«…не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все им подобные – вот мертвые души, и мы встречаем их на каждом шагу» (А.И. Герцен)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«…не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все им подобные – вот мертвые души, и мы встречаем их на каждом шагу» (А.И. Герцен)

Соловова  А.А. 1
1МБОУ СОШ №30 г.о. Подольск Московской области
Мартынова  Г.А. 1
1МБОУ СОШ №30 г.о. Подольск Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что мы видим перед собой, выходя из дома? Деревья, улицы, здания, магазины, ... людей. А точно ли людей? Порою вместо людей можно увидеть пустые, будто мертвые души, стоит лишь проанализировать поступки, действия, послушать их речь, поразмыслить над приоритетами. В большинстве своем человек ищет во всем выгоду, копит всё большие материальные богатства, деньги, совсем не замечая, что происходит вокруг, ведь занятость удовлетворением своих потребностей его беспокоит много больше. Актуальная проблема, не находите?

Да что в наше время, уже в ХIX веке Н.В. Гоголь, вдохновившись произведением Данте "Божественная комедия", решил показать пороки России: чинопочитание, скупость, чревоугодие, лесть, алчность и т.д. И написал поэму "Мертвые души". Что автор хотел показать в названии? Ревизские души, простых крепостных крестьян? На мой взгляд, не все так просто. Гоголь проводит главного героя через ад, как и Данте, во имя искупления пороков, вот только... Чичиков не только не искупил своих пороков, таких, как алчность, скупость, льстивость, но и прошел сквозь огонь, воду да медные трубы. Иначе говоря, он встретил пустые, словно гнилые, души Манилова, Собакевича, Коробочки, Ноздрева, Плюшкина. Эти помещики были заинтересованы лишь в одном: найти выгоду, заработать, озолотиться. У каждого был свой собственный, "особенный" порок, но объединяла их душа. Мертвая душа. Как и Ноздрев был пуст: "Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины", так и Плюшкин – скуп, подозрителен: "... Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее...". Чичиков же, будучи предприимчивым, харизматичным человеком, не имел ничего "внутри". Все цели для него оправдывают средства: "...Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем...". А что же народ? Гоголь сам говорил: "...И мертвыми покажутся пред ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга пред живым словом! Подымутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов...". Так автор будто сравнивал народ русский с теми мертвыми душами чиновников, прикрывающихся «добродетелью», а на деле живущих лишь для себя.

Обобщая все вышесказанное, можно смело утверждать, что прав был Герцен, говоря следующие слова: "…не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все им подобные – вот мертвые души, и мы встречаем их на каждом шагу". Поэма Н.В. Гоголя заставляет людей взглянуть на себя со стороны, а, быть может, еще и призывает людей исправить в себе все низкое, что только существует в их душах. Она оказывает должное влияние на читателя внимательного, талантливого. А что на этот счет думаете вы?

Просмотров работы: 2794