Путь к здоровью младшего школьника

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путь к здоровью младшего школьника

Залётов З.Д. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Тарыкина Т.В. 1
1АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Это важно для здоровья!». «Будь здоров». «Берегите свое здоровье с детства». Мы так много слышим о здоровье от родителей, учителей. Я задумался, а что такое здоровье. В работах ученых я прочитал, что здоровье включает в себя: психическое, физическое, гигиеническое и нравственное здоровье.

У школьного врача я узнал, что в нашей школе на первом месте стоит заболевание опорно-двигательной системы.

А что может сделать каждый ученик для сохранения своего физического здоровья?

Цель проекта: разработать и внедрить в школе «Президент» систему физической активности в свободное от занятий время, организованной самими школьниками.

Задачи проекта:

Рассмотреть показатели физического здоровья младшего школьника.

Определить способы сохранения и укрепления физического здоровья младшего школьника.

Описать показатели организации активного отдыха.

Составить и провести комплекс утренней зарядки.

Создать сборник игр на свежем воздухе.

В проекте используются понятия:

Здоровый образ жизни – рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, организованное питание и отсутствие вредных привычек. [2]

Здоровье - Т.Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком. [3]

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. [4]

Глава 1

Физическое здоровье младшего школьника

Показатели физического здоровья младшего школьника

Физическое здоровье - это совокупность морфологических и функциональных признаков организма, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма. [4]

В настоящее время оценка физического развития строится на сравнении индивидуальных показателей со средними для данной группы стандартами.

К сожалению, пока не существует единого критерия, по которому определялся бы уровень зрелости и физического развития, но во всех возрастах ведущим признаком считается величина антропометрических показателей - длины и массы тела, окружности груди, длинноты (длина ноги и руки). Известно, что физическое развитие при разных условиях определяет уровень физической работоспособности.

Физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья растущего организма младшего школьника. Определение физического развития позволяет спланировать функциональные возможности организма – количество дополнительных занятий, школьная нагрузка.

Ребенок — это прежде всего растущий и развивающийся организм, чрезвычайно пластичный, легко (значительно легче, чем взрослый) поддающийся воздействию внешних условий и изменяющийся под их влиянием.

Рост и развитие — две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса.

Рост — это общебиологическое свойство, которое выражается в количественных изменениях: увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей.

Развитие — это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное.

Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные.

Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН за последние года отмечены негативные тенденции изменения здоровья детей:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся нашей школы их число составляет 38%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. 13% имеют хронические заболевания, а 49% имеют риск в скором будущем различных заболеваний.

3. Изменение структуры хронической патологии. По результатам медицинской службы школы «ПРЕЗИДЕНТ»:

1 место – заболевания опорно-двигательного аппарата

2 место – заболевания глаз

3 место – нарушения обмена веществ

4 место – заболевание дыхательной системы.

На основе состояния здоровья дети распределяются по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической и учебной нагрузки.

Первая группа здоровья

нормальный уровень физического развития и основных функций организма

Вторая группа здоровья

относятся так же здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин I-II степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям)

Третья группа здоровья

больные хроническими заболеваниями

Способы сохранения и укрепления физического здоровья младшего школьника

Качество здоровья современных школьников снижается. Об этом много говорят по телевиденью, в школе и дома. Проблема сохранения здоровья стоит остро и перед самими школьниками. Если ты сам не будешь заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, то улучшение вряд ли можно ждать.

По данным учёных на состояние здоровья детей влияют следующие факторы:

20 % - наследственность20 % -экология 10 % -развитие здравоохранения 50 % - образ жизни

Исследования ИВФ РАО (Институт возрастной физиологии Российской академии образования) позволили выделить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

экология;

семья и микроклимат в ней;

наследственность

недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей ;

круг общения, вредные привычки;

питание;

особенности отношения младших школьников к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезниглавным образом как ограничения свободы.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

Стрессовая ситуация;

Учебная перегрузка;

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации уроков;

Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В школе «ПРЕЗИДЕНТ» много делается для сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

На уроках учителя проводят динамические паузы. Между уроками мы гуляем на улице. В моём расписании можно увидеть физическую культуру, танцы, плавание, ЛФК (лечебная физкультура). На всех уроках мы работаем в парах, группах и каждый самостоятельно. Если ты чего-то не понял, после уроков с тобой может позаниматься логопед и психолог. Письменные домашние задания ученики делают в школе, а значит вечером можно отдохнуть, погулять заняться спортом.

В школе тоже много спортивных секций:

Во второй половине дня у нас проходят Весёлые старты, соревнования по пионерболу, футболу.

В школе организовано 4-разовое питание. Каждый может выбрать блюда, которые ему больше нравятся. В составлении нашего меню принимали участие лаборатория детского питания. За соблюдением правил питания следит медицинский работник.

Все ученики нашей школы любят посещать медицинский кабинет. Нет, они не идут туда за таблеткой. Медицинские работки организую прием кислородных коктейлей, фиточая, посещение галокамеры.

Выводы по 1 главе

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Но если каждый ученик не научится с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то в будущем он вряд ли будет здоров и развит личностно, интеллектуально, духовно и физически.

Глава 2

Мой путь к здоровью

2.1. Активный отдых

После уроков отдохнуть, на каникулах отдохнуть. А как отдохнуть? Кто-то сидит за компьютером, кто-то смотрит телевизор. А я соединяю отдых и спорт.

Спортивный отдых - это то, что приносит радость и удовольствие (если человек занимается им добровольно). Также активный отдых - это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей! Больше всего мне по душе “спортивная, подводная рыбалка” на эту тему я делал в начале учебного 2017 года презентацию, которую представил на ассамблее школы.

А так же я люблю плавание, горные лыжи, конный спорт, стрельба, танцы, айкидо и паркур.

.

В зимнее время очень люблю кататься на коньках и лыжах. Мы с мамой и папой каждую зиму катаемся на горных лыжах. В горах очень красиво! И как приятно на душе, сколько бодрости и радости! Родители привили у меня любовь к этому виду спорта. Чтобы добиться успеха и побед, мы стараемся не пропускать ни одной возможности поехать в горы. У меня есть два золотых кубка, которые я завоевал на соревнованиях по этому виду спорта. Мама всегда говорит, что мы добиваемся побед благодаря нашим стараниям, ведь сколько надо над собой работать, чтобы был виден успех.

2.2. Занятия спортом в школе «ПРЕЗИДЕНТ»

Но если лыжами я занимаюсь как любитель, то к плаванию у меня более серьёзное отношение. Плаванием начал заниматься с 4 лет.

На сегодняшний день я заработал 7 золотых медалей. В первый год я тренировался по одному часу три раза в неделю. И всё лето, и все каникулы по режиму я посещаю тренировки. Занимаясь, я поставил себе цель: «Тренироваться, стараться, закаляться, и не болеть! Ведь я укрепляю своё здоровье спортом.» Что же касается меня, я всегда иду на тренировку с радостью и охотой! Для меня - это место, где я могу отвлечься от всех дел, хлопот, проблем и забот! Более того, я заметил, приходя на тренировку с плохим настроением, я никогда не выхожу из бассейна без улыбки на лице и прекрасного настроения, массой положительных эмоций!!! Я заметил также, что спортивная тренировка - очень хороший способ избавиться от неудач. А как же усталость, как физическое утомление?.. Я с радостью отвечу - это того стоит!!! Научно доказано: человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект! Именно среди спортсменов множество отличников, медалистов, призёров и победителей школьных, районных, даже международных олимпиад, много медалистов! Возможно, это связано с тем, что все спортсмены гораздо более организованны, собраны и дисциплинированны.

Выполняя проект, я провел опрос учащихся 3 «А», 3 «Б» и 3 «В» классов, результаты которого отражены в диаграммах. ( Приложение № 2)

Из диаграмм видно, что учащиеся, которые занимаются спортом, развивают в себе не только физические, но и психические качества. Среди физических качеств большинство ребят назвали быстроту, силу, ловкость, выносливость, а среди психических - настойчивость, волю и решительность.

Опрос показал, что из 19 детей посещают спортивные секции - 3 человека. Остальные ребята ответили, что им некогда заниматься спортом, так как они часто болеют. Из этого можно сделать вывод, что ученики, не занимающиеся спортом, чаще болеют и пропускают уроки.

2.3. Утренняя зарядка

Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровым – в первую очередь, надо соблюдать режим дня! Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка означает «установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна».) Установленный распорядок дня мне позволяет правильно распределять время.Ниже представлен мой режим дня на данный момент. Я стараюсь ему следовать и вносить разумные изменения. (Приложение№1)

Каждый день я начинаю с зарядки. А мои одноклассники? Опрос показал, что среди учеников 3-их классов зарядку делают только 3 ученика из 19.

Эти данные натолкнули меня на мысль, а может быть, если я научу делать учеников зарядку, то они дальше будут это делать самостоятельно.

Я составил комплекс утренней зарядки и систематически начал его проводить на школьной ассамблее. (Приложение № 3)

2.4. Спортивные игры на свежем воздухе

Между уроками мы в школе выходим на улицу. Я заметил, что ученики просто бегают, разговаривают. В подвижные игры не играет никто. Опрос показал, что никто из учеников не знает правила подвижных игр на воздухе. Из разных источников [5, 6] я выбрал интересные игры на свежем воздухе зимой и составил сборник. Пользуясь этим сборником, совместно с учителем физической культуры Низрюхиным А.С. и моими одноклассниками я провел праздник спортивных игр в форме игры-путешествия.

Заключение

Выполняя проект я пришёл к выводу, что спорт оказывает на организм человека развивающее и исправляющее действие. Спортивные занятия позволяют устранить дефекты осанки - искривление позвоночника, сутулость. Кроме того, физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид и настроение человека, повышают общий жизненный тонус.

Сейчас мне 10 лет и я с гордостью могу сказать, что благодаря тренировке силы воли, я смог изменить свой распорядок дня, принципы питания, регулярность и размер физических нагрузок. За последние годы я добился серьезных результатов. Я значительно поправил свое здоровье, о чем с уверенностью могу сказать, потому что не болел уже долгое время! И теперь хочу поделиться новыми знаниями и умениями со своими одноклассниками.

Для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, нужно иметь огромную силу воли, нужно заставлять себя работать над собой, закалять себя на выносливость. Я надеюсь, что сборник игр и комплекс упражнений для утренней гимнастики, помогут моим одноклассникам тоже сделать шаг к сохранению и укреплению своего здоровья.

Используемые источники

Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

Козлова Н. С., Некрасова А. В., Горбунова И. Л. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 387-389. — URL https://moluch.ru/archive/69/11858/ (дата обращения: 13.02.2018).

Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 1990.

Зиборова М.М. Формирование здорового образа жизни младших школьников. - http://www.bestreferat.ru/referat-383740.html

Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. – М.; Изд-во РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 320 с.

Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни./ Г.И.Куценко – М.; Изд-во Профиздат, 1997- 256с.

Елисейкин, А.Г. Спорт. Характер. Честь./ А.Г. Елисейкин. – М.;Изд-во Просвещение, 1994- 144с.

Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого./ В.К.Бальсевич- М.; Изд-во Физкультура и спорт, 1999- 144с.

Приложение №1

Таблица моего распорядка дня.

Время

Занятия

07.45

Подъем

07.45 — 08.00

Дыхательная зарядка

08.10 — 08.30

Пью теплую воду

08.30— 08.50

Путь от дома до школы

09.00 — 15.40

Учеба

13.30 — 13.50

Обед

16:10 — 16:30

Путь от школы к дому

16.30 — 18.30

Репетиторы

18.45 — 19.45

Тренировка

20.00 — 20.30

Ужин

20.30 — 21.00

Домашняя работа

21.00 — 21.15

Подготовка ко сну

21.30

Отбой

Приложение № 2

Делаешь ли ты утреннюю гимнастику? Приносит ли это пользу твоему здоровью?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую спортивную секцию ты посещаешь?__________________________________________________

Часто ли ты болеешь?_________________________________________

Какими физическими качествами ты обладаешь?

быстрота, сила, ловкость, выносливость

Какими психическими качествами ты обладаешь?

Приложение №3

Комплекс физической зарядки

И. п. Стоя, руки на поясе.

Приседания с наклоном головы вверх и вниз. (8-10 раз)

И . п. Стоя , руки на поясе.

Повороты головы вправо и влево. (8 – 10 раз)

И. п. Стоя, руки на поясе.

Наклоны вправо , влево. (8-10 раз)

И. п. Стоя, руки к плечам.

Круговые движения плечами вперёд, назад. ( по два раза, четыре приёма)

И. п. Стоя, руки на поясе.

Прыжки «Звёздочка» (10 раз)

И. п. Стоя, руки на поясе.

Выпады вперёд поочерёдно правой , левой ногой.(8 раз)

И. п. Стоя, руки на поясе.

Прыжки на месте. (10 раз)

Просмотров работы: 521