Кукла – тоже память, история

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кукла – тоже память, история

Коверенская Н.Н. 1Тоймурзина С.А. 1
1МБОУ гимназия №6
Майорова Л.С. 1
1МБОУ гимназия №6
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В прошлом учебном году мы изучали историю Древнего мира, в этом – изучаем историю России. На уроках узнали много интересного о жизни разных народов из очень далёких времён. Оказывается, уже в то давнее время дети имели игрушки. Нам стало интересно узнать, какими куклами играли наши бабуши, прабабушки. Какими были куклы в разные времена развития истории? И, конечно, поразмышлять над тем, какими они будут в будущем. И об этом рассказать нашим сверстникам, учащимся нашей гимназии, которые, как выяснилось из социального опроса, мало об этом знают.

Цель: исследовать изменения куклы, её назначения и показать, что кукла – это наша память, история.

Задачи:

1.Изучить историю появления куклы и проследить внешнее изменение куклы на разных этапах развития истории.

2. Узнать, как повлияла игра c куклой на творческую и профессиональную деятельность людей.

3. Познакомить учащихся с куклами разных народов, стран.

5. Провести опрос среди разных возрастных категорий, кто играл с куклой.

6. Выступить со своей работой в 3-6-х классах и на родительском собрании.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, поиск материала в Интернете, опрос, интервьюирование.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегов пишет: «Кукла-это детская игрушка в виде фигурки человека».1 История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы. Это и были первые игрушки. Потом появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки (Приложение № 1). Какие только формы кукла не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Первобытные люди придумали себе кумиров, истуканов (богов) – их делали чаще всего в виде человеческих фигур. Первая кукла была Богиней. Они спасли множество человеческих жизней, т. к. заменили людей в обряде жертвоприношения. Это были обрядовые куклы.

Она становится оберегом. Так, например, куколка «Крупеничка» - это оберег на сытость и достаток в семье. (Приложение №2). Куколку наполняли гречишным зерном или пшеницей, она была главной куклой в семье. При посеве первые горсти зерна брали из мешочка, который был сшит в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После сбора урожая куколку вновь наполняли лучшим зерном из нового урожая. Затем наряжали и бережно хранили в красном углу. Если куколка была худенькой, значит, в семье бедствовали.

Считалось, что кукла-оберег охраняла человека от всяческих бед: болезней, плохой погоды, несчастий. Почитаемыми были куклы «День и Ночь» - куклы-обереги жилища (Приложение №3). Куклы передавались из поколения в поколение.

КУКЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Вот что мы узнали о куклах Древнего мира. Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Археологи находят их в могилах маленьких египтян (Приложение №4). Иногда они представляют грубый чурбанчик без ног, так как люди боялись, что кукла может убежать. Куклы, у которых головы украшались париками из деревянных и нитяных бус, служили не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Многие древнейшие египетские куклы являлись погребальными дарами.

Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались (Приложение №5). Такие куклы служили не только для забавы, но также были важной частью религиозных обрядов. Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры.

Со времён древнего Китая сохранились глиняные куклы.2 Уже тогда зародилась специальная отрасль производства – изготовление кукол. В Китае делали кукол из глины, слоновой кости, фарфора, дерева, полудрагоценных камней, даже из перламутра. Некоторые врачи их использовали для диагностики человека.

Что же было в Европе? Было время, когда кукол совсем запретили. По средневековым церковным представлениям кукла была идолом, поэтому её производство было запрещено, но есть сведения, что сохранились английские деревянные куклы XIV в., созданные на заказ. (Приложение №6.1) Да и играть детям было особенно некогда - большинство из них были попросту лишены детства, поскольку уже с 5-6 лет работали наряду со взрослыми. Судя по образцам XV–XVI вв. в различных европейских музеях, в основном изготовлялись раскрашенные деревянные куклы. До XVIII в. даже дети из богатых семей играли куклами деревянными и тряпичными. Дорогих делали на заказ и наряжали их в модные наряды. Французы стали прославленными мастерами по созданию механических кукол, которые в XVII веке могли двигаться, издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное. (Приложение №6.2)

ДРЕВНИЕ РУССКИЕ ИГРУШКИ

Древние русские игрушки («потешки») выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. У восточно-славянских племён деревянные «потешки» были ещё в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода.

Раньше куклой могло стать и берёзовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку. Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Россия долго была лишена кукольного изыска - вплоть до XVIII в., пока в страну не стали завозить фарфоровые диковинки из Европы. Эти куклы были настолько дорогими, что детям из царской семьи они попадали в руки только по праздникам. Будущие великие княгини мастерили игрушки сами: пришивали заграничные фарфоровые головки к мягким самодельным нарядам. Появившиеся в это время куклы из фарфора стоили огромных денег, так как фарфор был открыт совсем недавно и ценился очень высоко.

В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Играя с куклой, ребёнок учится подражать действиям взрослых – одевает её, кормит, укладывает спать.

ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА

В своих поездках по территории нашей страны, зарубежных стран многие покупают и привозят домой национальную куклу народов той страны, где побывали. Ведь кукла не рождается сама: её создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа, что и является главной ценностью традиционной народной куклы. (Приложение № 7,8).

Как мы узнали из интернета, в настоящее время интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма и т. д.

В нашем Солнечногорском районе известны и пользуются большой популярностью у зрителей вокальный ансамбль «Святки», народный ансамбль русской песни «ЛЕТО», детские ансамбли «Веселуха», «Бирюльки» и другие. (Приложение №9).

Знакомство с традиционными русскими куклами позволит нам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для наших друзей. (Приложение №10).

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Кукла — это обобщенный образ живого существа человека. Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Первые кукольные театры возникли в Москве и Санкт-Петербурге в 1918 году.3 А самый популярный – в 1931 году, создателем был Сергей Образцов (Приложение №11).

Завод игрушки, как и музей, находится в Сергиевом Посаде, «игрушечной столице России». Поэтому мы советуем многим совершить туда экскурсию.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС

Опрошено 64 учащихся 6-х классов и 13 взрослых. Своих кукол звали Машей, Катей, Дуней, Настей, Варей. Современные дети - Алиной, Лизой, Аней, Соней, Вероникой, а также Барби, Бэби Бон.

Во времена наших прабабушек кукол делали сами из материи, из ниток или старых полотенец, а летом - из цветов и соломы, початков кукурузы. Играли в «дочки-матери». Девочки тем самым учились шить, вышивать.

А вот у наших бабушек стали появляться куклы из резины и пластмассы. Но и это всё осталось в прошлом. Сейчас продают современные куклы - монстры и т.п., которые вызывают у детей агрессивность, злость по отношению к другим.

На вопрос, какие куклы будут в будущем, все ответили - куклы-роботы. Как мы узнали, такая кукла уже есть и зовут её Настенькой. Высота её 63 см, работает на 6-ти батарейках. С ней можно разговаривать. Она отвечает на вопросы (20), рассказывает стихи, загадки, знает счёт, времена года. Может показать, как делать зарядку. Надо только уметь правильно нажимать кнопки на её ручках. Это же замечательный урок робототехники. Взрослым можно позавидовать детям.

Воспоминаниями о своей кукле с нами поделилась Почётный гражданин Солнечногорского района Грузинова Евгения Степановна.(Приложение №12). «Когда я была в 3 классе, мы с папой пошли в город. На витрине одного из магазинов, я увидела чудесную куклу. Папа понял, что мне она очень понравилась, и купил её. Недолго мне пришлось своих кукол усаживать за детский стол, проводить с ними уроки, ставить оценки, делать замечания, задавать домашнее задание, одним словом, играть в школу. Через полгода мой папа умер от сердечного приступа. И куклу, которую купил папа, я ценила и берегла, потому что она была как память об отце. Я дала себе слово: буду хранить её в памяти о последнем папином подарке, последней нашей прогулке, последней его радости сделать добро своей дочери. Через полгода началась война. Фашисты угнали нашу семью в концлагерь, нам чудом удалось бежать. Все важные вещи перед приходом немцев мы закопали в огороде, в том числе и куклу. Когда мы возвратились домой после побега из концлагеря, я думала: «Немцы заберут такие вещи, которые им нужны, но зачем им кукла - они же взрослые люди?!» Но куклы нигде не оказалось. Память оставила её образ на всю жизнь».

Как обидно, что и наш век приходится назвать жестоким. Свищут пули, взрываются бомбы, гибнут мирные люди в странах, которые, очевидно, забыли о Международном дне защиты детей, Конвенции о правах ребёнка.

Рассказ Канжелевой Риммы Георгиевны, 64 года

Моя бабушка (бабушка Сони Тоймурзиной) рассказала о том, что в детстве у неё были самодельные куклы Варя, Катя и Алёна. Бабушке было 8 лет и, как-то раз, она занималась рукоделием, шила кукле платье. Ткани не хватило, и она отрезала кусочек от платка, за что мама её поругала. Тогда ей было не до смеха, а сейчас вспоминает об этом с улыбкой.

Рассказ Сучковой Анны, 24 года

В своём рассказе Анна Сучкова, выпускница нашей гимназии, а также двух московских университетов, рассказала историю об одной своей кукле Марьюшке, которая нам очень понравилась. (Приложение №13). Будучи ещё школьницей, она купила куклу, чтобы подарить своей подруге, у которой скоро должен был быть День рождения. Кукле дала имя подруги - Настенька. Но кукла так ей понравилась, что было жаль расстаться. Подруге подарок не вручила, так как ту забрала бабушка на каникулы как раз перед её Днём рождения. И Аня вскоре тоже уехала со старшей сестрой в Крым. На одной из остановок сестра Ани, глядя в окно, сказала: «Аня, а вон твоя Настенька!» Аня увидела на платформе женщину, которая продавала кукол, среди них была похожая на Настеньку. И, конечно, сестра купила Ане эту куклу, и назвали её Марьюшкой. Когда вернулась домой из Крыма, подарила подруге Настеньку. Марьюшка осталась с Аней, затем переехала с ней в общежитие в Москву, помогала готовиться к экзаменам - к защите диплома в РГГУ и к сессии в МГЮА им. О. Е. Кутафина. И даже принимала участие в конкурсе «Семь нот», проходившем среди московских студентов. На летних каникулах вместе с Аней отдыхала в Крыму.

Мы любим смотреть «Детский голос», выступление наших спортсменов, и заметили, что у них с собой игрушка, и у многих кукла. Значит, это будет история, память для них, их семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игрушки – свидетели развития цивилизации, истории человечества. Проследив за изменением куклы от древности, Средневековья до наших дней, мы увидели, как изменялся человек, изменялось его мировоззрение. Ведь игра в куклы, как мы узнали, готовит к взрослой жизни. Кукла – это важная часть в развитии каждого ребенка. (Приложение №14). Дети играют в куклы, потому что подражают взрослым и стараются быть похожими на своих мам.

Кукла может рассказать об истории своей страны, из чего она сделана, её предназначение, о традициях и обычаях своего народа, семьи. Надеемся, что в современных семьях кукла будет бережно передаваться из поколения в поколение, как это было на Руси. Кукла не только остаётся в памяти, но идёт вместе с историей и имеет будущее.

Со своей работой мы выступили в 4 – 6 классах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ожегов С. И. Толковый словарь. М.: 1998. – 944 с.

3. Черкашин Г. Кукла. М.: Речь, 2013. – 48 с.

Интернет-ресурсы

  1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс].
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D1%91%D1%80 (Дата обращения: 15 .10. 2017 г.)
  3. Интернет-журнал Pro-collections.com [Электронный ресурс]. – 2010 – 2014. http://www.pro-collections.com/index.php/partworks/1055-kukli-v-kost-nar-mir-grafik-vihoda (Дата обращения: 04 .01. 2018 г.)
  4. Ярмарка мастеров [Электронный ресурс]. – 2006 – 2015.
  5. ]http://ww.livemaster.ru/topic/71943-istoriya-kukol?inside=0&vr=1 (Дата обращения: 02 .11. 2017 г.)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы

Приложение №2

Кукла – «Крупеничка». Оберег на сытость и достаток в семье

Приложение №3

Куклы "День и Ночь" –

куклы-обереги жилища

Приложение №4

Древние египетские куклы

Приложение №5

Глиняная кукла. Греция. 450-400 гг. до н.э.

Приложение №6 (1, 2)

1.Английские деревянные куклы.1640 г .

2.Французские механические куклы. ХVII в.

Приложение №7

Национальные чешские куклы

Приложение №8

Национальные куклы

Вьетнам Китай Индия

Приложение №9

Детский ансамбль русской песни «Веселуха», г. Солнечногорск

Приложение №10

Куклы из коллекции Тоймурзиной Софьи

Приложение №11

Петрушка В театре кукол

им. С. Образцова

Приложение №12

Беседа с Е. С. Грузиновой, Почётным гражданином Солнечногорского района, ветераном Великой Отечественной войны

Приложение № 13

Беседа с Анной Сучковой.

Анна со своей куклой Марьюшкой

на конкурсе «Семь нот».

Приложение №14

Автор работы Соня Тоймурзина со своей сестрой и коллекцией кукол

1 Ожегов С. И. Толковый словарь. – М.: 1998. – С. 313.

2 http://www.livemaster.ru/topic/71943-istoriya-kukol?inside=0&vr=1

3 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%91%D1%80

Просмотров работы: 246