История школы Соловецких юнг или мальчики с бантиками

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История школы Соловецких юнг или мальчики с бантиками

Габулов  Д.В. 1
1АНО "Павловская гимназия"
Едомина Г.Н. 1
1АНО "Павловская гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность выбранной темы

На выбор моей темы повлияла повесть В.С. Пикуля « Мальчики с бантиками», которую я прочел на одном дыхании. Повесть автобиографичная, В.С. Пикуль рассказывает о себе и своих товарищах, ведь он и есть Савка Огурцов - юнга первого набора. Это книга о мальчишках, обыкновенных детях, которые живут в необычное и страшное время - время Великой Отечественной войны. Ребята, которые должны играть в футбол, кататься на велосипедах, сидеть за партами, очень рано вступают в мир взрослых. Очень разные, они в тоже время, похожи в одном - эти дети мечтают попасть на море. Они уже видят себя матросами линкоров и крейсеров. И не важно, что кто-то из них и моря-то ни разу в жизни не видел. Не важно и то, что одни сироты, а у других есть семья, - море объединит их в новую семью, и короткий период учебы в Соловецкой школе юнг станет самым запоминающимся моментом жизни. Школа Юнг на Соловецких островах станет их домом. И когда я узнал, что летом 2017 года , отмечался 75 - летний юбилей школы Соловецких юнг, я решил подробнее узнать об этих ребятах военных лет.

Юнги были моими ровесниками, кому-то 15-16 лет, а кому и 12, и даже 11 лет.

Меня заинтересовало как подростки в годы войны могли стать юнгами, поступить в эту школу, что нужно было для этого, каковы были условия поступления в школу, какими специальностями они овладевали, какие школьные предметы изучали, каков был их быт, распорядок дня и условия проживания. То есть самые обыденные вопросы.

И естественно, что очень интересно было узнать об участии этих ребят в военных операциях Великой Отечественной войны, на каких флотах они воевали, типах судов. Есть ли среди них известные, герои войны, как сложилась их дальнейшая судьба. Что стало с школой Юнг, когда закончилась война.

Когда в 2013 году отмечалось 70-летие Соловецкой школы юнг, то на юбилейную встречу на Соловки смогли приехать 48 ветеранов, самым молодым из них было за 80. Летом же 2017 на 75-летний юбилей приехало уже только 19 ветеранов из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромской и Свердловской областей, Пермского края и Латвии. И им уже по 90, а некоторым и того больше. К сожалению, годы идут, они не щадят никого, ветераны уходят от нас. А так хочется чтобы о них помнили и знали, об этих мальчишках, которые воевали и погибали, и особенно мои одноклассники, которые , к сожалению, почти ничего не знают об этой странице Великой Отечественной войны, как я выяснил входе проведенного опроса среди учащихся в своей параллели. Вот поэтому я и решил взять эту тему.В СМИ , интернете - можно на различных сайтах найти разрозненную информацию о школе юнг. Но она представлена очень скупо и в основном оформлена в черно-белых тонах, если есть фотографии в этих статьях, то они именно такие. Можно увидеть короткие презентации, а полноценной современной большой книги , с красочными иллюстрациями, нет. Если есть книги –то они написаны давно. А я хотел сделать яркую, иллюстрированную , и по возможности цветную книгу о Соловецких юнгах. Они это заслужили! Чтобы она была интересна и младшим школьникам, так как в ней можно рассматривать картинки, цветные фотографии, и чтобы текст был серьезный, но интересный. Поэтому в ходе работы должен быть информационно- иллюстрированный фото- альбом, который станет доступен для понимания как школьникам средних классов, так и будет интересен старшеклассникам по своему содержанию.

Цель проекта

Разработать и создать книгу-альбом « История школы Соловецких юнг или мальчики с бантиками», которая станет наглядным пособием для изучения одной из тем о Великой Отечественной войне.

Тип проекта

Информационный, практико-ориентированный.

Задачи

  • Выбрать из различных источников необходимые сведения о Соловецкой школе юнг; отсортировать их в соответств
  • Оформить собранную информацию в соответствующем информационном виде (с дальнейшей версткой книги, фото-альбома).
  • Представит книгу на уроке, по теме Великая Отечественная война в 5 модуле, после майских праздников.
  • Выступить на заключительном туре открытой конференции по проектно - исследовательской работе «Старт в будущее», в нашей гимназии, со своей книгой по названной теме.

Основная часть.

В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, по приказу наркома Военно-Морского Флота СССР адмирала Н.Г. Кузнецова на Соловецких островах была создана уникальная Школа юнг, явившаяся прообразом Нахимовских училищ. Воспитанниками Школы стали мальчики 14–16 лет, добровольцы. Соловецкая школа юнг- это была не просто школа юнг, а самостоятельная, самая молодая по возрасту воинская часть, имеющая Боевое Знамя в годы Великой Отечественной войны. Суворовские училища были созданы спустя год, а нахимовские – только через два года. За короткое время своего существования школа юнг подготовила 4111 специалистов самых разных морских специальностей, и мальчишки встали на боевые посты на кораблях вместо ушедших в морскую пехоту кадровых моряков. Более трехсот юнг были награждены во время войны боевыми орденами и медалями, семеро получили ордена Красного Знамени, Володя Моисеенко удостоен звания Героя Советского Союза, а Коля Яковлев стал участником легендарного парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.

1.Создание школы Соловецких юнг.

Мечта носить бескозырку и матросскую тельняшку была свойственна ребятам той поры. В ответ на многочисленные заявления подростков направить их на фронт, ЦК комсомола обратился к правительству с просьбой о создании школы юнг. Уже в мае 1942 года, в самое трудное для страны время, когда экипажи боевых кораблей нуждались в пополнении, по приказу наркома Военно-Морского Флота адмирала Н.Г.Кузнецова была организована школа юнг с дислокацией на Соловецких островах: «Школу укомплектовать юношами в возрасте 15-16 лет, исключительно добровольцами». Почему именно тогда , в 1942? Июль 42 года проходил в ожесточённых схватках с врагом. Тяжёлые, кровопролитные бои шли на Севастопольском участке фронта, на Курском направлении, в районах Воронежа, Новочеркасска, Ростова. Совсем скоро должна была начаться битва за Сталинград. Создание школы юнг обосновывалось необходимостью подготовки специалистов флота. Дело в том, что характер войны потребовал использования моряков на сухопутных фронтах; так вот юнги должны были заменить на кораблях тех моряков, которые ушли на берег, в морскую пехоту, хотя бы частично. Широкого оповещения о наборе в школу не было, потому что опасались излишнего энтузиазма среди подростков и массовых побегов на флот. Набор производился по специальной разнарядке ЦК ВЛКСМ в г. Москве и еще восьми областях. Всего планировалось набрать 1,5 тыс. юношей 14-15 лет, имевших 6-7 классов образования. Несмотря на все меры секретности желающих всё равно было очень много, конкурс был велик. Так в Москве при разнарядке 500 мест, на первый набор было подано 3500 заявлений всего за несколько дней. Городские и районные комитеты комсомола осаждали тысячи мальчишек, стремившихся поступить в Школу юнг ВМФ.

2.Условия приема в школу юнг и основные флотские специальности.

Уже при поступлении в Школу мальчишки сталкивались с трудностями, а иногда и с крушением всех надежд. Для начала кроме заявления нужно было предоставить: 1) выписку из ЗАГСа о рождении; 2) справку о состоянии здоровья; 3) справку об образовании; 4) автобиографию; 5) справку с места работы о согласии отпустить (если кандидат работал).

Преимуществом при поступлении в Школу юнг пользовались сыновья рядовых, старшин и офицеров ВМФ и Красной Армии, воспитанники детских домов, а также опекаемые дети. Отсев кандидатов происходил, в основном, по причине непригодности к службе на флоте по медицинским показаниям (слабые слух, зрение, низкий рост).

Комплектование будущих Юнг осуществлялось под Архангельском, на острове Бревенник. Сотни мальчишек Московской, Кировской, Свердловской, Горьковской, Ярославской, Куйбышевской, Саратовской и других областей по зову сердца, по путёвкам комсомола прибыли сюда, чтобы поступить в школу юнг. На медкомиссию явился и уроженец одной из деревень Холмогорского района Архангельской области Гена Вершинин. Претензий по здоровью к нему не было, но был недовес, о чём военврач доложил представителю школы. Капитан 3 ранга посмотрел документы и с восторгом воскликнул: "О, да это помор! Человек надёжный. Такого берём, откормим, Боцманом торпедного катера пойдёшь? " Что это такое, Геннадий Григорьевич представления не имел, но согласился.

Несмотря на условие добровольности, при поступлении в школу требовалось обязательное согласие родителей, у кого они были. Так как по международной конвенции участники военных событий могли быть только с 18 лет. Не каждая мать решалась дать такое согласие, ведь школа школой, а мальчишки, окончившие её, получали направления на боевые корабли.

К 1 сентября 1942 года в Школу юнг было направлено 1192 человека. На 18 сентября 1942 юнгами ВМФ стали 1307 человек. Это был первый набор в школу. Самым большим набором стал последний, третий (1944-1945 гг.) -1 тыс. 428 человек, а самым маленьким - второй (1943-1944 гг.) -1,3 тыс. человек.

3.Место дислокации школы и условия.

По рассказам участников тех событий, первых мальчишек привезли ночью в жуткий шторм – так было безопасней: немецкие подводные лодки дежурили в Белом море. С романтическими иллюзиями пришлось практически сразу расстаться. Рассказывает юнга Михаил Лагунов:

« Ночью транспорт «Вятка» вышел в Белое море. Пассажиры , т.е мы, всю ночь не спали, находились на верхней палубе. Внизу транспорта опасно было находиться, так как в случае попадании торпеды никто не уцелеет. Утром подошли к Соловкам. Как только ребята стали выгружаться, из под воды «выскочила» немецкая подводная лодка и запустила торпеду. В эту опасную минуту я уже находился на берегу и видел как маленькое судно «почтовое сообщение и связи с берегом», пожертвовав собой, спасло наш транспорт»…

Морская форма, выданная юнгам, огорчила их: она топорщилась, свисала с худеньких плеч, немало пришлось потрудиться, чтобы форма стала придавать её обладателю бравый вид. А бескозырка! Многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо лент с якорями – аккуратный "девчоночий" бантик и надпись "Школа Юнгов ВМФ". Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить. "Боевую тревогу объявят, все выскочат, – рассказывал соловецкий юнга Бронислав Петрович Телов. – Ботинки американские тогда были здоровенные, носков не было, портянки наматывать надо было. Опытные так-те быстро намотают, выскочат, а если кто не уложился – так всё по новой, повторная тревога… Нога-то тридцать пятый размер, а ботинки – сороковой, сорок первый. Предназначены они у американцев были для пустыни, сухого климата. А здесь сырость их разъела, приходилось сушить. Сейчас никто не поверит, что к доске некоторые выходили босиком, ботинки сушили. Портянки подстелешь ночью под простынь, утром уже сухие одевали".

3.1 Строительство городка юнгашей в Савватьево .

Для размещения Школы Юнг на Соловецких островах был выделен бывший Савватьевский монастырский скит в 14 километрах от Соловецкого Кремля, в котором стояли полуразрушенное здание церкви, каменный корпус, и бывшая деревянная гостиница для паломников. Эти здания отвели под учебные корпуса, а юнги разбили палатки и начали рыть землянки на берегу озера Купальное. Им приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на неокрепших плечах. Работали все дни напролёт с короткими десятиминутными перерывами. Мальчишеский энтузиазм заменил технику и дело шло. С середины сентября по ноябрь на Соловках шли бесконечные дожди, когда было особенно тяжело перекатывать огромные валуны. А они перекатывали. Не могли перекатить – раскаляли и обливали водой, били по ним палками, пока не треснет и тащили по частям. "Вспоминается, как группа юнгашей (15-20 человек) тянут из котлована огромный камень, силёнок не хватает, плачут, а тянут…" – писал бывший комиссар школы юнг С.С. Шахов. После работы отправлялись отдыхать в холодные палатки, где постелью были матрасы, набитые травой, и наволочки с хвойными ветками. Накрывались байковыми одеялами. Построили городок к ноябрю. Выкопали и обустроили тридцать полуземлянок-кубриков. Возвели учебные корпуса на 42 класса, небольшую баню, прачечную, клуб на 200-250 мест, жилой дом для семей офицеров, столовую на 500 мест, камбуз, хлебопекарню и санитарную часть.

Поселились юнги в землянках вместимостью 52 человека каждая, с койками в 3 яруса и печками - буржуйками, одна на все помещение. Холод был собачий, ночью мерзли. Но юнги придумали выход - у каждого был свой кирпич. Перед тем, как ложиться спать, они клали этот кирпич на плиту, после чего заворачивали его в свое белье, под одеяло. Иначе было не заснуть. Иногда среди ночи в землянке раздавался грохот: кто-то неосторожно поворачивался во сне и кирпич падал с третьего яруса на пол. Поначалу даже света не было, зажигали коптилки – железные чернильницы с фитилями, в которых в качестве горючего использовали рыбий жир, выдаваемый для смазки ботинок. Стены от такого освещения были чёрными. Позднее поставили движок и провели ток. Но юнги стойко, как и подобает военным, переносили трудности и лишения.

Школа: общеобразовательные и специальные предметы.

7 ноября 1942 года с торжественным принятием воинской присяги первый набор юнг приступил к учебе. Через несколько месяцев выявилась недостаточная обеспеченность школы в Савватьево в хозяйственном отношении, и часть юнг была переведена в Кремль. Таким образом, школа юнг разделилась на две части. Первая неделя, строевая подготовка. Потом обучали стрелять. Бросали настоящие гранаты. Юнги, не смотря на свой возраст, обороняли остров от фашистов. Фронт находился в шестидесяти километрах. Немецкие самолёты, летя бомбить Архангельск, не забывали бомбить и Соловки. Но все же, несмотря на трудности, старались учиться. Учились по двенадцать часов в сутки, восемь часов занятий и четыре часа самоподготовки.

Для проверки прибывающих юнг и распределения их по специальностям (боцман флота, рулевой, радист, артиллерийский электрик, моторист, электрик, торпедный электрик, боцман торпедных катеров, боцман надводных кораблей, штурман), работала комиссия из 13 человек.

Распорядок дня был таким:

6 часов утра: подъём, построение, бег, физзарядка, заправка коек, приборка кубриков и территории, умывание.

Режим был очень строгий. Подъем в 6 часов, физзарядка на берегу моря в любую погоду в тельняшках и брюках под пронизывающим северным ветром. Вспоминает юнга второго набора Альберт Семушин: «В землянках было очень холодно, после купания полотенце примерзало к волосам, но каждое утро мы выходили на физзарядку, и я не помню, чтобы кто-то из ребят болел».

8 часов утра: завтрак.

С 8 до 13 часов: общие и специальные занятия, строевая подготовка, обучение приёмам рукопашного боя, изучение пулемета, автомата, гранаты, стрельба и метание боевой гранаты в цель. Морская практика, практические занятия в технических кабинетах, занятия по химической защите и санитарному делу.

Уставали страшно, постоянно хотелось спать. Поэтому любимыми были занятия в противогазах, когда под их прикрытием можно было умело подремать.

13 часов: обед. В целом кормили сытно, но не сказать, чтобы разнообразно. Кто-то из юнг даже сочинил стишок: "Сечку, гречку и овёс нам хозяйственник принёс". Поэтому мальчишки ловили в лесу прятавшихся под берегом озера в гнездах уток, обмазывали их глиной и запекали на раскаленных углях на костре. После того, как глина превращалась в черепицу, разбивали ее и отделяли от мяса вместе с перьями, удаляли внутренности, солили и с удовольствием ели. Кроме того собирали бруснику, приносили в землянку, ссыпали в бочку с водой и зимой пили этот настой - восполняли недостаток витаминов.

С 14 до 16 часов: практические занятия, морское дело, шлюпочные занятия.

С 16 до 17 часов: свободное время.

С 17 до 19 часов: общественно-полезный труд, самоподготовка, утверждение нарядов на дежурство.

19 часов: ужин.

С 20 до 22 часов 30 минут: свободное время.

22 часа 30 минут: вечерняя поверка и отбой.

Согласно учебному плану юнги изучали следующие предметы:

1. Специальность

2. Общевойсковая подготовка

3. Военно-морское дело

4. Общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика, химия, география, черчение, история, литература и даже традиционные для дореволюционных флотских офицеров танцы. (с намеком на то, что из юнг еще вырастут капитаны – умение танцевать считалось обязательным для «правильного» флотского офицера). Подготовленные юноши становились действительно ценным кадровым резервом.

5. Политическая подготовка.

Учиться было нелегко. Занятия проходили в бывших монастырских кельях, переоборудованных в классы (в Соловецком Кремле), и в землянках (в Савватьево). Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ребята, чтобы согреться, притопывали ногами. Не хватало учебников. Нередко один учебник приходился на одну смену, то есть на 20-25 человек. Достать электролампу, 100 тетрадей или мел для доски часто было сложной задачей.

Командиры- наставники

В школе работали 30 преподавателей, 30 инструкторов – старшин и 60 инструкторов. Большинство из них имели высшее, неоконченное высшее или среднее специальное образование, остальные – среднее образование. К примеру, физику юнгам преподавал В.Г. Долгополов, окончивший механико-математический факультет Московского государственного университета. «Без знаний в мое нечего делать, – повторял начальник школы юнг, капитан первого ранга Н.Ю. Авраамов, - разве что рыб кормить». Вспоминает юнга Альберт Семушин: «Я считаю, что все преподаватели Школы заслуживают самых добрых слов в свой адрес. Юрий Николаевич Аврамов, капитан первого ранга, начальник школы юнг, бывший царский офицер, автор книги "Шлюпочное дело", которую мы изучали, сам с нами ходил на вёслах, проходил практику. Комиссар Шахов, проводил с нами политзанятия. Видно специально подбирали таких настоящих людей, которые бы могли достойно воспитывать молодёжь».

Из воспоминаний юнги Николая Осокина: «Образование у нас было 6-7 классов. Понятие об электричестве - минимальное бытовое. А ведь нам предстояло эксплуатировать сложнейшее электрическое корабельное хозяйство: генераторы, моторы, аккумуляторы, многое другое. И о самых сложных законах электротехники Александр Николаевич рассказывал так просто и доходчиво на житейских примерах, что понимали все. Его объяснение закона Ома, Кирхгофа я помню до сих пор. Мы не зубрили формулировки, мы старались понять суть и применить на практике». Кроме предметов по своей специальности юнги изучали и смежные дисциплины, чтобы в случае гибели товарища на время заменить его. Большим авторитетом пользовались у юнг преподаватели Я.П.Платонов, Н.Ф.Пукемов, В.Г.Долгополов, И.А.Камышко, П.П.Вишнев. Преподаватель русского языка Павел Павлович Вишнев после войны стал писателем и написал детскую повесть "Юнги", изданную в 1973 году в Свердловске.

Преподаватели и инструкторы столкнулись с многочисленными трудностями, одна из которых заключалась в недостаточной теоретической подготовке воспитанников. Кроме того, впервые в истории военно-морских сил командиры, преподаватели и инструкторы приступили к обучению 14 - 17-летних моряков.

Помимо теоретической подготовки юнги ходили в море на мотоботе № 319 и транспортном корабле "Ударник", а также на шлюпках под парусом и на вёслах. Эту практику, несмотря на мозоли, мальчишки очень любили. Они понимали, что без знаний, без специальных умений и навыков опытного, сильного и умного врага не победить, поэтому, как вспоминал соловецкий юнга Я.К. Кобяков "учились хорошо, с душой и с чувством ответственности за то доверие, которое нам оказали, зачислив в школу юнгов ВМФ". Многие серьёзно увлекались спортом: занимались боксом и гимнастикой, играли в футбол, волейбол и баскетбол на специально оборудованных в Савватьево площадках. Зимой совершали многокилометровые пешие и лыжные походы.Занимались соловецкие юнги и художественной самодеятельностью. За два года было подготовлено 30 концертов и 2 спектакля.

На время обучения в Школе на каждого юнгу было установлено денежное содержание 8 рублей 50 копеек в месяц, но все эти деньги, также как и сбережения преподавателей школы, перечисляли в фонд обороны. В 1943 г. юнги, командиры и преподаватели собрали 200 тысяч рублей на военный корабль. Они отправили телеграмму Верховному Главнокомандующему Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой построить катер, что и было сделано: торпедный катер "Юнга" позднее участвовал в боях на Черном море.Большинство соловецких юнг стремились закончить школу на пятерки: так как отличники сами могли выбирать флот, где будут служить. Дело в том, что не все флоты воевали, а каждый юнга рвался воевать. Отличники могли сразу принять участие в сражениях. Троечники же рисковали попасть, скажем, на Дальний Восток или на Каспий. А там какие бои? Никаких. Чаще всего отличники просились на Северный флот и Балтику. Туда можно быстрее добраться и начать воевать. Никто из юнг не желал попасть на Тихоокеанский флот, где не было войны или речные флотилии.

Фронт

В сентябре 1943 года состоялся первый выпуск. На плацу перед штабом в строю стояли за год возмужавшие, вы­росшие и окрепшие, хорошо овладевшие знаниями моряки. И были среди них сигнальщики, минёры радисты, рулевые, боцманы. Начальник школы Николай Юрьевич Авраамов зачитал приказ адмирала Кузнецова о направлении юнг на флоты и флотилии. В строю стояли будущие знаменитости - адмирал Коробов, народный артист СССР Борис Штоколов, писатель, автор многих исторических романов и книги «Мальчики с бантиками» Валентин Пикуль.

Каждому вручалось свидетельство об окончании Соловецкой школы юнг. Перед отъездом к месту назначения юнги дали клятву на верность воинскому долгу. Вот слова из этой клятвы: «Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины». И клятву свою юнги сдержали. Они выдержали проверку честью и до конца. Вошли в историю флота, России.

Среди них в особом ряду стоит подвиг Саши Ковалёва. В начале мая 1944 года газета «Краснофлотец» ярко рассказала о подвиге юного моряка. Соловецкий юнга Саша Ковалёв был назначен мотористом на катер ТКА-209 на Северный флот. За четыре месяца Саша участвовал в двадцати боевых походах. За мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды и медалью Ушакова. В начале мая 1944 года ТКА-217 и ТКА-209, на котором служил Саша, преодолев сплошную стену заградительного огня, атаковали конвой противника и потопили два корабля. В разгар боя осколком снаряда на катере был пробит коллектор двигателя, и стала бить горячая струя масла и бензина. С минуты на минуту перегревшийся мотор мог взорваться, и неподвижный катер стал бы хорошей мишенью для врага. И тогда погибли бы все. Не задумываясь, Саша Ковалев бросил на коллектор телогрейку и грудью навалился на пробоину. И не трогался с места, терпя неимоверную боль от семидесятиградусной жидкости, пока не подоспел на помощь моторист Юрий Мысловский. Экипаж и катер были спасены. ТКА-209 вышел из боя победителем. Саша Ковалев остался жив. За мужество и героизм он был награждён орденом Отечественной войны I степени, но получить награду не успел.9 мая 1944 года катер ТКА-209 совместно с другими катерами начали переводить на основную базу для ремонта. Во время да на катере неожиданно взорвалась кормовая бензоцистерна. При взрыве погибли мичман Дмитрий Капралов и Саша Ковалев. Подвиг Саши Ковалёва вошёл в историю Северного флота. Именем Саши Ковалёва названы улица в городе Североморске, школа в поселке Гранитный. Среди юнг есть один Герой Советского Союза. Это Владимир Моисеенко, выпускник Школы юнг, электрик. Который отличился в боях против японцев. В августе 1945 года он под шквальным огнём японских пулемётов подполз с противотанковой гранатой к блиндажу и взорвал его. За время боёв Моисеенко взорвал 8 дзотов и блиндажей, в одном из которых находился командный пункт японцев.

Всего за годы Великой отечественной войны , с 1942 по 1945 год Школа юнг подготовила 4111 первоклассных специалистов для всех флотов и флотилий Советского Союза: радистов - 946 человек, рулевых - 35, боцманов надводных кораблей - 411, мотористов торпедных катеров - 717, электриков надводных кораблей - 534, артиллерийских электриков - 3, торпедных электриков - 139, боцманов торпедных катеров - 166, мотористов-дизелистов - 124 и штурманских электриков - 50 человек. Таким образом, Соловецкая школа юнг ВМФ, развернув подготовку специалистов различных профилей, с заданием командования справилась. Они служили на флоте и в морской пехоте

Юнги после войны, в мирной жизни.

Вся история существования школы Соловецких юнг удивительна и интересна. Меня поразило то, что мальчишки построили своими руками целый городок для своего проживания. Что им дали в руки не ручку с тетрадкой, а пилу, топор, лопату – ройте себе землянки. Иначе зимой вы тут замерзнете! И они рыли. Котлованы копали. А почвы там крайне тяжелые. Валуны встречались с легковые машины. И все они сделали своими руками без использования какой- либо техники, с лопатами и топорами в руках. Интересно читать воспоминания самих юнг, а не просто сухие информационные сведения, которые « кочуют» с одного сайта на другой. Ты, как бы погружаешься в те далекие годы, становишься участником тех событий. Из четырех тысяч мальчишек, выпущенных соловецкой Школой юнг, в войну погибло около тысячи. Смертность на торпедных катерах доходила до 70%, а ещё сопровождение конвоев... По воспоминаниям одного из выпускников, из его соловецкого кубрика живыми с войны вернулись четыре человека. А было их в кубрике – пятьдесят два. А те кто выжил, многие из них стали известными , новой элитой России- адмиралы и ученые, доктора наук и творческая интеллигенция.

Та закалка, которую в них вложили, осталась на всю жизнь. Алмаз же получается только тогда, когда его хорошенько сожмут. А соловецких юнг готовили к войне, и поэтому закаляли как следует. И хотя они были детьми, но уже и военными. Жизнь в тяжёлых условиях сильно повлияла на подростков: сплочённые, бесстрашные, выносливые, с твёрдым характером, сильные и мужественные. Не удивительно, что бывшие соловецкие юнги многого добились в мирной жизни. Путь от юнги до адмирала прошли Вадим Коробов, Юрий Воронов, Юрий Пандорин, Николай Усенко, Борис Смирнов. Из соловецких юнг «выросли» четыре героя Социалистического труда: С. Савин, М. Балуев, В. Бабасов и Л. Павловский. Юнги Н. Махотин, Р. Гильфанов, М. Валидов – стали Лауреатами Государственной премии ,а Ф. Аржанов – Лауреатом Ленинской премии. Среди юнг четыре Доктора Наук : Геральд Матюшин стал доктором исторических наук, Сергей Морозов – педагогических, Михаил Попов – биологических, а Николай Махотин – технических наук. Есть среди выпускников Соловецкой школы заслуженный деятель искусств Джавид Кудтусов, заслуженные учителя – Виктор Земляков и Виктор Солодов,заслуженные тренеры - Владлен Куценко и Александр Сотосов, заслуженные художники - Дмитрий Арсенин и Юрий Мошкин. Виталий Гузанов - кинодраматург, Александр Лапин - фотокор, а Валентин Пикуль - писатель.

Но самым выдающимся воспитанником этой школы оказался оперный певец Большого театра, народный артист СССР Борис Штоколов. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить об их наставниках. Старший инструктор рулевых-сигнальщиков Алексей Петрович Исаев стал лауреатом Государственной премии, а старшина смены радистов Владимир Иванович Разин - доктором философских наук, профессором МГУ. Нелегко было юным патриотам. Их жизнь правдиво отражена в фильме кинорежиссера Владимира Рогового «Юнга Северного флота» снятого в 1973 г. по сценарию Вадима Трунина, автора «Белорусского вокзала»,

Заключение

Летом 1972 года на островах своей юности встретились 140 «юнгашей» из 36 городов Советского Союза. Встретились тридцать лет спустя - исполнилось 30 лет со дня основания школы юнг . Из известных личностей были Константин Симонов и Валентина Пикуль. Во время встречи было решено установить на острове памятник юнгам. Вскоре он встал рядом с монастырской стеной, недалеко от Сторожевой башни. Под табличкой - литой знак школы юнг: бегущий по волнам парусник с якорем под ним, сверху вьётся лента с надписью: «1942 - школа юнг - 1972». И по традиции, каждый юбилей школы юнг собирает вновь и вновь «мальчищек» со всей страны. В 2017 году исполнилось 75 лет Соловецкой школе юнг. Торжества по этому поводу прошли в Москве, Архангельске и на Соловках. На Соловки смогли приехать только 17 человек. Мне хочется напомнить слова адмирала Горшкова, которые он сказал, обращаясь к бывшим юнгам полвека назад : «Вы люди, чьей судьбе можно позавидовать. Спасибо вам, славные мальчишки военных лет, за все что вы сделали для советского народа , для мира на земле». Эти слова перекликаются со словами Нарышкина Сергея Владимировича, (Председатель Государственной Думы с 2011-2016 года , а сейчас Директор Службы внешней разведки Российской Федерации), произнесенными им уже на 70- летии школы юнг в 2013 году:

«Для последующих поколений россиян Соловецкие юнги всегда будут символом патриотизма, стойкости, верности долгу, самопожертвования, беззаветного служения Родине. Их имена навечно вписаны в бессмертную летопись воинской и трудовой доблести России».

Пусть и нам не забудется то грозное время и мальчишки в бескозырках, юные и бесстрашные, которые шагнули от нас в вечность, оставив в нашей памяти восхищение и грусть.

Послесловие:

Я хотел сделать книгу в формате 3D, объемную, но такой экземпляр получился только в бумажном, черновом варианте. А напечатать так не смогли.

Работая над проектом, я понял, что в интернете очень много ошибочной, непроверенной информации переходит с одного сайта на другой, например: что из юнг вышло 15 адмиралов. Я просмотрел разные сайты , и пришел к выводу, что такого большого количества не могло быть. А вот цифра 5- это реальная! Так как я нашел всех пятерых. По самому знаменитому юнге - Саше Ковалеву неточности в изложении событий , связанные с его подвигом. Почти у всех он погиб 8 мая, когда закрыл пробоину своим телом, а он тогда остался жив.

А погиб на следующий день, совсем при других обстоятельствах.

Тяжело было резать и компоновать материал для вашего конкурса, так как не хотелось интересные фрагменты удалять , но для написания основного текста к к конкурсу отведено всего 15 страниц, и не поместилось много интересного материала , очень большой шрифт и промежуток между строк. Например, ответную телеграмму Сталина юнгам я здесь не разместил. Но ее текст есть в книге. Поэтому, я не стал каждый пункт плана выносить на новый лист, а пытался сэкономить страницы и разместил материал так плотно.

Вся эта информация есть на страницах моей книги. А для реферативного изложения я выбрал основные моменты темы. Более детальный материал - весь в книге. Можно прочитать на скриншотах фотографии, увеличив их. Резкость хорошая, поэтому все читается. А еще я нашел интересный материал, но сюда не поместил- это стихи юнг. Несколько стихов есть на страницах моей книги.

Спасибо Вам за то, что вы прочитали мой материал.

IV. Информационные ресурсы

http://krasnoarmejsk.org/201403201493/Istoricheskie/jungi-severnogo-flota.html

http://45pobeda45.blogspot.ru/p/blog-page_39.html?m=1

http://nordflot.ru/pages/2292.php

http://www.inguide.ru/data/library/kodolaarticles/sol_yung.php

Музей соловецкой школы юнг северного флота http://sy-museum.ru/biogr

Соловецкие острова информационный портал www.solovki.info

http://www.solovki.info/?action=archive&id=362

Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник

http://nordflot.ru/selpeople.php?selpeople

Соловки: Соловецкая школа юнг.

http://world.lib.ru/n/nikitina_e_w/ssoolloovvkkii.shtml

Соловецкий меридиан (2012) – «Поморфильм» - документальный фильм

о Соловецкой школе юнг.

Соловецкая школа Юнг - YouTubeyoutube.com›watch?v=GnKR_vlLTYk

Юнга Северного флота (1973) – художественный фильм о Соловецкой школе юнг.

Просмотров работы: 1500