Пионерское движение в Саткинском районе

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пионерское движение в Саткинском районе

Лапшин Д.Е. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14», МОУ «СОШ №14»
Шехметова Л.Н. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14», МОУ «СОШ №14»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Листая семейный альбом, я увидел много черно-белых фотографий, на которых мои родители, дядя, бабушки и дедушки еще дети, школьники, студенты. Какие интересные фотографии! (Приложение 1).

Рассматривая старые снимки, я заметил – все школьники одеты в одинаковую школьную форму, на шее повязан галстук, и у всех есть значок-звездочка.

Оказалось, что моя бабушка когда-то была октябренком и пионеркой. Она училась в Сулеинской школе. И мама была октябренком, потом пионеркой, и дядя. Они учились как и я в средней школе №14. В мае 2017 года исполнилось 95 лет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, которая существовала в Советском Союзе в 20 веке. Практически все население страны старше 30 лет прошло школу пионерского братства. Большинство взрослых вспоминают свои школьные годы с теплотой и с интересом рассказывают о пионерском детстве. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и считают, что такая организация была бы нужна и сегодня. Ребят учили быть честными, добрыми, уважать коллектив, чтить память погибших защитников, быть преданными своей Родине.

Сегодня эта тема актуальная, так как 29.10.2015 г. президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о создании нового молодежного движения для учеников школ, которое фактически заменяет пионерскую организацию, существовавшую в Советском Союзе.

Я спросил у одноклассников, что они знают о пионерах (Приложение2). Оказалось, мы ничего не знаем о пионерской организации. Я решил восполнить этот пробел.

Цель: изучить историю пионерского движения в Саткинском районе.

Задачи:

1. Изучить литературу, газетный материал, сведения в Интернете;

2. Выяснить у выпускников, учителей, что они помнят о пионерском движении;

3. Узнать о работе пионерской дружины нашей школы;

Методы:

1. Изучение источников;

2.Работа с архивным материалом;3.Встречи, беседы, интервью;

4.Запись и обработка воспоминаний;5.Презентация, выступление.

Гипотеза: Пионерская организация - это важная, интересная, полезная школьная пора.

1. Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина

Страницы истории

Из литературы я узнал, что пионерское движение возникло как стихийная самоорганизация взрослых и детей в ответ на беспризорность и разруху в России после Гражданской войны. По месту жительства стали возникать пионерские отряды, целью которых была взаимопомощь, организация повседневной жизни и досуга, борьба с беспризорностью и влиянием улицы (Приложение 3).

Тогда ещё не было чёткой структуры организации. Основой для пионерской организации стал опыт русского скаутского движения. Ещё во время Гражданской войны скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь.

У истоков пионерского движения стояли видные партийные и общественные деятели Н.К. Крупская и И.Н.Жуков.

Именно Надежда Константиновна Крупская предложила создать детскую организацию, а И.Н. Жуков предложил назвать такую организацию пионерской, и ввести девиз «Будь готов!» и ответное «Всегда готов!». Пионерская организация заимствовала из скаутизма организацию детей по отрядам, работу вожатых, игры, сборы у костра, элементы символики.

Так, 19 мая 1922 года, была образована массовая детская коммунистическая организация и стала носить имя Спартака. В 1924 году, после смерти В.И.Ленина, пионерской организации присвоили его имя.

День 19 мая - стал днем рождения Всероссийской пионерской организацией имени В.И. Ленина.

Структура пионерской организации

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — объединяла все пионерские организации СССР - республиканские, краевые, областные, городские, районные пионерские организации. Возглавлял организацию Центральный Совет.

Основой пионерской организацией являлась пионерская дружина. Пионерские дружины создавались в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. Пионерские дружины, где было более 20 пионеров, делились на пионерские отряды. Во главе пионерской дружины школы стоял Совет дружины и председатель Совета дружины, которого выбирали на Совете. В Совет входили командиры всех пионерских отрядов. Совет дружины собирался один раз в месяц. Обсуждали учебные дела, участие пионеров в общешкольных мероприятиях, планировали проведение акций, спортивных соревнований, рассматривали личные дела провинившихся ребят, принимали решения о поощрениях и наказаниях. «Дружина делилась на пионерские отряды (каждый класс) и октябрятские группы. Отряд делился на звенья по 7-10 человек, звено выбирало звеньевого. Звеньевые и командир составляли совет отряда, который составлял план работы пионерского отряда, решал как лучше провести мероприятия, кому помочь в учебе. Командир отряда отчитывался о работе своего пионерского отряда на Совете дружины. Работой дружин и отрядов руководил старший пионервожатый или молодой педагог-комсомолец» - рассказала Светлана Валерьевна Павлова, директор нашей школы. Она училась в школе № 14 и была председателем Совета пионерской дружины в 1982,1983 годах.

Пионерские отряды в школах образовывали в 3 или 4 классе, когда ребят принимали в пионеры. В 1 – 2 классах были октябрятские группы. Первоклассников в ноябре посвящали в октябрята, прикалывали каждому звездочку с портретом маленького Ленина (Приложение 4). Пионерские отряды брали шефство над октябрятскими группами, помогали малышам в учебе и внеклассных мероприятиях. Пионерские отряды и дружины являлись главными помощниками учителя во всех учебных дела и укреплении дисциплины. Пионерская организация, воспитывая в коммунистическом духе миллионы детей, готовила из них резервы комсомола.

Стать комсомольцем - вот ближайшая цель, к которой стремились пионеры.

1.3. Символы и атрибуты пионерской организации

У каждой организации есть свои символы и атрибуты, которые выражают назначение, содержание организации. У пионерской организации были свои символы и атрибуты, которые сопровождали все торжественные мероприятия.

На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»- пионеры отвечали: «Всегда готов!».

Гимном пионерской организации была песня«Марш юных пионеров». Написали ее в 1922 году комсомольцы С.Кайдан-Дешкин и А.Жаров (Приложение 5).

Пионер выполнял законы пионеров Советского Союза (Приложение 5).

Вступающий в пионерскую организацию на пионерской линейке давал торжественное обещание пионера Советского Союза.

Коммунист, комсомолец или старший пионер повязывал ему красный пионерский галстук и прикреплял на левую сторону груди пионерский значок. Чаще всего прием в пионеры проходил 22 апреля возле памятника В.И.Ленина.

Пионерский галстук (Приложение 6) - красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом. Частица революционного красного знамени, символ нерушимой связи трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Пионерский значок (Приложение 6) –пятиконечная звезда в центре которой силуэт В.И.Ленина, символизирующий верность заветам В. И. Ленина и готовность бороться за дело Коммунистической партии Советского союза. Пионерский значок было принято носить на левой стороне груди. Октябрятские и пионерские значки я нашел в архиве школы.

Пионерское знамя, пионерский флаг (Приложение 6) - символы верности делу революции, делу коммунизма. Цвет пионерского знамени и флага – красный - цвет крови, пролитой старшими поколениями борцов в суровых битвах за свободу и независимость нашей страны.

Горн (Приложение 6) - атрибут предназначен для сбора пионеров, подачи различных сигналов и сопровождения ритуалов. «Слушайте все!», «Сбор», «Внимание на знамя», «Подъем флага», «Тревога», «Походный марш».

К горну крепился красный флажок с бахромой и изображением пионерского значка.

Барабан (Приложение 6) – ударный инструмент, предназначался для сопровождения пионерского строя во время сборов, походов, шествий, парадов.

Пионерский салют - это приветствие. Салютуя, пионер поднимает над головой правую руку с плотно сжатыми пальцами, что символизирует крепкую дружбу детей трудящихся пяти континентов.

Пионерская форма – в обычные дни совпадала со школьной формой с красным галстуком и пионерским значком.

У пионеров была своя газета – «Пионерская правда» и журнал – «Пионер». В них каждую неделю рассказывали о жизни пионеров Советского Союза, печатались новости, сообщения из разных уголков страны, весёлые рассказы.

На торжественные сборы пионеры надевали парадную форму:

у мальчиков – форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и эмблемой на рукаве, синие брюки и темные туфли, у девочек– тоже форменные белые рубашки, синяя юбка, белые гольфы и туфли.

Пионер имел право:

- избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления;

- обсуждать на пионерских сборах, слетах, совете отряда и дружины, в печати работу пионерской организации;

-критиковать недостатки, вносить предложения в любой совет.

Символика и атрибуты пионерской организации помогали обучению и воспитанию школьников в духе преданности своей Родине, воспитывали чувства ответственности, товарищества, долга.

2.Пионерское движение в г.Сатка и Саткинском районе

2.1. Пионерия Сатки

История пионерской организации в г.Сатка и Саткинского района неразрывно связана с историей Всесоюзной пионерской организацией имени В.И.Ленина.

19 мая 1922 года комсомольская конференция приняла решение о создании пионерских отрядов по всей стране.

В краеведческом музее мне рассказали, что в нашем городе один из первых пионерских отрядов был создан в августе 1923 года. Он состоял из детей рабочих Саткинского чугуноплавильного завода. Шефство над отрядом осуществляли рабочие завода. На улице К.Маркса в старой части города выделили помещение для пионерского клуба. В клубе работали кружки - драматический, хоровой, физкультурный. Издавалась газета «Пионер-строитель» (Приложение 8). Каждое звено занималось своим делом, звено «Краснофлотцы» вело переписку с моряками одного из кораблей Балтийского флота, звено «Октябристы» занималось подготовкой праздников, звено «Пчелка» организовывало различные субботники.

Пионерский отряд завода «Магнезит» был создан в конце октября 1923 года по инициативе комсомольской организации завода. Костяк отряда составляли ученики начальной школы № 3, расположенной в Ветлуге (жилой район около завода). В январе 1924 года отряд насчитывал около 50 человек. Шефство осуществлял завод «Магнезит». Пионерский клуб находился на улице Ленина. Для ребят работали кружки художественной самодеятельности, политический, технический. Все пионеры являлись читателями школьной библиотеки.

В Бакале пионерский отряд появился весной 1923 года. Шефство над отрядом осуществляла комсомольская организация «Бакальских рудников».

В 1924 году появились пионерские отряды в поселке Бердяуш, поселке Жукатау. С 1925 началось создание пионерских отрядов в сельской местности. Первым был организован пионерский отряд в селе Айлино. В него сразу же вступили каждый пятый учащийся Айлинской школы. Многие ребята вступали в пионеры тайком от религиозных родителей, которые не разрешали своим детям быть пионерами. До приема в пионеры был испытательный срок.

Пионерские отряды активно участвовали в жизни города и района. Оказывали помощь народному хозяйству, участвуя в сборе металлолома и макулатуры, проводили субботники по очистке промышленных и жилых строений, помогали колхозникам выполнять план по сельскохозяйственным заготовкам. Регулярно проводились спортивные мероприятия по легкой атлетике, плаванию, прыжкам в воду, поднятию тяжестей, организовывались военные игры. Хорошая физическая подготовка и смелость помогли нашим пионерам во время пожара на улице Карла Маркса вынести из дома грудного ребенка, вывести пожилого человека и, обливая крыши водой, не дать огню распространиться на соседние дома.

Пионеры шефствовали над деревнями Саткинского района: собирали для школ старые книги, выступали с концертами, проводили занятия по обучению чтению и письму с неграмотными. Каждому пионеру было поручено обучить грамоте родителей, родственников, соседей.

Во всех пионерских отрядах издавались стенгазеты. Вели переписку с детьми рабочих из разных стран. Бабушка рассказала: «Мы вели активную переписку с пионерами других стран. Я переписывалась с девочкой из Кубы» (Приложение 9).

В 1925 году пионерское движение в Саткинском районе приняло широкий размах.12 лучших пионеров Сатки были поощрены поездкой в Москву. Вторая группа школьников посетила город Свердловск (ныне Екатеринбург). В 1926 году состоялась поездка лучших пионеров на Кавказ.

Во время Великой Отечественной войны работа пионерских дружин была перестроена на военный лад. В районе были созданы тимуровские отряды, которые помогали семьям фронтовиков. В годы войны в Сатке находилось несколько госпиталей. Забота о раненых стала одним из важнейших дел пионерских дружин. В 1943 году начали сбор средств на боевую технику. Пионеры Бакальской школы собрали 18000 рублей на строительство боевых кораблей и 10000 рублей на строительство танков. Летом 1943 года в сборе лекарственных трав для фронта отличились пионеры школы № 13, сдав в аптеку 355 кг высушенных растений.

В послевоенные годы большое внимание уделялось общественно-политической и военно-патриотической работе. Проводились походы по местам боевой и трудовой славы советского народа, создавались летописи города, села, появились ленинские комнаты, школьные музеи, началось тимуровское движение.

Моя бабушка рассказала: «Мы в своем поселке Сулея проводили тимуровскую работу, помогали всем, кому нужна была помощь. Работали по звеньям, делили улицы и ходили по домам помогать ветеранам Великой Отечественной войны, одиноким старикам. И воды натаскаем, дрова сложим, грядки пололи, кроликов кормили, как настоящая тимуровская команда» (Приложение 10).

В 1968 году пионеры школы № 11 посетили город Ульяновск, совершили экскурсию по ленинским местам. В 1975 году пионеры школы № 13 побывали в Краснодоне. Красные следопыты школы № 4 города Сатки собирали сведения о Саткинских госпиталях, а учащиеся школы № 8 города Бакала- о боевом пути 96-й танковой бригады имени Челябинского комсомола.

В 1949 году пионеры и комсомольцы школы № 24 поселка Бердяуш первыми в Челябинской области заложили пришкольный фруктовый сад. Почин получил распространение по всей области, а школа была награждена бронзовой медалью ВДНХ. В 1962 году пионеры Бакальской школы № 8 за неделю собрали 150 тонн металла. Пионеры предложили построить из него экскаватор для Бакальского рудника и назвать его «Пионерский». Учащиеся школы поселка Межевой Лог вырастили и продали государству 1500 кур, отработали в Айлинском совхозе и на строительстве Дворца культуры 2475 человеко-часов. Пионеры Петромихайловской школы собрали за зиму 3,5 тонны золы для местной птицефабрики.

Наибольшего расцвета пионерское движение в Саткинском районе достигло в середине 1970-х годов. В 1972 году к 50-летию пионерской организации был организован сбор металлолома. В субботниках приняли участие 1620 человек из 25 школ Саткинского района. Ежегодно проводились спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья». К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне пионерские организации проводили поисковую работу, участвовали в военизированной игре «Зарница», Всесоюзной операции «Миллион-Родине», «Пионерские рельсы-БАМу».

12 лучших пионеров Саткинского района были награждены путевками во всесоюзные лагеря «Артек» и «Орленок». В архивных документах школы я нашел, что из нашей школы во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» ездила ученица 7 класса Старцева Люба.

2.2. Пионерская дружина имени Зои Космодемьянской.

Чтобы узнать, чем занимались пионеры нашей школы № 14, что было для них интересно, что важно, я изучил школьный архив, встретился с выпускниками школы, взял интервью у бывших вожатых, которые учились и работали в нашей школе (Приложение 11).

Первые октябрята и пионеры появились в нашей школе еще когда она находилась в старом здании по улице Куйбышева дом 9 (Приложение 12). Там не было актового зала и линейку проводили в коридоре. А новогоднюю елку ставили во дворе школы. Игрушки для нее делали все ребята (Приложение 13).

В 1954 году школа переехала в новое здание по улице Ленина дом 2А, где и находится по сегодняшний день. В том же году пионерской дружине школы №14 было присвоено имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Каждый пионер школы знал подвиг бесстрашной и храброй партизанки Зои Космодемьянской в годы Великой Отечественной войны. В августе 1966 года пионеры 6 «В» класса со своим классным руководителем Л.И. Гладилиной ездили в Москву на встречу с матерью Зои Любовью Тимофеевной (Приложение 14).

В 1956 году все учащиеся школы совместно с родителями и шефами (завод «Магнезит») участвовали в строительстве школьной столовой, мастерских и теплицы. Как здорово! Ребята помогали строить мастерские, где потом проходили уроки труда.

В 1960-70-х годах в школе работал клуб интернациональной дружбы, пионеры 6-7 классов вели переписку со сверстниками из ГДР, Молдавии, Румынии, Чехословакии. В архиве я нашел эти письма.

Наибольшего развития пионерская дружина достигла в 70-80 е годы прошлого века. Именно в это время дружине имени Зои Космодемьянской средней школы № 14 было трижды присвоено звание «Правофланговая», то есть лучшая - в 1975, 1980, 1982 годах. Всего пионерская дружина школы 5 раз становилась лучшей в Саткинском районе.

Дружина была одной из самых больших в городе, в ее составе - 12 октябрятских групп (1,2,3,4 классы), 12 пионерских отрядов (5,6,7,8 классы). У каждого пионера было своё конкретное поручение в отряде или дружине – командир, помощник, звеньевой, редколлегия, санитар, вожатый, ответственный за трудовые дела, учком. Совет дружины состоял из 15 лучших пионеров. Раз в месяц в актовом зале проходили общедружинные пионерские сборы, на которые приглашали ветеранов войны и труда, шефов с комбината «Магнезит», спортсменов, писателей, почетных жителей города. На торжественных сборах принимали октябрят в пионеры. Моя мама до сих пор помнит торжественный день, когда ее принимали в пионеры, даже помнит, кто из старшеклассников повязал ей галстук (Приложение 15). Она рассказала: «Весной 1989 года, в день рожденья В.И.Ленина, 22 апреля, в моей жизни произошло важное событие - меня приняли в пионеры. Это, очень волнительное событие, особенно, когда произносишь клятву пионеров. Торжественная линейка проходила во дворце культуры комбината «Магнезит». Под барабанную дробь вносилось знамя, пионеры при этом отдавали пионерский салют. Нас выстроили на сцене, где мы читали торжественное обещание».

Многочисленные грамоты и кубки, которые хранятся в школе, показывают достижения ребят в спорте (Приложение 16). С 1960-х гг. спортивная команда школы принимала участие в легкоатлетической эстафете на приз газеты «Саткинский рабочий», где 20 раз занимала первое место, 6 раз - второе. Школе был передан на вечное хранение Кубок победителя эстафеты. А в 1984 году лыжницы Е.Белозерова, М. Головаха, Е. Мирзаева, О. Одегова стали чемпионами Всесоюзных лыжных соревнований на приз газеты «Пионерская правда». О них рассказала Любовь Павловна Волгутова (учитель математики с 1981 года). «Девочки учились в 7 классе. Очень ответственно относились к учебе и спорту. Ведь тренировки у них были каждый день. Упорные».

Традиционными мероприятиями в пионерской дружине стали уроки мужества к 23 февраля и 9 мая, смотр строя и песни, фестиваль союзных республик (Приложение 17), игра «Зарница», конкурсы «А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!», спортивные соревнования, сбор макулатуры и металлолома, апрельский субботник, участие в праздничных демонстрациях 7 ноября и 1 мая. Мальчишки и девчонки под руководством пионерских вожатых проявляли свои таланты в организации и проведении школьных мероприятий и праздников.

На новый год обязательно украшали всю школу, много-много снежинок клеили в коридорах на всех этажах школы, в библиотеке, в столовой, спортзале. Каждый класс делал игрушки, фонарики, флажки, клеил новогодние цепи. На втором этаже ставили большую елку. Здесь проводили новогодние утренники. Все ребята приходили в костюмах, учили стихи, песни.

Поэтапно проходили в школе операции. Каждый пионерский отряд был активным участником всех школьных дел. Ирина Викторовна Баяндина (учитель школы с 1980 года) рассказала: «Мы с ребятами сажали деревья возле школы, а потом по графику поливали их. Приходили поливать и летом во время каникул». Ежемесячно собирали макулатуру, а осенью и весной - металлолом. Ответственные, которых назначал совет дружины, записывали результаты и подводили итоги, какой отряд собрал больше макулатуры и металлолома. Такие операции сближали ребят, ведь они всё время находились вместе, волновались за свой отряд, стремились выбраться вперёд.

2.3. Зарница

Одним из самых любимых мероприятий была военно - спортивная игра «Зарница». Все с нетерпением ждали ее. Проходила она всегда в феврале в честь дня Советской армии и флота (Приложение 18). Все отряды строили на линейку во дворе школы, где командующий объявлял задачи и цели игры. Каждый отряд получал путевой лист, в котором были расписаны все этапы игры и порядок прохождения каждого этапа. Отрядов было много, все 5,6,7,8 классы. Поэтому действовали строго по путевому листу. Строго по времени отряды выдвигались к месту проведения игры. Впереди шел командир с флагом. У каждого отряда был помощник-вожатый из старшеклассников. Марина Николаевна Тимакова (старшая пионерская вожатая в 1980-1983г.г.) рассказала: «Шли через Каргу вдоль улицы Черепанова 3 километра, переходили через железнодорожное полотно, спускались вниз к реке. Пятнадцать минут давали на то, чтобы разбить стоянку. Надо было разгрести снег, сложить рюкзаки, подготовить место для костра (Приложение 19). Затем всех собирали на построение, проводили перекличку и по сигналу ракеты давали старт». Начиналось самое интересное и увлекательное! Прохождение этапов, преодоление препятствий, штурм крепости противника и долгожданный обед – вот чем знаменита «Зарница». В каждом отряде были командир, помощник, саперы, разведчики, гранатометчики, санитары, повара, костровые. Все разбегались по своим этапам, чтобы выполнить задания и получить как можно больше баллов. Мама рассказала: «Человеку, который ни разу не участвовал в игре, может показаться, что все препятствия легко пройти, но на самом деле, это далеко не так. Бегали по пояс в снегу, делать все надо было быстро, ведь на пятки уже наступал другой отряд. Мы с девчонками старались записаться в медсестры, так как бегать по снегу с деревянными автоматами было не интересно. А достать из сумочки зеленку и разрисовать одноклассника, наложить ему шину, перевязать – вот удовольствие!» (Приложение 20).

Через два часа новое построение. Все уже должны были пройти свой этап и вернуться в отряд. Командующий армией докладывал о данных разведки и объявлял начало штурма позиций противника. Бегом, ползком, падая, поднимаясь устремлялись вперед (Приложение 21). А противник встречал огнем из снежных снарядов. «Главное, чтобы погоны не сорвали, всем отрядом стремились к победе. Если сорван один погон – значит, ты ранен, оказывали друг другу первую медицинскую помощь, товарища не бросали. При прохождении огневого рубежа важно было правильно сделать свой снежный снаряд, скатать его в такой снежный комок, чтобы уж наверняка поразить любую мишень. Надо было захватить флаг противника, но при этом спасти свое знамя. В заключение игры нас, мокрых и снежных, немного замерзших ждала полевая каша, горячий чай и результаты игры. Ну, разве можно такое забыть! Весело очень было и увлекательно, с удовольствием вернулась бы в то беззаботное время» - вспоминала мама.

Действительно, какое интересное и полезное мероприятие.

Заключение

Я понял, что пионерия была сильной организацией, объединявшей миллионы детей по всей стране. Пионер – значит первый, открыватель нового, неизведанного.

Чтобы понять, какими были пионеры, чем они занимались, я побывал в краеведческом музее, встретился с выпускниками школы, взял интервью у учителей, работавших много лет назад. Я узнал, что пионерская организация сплачивала школьников, и девиз: «Один за всех, и все за одного» соответствовал действительности. Пионерия научила ребят дружить, быть ответственными, дисциплинированными, отвечать за свои поступки. Много полезных дел на счету у пионеров Сатки - тимуровская работа, помощь в уборке урожая, «борьба» с неграмотностью, работа в госпитале во время войны, сбор макулатуры, металлолома, спортивные состязания.

Интересно было узнать, что пионерская дружина имени Зои Космодемьянской школы № 14 пять раз признавалась лучшей в районе. На мое предложение рассказать о работе пионерской дружины нашей школы откликнулись многие – директор школы Светлана Валерьевна Павлова, учителя Любовь Павловна Волгутова, Галина Геннадьевна Воронкина, Ирина Викторовна Баяндина, Марина Николаевна Тимакова. Они с удовольствием вспоминали о пионерских линейках, фестивалях, конкурсах, «Зарнице», о своих учениках, которые проводили важную, серьезную работу, помогали своей школе, городу.

Пионерское движение смогло увлечь и организовать детей. Дети чувствовали себя нужными и полезными, поэтому ответственно выполняли все поручения.

Когда я рассказал одноклассникам о пионерах нашей школы, они были удивлены (Приложение 22). Тема оказалась интересна для всех. Ребята решили расспросить своих родителей, бабушек и дедушек про школьные годы.

Действительно - пионерская организация - это важная, интересная, полезная школьная пора.

Я думаю, что похожая детская организация сегодня нужна нам.

Литература

 

Саткинский район: энциклопедия. Челябинск: Юж,-Урал. изд. Дом «Образование», 2010г.

 

Воспоминания учителей - Л.П.Волгутовой, Л.Н.Шехметовой, С.В.Павловой, Г.Г.Воронкиной, И.В.Баяндиной, М.Н.Тимаковой.

 

Воспоминания В.В.Ильиной, 1951 г.р., Е.Т.Лапшиной, 1979 г.р.

 

Архивные документы, экспозиция Саткинского краеведческого музея.

 

Архив МОУ «СОШ № 14»

 

Личный архив М.Н.Тимаковой, Л.Н.Шехметовой.

Приложения.

Приложение 1.

Семейный альбом

Моя бабушка (слева) на посту во время проведения выборов

Приложение 2.

Опрос одноклассников

Приложение 3.

Изучаю литературу

Приложение 4.

Октябрята

Моя бабушка (первая слева) со своим классом (1957год)

Октябрята школы №14

Приложение 5.

Гимн пионерской организации

Взвейтесь кострами, синие ночи, Мы поднимаем красное знамя,

Мы Пионеры- дети рабочих! Дети рабочих – смело за нами!

Близится эра светлых годов, Близится эра светлых годов,

Клич пионеров-всегда будь готов! Клич пионеров-всегда будь готов!

Радостным шагом, с песней веселой, Взвейтесь кострами, синие ночи,

Мы выступаем за Комсомолом, Мы Пионеры – дети рабочих!

Близится эра светлых годов, Близится эра светлых годов,

Клич пионеров - всегда будь готов! Клич пионеров - всегда будь готов!

Законы пионеров

Приложение 6.

Атрибуты пионерской организации

Приложение 7.

В краеведческом музее

Приложение 8.

Экспозиция о пионерах Сатки

Приложение 9.

Бабушка рассказывает….

Моя бабушка - пионерка

Торжественная линейка, посвященная приему в пионеры 1957 год

Приложение 10.

Тимуровцы Сулеинской школы

Приложение 11.

Интервью с Л.П.Волгутовой

(организатор в 1981-1988 г.)

Приложение 12.

1 класс осенью 1942 года

Приложение 13.

Во дворе школы

Новогоднюю елку установили во дворе школы 1943 год

Приложение 14.

Встреча с Л.Т.Космодемьянской

Август 1966 года, ученики 6В класса на встрече с мамой Зои Космодемьянской.

Приложение 15.

Моя мама – пионерка

Мой дядя Ильин Дмитрий Моя мама Лапшина (Ильина) Евгения

Пионеры 6 «А» класса средней школы №14

Приложение 16

Спортивные достижения

Приложение 17.

Фестиваль союзных республик

Октябрь 1982 года, ученики 4 «Б» класса на фестивале союзных республик представили Киргизскую ССР.

Приложение 18.

Зарница

Зарница 16.02.1975 года, 7 Д класс школы № 14.

Приложение 19.

Место для костра

Костер на снегу. Повара готовят обед.

Приложение 20.

Санитары

Зарница 16.02.1983 года, 6 Б класс школы № 14.

Приложение 21.

Штурм крепости

Зарница 25.02.1984.

Приложение 22.

Рассказываю в классе

26

Просмотров работы: 170