Введение
Актуальность: современный мир готов предложить ребенку огромное многообразие всевозможных увлечений: творчество, спорт и другие. Среди них немало тех, что пришли к нам из древности и огромное количество, которые появились в результате стремительного развития инновационных технологий. У каждого из нас есть свободное время для досуга и каждый из нас выбирает себе занятия по интересам, любому человеку свойственно увлекаться.
Тема: хобби или мир моих увлечений
Перед собой я ставлю следующую цель: активизация творческого потенциала детей, распространение опыта по организации досуга.
Для достижения своей цель мне необходимо решить такие задачи:
1) Найти информацию о понятии хобби;
2) Узнать о кружках, секциях, творческих школах развития нашего района;
3) Выяснить, чем увлекаются дети нашего класса;
4) Мои личные увлечения;
5) расширение кругозора детей и мотивирование их на проявление творческой активности.
Гипотеза: выяснить, правда ли что, если у каждого человека с детства будет увлечение, то ему легче будет определиться в жизни с выбором профессии.
Теоретическая часть.
Глава 1. Хобби – что это?
Хо́бби (от англ. hobby- увлечение, любимое дело) или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для души. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время.
Увлечение (толковый словарь Ожегова) – это огромный интерес к чему-либо, воодушевление, стремление заниматься чем-нибудь, например спортом, пением, рисованием.
История возникновения.
Увлечения, или по другому, хобби – одна из немалых составляющих жизни человека. Оно вносит в жизнь разнообразие, изюминку, творчество. Если работу человек выбирает как основной способ зарабатывания денег, то хобби, как правило, выбирает для души.
Впервые понятие «хобби» было использовано в 1759 году в произведении «Жизнь и мнения Тристана Шенди» Л. Стерна. До этого романа, слово «hobby» использовали называя маленькую рабочую лошадь, что означало «увлечение, «конек».
Первооткрывателями проведения досуга таким образом стали женщины. Ограниченные в передвижениях и имея много свободного времени, придумывали себе занятия как могли. Именно в эту эпоху появились различные техники вышивания и плетения гобелена, игра на музыкальных инструментах и танцы. (рис. 1)
Рис.1. Досуг женщин
Широкое распространение хобби в качестве занятия для души получило лишь в 19 веке, когда люди, желая выделиться, стали заниматься различными видами деятельности, например, рукоделием, коллекционированием и моделированием. Так, постепенно, увлечения вошли в жизнь многих людей, и стали ее неотъемлемой частью.
Разновидности увлечений
Если говорить о разновидностях хобби, то все увлечения условно делятся на две большие группы по степени физической нагрузки. Выделяют активные и пассивные занятия для души.
Активные хобби
Во-первых, к активным хобби относят практически все виды спорта (рис.2). Так, например, среди них можно назвать плавание, конный спорт, стрельбу, теннис и многие другие. Некоторые люди приходят в спорт в детстве и проносят это увлечение через всю жизнь или даже делают это своей профессией, а некоторые начинают заниматься спортом лишь в сознательном возрасте и это также может стать как хобби, так и профессией.
Во-вторых, в эту категорию входят экстремальные виды спорта, например, альпинизм, парашютный спорт, сплавы по рекам (рафтинг), серфинг, паркур и пр. Такие виды хобби подходят далеко не всем, здесь нужен определенный склад характера.
Рис. 2. Активные хобби - спорт
В-третьих, сюда относят занятия любыми танцевальными направлениями (рис.3). Так, например, в последнее время наиболее популярными у женщин считаются восточные танцы или танец живота. Не менее популярны и парные танцы, например, бальные, танго и пр. Танцевальные занятия помогают повысить самооценку, раскрепоститься.
Рис. 3. Активные хобби - танцы
И, наконец, это также разные активные занятия (рис.4,5,6), например:
езда на роликах или велосипеде;
катание на коньках или лыжах;
путешествия (как по своей стране, так и за ее пределами);
походы на природу;
собирательство грибов и ягод;
охота и рыбалка;
кладоискательство и археология;
участие в реконструкции исторических событий и т. д.
Рис. 4 Рис. 5. Рис. 6
Пассивные хобби
Такие хобби называют также домашними, так как они предполагают минимальную активность, а многие из них способны успокоить и умиротворить после тяжелых трудовых будней.
Во-первых, сюда относят те виды хобби, что связаны с любым творчеством. Перечислим, для примера, лишь некоторые из них.
Это может быть деятельность, связанная с музыкой, например, караоке, игра на каком-либо музыкальном инструменте или даже создание музыкальных произведений на компьютере. Или занятия, которые связаны с фотографией и видеосъемкой, дизайном, компьютерной графикой, программированием, созданием сайтов и пр.
Сюда же относят все виды рукоделия, причем увлекаться ими могут не только женщины, но и мужчины. Здесь можно назвать такие виды, как вязание и вышивка (рис.7), резьба или выжигание по дереву, изготовление кукол (рис.9), бисероплетение (рис.8) и пр.
Рис. 7 Рис.8 Рис.9
К этой же категории можно отнести и такое обширное направление, как кулинария (рис.10). Причем, это не только создание поистине уникальных художественных шедевров, например, тортов и других кондитерских изделий, но и приготовление еды для близких по разнообразным рецептам, в том числе изучение кухни разных стран и народов.
Рис. 10
Во-вторых, к пассивным видам хобби относят коллекционирование, и здесь царит такое многообразие, что перечислить все предметы для собирательства не представляется возможным. Кто-то увлечен привычными марками (рис. 13), монетами (рис.11) с памятными датами и надписями либо открытками и календарями, а кто-то подходит более оригинально к выбору объекта и может иметь коллекцию камней или воды из морей и океанов, где когда-то довелось побывать.
Рис.11 Рис.12 Рис. 13
В-третьих, сюда относят хобби, так или иначе связанные с животным миром или природой, то есть:
садоводство и цветоводство (рис.14);
Рис.14 Рис.15
пчеловодство (рис.15);
ландшафтный дизайн и флористика (рис.16, 17);
Рис.16 Рис.17
разведение домашних или диких животных, рыбок и птиц (рис.18).
Рис. 18
И, наконец, к пассивным относят и увлечения, направленные на развитие интеллектуальных способностей. Здесь выделяют, например:
разнообразные настольные игры (шашки, шахматы и пр.);
составление или разгадывание различных типов кроссвордов;
изучение наук (история, астрология, психология и различные тесты, физиогномика, хиромантия, гадание на картах и т. д);
чтение;
писательскую деятельность и журналистику;
изучение иностранных языков, в том числе выдуманных, например, эльфийский язык и т. п.
Также хобби делят на следующие направления.
Модное хобби
Если продолжить говорить о классификации увлечений, то хобби также подвержены веяниям моды, как и остальные аспекты нашей жизни, поэтому учитывается и этот нюанс.
На пике моды остаются занятия, которые связаны с тем или иным видом рукоделия. Причем здесь актуальны, как уже ставшие привычными вязание и вышивка, так и набирающие обороты новые виды хобби. Например, все чаще женщины, в особенности молодые мамы, находят себя в приготовлении домашнего мыла, натуральных духов и косметики, изготовлении развивающих игр, книг и игрушек. Кроме того, существуют сообщества по интересам, где можно найти единомышленников и обучиться секретам мастерства того или иного рукоделия. А это общение, как в живую, так и на просторах интернета, и новые контакты, что также расширяет кругозор и делает нашу жизнь ярче!
Инновационные хобби.
Эти хобби связаны со стремительным развитием в области компьютерных технологий. Самыми популярными среди детей и взрослых стали такие увлечения как 3D-конструирование (рис.19), робототехника (рис.20) и др.
Рис.19 Рис.20
Глава 2. Спортивные секции и школы творчества моего района
Как мы выяснили хобби делятся на активные и пассивные. Возникает вопрос, где же можно провести свое время и чем увлекаться? Какие для этого возможности имеются у детей, проживающих в нашем районе?
2.1 СпортивныешколыОрджоникидзевского района
Занятия спортом и танцами также очень популярны среди моих друзей и одноклассников. В нашем районе существует немало спортивных школ и секций, которые посещают огромное количество детей.
Баскетбольная школа им. Канделя; г. Екатеринбург, ул. Фестивальная, 8/б;
Детско-юношеский клуб настольного тенниса «Ракета», г. Екатеринбург, ул. Лукиных, 33;
Клуб настольного тенниса «Спарта», г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 15;
Футбольная школа при академии футбола «Урал», г. Екатеринбург, ул. Фестивальная 10;
СДЮСШОР «Самбо», г. Екатеринбург, ул. Фестивальная, 8/б;
ДЮСШ по футболу, легкой атлетике, хоккею, г. Екатеринбург, ул. Кировоградская, 39/а;
Алла, конный клуб, г. Екатеринбург, ул. Кировоградская, 114;
Интеллект, ДЮСШ по шахматам, г. Екатеринбург, пер. Дружбы, 4г;
Айкидо, уральская региональная федерация, г. Екатеринбург, ул. Фестивальная, 10;
Свердловская областная федерация кик-боксинга, г. Екатеринбург, ул. Осоавиахима, 102;
Лотос, Сеть клубов тайского бокса, г. Екатеринбург, ул. Бакинских комиссаров, 122/г;
2.2 Школы танцев Орджоникидзевского района
Студия танцев «Карамель», г. Екатеринбург, ул. Ильича, 52;
Студия танца «SalsaReal»? г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 23;
Детский эстрадно-хореографический ансамбль «Радуга», г. Екатеринбург, ул. Фестивальная, 12;
Школа танцев «Эсста», г. Екатеринбург, ул. Ломоносова, 17;
Школа танцев «Талант», г. Екатеринбург, ул. Фестивальная, 12;
Школа танцев «Апельсин», г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 23;
Студия народного танца «Спутник», г. Екатеринбург, ул. Фестивальная, 12.
2.3 Школы искусств Орджоникидзевского района
Екатеринбургская детская школа искусств № 15, г. Екатеринбург, пер. Замятина, 11/а;
Школа творчества «Арт-Этюд», г. Екатеринбург, ул. Уральских рабочих, 30/а;
Детская музыкальная школа №2 им. М. И. Глинки, г. Екатеринбург, ул. Ломоносова, 57;
Детская музыкальная школа №5, г. Екатеринбург, ул. Баумана, 20;
Ансамбль народной песни «Земляничка», г. Екатеринбург, ул. Старых большевиков, 22;
Клуб прикладного искусства «Модница», г. Екатеринбург, ул. Бульвар Культуры, 3;
Фотошкола «Формула фото», г. Екатеринбург, ул. Калинина, 31.
Практическая часть.
Глава 3.
Проведение анкетирования «Мое хобби». (Приложение 1)
Среди детей своего класса я провела анкетирование, в котором поучаствовали 26 человек (100%). Результаты анкетирования показали: 4 человека не знают, что такое хобби (16%), 22 человека знакомы с понятием хобби (84%) (Рис. 21).
Рис. 21. Результаты анкетирования
4человека занимаются в школе искусств (15%). 3 человека занимаются в школе танца (11%).2 человека занимаются в музыкальной школе (7%). 9 человек занимаются в спортивных школах (34%) (рис.22). Анкетирование показало мне, что дети моего возраста много чем увлекаются и рисованием, и поделками, многие девочки увлекаются вышиванием, что, конечно же, пригодится им в жизни.
Рис. 22
Подведение итогов анкетирования.
Дети возраста 9-10 лет много чем увлекаются, но еще не определились, что им больше нравится.
Мои личные увлечения.
Я тоже много чем увлекаюсь: гравюрами, вышивкой, плетением из резинок, выжиганием, аппликацией из бисера, аппликацией из цветного песка (рис.23). Так же 5 лет занимаюсь в баскетбольной школе Канделя (рис.24).
Рис. 23. Мои работы (гравюры, вышивка и пр.)
Рис. 24. Моя баскетбольная команда
Примеры из жизни.
Я познакомилась с примерами из жизни, которые доказывают, что моя гипотеза работает:
Мой дедушка Георгий (попа моей мамы) с детства увлекался рисованием, как рассказывал он сам, что альбом и карандаш всегда были у него в руках и он зарисовывал в нем все, что видел вокруг, что привлекало его интерес. В дальнейшем он закончил дизайнерский колледж и работал дизайнером. Например: их творческая группа, когда он был студентом, занималась внутренней архитектурой (или как сейчас модно говорить дизайном) киноконцертного театра «Космос» (рис.25), но, к сожалению, в 2000 годах внешний и внутренний облик театра был изменен.
Рис. 25. Кинотеатр «Космос»
Мой тренер по баскетболу Ежова Марина Александровна (рис. 26) (заслуженный мастер спорта СССР) с 10 лет занимается баскетболом. Была нападающим игроком в женской сборной СССР, их тренером был А. Кандель, основатель баскетбольной школы в Екатеринбурге.
Рис. 26. Ежова М.А.
Мой папа Токарев Иван Александрович с детства увлекается компьютерными технологиями, и вся его жизнь с этим связана, он системный администратор.
Заключение
В завершении своей работы можно сказать, что я достигла своей цели. Я познакомилась с понятием хобби. Узнала, чем увлекаются мои одноклассники. Узнала несколько примеров из жизни своих взрослых знакомых, которые доказывают, что теория «увлечение определяет твое направление в жизни» работает. Познакомилась со своим районом и узнала, сколько школ развития спорта и творчества есть в моем районе.
Цель достигнута через решение задач, которые я поставила в начале работы.
Список используемой литературы
Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка;
Барбара Шер,Отказываюсь выбирать. Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, что бы построить жизнь и карьеру своей мечты;
ЯсутакаЦуцуи, Очаровательные дамы;
Статьи из интернета
https://medaboutme.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/hobbi/kakie_byvayut_khobbi/
https://ru.wikipedia.org
Яндекс картинки
https://powerpoint-shablony.ru/detskie/kukly.html - шаблон презентации
Приложение
Анкета
Фамилия Имя___________________________________________________
Класс__________________________________________________________
Возраст_________________________________________________________
Знаешь ли ты что такое хобби? (выбери правильный ответ):
Хобби – это огромный интерес к чему-либо, воодушевление, стремление заниматься чем-нибудь, например спортом, пением, рисованием.
Хобби – это интересующий меня предмет или занятие, которым я не занимаюсь.
Хобби это – непонятное для меня слово.
Чем ты больше всего любишь заниматься в свободное время? (выбирай ответ да или нет)
Рисование Да / Нет
Вязание Да / Нет
Вышивание Да / Нет
Плетение Да / Нет
Лепка пластилином Да / Нет
Аппликация Да / Нет
Поделки из различных материалов Да / Нет
Шитье Да / Нет
Пение Да / Нет
Игра на музыкальном инструменте Да / Нет
Конструирование Да / Нет
Игра на компьютере Да / Нет
Чтение книг Да / Нет
Фотография Да / Нет
Занимаешься ли ты в спортивной секции Да / Нет
Занимаешься ли ты в музыкальной школе Да / Нет
Занимаешься ли ты в школе танца Да / Нет
Занимаешься ли ты в школе исскуствДа / Нет
________________________________________________(другое)