Школьное образование в Советском Союзе: что мы сохранили. (по воспоминаниям выпускников 60-х гг. XX в.)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьное образование в Советском Союзе: что мы сохранили. (по воспоминаниям выпускников 60-х гг. XX в.)

Потешкина Ю.В. 1
1МБОУ "СОШ №1"
Машникова К.А. 1
1МБОУ "СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У многих людей, именно школа вызывает самые теплые воспоминания о детстве. Первая любовь, первый поцелуй были открыты именно в школе.

В 1967 году в школе №14 выпустился 10 В класс. А ровно через 50 лет они вновь собрались в стенах уже нашей школы, чтобы вспомнить, как учились, о чем переживали. Многое из того, что рассказывали выпускники, вызывало у нас интерес. Но еще большое удивление вызвало то, что кое-что из советских школьных традиций сохраняется и в нашей школе. Вот тогда-то у нас и родилась идея сравнить обучение в советской и современной школе. Для своего исследования мы выбрали период 60-х гг., поскольку именно тогда обучались наши гости.

Цель исследования: сравнить особенности школьной жизни в 60-х гг. XX века и современной школы.

Задачи:

1. Познакомиться с историей формирования системы советского образования;

2. Проанализировать воспоминания выпускников 1967 года;

3. Сравнить образование середины 60-х гг. и современное образование.

Методы исследования:

• интервью с выпускниками 1967 года;

• работа с личным архивами – изучение, фотографий, грамот;

• изучение и исследование литературы, материалов периодической печати;

• обобщение полученных данных.

Объект исследования: советское и современное школьное образование.

Предмет исследования: особенности обучения и школьной жизни периода 60-х гг. XX века и современной школы.

Новизна данного исследования в том, что наше исследование основано на воспоминаниях самих учащихся того времени.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях, а также позволят пополнить школьную музейную комнату.

Формирование системы советского образования после революции 1917 г.

Наша страна стремительно меняется и процесс этот идет вот уже почти тридцать лет. Меняется все: общество, экономика, люди, и, естественно, изменения затронули и такую важную часть общества, как образование. Но до сих пор старшее поколение с ностальгией вспоминает школьные годы, которые пришлись на советский период.

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. [1]

Вскоре после октября 1917 г. началось изменение существовавшей ранее системы образования. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии. Пути формирования новой школы определялись в документах, принятых в октябре 1918 г.: «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы». Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая — 5 лет обучения, вторая — 4 года обучения. Провозглашалось право всех граждан на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на школу возлагалась воспитательная функция: прививать учащимся сознательное отношение к труду и общественному достоянию, любовь к Родине.

После революции 1917 г. одной из задач советской власти, стала борьба с неграмотностью. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (существовала до 1930 г.). Вторым направлением работы партии и Советской власти в высшей школе была перестройка преподавания общественных наук, борьба за утверждение коммунистической идеологии.

Крупные изменения в школьном образовании произошли в 30-е годы. В 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, — в объеме ускоренных 1-2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу 1-й ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке.

В начале 30-х годов изменились содержание и методы обучения в школе. Были пересмотрены школьные программы, созданы новые учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями.

В чрезвычайно тяжелых условиях оказалась школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). В 1941-1942 учебном году в РСФСР школу не посещали 25% учащихся. В дальнейшем положение несколько улучшилось: в 1942-1943 учебном году на занятиях отсутствовали 17% детей начального школьного возраста, в 1943-1944 учебном году — 15%, в 1944-1945 учебном году — 10-12%. В районах боевых действий прекратили работу почти все школы. За время войны на треть сократилось количество средних школ. [2] Работали в школах в основном женщины. Причем некоторые еще не закончили и школу. Батыршин Евгений Анварович (один из выпускников школы № 14) вспоминал, что его мама, Зинаида Ивановна Зорина, стала преподавать, учась в 10 классе – работать больше было некому. После окончания школы выучилась на учителя математики и вернулась работать в Калтан.

Новый курс в развитии школы нашел свое воплощение в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятом в 1958 г.. Взамен семилетнего образования в школах страны вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет в связи с введением в программу профессионального обучения. Создавалась единая сеть профессионально-технических училищ со сроком обучения от 1 до 3 лет. С 15-16 лет закон предписывал включать всю советскую молодежь в общественно-полезный труд и «все ее дальнейшее обучение … связывать с производительным трудом в народном хозяйстве». [3] Принятый закон до середины 1960-х годов стал основой для развития советской школы.

Школьная реформа себя не оправдала. Профессиональная подготовка учащихся в силу различных причин носила формальный характер, уровень общеобразовательной подготовки при этом понизился. В 1964-1966 гг. вернулись к прежней системе обучения, ограничив профессиональную подготовку школьными уроками труда.

Период 50-60 гг. – это период «оттепели» во всех сферах общественной жизни, включая и образование. Главная задача школы 60-х годов заключалась в предоставлении всем гражданам равных возможностей получить бесплатное образование и совершенствовать его на протяжении всей жизни. [4]

В начале 60-х годов выдвинули лозунг: «Учимся без второгодников». «Школа без второгодников», «Работаем без второгодников!», «Область без второгодников!» - подхватывали повсюду.

В августе 1959 г. были утверждены новые учебные планы для всех типов школ, в которых большое внимание уделялось отражению достижений науки и техники, предусматривали значительное увеличение удельного веса лабораторных работ.

КПСС развернула идеологическую работу с целью «воспитания гармонически развитого человека», формирования у всех граждан «коммунистической сознательности и нравственности». Основой духовной жизни советских людей и их «мощным оружием в борьбе за коммунизм» объявлялась социалистическая идеология. В целях «коммунистического воспитания» усилилась работа по изучению и пропаганде ленинского наследия, проблем внутренней и внешней политики КПСС. Так, произведения В. И. Ленина были изданы на 102 языках тиражом более 450 млн. экземпляров. [5]

Идеологией в те годы были пропитаны практически все уроки: такова была методика преподавания. Советские школы встречали вчерашних детсадовцев портретами Ленина, а едва научившись читать, первоклашки могли самостоятельно прочесть предисловие к букварю: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…». Современным детям даже представить невозможно, что слово «мама» когда-то ставилось рядом с именем революционного вождя. А тогда это было нормой, в которую детей учили свято верить.

Много внимания уделялось вопросам организации свободного времени школьников. Разнообразные кружки, творческие студии и спортивные секции не только развивали детей, но и вкупе со школой и другими детскими общественными организациями вели активную идеологическую работу.

Школе отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания. Известны слова В. И. Ленина, сказанные им на первом съезде работников просвещения: «Победу революции может закрепить только школа. Воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией».

Сравнение школьного образования советского и современного периодов

Средняя общеобразовательная школа условно подразделялась на три ступени: начальную — 1-3-й классы, неполную среднюю (4-8-е классы) и собственно среднюю школу — 9-10-е. Наших выпускников собрали в 9 классе из нескольких деревень: были учащиеся и с Шушталепа, и с Постояного, и с Малиновки, и с Калтана. Класс, в сравнении с современными, был очень большой – 11 девчонок и 22 мальчика. Выпускалось 32 человека. Поскольку класс был «сборный», то ему была присвоена буква «В». В «А» и «Б» классах учились только калтанские. Классным руководителем назначили учителя физики Бартош Виктора Петровича.

Выпускной, 1967 г.

Ребята ездили в школу на поезде (не на электричке) 5 км., каждый день туда и обратно. Но не смотря на дальние расстояния на уроки никто не опаздывал. Это для ученика 10 класса было неприемлемо. Были случаи, когда опоздания случались, но не по вине учащихся. Набока Галя в то время жила на Постоянном и ездила в школу на автобусе, но как-то раз была метель и автобуса не было. «И вот нас 3 человека стояли и ждали автобус, его долго не было. В итоге мы опоздали. Приходим, а общестоведение уже началось. Учительница очень строгая была. Помню, заглядываем, а нам: «Ну что? Припёрлись? Так поздно!», - а мы еле дышим, метель такая была. Я скидываю пальто и падаю в обморок на руки учительнице. Напротив была учительская, она меня на руках и унесла туда, положила на диван».

Школа в те годы была достаточно хорошо отлаженным механизмом. Все было чётко, строго и в соответствии с регламентом.

У входной двери всегда стояли дежурные с обязательным атрибутом – красной повязкой на рукаве. Престижнее всего было дежурить у входа. К дежурству подходили ответственно, старались оправдать оказанное доверие. Дежурные имели право потребовать у опоздавшего дневник и передать учителю. На каждом этаже тоже стояли дежурные, которые следили за порядком: не бегать, не сорить и не драться, в столовой накрывают на столы тоже дежурные. Дежурных отпускают раньше с урока, чтобы они успели выполнить свои обязанности. И никто, ни в 60-е годы, ни сейчас, не воспринимает дежурство как наказание, а воспринимается позитивно, как возможность внести разнообразие в повседневную школьную жизнь. Наши гости вспоминали, как ежедневно дежурили в кабинете после уроков: мыли пол, протирали пыль, поливали цветы. Дежурили они в классе строго по графику, соблюдая порядок. Батыршин Евгений Анварович вспоминает, что дежурить для их класса «было в порядке вещей, как дышать». Контролировали дежурство сами.

На школьном дворе, 1966 г.

Сравнив учебный план 1966 г. И учебный план нашей школы, мы не выявили больших различий. В соответствии с Типовым учебным планом средней общеобразовательной школы, утвержденным в 1966 г., недельная нагрузка в старших классах составляла 36 часов (в современной школе – 34 часа). Важным новшеством этого периода стали факультативы, на которые в старших классах отводилось 6 часов еженедельно. [6] Учителя в школе работали разные: были фронтовик, приходили и молодые специалисты. Каждый учитель вел предмет по-своему. Нашим выпускникам больше других запомнилась учитель истории и обществоведения Грушевская Ефросинья Васильевна, которая не только была удостоена знака «Отличник народного просвещения», но и была чемпионом по метанию дисков в области. Урок у нее начинался с того, что открывалась дверь, и на стол летел журнал, а потом уже заходила сама учительница. Ученики ее побаивались. В начале урока она спрашивала, улыбаясь: «Ну что, дундуки, притихли?». Начинался опрос домашнего задания. Набока Галина Семеновна вспоминает: «Если настроение у Ефросиньи Васильевны было хорошее, говорила обычно: «Ну, ты сегодня молодец!». А если настроение было плохое или кто-то отвечал не впопад, она обычно ругалась: «Ты что мне тут плетешь! Дубина СТО-Е-РО-СО-ВАЯ!», - и хресь указку об парту». На уроках у нее была идеальная тишина. Интересно проходила физика. Вот что рассказывает Галина Семеновна: «Наш учитель Виктор Петрович Бартош – бывший фронтовик, всегда прямо говорил правду, в глаза. Относился он ровно ко всем. Он был единственным учителем, который входил в класс с папиросой. Если была контрольная работа, то он Разволяева Олега и Ковалева Женю отправлял погулять (они щелкали задачки, как орехи). Ребята гуляют, а остальные пишут. А Олег очень любил решать задачи, у него была тетрадка со всеми решеными вариантами наперед. Мы эту тетрадку быстренько разобрали. И когда я получила «отлично» за контрольную, Виктор Петрович спросил:

- Не подскажешь, Набока, как ты эту пятерку заработала?

- Расскажу, когда все оценки будут в журнале.

И когда он поставил оценку в журнал – рассказала. Учитель только рассмеялся».

Тетрадки в 60-е гг. были самые простые, без рисунков, надписей и даже без полей. Поля надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР.

Какое-то время писали перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки. Такие привычными нам шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, — промокашкой. В магазинах в то время тетради сразу продавались в комплекте с промакашкой. Тетради старались вести очень аккуратно. Ни на полях, ни на последней странице не рисовали.

На картошке, 1966 г.

Обязательным атрибутом школьника 60-х гг. была школьная форма. Мальчики носили серые полушерстяные гимнастерки, в конце 60-х их сменил однобортный серый верх типа курточки. У девочек – коричневые шерстяные платья с черным передником. Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это убирать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки). «Самое главное – вспоминает Евгений Анварович, - чтобы форма была чистая и не рваная. Иначе позору перед одноклассниками не оберешься».

В советской школе проводилось много разных мероприятий: спортивных, культурно-массовых. Репетировали номера после уроков. Причем сценарии писали сами. Ведь в то время еще не было такого привычного нам Интернета. Зал оформляли своими силами: рисовали плакаты, стенгазеты, вырезали фигуры. Все делали своими руками. «Мы однажды решили на новогодний карнавал сами сделать костюмы себе, - рассказывает Дробинина Анастасия Фоминична – Пришли, а нас никто не узнал. До самого конца никто не узнавал! Потом только Леша Князев сказал, что узнал нас. Но не рассказал, как догадался, что это мы. Это до сих пор тайна».

Пропаганда здорового образа жизни, массовое производство спортивного снаряжения и оборудования, укрепление материально-технической базы, введение нормативов ГТО – это далеко не все действия советской власти, призванные популяризовать спорт. За развитие детского спорта отвечали специально созданные спортивные ведомства и общества: детско-юношеские спортивные школы, спортивные секции. Среди самых крупных и известных детско-юношеских турниров вспоминаются футбольный турнир «Кожаный мяч», хоккейное первенство «Золотая шайба», военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница». Пользовались популярностью волейбольные и баскетбольные секции. Наши выпускники с ностальгией вспоминали спортивные соревнования, к участию в которых учащихся привлекал учитель физической культуры. Никто из присутствовавших на встрече выпускников не смог вспомнить его имени. Запомнился он просто как Пантелеич (Миняйлов Иван Пантелеевич). Соревнования проходили в г. Осинники. Трассу там прокладывали по горам. Катались и при температуре минус 19-20 градусов. От класса два года участвовали Терехин Алексей и Разволяев Олег. Они вспоминают: «С горы спускались так быстро, что шапки слетали с головы и оставались кучей валяться под горой до конца соревнований. А мы так и бежали до финиша без шапок».

Лесозаготовки, 1966 г.

Занимались общественно полезными работами. В СССР с наступлением сентября каждый каждое учебное заведение выезжали на сбор урожая, потому что полей и урожая было столько, что собирать его колхозы самостоятельно не успевали. Копали картошку, морковь. С утра собирались в школе с ведрами и лопатами. В школе №14 учащиеся 10 класса выезжали в район деревни Кировка и до вечера работали в поле. Кроме того, с девятого класса выезжали на лесозаготовки в район Таргая, рядом с военной частью. Целую неделю жили в палатках, рубили лес. Лес шел на строительство и на уроки трудового воспитания. Лес не только рубили, но еще садили. Так, сосновый бор, который растет выше нашей школы сегодня, был посажен в том числе и учениками 10 В класса.

Еще одним общественно полезным делом был сбор металлолома и макулатуры. Собирали как после уроков, так и вместо них. Классы соревновались между собой – кто соберет больше. Металолом собирали по всей округе: тащили на школьный двор трубы, листы железа, панцирные сетки, проволоку, арматуру — все что подвернулось под руку. Наши выпускники вспоминали, что два раза в год в обязательном порядке выходили на сбор макулатуры или металлолома. Собирались компаниями по три-четыре человека и ходили по домам, стучали в двери и выпрашивали старые журналы и газеты. Причем, за сдачу макулатуры, денег не выдавали, а выдавали талоны. Чаще всего это были талоны на книги. «Поэтому и читали много», - смеются выпускники.

В начале 60-х при школе были построены трудовые мастерские, куда ходили учащиеся всех школ посёлка. Опыт трудовой мастерской перенимала вся область. Но ученики 10 класса туда не ходили, Евгений Анварович объяснил это тем, что в классе было много поселковых, поэтому их и освободили от занятий.

Сарбалинские девушки , 1967 г.

В свободное от учебы время гуляли на улице. Так, например, в Калтане старшеклассники ходили по «Бродвею» – так называли наш проспект Мира. Было обязательное правило – пришел из школы, поел и обязательно должен отметиться – пройтись 2 раза туда и обратно, «от конечной до милиции». Летом или зимой в любой мороз. Еще была у нас в городе хоккейная команда «Энергетик». На игру тоже ходили смотреть в любой мороз.В ДК Энергетик в те годы каждую субботу и воскресенье организовывали танцы. Ходили туда люди разного возраста: пришедшие из армии, женившиеся, пары, учащиеся старших классов. Играл там настоящий оркестр. Зимой ходили кататься на каток.

Для жителей города в ДК Энергетик и ДК «Молодежный» показывали фильмы. Сначала фильм показывали в «Молодежном», а потом этот же фильм в ДК «Энергетик». Больше всего выпускникам запомнились «Самогонщики», «Судьба солдата», короткометражные фильмы по рассказам А. Генри.

Вручение аттестатов, 1967 г.

Как и сейчас, в советское время в школах проводились родительские собрания. Но в 10 В классе за два года обучения не было ни одного родительского собрания! «Родители не знали, в какую сторону дверь в школе открывается». Все вопросы решали сами. По воспоминаниям выпускников, класс был очень ответственный. «Учились не для того, чтобы учиться, а для дела», - вспоминает Евгений Анварович. Родители следили за успеваемостью по дневникам. С гордостью вспоминали о том, что в их классе никто не курил. Не было в классе и драк. Конечно, были ссоры, недопонимания, но никогда за два года, эти споры не переходили в рукоприкладство.

По окончании средней школу, выпускники должны были сдать экзамены. Отличалась организация сдачи экзаменов в 60-е гг. Вместо привычного нам ЕГЭ, на экзамен собиралась комиссия из нескольких человек. Учащиеся заходили, брали билеты, садились, готовились. Причем предметов, которые сдавали выпускники обязательно было больше. В десятом классе письменно сдавали математику и русский, а литературу, физику, химию, историю, иностранный язык — устно. Каждый экзамен – волнение. Вот, что вспоминает Гилева Любовь Дмитриевна: «Однажды Зоя Болтенкова, которая хорошо знала предмет, так разволновалась, что ничего не смогла сказать. Ее вывели. А когда успокоилась, все сдала хорошо».

После выпускного в 1967 г. уже бывшие одноклассники разъехались учиться в разные города. Кто-то вернулся, а кто-то – нет. Четырнадцать человек на сегодняшний день проживают в Кемеровской области, шесть – в Калтанском городском округе. Сегодня уже нет семи человек, а пятерных просто не нашли, семь человек не смогли приехать на встречу.

Вот, что рассказала о своей судьбе Гилева Любовь Дмитриевна: «У меня хорошая судьба. После школы я уехала на Комсамольскую стройку. Мы пускали Гусиноозерскую ГРЭС. Было очень интересно. Приехали все молодые и даже не ощущали, что холод, лёд. Грязь. Мы все были энтузиастами. Я 25 лет там отработала. Вышла замуж родила двоих: детей дочь и сына. Вырастили их, выучили и вернулись назад в свой любимый Калтан».

Батыршин Евгений Анварович уехал после школы на Украину, поступать. Но не поступил, вернулся в Калтан. «Мама моя помогла мне устроиться на ЮК ГРЭС в Калтане (а в то время туда не так просто было попасть). Одновременно поступил в вечернюю школу, закончил там 11-й класс. Затем учился в военном училище. Служил и в Советском союзе (Прибалтика, Казахстан, Украина), и за границей». После службы опять вернулся в родной Калтан. В 1993-1994 гг. работал в школе учителем трудов. Именно тогда смог купить себе первый автомобиль. «Нам задержали зарплату на 4-5 месяцев, а потом сразу выдели все. По тем деньгам пять миллионов. Я и купил москвич», - смеется Евгений Анварович.

А вот Разваляев Олег, Князев Алексей, Чунарёва Тамара до сих пор встречаются каждый год несколько раз, и дети их дружат. Говорят, что просто любят свою землю и поэтому здесь остались.

Заключение

Слушая воспоминания бывших выпускников, мы узнавали, какой интересной и насыщенной жизнью они жили. Кое-какие традиции сохраняются по-прежнему, но многое мы уже не узнаем.

Отличия, которые мы обнаружили:

Наполняемость классов. В нашей школе, почти нет классов наполняемостью больше 25 человек. У нас в классе всего двадцать три человека, в основном, все из Калтана, только два человека приезжают из Шушталепа.

Дежурство. В современной школе мы тоже следим за порядком на переменах, помогаем накрывать и убирать в столовой. Но полы в кабинетах мы не моем. Нам кажется, что такое распределение обязанностей воспитывало если не любовь, то хотя бы уважение к результатам труда и своим и чужим.

Школьные принадлежности. Мы тоже учимся по учебникам, делаем записи в тетрадях. Но на смену бумажным учебникам приходит электронный. Тетради мы ведем не так аккуратно, как в советское время: допускаем рисунки на полях или в конце тетради. Обложки современных тетрадей яркие с изображениями героев мультфильмов и комиксов. Пишем мы не перьевыми, а удобными шариковыми ручками, которые не надо промакивать. Поэтому современные школьники и не знают, что такое промокашка и как ее использовать.

Школьная форма. Многие мои одноклассники отказываются носить школьную форму: скучная и надоедает. Но на самом деле наша форма не такая уж и одинаковая. Девочки могут носить юбки, сарафаны, брюки или платья. В то время как школьная форма 60-х гг. разнообразием не отличалась.

Общественно полезные работы. В современной школе мы в основном выходим на субботники, но это происходит не так уж и часто. Не узнаем, каково это ездить на картошку или лесозаготовки, жить неделю в палатках.

Таким образом, можно сделать вывод, что до сих пор в современной школе существуют традиции, которые сохранились с советского периода: организация общешкольных праздников, дежурство, уборка территории, школьная форма. Мы считаем, что это важно для сохранения преемственности поколений.

Список литературы

Народное образование [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article080147.html

Гуркина, Н. История образования в России (Х-ХХ века) [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gurkina/06.php

Закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». – 24 декабря 1958 г. [Электронный ресурс] // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – С. 53-61. Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/social_history_pedagogical_official_documents/

Пыжиков, А.В. Реформирование системы образования СССР в период оттепели (1953-1964 гг.) [Электронный ресурс] // Вопросы истории. – 2004.- №9 Режим доступа: http://rabkrin.org/pyizhikov-a-v-reformirovanie-sistemyi-obrazovaniya-sssr-v-period-ottepeli-1953-1964-gg-statya/

Кивлева, Н. Образование в России второй половины ХХ века [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.proza.ru/2013/04/15/20

Средняя общеобразовательная школа [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://csr2008.ru/metod09/material/uplan-66-74.html

16

Просмотров работы: 5471