Компьютер в нашей жизни

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Компьютер в нашей жизни

Мухамадеев Р.С. 1
1МОУ "СОШ №43" Копейского городского округа
Лейкер Ю.А. 1
1МОУ "СОШ №43" Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, компьютер подрастающего поколения, порой даже заменяя подросткам друзей, родителей, школу...

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. И поэтому я решил исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Целью моей работы является:

определение влияния компьютера на жизнь и здоровье учащихся класса.

Для достижения своей цели я ставлю следующие задачи:

1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

2. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера.

Методика исследования:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Эту проблему я поднимаю в своей работе.

Теоретическая часть

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

    •  

Сидячее положение в течение длительного времени;

    •  

Утомление глаз, нагрузка на зрение;

    •  

Перегрузка суставов кистей;

    •  

Стресс при потере информации.

    •  

Влияние компьютера на психику

    •  

Влияние компьютера на память

Рассмотрим каждый фактор по отдельности и его влияние на здоровье человека.

Сидячее положение в течение длительного времени.

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Влияние компьютера на психику

Что касается психики человека, так здесь на первый план выходят более виртуальные вещи, а именно - чрезмерное увлечение компьютерными играми или интернетом. Как правило, именно эти факторы могут вызывать некое подобие зависимости, которое в некоторых случаях связывается с невозможностью оторваться от своего увлечения, вызывая своего рода маниакальную зависимость от интернета или от игр. В таких случаях человек оказывается просто не в состоянии представить себе свое существование без предмета своего уже нездорового интереса, возлагая на его алтарь все большее и большее количество своего времени и здоровья.

Влияние компьютера на память.

Слишком частое обращение к всевозможным гаджетам уже начинает оказывать влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации.

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

Основные правила гигиены зрения:

Комфортное рабочее место.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Гимнастика для глаз.

Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

Практическая часть

Анализ результатов

Анкетирование было проведено среди учащихся 7 классов, всего было опрошено 40 человек. Вопросы анкеты разбиты на 4 группы:

Время работы за компьютером.

Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что 100% (40 чел.) учащихся имеют дома компьютер; 22% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста - 4 лет; 40% - с 7 лет; с 8 – 9 лет – все остальные.

Я выяснил, что 36% ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 64% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.

Я поставил перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка - 76% выбрали компьютер, а 24% - лыжная прогулка.

Общение по электронной почте или общение с другом наяву - 64% выбрали общение по электронной почте, а 36% общение с другом наяву

На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач - 72% учащихся выбрали компьютер, 20% опрошенных чтение книг, 8% решение логических задач.

Психологические симптомы

В ходе анкетирования я постарался выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер?

79% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 21% -не придают значения.

На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?

8% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 92% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером.

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером- 60% ответили, что можно сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов, а 40% ответили, что надо сидеть за компьютером от 2-х часов до 8-и часов.

На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 64% ответили, что знают, 36% ответили – нет.

Устают глаза при работе с компьютером у 44% опрошенных ответили да, у 32% глаза не устают, а 24% не придают значения этому.

Влияние компьютера на развитие интеллекта

На заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть? 44% ответили, что предпочитают играть в бродилки, 36% предпочитают войнушки, 20% предпочитают логические игры.

В ходе работы я сопоставил рост количества компьютеров у учащихся нашей школы с изменениями их здоровья.

По данным медосмотра в сравнении за 2 учебных года среди 7 классов учеников нашей школы наблюдается тенденция рост заболеваемости органа зрения, опорно-двигательной системы.

   

2015 – 2016

уч. год

2016 – 2017 уч. Год

Число компьютеров у учеников дома

28

40

Заболеваемость детей

Сколиоз

15,4%

15,6%

Снижение зрения

18,7%

18,9%

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга школьников (%)

 

5-6 кл.

7 кл.

Общение с друзьями

20

15

Чтение книг

13,3

10

Просмотр телепередач

30

29,7

"Общение" с компьютером

40

56.6

Из представленных в таблице данных видно, что в зависимости от возрастной группы, наблюдается тенденция к значительному снижению процента школьников, отдающих предпочтение чтению книг и общению с друзьями в свободное время. При этом характерно, что практически сохранилась доля тех, кто указывает на просмотр телепередач. Что же касается компьютера, то доля школьников, отмечающих “общение” с ним как свой любимый вид проведения досуга резко возросла.

Заключение

Выводы:

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.

По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома, что возможно влияет на здоровье школьников. Я предлагаю, чтобы школьники соблюдали нормы работы за компьютером дома, а школе уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям. Отношения учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще предпочитают различные «стратегии и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности.

Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.

Проводя исследования, я выяснил, что у 74 % опрошенных проявляются подобные симптомы, но они либо не обращают на это внимания, либо немного отдыхают. По данным медосмотра у учащихся школы наблюдается незначительный рост заболеваемости органов зрения и опорно-двигательной системы. Я могу предположить, что это связано с тем, что:

- учащиеся знают и соблюдают нормы работы за компьютером;

- в школе уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям.

Литература

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 1998г.

2. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.

3. Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.22

4. Ставцева В.В.: Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии. - Белгород: БелГУ, 2010

5. Чумакова И. Н. Валеология — это здоровье через образование [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 16-18. 6. WWW.Mednovosti. ru

7. WWW.Inopressa. ru.

8. http://ps.1september.ru/article.php?ID=200200805

9. http://www.acpp.ru/data/materials/jornal/2007(7)%B91..pdf

Просмотров работы: 1474