Будущее… Какая она, профессия будущего?
Размышляя над этим вопросом, мы приходим к перечню престижных работ, к которым стремятся люди, делая их популярными на данный момент. Но на данный момент перемены происходят очень и очень быстро. Может получится так, что завтра спросом будут пользоваться те профессии, которые сегодня почти никто не вспоминает.
Опираясь на информацию о востребованных специальностях, можно выбрать отрасль, в которой уже сейчас отчётливый избыток специалистов. Считается, лучше не выбирать устаревшие профессии. Однако…кто определяет, считается профессия устаревшей или нет?
Учитель… Устаревшая это профессия или нет?
На мой взгляд, нет. Это профессия была, есть и будет актуальной. То есть можно сказать, что учитель – это профессия будущего. «Почему?» - спросят некоторые. А я отвечу. Человек будущего – это человек…жадный, да, жадный…до знаний, впечатлений, событий. И именно учитель способен утолить эту жажду, способен открыть нам глаза, чтобы мы смотрели на мир широко раскрытыми глазами. Кроме того, молодые родители часто излишне оберегают детей, создавая «парниковую систему» вокруг ребёнка. А учитель, хороший учитель, учит нас тому, что нужно научиться быть врагом. Это может показаться странным. Но, да. Врагом…не для близких людей, нет. Уметь обрушиваться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Вот о чём идёт речь. Думаю, это нужно и современным молодым людям, и будущему поколению. Как часто на примерах художественной литературы учитель показывает нам, что…и один в поле – воин, каждый из нас должен быть врагом подлости, невежества… В стенах школы рядом с нашими учителями приходишь к пониманию, иногда полезно злиться на себя, на ситуацию. От учителя можно услышать: «Разозлись, … заставь себя выучить!» Кому-то, может, не сразу это понятно. Но учитель говорит о том, что злость на себя иногда мобилизует. Как это, мой сосед понял, уже получил хорошую отметку, а я… Заставить взять себя за шиворот и встряхнуть, чтобы не смел останавливаться, сворачивать в сторону или, что ещё хуже, идти назад. Эта черта характера важна и в повседневной жизни. То есть учитель в школе сегодня помогает нам в будущем достигать высоких результатов… Разве это не важно?! Так как же можно сказать, что профессия учителя не является профессией будущего? И учитель литературы, и учитель основ безопасности жизнедеятельности, и учитель физической культуры – все учителя говорят нам о том, что экзамены важно сдать хорошо, как и родители, но…родители иногда больше ругают, потому что любят, потому что при «плохом раскладе» придётся тратить денежные средства на платное обучение, они переживают за нас… Это понятно. В этот момент учителя нас поддерживают сильно, они говорят, что надо любить жизнь со всеми «приятностями» и неприятностями. Надо жить полной жизнью. Быть щедрыми. Дарить окружающим, в первую очередь – родителям, свою энергию, любовь, умение удивляться. Современный мир, думаю, и будущий - мир меркантильных людей. Это страшно… Что будет, если вокруг будут люди неискренние, неотзывчивые, способные пройти мимо чужой боли??? Учитель… учитель учит нас тому, чтобы мы не были зашторенными. Обычный школьный учитель тратит свои выходные и ходит с детьми в театр, потому что «душа обязана трудиться»; учитель идёт с классом и знакомится с питомцами организации «Кот и пёс»; учитель едет в загородные экскурсии, чтобы мы соприкоснулись с миром природы родного края; учитель «толкает» нас, чтобы мы участвовали в разных конкурсах, и мы таким образом развиваемся как личности, свободные личности, развитые личности, способные к социализации.
Каким же должен быть учитель будущего? Если спросить у нас, у учащихся, то среди положительных качеств педагогов мы отметим следующие: доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. К отрицательным качествам отнесли бы: несправедливость, тупость, крик, грубость, занижение оценок, старость. Всё это говорит о том, мы, дети, большее предпочтение отдаём человеческим, а не профессиональным качествам педагогов. Портрет учителя будущего, нарисованный родителями, скорее всего, больше соответствовал бы роли старшего наставника, чем консультанта, помогающего нам самостоятельно «добывать» знания. Они, думаю, хотели бы видеть педагога общительного, ответственного, доброжелательного, справедливого, доброго, честного, понимающего детей.
Мнения немного отличались бы, думаю, но могу сказать одно, что учитель – профессия будущего. Учитель нужен. Вопрос…какой учитель? В первую очередь школе нужен учитель-профессионал. Только такой учитель сможет сделать всё то, о чём я писала выше, научит нас думать, чувствовать и действовать самостоятельно; планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений. Мне повезло, потому что со мной рядом находится два таких педагога – это мой классный руководитель, Богданова Елена Александровна, и моя мама, учитель русского языка и литературы, которая отдаётся своей работе и своим детям всей душой…