Автозаправочные станции села Средняя Елюзань в составе производственной инфраструктуры автомобильного транспорта Пензенской области (экономико-географический аспект)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Автозаправочные станции села Средняя Елюзань в составе производственной инфраструктуры автомобильного транспорта Пензенской области (экономико-географический аспект)

Бараева  Р.Р. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Средняя Елюзань
Бибарсова  А.М. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Средняя Елюзань
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет тому назад торговля нефтепродуктами была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей нефтепродуктов, оказались вовлеченными в этот процесс.

Актуализация. На территории села Средняя Елюзань на 2600 дворов насчитывается 1855 машин. Кроме этого, незарегистрированных в районе и в других районах около 200 машин. Поэтому строительство автозаправочных станций в селе необходимо.

Все более жесткие требования сейчас предъявляются и к эксплуатационным материалам (бензинам, дизельным топливам, смазочным маслам) в плане повышения качества и экономичного использования. Поэтому знание состава, свойств, областей применения и эксплуатационных характеристик нефтепродуктов является необходимым всем, кто связан с их производством, транспортировкой, хранением и потреблением.

Цель исследования:

изучить: каким видам топлива предназначены автозаправочные станции индивидуальных предпринимателей села Средняя Елюзань, пропускные способности, годовые объемы реализации и степени загрязнения территории АЗС.

Задачи исследования:

изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования;

на примере ООО «АЛГА»показать его удобное расположение на территории села Средняя Елюзань;

выявить внешние связи автозаправочных станций села Средняя Елюзань;

провести социологический опрос среди водителей села Средняя Елюзань с целью выяснения, в какой автозаправочной станции больше заправляются.

сравнить пропускную способность автозаправочных станций путем наблюдения;

сравнить себестоимость топлива на разных автозаправочных станциях;

подчитать годовой объем реализации топлива на автозаправочных станциях;

выявить возможность посещения территории автозаправочной станции ООО «АЛГА» с целью ознакомления с производственным процессом;

определить степень воздействия автозаправочных станций на природную среду путем эксперимента за счет пролива топлива при заправке автотранспорта.

сделать выводы на основе практических наблюдений, эксперимента и теоретических знаний.

Цель эксперимента: выявить степень загрязнения территории на автозаправочных станциях.

Объект исследования: автозаправочные станции Средняя Елюзань. Предмет исследования: автозаправочные станции села Средняя Елюзань как составная часть производственной инфраструктуры автомобильного транспорта Пензенской области.

Гипотеза исследования предполагаем, что население села Средняя Елюзань больше использует топливо автозаправочной станции ООО «АЛГА», так как считает очень удобным местоположение данного хозяйственного объекта, потому что он находится при выезде из села и обладает большой пропускной способностью.

Методы исследования: экскурсия, наблюдение, сравнительный метод, социологический опрос и эксперимент.

Место исследования: село Средняя Елюзань. Приложение1.

Этапы исследования: сентябрь-декабрь 2017 г.; январь-март 2018 г.

Глава I. ИСТОРИЯ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Впервые бензин и другие виды топлива, такие как бытовой газ, начали продавать в аптеках, для хозяина аптеки это был дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом. Первой газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц жена Карла Бенца наполнила бак первого автомобиля на котором она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году. В 2008 году Берте Бенц установили мемориальную табличку в память об этом событии.

АЗС - комплекс зданий с оборудованием, предназначенный для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов транспортным средствам, продажи масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к транспортным средствам и оказания услуг владельцам индивидуальных транспортных средств.

В нашей стране бурными темпами осуществляется автомобилизация всех отраслей народного хозяйства. Интенсивному развитию автомобильного транспорта должно сопутствовать и развитие связанных с ним объектов, призванных обслуживать автомобили. Это, прежде всего, относится к автозаправочным станциям. Очевидно, что без создания достаточной, целесообразно размещенной хорошо спланированной сети высокопроизводительных АЗС трудно обеспечить эффективную, экономичную работу государственного автомобильного транспорта и удовлетворить потребности быстрорастущего индивидуального автотранспорта.

Начало интенсивного развития сети АЗС у нас следует отнести к 1960 г., т. е. к тому времени, когда АЗС были переданы в систему нефтеснабжения.

За прошедшие годы произошли серьезные качественные изменения в системе работы автозаправочных станций, резко повысился уровень обслуживания, коренным образом изменилась техническая оснащенность автозаправочных станций.

Созданы и широко внедряются отечественные топливораздаточные колонки, характеризующиеся большой надежностью и долговечностью.

Разработаны и внедряются сборные конструкции зданий и помещений АЗС, а также технологических узлов. Приложение 2

Сборные автозаправочные станции характеризуются большой эстетичностью.

Однако еще имеется необходимость в форсировании развития сети автозаправочных станций и в дальнейшем их совершенствовании.

1.2 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ.

Охрана окружающей среды

Источником загрязнения окружающей среды на АЗС является испарение нефтепродуктов, розливы нефтепродуктов, а также выхлопы отработанных газов автотранспорта.

На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха.

Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.

Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости.1

Необходимо систематически следить за чистотой канализационных колодцев, не допускать заливания их выходов, не реже 2 раза в год очищать и проводить внутренний осмотр действующего оборудования канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

На территории села Средняя Елюзань расположены три автозаправочные станции: ООО « Елюзань – Нефтепродукт», ООО «Алга» и ООО «Октан», принадлежащие индивидуальным предпринимателям села. Территория под автозаправочную станцию ООО «Алга» расположена на востоке от села Средняя Елюзань по улице Вахитова,79 на трассе Средняя Елюзань - Нижняя Елюзань, на расстоянии 1 км. с площадью 1200 кв.м. Генеральный директор Тубояков Ислям Фяттяхович. На западе от села Средняя Елюзань на расстоянии 500м находится территория ООО « Елюзань – Нефтепродукт» на улице Шоссейная,26 с площадью 880 кв.м. по трассе Средняя Елюзань - Верхняя Елюзань. Генеральный директор Бахтеев Равиль Ахметшинович. При въезде в село расположена территория ООО «Октан» на улице Лермонтова,11. с площадью 310 кв.м. Генеральный директор Тагиров Равиль Хафизович. Приложение 3

На территории села Средняя Елюзань 2600 дворов насчитывается 1855 машин. Кроме этого, незарегистрированных в районе и в других районах около 200 машин. Поэтому строительство автозаправочных станций в селе необходимо.

2.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СРЕДИ ВОДИТЕЛЕЙ, ОПЕРАТОРОВ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ СЕЛА СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ.

Во время исследования я посетила в селе автозаправочные станциии разговаривала с водителями во время их заправки топливом.

Провела социологический опрос среди водителей села Средняя Елюзань. Приложение 4

1 вопрос «В каком из автозаправочных станций вам удобно заправляться».

2 вопрос «Отличаются ли по себестоимости топливо в автозаправочных станциях»

3 вопрос «В каком из автозаправочных станций, по вашему мнению, пропускная способность выше»

Провела социологический опрос среди операторов автозаправочных станций села Средняя Елюзань. Задала вопросы. Приложение 5

1 вопрос «Сколько транспорта в течение суток заправляется?».

2 вопрос «Какой годовой объем реализации топлива».

А также захотела узнать среди обучающихся нашей школы, как они относятся к работе в автозаправочных станциях. Провела анкетирование. Опрошено было 46 обучающихся. Это учащиеся 9-х, 10-х и 11 –х классов.

Социологический опрос школьников. Приложение 6

Были предложены следующие вопросы:

Результаты социологического опроса: Приложение 6 1-й вопрос. Хотите ли работать на автозаправочных станциях? - да - 76%; - нет - 24%

2-й вопрос. Какую профессию вы хотели бы выбрать?

- управляющий -32%;

- оператор – 28%

- заправщик - 14%;

- водитель для перевозки топлива – 26%

Анализируя, результат анкетирования выяснилось:

1.Что водители больше заправляется на автозаправочной станции:

ООО «Алга»- 43%

ООО «Елюзань – Нефтепродукт» - 34%

ООО «Октан» - 23%

2. Водители мало информированы о пропускной способности в автозаправочных станциях.

3. По себестоимости топливо не отличается у всех трех автозаправочных станций.

4. 76 % обучающихся хотят работать на автозаправочных станциях.

Проанализировав ситуацию осведомленности среди водителей села

об использовании топлива на автозаправочных станциях, я пришла к выводу, что нужно:

1. Выяснить, почему водители больше заправляются на автозаправочной станции ООО «Алга».

2. Путем изучения литературы и эксперимента выявить, загрязнены ли территории автозаправочных станций.

3 Подчитать годовой объем реализации топлива.

4.Вычислить пропускную способность на автозаправочных станциях.

5. Согласовать с генеральным директором Тубояковым И.Ф. ООО «Алга» о возможности посещения данного хозяйственного объекта.

2.2. СЕБЕСТОИМОСТЬ И ГОДОВОЙ ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ТОПЛИВА НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ.

Выяснила, себестоимость всех видов топлива в автозаправочных станциях, и данные занесла в таблицу.

Таблица 1

Название автозаправочных станций

Количество топлива

Себестоимость топлива

ООО «Елюзань – Нефтепродукт»

бензин Аи-95

39 рублей 00 коп

бензин Аи-92

37 рублей 00 коп

 

бензин Аи-76

35 рублей 00 коп

 

ДТ

34 рублей 00 коп

 

ДТ-Евро

39 рублей 00 коп

ООО «Алга»

бензин Аи-95

39 рублей 00 коп

 

бензин Аи-92

37 рублей 00 коп

 

бензин Аи-76

35 рублей 00 коп

 

ДТ-Евро

39 рублей 00 коп

 

ДТ

34 рублей 00 коп

ООО «Октан»

АИ - 95

39 рублей 00 коп

 

АИ - 92

37 рублей 00 коп

 

АИ - 80

35 рублей 00 коп

 

ДТ

34 рублей 00 коп

Из данной таблицы видно, что в селе автозаправочных станциях ассортимент топлива разнообразный у каждого индивидуального предпринимателя. В прайс -листе автозаправочной станции ООО «Елюзань – Нефтепродукт» видно 5 видов топлива , ООО «Алга» – 5 видов топлива и у ООО «Октан» – 4 вида. Себестоимость топлива в автозаправочных станциях одинаковая.

Поэтому водители предпочитают заправляться во всех трех автозаправочных станциях, но больше ООО «Алга»читают очень удобным, потому что находится при выезде из села.

Таблица 1 Годовой объем реализации топлива на автозаправочной станции ООО «Алга»

Наименование показателей

Ед. изм.

Показатели

бензин Аи-95

м3/год

435

бензин Аи-92

м3/год

1538

бензин Аи-76

м3/год

445

ДТ

м3/год

557

ДТ-Евро

м3/год

665

 

м3/год

4235

Таблица 2.Годовой объем реализации топлива на автозаправочной станции ООО «Октан».

Наименование показателей

Ед. изм.

Показатели

бензин Аи-95

м3/год

238

бензин Аи-92

м3/год

1033

бензин Аи-80

м3/год

31 8

ДТ

м3/год

607

 

м3/год

2723

Таблица 3. Годовой объем реализации топлива на автозаправочной станцииООО «Елюзань – Нефтепродукт»

Наименование показателей

Ед. изм.

Показатели

бензин Аи-95

м3/год

352

бензин Аи-92

м3/год

1133

бензин Аи-80

м3/год

308

ДТ

м3/год

557

ДТ-Евро

м3/год

624

 

м3/год

3394

При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила, предназначенные для заправки легкового и грузового автотранспорта пятью видами жидкого моторного топлива: Аи-95, Аи-92, Аи-80, ДТ, ДТ-Евро. Годовой объем реализации топлива больше у автозаправочной станции ООО «Алга». Автозаправочная станция ООО «Алга в год реализует топлива 4235 м3. Самый меньший объем реализации топлива в автозаправочной станции ООО «Октан».

2.3 ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ В АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ

Автозаправочные станции могут обеспечить заправку до 1500 машин в сутки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок автомобилей в сутки, по числу заправок в часы пик – 57, 100, 135, 170 автомобилей в час, возможны и другие мощности. В селе Средняя Елюзань на автозаправочных станциях пропускная способность различна, это видно из таблицы.

Таблица 1. Пропускная способность в автозаправочной станцииООО « Алга»

Наименование показателей

Ед. изм.

Показатели

в час пик

авт/час

60

в сутки

авт/час

45

в год

авт/час

16500

Таблица 2. Пропускная способность в автозаправочной станцииООО «Елюзань – Нефтепродукт».

Наименование показателей

Ед. изм.

Показатели

в час пик

авт/час

55

в сутки

авт/час

40

в год

авт/час

14800

Таблица 3. Пропускная способность в автозаправочной станцииООО «Октан»

Наименование показателей

Ед. изм.

Показатели

в час пик

авт/час

48

в сутки

авт/час

35

в год

авт/час

13000

Из данной таблицы видно, самой большой пропускной способностью обладает автозаправочная станция ООО « Алга». Пропускная способность в автозаправочной станции ООО «Алга» в год 16500 авт/час. Данные были взяты путем наблюдения и со слов операторов автозаправочных станций.

2.4. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ ПУТЕМ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Провела эксперимент среди трех автозаправочных станций села Средняя Елюзань.

Для эксперимента взяла пробы снега около автозаправочных станций.

Захотела узнать, загрязнены ли территории автозаправочных станций за счет пролива топлива.

Эксперимент провела в школе и записала свои наблюдения. Приложение 7

Эксперимент. Около какой автозаправочной станции больше проливают топливо на территорию при заправке автотранспорта.

Для эксперимента взяла растаявший снег в банках, химический стакан, пробирку и белый лист бумаги. Определила внешний вид, цвет и запах.

Наличие пролива топлива можно определить по внешнему виду.

Оборудование: стеклянный цилиндр 100-250 мл или химический стакан.

Ход работы: 1. Налила в стакан растаявший снег до середины объёма. 2. Внимательно рассмотрела растаявший снег на наличие загрязнений, примесей и отметила однородность. 3. Дала растаявшему снегу отстояться в течение 3-5 минут и отметила наличие осадка.

Определила цвет растаявшего снега.

Оборудование: мерный цилиндр на 100-250 мл, белый лист бумаги, пробирки.

Ход работы: 1. Налила в пробирки растаявший снег. 2. Поднесла к пробиркам белый лист бумаги и сравнила цвет.

Определение запаха на наличие нефтепродуктов.

Оборудование: пробирка с пробкой.

Ход работы: 1. Налила в пробирку растаявшего снега чуть больше половины её объёма, закрыла пробкой. 2. Открыла пробирку, сразу понюхала. Запах определяется многократными короткими вдыханиями.

Результаты эксперимента занесла в таблицу.

Таблица 1.

Показатели

ООО «Елюзань – Нефтепродукт»

ООО «Октан»

ООО « Алга»

Внешний вид

однородный, с небольшим количеством примеси

однородный, с небольшим количеством примеси

однородный, с небольшим количеством примеси

Цвет

бледно сероватый

бледно сероватый

бледно сероватый

Запах

присутствует легкий запах

присутствует легкий запах

присутствует легкий запах

       

Результаты исследования

Таким образом, эксперимент показал, что внешний вид однородный, с небольшим количеством примеси и поэтому цвет бледно сероватый у всех трех автозаправочных станций. Это доказывает, что водители стараются не проливать топливо при заправке автотранспорта. Эксперимент также показал, присутствие легкого запаха, потому что в снегу присутствует небольшое количество топлива, которое допустимо по нормам.

2.5. БЕСЕДА С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ АЗС ООО «АЛГА» И ВНЕШНИЕ СВЯЗИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ.

Во время разговора с Тубояковым Ислям Зякярьевичем задала следующие вопросы. Приложение 8

1 вопрос. «Сколько лет существует автозаправочная станция».

2 вопрос. «Расскажите о внешних связях автозаправочной станции ООО «Алга».

3 вопрос. «Соблюдается ли инструкция о порядке поступления, хранения и учета топлива в автозаправочной станции».

После разговора и посещения территории автозаправочной станции ООО «Алга», пришла к выводу, что территория автозаправочной станции соответствует всем показателям. Площадка автозаправочной станции с асфальтовым покрытием и обеспечивает свободный подъезд автомашин к колонкам и сливным устройствам. На автозаправочной станции установлены знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев и пожарного гидранта и габаритные знаки. Территория в темное время освещена в соответствии с существующими нормами. Особое освещение уделено освещению мест заправки и слива топлива. Автозаправочная станция существует 12 лет.

Хранение топлива на автозаправочных станциях осуществляется в металлических горизонтальных надземных и подземных резервуарах. Автозаправочная станция оборудована производственно–ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков. Очистные сооружения эксплуатируют в соответствии с производственной инструкцией, составленной на основании требований типового проекта автозаправочных станций. Ислям Зякярьевич рассказал и о внешних связях автозаправочной станции ООО «Алга» - это АО Пензанефтепродукт и ПАО «НК « Роснефть» Республики Мордовия. АО Пензанефтепродукт и ПАО «НК « Роснефть» Республики Мордовия работают с нефтеперерабатывающими заводами Новокуйбышевский НПЗ - нефтеперерабатывающий завод и Сызранский НПЗ - нефтеперерабатывающий завод. Приложение 9

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В результате исследовательской работы я пришла к выводу, что в автозаправочных станциях ассортимент топлива разнообразный от 4 до 5 видов у каждого индивидуального предпринимателя. Поэтому водители предпочитают заправляться во всех трех автозаправочных станциях, но больше ООО «Алга», считают очень удобным местоположение данного хозяйственного объекта, потому что находится при выезде из села. Автозаправочная станция ООО «Алга» также обладает большой пропускной способностью и годовым объемом реализации топлива.

После посещения данного хозяйственного объекта автозаправочной станции ООО «Алга» я пришла к выводу, что территория соответствует всем показателям.

Все автозаправочные станции имеют одинаковые внешние связи - это АО Пензанефтепродукт и ПАО «НК «Роснефть» Республики Мордовия.

Освоенные методики и проведенный эксперимент позволили не просто оценить состояние территорий автозаправочных станций, но и помогли приобрести новые научные знания и практические навыки.

В перспективе планируем:

Распространять среди местного населения памятки, призывающие соблюдать чистоту на территориях автозаправочных станций.

Исследовать территории других автозаправочных станций в селе.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций», Министерство энергетики, 2011 г.

2. Влияние деятельности АЗС на окружающую среду / С.Л. Главчук и др. //

3.ГОСТ 17032–71 Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Типы и размеры. – Введ. 11.06.1971.– Москва, 1992. – 7 с.

4.ГОСТ 14249–69 Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. – Введ. 01.01.1990. – Москва, 1990. – 55 с.

5. Коваленко, В. Г. Автозаправочные станции: Оборудование. Эксплуатация. Безопасность / В. Г. Коваленко. – Санкт–Петербург : НПИКЦ, 2003. – 280 с. 1

6.ГОСТ 17032–71 Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Типы и размеры. – Введ. 11.06.1971.– Москва, 1992. –

7ГОСТ 14249–69 Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. – Введ. 01.01.1990. – Москва, 1990. – 55 с.

8.Коваленко, В. Г. Автозаправочные станции: Оборудование. Эксплуатация. Безопасность / В. Г. Коваленко. – Санкт–Петербург : НПИКЦ, 2003. – 280 с.

9.Инструкция по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов перекачивающих станций и АЗС, 1988. – 247

Приложение 1

село Средняя Елюзань

Приложение 2

№ по ген. плану

Наименование

1.

Здание операторной

2.

Навес над топливораздаточными колонками

3.

Резервуарный парк

4.

Аварийные резервуар топлива

5.

Площадка слива топлива

6.

Резервуар загрязненных и очищенных стоков

7.

Резервуары противопожарного запаса воды

8.

Площадка для стоянки автотранспорта

9.

Флагштоки

10.

Информационная стела

Приложение 3

Территория АЗС ООО «Елюзань – Нефтепродукт».

ООО «Елюзань - Нефтепродукт

ООО «Алга»

ООО «Октан»

Приложение 4

Социологический опрос водителей

около автозаправочных станций села.

Приложение 5

Социологический опрос

операторов автозаправочных станций.

Приложение 6

Социологический опрос

обучающихся

Готовы ли работать на автозаправочных станциях?

Какую профессию вы хотели бы выбрать?

Результаты социологического опроса водителей.

Результаты социологического

опроса водителей.

Приложение 7

Выявление загрязнения территории автозаправочных станциях путемэксперимента

Приложение 8

Беседа с генеральным директором Тубояковым И.З и посещение автозаправочной станции ООО «Алга».

Приложение 9

Внешние связи автозаправочных станций села Средняя Елюзань.

ПАО НК «Роснефть» Республика Мордовия

Новокуйбышевский НПЗ -– нефтеперерабатывающий завод

АО «Пензанефтепродукт»

Сызранский НПЗ нефтеперерабатывающий завод,

АО «Пензанефтепродукт»

АЗС с Средняя Елюзань «Пензанефтепродукт»

1 Влияние деятельности АЗС на окружающую среду / С.Л. Главчук и др./

Просмотров работы: 302