Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде. Рано лишился родителей, провел детство в семье деда. Учиться Алеше не пришлось. Он рано испытал тяготы жизни: много странствовал по Руси, узнал жизнь босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету. Так горечь жизни пролилась в фамилию и определила направление деятельности. С раннего детства Алеша Пешков очень любил читать, познавать мир через художественное слово. Из книг он узнал о разных странах, об умных, гордых, трудолюбивых людях, о том, что нужно бороться, чтобы на земле все были счастливы. «Все в человеке, все для человека...» «Человек! Это великолепно! Это звучит гордо...» Все знают эти слова Горького о человеке, о его призвании, его силе и красоте.
Но ведь писателем стать он даже не мечтал. Знаете почему? Потому что представлял писателя чародеем, которому открыты все тайны жизни, все тайны человеческого сердца. А он? Что он? Куда ему, напоенному правдой жизни маленьких улиц и мостовых. А вот писатели – это великие люди! А он что!? Напечатали несколько рассказов… Нет. «Хорошая книга, точно смычок великого артиста, касается моего сердца, и оно поет, стонет от гнева и скорби, радуется,— если этого хочет писатель». Вот каким пришел Горький в литературу, вот о чем тогда мечтала его душа: «Нет, о счастье быть писателем я не думал, а то, что мои рассказы напечатаны, казалось мне такой же случайностью».
В начале творческого пути Горький искал людей, узнавал, какими они могут быть. Старался увидеть окружающих глазами умными, не затуманенными «гадостями жизни». Да, он жаждал чистых отношений, взаимной любви, красивых людей. Желал найти, во что бы то ни стало, чтобы отразить это все в себе и передать людям. Он превращался в слух, становился тенью, чтобы искать … и не находить. Набирать материал, слишком хорошо известный ему. И все ждать. Рассказ «Герой» - одна из неудачных «попыток найти человека, похожего на тех, о которых рассказывали хорошие книги». Горький начал узнать другую жизнь, а вот люди в ней попадались… Много испытал он подобных разочарований. В этих мелких брызгах грязи он находил потом немало смешного, но почему-то любил «одеть человека более празднично, чем он одет» на самом деле.
На мой взгляд, разочарование в жизни возникает от ожиданий, от сильной привязанности к результатам. Концентрируясь сильно на этом, и не получая должного, мы разочаруемся не только в сложившихся обстоятельствах, но и в самом человеке, теряя тем самым веру в его изменения. И этот человек научился не возлагать больших ожиданий на людей.
«Когда жизнь неприглядна и грязна, как старое, засоренное пожарище, приходится чистить и украшать ее на средства своей души, своей волей, силами своего воображения,— вот к чему я пришел наконец».