Мне кажется, что если человек полюбил музыку, то это значит , что в его жизнь вошел какой - то совершенно новый мир. Это мир огромный, интересный, а главное, что он не похож ни на что другое, что было до этого. И человек постепенно входит в этот мир, сначала немного пугаясь дверей и стенок, которые встречаются на его пути. А потом он уже не думает, любит он музыку или нет. Ему просто нужен этот мир как хлеб, как крепкий синий воздух, как дождь, который вдруг схлынет после того, как долго — долго светило палящее солнце. Музыка для меня как океан. Безбрежный, безграничный, необъятный... И так хочется посмотреть , что там внутри, на дне. Хочется … и страшно. А главное, это так трудно. Я привыкла к приятным, запоминающимся мелодиям, казалось, море по колено. А сейчас — океан. И берега не видно.
Как я открыла для себя мир музыки? В десять лет я больше всего любила музыку и … сказки. Я не могла слушать одно без другого. Мне казалось, что музыка как — то оживляет сказку, делает ее еще интереснее и привлекательней. С музыкой и сказки звучали иначе. И вот...
Большой театр балет П. И. Чайковского « Щелкунчик». Занавес поднялся и заиграла музыка. Я почувствовала как какое — то странное, непонятное, волнующее чувство охватывает меня. Такого я еще никогда не испытывала. Оказывается, о приключениях в зимнем волшебном лесу, прелестных кружевных снежинках можно поведать и на языке музыкальных звуков. Почти ничего на видя, что происходит на сцене, я слышала только музыку, и для меня все было ясно и понятно. Звуки лесной тишины, в которой еле слышны шорохи первых снежинок, именно так начинается «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского. Тихо запевают скрипки. Появляются первые тревожные нотки. Это взволнованно зазвенели березовые ветки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронесшийся над лесом музыкальный ветер сорвал с деревьев и начал кружить снежную пыль...
И вот над полянкой появились маленькие пушинки. Они собрались в хоровод и закружились в медленном вальсе, словно пчелки над белоснежными холодными цветами. Все снежинки разные: есть хрупкие, прозрачные, как хрусталики; есть тяжелые, мохнатые, как комочки ваты. Все вокруг стало белым, будто на поляну положили сверху белую пушистую простыню. На этой простыне снежинки светятся как маленькие звездочки на небе. От них разбегаются по веткам, кустам разноцветные лучики.
Мне кажется, что снежинки - прекрасные феи, которые нашли рассыпанные злым волшебником стеклышки калейдоскопа и пускают ими волшебные лучики музыки. Я услышала, как танцовщицы негромко напевают красивую мелодию, как будто боятся разбудить обитателей леса. Наконец они натанцевались, накружились и радостно полетели куда — то далеко за лес и скрылись в ночной темноте. А после них осталась радость в душе и небольшая грусть, что мне нельзя, как снежинке, полететь в прекрасную музыкальную сказку и покружиться в нежном милом вальсе. Но все ли тайны открыла волшебная музыка П. И. Чайковского?
О, Музыка, ты удивительна и уникальна,В себе ты отражаешь целый мир.И тот создатель просто гениален,Что в жизнь твоё звучанье воплотил.
О, музыка, живущая повсюду, – В природе, в мыслях, действиях, сердцах,Ты вечна на земле и в небесах,Рождение твоё подобно чуду.
Ярче всего рассказать об этом сложном и интересном мире может симфоническая музыка П. И. Чайковского. Слушая симфоническую музыку, человек порой как бы беседует с самим собой. Он находит в музыке ответы на самые сложные свои мысли и чувства. Музыка всегда созвучна настроению, она понимает без слов!
Почему музыка П. И. Чайковского способна изменить наше настроение, заставить переживать? Я не знаю универсального ответа на эти вопросы, но про “Патетическую” 6 симфонию можно рассказать историю, которая стоит за звуками, которые заставляют сердце трепетать. Послушайте ее один раз, уверена, после того, как мелодия закончится, вы станете другим человеком. Невозможно будет остаться прежним с этим знанием.
Одна из частей симфонии – это вальс. Вальс, который вполне мог бы быть где-нибудь в моем любимом “Щелкунчике”, если бы ни одно но… Из вальса убрана одна доля, и звучит он не как привычный нам вальс “раз-два-три, раз-два-три”, а “раз-два-три, раз-два…” Мелодия сама выливается из невидимого источника, и композитор как бы ловит ее на середине и ведет дальше. Музыка полна радости и легкости, эта часть олицетворяет радость жизни, веселую беззаботность.
Эффект волшебства усиливается тем, что вальс этот подчеркивает свое сходство с балетом. В теме слышатся мелкие шажки, как бы сопровождающие движения летучих сильфид; в конце вдруг возникает торжественный выход, который мало характерен для вальса, но в вальсе волшебном, балетном может быть связан с неожиданным появлением Королевы фей или с пробуждением Спящей красавицы. А светлые, воздушные переливы скрипок еще больше усиливают сходство с балетной музыкой, в которой Чайковский был таким непревзойденным мастером. Но в середине вальса композитор разрушает волшебное видение и возвращает музыку на грешную землю, не дает увлечься прекрасными грезами. И когда возвращается основная мелодия вальса, становится еще более ясно, что этот вальс - из детской сказки, что он - вальс-мираж, вальс-призрак из страны волшебства. Какая богатая гамма чувств и переживаний ! Её Величество Музыка никогда не фальшивит.
Каждое новое услышанное мной произведение П. И. Чайковского приоткрывает мне какую — то неизвестную черточку. И это здорово! Ведь выходит, что всю жизнь будешь проникать в Его музыкальный мир все глубже, но до конца понять его так и не сможешь, и многое так и останется для тебя недоступным, непознанным. Вспыхнет мысль, осветит хотя бы кусочек того, что было непонятно, и уже счастлива. Тем дороже и ощутимее становится для меня открытие того, что вырвалось из «глубины взволнованной вдохновением души» ( П. И. Чайковский)
Я знаю, что не могу посвятить всю свою жизнь музыке, не смогу и на треть познать этот океан, но хочу, чтобы она была моим другом, добрым другом.