Трансформация общинных традиций в современную жизнь сельского социума

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Трансформация общинных традиций в современную жизнь сельского социума

Степанов М.В. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Сосновская средняя общеобразовательная школа"
Привалов А.Н. 1
1МКОУ "Сосновская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последние десятилетия интерес к истории крестьянской общины значительно вырос. Не только маститые представители исторической науки (Кучумова Л.И., Бабашкин В. И др.), но и рядовые граждане современного общества задумываются о роли и предназначении крестьянской общины в жизни человека, особенно современного сельского жителя.

Имманентно община не имеет тенденции к переходу путём накопления качества общинной жизни в принципиально иное состояние. Но община способна меняться под влиянием внешних условий: государственной политики, социально-экономического развития, становления нового менталитета, внешнего идеологического влияния и пр.

Внешние условия могут разрушать общину (столыпинская аграрная реформа, развитие капитализма в целом), либо начать обратный процесс её возрождения, расширять её функции, вплоть до придания ей функций самоуправления.

Актуальность данной работы оценивается тем, что при глобальных изменениях всех сфер общественной жизни в современных условиях, вековые традиции, обычаи и законы крестьянской общинной жизни сохранили свою жизнеспособность и адаптивность. В настоящее время вопрос о стабилизирующей роли сельской общины, как института, влияющего на формирование и наследование народных традиций, остаётся актуальным и малоизученным.

Цель нашей работы заключалась в том, чтобы выявить основные пути трансформации общинных порядков и их экстраполяции на современные условия жизни.

Задачи нашей работы:

Изучить основные исторические условия становления крестьянской общины и выявить её влияние на формирование менталитета крестьянского общества;

Представить оценки наиболее ведущих исследователей крестьянской общины об её положительном и негативном влиянии на крестьянское общество;

Оценить пути трансформации общинных порядков в современную жизнь сельского социума, в работу органов местного и ученического самоуправления, в повседневную жизнь подростков и молодёжи;

Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Результатом нашей работы должно стать понимание, что учащаяся молодёжь должна и может определять политический климат в государстве. Нам здесь жить, учиться и учить детей, брать власть в свои руки и определять степень ответственности за принимаемые решения. А традиции управления «миром», общиной позволяют обрести демократические навыки, способствовать развитию нас, как личностей, и России в целом.

Объектом исследования мы определили крестьянскую общину.

Предметом исследования стала трансформация общинных законов, традиций, обычаев в современную жизнь сельского жителя, в том числе в подростковую и молодёжную среду.

Гипотезой исследования следует считать, что в современных условиях жизни при взаимодействии всех институтов гражданского общества, общинные традиции и обычаи помогают эффективности и преемственности субъектов социума с государственной властью?

При работе над темой нами были привлечены многочисленные источники: библиографические, исторические, источники права, источники социальной информации, собственный социальный опыт.

Например, при анализе деятельности крестьянской общины мы извлекли весь материал, изложенный в учебниках истории. В хрестоматии «Утопический социализм в России» (1833-1883) мы познакомились с высказываниями о крестьянской общине А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. Среди публицистических произведений не оставили равнодушными «Письма из деревни» А.Н.Энгельгардта. Научные монографии у нас были в распоряжении: это работа Людмилы Ивановны Кучумовой «Сельская община в России» (вторая половина XIX века)», работа Павла Николаевича Зырянова «Столыпин без легенд». Активно использовали интернет-ресурсы.

При исследовании заявленной темы мы использовали следующие методы:

- аналитико – синтетический метод;

- ретроспективный метод;

- метод сравнительно-правового исследования;

- метод экстраполяции и сравнительно-исторический метод;

- метод социологического исследования и наблюдения.

Набор данных методов позволил установить соответствие исследования заявленной проблеме.

Община стала основной формой организации крестьянства в нашей стране, она обеспечивала крестьянам выживание в исторических перепитиях, способствовала накоплению социально-значимых качеств жизни и передаче их от поколения к поколению.

История общины – это во многом отражение истории в целом. Именно поэтому её изучение так важно для осмысления всего исторического процесса в прошлом, настоящем, будущем.

Историко-функциональная деятельность крестьянской общины.

Нам говорили всегда, что общинный строй некое архаичное первобытное явление, исчезнувшее после развития «семьи, частной собственности и государства», как писал Ф.Энгельс. Но почему, вопреки предписанию классика, община вдруг всплыла из исторического небытия в виде такой мощной, всевластной структуры? Может не было этого небытия? Тогда что было? Где сформировалась община? Как?

Крестьянская община в России насчитывает многовековую историю. Она является преемницей первобытной родовой общины. Именно она стала той формой организации крестьянства в нашей стране, которая веками обеспечивала выживание большей части населения, так и всего государства. История сельской общины как сословного института, руководившего всей жизнью деревни – хозяйственной, семейно-бытовой, общественной прослеживается со времен «Русской правды», своеобразного первого писаного государственного кодекса XII века. Община владела и пользовалась следующими земельными угодьями: усадебной и пахотной землями, сенокосами, выгонами для скота, участками леса, землями под дорогами, пустошами, водоёмами, болотами и др. Землепользование и землевладение были для общины задачей первостепенной. Социально-хозяйственное единство сельской общины особенно ярко проявлялось в том, что некоторые работы её члены выполняли сообща, «миром». Виды и способы организации таких работ были разнообразны: страхование форс-мажорных рисков, временной нетрудоспособности членов общины, огневых рисков, страхование на случай неурожая, а также организация яслей, помощь престарелым и немощным, забота о сиротах и др. К общественным работам относилось устройство мостов, ремонт дорог, колодцев, организации плотин на ручьях для поения коров в летний период и т.д.

XVI – XVII вв. положили начало трансформации общинной организации. Она испытала суровые испытания: неурожаи, всеобщий голод, отход крестьян для организации новых общин в Поволжье, на русском Севере, Урале, Сибири. Положение крестьян оставалось тяжёлым и в XVIII веке, Крепостное право, правительственные распоряжения низводили крестьян до положения рабов. Истязания помещиков были безмерны, они охотно торговали «живым товаром».

В законах 1861 года община была оформлена как сельское общество. Высшим органом сельского общества был сход, который решал важные дела и избирал сельского старосту.

9 января 1906 года был издан указ о свободном выходе крестьян из общины, положивший начало Столыпинской аграрной реформе. П.Н. Зырянов в работе «Столыпин без легенд» пишет: «К 01 января 1916 года из общины вышло около 2, 5 млн. крестьян с 17 млн. десятин земли. Это составило 26% от общинных дворов и 15% общинного землевладения» [ 1.].

Положительные установки общинных отношений, формировавшиеся и успешно пережившие различные формации (феодализм, капитализм) сумели проявить себя и в советское время. С одной стороны, при умелом учёте и использовании общинная психология становилась реальным рычагом повышения эффективности колхозного производства. С другой стороны, деревенские жители, огромной массой влившиеся в индустриализацию «всей страны», привнесли свой общинный характер и в производственные коллективы. Героизм и самоотверженность тружеников первых пятилеток, сделавшие Россию и другие республики за короткий период времени общепризнанной промышленной державой, были бы невозможны без опоры на общинный менталитет.

1.Зырянов П.Н. Столыпин без легенд,с.26-27

Сегодня общины, как структурного подразделения сельского поселения, нет. Однако она оставила богатое наследство, наложив отпечаток на многие стороны русской жизни, проявляясь и в быту, и в характере, и в социальных отношениях.

Позитивное и негативное влияние общины на крестьянское общество.

В XIX–XX вв. не утихали споры вокруг общины . Что она — зло или благо России ? Этот вопрос особенно остро вставал в моменты потрясений и перемен в стране. К сторонникам общины относились славянофилы, считавшие, что она удерживает крестьянина от пролетаризации, защищает от разорения, народники, находили в ней зародыш демократических отношений, возможность перехода к новым формам государственного правления. Многие государственные деятели, стоявшие на охранительных позициях, так называемые консерваторы, считали ее благом.

К числу противников общины относились разного рода реформаторы, в том числе и такие государственные деятели, как П. А. Столыпин, видевшие в ней тормоз развития новых отношений, капитализма, препятствие на пути прогресса в области сельского хозяйства, не дававшее ему развиваться нормально и в полную силу. Министр финансов С. Ю. Витте полагал, что «общинное владение есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм — в индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается и, в особенности, искусственно, как это было у нас, то народ и государство хиреет. Теперешняя жизнь народов вся основана на индивидуализме, все народные отправления, его психика основана на индивидуализме» [2.]

2.Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х т.. т.1.,с.

Не одобряли общины и большевики. По их мнению, она отвлекала крестьянина от участия в революционном движении, привязывая его к земле и давая ему видимость защиты. В трудах В. И. Ленина содержится много критических и резких высказываний в ее адрес: землевладение в России «загоняет крестьян, точно в гетто, в мелкие средневековые союзы фискального, тяглового характера, союзы по владению надельной землей, т. е. общины ». Из-за нее «в деревне задерживалось развитие и производительных сил, и общественных отношений, поддерживались традиции косности, забитости и одичалости»[3].

Споров и мнений, за и против, было много. Не затихли они и по сей день. Парадокс же заключается в том, что в той или иной степени правы были все. При изучении культурных особенностей различных народов исследователь всегда сталкивается с проблемой двойственности и противоречивости всех явлений. «Что такое хорошо и что такое плохо?», смог разграничить только В.В. Маяковский в известном стихотворении. В жизни, как правило, все перемешано. А дать оценку — плохо или хорошо — подчас бывает вообще невозможно.

Трансформация общинных порядков в современную жизнь.

Законы 1861 г. утвердили единое для всех владельческих крестьян общинное устройство. Община была преобразована в сельское общество, которое официально стало рассматриваться как исключительно хозяйственная единица. Но и до этого времени именно в сельских, деревенских общинах сосредоточивалась жизнь крестьян, а на сельских, деревенских сходах принималось большинство решений. Самое существенное изменение, которое принесла реформа, состояло в том, что значение формальной структуры сельской общины повысилось, а неформальной — понизилось.

3. Ленин В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т.1. – с.61-62

В сельских сходах, по-прежнему, принимали участие все дворохозяева, пользовавшиеся долей общинной земли. Они собирались, как прежде, по мере надобности, но их деятельность была определена законом. Переименование общины в сельское общество имело глубоко символическое значение: оно знаменовало создание правовых предпосылок для превращения сельской общины из общности в общество. Однако сам по себе процесс не мог в одночасье радикально трансформировать сельскую общину из общности в общество. Это требовало времени, но именно этот процесс лежал в основе всех изменений в пореформенной деревне. Новые объективные условия жизни в деревне также имели значение для изменений в общинном строе. Возникло и быстро увеличивалось аграрное перенаселение. Рост малоземелья заставлял крестьян, с одной стороны, интенсифицировать свое хозяйство, что усилило развитие рыночных отношений в деревне, с другой стороны, искать заработки на стороне, что стимулировало переключение крестьян на другие занятия — торговлю, кустарную и фабричную промышленность, отхожие промыслы. Благодаря втягиванию крестьян в рыночные отношения, развитию связей с городом и промышленностью социальная структура деревни мало-помалу трансформировалась, появлялись богатые крестьяне, которые были менее склонны считаться с общинными традициями, стал развиваться индивидуализм, каждое новое поколение крестьян все менее слушалось стариков и все более хотело жить самостоятельно. Таким образом, новые правовые условия жизни сельской общины, с одной стороны, и объективные условия ее существования, с другой — способствовали ее преобразованию в общественную корпорацию.

Сельская община развивалась противоречиво: одни ее функции и принципы совершенствовались, другие — атрофировались, третьи — оставались без изменения; одни крестьяне поддерживали традиционные устои, другие — были ими недовольны и хотели их перестройки, третьи — проявляли индифферентность.

При анализе источников, связанных с исследованиями общинной жизни, нами были установлены функции и принципы деятельности общины. Функции - (регулятивная, производственная, финансово-податная, правотворческая и судебная, полицейская, представительская, социальная защита, культурно-воспитательная, религиозная).

К принципам деятельности общины относятся:

    •  

«кто не работает, тот не ест»;

    •  

умеренность в труде, запрещение работы в праздники;

    •  

гарантия и на землю и достойное существование;

    •  

традиция помощи нуждающимся;

    •  

приоритет общинных интересов над личными;

    •  

достижение консенсуса (согласия);

    •  

коллективизм и солидарность;

    •  

участие в общественных делах;

    •  

уважение и признание авторитета старших;

    •  

выдвижение молодых и талантливых членов общины для карьерного роста;

    •  

уравнительность;

    •  

регулирование личных и внутри семейных дел;

    •  

ориентация на обычаи и традиции.

Некоторые вопросы жизни сельского социума через призму молодёжного движения.

Сельский социуммикросоциум, действующая общность, включающую в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации.

Молодёжь живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной культуры, его движения.

Условия жизни в целом создают предпосылки для организации молодёжи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей.

Расцвет формирования неформальных групп (на фоне действующих комсомольских организаций, пионерских отрядов, октябрятских групп, отрядов тимуровцев и др.) приходится на послевоенный период. Хочу подчеркнуть, что включенность молодёжи в данные неформальные объединения не всегда является выражением агрессии, жестокости, цинизма, ненависти к окружающему миру. На наш взгляд, это всего лишь средство протеста против равнодушия взрослых, общества к проблемам молодёжи, самим детям.

В отличие от объединений молодёжи на Западе, городских объединений молодёжи, сельская молодёжь объединяется в группы скорее не для выражения протеста, а для удовлетворения потребности в общении, для совместного проведения досуга, а иногда – для простого выживания в кризисное время.

Важнейшая функция неформального молодёжного движения быть проводником в общественной жизни. С одной стороны, это поколенческие зоны общественной жизни социума (родители, учителя, старшие и младшие поколения). С другой стороны, это местные, региональные социально-экономические и политические структуры власти.

Однако довольно сложно разграничить дела собственно общинные (характерные для местного сельского социума) и дела органов местного самоуправления, порученные для исполнения общинам.

Например, в последние годы проблема экологического благополучия места проживания становится актуальной не только для жителей населённого пункта, но и конкретного человека. Каждый житель научен видеть красоту, но не каждый способен её создать, сохранить и приумножить. Красота должна сопровождать человека повсюду: дома, на улице, во взаимоотношениях с окружающим миром. Находясь в стенах школы учащийся познает красивые мысли и поступки, стремится совершать красивые дела. Задача школы заключается в том, чтобы выпускник школы не переставал этим заниматься на протяжении всей своей жизни. В ходе анализа мониторинговых исследований на предмет благоустройства и безопасности места проживания, выяснилось, что существует глубокое противоречие между запросами учеников, их родителей, педагогов на красоту и безопасность и теми условиями, в которых они живут.

Для решения данного противоречия необходимо самим ребятам разработать и реализовать предложения по благоустройству и безопасности своего села. Мы решили, что охватить всю территорию села невозможно, поэтому в 2017 году решили заняться благоустройством школьной территории, обелиска и близлежащих к школе улиц. (Приложение.Рис.1,2,3)

В пространстве неформального общения возможен первичный самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёров. Проводя исследования в определении приоритетов сельской молодёжи, в том числе и школьников, мы пришли к выводу, что склонности к участию в неформальных группировках есть и у части наших обучающихся. И это хорошо, ведь многие неформалы участвуют в объединениях, способствующих саморазвитию, как физическому и духовному. ( Братство Православных Следопытов, участие в творческих коллективах, любительских объединениях и т.д).

В состав Братства православных следопытов (БПС) входят подростки приходов трёх храмов города Екатеринбурга, а также православных храмов села Сосновского Каменского района, села Брусянское Белоярского района, поселков Ключи и Двуреченска Сысертского района и др. (Приложение.Рис.4)

Ясно, что подростки (а нас в селе таких 6 человек -4 юношей и 2 девушки) в составе военно-патриотического отряда занимаются спортом и трудом, поисковой деятельностью, ходят в походы.

«Хочу сказать, что быть скаутом легко!. Подумаешь на брюхе ползать, бревно нести, спать три часа, лезть в горы, кушать из кружки суп ножом, спать в мокром спальнике рядом с храпящим соседом, отжиматься по сто раз на дню… Главное – весело и полезно!», - это слова Жени Соломеина.

«- Главное, довести подростка до первого похода, а после него он уже точно ваш», - говорит руководитель штаба БПС Всеволод Кривцов. К настоящему времени в отрядах установилась стабильная работа. Ребята учат историю скаутинга и военную подготовку, осваивают принципы самоуправления, постигают Закон Божий и практические навыки выживания в полевых условиях. Такие ребята не пойдут заниматься вандализмом, употреблять наркотики, к примеру. Или воровством. И его точно не смогут использовать нечистоплотные политиканы на митингах в свою поддержку. Сродни этому и организация волонтёрского движения. Одним из принципов деятельности общины является принцип организации помощи. В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. (приложение. Рис.5,6).

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Хочется привести в качестве примера деятельность известного нам А.Н.Энгельгардта, который с 1885 года стал выступать за выдвижение на первый план «общественной» работы в крестьянской общине. Эта работа была направлена на реализацию и пропаганду социально-хозяйственного и социокультурного (как сейчас говорят) уклада: превращения села и сельской округи, как он выражался , в культурно-хозяйственное гнездо. В советское время появились свои праздники. Современная история России насчитывает свои праздники. Используя традиции общинной жизни, мы воссоединили их и на нашей территории действует Годовой календарный круг – цикл праздников, разделённый на народные обрядовые праздники, государственные, традиционные (Покровская ярмарка, например).(Приложение.Рис.7)

Но есть течения, которые способны существенно влиять на психику подростка и привести к неожиданным последствиям.

Напомним, что в последнее время в СМИ появляются сообщения о том, что старшие подростки активно включаются в политические игры взрослых людей. Безусловно, у подрастающего поколения должна быть своя площадка для политических действий. Хотим напомнить, что здесь важна работа органов самоуправления в школе. Если необходима политическая практика, участвуй в выборах Совета старшеклассников, проводи дебаты. Приведём высказывание Министра образования и науки РФ Ольги Юрьевны Васильевой на сей счёт «Любой человек живёт не в вакууме, он живёт среди людей, тем более наши школьники. Подростки, взрослые школьники, конечно, интересуются политикой. Думаю, здесь нужно вести вдумчивые разговоры, многие вещи просто объяснять». (приложение. Рис.9,10)

Проблема наркомании сложна и вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем. Растущая озабоченность данной проблемой пока ещё не нашла должного отражения в общественном сознании. Профилактика наркомании – это набор мероприятий всего социума по предотвращению проблем, связанной с употреблением наркотиков.

Заключение.

Мы понимаем, что впереди нас ждёт интересная работа, и для более удачного её завершения нам необходимо максимальное количество единомышленников, поэтому для решения поставленных задач мы привлекли волонтёров, представителей власти, руководство хозяйствующих субъектов.

Данная работа рассчитана ни на один год. У нас много задумок, но главная проблема заключается в том, чтобы разумные начинания не заканчивались разовыми акциями, а также носили долгосрочный характер.

Актуальность нашей работы не вызывает сомнения. Поскольку данная проблема затрагивает каждого из нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Во – первых, наш Совет старшеклассников, освоив в ходе проекта навыки коллегиального управления, является инициатором проектов низовой самоорганизации, направленных на решение актуальных локальных задач. Во-вторых, трансформация общинных традиций и обычаев способствует развитию структур социума, направленных на самоорганизацию граждан по интересам. В-третьих, в ходе совместных действий мы обрели навыки взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений, что веками накапливалось нашими предками в рамках главной социальной ячейки – крестьянской общины.

Список литературы:

Витте С.Ю. Воспоминания / Вступительная статья, общая редакция, комментарии А.Л.Сидорова. – М.: Соцэкгиз, 1960.

Зырянов П.Н. Столыпин без легенд. – М.: Знание, 1991 – (новое в жизни, науке, технике. Серия «История»; № 8);

Кучумова Л.И. Сельская община в России (вторая половина XIX в.). – М.: Знание, 1992. (новое в жизни, науке, технике. Серия «История»; № 1);

Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Избранные произведения: В 3-х т. Т.1. –М.: Политиздат,1980

Огоновская И.С. Азбука исследователя / серия «СОКРАТ»: / под ред.И.С.Огоновской. – вып.1. – Екатеринбург: Сократ, 2008.

Утопический социализм в России. Хрестоматия. – М.: Издательство политической литературы, 1985.

Чернышова О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2015.

Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем 1872-1887. /отрывки из книги/ газета «история», №3, 2009.

Приложения:

   
 

Рис.1 Благоустройство школьной территории.

Рис.2 Уборка берега озера от мусора.

Рис.3 Обелиск в селе –зона нашей заботы!

 

Рис.4 Храм Рождества Христова в с.Сосновском, при котором работает Отряд Православных Следопытов

   

Рис.5. После трудов «праведных»! Отдых.

Рис.6 «Тяжело в учении, легко в бою!»

 

Рис.7 Праздник на Покровской ярмарке.

 

Рис.9 Волонтерский отряд и акция «Георгиевская ленточка»

Рис.10 Выборы Президента Совета Старшеклассников

Просмотров работы: 333