Введение
С приходом в большое кино компьютерных технологий некоторые техники производства практически канули в лету или стали применяться в исключительных случаях. К примеру, анимация неведомых существ посредством техники покадровой съемки (stop-motion) или же комбинирование кадра при помощи оптического принтера. Сейчас все это делается преимущественно на компьютере в специализированных программах для анимации. Но есть направления в спецэффектах, которые по-прежнему актуальны и востребованы, как и несколько десятилетий тому назад. В первую очередь речь идет о строительстве миниатюрных моделей, когда для эпизода фильма требуется показать, а чаще разрушить какое-нибудь здание, ландшафт или уничтожить дорогостоящее транспортное средство. В этих случаях даже сейчас кинематографисты далеко не всегда обращаются исключительно к компьютерной графике, потому что физическая имитация лучше передает свойства реальных предметов, нежели цифровая копия при взаимодействии с огнем и водой, да и в ряде ситуаций сделать вживую обходится несколько дешевле и выгодней, чем в 3D.
Проблема. Многие зрители и даже любители кино не знают, о том как и зачем создаются миниатюры в кино. Как сегодня, в эпоху высоких технологий, авторы фильмов создают и применяют миниатюрные модели.
Цель моей работы: рассказать и познакомить людей о процессе создания и использования миниатюры в кинопроизводстве.
Задачи
Выбор проблемы проекта и руководителя
1.1. Обсуждение с куратором
1.2. Обсуждение с родителями
1.3. Выбор руководителя проекта и договор с ним
2. Уточнение проблемы и цели проекта
2.1. Обсуждение с руководителем проекта вариантов проблемы и цели проекта
2.2. Проведение устного опроса по возможной теме проекта и проведение опроса в сети Интернет
2.3 Корректировка цели проекта
3. Формулировка темы проекта и выбор проектного продукта
3.1. Обсуждение с руководителем
3.2. Уточнение темы и выбор вида проектного продукта исходя из экономической целесообразности
4. Разработка плана работы над проектом
4.1. Ознакомление с общешкольным графиком
4.2 Создание своего плана
5. Сбор информации по проблеме проекта
5.1. Консультации с руководителем и консультантом
5.2. Домашняя и школьная библиотеки
5.3. Интернет
6. Подготовка к предзащите проекта и предзащита проекта
6.1. Ознакомление с критериями предзащиты
6.2. Написание Введения
6.3. Предзащита и внесение исправлений в работу
7. Работа над проектным продуктом (видеороликом)
7.1. Ознакомление с критерием оценивания проектного продукта
8.2. Отбор нужной информации
7.3. Подготовка материалов для снятия видеоролика
7.4.Создание видеоролика
7.5. Корректировка отснятого материала
7.6. Создание проектного продукта
7.7. Получение отзыва и внесение коррективов в соответствии с отзывом
8. Работа над письменной частью проекта (отчетом)
8.1. Ознакомление с критериями оценивания письменной части проекта
8.2. Ознакомление с шаблоном письменной части
8.3. Написание черновика исправление черновика в соответствии с замечаниями
8.4. Написание чистовика
8.5. Репетиция выступления
8.6. Защита проекта
Проектным продуктом будет небольшой кинофильм – отрывок драмы «Потоп в школе» с кадрами затопления нашего школьного коридора. Идею этого сюжета мне напомнил известный фильм «Титаник», в котором для съемок использовали именно макеты-миниатюры. Миниатюру для моего фильма я создам сам. Зритель увидит затопление коридора школы на первом этаже.
Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как я смогу показать ребятам хотя бы нашей школы, как создаются фильмы, в которых есть сцены, которые нельзя смоделировать на компьютере или снять «в живую». Тогда проблема проекта будет решена, потому что учащиеся нашей школы узнают, как создаются спецэффекты в фильмах.
Основная часть
Созданием моделей начали заниматься на заре кинематографа. Знаменитый Жорж Мельес для своей картины «Путешествие на луну» (1902) сконструировал макет артиллерийского снаряда и построил механизированную декорацию лунного ландшафта. По большому счету все это стало продолжением сценических эффектов, применявшихся ранее на театральных помостах. Чтобы все это мнимое великолепие выглядело эффектно, Мельес активно эксплуатировал возможности камеры, обращаясь к стоп-кадрам, наплывам и двойной экспозиции. Шли годы, выходило все больше и больше фильмов со спецэффектами, публика становилась искушенней и требовала зрелищ «поизобретательней», но и съемочное оборудование не останавливалось в развитии, появлялись новые методики, а старые совершенствовались. Чтобы модель на экране выглядела убедительно, то есть полноразмерной, необходимо два условия: качественное исполнение миниатюры и корректная съемка. При строительстве миниатюры в ход идут самые разнообразные материалы в зависимости от создаваемых объектов. Это может быть дерево, пенопласт, пластик, оргстекло, штукатурка, гипс и даже металл. Зачастую в работе используются какие-то части конструкторов и моделей созданных для других фильмов.
Иногда приходится строить целые улицы – из дерева и фанеры с лампочками в окнах и множеством мелких деталей. Часто используется прозрачное оргстекло, а после того, как его красят, все миниатюрные окна протираются снова, чтобы можно было снять свет из окон.
Мой проектный продукт создавался целой командой специалистов, которые мне помогали. В итоге получилась настоящая командная работа над эпизодом фильма. Мне помогали руководитель моего проекта Антон Сергеевич Припадчев, учитель технологии Юрий Васильевич Шалаев, сотрудник типографии, звукорежиссер кино и телевидения Сергей Игоревич Семенов, инженер по зданию Валерий Николаевич Шайкин, учитель ИЗО и технологии Екатерина Игоревна Тихомирова. Юрий Васильевич подобрал материал, который позже послужил для создания миниатюрной модели нашего школьного коридора. Этот макет был сделан из пенополистерола обклеенного с двух сторон пластиковыми пластинами. Мы измерили длину половины школьного коридора и создали масштаб, на который ориентировались в процессе создания макета. Выяснив масштаб нашего школьного коридора, я начертил на материале все места, где были двери, выступы, окна и т.д. После того как я начертил все предметы находящиеся в школьном коридоре, я начал вырезать их, начал я с окон. Детализация макета для съемок это очень важная часть работы. Миниатюра, для создания эффекта точности, должна быть полностью детализирована.
После того как я вырезал все окна, я приступил ко второму этапу: покраске коридора. Первыми я решил красить двери. Дабы они были ровными, я обклеил двери со всех сторон скотчем, после покраски дверей, я начал красить стены коридора. В этом мне помогла преподаватель технологии и ИЗО Екатерина Игоревна. Она подала идею мне красить губкой, а не кисточкой. И благодаря Екатерине Игоревне, я смог покрасить одну стенку коридора гораздо быстрее, чем, если бы я красил обычной кистью, да и вышло гораздо аккуратнее и красивее. После этого я начал красить пол. Пол я красил большой кисточкой, для того чтобы он был более похож на линолеум. Покрасив пол, я начал красить другую стену моего коридора. Красил я также губкой. С выбором красок мне помог Валерий Николаевич, который принес ту краску, которой на самом деле покрашен коридор, стены, двери в школе. Доделав первую часть (создание коридора), я приступил к детализации. В коридоре на первом этаже есть стенды, их я так же нарисовал с помощью кисточки. Закончив с покраской всех составляющих моего коридора, я скрепил их. Для этого мы подготовили специальные уголки.
Скрепив все части макета, мы с Антоном Сергеевичем и Сергеем Игоревичем провели техническую съемку макета, и стало ясно, что именно нужно исправлять. Я не учел того, что камера должна «пролететь» по коридору, и не учел размер камеры. К сожалению, построенная нами конструкция не была настолько прочной, чтобы выдержать более одного эксперимента, и поэтому пришлось вносить коррективы в технологическую часть миниатюры. Например, стало ясно, что необходимо использовать лак, так как водная краска «тает» при контакте с водой.
Далее необходимо было сконструировать техническую часть съемок – продумать, как мы будем затапливать сам коридор. После консультации с Валерием Николаевичем мы решили, что процесс съемок будет проходить в здании школьного бассейна с использованием оборудования для очистки воды. Было сделано несколько экспериментальных съемок с разными приемами подачи воды. Мы использовали насос, который применяется для очистки дна. Этот насос дает мощную струю воды, а с помощью шланга можно менять направление и мощность потока воды. Во время съемок мы использовали специальную влагозащищенную камеру на мобильном телефоне и несколько штативов. Съемка продлилась более трех часов, и было сделано более 30 дублей.
После окончания работы над миниатюрой я смоделировал ситуацию затопления нашего школьного коридора и снял это на видео. В процессе монтажа к отснятому материалу я добавил соответствующий звук воды и фоновую мелодию для создания психологического эффекта. И наконец, завершающей стадией работы над созданием моего проектного продукта, стал монтаж получившегося ролика. Я считаю, что данный этап был самый легкий и быстрый, т.к. самого видеоматериала было немного, да и снимался он последовательно, и с использованием специального эффекта stop motion. Мне осталось только правильно «вклеить» звук и сделать титры.
Вот так и завершилась работа над созданием проектного продукта.
Заключение
Я начал свою работу с того, что выбрал руководителя проекта и тему, которая мне интересна. Руководителем стал Антон Сергеевич Припадчев, заместитель директора школы по Информационным технологиям. Я регулярно консультировался с ним и в итоге определился с темой и проблемой моего проекта.
Потом я приступил к сбору и изучению информации по проекту, а также к планированию своей работы. Для этого я ориентировался на предложенный график.
Тема моего проекта: Магия кино: миниатюры в кинопроизводстве. Поэтому я решил, что проектный продукт должен быть фильм, снятый с использованием миниатюры. Я хотел, чтобы моим проектным продуктом стал короткометражный фильм, который показал бы возможность использования нереалистичных объектов (миниатюр) в кино.
Я регулярно приходил на клубный день в школу, чтобы успеть закончить свою миниатюру. Следующим моим шагом стала презентация моего ролика, на которой я рассказал о процессе миниатюр, показал несколько фильмов на данную тему и рассказал о своей миниатюре
Я начал свою работу над проектом с выбора руководителя. Я выбрал Антона Сергеевича Припадчева, заместителя директора нашей школы по информационным технологиям, т.к. мы оба интересуемся кинопроизводством.
Следующей стадией моей работы была формулировка темы, цели и задачи проекта. В настоящее время невозможно представить фильм, снятый без использования различных эффектов. Я решил, что хочу рассказать о таком техническом эффекте, как съемки при помощи миниатюр. Также надо было продумать какой именно будет результат моей работы – проектный продукт. После обсуждения с моим руководителем, мы решили, что проектный продукт будет представлен в виде ролика – короткометражный фильм. Перед началом работы над проектом я провел опрос среди моих одноклассников, и понял, что выбранная мною тема интересна и мой проектный продукт будет интересен другим.
К предзащите я сформулировал цель и проблему проекта. Также предзащите был составлен первый вариант плана работы над проектом. Предзащита прошла успешно, я получил некоторые советы, которые мне помогли в работе в дальнейшем. По результатам предварительной защиты проекта я внес коррективы в тему и проблему.
В ходе работы над проектом я познакомился с техникой создания небольших кусочков фильмов. После консультации с моим руководителем было принято решение приступить к сбору информации о том, как создаются такие сюжеты.
Во время работы над проектом у меня возникли трудности из-за технически сложного проектного продукта. К сожалению, при создании макета произошла техническая ошибка – краска, которую мы использовали, оказалась на водной основе – она растворяется в воде. Это было фатальным моментом в моей работе. После неудачи, у меня опустились руки. Но после того, как Антон Сергеевич вызвал меня на беседу, я понял, что неудача – это тоже решение. Сначала я решил, что я не буду доделывать свой продукт и опишу в письменной части, почему так получилось. Но в итоге Антон Сергеевич попросил включиться в работу Валерия Николаевича, и мы вместе нашли решение проблемы. Все поверхности моего макета покрыли специальным лаком, который позволял краске не растворятся в воде. Процесс съемки сюжета проходил в здании бассейна, для съемок потребовалось специальное оборудование и было использовано более чем 100 литров воды, более трех часов и более 30 дублей.
Несмотря на те трудности, которые у меня возникли в работе над проектом я успешно завершил свою работу. Если бы я начал работу заново я бы старался более тщательно выбирать краску для моего макета, старался бы более точно измерять предполагаемые места, где находились все составляющие коридора, точнее бы придерживаться графика работы.
Я понял, что соблюдение плана работы, выполнение рекомендаций своего руководителя – это важнейшая часть работы над проектом. В итоге получилось так, что над созданием моего ролика работала большая команда. Это как в настоящем кинопроизводстве. И каждый человек – часть этой команды.
Я также научился бы работать в специальных программах для видеомонтажа, для обработки звука. Во время работы над проектом я многому научился и приобрел опыт в работе со звуком и в специальных звуковых программах, я научился обрабатывать видео на компьютере.
После окончания работы над продуктом я занялся работой над письменной частью. Самым сложным для меня стала часть работы над источниками информации. Их я переделывал несколько раз.
После повторного опроса мне стало понятно, что мой проект успешно завершен. Всем опрошенным понравился мой ролик, почти все отметили, что миниатюра очень похожа на наш настоящий школьный коридор. Это значит, что я смог в своем проекте рассказать об одной интересной технологии, которая применяется в кинематографе.
Я бы хотел поблагодарить руководителя моего проекта Антона Сергеевича, сотрудника типографии Сергея Игоревича, учителя ИЗО и технологии Екатерину Игоревну, учителя технологии Юрия Васильевича, инженера по зданию Валерия Николаевича за помощь в создании моего проектного продукта.
Мой проектный продукт размещен в Youtube по ссылке https://youtu.be/OqkmRDhBQW0
Источники
Видеомонтаж [Электронный ресурс]: програм. для видеомонтажа.- Режим доступа: http://x-studios.ru/sony-vegas/videomontazh-v-sony-vegas-pro-12-obshchiye-svedeniya.php, свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 01.02.2017)
Видеоуроки Сони Вегас [Электронный ряесурс]: соц. сеть «Вконтакте». - Режим доступа: https://vk.com/lessons_sony_vegas/, свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 01.02.2017)
Запись звука на компьютер [Электронный ресурс]: информ. сайт «Ремонтка».- Режим доступа: http://remontka.pro/record-sound-computer/, свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 20.01.2017)
Как записать звук [Электронный ресурс]: програм. для видеомонтажа «Вики как». - Режим доступа: http://ru.wikihow.com/, свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 20.01.2017)
Нереалистичность в кино [Электронный ресурс]: информ. сайт «Еще!». -Режим доступа: https://e-w-e.ru/kak-snimayut-reklamnye-roliki-o-ede-vot-eto-kuxnya/, свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 17.12.2016)
Работа в программе «Сони вегас» [Электронный ресурс]: информ. сайт «Ответы@Mail».- Режим доступа: https://otvet.mail.ru/question/59003997, свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 12.01.2017)
Уроки Сони Вегас [Электронный ресурс]: програм. для видеомонтажа «Вики как». - Режим доступа: http://ru.wikihow.com /, свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 01.02.2017)
Фантастика в кино [Электронный ресурс]: информ. сайт «Популярная механика». - Режим доступа: http://www.popmech.ru, свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 21.11.2016)