Моральный и нравственный облик «нового» человека в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моральный и нравственный облик «нового» человека в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

Гришин С.А. 1
1Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Шарыпова  Т.П. 1
1Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Господин из Сан-Франциско» размышляет о деградации западной культуры, о появлении «нового» человек, который только обвешан яркой и пушистой мишурой снаружи, но абсолютно пустой внутри. Такой человек, как правило, эгоистичен и весьма ограничен: он равнодушен к окружающим людям и думают только о себе. Но это западный человек, а как же наш, советский человек? Никто, кроме самого Михаила Афанасьевича Булгакова, жившего в этот период времени, не смог бы так детально и подробно показать, как же изменился человек и его внутренний мир после Февральской и Октябрьской революции.

В 1922 году на политической карте мира появляется новое, независимое, совершенно с другими взглядами на жизнь и устройство мира государство. Это государство тотчас стала изменять все ранее существовавшие принципы, как в культуре, так и в литературе. Оно провозглашало о том, что советский человек – человек «нового образца», он свободный, честный, трудолюбивый и самое главное творческий! Но правда ли это всё? Правда ли, что общество и человек изменились? Произошла ли та нравственная революция в сердцах людей, о которой часто говорили советские писатели?

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, Булгаков и отправляет сатану, олицетворяющего злое начало в религиозной мифологии. Вместе со своей свитой Воланд отправляется в самый центр преобразования, Москву. Проходя по Патриаршим прудам, он услышал интересный диалог о Боге, между редактором МАССОЛИТА, начитанным и грамотным гражданином, и Иваном Бездомным, молодым поэтом, писателем того времени, который знает из языков только свой родной. Редактор, как потом выяснилось, заказал поэту для очередной «книжки журнала» большую антирелигиозную поэму и теперь отчитывал его. Слишком уж живой у поэта получился Иисус. Воланд поинтересовался у писателей нового государства: «Вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете?». И тут он узнал, что новое общество полностью отрицает существование Бога и что человек в нём сам хозяин своей жизни. На что Воланд правильно заметил, а как же человек может управлять своей жизнью, если для того, чтобы управлять, нужно хоть какой-нибудь иметь точный план, а человек не может знать, что именно произойдет с ним завтра. Может он заболеет саркомой или просто поскользнется и попадет под трамвай? На что у редактора не нашлось ранее заготовленного ответа, но когда разговор вновь зашёл о религии, здесь-то и блеснул он знаниями, однако ложными.

Человек, родившийся в Российской Империи и закончивший университет, явно был образованным гражданином и прекрасно знал историю, в том числе и о Иисусе Христе. Но сейчас новая власть, а значит и новый порядок. Поэтому Михаил Александрович Берлиоз перестроился и начал служить в угоду власти, искажал факты, лицемерил, так что первый попавшийся Воланду человек явно не подходил под те критерии, которые ранее установила новая страна. Может, это единичный случай и «новый» человек существует в этом обществе?

Но нет, где бы ни был Воланд, везде он встречал либо поэта, который не верил ни во что из того, что он пишет и осознавал свою ничтожность, либо человека, занимающего пост директора театра, при это ведя развязный образ жизни, и не знает дела, которое ему было поручено, либо председателя жилищного товарищества, который брал взятки. Апогеем же является - главная литературная организация, которая занимается не обсуждением литературных произведений и поддержкой юных писателей, а занимается пропагандой советской власти доводит до сумасшествия действительно талантливых людей. Не придерживаешься линии правительства – то тогда, ты или глупец, или душевнобольной.

Однако зачем же брать отдельные личности? Такие индивиды всегда будут в обществе, давайте посмотрим на общество в целом! Что ж, М. А. Булгаков, живший в этот период времени, показал нам полную картину москвичей 20-30 годов XX в. в 12 главе «Черная магия и ее разоблачение».

Черные люди и их разоблачение

Особо детально стоит разобрать XII главу, которая покажет нам всю подноготную московского общества. С самого начала нам дают понять, что ранее существовавший театр канул в небытие. Вместо трагедий, драм, комедий, сложных театральных постановок нынешний московский гражданин выбирает цирк. То есть развлекательное шоу, удивляющее мастерством, но не несущее ничего, кроме смеха и веселья. О высших духовных ценностях можно забыть. Но вернемся к сюжету. Воланд со своей свитой должен был давать шоу в театре Варьете самыми последними. Поначалу Воланд размышлял с одним из членом свиты, Фаготом о московском народонаселение. Изменились ли люди? Воланд считает, что да. Раньше костюмы были другие, не было автобусов, трамваев, всей этой аппаратуры. Тут же конферансье Бенгальский захотел воспользоваться моментом и подвести итог, что иностранный артист восхищается Москвой. Пытаясь лишний раз выслужиться перед режимом, он нагло соврал. Воланд и не думал восхищаться этим. Это всё лишь внешние атрибуты, они будут и дальше меняться, главное, что в сердцах людских. Именно с этой целью сатана и проводит сегодняшнее выступление, проверить москвичей 20-30-ых годов XX вв., изменились ли они внутренне? Для начала Воланд решил заглянуть к типичному представителю советского общества Парчевскому, сидевшему в седьмом ряду. И что же он увидел, заявление в суд по делу об уплате алиментов, видимо, он яростно отлынивает от этого, да и мысли его по поводу Москвы: «Недаром же вы говорили вчера за ужином, что кабы не покер, то жизнь ваша в Москве была бы совершенно несносна». И где же тот «новый» человек? Может, вновь Воланд просто-напросто промахнулся? Но апофеозом является массовая раздача червонцев и женской одежды, в ходе которых сатана делает следующий вывод: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их…». И в правду, человек не может изменить свою природу. Всегда в сердцах людей будет жадность, легкомыслие, зависть, всё то, от чего человечество всегда будет пытаться избавиться, но никогда не осилит это.

Заключение

Однако всегда есть исключение из правил и в этом случае – два главных героя, но сейчас не о них. Нас интересует типичные представители советского общества, а гении, талантливые и добрые люди будут существовать всегда как и в советском обществе, так и в нашем уже современном российском обществе. Не стоит обманывать не себя, не других. Нет, и не будет идеального человека. А если таков и появится, то под давлением, как общества, так и системы он не сможет долго оставаться таким. Почему же это происходит? Здесь стоит вспомнить произведение Антона Павловича Чехова «Ионыч», где, казалось бы, прекрасный по натуре человек портится под влиянием внешний обстановки. Так и здесь у Булгакова, Мастер – действительно «истинный» писатель, его не волнует политическая или социальная обстановка в государстве. Его дело – писать правду, что он собственно и делал, но каков итог? Высмеянный, подавленный статьями критиков, он сходит с ума и лишается той прекрасной цели, которую он имел. Теперь же вместо того, чтобы путешествовать по миру, ему достаточно путешествия по балкону. Вместо любви – страх.

Такова учесть «нового» человек в советском обществе 20-30-х годов XX вв. И если кто скажет, что это не так, то хотелось бы напомнить такому господину, что сам Булгаков жил в этот период времени и испытал всю несправедливость и жестокость тогдашнего мира. Каков же итог? Неужели всё потеряно и «новый» человек давно канул в небытие? Нет, «новым» человек не рождаются, им становятся, и у любого общества, есть шанс совершить нравственную революцию. Не кнутом и пряником, а осознанным изменением самого себя. Конечно, если Вы перестанете мусорить, то весь мир не изменится, но изменитесь Вы! А это – главное! Изменив себя, Вы в дальнейшем можете повлиять и на других. Здесь мне вспоминается прекрасное произведение Максима Горького «На дне», где Сатин рассуждает о человеке: «Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!». И действительно, несмотря на все ошибки человечества, всегда было и будет место состраданию, милосердию, доброте в сердце любого человека, независимо от его происхождения.

«Новых» людей не может создать государство, их создаем мы сами. А красивые речи о возникновение таких личностей в обществе, только благодаря какому-то переустройству государства – ложь. Все зависит только от нас самих!

Закончить свою статью я хотел бы словами известного французского писателя, поэта и профессионального летчика Антуан де Сент-Экзюпери:

«Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир».

Список использованной литературы:

http://ilibrary.ru/text/1016/p.1/index.html

http://ilibrary.ru/text/505/p.1/index.html

http://book-online.com.ua/read.php?book=3241

https://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/polet-dlinoyu-v-zhizn-536605/

Просмотров работы: 478