Чьи поступки в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» достойны осуждения и почему?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чьи поступки в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» достойны осуждения и почему?

Кондрацкий  А.К. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г.о. Подольск Московской области
Мартынова  Г.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г.о. Подольск Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

После прочтения рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» я задал себе вопрос: «А имею ли я право осудить чьи-то поступки?» Сначала этот вопрос показался мне лёгким, но, поразмыслив, я понял, что он не совсем уж и простой. Осудить тут многих героев не получится, ведь они действовали по обстоятельствам и жили в сложное время.

В самом рассказе описывается тяжёлое послевоенное время, когда голод ещё не отступил и многие семьи едва-едва зарабатывали на хлеб. Особенно тяжело было прокормить и вырастить детей женщинам, мужья которых погибли на фронте. Матери главного героя тоже пришлось растить троих детей одной. Каких неимоверных усилий стоило ей учить в школе райцентра своего старшего сынишку. Отрывая еду от младших детей, она посылала ему хлеб и картошку. Но кто-то из семьи, в которой жил тогда мальчик, тайком забирал эти продукты, и он всё время оставался голодным. Брать чужое плохо, а воровать у голодного и беззащитного ребёнка – непростительно. Тем более, что это ещё и подтолкнуло автора этой истории к игре на деньги. С другой стороны, в этой семье тоже голодали, здесь тоже мать растила троих детей одна. А голод толкает человека и на более страшные поступки. Поэтому в данной ситуации оценивать поведение персонажей надо с оглядкой, осторожно.

А вот поступки Вадика и Птахи однозначно достойны осуждения. Играли они не от голода, а ради денег, азарта, лидерства. На правах старших и сильных они нарушали правила игры и избивали тех, кто играл лучше их. Но эта игра многих избавляла от голода.

Сам рассказчик тоже невольно стал причиной неприятностей для классного руководителя. Лидия Михайловна всё время пыталась ему помочь. Она придумывала различные уловки, чтобы накормить его. Просто так брать у неё еду он считал неправильным. А играть в «замеряшки» на деньги казалось ему вполне нормальным. Когда об игре узнал директор школы, Лидия Михайловна была вынуждена уехать. Правильно ли поступил строгий директор, не мне решать. Наверное, он не мог поступить по-другому.

Всё-таки хочется сказать теплые слова в адрес главного героя, его мамы и Лидии Михайловны. На таких людях держится человеческое общество. Главный герой не сдался, а продолжал хорошо учиться, несмотря на голод, тоску по дому, обиды, трудности. Он даже не жаловался маме, понимая, что этим только увеличит её страдания. И особенно остро чувствуется на протяжении всего рассказа труд и жертвенность двух женщин – мамы и Лидии Михайловны.

Итак, я думаю, что осудить необходимо только Вадика и Птаху за то, что они избивали мальчишек. А поступки остальных людей можно оправдать, так как они были результатом трудного времени.

Просмотров работы: 65