"Золотая рыбка" против "Дома-2"

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Золотая рыбка" против "Дома-2"

Шамраев И.Д. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ Волоконовского района Белгородской области
Михайлова Н.Н. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ Волоконовскоо района Белгородской области"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы:

Русская классическая литература — это бесценная кладовая национальной культуры. В ней трудом писателей-гениев и просто талантливых художников скоплено много сокровищ. И может быть, среди книг самые удивительные — сказки. Они не знают над собой власти времени, и каждое новое поколение людей приемлет их с благодарностью тем, кто их сочинил.

Очарование сказочного вымысла во всей силе впервые ощутил Александр Сергеевич Пушкин. Он вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Из Михайловского он писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

В сложных нравственных ситуациях, случающихся не только в жизни сказочных героев, но и в реальной действительности, мы находим себя, своих родных и близких. Актуальность темы обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей.

ЦЕЛЬ:

сформировать понятие о семейных ценностях;

проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.

ЗАДАЧИ:

способствовать формированию у учащихся ценности института семьи;

акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье;

акцентировать внимание на проблеме становления и сохранения семьи.

Практическая значимость определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.

Методы:

Работа с художественными произведениями

Исследование документальных изданий.

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать

добро людям.

Л.Н. Толстой

21 век изменил жизненные приоритеты людей, сместил, а, может быть, даже и смел многие духовно-нравственные ценности. До неузнаваемости размыты несколько важнейших понятий, которые всегда были сакральны для русского человека: семья, любовь, культура. Что стоит сегодня за понятием «молодёжная культура»? Появляются словари для родителей, чтобы они понимали своих детей. Разделение происходит на языковом уровне. Это опасно разделением семьи, общества.

Современный человек все меньше заглядывает внутрь себя. И это печально и тревожно. Новое явление в нашей жизни- селфи. Это совмещение зеркала и фотокамеры. Люди снимают себя сами и помещают фото в социальные сети. Традиционная фотография предполагает изображение человека как части мира, а селфи – это желание человека увидеть свою внешность. Проблема в том, что внешнее вытесняет внутреннее.

Ещё одно новое веяние – движение чайлдфри. По мнению психологов, есть несколько причин возникновения чайлдфри. Первая – универсальная: перенаселенность (особенно это касается жителей мегаполисов), которая подсознательно давит на всех. Вторая – инфантилизация современного общества. Это – ориентация на вечную молодость, мода на яркую молодежную одежду, культ развлечений. У женщин чаще всего инфантилизм выражается в поглощенности карьерой, в свободном сексуальном поведении; рождение ребенка зачастую перечеркивает подобные возможности. При этом конфликт остается: с одной стороны, биологическая потребность родить (т. е. тот самый материнский инстинкт), с другой — желание жить в ногу со временем.

Сегодня молодые люди часто попадают в ловушки, расставленные культурой потребления, индустрией красоты, рекламой: «Хочешь, чтобы интерес к тебе не угасал и чувства не пропадали? Чаще меняй цвет волос, ногтей, следи за модой, омолаживай тело и т.д.» Апофеозом «индустрии любви» становятся реалити-шоу, в которых под прицелом видеокамер из поцелуев, драк и неврозов молодые люди «строят свою любовь», а на самом деле создают рейтинговый телепродукт.

Современная культура, настроенная на гиперактивный ритм жизни, быструю смену модных трендов, с трудом справляется с таким длительным процессом совместного возрастания, который называется любовью. Настоящая любовь - не то, что наблюдается в начале отношений, а то, что обретается к концу. Любовь - желание блага другому.

В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сюжет связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна. Пушкинская сказка - это даже не сказка, а христианская притча. Обратимся к тексту:

Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.

Так описана жизнь старика и старухи к моменту начала сказки. Итак, они жили в своей землянке, бедно, но от голода не умирали, поскольку старик «ловил неводом рыбу» – море их кормило. То, что добывал муж, давало им пропитание, а работа жены – одежду. Жизнь бедная, но тихая, спокойная, в ней нет ни лишних вещей, ни лишних проблем.

В сказке поэта старик живет со старухой тридцать лет и три года. 33 года - это возраст Христа. Господь молчал до тридцати лет, не проповедовал, потому что в том народе еврейском, из среды которого Он вышел, мужчина до тридцати не мог учить в синагогах, а с тридцати уже можно было. Как Он сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить» (Мф. 5, 17). И в тридцать лет Он выходит на проповедь, и проповедует три года. И в сказке не случайно сказано: тридцать лет и три года. Жизнь после тридцати называется зрелостью. Многие вполне обоснованно считают это время лучшим, позволяющим пользоваться плодами накопленного жизненного опыта, чаще всего горького. Возраст Иисуса Христа соответствует сегодняшним понятиям о зрелости и полной осознанности собственных действий личностью. Люди «за тридцать», как правило, пересматривают многие свои взгляды, иногда меняют убеждения и отрекаются от заблуждений.

И вот в таком именно возрасте удалось поймать старику золотую рыбку. Но ведь словом «золотой» мы часто обозначаем то, что имеет не только материальную, но и моральную ценность: золотое сердце, золотой человек. Ценность рыбки заключается в том, что она верующая. Потому что, когда старик уходит, она его утешает словами: «Не печалься, ступай себе с Богом!» А мы так часто говорим? Почему старик поймал все-таки рыбку, а не птицу или зверя? Ихтис - по-гречески рыба. И это слово является анаграммой имени Иисуса Христа.

Удивился старик, испугался:Он рыбачил тридцать лет и три годаИ не слыхивал, чтоб рыба говорила….

Почему он решил ее отпустить? Просто испугался? Растерялся? Вряд ли – он ответил Рыбке ласково и почтительно, когда отпускал ее. Скорее, это было сознательное решение – он не хотел никакого выкупа, потому что это было бы что-то материальное, не вписывающееся в его скудную, но привычную жизнь. Кроме того, бескорыстно отпустив Рыбку, старик мог обрести с Морем особую дружбу, быть им признанным. Мне кажется, он воспринял ситуацию именно как испытание, искушение, и не захотел променять чудо на имущество.

И как о «великом чуде» рассказывает он об этом происшествии своей жене: «Не посмел я взять с нее выкуп». Однако старуха видит в случившемся только упущенную возможность изменить к лучшему материальную сторону их жизни и требует, чтобы старик вернулся к рыбке и потребовал то, что ему причитается. Но как? Если старик, рыбачивший тридцать лет и три года, не встречал говорящих рыб, то почему старуха предполагает, что он может пойти, найти рыбку и изменить свой договор с ней? Очень просто. Старуха тоже понимает, что наступило время чуда. Но для нее важно не доверие Моря, не особые отношения с ним и с Рыбкой, а какие-то насущные материальные вещи.

Далее Пушкин пишет про море. Он мог написать просто: они жили у синего моря. Не написал просто, что они жили у синего моря, - нет: у самого синего моря. Он всё время хочет до нас донести, что это какой-то удивительно синий цвет, чистый. А ведь синий - это цвет Богородицы! Наука говорит нам об особом месте голубого цвета в природе. Цвет чистого безоблачного бездонного неба вселяет в человека чувство непорочной радости. Так и в жизни Церкви этот цвет уникален: это цвет богослужений в честь Пресвятой Богородицы. Дева Мария – представительница рода человеческого, но Она «Честнейшая херувим и Славнейшая серафим». Облачения на праздники в честь Матери Божией всегда голубого цвета, Богоматерь является Царицей Небесной. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Её небесную чистоту и непорочность.

Когда случился Всемирный потоп, спаслось только семейство Ноя и те, кто был в его ковчеге, - всякой твари по паре. В ковчеге - такой капсуле жизни... А всё на земле погибло... Но рыбы остались! Они же всегда жили в море, в водной стихии, потоп им был не страшен. Всё погибает. А рыба продолжает жить. И поэтому рыба - это символ вечной жизни! Душа верующего человека вечна!

Когда старик ловит рыбку, она ему говорит: «Проси что хочешь, я тебе всё дам!» Старик же говорит: « Ничего мне не надо!» Это нормальная человеческая природа. Бог нам всё дал, жизнь дал! Как можно у Бога что-то ещё требовать! А жена что говорит? «...В корыте много ли корысти!» И гонит - иди к рыбке! Видела же - человек пришёл с трудной рыбалки, устал, так жена ему даже стакана чаю или просто воды не дала. А погнала снова к морю: иди и проси! И сколько раз он ходил - ему даже попить не дали! Вот какая бесчеловечность! В семье очень важно уметь перемолчать. Перемолчать должна женщина, потому что не в гневе надо вразумлять, а только когда на душе мир! И ведь старуха не сказала, что у них нет корыта. Есть, только ей не нравится. «Наше совсем развалилось».. Сколько же нам Бог даёт! Иногда без меры! Посмотрите, сколько у нас лишних вещей. Но нам что-то нужно ещё и ещё... И только когда сталкиваешься с вопиющей бедностью, то видишь: оказывается, и по-другому люди живут! И обходятся тем малым, что у них есть.

Мы же - как старуха: получила новое корыто - так тут же надо же и избу, эта «совсем покосилась!». А потом - «хочу быть столбовою дворянкой!»...

Старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» наказана не жестоко: ей возвращено ее собственное разбитое корыто. В отличие от народной сказки, которая скора на суд и расправу, подчас жестокую, Пушкин стремится как можно меньше судить своих героев. Он не обличает их, а показывает, сколь пагубны для них самих их злые и лукавые поступки. Великодушное и участливое отношение к недостаткам друг друга вовсе не означает благодушного попустительства греху. Ведь если на твоих глазах любимый человек губит свою душу, развивая какую-либо страсть, а ты не останавливаешь его, то ты напрямую содействуешь погибели.

Пушкинский герой создан в христианскую эпоху. Христианство дало человеку сознание того, что бытие и его Творец небезразличны к нему, человеку, что человек, более того, есть любимое дитя Бога, «венец творения», ради которого, в сущности, создан весь мир. Это сознание налагало на человека огромную ответственность за себя и за весь мир. Со временем эта ответственность была забыта, хуже — она превратилась в безмерную гордыню, доходящую порой до соперничества с Богом. Старухе хотелось шикарной жизни. Мне кажется, наша жизнь тоже превращается в бессмысленную гонку за фразой: «Как шикарно!»: машина шикарная, школа или ВУЗ- шикарные, квартира –шикарная. Даже похороны иногда оценивают этой фразой. Настоящая жизнь - это когда дома меня ждут и радуются возвращению, чтобы как можно дольше продлилось счастье бытия с моими родными и близкими, которые меня любят просто так.

«Сказка о рыбаке и рыбке» нам показывает причинно-следственную связь происходящего в мире. Мы грешим, мы хамим, мы идём против Бога, мы нарушаем все законы, Божественные и человеческие, - и море становится всё темнее и темнее. А совсем не наоборот! Поэтому «Сказка о рыбаке и рыбке» - не сказка. Это великая притча, в которой Пушкин нам почти через два века передал, любя нас, предостерегая нас от всяческих бед, очень важное послание!

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают писатели, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными. Чтение русской классической литературы – это спасение в современном мире, где властвует Интернет. Но стоит только отключить Интернет, и человек останется безоружным. И ждать он будет не когда мозги заработают, а когда снова появится Интернет. Мы читаем и сочиняем стихи. Потому что человечеством движет не бизнес, а чувства. Бизнес обеспечивает жизнь, но поэзия, красота, любовь - это то, ради чего мы живём. Без любви жизнь не имеет смысла

Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.

В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Любви и счастья вам в Вашей СЕМЬЕ.

Просмотров работы: 111