линии, краски. С помощью штрихов, пятен и мазков художник передаёт зрителю общее впечатление, при этом вложив свои переживания, настроение, которое он испытал при написании картины.

Точно такую же работу, но в строго научных целях делает географ, отбирая для своего географического пейзажа только все самое общее и яркое. Причем эта географическая картина преподносится зрителю, слушателю или читателю при помощи условных обозначений, схематических чертежей, которые можно сравнить с штрихами, пятнами и мазками живописца.

Однако у географа и художника разные цели. Цель художника - подметить красивые сочетания линий и красок в природе, а цель географа - найти научное объяснение, логической связи и преемственности.

Произведения пейзажной живописи используются на уроках географии. Их использование позволяет направить усилия учителя с формирования знаний, умений, навыков на развитие личности ученика, его творческих возможностей, наряду с развитием логического мышления формировать художественно-образное мышление, развивать эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту.

Также на уроках географии используются учебные географические картины.

Российский географ А.С. Барков писал: «Географическая картина — сложное пособие. В ней научное содержание сливается с искусством изображения. Географическая картина дает зрительный образ карты, она дополняет карту и географическое описание. То, что возможно изложить лишь на многих страницах словесного описания, гораздо лучше и нагляднее изображается на картине. То, что не может передать карта — характер растительного покрова, животного мира, бытовые и хозяйственные особенности страны, — дается в картине, которая, таким образом, в известной мере заменяет знакомство с местностью».

Географические картины дают образный, конкретный материал для создания содержательных представлений. Зрители (ученики) с помощью зрительного восприятия географического объекта, изображенного на картине, изучают существенные черты, устанавливают взаимосвязи, а затем переходят к формированию географических понятий. В основе усвоения понятий, созданных таким путем, лежат зрительные восприятия.

Примером могут служить: Учебно-наглядные пособия по географии под издательством Самойлова И.И. («Просвещение», 1975г.), Картины и таблицы по физической географии для 5 класса под издательством Максимова Н.А. («Просвещение», 1972г.), Картины по географии материков (Ермаков Р.А. «Просвещение» 1969г.) и много других пособий.

Русская пейзажная живопись

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Художественный пейзаж имеет колоссальное, преобладающее значение для географической науки, так как она вся основана на зрительных впечатлениях.

В истории изобразительного искусства известны отдель­ные мастера и целые национальные школы, прославившие себя в области пейзажной живописи. К XVII в. относится расцвет голланд­ской пейзажной школы, в произведениях которой, выдержанных в приглушенных тонах с коричневатыми оттенками, реалистиче­ски отображена неброская природа низменной страны с обилием рек и каналов, ветряными мельницами, рощами, вересковыми дюнами и низко плывущими облаками. Для начала XIX в. наибо­лее известны реалистические пейзажи романтического направле­ния, принадлежащие главным образом английским и француз­ским мастерам.

Лишь в конце XVIII в. начала зарождаться отечественная пейзажная школа, поначалу ориентировавшаяся на западноевропейские традиции. Первыми русским пейзажистами были Ф. Я. Алексеев, С. Ф. Щедрин, Ф.М. Матвеев. В основном они писали виды городов и усадебных парков, преимущественно Петербурга, Москвы и окрестностей (Ф. Я. Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794 г.), С.Ф. Щедрин «Вид на Гатчинский дворец» (1796 г.)). Это объясняется тем, что творчество первых русских живописцев в значительной мере зависело от вкуса заказчиков, а это были, как правило, императорская семья, высшая знать и дворяне, желавшие увековечить в художественных полотнах великолепие своих дворцов и парков.

В первой половине XIX в. география пейзажной живописи значительно расширилась, что связано с активным освоением русскими новых территорий и желанием заказчиков художественных произведений видеть экзотические красоты русской природы и отдаленных городов, входящих в огромную Российскую империю.

Стали появляться сельский пейзаж и ландшафтная живопись, которые зачастую в ущерб художественности, с топографической точностью передавали все подробности отражаемой местности. Среди пейзажистов того времени необходимо выделить М.Н. Воробьёва, который, будучи руководителем пейзажного класса Академии художеств, начал ориентировать своих воспитанников на работу с натуры, насыщать пейзаж настроением, а не сочинять «виды». Среди его учеников - М. И. Лебедев, а также братья Чернецовы, которые совершили первое в России «Художественное путешествие» по Волге от Рыбинска до Астрахани. В течение 1838 г. братьями Чернецовыми было создано более 100 рисунков и живописных видов Ярославля, Костромы, Юрьевца, Чебоксар, Казани, Саратова, Астрахани, а также многочисленных волжских достопримечательностей, таких, как Жигулёвские горы, Сюкеевские пещеры и др.

Путешествие в Сибирь в 1810-х гг. совершил А.Е. Мартынов, среди работ которого - виды Томска, Байкала, реки Селенга. В 1820–1830 гг. А.Г. Венецианов активно вводит пейзаж в свои жанровые картины. Огромный вклад в развитие русского пейзажа, главным образом морского, внёс И.К. Айвазовский - ученик М.Н. Воробьёва. В его творчестве, начиная с середины 1830-х гг. и вплоть до конца ХIХ в., нашла отражение природа Крыма, Кавказа, Украины, Поволжья.

С конца 1850–1860-х гг. в русской пейзажной живописи произошел резкий подъём, который ознаменовался началом творчества таких замечательных пейзажистов, как И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, М.К. Клодт, А.П. Боголюбов, Л.Ф. Лагорио, Л.Л. Каменев, П.А. Суходольский и др. Художники в эти годы стали все больше изображать не только центральные, но и отдаленные регионы России: Русский Север, Волго-Камский регион, Урал, Сибирь, Кавказ.

Во второй половине XIX – начале XX вв., в первую очередь благодаря путешествиям К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В.А. Серова, для художников были «открыты» Беломорье и Крайний Север. С этюдником добрался до острова Вайгач и Новой Земли А.А. Борисов, поразив русского и зарубежного зрителя видами сурового Заполярья.

До 1917 г. значительная часть России нашла отражение в творчестве отечественных живописцев. Природу многих регионов можно представить по картинам выдающихся мастеров русской школы XIX – начала XX вв.

В XX в. распро­странение символизма, кубизма, абстракционизма не способствовало развитию реалистического направления в пей­зажной живописи, но все же можно отметить ряд выдающихся произведений, в том числе отображающих природу Арктики (Р. Кент), Гималаев, Тибета, Монголии (Н.К. Рерих).

И только в советский период (с 1930 года) вновь в русском искусстве преобладала реалистическая пейзажная живопись. Важным достижением этого периода оказалось то, что впервые в истории и географии русской пейзажной живописи сформировались самостоятельные художественно-пейзажные школы в Сибири (например, творчество омских художников Либерова и Кондратия Белова).

Современная русская пейзажная живопись крайне неоднородна. Наряду с традиционным реалистическим пейзажем, в ней существуют и импрессионистические течения, и авангардные, и даже поставангардные.

Художники-пейзажисты и их картины

Произведения русской пейзажной живописи передают нам изображения природных явлений и объектов, тем самым позволяя изучать эти объекты и явления.

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, зима, весна — любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное - в ней неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце и т. п. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию.

Примерами могут служить картины русского пейзажиста А.Г. Венецианова: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Пейзаж. Зима», картины И.И. Шишкина: «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу» (приложение рис.1). Выдающийся пейзажист Иван Иванович Шишкин, по выражению современников, слыл истинным «царем леса». Работам художника присуще строгое равновесие и четкая выверенность планов. Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы.

Пейзажи художников выражают чувства, настроение, восхищение красотой русской природы: картины И.И. Левитана «Березовая роща», «Лесное озеро», «Весна. Большая вода», «Золотая осень» (приложение рис.2), картины А.И. Куинджи «Березовая роща» (приложение рис.3), «Ранняя весна» и многих других художников.

При изучении географической темы «Литосфера – каменная оболочка Земли» мы узнаем строение земной коры, причины процессов, проходящих на поверхности Земли, изменение её облика. Рельеф Земли чрезвычайно разнообразен. Познать отдельные формы рельефа нам помогают картины художников, на которых изображены острова, горы, равнины и другие формы.

Русского художника Н.К. Рериха называли «певцом гор», потому что он за свою жизнь написал около 7 тысяч картин (900 из них этюды), изображающие горы (Алтай, Гималаи, Тибет). Особое внимание следует обратить на цвета гор: яркие, сочные, чистые, переходящие один в другой. На закате и восходе горы действительно имеют такой изумительный цвет как на этюдах Н.К. Рериха (приложение рис.4,5). В русской живописи картины гор присутствуют у И.И. Левитана, а также у А.И. Куинджи «Эльбрус вечером» (приложение рис.6). Великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов воспевал красоту гор не только в своих литературных произведениях, но и в талантливо выполненных пейзажах Кавказских гор.

Изучение внутренних сил Земли, движения литосферных плит, возникновение землетрясений и извержение вулканов не возможно без просмотра красочных картин великих художников. Известный русский художник Карл Брюллов побывал на раскопках засыпанного вулканическим пеплом города Помпеи. Он был настолько поражен увиденным, что захотел изобразить это событие. Тщательно изучив исторические и археологические материалы, выполнив множество эскизов, в 1830 г. он написал картину «Последний день Помпеи» (приложение рис.7). В ней он изобразил момент катастрофы извержения вулкана Везувия: рушатся величественные здания, низвергаются статуи, смятенная толпа мечется, залитая зловещим блеском молний и пламенем вулкана.

Потухший стратовулкан Казбек, расположенный в восточной части Кавказа, запечатлен на картине русского художника В.В. Верещагина «Гора Казбек» (приложение рис.8).

Японские художники в своих произведениях изображали священную гору Японии – Фудзи (Фудзияма): Кацусика Хокусай «Гора Фудзи». Фудзияма – действующий стратовулкан на японском острове Хонсю.

При изучении последствия землетрясений можно посмотреть картину П.В. Басина «Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима» (приложение рис.9).

Однако формы рельефа, созданные внутренними силами Земли, изменяются под воздействием внешних сил, таких как: выветривание, движущаяся вода, ледники и, конечно же, человек. В результате воздействия этих сил возникают оползни, каньоны, пещеры, шахты, барханы. На картинах художников можно также увидеть отдельные результаты перечисленных явлений. Американский художник Томас Моран на своих картинах изображал Большой каньон – один из глубочайших каньонов мира, который находится в США (приложение рис.11). Русский художник А.И. Мещерский написал картину «Дарьяльское ущелье» (приложение рис.10), на которой изобразил знаменитое ущелье реки Терек в месте пересечения Бокового хребта Большого Кавказа.

Очень красивы и загадочны ледники. Художник П.М. Гречишкин на своих картинах изобразил Марухский ледник, который находятся возле Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкеской Республики (приложение рис.12). Художник очень полюбил эти места. Его картины воплощали разнообразные природные и ландшафтные формы Ставрополья и гор Северного Кавказа.

Не менее познавательно и интересно изучение географической темы «Мировой океан». Мировой океан – это самая большая часть гидросферы, которая включает в себя океаны, моря, заливы, проливы. Но трудно представить спокойное состояние морских вод, силы ветра делают своё дело, образуя волны. Необходимо знать разрушительную силу волны. Такое явление как цунами имеет огромную разрушительную силу, причиной которых являются подводные землетрясения.

Для изучения указанной темы очень познавательны картины И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Море», «Штиль», «Океан», «Среди волн», «Всемирный потоп» (приложение рис.13,14). Художник вошел в историю искусства как великий маринист – мастер изображения моря.

Помимо океанов и морей на Земле большое разнообразие рек и озер, наиболее важных для человека водных объектов. В творчестве великих художников очень много изображений таких водоемов. На картинах Левитана можно увидеть реки и озера: «Осень. Река», «Озеро. Русь», «Озеро Комо. Италия», «На Волге после дождя» (приложение рис.15). Очень познавательны картины П. Брюллова «Пейзаж с рекой», Н.М. Ремезова «Река царевна», И.С. Остроухова «Сиверко», П.М. Гречишкина «Тебердинское озеро». На некоторых картинах мы можем увидеть истоки великих рек. У истока реки Волги возле Волго-Верховья на берегу озера Стеж художником И.И. Шишкиным созданы картины: «Часовня над ключом, дающим начало Волге», «Первый мост через Волгу».

Очень красивы горные реки. Пейзажи завораживают. На горных реках из-за выступов твердых горных пород, нередко образуются пороги и водопады. Красота и сила водопадов отражена также в творчестве художников. Картины А.И. Мещерского «Горная река», «Река в горах Швейцарии», «Водопад» (приложение рис.16,17,19), картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад» (приложение рис.18).

Очень красивое озеро Байкал – огромное древнее озеро в горах Сибири. Оно считается самым глубоким озером в мире. А.П. Чехов писал: «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно…Берега гористые, покрытые лесами…». Озеро Байкал изображено на многих картинах художников. Художник Н. Житков любил Байкал и хорошо его знал. В начале 1970-х художник купил дом в маленьком тихом посёлке Порт Байкал. Необъятной вселенной, полной тайн и чудес, стал для Н. Житкова Байкал. Он изучал её, путешествовал, наслаждался ею, по-детски восторгался, много и вдохновенно рисовал. На его картинах в основном изображён Байкал седой, штормовой, ревущий и катящий грозные волны, легко играющий судами, но есть и спокойный, умиротворённый Байкал (приложение рис.16,17).

Болота, не менее важны для природы и человека. Болота служат источником питания для многих рек, а люди осушают болота и добывают торф. Многие художники в своих произведениях изображают болота: картина А.И. Мещерского «В кочках», картина И.И. Шишкина «Болото» (приложение рис. 22,23).

Подземные воды также очень важны в природе. Очень интересны гейзеры на примере картины американского пейзажиста А. Бирштадта «Гейзер Преданный друг» (приложение рис.24).

На пейзажах художников также можно наблюдать такие природные явления как ледостав и ледоход, например, картина А.К. Саврасова «Ледоход на Волге» (приложение рис.№ 25).

Немаловажную роль живопись имеет при изучении географической темы «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

В произведениях художников можно увидеть изображения всех атмосферных явлений: гроза, метель, туман, пыльная буря, сильный ветер, дождь, облака и других. Художник в своем творении показывает нам, как меняется природа в зависимости от погоды, передает свое отношение к этим явлениям: картина А.М. Васнецова «Вьюжит. Метель. Старая Москва», картина И.Л. Левитана «Перед грозой» (приложение рис.26, 27).

Конечно же, каждый человек слышал или видел в книгах, на фотографиях загадочные природные явления, которые в географии называются оптическими явлениями в атмосфере, такие как радуга, полярное сияние, шаровые молнии. География уже давно нашла научное объяснение этим явлениям. Эту красоту нужно увидеть своими глазами, но художники и по сей день пытаются в своих произведениях передать игрой красок волшебство этих явлений: картина К. Коровина «Гаммерфест. Северное сияние», картина А. Куинджи «Радуга» (приложение рис.28, 29).

Изучение природных зон России можно сопровождать просмотром картин: Александра Борисова «Весенняя полярная ночь» (арктическая пустыня) (приложение рис. 30), «На Мурмане близ гавани» (тундра), Василия Переплетчикова «Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя» (лесотундра), Аполлинария Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора» (тайга) (приложение рис.31), Михаила Клодта «Волга под Симбирском» (лесостепь), Алексея Саврасова «Степь днем» (приложение рис.32), Константина Богаевского «Старая Феодосия» (полупустыня), Николая Рериха «Корабль пустыни (Одинокий путник)» (пустыня), Ивана Айвазовского «Вечер в Крыму. Ялта» (субтропики).

Художественные произведения представляют собой ценность не только как произведения искусства, они важны как исторический архив географической информации.

Заключение

Важным средством познания мира, поверхности земли, её природных условий, являются произведения литературы, музыки, живописи. Художественные пейзажи очень важны в географии как основа зрительных впечатлений. Их использование позволяет направить усилия учителя с формирования знаний, умений, навыков на развитие личности ученика, его творческих возможностей, наряду с развитием логического мышления формировать художественно-образное мышление, развивать эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту.

Настоящая работа может быть также использована как дополнительный материал на уроках географии и изобразительного искусства.

Библиография:

Семенов Тян-Шанский В. П. География и искусство. География в школе. М.; Л.: Московское акционерное издательское общество, 1925 (1923). С. 5—24.

Лихачев Д. С. Заметки о русском. О русской пейзажной живописи М.: Советская Россия, 1984.

Теоретические основы методики обучения географии (под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.). (Методика обучения географии в средней школе. Географические картины и методика работы с ними).

Самойлов И.И. Учебно-наглядные пособия по географии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.

Официальный сайт Русского музея в Санкт-Петербурге - http://www.rusmuseum.ru/ (Коллекции. Живопись).

Официальное государственное издание Национального атласа России http://национальныйатлас.рф/. Том 4 «Культура. Культурное и природное наследие России».

Приложение: Иллюстрации, изображающие явления и объекты природы.

Приложение

к работе «География и живопись»

автор Петрова Дарья (5 «Б» класс)

Тема «Времена года»

Рис.1

И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Картина пропитана восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают

картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу.

Рис.2 Рис.3.

И.И. Левитан «Золотая осень»

А.И. Куинджи «Березовая роща»

Картина написана в 1879 году. Художник не вдается в детали, не выписывает каждый листок и травинку. Самое важное для него - контраст между светом и тенью, между светлым и темным. С помощью этого контраста он создает настроение картины.

Изучение темы: «Литосфера – каменная оболочка Земли»

Рис.4 Рис. 5

Н.К. Рерих «Гималаи. Розовые горы»

Рис.6

Н.К. Рерих «Гималаи. Горы, освещенные закатным солнцем»

Архип Куинджи «Эльбрус вечером»

Известно, что в творчестве художника вершина Эльбрус занимает особое место. Работы Архипа Куинджи прямо свидетельствуют о том, что мастер долго изучал горы. Знаменита целая серия работ, посвящённых Эльбрусу, где вершина отображена на полотне в разное время суток – ночью, днём, вечером и т.д.

Художник непревзойдённо изобразил воздух – свободный, снежный, осязаемый. Невероятная техника владения цветом и светом создали живописную узкую речку,

пересекающую полотно почти по диагонали, переливающуюся то ли от лунного света, то ли от отблеска белоснежных вершин. Великий талант, филигранная техника и новаторство в цветоощущения позволило Куинджи создать грандиозное полотно, воспевающее величие и поэтическую красоту восхитительного Эльбруса.

Тема: «Извержение вулкана и землетрясения»

Рис.7

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Рис.8 Рис. 9

В.В. Верещагин «Гора Казбек»

П.В. Басин «Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима»

Тема: «Внешние силы Земли»

Рис.10 Рис. 11

А.И. Мещерский «Дарьяльское ущелье»

Томас Моран «Большой каньон»

Рис. 12

П.М. Гречишкин «Озеро у Марухского ледника»

Марухский ледник находится возле Главного Кавказского хребта. Художник побывал вместе с географами и ботаниками в Теберде и впервые работал и убедился в плодотворности такого сотрудничества. Это сотрудничество словно поставило его картины на научную базу. «Главное, – говорил художник, – я полюбил эти места!».

Тема «Мировой океан»

Рис. 13

И.К. Айвазовский «Девятый вал», «Штиль», «Среди волн» и др.

Рис. 14

И.К. Айвазовский «Всемирный потоп» 1862 г.

Тема: «Реки. Озера и болота»

Рис.15

И.И. Левитан «На Волге после дождя»

Рис. 16 Рис. 17

А.И. Мещерский «Горная река»

А.И. Мещерский «Река в горах Швейцарии»

Рис. 18

И.К. Айвазовский «Ниагарский водопад»

Рис. 19

А.И. Мещерский «Водопад»

Рис. 20 Рис. 21

Николай Житков «Байкал. Лодка А. Вампилова»

Николай Житков «Байкал. Шторм»

Рис. 22

А.И. Мещерский «В кочках»

Рис. 23

И.И. Шишкин «Болото»

Рис.24

А. Бирштадт «Гейзер

Преданный друг»

Рис.25

А.К. Саврасов «Ледоход на Волге»

Тема: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Рис. 26 Рис. 27

А.М. Васнецов «Вьюжит. Метель. Старая Москва»

И.Л. Левитан «Перед грозой»

Рис.28

Константин Коровин «Гаммерфест. Северное сияние»

Художник во время поездки в городок Геммерфест в Норвегии написал целый цикл северных картин и этюдов.

Рис. 29

Архип Куинджи «Радуга»

Тема «Природные зоны»

Рис.30 Рис.31

А.А. Борисов «Весенняя полярная ночь»

А.Г. Васнецов «Тайга на Урале.

Синяя гора»

А.Г. Васнецова называют мастером эпического пейзажа. В поисках необычной натуры живописец много путешествовал. Но по-настоящему его воображение увлекла суровая природа Урала и Сибири.

Рис.32

А.К. Саврасов «Степь днем»

В 1849 году начинающий художник Алексей Саврасов отправился за вдохновением на Юг России. Бескрайние степные просторы и высокое прозрачное небо поразили его воображение. Вернувшись, он написал серию пейзажей.

Просмотров работы: 4300