В тёплый солнечный день, что выдался на начало марта, наш класс дружной компанией прибыл в Государственный Русский Драматический театр им. Н. А. Бестужева, который находится в самом сердце нашей Бурятии - в городе Улан-Удэ. Путь до столицы республики мы проделали ради одной интересной постановки, в чем самолично убедились позже. А название спектакля сразу говорит о многом - “Преступление и наказание”. Какой уважающий себя человек не читал одноименный роман Ф.М.Достоевского? Нашему же классу предстояло перенестись внутрь знаменитого произведения. Как все это должно происходить и почему в программке заявлено аж пять Раскольниковых, мы понимали перед началом смутно. И предполагали, что будем просто сидеть в зрительном зале, как обычно… Но нам предстояло ещё не раз удивиться. Итак, третий звонок. Начинаем.
А начать мне хочется почему-то с описания оформления вышеупомянутой программки. Интересная фактура и характерный желтоватый оттенок для старой бумаги (и в романе жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые дома. Ощущение не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события. В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства), винтажный шрифт и буква “ъ”, кочующая из слова в слово, как и встречающаяся порой ”i”. Уже этот дизайн, такое большое внимание к мелочам заявляют будущим зрителям, что их ждёт что-то невероятное. Стоит упомянуть и ещё парочку важных моментов, дабы соблюсти некие формальности, перед тем как приступить к самому интересному. Рейтинг спектакля - 12+. Режиссер-постановщик - Сергей Левицкий, премьера состоялась аж в апреле 2016 года, а вместе с ней и новый виток в истории Русского драматического театра. Такая значимость и исключительность состоят в формате постановки. Ее жанр - спектакль-променад (promenade с французского переводится как «прогулка»). В итоге мы имеем своего рода квест-бродилку. Уже завидуете людям, которым посчастливилось «прогуляться» по страницам романа и Петербургу XIX века?
На суд зрителей, которые оказались на деле своего рода участниками театрального действия, представилось семь локаций. Продолжительность спектакля составляет один час двадцать минут, все локации разбросаны по зданию театра, на переход от одной локации к другой даётся определённое время. Все зрители были разделены на несколько команд, у каждой группы был свой гид, одетый в форму дворников того времени. Нас сразу предупредили, что воспроизвести роман целиком и в правильной последовательности не получилось. Однако от этого было не менее интересно. Даже, наоборот, возникало желание угадать, какая сцена перед нами развернется на этот раз. Группы попадали в разные локации и не пересекались. Пока мои одноклассники были в одной части театра, я с друзьями благополучно находилась в другой и там лицезрела очередную ключевую сцену, а то и напрямую в ней соучаствовала. Актёры тоже везде были разные. Это режиссёр объяснил тем, что все читатели представляют персонажей по-своему.
Моя группа вошла внутрь зала самой первой, спустилась вниз, зашла на сцену, а потом прямиком за кулисы. С этого момента началось увлекательное путешествие. За кулисами театра я оказалась впервые, и эта атмосфера, которая царит там, была поистине захватывающей. Это можно было назвать своего рода складом декораций. Но долго там оставаться было нельзя, и мы продолжили свой путь уже по коридорам и лестницам, а в главном зале на протяжении нашего путешествия оказывались ещё пару раз. Это предвкушение во время перехода от одной локации к другой и тихий шепот отлично дополняли картину спектакля. Когда мы вошли в нужное помещение, то увидели чёрные высокие перегородки с узкой щелью посередине и стоящие вокруг стулья. Мы выслушали нашего гида и заняли свои места. Смотреть нам надо именно в эту узкую прорезь. За перегородками уже находились актёры, замерев в одной позе и ожидая начала. Сами перегородки были стенами комнатки, на которых внутри висели картины и фотографии. Особое внимание стоит уделить именно этому. Все декорации были подобраны так искусно, что и впрямь возникало ощущение того, что ты перенесся сквозь века. За это следует сказать отдельное спасибо художникам-постановщикам, реквизиторам, костюмерам и декораторам. Когда наш «дворник» подал звонок, электрические лампы в помещении погасли, и освещение создавалось лишь свечами внутри «комнатки», в которой происходило действие. Нашей группе повезло с первой сценой. Ещё бы, это была сцена в номере Свидригайлова. Олег Петелин и Ольга Кудряшова великолепно справились со своими ролями. Сначала мы наблюдали - хотя тут бы больше подошло слово «подглядывали» - ссору и перепалку. А после - попытку Дунечки выстрелить в господина Свидригайлова. Но зацепило лично меня другое. Когда сначала покинула номер Дуня, а после Соня, Свидригайлов потушил все свечи в комнатке. Можно было подумать, что на этом все окончено, ведь тогда мы ещё не начали читать роман. За минуту до того, как всё произошло, я начала смутно догадываться, что нас ждет. И тут, в полной темноте, прозвучал громкий, оглушающий хлопок. Это выстрел ... Наверное, по-другому и нельзя: совесть не выдержала, грехи тяжкие задавили.
Эта сцена заинтриговала, заставила с еще большим интересом смотреть следующие. И это было только начало. Дальнейшую последовательность сцен я уже не помню. Знаю лишь, какая из сцен была последней, но очередность особо не важна. Хочется рассказать о сцене в питейной, так как она отличается от всех остальных. Именно в ней происходит наибольшее взаимодействие между актерами и зрителями. Ещё в коридоре наш гид, весёлый мужчина, который любит пошутить, предупреждает:
«За стол с Раскольниковым не садитесь, он с топором, да и нервный сейчас, мало ли, зарубит». На этот раз нет никаких перегородок, мы заходим в помещение, где царит полумрак, и стоят несколько столов и по две лавки рядом с каждым. Освещение опять создаётся за счёт свеч. На столах из тёмного дерева лежат «меню». Да-да, в тот момент мы могли бы себе что-нибудь заказать. У одной из стен стоит прилавок, за которым устроились трактирщик и «трактирная девочка», как она названа в программе. Играют их Евгений Винокуров и Аннета Овчинникова. Заказать можно было чай и морс, а людям постарше - рюмку водки. За столом посередине сидит Раскольников, рядом с ним лежит его шляпа («высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в пятнах и дырах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону...»), к нему никто не подсел, все послушались гида. Мармеладов - заслуженный артист Бурятии Леонид Иванов - тоже сидит за своим столом в одиночестве. Родион - Александр Кузнецов -выжидающе щелкает семечки. Когда милая и услужливо вежливая работница трактира обошла все столики и принесла зрителям то, что они заказывали, а таких оказалось немного, гид снова подал звонок. Мармеладов жалуется на жизнь, рассказывает о своей семье. Все как в книге. Пару раз он даже обращается к нескольким зрителям, а те в ответ лишь кивают, наверное, сочувствуют. Страшно и больно смотреть на человека, доведенного до такого состояния. Где-то снаружи ходят трамваи, и стук колес проникает в это подвальное помещение. А разве в наше время мало вот таких «мармеладовых», умирающих от безысходности, несправедливости?.. Порой свои слова вставляют и трактирщик, и гид. И вот снова звонит в колокольчик наш дворник, и мы идём дальше, пересекаясь в коридоре с другой группой.
Во время спектакля мы встречаемся и с Пульхерией Александровной, которая усердно кутается в свою шаль, и с лучшим другом Родиона - Разумихиным, который стучит пальцами по столу, и ещё один раз с Дуней, и с Лужиным. И это, конечно, сцена в гостиничном номере. Вновь наблюдаем там перепалку. Мне кажется, что именно в этой сцене лучше всего отработали актёры. Видим мы и сцену признания Родиона в убийстве. Владимир Барташевич прекрасно передал настроение Родиона с помощью интонаций голоса. Момент, когда он подходит к пыльному зеркалу и подносит руку к пламени свечи, выглядит… красиво. Наверное, из пяти Раскольниковых мне больше понравилась именно эта версия. Отличается Владимир от своих коллег по цеху и внешностью - у тех, кто играл Родиона в других сценах, были парики с длинными волосами. Соня же мне в этой сцене понравилась не особо, слишком уж резка, в романе этот образ – сама смиренность и кротость.
Есть и ещё одна локация, без описания которой вряд ли сложилась бы полная картина. И это, конечно, сцена убийства. Главные действующие лица тут Алена Ивановна - Нина Туманова, которая перед приходом Раскольникова укладывает шубами и накидками сундук, даже зашивает что-то и укалывает палец, Родион (актер Петр Прозоровский), сестра старухи - Светлана Копошко. Эта комната выглядит более светлой в отличие от всех остальных, на одной из стен мы видим портреты сестёр. Сцену убийства мы не видим, а лишь слышим, но и этого достаточно. Напоследок Алена Ивановна вскрикивает, а через пару минут Раскольников вытягивает ее тело в основную комнату. Он находит ключи и хаотично перебегает от одного ящика к другому. Внезапно для Родиона и вполне ожидаемо для зрителей появляется Лизавета, происходит ещё одно убийство, и его краем глаза мы наблюдаем. Жутко! Страшно! Сам того не подозревая, он уничтожает себя. А есть ли что-то более страшное, чем преступление против себя?
Больше всего персонажей мы встречаем в проходной комнате Мармеладовых, когда наблюдаем картину смерти Мармеладова, с которым мы уже успели встретиться в питейной. В этот раз мы находимся внутри самой комнаты. Там зрителям отведена своя роль - мы являемся квартиросъёмщиками дома Амалии Федоровны Липпевехзель, которые сбежались полюбопытничать. В этой сцене происходит один презабавный момент. Катерина Ивановна обращается к зрителям пару раз, а один раз даже выкрикивает: «Дайте хоть умереть человеку спокойно! Вы бы ещё сюда с папиросами и в шляпах пришли! Хотя один уже зашел». В этот момент все поворачиваются назад и видят, как наш «дворник» стягивает фуражку с виноватым лицом. В этой сцене мы видим и Раскольникова, и Соню, и полицейского, и доктора, и упитанного священника, и немку, хозяйку дома. Возникает ощущение, что мы путаемся под ногами и мешаем происходящему. Действующие лица постоянно входят и уходят, стуча дверьми. Происходит некая путаница, умирает Мармеладов, приходит плачущая Соня, беспрестанно кашляет больная чахоткой уже теперь вдова. Звуки путаются, все происходит быстро.
Теперь мы снова идём туда, откуда начали свой путь. Наша прогулка подходит к концу, остаётся последняя станция. Я думала, что нам предстоит «подглядеть» ещё одну сцену, находясь за "стеной", но то, что развернулось на главной сцене Русского Драматического театра, превзошло все ожидания. Наша группа вошла в зал в числе последних, многие места уже были заняты. Наши гиды сидели на ступенях по обеим стороны сцены, а на ней стояло несколько деревянных чурок. Свет приглушили, началось действие. На сцену выходят Соня и Родион, те самые, которые были задействованы в сцене с признанием. Кто-то начинает читать вторую главу после эпилога.
«День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки...»
По мере чтения на сцене появляются все новые и новые лица, выстраиваются треугольником, сначала появляются все Раскольниковы, Сони, Дуни... На сцене появляются все действующие лица. В эти минуты чувствуется неимоверное единение и ощущение того, что происходит что-то грандиозное. Тем временем диктор перестаёт читать, а актёры начинают петь. Проникновенные мелодия и голоса вызывают мурашки и восхищение. Как после такого может не возникнуть желание прочитать роман полностью или перечитать его? Зал аплодировал стоя.
Когда премьера отгремела, про спектакль в новом формате много писали в газетах, снимали репортажи и брали интервью. Много о спектакле писали и сами зрители в соц. сетях. А книга отзывов в самом театре пестрит положительными рецензиями и добрыми пожеланиями. Какой же интересный жанр, спектакль-променад. Казалось бы, ограниченное количество сцен и постоянные переходы, но ведь именно в этом вся ценность такого формата. Зритель не сидит в одном кресле, он находится ближе к актерам, а время, которое тратится на переход, даёт возможность «переварить» каждую сцену в отдельности и эмоционально очиститься, отдохнуть и подготовиться к новой сцене. Но несмотря на все те плюсы и возможности, которые получает зритель, актерам приходится тяжело. Каждому из них нужно по нескольку раз за спектакль играть одно и то же. Те же слова, те же жесты и даже те же взгляды и интонации. Все повторяется, непрерывно. Как только уходит одна группа, сразу же поправляются декорации и уже приходит новая группа. А ведь за вечер проходит далеко не один спектакль. Но с другой стороны, это бесценный опыт. Вот что говорит об этом Светлана Полянская, исполнительница роли Дуни:
— Играем одно и то же несколько раз подряд. Но в этом тоже есть своя прелесть. Главное — не пережать и не войти в «автомат». (Цитата взята из газеты "Московский Комсомолец в Бурятии" от 13.04.2016)
Каждый год спектакль повторяется и повторяется, а количество зрителей не уменьшается. Режиссёр открывает новые горизонты для творчества, в интересном формате подает классику. В этом произведении «самого главного глазами не увидишь»…