Введение
В сети, особенно на туристических сайтах, все чаще можно встретить виртуальные путешествия, которые создают полную иллюзию присутствия и позволяют совершать увлекательные виртуальные прогулки. Перед туристической поездкой стоит совершить предполагаемый круиз виртуально, оценив в виртуальном путешествие гостиничный номер и ресторанный сервис, а также пройдясь по местам предполагаемых экскурсий. Поэтому нет ничего удивительного, что виртуальные путешествия предлагаются все чаще, и они завоевывают все большую популярность у посетителей.
Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности являются виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся.
Виртуальная экскурсия – программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления видео-, аудио- графической и текстовой информации. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. Так, в ходе интерактивной экскурсии можно приблизить или отдалить какой-либо объект, посмотреть вверх-вниз, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть всю панораму изучаемого объекта или отдельные детали его интерьера, через активные зоны переместиться из одной панорамы в другую, например, погулять по залам школьного музея или по этажам МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск, заглянуть в кабинеты, посетить рекреации и т.п. Таким образом, не покидая класса, в нужном темпе и заданной последовательности можно, обойти весь объект изнутри и даже осмотреть его снаружи.
Виртуальные путешествия создаются из панорамных фотографий. Панорамная фотография — статичное изображение позволяющая рассмотреть большой угол обзора, демонстрирует вид местности из одной точки.
На основе панорамных фотографий можно скомпоновать виртуальный тур. Виртуальный тур - это динамическое представление панорамой фотографии одного места. Виртуальное путешествие - это некая комбинация виртуальных туров (цилиндрических с углом обзора 360 градусов), при этом переход от одной к другой осуществляется через активные зоны (их называют точками привязки), размещаемые непосредственно на изображениях, а также с учетом плана тура. Виртуальное путешествие можно сопроводить дополнительно аудио файлами. Виртуальные путешествия позволяют ознакомить пользователя с объектом посещения в условиях, приближенных к реальным.
Цель работы — создание виртуальной экскурсии по МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск и создание краеведческого школьного виртуального музея с помощью специального программного обеспечения PTGui Pro (создание панорам) и Kolor Panotour Pro.
Объект исследования — виртуальная экскурсия, виртуальный музей.
В соответствии с указанным объектом, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие виртуальная экскурсия, выделить виды виртуальных экскурсий по разным основаниям классификации;
проанализировать и систематизировать информацию по виртуальным экскурсиям в Забайкальском крае;
провести и проанализировать социологический опрос с помощью специального социального сервиса survio.com на тему: «Виртуальный мир экскурсий и музеев»;
создать и разместить на официальном сайте МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск виртуальную экскурсию по школе с помощью специального программного обеспечения PTGui Pro (создание панорам) и Kolor Panotour Pro;
рассмотреть понятие виртуальный музей, выделить критерии, которым должен удовлетворять виртуальный музей;
обобщить и систематизировать в таблице информацию о величайших виртуальных музеях мира, виртуальных музеях в Забайкальском крае;
создать и разместить на официальном сайте МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск виртуальный краеведческий музей с помощью специального программного обеспечения PTGui Pro (создание панорам) и Kolor Panotour Pro.
https://yadi.sk/d/rLjzEV1D3VrsRb - ссылка на файл виртуальной экскурсии о школе
https://yadi.sk/d/mKgxAroC3Vumzc - ссылка на панорамные фотографии виртуальной экскурсии о МАОУ СОШ №1
https://yadi.sk/d/ganayfo03Vumze - ссылка на файл виртуального краеведческого музея
https://yadi.sk/d/XGm_Bt3P3Vumzg - ссылка на панорамные фотографии виртуального краеведческого музея
Методы исследования:
изучение литературы по данной проблеме;
анализ и поиск информации в Интернете;
наблюдение, фото – фиксация;
опрос;
эксперимент.
1. Виртуальная экскурсия
1.1. Виртуальная экскурсия. Понятие, виды.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:
1) обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
2) тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
3) биографические - экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.
С точки зрения использования информационных технологий можно рассматривать классификацию по способу создания виртуальной экскурсии. Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:
использование технологий создания презентации.
использование инструментов сайтостроения (создание графических карт, гиперссылок).
использование геоинформационных систем (yandex, google и др.);
3D-моделирование (создание модели отдельного объекта).
использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).
Цели и задачи проведения виртуальной экскурсии
предоставить площадку для демонстрации опыта проведения виртуальных экскурсий в урочной и внеклассной деятельности, на занятиях дополнительного образования (литература, история, изобразительное искусство, биология, география, технология и т.д.);
дать возможность творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ.
Виртуальные экскурсии в Забайкальском крае, в мире. Обзор, описание
Название виртуальной экскурсии в Забайкальском крае |
Ссылка на Интернет-ресурс (на просмотр виртуальной экскурсии |
Достоинства виртуальной экскурсии |
Недостатки виртуальной экскурсии |
Рекомендации по применению экскурсии в школе (на каком предмете, какой класс) |
Город Чита с высоты Титовской сопки |
https://1panorama.ru/world/russia-1/zabajkalskij-kraj-9/chita-14/panorama-chity-so-sklona-sopki-panorama308 |
Доступность. Возможность многоразового просмотра в любое время. Возможность увидеть город с высоты Титовской сопки без материальных и временных затрат. |
Невозможно задать вопрос в режиме реального времени. Ограниченность впечатлений. |
Можно использовать на уроках географии, истории, краеведения. |
Виртуальный тур по мусоросортировочному комплексу «Оранжевый слон» |
http://slonchita.ru/projects/obrabotka-otkhodov/virtualnyy-tur-po-musorosortirovochnomu-kompleksu/ |
Возможность походить по заводу, посмотреть и узнать весь процесс сортировки отходов от приемки до готовой продукции. Увидеть как и какие отходы сортируются, что происходит с ними после сортировки; как устроена работа комплекса, в каких условиях работают люди. |
Ограниченность впечатлений. |
Можно использовать на уроках биологии, экологии, географии. |
Виртуальная экскурсия по клинике Медикс в Чите |
http://medixchita.ru/?fp.80 |
Возможность пациентам увидеть обстановку и оборудование клиники прежде, чем записаться на приём. |
Невозможно задать вопрос в режиме реального времени. Ограниченность впечатлений. |
Для возможных клиентов клиники Медикс |
Лицей имени А. С. Пушкина г. Семёнов |
http://pan-nn.ru/tours/semenov-liceum/ |
Возможность походить по образовательному учреждению, увидеть, каким оборудованием оно оснащено, какие предоставлены условия для образовательного процесса. |
Невозможно задать вопрос в режиме реального времени. Ограниченность впечатлений. |
Для желающих поступить в данный лицей, для учащихся и их родителей. |
2. Виртуальный музей
2.1. Виртуальный музей, понятие, виды, формы организации
Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий.
Существуют различные варианты виртуальных музеев:
- контент-ориентированные музеи – опираются на содержание (поиск и отображение контента);-связь-ориентированные – опирающиеся на тип музея (коммуникация на основе контекста);- коллаборационные – опирающиеся на сообщество (распространение идей и ресурсов).
Виртуальный музей представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками. Страницы и экспозиции виртуального музея постоянны лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта.
Идея создания виртуального музея образовательного учреждения и использования Интернет-технологий, значительно расширяет рамки традиционного школьного музея, формирует круг своих постоянных посетителей, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность.
Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
Профиль музея историко-краеведческий. Специалисты отмечают большой потенциал и реальную ценность музеев историко-краеведческого профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный и воспитательный процесс, а также сферу дополнительного образования.
Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять виртуальный музей являются:
1. Репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, исключающие искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории, человеческих судьбах;
2. Многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;
3. Ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.
2.2. Виртуальные музеи мира и музеи в Забайкальском крае, в мире. Обзор, описание
Название виртуальной экскурсии в Забайкальском крае |
Ссылка на Интернет-ресурс (на просмотр виртуальной экскурсии |
Достоинства виртуальной экскурсии |
Недостатки виртуальной экскурсии |
Рекомендации по применению экскурсии в школе (на каком предмете, какой класс) |
Забайкальский краевой краеведческий музей имени А. К. Кузнецова |
http://museums75.ru/ http://zabkit.ru/AAFox/museum/museum.html |
Доступность - возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» Возможность осмотра в любое время Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации |
Невозможно задать вопрос в режиме реального времени Зависимость от создателей - невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию. Ограниченность впечатлений |
Можно использовать на уроках истории, краеведения. |
Лувр |
http://www.louvre.fr/en/visites-en-ligne |
Возможность посетить некоторые залы Лувра: Египетская археология; Средневековый Лувр; Галерея Аполлона и многие другие. |
На сайте представлены не все экспонаты, и нет временных выставок и экспозиций. |
Можно использовать на уроках истории, мировой художественной культуры. |
Эрмитаж |
http://www.streetvi.ru/point/59.9415511160827/30.316606074912783/16.60207097953019/5.666646141627538/0/ |
Возможность посетить Эрмитаж и увидеть экспонаты. |
Ограниченность впечатлений. Невозможность задать вопросы в режиме реального времени. |
Можно использовать на уроках истории, мировой художественной культуры. |
Британская национальная галерея |
http://www.nationalgallery.org.uk/virtualtour#/room-36/ |
Это один из самых масштабных и разнообразных онлайн туров: он открывает доступ к 18-ти комнатам Галереи. |
Представлены далеко не все экспонаты. |
Можно использовать на уроках истории, мировой художественной культуры. |
Национальный Музей естественной истории в Вашингтоне |
https://naturalhistory.si.edu/VT3/ |
Возможность «посетить» один из самых популярных и больших в мире музеев естественной истории. Доступ практически для всех постоянных и некоторых временных экспозиций |
Ограниченность впечатлений. Невозможность задать вопросы в режиме реального времени. |
Можно использовать на уроках биологии. |
Сикстинская Капелла |
http://www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/index.html |
Возможность увидеть одно из величайших произведений искусства эпохи Возрождения. В настоящее время она считается частью Музея Ватикана, а доступ к ним строго ограничен. |
Ограниченность впечатлений. Невозможность задать вопросы в режиме реального времени. |
Можно использовать на уроках истории, мировой художественной культуры. |
Музей Белого Дома |
http://www.whitehousemuseum.org/ |
Очень большое число выставок со свободным доступом к осмотру, а также развернутая историческая справка о каждом помещении и зале. |
Представлены не 3D-панорамы, а лишь подробные фото интерьеров и экспонатов. |
Можно использовать на уроках истории. |
Галерея мадам Тюссо |
http://www.sphericalimages.com/tussauds/ |
Одно из самых популярных туристических мест. Для просмотра доступны семь залов, с размещенными в них фигурами знаменитостей кино и музыкальной сцены, политиков и т. д. |
Ограниченность впечатлений. Невозможность задать вопросы в режиме реального времени. |
Можно использовать на уроках мировой художественной культуры. |
Национальная галерея искусств в Вашингтоне |
https://www.nga.gov/404status.html |
Самая обширная коллекция работ различных мастеров в США. |
Доступно только несколько экспозиций. Сайт не слишком удобный, так как работы есть лишь на фото, а для корректной работы сервиса требуется скачивание приложения. |
Можно использовать на уроках истории, мировой художественной культуры. |
Коллекция Фрика |
https://www.nga.gov/exhibitions/webtours.shtm |
Представлены произведения искусства, принадлежащие частному коллекционеру. Виртуальный доступ есть почти ко всем помещениям. |
Ограниченность впечатлений. Невозможность задать вопросы в режиме реального времени. |
Можно использовать на уроках мировой художественной культуры. |
2.3. Этапы создания виртуального школьного краеведческого музея МАОУ СОШ №1
1) В программе Kolor Panotour Pro во вкладке «Tour» выбираем пункт «Add Panorama» (добавить панорамы). В проводнике выбираем наши заранее подготовленные картинки панорам и жмём «Открыть».
2) Добавляем точки перехода между панорамами – хот-споты («горячие точки»). Для этого переходим во вкладку «Tour» и выбрав первую панораму коридора на панели указываем на значок «Add polygon». Аккуратно выделяем области для переходов. 3) Чтобы детально рассмотреть какие-либо предметы выбираем кнопку «Add points» и связываем место на панораме с нужной фотографией и наоборот.
Заключение
В соответствии с указанным объектом, для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи исследования:
рассмотрено понятие виртуальная экскурсия, выделены виды виртуальных экскурсий по разным основаниям классификации;
проанализирована и систематизирована информация по виртуальным экскурсиям в Забайкальском крае;
проведён и проанализирован социологический опрос с помощью специального социального сервиса survio.com на тему: «Виртуальный мир экскурсий и музеев»;
создана и размещена на официальном сайте МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск виртуальная экскурсия по школе с помощью специального программного обеспечения PTGui Pro (создание панорам) и Kolor Panotour Pro;
рассмотрено понятие виртуальный музей, выделены критерии, которым должен удовлетворять виртуальный музей;
обобщена и систематизирована в табличной форме информация о величайших виртуальных музеях мира, виртуальных музеях в Забайкальском крае;
создан и размещён на официальном сайте МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск виртуальный краеведческий музей с помощью специального программного обеспечения PTGui Pro (создание панорам) и Kolor Panotour Pro.
Литература
1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Текст]/Е.В. Александрова //Литература в школе. – 2010.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М: Советский спорт, 2007.
3. Пономарёва, А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников [Текст] / А.А. Пономарёва // Научный поиск. – 2011. – № 2 (3).
4. Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Л. : ГИЗ, 1930. — 114, [2] с. – Библиогр.: с. 107-114. – (Экскурсионная библиотека).
5. http://mognovse.ru/
6. http://nsportal.ru
7. http://www.tgspa.ru/
8. http://coolreferat.com
9. http://elibrary.sgu.ru
10.http://it-n.ru
11. https://megaobuchalka.ru/
12. http://sci.vlsu.ru
13. https://issc.nsu.ru
14. http://do.rulitru.ru
15.http://pedportal.net
16. http://rsvpu.ru
17. http://chelovek-online.ru
Приложения
Этапы создания виртуальной экскурсии по МАОУ СОШ №1
Создание панорам с помощью программы PTGui Pro. Жмём на кнопку «Load images…», чтобы загрузить фотографии.
2) Выбираем нужные фотографии и жмём «Открыть».3) После загрузки всех фотографий кликаем на кнопку «Align images» и ждём, пока программа обработает каждое изображение и составит единую панораму.
4) В случае успешного завершения склейки нажимаем «Create panorama…».
5) В случае, если программа не склеила панораму, необходимо вручную расставить контрольные точки.
В программе Kolor Panotour Pro во вкладке «Tour» выбираем пункт «Add Panorama» (добавить панорамы). В проводнике выбираем наши заранее подготовленные картинки панорам и жмём «Открыть».7) Добавляем точки перехода между панорамами – хот-споты («горячие точки»). Для этого переходим во вкладку «Tour» и выбрав первую панораму коридора на панели указываем на значок «Add polygon».
8) Аккуратно выделяем области для переходов. В данном случае это будут двери кабинетов, панорамами которых у нас есть, выбираем точки переходов и указываем к каким кабинетам они относятся.
9) Аналогичным образом поступаем с дверьми в самих кабинетах. Они должны вести в коридор.
10) Таким же образом соединяем все кабинеты с коридором и наоборот:
Приложение № 1 Социологический опрос с помощью специального социального сервиса survio.com на тему: «Виртуальный мир экскурсий и музеев»
Вывод: в анкетировании приняли участие люди разных возрастов – от 7 до 50 лет.
Вывод: 55% опрошенных – учащиеся 9-11 классов, 28% - окончили школу, 14% - учащиеся 5-8 классов, 1,6% - 1-4 класс.
Вывод: большинство опрошенных знают, что такое экскурсия и считают, что это Интернет-экскурсия в виртуальной реальности.
Вывод: большинство опрошенных ответили, что виртуальный музей – это музей, который можно посетить в Интернете с помощью компьютера.
Вывод: 74% опрошенных никогда не посещали виртуальный музей.
Вывод: анализируя результаты анкетирования, большинство опрошенных не посещали виртуальные музеи, среди тех, кто посещал, выделили следующие: Эрмитаж, музей Победы.
Вывод: 87% опрошенных считают, что виртуальный школьный музей и виртуальная экскурсия по школе необходимы.
Вывод: большинство опрошенных отмечают такие достоинства виртуальных экскурсий: доступность, экономия времени и денег.
Вывод: из недостатков многие выделяют отсутствие тактильных ощущений и физического контакта с объектами.
Вывод: анализируя ответы на данный вопрос, можно сказать, что интерес представляют совершенно разноплановые экскурсии, сформированные по личным предпочтениям и интересам.
1