Танцы - наука или увлечение?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Танцы - наука или увлечение?

Андрианова М.С. 1Селиверстова Н.С. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24"
Костромина А.С. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Там где красота, там действуют законы математики.

Г. Х. Харди

Одним из актуальных направлений укрепления здоровья нации является физическое воспитание молодёжи. На наш взгляд среди современной молодёжи очень много тех, кто сидит за учебниками и совсем не занимается спортом, и тех, кто имеет большие физические нагрузки, но плохо учится. В настоящее время одним из популярных средств физического воспитания являются танцы, такие, как бальные, клубные, восточные, hip-hop, R&B, брейк-данс. Известно, что многие па танцев благотворно влияют на нервную систему человека: снимают нервное напряжение и головные боли, стабилизируют артериальное давление; у танцоров количество кислорода в крови увеличивается на 18%; танцы сжигают примерно 400 ккал в час; посещение кружка танцев хотя бы два раза в неделю уменьшает риск слабоумия; у людей, профессионально занимающихся танцами, не бывает болезни Паркинсона.

В данной работе мы рассматриваем такие понятия как «математика» и «танец». Многие могут подумать, что между двумя этими понятиями не существует никакой связи. Данная тема представляется нам очень актуальной, так как большую часть своего времени мы отдаем нашему любимому занятию танцами, которыми мы увлекаемся с детства. А изучая математику, мы заметили связь этой науки с нашим увлечением и решили изучить её более подробно. Оказывается, в математике есть место и танцу, что для нас, представляет особый интерес.

Основная цель работы – выяснить существует ли связь между такими науками как «математика» и «хореография», и какое влияние оказывают занятия танцами на здоровье человека.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить историю танцев;

- рассмотреть основные виды физической активности на занятиях танцами;

- выяснить мнение хореографов о влиянии танцев на здоровье человека;

- сравнить и сопоставить общие термины и понятия в математике и хореографии.

Гипотеза: без знания математики невозможно построение красивого танца, так как именно математика позволяет сделать рисунок танца красивым и синхронным, помогает создать гармоничный дизайн пространства.

ИСТОРИЯ ТАНЦЕВ

Танец – это ритмичные, выразительные движения, выстроенные в определённую композицию и исполняемые под музыку.

Танец — древнейшее из искусств: оно отражает потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев.

Главными характеристиками танца являются:

- ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;

- рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений;

- техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций.

Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Новейшие научные исследования доказали один любопытный факт — танец может многое рассказать о личности танцующего человека.

По данным физиологов из Гарвардского университета (США), школьники, прошедшие годовой курс обучения танцам, лучше сдают контрольные по геометрии, чем никогда не танцевавшие или получившие лишь несколько уроков танца. Исследование, проведенное в Канаде, показало, что профессиональные танцоры лучше выполняют тесты на внимание, чем танцоры-любители или вовсе не умеющие танцевать.

Начать заниматься танцами никогда не поздно. В многолетнем исследовании, проводившемся в Медицинском колледже имени Эйнштейна в Нью-Йорке, показано, что пожилые люди, регулярно танцующие, на 76% реже впадают в старческое слабоумие по сравнению с никогда не танцующими. Притом регулярное чтение эффективно для предотвращения слабоумия всего на 35%, решение кроссвордов – на 47%, а занятия спортом не помогают совсем.

ВИДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ТАНЦАМИ

Физическая активность человека выражается в следующем:

- двигательная активность;

- физкультура;

- спорт.

Физическая активность человека может заключаться в посещении спортивных секций, бассейна, танцевальных коллективов, утренней зарядке, активном отдыхе на свежем воздухе.

Ежедневные тренировки делают мышцы более сильными, позволяют поддерживать общий тонус организма и уменьшают опасность болезней.

Основными видами физической активности на занятиях танцами являются:

- СИЛА – способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения.

- ЛОВКОСТЬ – способность быстро обучаться новым движениям, быстро и точно перестраивать свои действия и соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

- ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности.

- ГИБКОСТЬ – свойство опорно-двигательного аппарата, определяющие степень его подвижности, характеризуется эластичностью мышц и связок.

- КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ – управление работой отдельных мышц, выполняемое при решении определенной задачи в реальном времени и пространстве.

Нам хотелось узнать мнение хореографа о влиянии танцев на здоровье человека. С этим вопросом мы обратились к руководителю образцового ансамбля народного танца «Калинка» Зиминой Галине Ильиничне.

ЗИМИНА ГАЛИНА ИЛЬИНИЧНА - балетмейстер, с 1978 года руководитель Образцового ансамбля народного танца «Калинка», Заслуженный работник культуры УР, Ветеран труда, в 2011 году стала лауреатом премии за особые достижения в области культуры «Браво!» города Сарапула.

В 2014 году стала Лауреатом премии Правительства Удмуртской Республики "Признание" за вклад в развитие народного творчества в номинации "Народный танец".

Ансамбль народного танца «Калинка» образован в 1978 году, а спустя два года стал уже «образцовым». Сейчас он известен за пределами Сарапула, является неоднократным лауреатом республиканских и всероссийских фестивалей и конкурсов.

Солисты Образцового ансамбля народного танца «Калинка» удостоены высокой общественной награды и занесены на городскую доску «Одаренное детство Сарапула» (2008-2018гг.). Визитной карточкой коллектива можно назвать танец «Калинка» и «Гусарский танец», поставленный в честь знаменитой землячки Надежды Дуровой.

Во время занятий Галина Ильинична интересуется нашей жизнью, обращает внимание на внешний вид, на то, что мы читаем, какие фильмы и передачи смотрим, рассказывает нам о разных танцах, как и когда они появились. Почти в каждом выпуске есть девочки, которые хотят посвятить свою жизнь танцу. В апреле 2016 года Галина Ильинична отметила свой 75-летний юбилей.

Галина Ильинична всегда говорит: «Танец – это радость. Танец – это жизнь»

Также нам стало интересно узнать мнение школьников «Что такое ЗОЖ и что именно они считают здоровым образом жизни». Поэтому был проведен опрос среди школьников – результаты следующие.

Большинство школьников знают, что такое ЗОЖ, и говорят что в ЗОЖ входят – зарядка, гимнастика, физкультура, питание, спорт, режим дня, танцы.

А также применяют в повседневной жизни физическую активность, здоровое питание и режим дня. Большая часть опрошенных считает, что танцы оказывают положительное влияние на здоровье человека.

МАТЕМАТИКА (АЛГЕБРА И ГЕОМЕТРИЯ) В ТАНЦАХ

Роль музыки в танце

Трудно представить танец без музыки, которая, как оказалось, тесно связана с математикой. Мы назовем самые значимые точки соприкосновения.

В музыке используются длительности нот, названия которых одновременно являются названиями обыкновенных дробей. Например, целая – 4/4, половинная – 1/2, четвертная – 1/4, восьмая – 1/8. Доли в музыке складываются (восьмая + восьмая = четвертная), как и дроби в математике (1/8 + 1/8 = 1/4).

Изменение высоты звукоряда представляет собой геометрическую прогрессию. Чередование сильных и слабых долей определяет музыкальный размер (м/р) произведения, от которого зависит форма музыки (тип музыкальной композиции). В хореографии используется музыка с м/р 2/4 (полька), 3/4 (вальс), 4/4 (марш). Все движения в танце должны соответствовать музыке («подчиняться» такту) - выделять сильные доли и плавно «прорабатывать» слабые. Например, в румбе шаг приходится на сам удар (счёт «раз» - сильная доля), а длительность ноты (счёт «и» - слабая доля) - работа бёдер. Чем дольше счёт «и» тем быстрее и выразительнее румба.

Каждый музыкальный жанр имеет определённый ритмический рисунок и темп, совокупность которых задаёт хореографию танца. Быстрые темпы присущи музыке, воплощающей стремительное движение, жизнерадостность (например, образ Одиллии из балета «Лебединое озеро»). Медленные темпы характерны для музыки, отражающей состояния покоя, глубокой печали (например, образ Одетты из балета «Лебединое озеро»).

Таким образом, музыка определяет характер перемещения танцора, организует его движения и придаёт эмоциональную окраску постановке.

Алгоритм

Поскольку математическая наука связана с понятием алгоритма («шаг за шагом») и последовательностью, а танцевальный шаг - это и последовательность, и порядок движений, то следует, что танец и математика связаны общим понятием - «шагом».

Алгоритмы используются для выполнения однотипных задач, чтобы ускорить процесс достижения результата. Суть алгоритма в том, что, научившись выполнять элементарные операции, в дальнейшем мы не задумываемся о порядке их выполнения.

Как и в математике, танец имеет свой набор аспектов, которые необходимо освоить в первые годы обучения, чтобы довести их до автоматизма.

В связи с многообразием танцевальной лексики, композиций, фигур и поз в современных пособиях по хореографии представлен алгоритм обучения классическим танцам.

В повседневной жизни каждый человек сталкивается с необходимостью решения задач самой разной сложности. Некоторые из них трудны и требуют длительных размышлений для поиска решений, другие же, напротив, столь просты и привычны, что решаются автоматически. При этом выполнение даже самой простой задачи осуществляется в несколько последовательных этапов (шагов). В виде последовательности шагов можно описать процесс решения многих задач, известных из школьного курса математики: приведение дробей к общему знаменателю, решение системы линейных уравнений путем последовательного исключения неизвестных, построение треугольника по трем сторонам с помощью циркуля и линейки и т.д.

Как бы это не казалось странным, но танец можно рассмотреть не только, как последовательность связанных между собой движений, но и как алгоритм, используемый при программировании. «Технология импровизации», о которой было сказано выше, была создана на основе рекурсивных алгоритмов. Тем не менее это были фиксированные вариации, которые создавались через долгий и болезненный процесс, что совсем не похоже на компьютерное программирование, где каждый шаг может быть повторен до бесконечности. Задача постановки – создать другую, меньшую сцену внутри настоящей сцены. Это радикальное изменение масштаба, все действо неожиданно переносится на сцену размером в одну восьмую исходной – драматичное сжатие.

Исполнение – как передвижение с уровня на уровень в компьютере. Вы не можете напрямую перейти из начальной точки в конечную, вам нужно сначала опуститься на более низкий уровень, так сказать, и затем через последовательность перемещений снова подняться наверх.

А в одном из университетов Румынии были сняты несколько обучающих роликов об алгоритмах. В качестве основы использованы народные танцы. Эти видеоролики посвящены разным видам сортировки массивов.

Рекурсивные алгоритмы в математике можно рассмотреть на примере снежинки Коха. Эта фигура — один из первых исследованных учеными фракталов. Она получается из трех копий кривой Коха, которая впервые появилась в статье шведского математика Хельге фон Коха в 1904 году. Эта кривая была придумана как пример непрерывной линии, к которой нельзя провести касательную ни в одной точке.Она непрерывна, но нигде не дифференцируема, имеет бесконечную длину, ограничивает конечную площадь и это при том, что ее периметр бесконечен. Процесс построения кривой Коха выглядит следующим образом: берём единичный отрезок, разделяем на три равные части и заменяем средний интервал равносторонним треугольником без этого сегмента. В результате образуется ломанная, состоящая из четырёх звеньев. На следующем шаге повторяем операцию для каждого из четырёх получившихся звеньев. Три копии кривой Коха, расположенные на сторонах правильного треугольника, образуют замкнутую кривую, называемую снежинкой Коха.

Симметрия и асимметрия

«Симметрия…есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».

Герман Вейль

Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений. В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей ».

Я занималась в танцевальной студии 10 лет и пришла к выводу, что одни из главных хореографических принципов – принципы симметрии и асимметрии. Они довольно просты, но очень важны. Эти принципы красной нитью проходят сквозь любое танцевальное выступление. Симметрию составляют уравновешенное расположение тела танцора, местонахождение тела танцора в пространстве и сценический дизайн. На этом принципе было построено большее количество наших танцев. Принцип симметрии прослеживается во множестве ранних балетов, где танцоры в одинаковом количестве выстраивались в линии и формировали на сцене однородную структуру. Балерина заканчивает свой номер искромётным фуэте, когда она вращается на одной ножке 12, 24, 32 раза. Именно повторяемость этих движений определяет их эстетический эффект. Также симметрией называется ситуация, при которой все танцоры одновременно исполняют одно и то же движение.

Симметрия присуща немалому числу балетных позиций. Так, симметричны первая и пятая позиции. На принципе симметрии основывается множество танцев. Во многих бродвейских постановках она используется в качестве основополагающего дизайна пространства. Однако, хотя принцип симметрии и применяется довольно часто, хореограф, злоупотребляющий им, подвергает свою постановку опасности однообразия, и это почти всегда убивает в танце жизнь. Симметрия в танцевальной постановке необходима, однако для произведения должного эффекта она должна сопровождаться асимметрией.

Просматривая иллюстрации по теме, мы обратили внимание, что симметрия присуща многим известны народным танцам. Присутствуетязык симметрии в грузинских народных танцах. В особенности, она проявляется в двух- и трехъярусных построениях грузинских перхули-хороводов, в гармонической пропорциональности движений и фигур в массовом «Давлури», «Лазури», «Хоруми», «Мхедрули», «Хевсурули», «Мтиулури», «Казбегури», «Парикаоба» и мн.др.Одним из древнейших танцев Южной Индии считается Бхаратанатьям — утонченная и изысканная форма танца, родиной которого является штат Тамил Наду. Все движения в Бхаратанатьяме исполняются по строгим геометрическим траекториям, что придает танцу некоторую линейность. Руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. В древности эти движения носили характер магического действия, но что они обозначают, сейчас никто не может объяснить. Впечатление от строгого и изящного рисунка усиливается выразительной мимикой, жестами и игрой глаз. Танец уже давно вышел за пределы храма на театральную сцену.

Симметрия в математике

Обратимся к понятиям симметрии и асимметрии. В математике выделяют следующие виды симметрии: центральная, осевая, зеркальная. Приложение 2.

Симметрия в танце

Симметрия – это гармоничный, комфортный для наблюдения элемент хореографии, который необходим для создания базисной структуры танца. Он часто используется хореографами для изображения спокойного художественного образа. В качестве примера можно привести балет «Лебединое озеро», где принцип симметрии лежит в основе танца маленьких лебедей.

В хореографии различают несколько видов симметрии;

 

1) Симметрия балетных позиций ног, рук, тела, головы

 

2) Симметрия рисунка танца

(формирование на сцене однородной структуры в линии и рисунки - круг, клин, квадрат и др.)

 

3) Симметрия исполняемых движений

Однако для произведения должного эффекта симметрия должна сопровождаться асимметрией.

Асимметрия (мат.) – это отсутствие или нарушение симметрии.

Асимметрия – неожиданный и необычный элемент, поэтому делает танец интереснее для наблюдателя. Он раскрывает движения в большей степени, делает танец живым, насыщая его непредсказуемыми элементами. Этот принцип чаще используется. В качестве примера можно привести образ шута из балета «Лебединое озеро».

Таким образом, оперируя принципами симметрии и асимметрии, хореограф добивается точного выражения своей идеи. Залогом создания успешной постановки является гармония между двумя принципами.

Параллельность

Параллельность в математике

Рассмотрим понятие параллельности. В геометрии различают несколько видов параллельности: параллельность прямых, параллельность прямой и плоскости, параллельность плоскостей.

Параллельность в танце

 

1) Параллельность позиций

Исполнение позиций — это начало начал обучения хореографии. Стопы танцоров в стандартных танцах должны быть параллельны друг другу. В классическом танце приняты пять позиций ног.

 

2) Параллельность партнёров

При исполнении танцорами одинаковых элементов танца, должна соблюдаться синхронность. Согласованность движений одного партнёра другому, характеризуется параллельностью каждой части тела одного танцора другому.

 

3) Параллельность полу

В танце существуют определё-нные стандарты правильного исполнения движений. Одним из стандартов является параллельность частей тела полу при исполнении танцевального элемента. Так, например, гранд жете9 - прыжок, при котором обе ноги танцора должны быть параллельны полу и т.д.

Из сказанного выше следует, что параллельность необходима для согласования движений во времени и пространстве, совершенствования техники исполнения, а также выворотного положения ног во время танца.

Перпендикулярность

Перпендикулярность в математике

В геометрии выделяют: перпендикулярность прямых, перпендикулярность прямой к плоскости и перпендикулярность плоскостей.

Перпендикулярность в танце

В танце различают следующие виды перпендикулярности:

 

1) Перпендикулярность полу

Элемент танца, при котором какая-либо часть тела перпендикулярна полу.

 

2) Перпендикулярность частей тела

Элемент танца, при котором части тела перпендикулярны друг другу (например, гранд батман8).

Следовательно, перпендикулярность в танце придает выразительность, фееричность, экспрессию танцу, а также является не только показателем профессионализма танцора.

Основные геометрические понятия

Точка

Танцовщики во время выступления принимают различные позы, чередующиеся с другими элементами танца. Под позой в танце понимают остановку в движении, при котором тело танцора находится в неподвижном положении равновесия. В хореографии это называется «точкой».

Также понятие «точка» используется при выполнении любого поворота или вращения, когда важно сохранить равновесие. Это получается как раз благодаря умению фокусировать взгляд или «держать точку».

Прямая (линия)

Немаловажным математическим понятием является прямая. В математике мы изучаем такие линии, как прямая, парабола, гипербола, синусоида.

В балетных училищах танцоров обучают работать с линиями в пространстве, поскольку каждый рисунок танца состоит из линий (прямых). В течение танца, когда один рисунок сменяет другой, танцор должен «держать линию», то есть придерживаться траектории, по которой происходит перестроение. Одним из главных критериев оценки танца являются красиво и правильно выстроенные линии

Угол

В математике выделяют следующие виды углов на плоскости в зависимости от градусной меры угла:

       

Прямой –

угол равный 90°

Острый –

угол менее 90°

Тупой –

угол более 90°

Развёрнутый –

угол равный 180°

В танце представлены следующие виды углов:

       

Батман тандю5 30°

Батман жете6 45°

Батман девлопэ4 90°

Арабеск3 120°

Окружность

В математике различают два отдельных понятия: круг и окружность. В хореографии окружность преимущественно наблюдается в рисунке танца. В своей же работе хореографы и балетмейстеры используют чаще другое название – круг.

Древнейшим видом русских народных танцев, в частности северных, является хоровод, образующий круговую структуру. Часто можно встретить двойной круг (круг в круге). Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие и маленькие круги – очень распространённая форма построения русского хоровода.

Окружность просматривается:

1) В рисунке танца

2) В позициях рук

хоровод - круг в круге

подготовительная позиция 3-я позиция

3) В классическом экзерсисе10

4) В движениях

   

Таким образом, невозможно представить рисунок танца без основных геометрических понятий: точка, прямая, угол. Эстетика геометрической формы, в частности эстетика линии, привлекала к себе внимание не только математиков. Танец любого ансамбля строится на построении танцевальных фигур. Самая простая красивая фигура – круг; она производит на нас приятное впечатление

Равновесие и баланс

Каждую танцевальную фигуру можно мысленно вписать в n-угольник. Геометрическая фигура устойчива, если правильно рассчитан центр тяжести. Центр тяжести – точка, через которую проходит линия действия равнодействующей элементарных сил тяжести. Центр тяжести человеческого тела не обладает постоянным анатомическим расположением внутри тела, а перемещается в зависимости от изменений позы; его экскурсии относительно позвоночника могут достигать 20—25 см.

К устойчивым фигурам можно отнести квадрат, прямоугольник, треугольник с большей стороной в основании, трапецию с большим нижним основанием.

Танцоры принимают устойчивую позу на сильной музыкальной доле, при продолжительном исполнении, в конце танцевальной композиции.

К неустойчивым фигурам относится ромб, треугольник с меньшей стороной в основании, треугольник, опирающийся на вершину, параллелограмм, круг.

Неустойчивым позам характерна мгновенность исполнения элемента, акробатический характер. Танцор принимает их при высокой музыкальной напряжённости. К неустойчивым элементам, кроме поз, относятся прыжки, пробежки, повороты.

Итак, особое значение для танца имеет равновесие (устойчивость). На равновесие влияет проекция общего центра тяжести. Чем ближе к опоре центр тяжести тела и чем больше её площадь, тем выше устойчивость тела.

Рисунок танца

Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее танца, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках.

В древности, в период зарождения танцевальной культуры, охотник пластическими движениями подражал повадкам зверя, рассказывал, как он подкрадывался к нему, как боролся и побеждал его. Он передавал это, используя все возможные выразительные средства, в том числе и рисунок танца, который и был одним из выразительных средств, словом, имелась тесная связь между тем, что хотел сказать охотник – исполнитель танца, и его передвижениями, т. е. танцевальным рисункам. В древние времена наиболее развитым в композиции танца был именно рисунок, хотя он часто был незамысловатым. Древние танцоры, как замечал Аристотель, посредствам ритмичных движений, изображают и характеры, и душевные состояния, и действия. Можно предположить, что именно с появлением земледелия наряду с круговыми рисунками появляются и линейные построения танца, что в какой-то степени связано с отражением в нём трудового процесса – полевых работ. Большое значение в развитии рисунка танца древних народов имела импровизация. Танцы шаманов, дошедшие почти до наших дней, подтверждают это.

На протяжении веков хореографическое искусство усложнялось, оттачивалось. Развивались все составные части композиции танца, становился разнообразнее рисунок.

Древнейшим видом русских народных плясок являются - пляски – игры, отображающие трудовые процессы. Чаще всего это были хороводы. Главный предмет содержания хороводов – люди.

Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).

В хороводе часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью.

Четкое построение геометрических фигур также можно заметить в исполнении кадрили, известного французского танца, возникшего в конце 18 в. и весьма популярного до конца 19 в.

Кадриль – танец парный, с определенной композицией, обязательной для исполнения. Композиция кадрили состоит из четырех пар, расположенных квадратом. Танцевальные фразы поочередно исполняются разными парами. Фигуры заканчиваются общим движением и рисунком, связывающим всех участников танца.

Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются три группы кадрилей: квадратные (угловые, по углам), линейные (двухрядные) и круговые.

В некоторых кадрилях по ряду различных причин не всегда выдерживаются эти формы построения от первой фигуры до последней. В ряде кадрилей встречаются фигуры с другими формами построения. Обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили. Но это смешение происходит чаще всего внутри той или иной фигуры.

Принадлежность кадрили к одной из этих групп определяется по начальному и конечному построению каждой фигуры и по большинству фигур, исполняемых в этом построении.

Квадратная (угловая), «на четыре стены», «по углам». Это группа кадрилей исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга или по сторонам квадрата. Движение и переходы пар происходит по диагонали или крест-накрест.

Лансье является разновидностью кадрили. Этот танец ведёт своё происхождение из группы английских контрдансов, что и кадриль, и во многом схож с нею.

Лансье исполняет чётное количество пар, построение квадратом, реже двумя линиями. Пары переходят по диагонали.

Интересной находкой для нас оказался танец King-Tut: танец, названный в честь Тутанхамона. История развития стиля началась еще в середине 80-х годов, когда танцоры, вдохновленные одной из серий Багз-Бани стали повторять чередующиеся фигуры показанные кроликом, напоминающие фрески Древнего Египта.

Основной принцип танца, построение геометрических фигур, которые в свою очередь образуются в результате прямых углов между кистей, предплечий, локтей, плечей, корпуса и ног. Ритмичные последовательные движения - словно трансформация, захватывают зрителя с первых секунд. Танцоры вкладывают определенный смысл и оригинальность в последовательности, что дополнительно предает, иллюзорность стилю. Единственный в своем роде, вобравший в себя пластику, ритмичность современного танца; углы, геометрию, четкость от математики; включающий в себя основы движений из Древнего мира, выражающий тем самым уважение к искусству и культуре.

Как выражается известный танцор Вадим Савенков, в данном танце присутствует некая «китайско-египетская тема, тема головоломки, паззла». Характерными для кинг-тата являются, скажем, позы, где локти подняты до уровня плеч, находясь друг с другом на одной линии, и согнуты под углом 90 градусов. Кисти согнуты под аналогичным углом и находятся либо над, либо под локтями. Таким образом, фигуры напоминают перевернутую букву «С», либо опять же перевернутую «S» латинскую, выполненную ломаной линией, без плавных изгибов.

Современный кинг-тат более динамичен, включает в себя гораздо более сложные рисунки и принципы их построения. Различные техники используют работу не в двух, как ранее, а в трех измерениях, по-разному комбинируя одни и те же углы.

Общая постановка корпуса. Как и в любом другом направлении современных танцев, танцуется Кинг-тат всем телом, а не только руками. Поэтому то, как держит себя танцор, решающим образом сказывается на общем впечатлении от выступления. Для такого структурно четкого стиля это важно вдвойне.

Отдельно можно упомянуть постановку ладоней. Существуют несколько вариантов постановки ладоней. Первый, когда ладошка чуть-чуть согнута, образуя определенный угол. Пальцы словно собраны в щепотку. Этот вариант характерен для старой школы – скажем, Эдди Эллисон в своем фильме, при исполнении кинг-тата держит ладони именно так. Второй вариант, наверное, менее традиционен, но визуально лучше. Суть его в том, что ладошка напоминает по форме лодочку. То есть средний палец с запястьем находятся на прямой линии, а указательный и безымянный как бы поддерживают его снизу, с внутренней стороны ладони, хотя и не соприкасаясь друг с другом. Большой же палец находится под ладонью. При этом, все пальцы, включая мизинец, напряжены и «тянутся» вперед.

Несмотря на визуальную целостность и общие принципы, кинг-тат как стиль содержит определенные подстили, характеризующиеся различными принципами построения последовательностей углов, различным визуальным эффектом и тому подобными деталями.

Таким образом, мы убедились, что в танцевальном рисунке используются круги, эллипсы, параллельные линии, многоугольники, то есть геометрические фигуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках исследования была выявлена математическая составляющая танца. Танец содержит фигуры, дроби, пропорции. Еще один факт, подтверждающий связь танца и математики, - это использование общих терминов: линии, диагонали, в рисунке танца могут располагаться параллельно или перпендикулярно, симметрично или асимметрично. Кроме видимых геометрических фигур и алгебраических форм у танцующего всегда присутствует ощущение равновесия, центра, то есть танцор находится в системе координат. За танцевальной пластикой можно увидеть не только создание поз, геометрических фигур, рисунка, но и точный математический расчет силы прыжка, количество поворотов в туре, длины и ширины шага. Поскольку математическая наука связана с понятием алгоритма («шаг за шагом»), и последовательностью, то получается, что танец и математика связаны общим атрибутом - «шагом». Танцевальный шаг - это и последовательность, и порядок движений. Математическая составляющая танца не только видима, но и ощущаема.

Невозможно одной геометрией измерить красоту и гармонию танца. Вместе с тем именно геометрия помогает танцорам найти новые совершенные фигуры, разнообразить рисунок танца.

Математик, так же как художник или поэт, создает узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что составлены из идей. Узоры математика, так же как и узоры художника или поэта, должны быть прекрасны, идеи, так же как слова или цвета, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места некрасивой математике, ровно как и не найдется места некрасивому танцу. Если есть такая возможность, то математикам нужно больше рисовать, больше танцевать, больше музицировать - для них в этом случае будут раскрываться новые невидимые эстетические горизонты математического творчества.

Мы считаем, что танцы неразрывно связаны с математикой. Танцы - это и наука, и увлечение!

ЛИТЕРАТУРА

Александрова Н. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий, Лань, Планета музыки 2011

Базарова, Н. П. , Мей, В. П. Азбука классического танца. - М.: Лань, 2006.–320 с.

Бахрушин Ю. История русского балета. М.: Просвещение, 1977

Блок Л. Классический танец: история и современность. М.: Искусство, 1987.

Ваганова, А.Я., Основы классического танца.- М.: Лань, 2006. – 186 с.

Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина. 2014.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.

Филинова, О.Е., Математика в истории мировой культуры.- М.:Гелиос АРВ, 2006.-330 с.

Иванов, П. Увлекательная математика: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravda.ru/culture/culturalhistory/seminarssymposia/

Основы классического танца. Издание 6. Серия “Учебники для вузов. Специальная литература” — СПб.: Издательство “Лань”, 2000.

Соколов, М. Математика в искусстве: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dic.academic.ru/

Щербаков, Р. Психология танца: [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://new.ug.ru/archive/39800.http://new.ug.ru/

Гарднер, Н. Математические головоломки: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://vasanta-dance.ru/history/

Кованцов, Н. Математика и романтика: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:forum.dancesport.ru/archive/index.php/

www.bolero-dance.com

www.oballet.ru

www.plie.ru

www.vestadance.ru

Приложение 1.Терминология

1) Hip-hop - жизнерадостный и энергичный, неагрессивный танец. Для него характерны прыжковые движения, пружины, подчиненные интенсивному ритму.

2) R&B - танцевальное зрелище, которое базируется на основе техник хип-хопа, фанка и джаза, но имеет собственное специфическое движение - так называемый "кач", напоминает о развязности, беззаботности танцора.

3) Арабеск (arabesque)- одна из основных поз классического танца, отличие которой - поднятая назад нога с вытянутым коленом. В русской школе классического танца приняты четыре вида арабеск.

4) Батман девлоппэ пассэ (battement developpe passe) - вывод ноги на 90° и выше через промежуточное пассе вперёд, назад и в сторону. Движение выполняется плавно. Необходимо сохранять выворотность ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение.

5) Батман тандю (battement tendu simple) - выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок скользящим движением. Упражнение способствует развитию подъема ноги и укреплению голеностопного сустава, является подготовительным для освоения ряда последующих движений.

6) Батман тандю жэтэ (battement tendu jete) - данное движение выполняется с отрывом носка от пола на высоту около 30°.

7) Брейк-данс - зрелищная танцевальная часть хип-хоп-культуры (ломаный танец). Делится на нижний и верхний. Первый весьма травмоопасен и требует хорошей физической подготовки, включает сложные акробатические элементы. Второй больше требует развитой пластики и артистизма.

8) Гран батман жэтэ (grand battement jete) - махи ногами вперед, в сторону (нога поднимается на максимальную высоту).

9) Жете (jeté) - одно из основных прыжковых па в классическом танце, при котором во время танцевального шага тяжесть корпуса переносится с одной ноги на другую. Исполняются на месте и с перемещением вперёд и сторону, реже назад.

10) Классический экзерсис – упражнения, которые выполняются сначала у станка, а потом на середине.

Приложение 2. Симметрия

1) Осевая симметрия

Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему.

АА1 а, АО = ОА1

2) Центральная симметрия

Две точки А и A1 называются симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка АА1.

AO=A1O

3) Зеркальная симметрия

Отображение пространства на себя, при котором любая точка Р переходит в симметричную ей относительно этой плоскости точку Р1.

 

Позиции

Хороводы Индийский танец

Просмотров работы: 579