Московская область в годы революционных событий и гражданской войны

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Московская область в годы революционных событий и гражданской войны

Исайчева О.И. 1
1Барвихинская СОШ
Будаева  В.Ш. 1
1Барвихинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Меня, как юного гражданина своей страны, всегда интересовало, что же для нашего поколения значит слово Родина? На что мы готовы ради своей страны?

Наверное, каждый из нас вслух произнесёт фразу: «На все»,- но ведь это будет не правда. В глубине души мы все знаем, что Родина для нас утратила ту значимость, которую имела для наших дедов и прадедов.

Поэтому, работая на уроках истории, мы не вслушиваемся в голос учителя, мы не пропускаем события через себя и остаемся абсолютно равнодушны к своему прошлому, к своим истокам.

Нам не интересно, мы не хотим, а зачем? Именно такие отговорки слышно от молодежи. Но ведь это не правильно. Не правильно не знать себя. Ведь, когда мы становимся старше, всегда оглядываемся назад, кто-то с удовольствием, кто-то с сожалением, но мы смотрим кем были и кем стали. Так и с историей, Она – это наше отражение. Поэтому историю следует изучать тщательно, в особенности такие ключевые моменты как: восстание Пугачева, смерть последнего из рода Рюриковичей, венчание на царствование первого из Романовых, и, наконец, Великую русскую революцию 1917 года.

Революция 1917 года – одно из самых значимых событий в истории государства Российского. Это то, о чем долгое время спорят историки, философы, литераторы. Это то, над чем следует задуматься. Потому что благодаря ей или из-за неё (тут каждый выбирает свою сторону) произошла смена политического режима в России, которая полностью изменила сознание русской нации, привнесла особые черты в культуру, вывела страну на новый мировой уровень на ряду с развитыми странами мира.

Проблема: влияние революционных событий и гражданской войны на судьбы жителей Московской области.

Гипотеза: если бы не было Великой Социалистической революции, то развитие Российского государства замедлилось на несколько веков.

Актуальность: Роль и влияние Великой русской революции на дальнейшую судьбу жителей страны является дискуссионным не только в самой России, но и за рубежом. Данная тема становится особо актуальной в связи с празднованием столетия Революции. Так же следует отметить, что особое внимание привлекает неоднозначное отношение российского народа к этой теме. Именно поэтому следует изучить данное направление, чтобы раз и навсегда ответить на вопрос: нужна была революция или нет.

Цель: доказать, что влияние каждой из революций и последовавшей за ними гражданской войны, было положительным для развития русской нации.

Задачи:

1) Проанализировать литературу по теме исследования.

2) Выявить причины, повлекшие за собой революцию и начало гражданской войны.

3) Сравнить жизнь жителей Московской области до и после данного события.

4) Провести социальный опрос на тему отношения разных социальных групп к революционным события в Московской области (молодежь, люди среднего возраста без специфического образования и люди с образованием, имеющим отношение к теме революции).

5) Сделать вывод на основе полученных данных.

Объект: Революция, как одно из решающих событий на пути к образованию Российской Федерации.

Предмет: Процесс исследования информации о революционных событиях и последовавшей за ними гражданской войне на территории Московской области.

Методы исследования:

1) Теоретическая (анализ литературных источников, а также материалов сети «Интернет»; обобщение полученного материала).

2) Эмпирическая (проведение социологических опросов, сравнительная характеристика на основе полученных данных).

Характеристика методов исследования:

1. Аналитическое исследование – это «самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты». Этот вид исследований очень часто используется на практике. Если в ходе описательного исследования устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования определяется, имеет ли обнаруженная связь причинный характер.

При проведении аналитического исследования обычно используется комплекс методов сбора информации. Так, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

2. Обобщение информации – формулирование выводов, закономерностей и законов на основе анализа событий и явлений.

3.Социологический опрос- это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

4. Сравнительная характеристика – процесс сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух (и более) объектов, выяснение, какой из двух (и более) объектов лучше в целом.

Разработанность проблемы: данная тема раскрывается в работахСуханова Н.Н., Зыгарь М., Петибриджа Р., Деникина А., Бердяева Н., Шульгина В.В., Набокова В., Ленина В.И., Троцкого Л., Рида Д.

Практическое применение: в данной работе представлено исследование проблемы влияния революционных событий на жизнь и сознание жителей Москвы и Московской области, а также представлен материал для формирования объективной точки зрения относительно поставленной проблемы. Приведенные данные могут быть использованы на уроках истории с целью ознакомить учащихся с краткой картиной исторических событий и их последствиями, а также с целью формирования собственного мнения ученика на основе приведенного материала.

Глава 1. Теоретическое исследование.

1.1 Революция 1905-1907 годов

Каждый из нас в ходе изучения обществоведческих и исторических источников так или иначе сталкивался с понятием «революция». Но что же это такое? Давайте рассмотрим несколько значений этого слова.

Во-первых, в широком смысле под революцией понимают коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Во-вторых, революция в узком смысле- это насильственный способ кардинального изменения существующей системы, который осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, имеющего власть, и остальных классов, стремящихся к завоеванию господства.

В начале XX века в истории Российского государства произошло немало событий, которые стали катализатором для коренного изменения существующего строя. Это и русско-японская война, и Первая Мировая война, и внутренние восстания, и революция 1905-1907 годов. Все это привело к одному решающему событию: 26-му февраля 1917 года. Эта дата- начало революционной эпопеи, итогом которой стало свержение монархии и начало гражданской войны. Но прежде чем прийти к ней, стоит познакомиться с более ранними событиями, повлекшими за собой столь кардинальные перемены существующего строя.

9 января 1905 года или как его еще называют «Кровавое воскресенье» стало непосредственным толчком революции. В этот день на улицы Петербурга вышло более 140 тысяч рабочих, их жен, детей. Они, в строгом порядке, колоннами двинулись к Зимнему дворцу с петицией к царю. Организатором этого шествия был Г.А, Гапон. Добраться до дворца у них не вышло. Дорогу им перекрыли войска и стали беспощадно расстреливать идущих людей. Официально в тот день погибло 130 человек. Неофициально: в двое больше. Люди, которые утром молились за здравие царя, начали стихийное восстание против царской власти. Как заметил М. Горький, 9 января на улицах Петербурга погибли не только сотни рабочих людей, на петербургских улицах был убит престиж Николай II. Вера в доброго царя рухнула бесповоротно.

«Кровавое воскресенье» вызвало всеобщий взрыв возмущения. Начались массовые забастовки, демонстрации, митинги в Петербурге, Москве, на Украине.

Осень 1905 г. Этот период является наивысшей точкой революции. Всероссийская Октябрьская стачка, начатая профсоюзом печатников, была поддержана многими другими профсоюзами. Царь издает манифест о даровании политических свобод и создании Государственной думы как законодательного органа.

Декабрь 1905 г. радикальное крыло РСДРП поддерживает вооруженное восстание в Москве. На улицах – ожесточенные баррикадные бои (Пресня). 11 декабря публикуется положение о выборах в 1 Государственную думу.

1906 г. – первая половина 1907 г. Спад революционной активности. Начало работы 1 Государственной думы (с кадетским большинством). В феврале 1907 г. созывается 2 Государственная дума (по своему составу - левая), но уже через 3 месяца она распускается. В этот период забастовки и стачки продолжаются, однако постепенно контроль над страной правительства восстанавливается

Первая революция сошла на нет, так и не добившись первоначальных целей. Хотя итогом революции 1905 - 1907 гг., носившей буржуазно-демократический характер, стал ряд серьезных преобразований, таких, как формирование Государственной думы. Политические партии получили право действовать на законных основаниях. Улучшилось положение крестьян, поскольку были отменены выкупные платежи, так же, им было даровано право на свободное передвижение и выбор места жительства. Но, они не получили в собственность землю. Рабочие завоевали право легально образовывать профсоюзы, сократилась продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках. Часть рабочих получила избирательные права. Национальная политика стала более мягкой. Однако, важнейшее значение революции 1905 – 1907 гг. заключается в изменении мировоззрения людей, что подготовило почву для дальнейших революционных преобразований в стране.

1.2 Революция 1917 года

Как я уже заметила, по-моему, в истории Российского государства было несколько действительно важных событий, изменивших ход развития. Пример такого события: 26 февраля 1917 года.

Поскольку революция 1905-1907 гг. не решила экономических, политических и классовых противоречий в стране, то она явилась предпосылкой февральской революции 1917 года.

26 февраля началось восстание. 27 февраля на сторону рабочих перешли солдаты Павловского, Преображенского и Волынского полков. Это решило исход борьбы: 28 февраля правительство было низложено. Выдающееся значение февральской революции в том, что это была первая в истории народная революция эпохи империализма, которая завершилась победой. В ходе февральской революции 1917 года царь Николай II отрекся от престола. В России возникло двоевластие, что стало своеобразным итогом февральской революции 1917 года. Москва в первой волне революции участие практически не принимала и являлась скорее сторонним наблюдателем, однако 14 марта новая власть была установлена и в ней, а в течении месяца по всей стране.

Февральская революция стала толчком к стремительному развитию революции в России. Пройдет не больше полугода и по всей стране разверзнется хаотическое движение рабочих. И во второй волне восстания Москва сыграет ключевую роль, вновь приобретя статус столицы государства.

«Вся власть советам!»,- именно этими словами начнётся самая широкомасштабная социально-политическая революция в истории России.

А уже 3 ноября был опубликован манифест Военно-революционного комитета Московских Советов рабочих и солдатских депутатов, который провозглашал в Москве власть Советов рабочих и солдатских депутатов, что послужило конечной точкой революции и начальным пунктом гражданской войны.

Так кончились бои в Москве, где небольшая группа молодежи пыталась самостоятельно, без руководства, без оружия и снабжения оказать сопротивление захватчикам власти и выступить на защиту законного правительства. Большинство этой молодежи, глубоко разочарованное поведением партийных вождей из Комитета общественной безопасности, вскоре потянулось поодиночке на юг, чтобы вступить добровольцами в армию генералов Алексеева и Корнилова, начавших под лозунгом Учредительного собрания борьбу за свободу в России.

1.3 Причины Революций

Революция 1905-1907 годов стала для России отправной точкой в коренных преобразованиях политической, гражданской, экономической сферы. Историки выделяют различные причины этой революции, однако главные из них:

    •  

сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны;

    •  

нерешенный рабочий вопрос;

    •  

национальный вопрос;

    •  

тяжелые условия службы солдат и матросов;

    •  

антиправительственный настрой интеллигенции;

    •  

поражение в Русско-японской войне.

По характеру революция 1905–1907 гг. была буржуазно-демократической. Главные задачи заключались в:

    •  

свержение самодержавия и установление конституционной монархии;

    •  

решение аграрного и национального вопросов;

    •  

ликвидация феодально-крепостнических пережитков.

Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание. Революция 1905–1907 гг. имела незавершенный характер.

Однако:

    1.  

в некоторой мере ограничила самодержавие;

    1.  

привела к учреждению законодательного представительства;

    1.  

провозглашению политических свобод, созданию политических партий;

    1.  

крестьяне в ходе революции добились отмены выкупных платежей.

Причины революции 1917 года:

    1.  

Одной из главных причин Октябрьской революции является классовое противоречие, которое к 1917 году достигло пика. Крестьяне (большая часть населения) не были удовлетворены реформами Столыпина, а также реформой 1861 года

    1.  

Солдаты и население были недовольны затянувшейся Первой мировой войной.

    1.  

Также сыграло свою роль национальное движение, которое начало свою деятельность еще в 1905 – 1907 гг.

    1.  

Усиление идей социалистов.

Итоги:

    •  

Победа большевиков;

    •  

Октябрьская революция разделила мир на два лагеря – социалистический и капиталистический;

    •  

Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество

    •  

Идеология православия сменилась коммунистической

    •  

Грамотность населения стала всеобщей

    •  

Полная централизация экономики.

1.4 Гражданская война 1917-1921 годов

Ученые выделяют 3 этапа гражданской войны. Первый этап продлился с октября 1917 г. по ноябрь 1918 г. Это время прихода к власти большевиков. С октября 1917 г. отдельные вооруженные столкновения постепенно переходят в полномасштабные военные действия. Характерно, что начало гражданской войны 1917 – 1922 гг., разворачивалось на фоне более масштабного военного конфликта – Первой мировой.

Второй этап датируется ноябрем 1918 – мартом 1920 гг. Именно в это время произошли решающие события гражданской войны. В связи с прекращением военных действий на фронтах Первой мировой и поражением Германии постепенно боевые действия на территории России утратили интенсивность. Но, в то же время, наступил перелом в пользу большевиков, которые контролировали большую часть территории страны.

Заключительный этап в хронологии гражданской войны продлился с марта 1920 по октябрь 1922 гг. Военные действия этого периода велись, преимущественно на окраинах России (Советско-польская война, боевые столкновения на Дальнем Востоке). Стоит отметить, что, существуют и другие, более подробные, варианты периодизации гражданской войны.

Окончание гражданской войны ознаменовалось победой большевиков. Важнейшей ее причиной историки называют широкую поддержку народных масс. Серьезно повлияло на развитие ситуации и то, что ослабленные Первой мировой войной, страны Антанты не смогли скоординировать свои действия и нанести удар по территории бывшей Российской империи всеми силами.

Глава 2. Практическое исследование.

2.1 Сравнительная характеристика уровня жизни до и после революции 1905-1907 годов

Название

До революции

После революции

Заработок

В среднем же по Империи месячный заработок рабочего в 1900 году составил 16 руб. 17 с половиной коп. При этом верхняя граница заработка поднималась до 606 рублей (50,5 руб. в месяц), а нижняя опускалась до 88 руб. 54 коп. (7,38 руб. в месяц).

Однако после революции 1905 года и последовавшей за ней некоторой стагнации с 1909 года заработки стали резко расти. У ткачей, например, заработная плата выросла на 74 %, а у красильщиков – на 133 %, но что скрывалось за этими процентами? Зарплата ткача в 1880 г. в месяц составляла всего 15 руб. 91 коп., а в 1913 г. – 27 руб. 70 коп. У красильщиков она выросла с 11 руб. 95 коп. – до 27 руб. 90 коп. Гораздо лучше обстояли дела у рабочих дефицитных профессий и металлистов. Машинисты и электрики стали зарабатывать в месяц по 97 руб. 40 коп., высшие мастеровые – 63 руб. 50 коп., кузнецы – 61 руб. 60 коп., слесари – 56 руб. 80 коп., токари – 49 руб. 40 коп.

Продолжительность рабочего дня

14 июня 1897 года был издан декрет, ограничивавший рабочий день индустриального пролетариата по всей стране законодательной нормой в 11,5 часа в сутки. К 1900 году средний рабочий день в обрабатывающей промышленности составлял в среднем 11,2 часа, а к 1904 не превышал уже 63 часов в неделю (без сверхурочных), или 10,5 часа в день. Таким образом, за 7 лет, начиная с 1897 г., 11,5-часовая норма декрета на деле превратилась уже в 10,5-часовую, причем с 1900 по 1904 г. эта норма ежегодно падала примерно на 1,5%.

Продолжительность рабочего дня на протяжении всех лет, вплоть до революции 1917, колебалась в пределах 10 часов в сутки.

2.2Сравнительная характеристика уровня жизни до и после революции 1917 года.

Название

До революции 1917 года

После революции 1917 года

Просвещение.

В 1897 году в России был 21% грамотности. Тяжелее всего приходилось начальной школе. Россия тратила на образование в начале века всего 43 копейки. В начале века выходило 125 легальных газет.

В 1917 году процент грамотности увеличился до 30%. Также началось увеличение ассигнований на начальное образование. Произошло это после принятия закона об обязательном образовании. После 1913 число газет и журналов достигло 2000 тысяч.

Социальная Политика

Ущемление прав рабочих и крестьян. Ненормированный рабочий день. Несоблюдение прав граждан. Сильное влияние церкви на массы.

Принятие конституции в 1918 году позволило рабочему движению впервые за всю историю обрести права, не ущемляющие их. Устанавливается 8-часовой рабочий день. Назначается выплата пособий по безработице и болезни. Страна переходит на новый календарь. В это время происходит отделение церкви от государства, что приводит к ослаблению цензуры. Уравниваются сословные права.

2.3Сравнительная характеристика уровня жизни во время и после гражданской войны.

Название

Во время Гражданской войны

После Гражданской войны

Социальная политика

Полная национализация предприятий, земли, собственности. Централизация экономики. Продовольственная диктатура. Натурализация хозяйственных отношений. Введение всеобщей трудовой повинности. Создание армий на основе рабочей и крестьянской силы. Гибель 8 миллионов человек от боев, голода, болезней, красного и белого террора. Еще 2 миллиона эмигрировало.

Сохранение суверенитета и государственности России. Принятие «Земельного кодекса», позволявшего крестьянам выходить из общины. Ослабление централизации. Отмена карточно-продуктовой системы. Восстановление экономики, новое направление развития. Возрождение почти распавшейся денежной системы. Снизились размеры налогов. Ослабление цензуры. Возвращение народа из эмиграции. Увеличилась численность рабочего класса в два раза. Провозглашение курса на индустриализацию.

2.4 Социальный опрос на тему значимости революции для развития государства и Московской области в частности.

Мною были опрошены учащиеся 9-11 классов МБОУ Барвихинской сош в количестве 62 человек.

1. Опрос на тему: «Как вы считаете, необходима ли была Великая Социалистическая Революция для развития нашего государства?»

Вывод: на основе данной диаграммы можно сделать вывод, что в целом большая часть опрошенных считает, что Социалистическая революция была необходима России. Но более объективная и уверенная оценка поступает от категории людей со специальным образованием

2. Опрос на тему: «Как вы думаете, революция 1917 года положительно повлияла на развитие России или отрицательно?»

Вывод: эта диаграмма показывает, что более половины опрошенных от общего числа указывают на то, что революция 1917 годы имела положительное влияние на развитие культурных ценностей, экономики, государственности.

3. Опрос на тему: «Как вы считаете была возможность предотвратить гражданскую войну 1917-1921 годов?»

Вывод: исходя из этой диаграммы, можно сказать, что люди единогласно проголосовали за то, что гражданскую войну можно было предотвратить.

4. Опрос на тему: «Жизнь рабочего народа после образования СССР стала лучше или наоборот ухудшилась по сравнению с дореволюционными годами?»

Вывод: подводя итог опросу, я задала главный вопрос: «Лучше или хуже стала жизнь после всех этих событий?». И вот на этом слайде мы видим , что в целом россияне считают, что жизнь после образования СССР стала намного лучше и в экономическом и в социальном плане, ну и, конечно же, в культурном!

Заключение

Как мы видим на диаграммах выше, общее мнение общества склоняется все же к тому, что данные события были необходимы для дальнейшего развития России. Но что же в итоге от этого приобрел народ Москвы и Московской области?

Во-первых, это восстановление исторического статуса столицы государства.

Во-вторых, больше половины населения приобрело свободу от помещичьего гнета. У них появилась возможность получить образование и стать полноценными членами общества.

В-третьих, Октябрьская революция дала возможность, я бы сказала толчок для преодоления межгосударственных барьеров, вывела страну на один уровень с развитыми государствами Европы и Америки во второй половине XX века.

И в-четвертых, революция показала, что сила русского народа в единстве! Именно поэтому, Россия гораздо позже, в 1945 году, победила фашистов.

Да, гражданская война, братоубийство, страшное дело. В те годы погибло почти 13 миллионов человек, но их гибель не была напрасной. Ценой их жизней и смертей была написана новая история великого государства!

Список литературы:

1. Бердяев Н. «Истоки и смысл русского коммунизма», 2006г.

2. Деникин А. «Очерки русской смуты. Белое движение и борьба Добровольческой армии.», 2012г.

3. Зыгарь М. «Империя должна умереть», 2017г.

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 35. Октябрь 1917 – март 1918 гг., 1974г.

5.Набоков В. Временное правительство. Большевистский переворот. 1923 г.

6.Петибридж Р. Русская революция глазами современников. Мемуары победителей и побежденных 1905-1918 гг., 2006 г.

7. Рид Д. Неизвестная революция. Сборник произведений.

8. Суханов Н.Н. Записки о революции. 1921 г.

9. Троцкий Л. Моя жизнь. 2012г.

10. Шульгин В.В. Дни России и революции 1917 г., 2015 г.

Приложения 1

Лозунги революций

Просмотров работы: 100