Гордиться славою своих предков не только можно,
но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие.
А.С. Пушкин
Я обычный парень. Мне 15 лет. Родился на Дальнем Востоке, в Приморском крае, в городе Артёме. Когда мне исполнился один год, мы с мамой переехали в Центральную Россию. Это был вынужденный шаг, так как мне не подходил по здоровью приморский климат. Все мои многочисленные родственники остались в Приморье, очень далеко от меня. Может быть, поэтому, а может быть, просто пришло время, но я стал задумываться о том, кто я такой, откуда мои корни. Ещё меня заинтересовало древнее поверье о том, что род, даже ушедшие из этого мира, минимум до 7 колена, стоят у нас за спиной и оказывают нам поддержку. Не зря в былые времена люди хранили память о своём роде. Они помнили свои корни, рассказы о предках передавались от отца к сыну, от сына к его сыну. Вряд ли это было просто блажью. Люди обладали этим знанием, что род — это их защита. Собранные и систематизированные материалы меня просто ошеломили. Оказывается, по биографиям моих предков можно изучать славную и одновременно трагическую историю нашей страны, а также её географию.
Судите сами. Я узнал, что мои предки по отцовской линии переехали в Россию из Греции и жили в Крыму, например, мой прадед Антон Павлович Пентериди.Это были очень трудолюбивые люди, имели своё хозяйство, но после революции их раскулачили и выслали в Оренбургскую область. Однако, несмотря на это, они сумели сохранить лицо своего рода и оставались, а следующие поколения, по примеру старших, становились достойными гражданами в любые времена. Так, мой прапрапрадед Иван Митрофанович Дёмин имел три Георгиевских креста – высшую дореволюционную награду. Его фотография чудом сохранилась (говорят, всегда её очень тщательно прятала прапрабабушка – боялась репрессий).
Так же интересна и увлекательна родословная моей семьи по материнской линии. Все мои предки по матери – переселенцы на Дальний Восток. Кто-то переезжал туда в конце 19-го - начале 20-го века в поисках лучшей доли, бежал от нищеты, кто-то старался уехать подальше от советской власти, чтобы сохранить свою глубокую веру в Бога. А кто-то (например, моя прабабушка Римма) была распределена на Дальний Восток после окончания института уже в 50-х годах 20-го века. Своей задачей я считаю найти место, откуда они приехали, где жили мои самые глубокие предки и передать память о них следующим поколениям. А ещё у меня мечта – не только найти, откуда они переселились, но и самому съездить на землю предков. Возможно, эта земля даст мне богатырскую силу, как давала в русских былинах силу РОДная земля Илье Муромцу.
Мои предки по фамилии Голик стали основателями села Суражевка в Приморском крае Дальнего Востока. Примерно с октября 1907 года в церковных книгах появилось это название. В числе основателей села называют семью Никиты Голика (Голикова),получившего прозвище Щун. Именно он стал впоследствии старостой села. Мой прадед – его прямой потомок. Пётр Фёдорович был из многодетной сельской семьи. В школу ему приходилось ходить за много километров, пешком. Но, в то же время, когда он вырос, он имел три высших образования, что было тогда огромной редкостью. Татьяна Никитовны Недодел (Голик) и её семьятакже были переселенцами из с. Кожны Верещакской волости Суражевского уезда (ныне Брянская область).
Представители моего рода храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны, работали в тылу, помогая родной стране. Так, мой прапрадед Чуриков Василий Карпович ушел на фронт добровольцем. Сражался в 969 стрелковом полку 273 стрелковой дивизии. Был ездовым. Погиб в битве на Курской дуге 24 июля 1943 года. Чурикова Вера Ивановна (прапрабабушка) после смерти своего мужа замуж больше не вышла, одна вырастила пять дочерей. Она была знаменитой личностью в нашем городе Артёме. Прапрабабушка Вера умела лечить молитвами, к ней (по воспоминаниям моего деда, маминого отца) ходил лечиться весь город. Другой прадед Шведский Григорий Иванович во время войны 14-летним мальчиком пошел работать на шахту, потому что все мужчины ушли на фронт, работать было некому. По рассказам моей мамы, он так всю жизнь и оставался «ребенком войны»: маленьким, худеньким и умер от шахтерской болезни – рака лёгких. Фёдор Трофимович Голик выжил во время Великой Отечественной войны, вернулся домой, но был морально раздавлен ужасами той войны, очень страдал, никому ничего не рассказывал. В итоге на краю деревни, там, где меньше всего людей, завел пасеку и ушел туда жить, один. Магсум Кучимов – мой прапрадедушка - труженик тыла. Всю войну он провел на лесозаготовках, обеспечивая древесиной фронт. Его жена, моя третья прапрабабушка - Тюлина Мария – домохозяйка.У них с прапрадедом была большая любовь. Он, будучи подростком, нанялся в семью купца на подработку подмастерьем. Там он влюбился в купеческую дочь, мою прапрабабушку. Долго не думая, он её украл из родительского дома. Всю жизнь они прожили вместе в любви, в согласии, воспитали много детей, которые стали достойными гражданами страны. Мой прадед Бендеров Антон Иванович – героическая личность. Когда немцы во время Великой Отечественной войны вошли в Крым, прадеду было 15 лет (это столько, сколько лет мне сейчас!). Немцы стали угонять скот. А это было практически аналогично голодной смерти для крестьянских семей. Прадед зарезал немца, который хотел забрать у них корову, и удрал в лес к партизанам. Повзрослев, он вступил в ряды действующей армии и воевал наравне со взрослыми. Удивительно, но во время войны он был награжден Орденом Отечественной войны I степени! Мой отец рассказывал, что прадед не любил говорить о войне. Точнее, вообще ничего не рассказывал. Для меня всегда было загадкой, как он оказался в Узбекистане (после войны он переехал в Узбекистан и там прожил всю оставшуюся жизнь).
Изучая биографию своих родственников, я понял, что большинство из них – высокообразованные люди, отдавшие свои знания, талант, опыт на благо родины. Римма Магсумовна Кучимова, прабабушка, 32 года проработала учителем русского языка и литературы. Голик Пётр Фёдорович, прадед, был главным инженером мебельной фабрики. Также он был активным членом Коммунистической партии Советского Союза. Дед Шведский Валерий Григорьевич - полный кавалер знака «Шахтерская слава». У моей мамы Шведской Марии Валерьевны два высших образования – инженер-радиоэлектронщик и экономист. Бабушка моя Шведская (Голик) Галина Петровна - очень умная и начитанная. Ей можно задать вопрос на любую тему, и она всегда ответит. Образование у неё филологическое.
Глядя на родословное древо моей семьи, я испытываю гордость за своих предков и восхищение их деяниями. Гражданская война, первая мировая, революция, коллективизация, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства после войны, сложные 90-е, сегодняшняя страна…, и всегда мои ближние и дальние предки достойно проходили через все испытания. Об том свидетельствуют их жизненные истории, фотографии в семейном архиве и, конечно, воспоминания тех, кто знал этих людей и оставил рассказы о них. Начав изучать свою родословную, я хотел сохранить те знания о моём роде, которые ещё можно сохранить. Также хотел передать эти знания следующему поколению. Но вдруг у меня возникло странное ощущение, будто бы все мои предки стоят у меня за спиной. И не просто стоят, а ещё и наблюдают за мной. Наблюдают и оценивают: не зря ли они трудились, воевали, стремились, учились, работали, достоин ли я всего этого? И сейчас мне страшно их подвести, не оправдать надежд. В результате изучения родословной, насыщенной событиями, героическими личностями, их духовными исканиями, я приобрел силу всех тех людей, которые были до меня, есть сейчас, и ответственность перед ними.