Я уверен, что если бы Пушкин и Высоцкий были бы знакомы,они стали бы замечательными друзьями, они понимали бы друг друга.Хуан Луис Эрнандес Мильян, кубинский поэт и переводчик
Недавно я познакомился с творчеством В.Высоцкого, меня поразили стихотворения открытостью, философским подтекстом, пониманием всего того, о чем пишет поэт. Познакомившись с биографией и творчеством Владимира Семеновича, я пришел к выводу, что он мне кого-то напоминает. Сходство Пушкина и Высоцкого замечали в разное время разные люди. Их сравнивают по влиянию на русский язык, по славе, по всенародной любви, по темпераменту, даже внешне.
19 век называют Золотым веком русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Белинский назвал этот век «пушкинским». Самым уникальным, необычайным явлением этого века был А. С.Пушкин – кумир XIX века. Пушкин – «Солнце русской поэзии». По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, В. С. Высоцкий занял второе место в списке кумиров XX века после Юрия Гагарина. Опрос ФОМ в 2011 году показал, что 70 % опрошенных считают творчество Высоцкого важным явлением отечественной культуры XX века.
Оба поэта родились в Москве. Детство обоих нельзя назвать очень счастливым. У обоих была бурная молодость.
У Пушкина было обострённое чувство собственного достоинства. Он часто защищал на дуэлях своё доброе имя, честь жены; был смел, решителен. Но поэт никогда не был злопамятен, мстителен.
Высоцкий не любил сплетни, не прощал малейшего предательства, иногда разрывал очень жестоко. Все, кто знал Высоцкого, отмечают его готовность прийти на помощь.
Удивительное сходство можно найти и во взаимоотношениях поэтов с властью. В своих стихах Пушкин прославлял свободу, говорил о неизбежности гибели самодержавия, протестовал против крепостного права. Поэт был связан с декабристами. В результате он стал неблагонадёжным, за ним был установлен тайный надзор полиции.
Высоцкий в своих песнях исследовал проблемы, о которых наша печать, телевидение заговорили вслух лишь во времена гласности и перестройки. Цензура не обходила стороной поэта. Стихи Высоцкого не допускались на страницы книг и журналов.
Оба очень любили свободу.Пушкин считал, что свободу никому нельзя принести в дар, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. Пушкин обладал такой свободой.
Высоцкий был так популярен в СССР потому, что стал в нём именно свободным, и все ему хотели подражать именно в этом. Как его волк, вырваться за флажки. Как его кони, пронестись по самому краю и не свергнуться в пропасть. Он жил свободно, своим творчеством рождал эту свободу, заражал ею тех, кому это было не положено.
Оба поэта ушли из жизни в самом расцвете сил. «Пушкин и Высоцкий не могли постареть, они не могли стать стариками. Некоторые люди рождаются стариками, а они не смогли бы стать ими. Для меня Пушкин и Высоцкий - вечно молодые и гениальные. Гении не старятся, им чужды человеческие законы» (из школьного сочинения).
Я уже отмечал некоторые точки соприкосновения творчества А.С.Пушкина и В.С.Высоцкого. Особо решил остановиться на стихотворениях А.Пушкина «Бесы» и В.Высоцкого «Слева бесы, справа бесы».
Диалог путника с ямщиком у Пушкина и диалог лирического героя Высоцкого с воображаемым современником несут отпечаток своего времени. Заметьте, как у Пушкина раздвигается пространство стихотворения! Неблагополучие жизни доведено до вселенского масштаба. А лирический герой, задавая риторические вопросы самому себе, ищет мучительного выхода из трагедии грозящего хаоса в сострадании:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Стихотворение В.С.Высоцкого тоже отражает время жизни поэта, 20 век, поэтому оно более приземлено и трагично. А.С.Пушкин следует народным преданиям, и это придаёт его произведению сказочный, мифический оттенок. У Высоцкого же бесы – это только метафора. Метели уже нет, похоже, она кончилась, и мы пожинаем её плоды. Сами бесы уже не сказочные, а современные - «врали» («нары», «кресла», «маршрут», «по этапу поведут» - это 20 век , век жестокий и совсем не сказочный). Призвав в свидетели пушкинское солнце разума, он словно бросается в бой, который может стать последним: «Со святыми упокой…» Мы видим, что бесы Пушкина, виновники всех бед,- это посланники неба, потусторонней силы, они имеют божественное начало. А бесы Высоцкого созданы самими людьми. Поэт говорит, что мы сами виновники зла на земле. Эпоха романтизма и художественного восприятия мира прошла, и настала суровая действительность.
При кажущейся похожести стихотворений они различны по настроению, динамике чувств лирических героев. Несмотря на одинаковый размер (хорей), стихотворения отличаются ритмическим рисунком. Первое -более протяжённое, второе –динамичное, ритмичное, короткое: всего 4 строфы. Музыка стиха Пушкина, его эпитеты( «снег летучий», «в чистом поле», «ночь мутна», «в тьме пустой»…) создают народнопоэтическую картину природы и места действия. Повторы передают ритм размеренного движения («еду, еду», «колокольчик дин-дин-дин»), а глаголы придают картине ощущение движения, внезапной остановки, беды. Отсутствие эпитетов в стихотворении Высоцкого создаёт напряжённый, прерывистый ритм, напоминающий прозаическую речь. Чёткие рифмы поэта ( бесы- кресел , налей- злей, дали- врали, беда- невода…) жёстко отсчитывают удары , ведь идёт поединок с бесами, невидимый, но жестокий. Метафора «море бед» не названа, но её присутствие ощущается в лексике стихотворения: «пей, дружище, если пьётся,- всё пустыми невода», «что искать нам в жизни этой, править к пристани какой?». Стихотворение Высоцкого по форме - диалог, но собеседник не назван и молчалив. Он не отвечает на вопросы героя, потому что полностью согласен с ним. Его молчаливое присутствие ощущается в глаголах повелительного наклонения («налей», «пей») и в обращении «дружище». Трагический накал в душе героя подчёркнут риторическими вопросами. По содержанию это исповедь с глубоким философским подтекстом. Если «Бесы» - «одно из самых тревожных и напряжённых стихотворений у Пушкина» (Ю.Лотман), то «Слева бесы, справа бесы» - одно из самых трагических у В.С.Высоцкого. А.С. Пушкин поставил в «Бесах» драматический вопрос о судьбе России. В.С.Высоцкий по-своему пытался найти пути решения этого непростого вопроса.
В. С. Непомнящий отмечал, что ни к одному другому литератору в мире народ не относился так, как к Пушкину, он олицетворяет национальное сознание и жизнеощущение.
Высоцкий - всенародно любимый поэт, бард и актёр. Для многих он стал олицетворённой совестью эпохи.
«Солнце русской поэзии закатилось» в 19 веке, и, может быть, то самое солнце поэзии русской взошло в 20 столетии, потому что годы и расстояния незримыми нитями связали этих двух поэтов.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
Ю. Бореева "Высоцкий и Пушкин" http://podsnegniki.ucoz.ru/index/0-9
Алла Демидова «Каким был Высоцкий» http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=32583802&journalid=1380323&go=prev&categ=0
Ю. М. Лотман «Пушкин» http://libes.ru/307421.html
«На Большом Каретном» http://irrkut.narod.ru/biografia/biograf-4.htm
Лирика Пушкина 1824 (Михайловское) – 1836 гг.http://vkjournal.ru/doc/1120765