Плагиат…, или числовой анализ литературных произведений

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Плагиат…, или числовой анализ литературных произведений

Черемисскина  Е.А. 1
1МБОУ СОШ №5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Грозных Л.С. 1Баситова  Т.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

— Введение —

В современном мире, используя Интернет, можно найти или заказать любую работу и выдать за свое произведение. При этом мы часто нарушаем закон об охране авторских прав и защите интеллектуальной собственности. Плагиат процветает.

Уже созданы программы «Антиплагиат». Но используя эти ресурсы, мы можем только определить списана работа или нет, а авторство определить сложно.

Однако в языкознании имеется направление, в рамках которого проводятся частотные измерения, выявляющие индивидуальность стиля писателя. Например, в одинаковых по объему текстах различных писателей производится частотный анализ появления слов метаязыка русского языка. Так, при идентификации авторства романа «Тихий дон» в одном из Норвежских университетов частотный анализ использовался наряду с другими экспертными оценками.

Такой литературоведческий анализ несомненно содержит элемент субъективизма, и он также не позволяет дать необъективную сравнительную оценку этого стихотворения с произведениями других поэтов, тексты которых используются для раскрытия указанных ранее тем. Покажем, что такие не субъективные оценки можно производить с помощью информационных измерений.

На уроке информатики, мы выполняли практическую работу исследовательского характера. Данная работа была опубликована в журнале «Информатика и образование» (2002 год, № 12). В ней использовались формулы для расчёта количественной меры информации в литературном произведении. В частности, в качестве литературного произведения мы использовали стихотворение «Березы» Н.Рубцова. Я решила проверить гипотезу на других произведениях Рубцова. Она оказалась верна.

Я вычислила информационный вес литературных произведений других авторов.

А так как, по литературе учащиеся часто пишут сочинения, эссе, различные

творческие работы и др., при этом чужие работы выдают за свои. Для определения авторства мы создали файл-шаблон в помощь учителям русского языка и литературы, экспертам.

Стремительно ворвавшись в школьный курс и продолжая все глубже проникать в предметные области, информационные технологии позволяют не только по-новому взглянуть на процесс обучения, но порой дают возможность анализировать предмет, в данном случае поэзию и прозу, с новых позиций.

План исследования:

1. Выполнить практическую работу из журнала «Информатика и образование»

2. Выполнить работу для других произведений Н. Рубцова

3. Выполнить практическую работу для произведений других авторов

4. Выполнить практическую работу для автора и руководителя этого проекта

5. Создать памятку о плагиате и частотном анализе различных произведений

6. Создать файл-шаблон в Excel

Задачи проекта:

1. В программе Microsoft Office Excel вычислить частоту появления букв в стихотворениях Рубцова.

2. Вычислить количество информации в произведениях Рубцова.

3. Вычислить эти данные для других авторов.

4. Составить памятку о плагиате.

Проект рассчитан для учеников старших классов и их учителей русского языка и литературы, экспертов, членов жюри и т.д.

.

— Что такое плагиат? —

Плагиат — умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах.

Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательный признак плагиата — присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе не плагиат, а другой вид нарушения авторского права, часто называемый «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства.

Подражание, пародия, заимствование идей (без копирования конкретных технических решений или фрагментов произведения, поскольку сами идеи не могут быть объектом авторского права), эмуляция и цитирование — это не плагиат. Также от плагиата следует отличать соблюдение канонов и традиций, работу в рамках стилистических стандартов и использование шаблонов. С плагиатом не следует путать идейную, художественную или научную преемственность, развитие или интерпретацию произведений творчества или интеллектуальной деятельности. Следует понимать, что все произведения науки и искусства в той или иной степени основаны на ранее созданных произведениях.

Понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, соавторства и других подобных случаев сходства произведений. Во всяком случае, совпадение отдельных идей обычно не плагиат, поскольку любые новые произведения в чём-то основаны на идеях, не принадлежащих автору.

В последнее время появились новые формы заимствования идей и оформления произведений, в отношении которых нет окончательно установленного представления о наличии плагиата. Одна из таких форм — заимствование сюжета или вселенной из компьютерных или настольных игр. Так, в 2007 году в российском сегменте Интернета началась кампания против выпущенной издательством «Эксмо» книги 10-летней девочки Валерии Спиранде «Аграмонт», в которой был усмотрен прямой плагиат появившегося в 1998 году игрового сериала «The Legend of Zelda» для приставки Nintendo, автор сюжета которого — Сигэру Миямото.

Анализ плагиата или выявление плагиата — это компьютерные методы выявления плагиата.

Плагиат с появлением Интернета превратился в серьёзную проблему. Попав в Интернет, знание становится достоянием всех, соблюдать авторское право становится всё труднее и даже невозможно. Постепенно становится сложнее идентифицировать первоначального автора.

Стремительное развитие сети Интернет наряду с увеличивающейся компьютерной грамотностью способствует проникновению плагиата в различные сферы человеческой деятельности: плагиат — острая проблема в образовании, промышленности и научном сообществе.

В настоящее время существует достаточно большое количество сервисов и программ, позволяющих каким-либо образом выявить плагиат. Существует также ряд компьютерных методов обнаружения плагиата.

Вот несколько ссылок на сайты для проверки текста на уникальность.

https://www.antiplagiat.ru/

https://text.ru/antiplagiat

https://advego.com/antiplagiat/

— Плагиат — это хорошо или плохо? —

Плагиат — это хорошо или плохо? Я считаю, что это плохо, но, к сожалению, сейчас очень распространено. Фактически, даже самый старательный автор, не застрахован от неудачи в этом вопросе. Любое безобидное заимствование в тексте может без труда превратиться в плагиат, а если при написании студенческой работы хорошо замаскировать использование чужих мыслей, то курсовая или дипломная перестанет быть информативной, а некоторые формулировки станут нелогичными. Ссылаясь или даже цитируя авторитетные источники, автор делает свою работу более полезной и качественной, с другой стороны — он рискует получить плохую оценку своего труда.

Как избежать плагиата? Плагиат или же представление чужих мыслей в качестве своих собственных может создать массу проблем для каждого из нас вне зависимости от пола и возраста. Школьникам и студентам не засчитывают работы, содержащие плагиат. Как можно уберечь себя от неприятностей, связанных с плагиатом?

1. Для того чтобы вникнуть в суть проблемы, стоит для начала выяснить, что же собой представляет такое явление, как плагиат.

2. Вы должны хорошо разбираться в том, о чем говорите.

3. Повторяйте раз полученную информацию несколько раз.

4. Делайте сноски на цитаты и источники.

5. Указывайте источник в перефразированном выражении, выделяйте кавыками фразы из других произведений.

6. Изучите основы авторского права.

— Какое может быть наказание за плагиат? —

Оформление авторского права (АП) позволяет защитить интеллектуальную собственность, то есть такие объекты: произведения литературного жанра, искусства, научную литературу. Не имеет значения ни способ выражения, ни предназначение, ни достоинства.

Приобретение авторского права, распространяемого на эти интеллектуальные труды, позволяет не только приобрести известность, но и получить материальную выгоду.

Объекты авторского права

К основным объектам АП относят различные произведения, а также их производные и составные части. Еще это могут быть сборники и энциклопедии.

А кроме того, в статье 1259 ГК РФ обозначен перечень таких объектов:

хореографические произведения;

пантомимы;

песни;

произведения сценографического искусства;

произведения декоративно-прикладного искусства и другие.

Обычно такие труды депонируют, то есть передают на хранение в соответствующую организацию. В России авторы чаще всего сотрудничают с РАО, передавая этому обществу свои труды на хранение. Таким способом можно подтвердить в суде, что на момент регистрации работа существовала в указанном виде.

За нарушение АП предусмотрена ответственность как организации, так и конкретных лиц, нарушивших закон.

Гражданско-правовая ответственность

Если правонарушитель неумышленно нарушил ваши авторские права, все равно он должен нести за это ответственность. Более того, он обязан прекратить, пресечь данное нарушение. Защитить же свои исключительные права вам поможет опытный юрист, который, согласно ст. 1252 ГК РФ, грамотно составит требования.

1. Суд должен:

подтвердить ваши авторские права;

не признать, что иной субъект является правообладателем;

признать, что конкретное лицо (организация) нарушило АП.

2. Потребуется пресечь любые действия, связанные с нарушением АП. Это же касается и угрозы нарушения чужого авторского права.

3. Нужно добиваться, чтобы суд обязал возместить убытки. Для этого правообладателю потребуется представить расчеты, подтверждающие нанесение убытков. Юрист поможет составить подтверждающие документы.

4. Должно быть назначено изъятие всех материальных носителей, используемых для копирования произведения:

расходных материалов;

оборудования.

5. С помощью надежного юридического сопровождения вы своевременно получите копию судебного решения.

6. Аналогичную ответственность также будут нести лица, что заключили с правообладателем договор, но при этом вышли за рамки обозначенных в договоре полномочий.

7. Правообладатель может требовать:

выплату компенсации – до 5 миллионов рублей;

стоимость экземпляров произведения в двойном размере и дополнительно двукратную стоимость за право использования произведения.

8. Неоднократное нарушение исключительного права может привести к ликвидации ЮЛ.

Административная ответственность

1. Какое-то лицо может заняться незаконным использованием вашего произведения с целью получения дохода:

ввозить;

продавать;

использовать иными способами.

2. Правонарушитель может использовать контрафактные экземпляры.

3. Нарушитель ваших прав иногда указывает на произведении неверную информацию о правообладателе. Изготовитель вашего произведения, с которым вы заключили договор, также должен указываться правильно.

4. Сумма наложенного штрафа зависит от субъекта права, нарушившего закон. Это могут быть:

обычный гражданин – штраф 2 тыс. руб.;

должностное лицо – штраф 20 тыс. руб.;

компания (ЮЛ) – штраф 40 тыс. руб.

Также будут изъяты:

контрафактные экземпляры;

средства их производства.

Уголовная ответственность

1. За действия, называемые плагиатом, суд может назначить более серьезное наказание. Плагиат – это присвоение авторства. Обычно плагиаторство имеет сходство с воровством и наносит правообладателю крупный ущерб.

2. С плагиатора могут быть взысканы:

сумма 200 тыс. руб.;

суммарный доход за 18 мес.

3. Этому лицу могут быть назначены:

обязательные работы – 180-240 часов;

арест – 3-6 мес.

4. Наступление уголовной ответственности отмечается, если нарушен закон:

при приобретении объекта АП;

при его хранении;

при транспортировке экземпляров с целью их сбыта;

при любом ином противоправном использовании чужого объекта АП.

— Что такое частотный анализ? —

Частотный анализ — один из методов криптоанализа, основывающийся на предположении о существовании нетривиального статистического распределения отдельных символов и их последовательностей, как в открытом тексте, так и в шифротексте, которое, с точностью до замены символов, будет сохраняться в процессе шифрования и дешифрования.

Упрощённо, частотный анализ предполагает, что частота появления заданной буквы алфавита в достаточно длинных текстах одна и та же для разных текстов одного языка. При этом, в случае моноалфавитного шифрования, если в шифротексте будет символ с аналогичной вероятностью появления, то можно предположить, что он и является указанной зашифрованной буквой. Аналогичные рассуждения применяются к биграммам (двубуквенным последовательностям), триграммам и т. д. в случае полиалфавитных шифров.

Метод частотного криптоанализа известен с IX века (работы Ал-Кинди), хотя наиболее известным случаем его применения в реальной жизни, возможно, является дешифровка египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном в 1822 году. В художественной литературе наиболее известными упоминаниями являются рассказы «Золотой жук» Эдгара По, «Пляшущие человечки» Конан Дойля, а также роман «Дети капитана Гранта» Жюль Верна.

Начиная с середины XX века большинство используемых алгоритмов шифрования разрабатываются устойчивыми к частотному криптоанализу, поэтому он применяется в основном в процессе обучения будущих криптографов.

— Что такое криптоанализ? —

Криптоанализ (от др. - греч. κρυπτός — «скрытый» и «анализ») — наука о методах расшифровки зашифрованной информации без предназначенного для такой расшифровки ключа и сам процесс такой расшифровки. В большинстве случаев под криптоанализом понимается выяснение ключа; криптоанализ включает также методы выявления уязвимости криптографических алгоритмов или протоколов.

Попытку раскрытия конкретного шифра с применением методов криптоанализа называют криптографической атакой на этот шифр. Криптографическую атаку, в ходе которой раскрыть шифр удалось, называют «взломом» или вскрытием шифра.

Термин был введён американским криптографом Уильямом Ф. Фридманом в 1920 году в рамках его книги «Элементы криптоанализа».

Первоначально методы криптоанализа основывались на лингвистических закономерностях естественного текста и реализовывались с использованием только карандаша и бумаги. Со временем в криптоанализе нарастает роль чисто математических методов, для реализации которых используются специализированные криптоаналитические компьютеры.

— Частотный анализ литературных произведений —

Проведя все манипуляции со стихотворениями Н.М. Рубцова, мы решили сделать частотный анализ литературных произведений разных авторов, и посмотреть, что у нас получится…

В таблице, изображенной ниже, представлены результаты аналогичных расчётов над произведениями нескольких авторов. Из этой таблицы следует, что, кроме стихотворения «Видения на холме», все остальные имеют близкие значения величин энтропии информации.

Автор

Название

(первая строка)

H, бит

x

o

Н. М. Рубцов

Березы

5,867516

16,26496

4,217167

 

Звезда полей

5,7494247

17,24786

4,0126

Тихая моя родина

5,961497

17,31624

4,37485

Левитан

5,6762

17,4625

3,863107

По дороге к морю

6,109743

17,15315

4,746166

Видения на холме

4,207708

14,2586

4,59345

Под ветвями больничных берез

5,634449

17,19298

3,913264

В минуты музыки

5,50255

17,23636

3,712209

А. Блок

Летний вечер

6,091249

17,34

3,332327

С. Есенин

Мелколесье. Степь и дали

6,077324

17,24348

4,674801

А. Ахматова

Перед весной бывают дни такие

5,971396

17,17073

2,912567

Б. Сологуб

Забелелся туман за рекой

6,109868

17,16981

3,622445

— Частотный анализ текстов —

Проведем данный опыт на текстах ученика и учителя. Сделав некоторые вычисления, мы получили данные диаграммы:

Отсюда можно сделать вывод, что работы не индентичны, и каждое сочинение имеет разную информацию.

ВЫВОД: используя данный метод, учитель может определить авторство работы ученика.

Просмотров работы: 104